Uralistica

Инфоцентр FINUGOR представляет статью руководителя центра национальных проблем образования РФ Ольги Артеменко по ситуации вокруг преподавания родных языков в школах России. Материал опубликован в газете"Аргументы недели". Мнение автора статьи может не совпадать с позицией редакции Инфоцентра.

*         *         *

1 сентября российские школьники начинают учиться по новому федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) начального общего образования. Кроме прочего он позволяет дифференцировать изучение языков народов России в зависимости от их статуса. Новшество это напрямую касается сотен тысяч юных россиян и их родителей.

В свое  время весьма бурную реакцию ряда субъектов Федерации вызвал 309-й Федеральный закон (принятый 01.12.2007 г.). А все дело было в том, что он предложил новую структуру образовательного стандарта. В прошлое уходили такие понятия, как «федеральный» и «национально-региональный» компоненты. Именно в рамках последнего до недавнего времени и изучались родной язык, а также предметы национальной культуры в российских школах.

Напомню, тогда в знак протеста парламенты Татарстана и Башкортостана даже вышли в Госдуму России со своими законопроектами, где предлагали восстановить национально-региональную часть общеобразовательной программы и непременно передать ее в компетенцию субъекта РФ. Основным аргументом было весьма спорное утверждение, что, мол, только так можно организовать изучение родных языков и культур. На самом деле местные руководители образования не хотели выпускать из рук жесткий механизм управления школами. Ведь они абсолютно монопольно определяли, какой язык должен изучаться в той или иной школе в статусе родного и на каком будет организован весь процесс обучения в целом. Причем для всех учащихся независимо от их этнической принадлежности!

Спустя более трех лет с момента принятия закона можно смело говорить о реальных возможностях для изучения языков народов России, созданных в условиях нового образовательного законодательства. Теперь школа самостоятельно утверждает, а, следовательно, и разрабатывает основную образовательную программу, рабочие учебные планы, которые должны учитывать конкретные языковые и культурные потребности учеников. Озвучить педагогам эти потребности могут законные представители детей (родители или лица, их заменяющие). Такой демократический подход к организации образовательного процесса обеспечивает реализацию конституционно установленной для всех народов России государственной гарантии сохранения родного языка, создания условий для его изучения и развития. Он дает право каждому самостоятельно заявлять о своем родном языке и получать условия для его изучения в школе.

ФГОС предусматривает в программе начального общего образования учебные курсы, обеспечивающие этнокультурные интересы учащихся, а также норму, когда основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов в одной школе.

Практически во всех субъектах РФ органы управления образованием взяли на себя обязанность по оказанию методической помощи администрациям школ и учителям в разработке основных образовательных программ, рабочих учебных планов. Например, в Республике Коми в течение трех лет разрабатывалась концепция этнокультурной направленности образовательного процесса. Она позволяет учитывать в школе статус языков, установленный Конституцией РФ и дифференцированно решать, где преподавать коми язык в качестве государственного, а где в качестве родного, по каким методикам и в каких объемах. Такой подход снял множество противоречий, возникавших ранее между национальными общественными организациями и органами государственной власти республики.

Сегодня можно смело утверждать, что школа готова предоставить всем желающим возможность изучения языков народов России с учетом конституционного статуса.

Наш Центр национальных проблем образования Федерального института развития образования разработал модели учебных планов, учитывающие статус языков и примерные учебные программы государственных языков республик. Эти наработки широко обсуждались в Чечне и Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Марий Эл, Коми и Башкортостане, Калмыкии и Республике Алтай, в Республике Дагестан. В Хабаровске на краевое совещание съехались все директора школ и учителя, преподающие языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В субъектах Российской Федерации со стороны общественных организаций и родителей практически не наблюдается недовольства по поводу изучения языков в школе. Исключение составляет Республика Татарстан. Там, к сожалению, в последние месяцы не прекращаются митинги с требования урегулировать вопросы преподавания в школах русского и татарского языков. Почему это происходит? Рискну предположить, что вопреки общефедеральным нормам в этой республике реализуется какой-то свой очень специфичный подход к организации образования. И если это не прекратится, то мы еще не раз сможем увидеть манифестации разгневанных родителей, отстаивающих право своих детей как следует изучать родной язык. В том числе и тогда, когда этот язык – русский.

Просмотров: 481

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Татарстан и Башкортостан были правы. Посудите сами: русский язык и так намного, в сотни раз сильнее татарского и башкирского языков, так как на нем в сотни раз больше книг, телеканалов, радио, газет, журналов. То есть, даже если бы русский язык играл по тем же правилам, что и другие языки России, ему было бы намного легче, но нет, некая команда русских националистов, среди которых Артеменко, видимо, не согласны и на это, а хотят ещё чтобы русский язык был более обязательным, чем другие языки. То есть, они хотят, чтобы уроки русского языка был обязательными для всех, а татарского языка - необязательными для всех.

"Ведь они абсолютно монопольно определяли, какой язык должен изучаться в той или иной школе в статусе родного и на каком будет организован весь процесс обучения в целом. Причем для всех учащихся независимо от их этнической принадлежности!" - Эта фраза оставляет впечатление, что они насильно обучали на татарском языке и русских, и других, это неправда, почти все русские в Татарстане учатся на русском языке, вдобавок к этому больше половины татар в Татарстане учатся на русском языке. Большинство или все удмуртов, марийцев, чувашей и других в Татарстане учатся на русском языке. А уроки языков были поровну - сколько уроков русского языка - столько и татарского, и оба одинаково обязательны, и это в общем соответствует тому, что в Татарстане примерно половина населения русские и половина татары. А о слове "в статусе родного" - я не совсем понимаю, в школе, в которой я учился, в 1990-2001 годах, не было такого предмета, я учился на татарском языке в татарской гимназии. Если действительно, такой предмет был введен только в 2000-х, то от меня справедливый укор: почему же не сделали для всех народов России обязательными их родные языки, а все чужие языки (включая русский язык) - необязательными? И возможно, понятие "родной язык" было введено в федеральный стандарт только после того, как в Татарстане был принят закон о преподавании русского и татарского языков, то есть государственных, в равном объеме в средних школах РТ, и этот закон был обжалован в КС РФ, и суд вынес решение, что это не противоречит конституции РФ. Таким образом, возможно, когда появилось понятие "родной язык" в федеральном законе, он уже сразу был как бы неправильным, так как противоречил закону РТ, и в РТ, для того чтобы оставить равное количество уроков этих языков в школах, в некоторых из них были вынуждены преподавать татарский язык в часах положенных родному языку в этом новом федеральном стандарте.

"Теперь школа самостоятельно утверждает, а, следовательно, и разрабатывает основную образовательную программу" - Впервые такое слышу, и не верю, что-то тут не так.

"Озвучить педагогам эти потребности могут законные представители детей (родители или лица, их заменяющие)" - Получается, русскоязычные родители могут сговорившись отдать детей в татароязычную школу, и заставить начать преподавать в этой школе на русском языке, что может вообще оборвать связь поколений и уничтожить татароязчную школу.

"коми язык в качестве государственного" - Если я не ошибаюсь, когда был региональный компонент, было преподавание как государственного, а с 309-м законом только русский язык может преподаваться как государственный.

"Основным аргументом было весьма спорное утверждение, что, мол, только так можно организовать изучение родных языков и культур." - Правильное утверждение, если не так, то татары, как и все, могут выбрать школу, где нет уроков татарского языка, но никто не может отказаться от уроков уроков русского языка, это подкрепляется тем что ЕГЭ сделали только на русском языке, и тем что при поступлении в ВУЗы требуется сдать экзамен по русскому языку. Но хотя бы было, говорят, в ВУЗах преподавание на татарском языке, но сейчас, говорят, многие из них не смогли собрать студентов. Таким образом, татары насильно русифицировались бы, и не было бы никакого равного противодействия этому. А так хотя бы в средних школах уроки татарского языка сделали обязательными для всех.

"в этой республике реализуется какой-то свой очень специфичный подход к организации образования" - Сами подумайте: по конституции РФ все народы равны, могут быть государственные языки помимо русского, в РТ 2 языка, в РТ татар и русских поровну, получается, если в Татарстане уроки русского языка обязательны для всех, то и уроки татарского языка должны быть обязательны для всех, так как они оба государственные. И они должны быть в равных количествах, так как татар и русских в РТ поровну. И в РТ действует соотвествующий закон, и КСРФ подтвердил, что он соответсвует конституции РФ.

Я понимаю хорошее намерение создателей этого 309-го закона, в той части, что по нему получается, например, что татары во всех местах компактного проживания в РФ могут сделать в своей местной школе обязательные уроки татарского языка и татароязычное обучение. Но, татары в остальной России кроме Татарстана уже русифицировались, их молодое поколение не знает татарского языка, и я сомневаюсь, что они смогут решить сделать татароязычное обучение. Но, я не согласен с тем, что этот закон отменил региональный компонент, где могли решать например татары, но не отменил федеральный компонент, в котором решают русские, они не заботятся о других языках так же, как о своем родном русском языке, так и получилось, в новых федеральных стандартах образования русский язык преподается как государственный язык, и эта часть его не отменяема, к этому добавляется родной язык, который может быть любым языком. Это противоречит конституции РФ, по которому все народы равны. Хотя в конституции РФ и сказано о государственности русского языка, там не сказано об обязательности уроков русского языка. Это должно быть добровольным, человек должен иметь право не изучать государственный язык. Таким образом, я не выступаю строго за обязательность татарского языка в Татарстане, я выступаю за то, чтобы языки народов РФ были равны перед законом.

 

(все. этот же комментарий написал на сайте газеты, там премодерация.)

Тот коммент там вышел. Сейчас написал коммент к другой статье где тоже речь Артеменко, интервью, http://www.argumenti.ru/education/n249/71171/ , на эту же тему, год назад. Я написал:

"вот такой «матрешечный» принцип структурирования содержания образования неадекватен с точки зрения культурологии и не позволяет формировать целостность личности" - Вы (и он) ошибаетесь, матрешечный принцип - правильный, соответсвует реальной структуре аералов проживания людей разных национальностей, потому что эти ареалы как бы фрактальные, также можно сказать и матрёшечные, то есть, например: в россии большинство русские, но в одном регионе россии русские - меньшинство, и в этом регионе есть район, в котором русские большинство, и в этом районе есть деревня, в котором русские меньшинство, и в этой деревне есть семья, в котором русские большинство, и другие вариации этого.

"... вот такой «матрешечный» принцип ... не позволяет формировать целостность личности ... человека, который ... Но при этом совершенно четко представлял, что он живет в Российской Федерации ..." - Я знаю, о чём она говорит, и от этой фразы остается впечатление, что якобы кто-то где-то в школах России не представляет четко, что он живет в Российской Федерации. Она уже несколько лет назад говорила о Татарстане, что якобы дети в школах Татарстана думают, что они живут в отдельном государстве Татарстан, я учился именно в этот период, 1990-2001 годах, и я знаю, что это не так, мы знали что Татарстан - не полностью отдельное государство, и в мире, и в России считается частью России, и действительно являлся частью России, но я знаю, что Татарстан тогда действительно по документам был, и сейчас, можно считать, что остается, не просто частью России, а суверенным государством, который договорился с федеральным центром чтобы быть частью России, и когда я учился в школе, не только я, но все одноклассники и учителя понимали, что Татарстан один из регионов России, и никто не говорил что он отдельное государство, мы все смотрели те же телеканалы, что в остальной России, так что, такого, что говорит Артеменко, быть не может, просто мы были знакомы с конституцией Татарстана, с договором с РФ, и понимали, что это означает, что это больше формальности.

"... Но при этом совершенно четко представлял .... что в этой стране государственным языком является русский" - Все знают, что русский язык - государственный, но также в некоторых регионах есть другие государственные языки. А такое упоминание Артеменко только русского языка, и такая излишняя озабоченность тем что якобы кто-то этого четко не представляет, показывает, вместе с дургими её высказываниями, что она несправедливо относится к другим языкам, кроме своего родного русского, я думаю, что даже если она не русская, она наверняка русскоязычный человек.

"И когда мы сейчас вдруг слышим, что дети обучались с первого по одиннадцатый класс на татарском языке и потому требуют предоставить им особые условия для сдачи ЕГЭ, – ничего кроме удивления это вызвать не может" - Знаете, как это плохо звучит для меня? - очень плохо. Вызывает справедливую ненависть. Почему до сих пор татары учились в школе на татарском языке, а теперь, получается, идёт атака на школу, выпускные экзамены русифицируются, и вы думаете, это на этом останавливается - нет, идёт дальнейшая русификация школы, потому что надо подготовится к ЕГЭ. Учтите, что дети России не могут отказаться от школы, в отличие от ВУЗов и детских садов, поэтому, это уже насильственная русификация.

"Если формировать в сознании ребенка только лишь понимание уникальности его культуры, уникальности его родного языка, то на выходе мы с вами будем получать гражданина субъекта, что на практике и происходит" - Опять неправда, эта фраза оставляет впечатление, которое не соответствует действительности. Вы думаете, у нас в татарских школах учат что только татарская культура уникальная, а другие - неуникальные, это ложь, бредовое утверждение, этого не может быть, так как все дети знают значение слова "уникальный", всем известно, как много на Земле народов, и какие они уникальные.

"Или, иными словами, изоляцию и автономизацию как отдельных этнических сообществ, так и целых субъектов федерации" - В каком смысле "изоляция"? "этническое сообщество" уже по своему основному смыслу, определению означает изоляцию, автономию, компактность, общение между собой в некоторой степени, таким образом, это совершенно неправильное утверждение. Про субъекты федерации - я живу в нескольких километрах от границы Татарстана и Кировской области, и тут есть, конечно, различие соотвественно законам этих регионов, а если есть какая-то изоляция, то это только в некоторых мыслях некоторых людей: я видел недавно обсуждение в интернете, где это чувствовалось, была тема о присоединении одного района Кировской области к РТ, русские говорили слова как "не отдадим нашу землю татарам", получается, представляя, что в будущем Татарстан может совсем отделиться от России, и этот район останется там, также, какое-то такое изолированное представление Татарстана чувствуется у татарской националистки Ф. Байрамовой, она говорит что надо бороться за независимость Татарстана.

"Конечно, мы должны создать условия и для определенного количества одаренных детей, очень хорошо знающих и любящих свой язык, у которых от природы потребность глубоко постигать свою культуру" - Это даже вызывает смех, настолько эта Артеменко как-то наивно эгоистичная, в сторону любви к своему языку. "А остальных лучше русифицировать", получается. Как будто не умеет она мыслить объективно, не знает, что означает "субъективная точка зрения".

"Ребята вырастут качественными специалистами, которые потом придут в журналистику, культуру, образование, в преподавание родных языков, сформируют национальную элиту" - Нам этого недостаточно, нам нужны татароязычные группы во всяких технических, научных факультетах, не бойтесь, это не помешает нам разговаривать, писать по этим наукам на русском языке, если Бог пожелает.

"Это грамотный подход – создание приоритетов в системе образования, а не размазывание средств по всему образованию, как это делают, например, Татарстан или Башкортостан. Там всех поголовно заставляют изучать башкирский язык, башкирскую литературу, культуру и т.д" - Слово "размазывание" тут неуместно, также всех поголовно заставляють изучать математику, это же она не называет "размазыванием".

"Что, естественно, вызывает у детей отторжение" - Получается, опять, смешно, наивно, субъективно, нагло, да, нагло, потому что, я не думаю, что человек может быть до такой степени субъективным, у нее мыслительный аппарат наверняка говорит ей, что другие-то, с их точки зрения, такие же, как эти русскоязычные дети для Артеменко, при этом тех тоже заставляют учить русский язык, почему же она не думает, что, возможно, это тоже вызывает у них отторжение? Получается, она настолько эгоистична, что нахально отбрасывает эти мысли.

"Достаточно было выпустить несколько учебников, где деструктивно подаются межнациональные отношения ... ... " - Я в школе не видел такой литературы. Я считаю, что российские учебники тоже неправильно относятся к нерусским народам России, их государствам. И ученики не дураки, какую бы книгу не прочитали, понятно, что это может быть неправдой, что возможно есть другие книги, где это освещается совсем по-другому, что нужны доказательства.

"Я это говорю потому, что, увы, порой в наших национальных республиках об этом забывают" - Нет, они не забывают, вы можете почитать, о чём идёт речь, и мой комментарий в http://www.argumenti.ru/society/n304/122720 .

"но, к сожалению, на федеральном уровне эту проблему не видят ... Перечисление: Русский язык. Родной язык... Так что получается, что русский не рассматривается в качестве «родного»." - я против этого, но я понимаю, что авторы этого имели ввиду: русский язык - государственный язык, и обязателен, даже тому, кто русский, но объявил свою национальность словом типа "тролль" на переписи населения, (в газетах писали, много таких курьёзов), а также для других народов, это, конечно, не справедливо, противоречит конституции РФ, подробнее можете прочитать в моем комментарии в http://www.argumenti.ru/society/n304/122720 . Я рад, что Артеменко тоже, оказывается, видит в этом проблему, но мне не понятно, в какой части этого она видит проблему, она продолжает: "Здесь есть такая вещь, как «родной (не русский)». Это недопустимо!" - Непонятно, что она здесь думает, так как в других своих речах она борется за качественное преподавание русского языка всем и везде в России, и против того, что в Татарстане, например, уроки татарского языка - обязательный предмет для всех.

"И как такие противопоставления пропустили?" - Я рад, что интервьюер тоже, оказывается, понимает, что это неправильно, хотя она в первом вопросе не хотела признавать то, что федеральный центр ущемлял образование на родных языках, использовав слово "якобы", и выглядит для меня таким же субъективным эгоистом, русскоязычным националистом, как и Артеменко.

"Ведь изначально этот текст был размещен на сайте Минобрнауки, и любой человек мог прочесть и высказать свои замечания" - Насколько я знаю, тогда ещё не было сайта zakonoproekt2011.ru , в этом сайте только два законопроекта обсуждались, но и этот сайт неудобен. Наверно, имеется ввиду, что люди могли посылать свои предложения по электронной почте. Я тогда наверно учился в вузе, и у меня не было времени даже узнать об этом законопроекте, но широко об этом не объявляли, но и интернет тогда ещё был мало распространён.

"Но когда я увидела строчку «о языке как основе национального самосознания», мне стало страшно. Это у детей начальной школы." - Ничего страшного, "национальный" означает то же, что и "народный" и "этнический". На этой неделе только написали в каких-то газетах в интернете, что правители (президент, премьер-министр) хотят слово "национальный" употреблять только для государственного, гражданского, российского, а для народов - слово "этнический".

"То есть у нас не единое образовательное пространство? – Да, оно разорвалось на основании того, что существует региональный национальный компонент" - Вы ошибаетесь. Оно не разорвалось, наоборот, оно было совершенно единым. Почему я думаю так, а они - так? Все программы по наукам как физика были и есть российские, в татароязычных школах - только переведенные на татарский язык. Я считаю, что совершенно нормально, если есть предметы про регион или район. Также, урок татарского языка - это нормально, все языки, можно сказать, такие же языки как и русский язык, почему бы это уроков татрского языка не должно было быть здесь. Я не понимаю их и даже не верю им, или считаю что у них плохая личность, не хочу называть их некоторыми терминами, боюсь что не пропустят мой комментарий, объясняя это тем что я оскорбляю их.

Ответить на обсуждение

RSS

© 2021   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования