Uralistica

По справедливому. Про историю завоевания народов, а не 1000 летие единения Мордвы и Российского государства

Выкладываю не безизвестную статью Эруша вежая после моей корректировки, которой он так ждал. Особых изменений нет, но зато история стала более справедливой и мокшане не чувствуются здесь обделенными, а у эрзян немног корону снял.

 

13 января 2009 Президент Российской Федерации Д. Медведев подписал Указ «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского 
государства». 
Текст Указа начинается следующими словами: 
«Учитывая историческое и культурное значение совместного проживания и духовной общности народов России и в связи с 1000-летием единения мордовского народа с народами Российского государства, постановляю: 
Принять предложение органов государственной власти Республики Мордовия о праздновании в 2012 году 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства». 

Что празднуем? 

Праздновать, это всегда хорошо!!! 
Ещё лучше при этом понимать, что, собственно, мы празднуем. 
Указы Президента РФ, не обсуждаются, а исполняются, но не грех понимать при этом, о чём, собственно, речь. 
Опуская вопрос о возрасте самого Российского государства, спросим: – почему 1000 лет? 
Что произошло 1000 лет назад, после чего отношения эрзян и мокшан с народами Российского государства взяли да изменились? 
И с какого именно времени, народы Российского государства стали называться народами Российского государства? 
То есть, они уже были народами Российского государства, когда к ним присоединилась «мордва? 
А какие именно это народы? Почему они не названы? 
Следующий вопрос: - а что вообще означает «единение»? 
И каким оно было на примере отношений мокшан и эрзян с народами Российского государства, а точнее с правителями того времени? 


Небольшое отступление 
Я не буду использовать слова «мордва», «мордвин», «мордовский» для обозначения двух народов эрзя и мокша, поскольку таких слов нет ни в мокшанском, ни в эрзянском языке и многим из представителей этих двух народов приведённые слова неприятны. 
Исключение составят ссылки на первоисточник, там я оставляю текст оригинала. 
Кроме того, я буду рассуждать с позиций эрзянского и мокшанского народов. А если что скажу не так, то они меня поправят.

Итак, «Единение»! 

Словари дают примерно одинаковое толкование этого слова, и означает 
оно следующее: 
тесная связь, основанная на единстве взглядов, целей, интересов; сплоченность, солидарность. 
То есть, можно подумать, что начиная из 1012 года, эрзяне и мокшане объединились с «народами Российского государства» (причем добровольно), прониклись высоким чувством, сплотились, на основании "единства взглядов, интересов и целей", и идут вот так рука об руку уже тысячу лет ... Так? 
Если честно, не совсем так. Или скорее - совсем не так. 
Обратимся даже не к эрзянским и мокшанским, а к российским источникам. 

Добровольное единение 

«Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской РОССИИ» составленный под руководством Кеппена Петра Ивановича в СанктПетербург В 1861 году. 

* «1101 г. Князь Ярославъ Святославичъ (Рязанскій) былъ побъжденъ 
Мокшанами и Эрзянами, въ губерніи Тамбовской или Нижегородской (прим. Видимо точно не помнит ), гдъ сии народы обитали издревле въ сосъдствъ съ Казанскими Болгарами.» 
Ист.Госуд. Росс. Т.II с.139 

* «1185 г. Великій князь Всеволод III Георгіевичъ, окончивъ войну с Болгарами (с ещё одним из народов Российского государства. Прим. моё), отправилъ конницу въ Владимір чръз землю Эрзян (нынъшнюю Симбирскую и Нижегородскую губерніи). Татищевъ, описывая возвращеніе конницы Всеволодовой, упоминаетъ о ръкъ Суръ и разореніи деревень Эрзянскихъ. 
Тамъ же.Т.III, с. 63. и прим. 64 

*«1226-1232 г. Великій Князь Георгій Всеволодовичъ нъсколько разъ посылал військо и самъ ходилъ на Мокшан и Эрзян. Походи эти почти всегда оканчивались побъдою: Народы были побиваемы, села ихъ выжжены, хлъб потравлен, скот доставался въ добычу. Сами жители обыкновенно искали убъжища въ густых лъсах, но и тамъ ръдко спасались от Русских. Въ 1229 году Князь Пургасъ, подступалъ съ эрзянами къ Нижнему Новгороду, но былъ отбит съ уроном. Тамъ же.Т.III, с. 274 и 275. и прим. 350 

*1377 г. мокшанские (или) эрзянские Князья указывали путь Царевичу Арапшъ въ предълы Нижегородской области и тайно подвели его къ Русскому войску, которое безпечно расположилось за ръкою Пьяною. Разбивъ здъсь на голову Русскихъ, Татары сожгли Нижній Новгородъ и опустошили всю область. К довершенію бъдствия, эрзяне по слъдам Татаръ разсъялись злодъйствовать въ его уъздъ; но князь Борисъ Константиновичъ настигъ ихъ, когда они уже возвращались съ добычею, и потопил въ ръкъ Пьянъ, гдъ еще плавали трупы Россіян. Сей Князь Городецкій вмъстъ с племянникомъ, Симеономъ Димитріевичем, и съ Воеводою Великаго Князя, Феодоромъ Свиблом, въ слъдующую зиму опустошилъ безъ битвы всю землю Эрзянь Мастор, истребляя жилища и жителей. Онъ взялъ въ плън женъ и дътей, также нъкоторых людей чиновныхъ, казненныхъ послъ въ Нижнемъ. Народъ въ злобномъ остервененіи влачилъ ихъ по льду ръки Волги и травилъ псами. Ист.Госуд. Росс. Т.V с. 47 -50, прим. 45 

*1381-1382 г. Въ договорной грамотъ Великаго Князя Димитрия Донскаго съ Олегомъ Рязанскимъ сказано, что бывшая Эрзянь Мастор, Мещера, купленная у тамошнего крещенаго Князя Александра Уковича, остаётся собственностію Великаго Князя Димитрія. Тамъ же.Т.V, с. 78. и прим. 86 

*1422 г. Въ Нижегородскомъ Лътописцъ подъ 1422 годомъ говорится о слободъ (Абрамов город), которая была въ Нижнемъ Новгородъ подъ старымъ городкомъ на берегу Оки, и которую засыпало обвалившеюся на нее сверху горою съ лъсомъ; а тотъ городъ (говорится въ Лътописцъ) поставленъ былъ въ то время, когда Великіе Князья суздальскіе ходили на взысканіе, гдъ поставить городъ и распространить Княженіе Суздальское на Низовской землъ за Волгою и за Окою, гдъ были лъса великіе и жили эрзяне, которых они отогнали, и земли ихъ населили Русью. Ист.Госуд. Росс. Т.V прим. 322» 

Комментарии, как говорится, излишни. 
Кроме одного! Под «мордвой», летописец, а за ним и многие другие, имеют ввиду эрзян и мокшан! 
Вот и получается: предлагая «празднование в 2012 году 1000-летия единения мордовского народа» органы государственной власти Республики Мордовия ввели в заблуждение Президента Российской Федерации. Не больше и не меньше. 
Или, всё-таки, требуется ещё одно разъяснение: «мордовский народ» - это о ком? Может быть, это не про мокшан и эрзян? Тогда другое дело! Тогда остаётся только поздравить от имени эрзянского и мокшанского народов, «мордовский» народ с праздником? Действительно, хорошие показатели: -от «поганой Мордвы» в 1422 году, до «мордовского народа» в 2009! 

Пожалуйста, не нужно обвинять меня в разжигании национальной розни. 
То, о чём написано в ХРОНОЛОГИИ, было, да быльём поросло. Многое изменилось, наши народы связывают более чем добрососедские отношения, общая история, родственные связи…. 
Но, празднуя сегодня (как оказалось совсем не добровольное «единение»), мы пренебрегаем памятью предков, которые погибли в борьбе против этого «единения». Мы пляшем на их могилах. 
Я полагаю, что это кощунство, заставлять побежденных, праздновать своё поражение! 
Вот и выходит, что многое изменилось, да не всё. 
Нам говорят «праздник» и мы «празднуем» без лишних вопросов. 
А может, всё-таки, пришло время спросить? И сказать правду? И начать с того, что мы не «мордва», мы мокшане и эрзяне. И будьте добры, уважая народ, прекратите называть нас словом «мордва», которое ассоциируется со словосочетанием из «Истории Государства Российского»! Заранее спасибо 

 

 

Просмотров: 1130

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Вообще то, статья моя! Это во первых. Во вторых, я не мог говорить от имени мокшанского народа, так как я не мокша. В третьих, поправки принимаю и благодарю за них. В четвертых предлагаю организовать открытое письмо (например к мировой общественности, правительству России) с подписями желающих присоединится к нашему с Сергеем Карташовым заявлению. Уточняю. Я, Болькин Александр Григорьевич, подписываюсь под этим письмом!

по типу того, что артур ярков на днях составлял? ну это надо тогда грамотно и юридически оформить, а не по журналистски. к примеру мусалев вообще в правовом поле не очень силен. поэтому нужно собраться вместе, мокша и эрзя и обсудить это вместе, а не по одиночке - конгрессами, как принято.

 

александр, считаешь ли ты верными мои поправки? (уточнял в соответствии с историческими событиями и зоной расселения мокша и эрзян, чтоб показать настоящую историю обоих народов).

Boljaenj Syresj said:

Вообще то, статья моя! Это во первых. Во вторых, я не мог говорить от имени мокшанского народа, так как я не мокша. В третьих, поправки принимаю и благодарю за них. В четвертых предлагаю организовать открытое письмо (например к мировой общественности, правительству России) с подписями желающих присоединится к нашему с Сергеем Карташовым заявлению. Уточняю. Я, Болькин Александр Григорьевич, подписываюсь под этим письмом!
Уважаемый Админ! К сожалению, на ресурсе продолжается практика приписывания мнений и публикаций другим людям. Данная публикация - ещё один пример этой практики. Прошу Вас обратить внимание на недопустимость такой практики. Мне представляется, что Админ должен корректировать поведение таких людей на ресурсе.

вас раздражает корректировка? вас устраивает, что история мокшан, это история эрзян, а мокшан не существовало в их исконных землях? если это так, то вы не правы, историю, не хотите знать и воспринимать, какой бы она не была.

спросите мусалева о нашей с ним беседе, о ваших высказываниях в мой адрес и том, что вы пишите. еще одно могу сказать, что мнение мусалева расходится с вашим. истрия она, такая, какая есть.  про данный пост, вы сами заикались, что хотите посмотреть после моей корректировки. отрицать нечего. в эрзянь мастор знакомы уже с вашими словами, а потом дальнейшим их отрицанием и приписыванием мне.

 

вот ссылка на ваш тот самый пост: http://uralistica.com/forum/topics/1000-mordva-budet-prazdnovatj



Erush Vezhai said:
Уважаемый Админ! К сожалению, на ресурсе продолжается практика приписывания мнений и публикаций другим людям. Данная публикация - ещё один пример этой практики. Прошу Вас обратить внимание на недопустимость такой практики. Мне представляется, что Админ должен корректировать поведение таких людей на ресурсе.

Эруш Вежай:

- Карташов Сергей пишет:

 

"я могу попробовать выложить свою версию данной статьи, где все народы уравнены, и, дано описание отношения мокшан и эрзян к 1000 летию единения с Россией."

Пишите, Сергей.

Интересно будет эрзянам узнать чувашскую точку зрения.

 

--------------

 

Свою точку зрения я высказал. Чего вас опять не устраивает, то что я ее высказал, или, то что сослался на ваш перепост???

 

 

Извините, Сергей Карташов, кто Вы по национальности?

по матери чуваш, по отцу точно не известно (или русский с эрзянскими корнями, или эрзя с русско-польскими корнями). но как сказал г.с. мусалев на днях мне, что чуваши они по крови по характеру очень близки к эрзянам. при встрече он сразу заметил, что антропологический тип у меня очень похож на финно-угорские, а не тюркские народы, как считает эруш. 

 



Boljaenj Syresj said:

Извините, Сергей Карташов, кто Вы по национальности?

Вы Сергей, своим желанием "осправедливить" эрзян немного переусердствовали. Ну, то, что не учли мнения автора статьи относительно его позиции(именно с позиции эрзянского народа) в этом вопросе - он уже уточнил. Автор эрзя, и то, что он высказывался относительно своего народа - вполне логично, не находите? Вы -же как русский не будете высказываться и от лица украинского(родственного вам) народа тоже, согласны? Более того, то что вопрос "мордвинизации" надо решать эрзянам и мокшанам сообща - согласен полностью, однако таких статей от мокшан пока не видел, так-же не слышал о конгрессе мокшанского народа. По-этому получается такая штука: эрзяне пишут статью, но по вашему мнению должны ещё и писать от лица мокшанских общественников и их мнений, хотя точное мнение мокшан по поводу нам не известно(ну кроме Numulunj pilgae, он также к "мордвинизации" негативно относится). - Ляп получается...

И..ещё один момент. Вы постом выше "заикнулись" по поводу "настоящей истории"? Но тогда логичный вопрос: "«1226-1232 г. Великій Князь Георгій Всеволодовичъ нъсколько разъ посылал військо и самъ ходилъ на Мокшан и Эрзян."?  Владимирско-суздальский князь Георгий Всеволодович и мокшанский князь Пуреш на тот момент были в союзнических отношениях, в то время как Пургаз, эрзянский князь, был в союзе главным противником Георгия - Волжской Булгарией. Вот таки дела.

А содан, кода тынь, ялгат, арсетядо. Койсэм те цёрынесь тёкшмелензэ неть валтнэсэ вадрясто невтизе, сёрмады: "у эрзян немного корону снял." :):)

Вана мейсь сон Боляень Сыресень сёрмадксонзо витнесь... :):)

Коллеги, друзья, мне кажется, что вам стоит сместить фокус дискуссий с войн и перепалок в сторону поиска решений для проблем и планирования совместных действий.

я первый кто сделал и написал это от лица мокшан и эрзян. историю родного края изучал и неплохо знаю, поэтому отличаю события и делаю, как правильнее. к примеру эрзяне же не жили на тамбовщине, а в статье прямое указание автором на то, что это эрзянское. я всего лишь сделал, по справедливому и точно.

 

И..ещё один момент. Вы постом выше "заикнулись" по поводу "настоящей истории"? Но тогда логичный вопрос: "«1226-1232 г. Великій Князь Георгій Всеволодовичъ нъсколько разъ посылал військо и самъ ходилъ на Мокшан и Эрзян."?  Владимирско-суздальский князь Георгий Всеволодович и мокшанский князь Пуреш на тот момент были в союзнических отношениях, в то время как Пургаз, эрзянский князь, был в союзе главным противником Георгия - Волжской Булгарией. Вот таки дела.

 

-почитайте историю мордовии в авторстве тимофея васильева, 1933 года. с г.с. мусалевым мы и эту книгу обсудили, он считает, что там правда, в отличие от тех кто на уралистике отрицает это.



MaoL said:

Вы Сергей, своим желанием "осправедливить" эрзян немного переусердствовали. Ну, то, что не учли мнения автора статьи относительно его позиции(именно с позиции эрзянского народа) в этом вопросе - он уже уточнил. Автор эрзя, и то, что он высказывался относительно своего народа - вполне логично, не находите? Вы -же как русский не будете высказываться и от лица украинского(родственного вам) народа тоже, согласны? Более того, то что вопрос "мордвинизации" надо решать эрзянам и мокшанам сообща - согласен полностью, однако таких статей от мокшан пока не видел, так-же не слышал о конгрессе мокшанского народа. По-этому получается такая штука: эрзяне пишут статью, но по вашему мнению должны ещё и писать от лица мокшанских общественников и их мнений, хотя точное мнение мокшан по поводу нам не известно(ну кроме Numulunj pilgae, он также к "мордвинизации" негативно относится). - Ляп получается...

И..ещё один момент. Вы постом выше "заикнулись" по поводу "настоящей истории"? Но тогда логичный вопрос: "«1226-1232 г. Великій Князь Георгій Всеволодовичъ нъсколько разъ посылал військо и самъ ходилъ на Мокшан и Эрзян."?  Владимирско-суздальский князь Георгий Всеволодович и мокшанский князь Пуреш на тот момент были в союзнических отношениях, в то время как Пургаз, эрзянский князь, был в союзе главным противником Георгия - Волжской Булгарией. Вот таки дела.

"я первый кто сделал и написал это от лица мокшан и эрзян. историю родного края изучал и неплохо знаю, поэтому отличаю события и делаю, как правильнее."

 

Ничего удивительного в том, что "правильно" только так и тогда, как вы считаете. Типичная позиция эгоиста, но увы она так и остаётся субъективной, т.к речь идёи об истории.

 

"к примеру эрзяне же не жили на тамбовщине, а в статье прямое указание автором на то, что это эрзянское."

Обманываете)) автор просто цитирует: «1101 г. Князь Ярославъ Святославичъ (Рязанскій) былъ побъжденъ
Мордвою, въ губерніи Тамбовской или Нижегородской, гдъ сей народъ обиталъ издревле въ сосъдствъ съ Казанскими Болгарами.»
Ист.Госуд. Росс. Т.II с.139

Более того, эрзя не жили на тамбовщине, а мокша на нижегородчине. Вопрос на засыпку. Кто географически ближе к булгарам, какой из двух регионов?

 

"почитайте историю мордовии в авторстве тимофея васильева, 1933 года."

Не скинете небольшие выдержки из этой книги сюда, именно те, в которых говорится о событиях периода 12-13 веков? (п.с 1933 год - давно было, с того периода много фактов добавилось)

Ответить на обсуждение

RSS

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования