Uralistica

«Обращение к народам России» принято участниками Круглого стола, проведённого в Госдуме РФ, организованного Русским Общественным Движением «Возрождение. Золотой Век». Приглашаем присоединиться к нему всех здравомыслящих людей...


Уважаемые Соотечественники!

Мы, участники Круглого стола на тему: «К вопросу о признании геноцида русского народа», проведённого в Госдуме РФ 10 июня 2010 года, чтя память наших предков и осознавая ответственность за судьбу будущих поколений, понимая сложившуюся политическую, социально-экономическую, культурную и демографическую ситуацию в России, обращаемся к народам России с заявлением.
Наше Отечество и государствообразующий русский народ вступают в ответственный период своей эволюционной истории.
На протяжении последних двадцати лет мы с вами являемся свидетелями небывалых разрушительных процессов, произошедших в результате псевдореформ, силой навязанных нашему народу извне. Эти псевдореформы привели к гибели более 28 миллионов граждан нашей Родины. Вот так в мирное время происходит целенаправленное уничтожение огромного числа русских людей, генофонда нации. Эти утраты сопоставимы с потерями русского народа в годы Великой Отечественной войны.
На протяжении двадцатого века, который определённо можно назвать самым кровавым и жестоким в истории человеческой цивилизации, наш народ понёс невосполнимые потери на полях сражений первой и второй Мировых войн; революции и гражданской войны, развязанной большевиками-бундовцами; в массовых репрессиях, голодоморах, в лагерях смерти и в иных формах геноцида, организованного международной сионистской финансовой мафией.
Все эти трагические события привели к прямым потерям русского народа, превышающим гигантское число в сто пятьдесят миллионов человек. К ним необходимо добавить около двухсот миллионов жизней косвенных потерь из-за нарушения естественного демографического процесса.
Жертвами этих трагических событий двадцатого века стали и те миллионы русских людей, которые остались в расположении ранее братских и дружественных народов СССР.
Весь удар этих мировых злодеяний принял на себя русский народ, который, в соответствии с планами мировой сионистской мафии, подлежит полному истреблению, а оставшиеся коренные народы России будут превращены в рабов с кандалами в виде вживлённых чипов. То, что эти планы «мировых правителей» по отношению к народам России реализуются на практике при полном попустительстве и содействии части высшего руководства России, сегодня уже не оставляет сомнения ни у одного нормального, здравомыслящего человека.
Соотечественники! Сегодня русский народ, в своё время ставший основой цивилизации нашей планеты, стоит перед лицом смертельной угрозы!
Врагами русского народа развязана и ведётся систематическая, хорошо организованная и целенаправленная война с применением самых современных видов истребления людей, включая психологическую, биологическую, генетическую и военно-террористическую формы геноцида и этноцида.
Против русского и других коренных народов в России осуществляется духовно-нравственная, образовательная, медико-биологическая, пищевая, алкогольно-наркотическая, военно-террористическая, национально-этническая, межконфессиональная, кредитно-финансовая и экономическая агрессия с целью полного уничтожения российской государственности и физического истребления коренного населения России.
Особое внимание со стороны деструктивных мировых сил уделяется нашим детям и молодому поколению, которые подвергаются непрерывным атакам с целью их духовного и физического умерщвления.
Мы обращаемся ко всем честным и здравомыслящим людям, ко всем здоровым силам нашего общероссийского дома, независимо от расовой, национальной, религиозной и иной принадлежности, с призывом остановить открытый геноцид нашего народа!
Мы призываем общество и силы правопорядка постоянно оказывать всяческое противодействие всем попыткам осуществления любых форм геноцида русских людей, и этим предотвратить угрозу будущему существованию самой человеческой цивилизации!
Противодействие должны оказать все, кто понимает, что с нами происходит, все, способные к борьбе, все, кому не безразлична судьба своего народа и нашей общей Родины – Руси! Дальнейшее безмолвное созерцание продолжающегося многовекового, неприкрытого геноцида русского народа делает каждого равнодушного соучастником этого страшного преступления.
Мы призываем руководство Российской Федерации прислушаться к крепнущему голосу русской общественности и найти в себе силы и решимость для консолидации общества и власти с целью остановить геноцид русского и других коренных народов России и уничтожение всей нашей цивилизации.
Необходимо знать и помнить, что враг ещё силён и коварен! Одолеть его можно только умом, силой духа и сплочённостью. Каждый честный человек должен осознать ответственность, которую он на себя берёт! У нас нет права на поражение, т.к. новой попытки не будет ни у нас, ни у нашей цивилизации.
Дорогие Соотечественники!
Великая Отечественная Война за нашу Родину – Россию – и свободную, достойную жизнь её народов, не закончена! Она вступает в свой завершающий и самый ответственный этап. Бой ожидает всех и каждого из нас! Это будет самый тяжёлый и отчаянный бой. Мы не имеем права на поражение! Наше поражение станет смертью и цивилизации, и планеты! Мы не можем себе этого позволить после стольких веков жестокой борьбы и бесчисленных жертв!
Мы должны победить, и мы победим!

Аншукова Н.Я., Беликов А.С., Бурлаков М.П., Гринченко В.И., Глущенко А.Н., Грязнов В.А., Даниленко И.С., Дубров Г.К., Ермакова И.В., Искаков Б.И., Ковалевский А.М., Кучеров С.И., Комков С.К., Кириличева Г.Б., Кравчук М.А., Левашов Н.В., Минасян В.М., Никитин А.И., Обрежа В.В., Тюняев А.А., Токунов Г.Н., Федичкина Е.А., Хохлов Л.М., Шкруднев Ф.Д.

г. Москва 10.06.2010 г.

http://ru-an.info/news_content.php?id=195 

 

 

Просмотров: 2243

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

это вы вообще, к чему?


Njimshur said:
японцы говорят: чем точнее понятие, тем меньше в нем смысла... не зря говорят.

Ортем, а откуда мне знать? Конечно же нет. Я же араб, а не эрзя. Мне это никак не дано знать.

Сергей, кого я критикую? Я просто попросил организации и их дела в помощь эрзянам и мокшанам.

Не надо писать лишнего, сколько раз это повторять?

Сергей, я общаюсь с Эрюш Вежаем, с Маолом, но общаюсь по делу, по помощи, чем могу, по новым идеям в продвижении эрзянской культуры и языка. У нас просто нет времени на переливание из пустого в порожнее.

Это можно на Уралистике делать.

Насчет признания эрзян и мокшан финно-уграми. Это выгодно обоим сторонам, как эрзя с мокшо, так и остальным финно-уграм. Интеграция и взаимопомощь могут ещё спасти наши народы. А если финно-угры поддадутся на мордвинизацию и всякие там "Мордовские сказки" про народ морденс и прочее, то это только оттолкнет народы.

 

Что вы все такие напряженные? Я нарисовал эту схемку за 5 минут, чтобы Сергея подколоть, даже не придавая этому серьёзный смысл, а вы прям рассматриваете это, как научный труд. Расслабьтесь, братья финно-угры.

Эрзянская независимая газета "Эрзянь Мастор" поместила в последнем своём номере такой материал о положении угорских народов:

Угорские языки России под угрозой исчезновения


Коренные малочисленные народы Севера России начинают забывать родные языки, констатируют филологи. Власти намерены издавать больше литературы на мансийском и других языках, а также возрождать знания на специальных курсах – передает ИТАР-ТАСС.

Для углубленного изучения проблемы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре начался специальный мониторинг “Состояние родных языков коренных малочисленных народов Севера /хантыйский, мансийский, ненецкий/”.

На эти цели, сообщает информационно-аналитическое управление Думы Югры, выделено 3,5 млн. рублей (Кошкины слёзы! – Ред.). Эти деньги пойдут и на организацию языковых курсов мансийского языка и культуры, а также на издание сборников материалов «Топонимы родного края» и других, выпуск мультимедийного практического пособия «Обско-угорский музыкальный фольклор».

Состояние языков коренных северных народов Югры вызывает тревогу у специалистов давно. Практика студентов-филологов МГУ имени М.В. Ломоносова, которые этим летом проводили исследования в Березовском районе, показала, что даже жители национальных сел зачастую с трудом помнят хантыйские слова и выражения. «Я вспоминаю слова, фразы, которые в детстве говорили мама, папа, бабушки, дедушки. А теперь эти слова уже забыты. Мы говорим на родном языке очень плохо», – сказала журналистам одна из местных жительниц.

Языки ханты и манси лингвисты относят к угорской группе, в которую входит и родственный венгерский язык. Предполагается, что некогда существовала и общность людей, говорившая на этом праязыке. Вопрос о том, где находилась древняя родина этой общности, остается для ученых крайне сложным. Несмотря на неясность и противоречивость происхождения ханты и манси, исследователи единодушны во мнении о двухкомпонентности их культуры, вобравшей в себя традиции местных таежных племен и пришедших с юга угров.

Лингвисты предполагают возможность древних связей уральской языковой семьи с индо-европейской и тюркской, имеются параллели с юкагирскими, чукотско-камчатскими, эскимосско-алеутскими языками, обнаружены связи и с древнеиранскими языками.

Источник: Права народов

Из газеты "Эрзянь Мастор". Мнение мордовского министра и комментарий Инязора Эрзя народа:

 

Югры и Мордовия. Паек одинаков


Председателю правления Мордовского республиканского общественного фонда спасения

эрзянского языка Г.Д.Мусалеву


Уважаемый Григорий Дмитриевич!

-----

Министерством по национальной политике Республики Мордовия по поручению Главы Республики Мордовия Н.И.Меркушкина рассмотрено Ваше обращение в его адрес от 6 июня 2011 года.

Разделяя Вашу озабоченность о сохранении и развитии мордовских (мокшанского и эрзянского) языков, мы не можем разделить Ваши некорректные высказывания в адрес ряда руководителей муниципальных районов республики.

В тоже время сообщаем, что приказом Министерства по национальной политике Республики Мордовия № 42 от 31.05.2011 г. и № 46 от 31.05.2011 г. в текущем году в соответствии с Законом Республики Мордовия от 1 декабря 2004 г. «О государственной поддержке национально-культурных автономий» выделены финансовые средства на организацию подписки и доставку национальных журналов в регионы Российской Федерации с компактным проживанием мордовского народа. Предпринята попытка подписки и доставки в регионы России центральных национальных газет «Эрзянь правда» и «Мокшень правда». Общая сумма расходов на данные цели составляет 185,0 тыс. руб.

Одним из путей поддержки, сохранения и развития мордовских языков служат примеры заключения договоров на приобретение книжной продукции. Только в текущем году на эти цели Миннацем РМ было выделено 93,5 тыс. рублей. Нами была приобретена часть тиража книги «Эрязденть арсезь» («Размышления о прожитом») Е.В.Четвергова на сумму 22,5 тыс. рублей.

Среди закупленных и переданных в национально-культурные автономии, национальные школы субъектов Российской Федерации с компактным проживанием мордовского народа «Словарь русско-мокшанско-эрзянский карманный», «Разговорник русско-мокшанско-эрзянский», «Азбука мокшанская в картинках», «Азбука эрзянская в картинках», «Тундонь ёфкс» («Весенняя сказка») Р.Орловой, «Мордовский словарь. Мокшанский. Эрзянский».

По заказу Министерства по национальной политики Республики Мордовия к изданию готовится сборник произведений молодых литераторов Республики Мордовия «Толнят», «Толнэть» и др.

Продолжена практика приобретения и распространения CD-дисков (Н.Маркова, Р.Орлова, В.Чичайкин и др.).

Закуплены и переданы в Фонд спасения эрзянского языка 50 экз. издания эпоса «Масторава» на общую сумму 50,0 тыс. руб.

Весомым вкладом в сохранение и развитие не только родного языка, но и национальной культуры эрзян и мокшан в целом, является придание статуса республиканского эрзянским праздникам «Раськень озкс» и «Велень озкс» с ежегодной финансовой поддержкой из республиканского бюджета Республики Мордовия.

Увеличение же подписчиков на национальные периодические издания, на наш взгляд, может быть обеспечено не только регистрацией издания в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и включением его в каталог Почты России, а в первую очередь более активной работой редакций среди потенциальных подписчиков и поднятием рейтинга своих газет среди населения.

Министр А.С.Лузгин



***********************

— Спасибо, Александр Степанович, за ответ. Читал и чуть от досады, от унижения моего народа не заплакал. 278 тыс. стоят два народа! Какое глумление над когда-то сильными народами. Югры— край нефти. Поэтому им «выдали», смилостивились, 3,5 млн., а на эрзю и мокшу всего лишь по 139 тысяч. 3,5 млн. – это тоже мало, очень мало, а 139 – это, считай, нуль. Тем более, ханты и манси население в пределах 25 тысяч, а эрзи и мокши, пока, 700-800 тысяч. 139 тысячи – это, согласитесь, слезы. Надо добиться того, чтобы национальные программы финансировались более достойно.

Я не говорю про Ушаковский собор в Саранске. Но если бы капиталы, вложенные на строительство храма Казанской божьей матери, или хотя бы на один его купол, перевели на спасение Эрзя и Мокша языков, они бы воскресли. Теперь же церквами и попами Республика уничтожает эти два народа. Мордовия и Югры далеки друг от друга, но судьба— одна.

С прискорбием Инязор Эрзянь Мастор Пиргуж

Приехал эрзя в своё село и увидел... и услышал... Что? Читайте в материале из газеты "Эрзянь Мастор":

Путевые заметки



В июне сего года нам с братом удалось посетить родные места в Дубенском районе Мордовии .

Впечатлений от поездки, как и следовало ожидать,— через край.

Волнение охватывало, увидев знакомую речку, горы, где в детстве катались на лыжах, озеро, где ловили карасей или сизой дымкой укрытый лес, где собирали орехи. Жаль, что в настоящее время многие участки находятся в частной собственности или в аренде, и не посидишь с удочкой на берегу какого-либо озера или речки. Абсурдная и нелепая ситуация! Как можно приватизировать то, что дано природой, Инешкипазом?! Беречь – это дело другое.

Жизнь сельчан, конечно, изменилась. Изменилась во многом в лучшую сторону. Фактически все сёла связаны дорогами с твердым покрытием, дома газифицированы. Раньше головной болью крестьян была заготовка дров, что было весьма непросто. А бездорожье?

Но, как говорят, человек сыт «не хлебом единым…»

Саранск. При первом посещении столицы Мордовии мы часа четыре бродили по городу. И что сразу же бросилось в глаза? А то, что Саранск это не столица Эрзи и Мокши, а сугубо русский город, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

За все это время мы не слышали, не видели ни одного человека, говорящего на эрзянском. Не видели ни одной надписи, ни одной рекламки на эрзянском языке (кроме названий улиц).

Саранск по сути ничем не отличается от русскоязычных городов, как, например, Пенза или Рязань. Я не говорю уж о национальной одежде, которую можно увидеть, наверное, только в музее.

Знай, вдумайся, читатель: ничто, совершенно ничего не напоминает приезжему, что это столица национальной республики! Мордовия – не столица и Эрзян и Мокшан.

Да, ничего не скажешь, работа по обрусению, по увеличению числа русскоговорящих, идет небывалыми темпами.

Надо отдать должное меркушкиным, мосиным, лузгиным, мокшиным и др. за их неустанный, кропотливый труд по мордвинизации коренных народов, ставших национальными меньшинствами на своей родной земле.

Какому богу молятся вышеуказанные «творцы», чтор они оставят своим детям, внукам? Явно, что они молятся не эрзянскому или мокшанскому богам, а тому, кто обещал им 30 сребренников. А оставят они своим потомкам—скромную недвижимость в виде дворцов, яхт, островов...Оставят в придачу им выхолощенную, безликую массу зомбированных россиян.

Сёла Кочкурово – Чкалово, Ломаты, Орданьбуе.

Отток молодежи из деревни в город усиливается. Грустно смотреть на пустующие дома, заброшенные, поросшие бурьяном усадьбы, которых множество по всем селам. Колхозы и совхозы давно развалились, работы нет. А что иного можно ожидать от среднестатистического молодого человека, который после русского садика (если таковой имелся), русскоязычной школы, ничего не усвоил самого дорогого, родного, не впитал в себя живописных соков Эрзянь Мастор? Уезжает, понятно, в город. У него начисто отсутствуют патриотические чувства, их выскребли будто наждаком, он даже стесняется своего происхождения и языка.

Невооруженным глазом видна целенаправленная политика властных структур Мордовии, и не только Мордовии: под фальшивыми лозунгами, призывами и шумными фестивалями похоронить эрзя и мокша народы.

Есть замечание к составителям учебных программ эрзянского языка.

Разговаривая с нашими родственниками в селе Орданьбуе, одна из них, учительница с более чем 30-м стажем, утверждала, что преподаваемый ныне в школе эрзянский язык «не такой» и «не похож» на их язык. Во многих случаях они его просто не понимают.*

Нужно, по-видимому, дифференцированно подходить к учебным программам, учитывая особенности местных диалектов. Конечно, более существенным является то, что в эрзянском селе Орданьбуе уже невозможно получить полноценные образование на эрзянском языке и затем продолжить его, например, в ВУЗе. Это в Орданьбуе. Про другие населенные пункты с преобладанием русскоязычного населения и говорить не стоит.

Саран ош. Беседуя с преподавателем МГУ, эрзя по национальности, мы его спросили про состояние эрзянского языка. В ответ мы услышали буквально следующее: «Мордовский язык не востребован». Мордовский... И это сказал доцент, ученый, интеллигент, правда, по диплому, не задумываясь. Думаю, в связи с этим, что далеко не каждый эрзянин понимает в какой пропасти оказался наш многострадальный народ и наш такой певучий язык. Может статься, что процесс ассимиляции будет необратим и тогда злой умысел по уничтожению эрзянского языка осуществится.

В настоящее время в Мордовии идет усиленная подготовка к «празднику» единения. Как «единились» эрзя и русские 1000 лет назад, история умалчивает, но это, собственно, неважно для режима Меркушкина – главное для него засвидетельствовать своё раболепие перед центром и выпросить лишний кусок колбасы.

Село Кочкурвеле. Заметным и приятным событием было для нас «Велень чи» в Кочкурвеле, на котором нам посчастливилось присутствовать в воскресенье 19 июля.

Яркая национальная одежда, выразительная эрзянская речь, солнечный теплый день, выступление участников этого действа, — все это действительно стало праздником, впрочем, не только для кочкуровцев, но и для многих гостей из других сёл. Более чем трехсотлетняя история села впечатляет. Оно расположено в живописном месте, у подножия покрытой лесом горы. Через все село протекает красивая, щебечущая на своём языке речка.

Эрзяне, живущие здесь, по праву гордятся своим прошлым, настоящим, гордимся своими земляками, чей труд и подвиги навсегда вписаны в книгу человеческой памяти, и мы.

И все же, на мой взгляд, имеется несколько замечаний. Например:

В национальной одежде были только люди старшего поколения и участники концерта. Молодые, фактически все одеты «современно», т.е. серо, однообразно, буднично, как-то не празднично.

Почему все выступающие говорили на русском языке (кроме одной, фамилии не запомнил)? Дико, иначе не скажешь.

Какое отношение к празднику имел поп и его «нравоучения»? Ведь с помощью этого попа и ему подобных у нас отняли нашу религию, на которой как на стержне держались наша духовность, нравственность, смысл жизни. Теперь, опять же не без попов, отнимают последнее—язык.

P.S. По окончании отпуска, на автовокзале в Саранске одна молодая мамаша с ребенком говорила по телефону, вероятно с мамой, по-эрзянски, где четверть слов, примерно, из всего сказанного звучало на русском языке…

Ёгань Минька, Красноярск

2011.07.20


Чуть-чуть от редакции:


* О непонимании современного эрзянского языка. Это из многих бед ещё одна наша беда. Сегодняшний эрзянь язык очистился от русизмов, тюркизмов и прочей шелухи, обрел то, что было потеряно. А вот учителя… остались на языковом уровне 50-х годов. Живут мерками прошлых времён, мало читают, не работают над собой, не совершенствуются. Многие из не знают слово «авай», вместо него—«мамай». Это наша беда, беда общества, беда государства. Тевесь аволь диалектнесэ.

** - «выступающие на русском языке» - это ещё один знак невоспитанности и невеждества, отсталости мысли, знак отсутствия самоуважения и избытка раболепия.

хорошая статья

Erush Vezhai said:

Эрзянская независимая газета "Эрзянь Мастор" поместила в последнем своём номере такой материал о положении угорских народов:

Угорские языки России под угрозой исчезновения


Коренные малочисленные народы Севера России начинают забывать родные языки, констатируют филологи. Власти намерены издавать больше литературы на мансийском и других языках, а также возрождать знания на специальных курсах – передает ИТАР-ТАСС.

Для углубленного изучения проблемы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре начался специальный мониторинг “Состояние родных языков коренных малочисленных народов Севера /хантыйский, мансийский, ненецкий/”.

На эти цели, сообщает информационно-аналитическое управление Думы Югры, выделено 3,5 млн. рублей (Кошкины слёзы! – Ред.). Эти деньги пойдут и на организацию языковых курсов мансийского языка и культуры, а также на издание сборников материалов «Топонимы родного края» и других, выпуск мультимедийного практического пособия «Обско-угорский музыкальный фольклор».

Состояние языков коренных северных народов Югры вызывает тревогу у специалистов давно. Практика студентов-филологов МГУ имени М.В. Ломоносова, которые этим летом проводили исследования в Березовском районе, показала, что даже жители национальных сел зачастую с трудом помнят хантыйские слова и выражения. «Я вспоминаю слова, фразы, которые в детстве говорили мама, папа, бабушки, дедушки. А теперь эти слова уже забыты. Мы говорим на родном языке очень плохо», – сказала журналистам одна из местных жительниц.

Языки ханты и манси лингвисты относят к угорской группе, в которую входит и родственный венгерский язык. Предполагается, что некогда существовала и общность людей, говорившая на этом праязыке. Вопрос о том, где находилась древняя родина этой общности, остается для ученых крайне сложным. Несмотря на неясность и противоречивость происхождения ханты и манси, исследователи единодушны во мнении о двухкомпонентности их культуры, вобравшей в себя традиции местных таежных племен и пришедших с юга угров.

Лингвисты предполагают возможность древних связей уральской языковой семьи с индо-европейской и тюркской, имеются параллели с юкагирскими, чукотско-камчатскими, эскимосско-алеутскими языками, обнаружены связи и с древнеиранскими языками.

Источник: Права народов

знаете почему столько мало выделяют? причина? бюрократия и коррупция. федеральных денег и инвестирования из ЕС много нам сулит, но деньги в карманы утекают. бороться надо не с министерствами насчет политики, а с коррупцией. тогда деньги будут в полном объеме поступать.

Erush Vezhai said:

Из газеты "Эрзянь Мастор". Мнение мордовского министра и комментарий Инязора Эрзя народа:

 

Югры и Мордовия. Паек одинаков


Председателю правления Мордовского республиканского общественного фонда спасения

эрзянского языка Г.Д.Мусалеву


Уважаемый Григорий Дмитриевич!

-----

Министерством по национальной политике Республики Мордовия по поручению Главы Республики Мордовия Н.И.Меркушкина рассмотрено Ваше обращение в его адрес от 6 июня 2011 года.

Разделяя Вашу озабоченность о сохранении и развитии мордовских (мокшанского и эрзянского) языков, мы не можем разделить Ваши некорректные высказывания в адрес ряда руководителей муниципальных районов республики.

В тоже время сообщаем, что приказом Министерства по национальной политике Республики Мордовия № 42 от 31.05.2011 г. и № 46 от 31.05.2011 г. в текущем году в соответствии с Законом Республики Мордовия от 1 декабря 2004 г. «О государственной поддержке национально-культурных автономий» выделены финансовые средства на организацию подписки и доставку национальных журналов в регионы Российской Федерации с компактным проживанием мордовского народа. Предпринята попытка подписки и доставки в регионы России центральных национальных газет «Эрзянь правда» и «Мокшень правда». Общая сумма расходов на данные цели составляет 185,0 тыс. руб.

Одним из путей поддержки, сохранения и развития мордовских языков служат примеры заключения договоров на приобретение книжной продукции. Только в текущем году на эти цели Миннацем РМ было выделено 93,5 тыс. рублей. Нами была приобретена часть тиража книги «Эрязденть арсезь» («Размышления о прожитом») Е.В.Четвергова на сумму 22,5 тыс. рублей.

Среди закупленных и переданных в национально-культурные автономии, национальные школы субъектов Российской Федерации с компактным проживанием мордовского народа «Словарь русско-мокшанско-эрзянский карманный», «Разговорник русско-мокшанско-эрзянский», «Азбука мокшанская в картинках», «Азбука эрзянская в картинках», «Тундонь ёфкс» («Весенняя сказка») Р.Орловой, «Мордовский словарь. Мокшанский. Эрзянский».

По заказу Министерства по национальной политики Республики Мордовия к изданию готовится сборник произведений молодых литераторов Республики Мордовия «Толнят», «Толнэть» и др.

Продолжена практика приобретения и распространения CD-дисков (Н.Маркова, Р.Орлова, В.Чичайкин и др.).

Закуплены и переданы в Фонд спасения эрзянского языка 50 экз. издания эпоса «Масторава» на общую сумму 50,0 тыс. руб.

Весомым вкладом в сохранение и развитие не только родного языка, но и национальной культуры эрзян и мокшан в целом, является придание статуса республиканского эрзянским праздникам «Раськень озкс» и «Велень озкс» с ежегодной финансовой поддержкой из республиканского бюджета Республики Мордовия.

Увеличение же подписчиков на национальные периодические издания, на наш взгляд, может быть обеспечено не только регистрацией издания в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и включением его в каталог Почты России, а в первую очередь более активной работой редакций среди потенциальных подписчиков и поднятием рейтинга своих газет среди населения.

Министр А.С.Лузгин



***********************

— Спасибо, Александр Степанович, за ответ. Читал и чуть от досады, от унижения моего народа не заплакал. 278 тыс. стоят два народа! Какое глумление над когда-то сильными народами. Югры— край нефти. Поэтому им «выдали», смилостивились, 3,5 млн., а на эрзю и мокшу всего лишь по 139 тысяч. 3,5 млн. – это тоже мало, очень мало, а 139 – это, считай, нуль. Тем более, ханты и манси население в пределах 25 тысяч, а эрзи и мокши, пока, 700-800 тысяч. 139 тысячи – это, согласитесь, слезы. Надо добиться того, чтобы национальные программы финансировались более достойно.

Я не говорю про Ушаковский собор в Саранске. Но если бы капиталы, вложенные на строительство храма Казанской божьей матери, или хотя бы на один его купол, перевели на спасение Эрзя и Мокша языков, они бы воскресли. Теперь же церквами и попами Республика уничтожает эти два народа. Мордовия и Югры далеки друг от друга, но судьба— одна.

С прискорбием Инязор Эрзянь Мастор Пиргуж

Reply by Карташов Сергей

"союз финно-угорской молодежи москвы" в свое время в 2009-2010 г.г. пытался запустить курсы мокшанского и эрзянского в москве и в саранске, ничего не получалось. две попытки сорвались.

и вот осенью 2010 в саранске это состоялось, проект был запущен. весной было выпущено 65 специалистов в области знания и мокша и эрзя языка. все это было при поддержке организации василия немечкина, мордовского госуниверситета и самой власти мордовии.

Да сперва та же "Власть" закрывает нац. школы и садики,  пытается "задавить" фонд спвсения Эрзя языка, "воюет' с газетой Эрзянь Мастор и запрещяет всё Эрзянское , т.е. как те же большевики, сперва всё уничтожают, а затем вроде бы пытаются реанемировать. Возникает вопрос - с чего ради такие потуги?  Ответ прост - ЕС выделил деньги на поддержку Эрзя и Мокшо языков. Так вот , денижки тю тю, а видимость работы надо создать! Сергей, Вы же часто бываете у нас в Саранске - и должны видеть, что это всё фикция. И эти 65 специалистов - где они? Наверное их направили в школы и садики учить наших детей родным языкам? Или на телевидиние и радио РМ чтобы увеличить часы вещяния на нац. языках?       НЕТ. Это всё - ОЧКОВТЕРАТЕЛЬСТВО!

Это медленная смерть эрзя и мокшо под видом деятельности. Мне тоже самое бабушка рассказала, когда её знакомая эрзянка ездила в Саранск - это русский город, не столица национальной республики. Иностранец приедет и ничего не отличит от простого города России. Да даже сам мокшо и эрзя уже не отличает.

Говорят все на русском языке. Сказала, даже не с кем на эрзянском поговорить. В Рузаевке та же картина.

193 тысячи... Вот издеватели. Здесь в Казахстане отличникам и обладателям золотых медалей, школьникам такие суммы дарят.Умора, мать честная. Воры.

Инязор Эрзя народа Пиргуж (Мусалев Г. Д.) Фонд спасения эрзянского языка, независимая газета Эрзя народа "Эрзянь Мастор" (Редактор Четвергов Е. В), Эрзянь Атянь Эзем-Совет Старейшин эрзян и другие общественные эрзянские организации приглашают эрзян и друзей Эрзя народа принять участие в фестивале древней эрзянской песни "Торамось терди" ("Зов торамы")

 

Йовлань Олонь лемсэ «Этно-кудо»
Дом-музей им. Владимира Ромашкина

Йовлань Олонь лемсэ кезэрень эрзянь
моронь III-це фестиваль

«Торамось терди»

«Зов торамы»

III фестиваль древней эрзянской
песни посвященный 60-летию со дня
рождения Владимира Ромашкина.

Вирь ало Тавла веле – 2011 ие
таштамковонь 6-це чи
Подлесная Тавла

Проектэнь анокстыцятне:

Мордовия Республикань культурань прявткурось
Мордовия Республикань раськеютконь тевтнень коряс прявткурось
Равъютконь Финно-угрань раськень шкинемань прявткурось
Кочкур буень Администрациясь
Мордовия Республикань эрзянь келень вейсэнь идема Фондось
«Вирь ало Тавла велень «Эрьмезь» чувтосто керсицянь
вейсэндявксось
«Торама» кезэрень эрзянь ды мокшонь моронь морыцянь пурнавксось
Йовлань Олонь лемсэ «Этно-кудось»

Арсема юрось:

Кезэрень эрзянь раськень моронь морамо коензэ-лувонзо, ёжомарямонзо, вельмевтеманзо, ойме потмонзо ванстомазо ды кепедемазо. Мордовия Республикань ды томбалень эрзянь морыцянь пурнавкстнэнь ютксо ояксчинь ды шкинемасо кеме сюлмонь теемась. Кезэрень од моронь пурнамось ды панжомась. Йовлань Олонь лемсэ ледстнемга фестиваленть «Дорамось терди» теемась кавто иестэ весть . III-це фестивалесь терди весе морыця пуромкстнэнь тонавтомс вишка эйкакшт, конатнень вельде ванстовить эрзянь раськень морамонь илатне-койтне.

Фестивалентень тердевить:

Мордовия Республикань Кочкур буень, Чаунза буень, Отяжбуень, Орданьбуень, Игнатбуень морыцянь пуромкст. Истя жо тердевить Пенза, Ульян, Обран ош ёнксонь, Татарстансто, Удмуртиясто морыцят. Учовить инжеть Эстэнь, Суоминь, Венгрань масторсто.

Ютавтома лувось:

1. Инжень вастомась – 8.30-9.00
2. «Этно-кудо»-ва экскурсия – 9.00-9.30
3. Йовлань Олонень кеврунгонь панжомась - 9.30-10.00
4. Фестивалень панжомась – 10.00-11.00
5. «Торама» фолк-группань морамось – 11.00-11.30
6. Эрзянь моронь морыцятнень концертэсь – 11.30-15.00
7. Чувтосто керсемань выставка – чинь перть
8. Артомань выставка артыцятнень Дырин ялакстнэнь —чинь перть
9. Мелень ёвтамось – 15.00-17.00
10. Эрзянь ярсамо ды симемапелень коесь – 17.00-19.00
11. Инжень ильтямось – 19.00-20.00.

Организаторы проекта:

Министерство культуры Республики Мордовия
Министерство по национальной политике Республики Мордовия
Поволжский Центр культур финно-угорских народов
Администрация Кочкуровского муниципального района
Мордовский республиканский общественный Фонд
спасения эрзянского языка
Общественная организация «Союз тавлинских мастеров «Эрьмезь»
Фольклорный коллектив «Торама»
Дом-музей «Этно-кудо» им.Владимира Ромашкина

Цель фестиваля:

Сохранение традиций исполнения древней эрзянской песни, её эмоциональной окраски, духовного богатства. Налаживание творческого контакта между фольклорными коллективами Республики Мордовия, эрзянской диаспорой, а также индивидуальными исполнителями эрзянской песни. Выявление новых ранее неизвестных древних, архаических песен. Фестиваль, посвященный памяти Владимира Ромашкина, проводить один раз в два года. Повтор песен не допускается. Каждый коллектив обязан представить юных исполнительниц эрзянских традиционных песен.
Приглашенные участники:

На фестиваль приглашаются фольклорные коллективы Кочкуровского, Чамзинского, Атяшевского, Ардатовского, Игнатовского районов Республики Мордовия, а так же Пензенской, Ульяновской, Нижегородской областей, Татарстана и Удмуртии. Ожидается приезд гостей из Эстонии, Финляндии и Венгрии.

Программа:

1. Заезд участников и гостей фестиваля - 8.30-9.00
2. Экскурсия по музею – 9.00-9.30
3. Открытие памятника Владимиру Ромашкину - 9.30-10.00
4. Официальное открытие мероприятия – 10.00-11.00
5. Выступления фольклорного коллектива «Торама» - 11.00-11.30
6. Выступления участников фестиваля – 11.30-15.00
7. Выставка резьбы по дереву мастеров ОО «Эрьмезь» – в течение дня
8. Выставка картин художников братьев Дыриных – в течение дня
9. Подведение итогов – 15.00-17.00
10. Дегустация национальной кухни и напитка (брага) – 17.00-19.00
11. Отъезд участников и гостей – 19.00-20.00

Ответить на обсуждение

RSS

© 2022   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования