Uralistica

Саранские историки приняли участие в разработке компьютерной игры, посвящённой древней мордве

Компьютерная игра Medieval II: Total War, созданная компанией Creative Assembley, уже несколько лет является чрезвычайно популярной в Сети. Её особенностью является возможность изменять файлы, что породило огромное число модификаций и дополнений. Суть компьютерной стратегии заключается в следующем: действие разворачивается в эпоху Средневековья (с 1080 года) на глобальной «шахматной доске», на которой находятся страны и народы, города, ресурсы, персонажи и т.д., которыми предполагается управлять, решать различные задачи, словом, выстраивать свою империю. Игра не лишена была недостатков. Среди основных – игнорирование разработчиками многих народов, исторически существовавших в указанное время, и многочисленные анахронизмы. Вот на данном стечении обстоятельств и столкнулись интересы саранского историка, заядлого форумчанина и реконструктора, кандидата исторических наук, преподавателя Историко-социологического института Василия ГРИГОРЬКИНА и разработчиков игры.


«Я являюсь давним поклонником компьютерных стратегических игр и по роду своей профессиональной деятельности предпочитаю историческую тематику, – рассказывает Василий Александрович. – Меня всегда задевал тот факт, что, когда события игры происходят на территории Восточной Европы, оказывается, что народы, населявшие территории Среднего Поволжья, практически не прописаны в сюжете. «Там живут драконы» – одно из выражений игроманов, характеризующее пустое место на карте игры. Про Среднюю Волгу можно было сказать именно так. А ведь территория Поволжья – это и Мордовский край, и земли других финно-угорских народов.

Меня не оставляла мысль, что при разработке очередной исторической игры в сюжете должны быть представлены аутентичные народы, в том числе и Поволжья. Узнав о том, что игроделы собираются выпускать игру-модификацию Русичи Total War, я, совершенно не надеясь быть услышанным, написал разработчикам письмо, в котором попросил не забывать о территории Среднего Поволжья, и предложил свои услуги в разработке концепции. Оказалось, что создатели игры были сами заинтересованы в исторической точности сюжета и с удовольствием приняли мою помощь.

Уже по итогам нашей совместной работы могу сказать, что представление о «племени мордва» у создателей было самое поверхностное. Я был немало ошарашен, когда узнал, что мордву считают монголоидами, утверждают о том, что она не сыграла серьёзной роли в историческом процессе, который шёл в то время на территории будущей России. И поэтому, когда я получил письмо от разработчиков с приглашением принять участие в создании игры как исторический консультант, с удовольствием включился в процесс и привлёк к этой работе друзей, которые были также заинтересованы в пропаганде изучения прошлого мордовского народа. В частности, вторым главным консультантом стал кандидат исторических наук, мой коллега по институту Алексей Кузнецов.

Как часто бывает, поначалу планы мы строили самые наполеоновские. Предполагалось отразить в игре не только мордовскую землю, так называемую «Пургасову волость», но и земли других финно-угорских протофеодальных княжеств – марийцев, удмуртов и т.д. Работа шла, собирались данные, связывались с историками, специализирующимися на изучении истории этих народов, перерыли много литературы. Но пока удалось продвинуть в игре только мордву и частично зауральских финно-угров: хантов и манси. Но всё же то, что в ряде игр появились такие хартии, как «Мордовское княжество» и «Пургасова волость», где их авторы практически полностью воссоздали всю атрибутику мордвы по нашим рекомендациям, я считаю нашей заслугой.

Информацию мы искали в самых различных источниках – использовали литературу, изучали вооружение, наряды и доспехи прошлого. Из общеизвестных источников: работы Михаила Горелика, исследования Историко-социологического института кафедры Владимира Абрамова, «Хронограф» Владимира Юрчёнкова.

В игре воссоздан часто используемый в компьютерных стратегиях исторический период – начало XIII века перед вторжением монголо-татар и собственно их вторжение в Восточную Европу. Совершенно верно, что исторические игры склонны к историзму при обнаружении границ той или иной фракции, внешнего облика воинов, исторических имён, названий, вооружения. Многие доходят до того, что стараются использовать в игре аутентичную музыку. В нашей модификации мы, например, активно пропагандировали творчество ансамбля «Торама».

Но события игры и общий её ход носят довольно условный исторический характер. Так как оставляют для играющего возможность сделать то, что не удалось в реальности, и создать параллельную историю. Например, в реальности мордовский край, как и всё Поволжье, было покорено монголо-татарами, а игроку представляется шанс остановить наступление захватчиков. Это очень интересно и вместе с тем сложно. Следуя максимальному историзму, мы не приписывали мордве несуществующих в то время родов войск. Ожесточённые дискуссии шли, например, по вопросу, могли ли быть у поволжского племени огнестрельные орудия? Изначально предполагалось прописать два различных рода войск мордвы для летнего и зимнего периодов. В таком случае мы бы могли обыграть действия прославившихся «мордовских лыжных отрядов». Но, к сожалению, технические характеристики не позволили этого сделать.

Усилиями историков из Мордовии компьютерная игра превратилась в своеобразную энциклопедию государственного и военного прошлого мордвы

В игре пользователю предлагают пройти множество квэстов. В течение обозначенного времени игроку нужно поставить под контроль различные территории, развить города и заключить торговые и союзные договоры с сопредельными державами – Волжской Булгарией или русскими княжествами. Стараясь сделать игру как можно более динамичной, чтобы игрок не скучал, создатели прописали в ней различные возможности – межплеменная торговля, экономика, дипломатия. Алексей Кузнецов провёл большую работу по исследованию торговых путей, которые проходили по территории княжества. Он использовал в том числе и свой богатый опыт, полученный в археологических экспедициях. Большим подспорьем для нас являлись топонимические сборники, поэтому в игре города возникают на своих исторических местах.

При разработке внешнего вида и вооружений мордовских воинов нами был использован опыт, полученный в клубе исторического фехтования и реконструкции «Варма». Доходило до того, что наши историки на поезде возили отдельные части костюмов и оружия в Москву к разработчикам. Там демонстрировали основные приёмы боя, которые записывались на камеру и впоследствии анимировались. В общем, нам удалось воссоздать с большой долей историзма как внешний облик мордовского воина, так и основные приёмы, которые использовались в бою.

Социальная структура организации мордовского общества того времени также нашла отражение в игре. Во главе племени стоял Инязор, аналог русского князя, при котором работал совет старейшин Акштяй. Предполагалось, что после объединения мордовских земель титул главнокомандующего поменяется на более высокий Коназор.

Немало было сломано копий при обсуждении основной воинской тактики древней мордвы в тот период времени. Мы сошлись на том, что мордва использовала засадную тактику, но и не без успеха давала противнику открытые сражения, используя значительные массы как пехоты, так и конницы. Кстати, именно мордва в сравнении с другими поволжскими народами наиболее далеко прошла по пути феодализации общества и являлась чуть ли не единственным народом, проживающим на этой территории, который создал конницу как отдельный род войск и использовал её в сражениях как отдельную боевую единицу, что, естественно, давало преимущество в тактике. Хотя мордву считают «лесным» народом, но археологи при этом часто в мордовских могильниках находят и коней, что позволяет сделать вывод, что лошади у мордвы были и играли в бытовом и военном плане большую роль.

Вообще, о боевых качествах мордвы можно судить даже по тому факту, что, появившись в третьем-четвёртом веках нашей эры, мордва вплоть до вторжения монголо-татар успешно отстаивала свою независимость перед лицом любых внешних врагов, которых было множество. Хотя сладкой их жизнь не назовёшь. Территория мордовского племени всегда привлекала завоевателей и агрессоров. По ней проходил один из отрезков Волжского торгового пути, и контроль над этой территорией был важным стратегическим аспектом. В разное время на территорию мордвы вторгались сарматские племена, хазары, половцы, различные тюркские племена, русские, булгарские дружины. Приходилось буквально выживать, заключать союзы с одними против других. Но, судя по тому, что мы сейчас живём в Республике Мордовия, сохранить национальную и культурную идентичность нашим мордовским предкам удалось.

В игре также отражены традиционные мордовские имена, которые восходят к тем временам и от которых впоследствии пошли мордовские фамилии. К сожалению, из-за недостатка данных династии мордовских князей были прописаны довольно схематично. История сохранила лишь некоторых мордовских полководцев: Тюштя, Пургаз. Некоторые ошибки в общепринятом изображении мордвы нами также были скорректированы. В игре эрзя представлены как светловолосые люди со светлыми глазами и отличаются от русских только приподнятостью скул. Мокша черноволосые и смуглые. Даже такие мелочи были учтены. Также в исторических источниках нами были найдены различные вышивки и орнаменты, которые использовались при создании деталей одежды компьютерных персонажей.

Всё это позволяет использовать игру как своеобразную энциклопедию быта мордвы того времени, но в игровом, интересном варианте. Можно пойти и дальше – в Пензенской области был реализован интерактивный проект, который касается «Золотарёвского городища». Создана подробная 3D-версия поселения. По нему можно погулять, заглянуть в постройки и даже услышать звуки, которые могли раздаваться над деревней того времени. Хотелось бы, чтобы и по прошлому нашей республики было создано что-то подобное, но, к сожалению, всё упирается в финансы.

Вообще, работа по сбору материала для игры не уступала серьёзному историческому исследованию, и некоторые факты мы узнавали впервые. Так, например, было открыто, что в период крещения народов мордовские язычники очень часто заключали военные союзы со славянскими язычниками и выступали единым войском против того или иного князя, стремившегося их окрестить.

Одно интересное историческое предание позволило привлечь в игру даже жителей других государств. Дело в том, что после покорения мордовского края монголо-татарами мордовские воины были включены в войско завоевателей и участвовали во вторжении в Европу. По польским хроникам удалось восстановить их трагическую судьбу: мордва не горела желанием сражаться за монголов, и перед одним из сражений они составили заговор и сообщили полякам, что в ходе сражения ударят монголам в тыл. К сожалению, заговор был раскрыт и перед боем весь мордовский отряд был уничтожен. Эта история в том числе привлекла внимание к игре многих заграничных игроков из Западной Европы, которым было интересно поиграть за столь легендарное мордовское племя.

Современную молодёжь можно заинтересовать не только исторической реконструкцией и стратегическими компьютерными играми. В современном мире очень важную воспитательную роль играет и культурное наследие в виде различного рода приданий, сказок, мифов. Сразу вспоминается богатырский цикл, вошедший в книгу Ф. Атянина «Серебряное озеро». Аналогичные сценарии нашли свою реализацию в играх на основе скандинавской и славянской мифологи. У мордвы, как и у других финно-угорских народов, также богатейшая мифология, богатейшее культурное наследие.

Если бы кому-то пришла в голову идея сделать фэнтезийную игру по мордовским легендам и сказкам, я бы рекомендовал создавать её, основываясь на информации про легендарного мордовского воина Тюштю, который активно пользовался помощью сверхъестественных сил. А культурологи помогли бы обязательно. Мордовские сказки также могли бы быть использованы. Считаю, что такая игра была бы очень интересна геймерам. Так что всё есть, нужны только люди, которые смогут и, главное, захотят это реализовать».


http://www.vsar.ru/2011/12/inyazor-80go-urovnya/


Просмотров: 3598

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Это вот какой словарь. Нашел эрзя Антон Громов. Он собрал и разместил много материалов в группе "Исторические материалы о мокша, эрзя..." vkontakte http://vkontakte.ru/club30295229

Дело в том, что прежде в русском языке это слово в таком значении также было распространено.



Boljaenj Syresj said:

Интересно!!! Что за словарь, простите, не знаю...

Как бы кто не пыжился но по нормам русского языка ваше название - мордва . Также как немцы - немцы , ирокезы - ирокезы . И для мари вы тоже мордва , также как и для чуваша мариец - цярмыс , а для татарина -  чирмыш . И я горжусь этим именем , поскольку с ним связано много славных дел в истории . А вот вы отрекшись от названия мордва и перечёркиваете все летописи об этом народе (думаю попади они к вам в руки вы бы их попереписали или уничтожили) .

Ирокез кстати - в переводе с языков соседних племён - гнилая змея и ничего , вы же их так называете , без зазрения совести ?

Носите кличку - носите, в наше время не запрещено. А вы не весь народ мари и не будут все так называть. Я бы не стал заходить так далеко и отзываться от всего пятиста тысячного марийского народа.

Всё, ваши аргументы, видать, закончились Иорнандом и непонятным народом морденс? Легко лезть в спор, да труднее свою позицию умело доказать, кроме домыслом и бытовых стереотипов.

И уж подавно не вам решать, мордва мы или эрзя и мокшо. Мы и не пыжимся, наши народы сохранили самоназвание и в наших словарях нет слова Мордва, что лишний раз доказывает происхождение клички извне. А вас в документах не пишут черемисы, удмуртов вотяками, вы сохранили самоназвания, такое же право имеют эрзяне и мокшане на официальном уровне.

cheremis said:

Как бы кто не пыжился но по нормам русского языка ваше название - мордва . Также как немцы - немцы , ирокезы - ирокезы . И для мари вы тоже мордва , также как и для чуваша мариец - цярмыс , а для татарина -  чирмыш . И я горжусь этим именем , поскольку с ним связано много славных дел в истории . А вот вы отрекшись от названия мордва и перечёркиваете все летописи об этом народе (думаю попади они к вам в руки вы бы их попереписали или уничтожили) .

Если уж на то пошло, кто мордву знает? Да никто,а если и знают, то только по кличке и не более. Даже элементарных ассоциаций слово мордва ни у кого не вызывает, пустой звон. А эрзя народ и язык эрзянский - это существующее,настоящее, живой народ и живой литературный язык, так же и у мокшан.

cheremis said:

Как бы кто не пыжился но по нормам русского языка ваше название - мордва . Также как немцы - немцы , ирокезы - ирокезы . И для мари вы тоже мордва , также как и для чуваша мариец - цярмыс , а для татарина -  чирмыш . И я горжусь этим именем , поскольку с ним связано много славных дел в истории . А вот вы отрекшись от названия мордва и перечёркиваете все летописи об этом народе (думаю попади они к вам в руки вы бы их попереписали или уничтожили) .

ты мне не карту показывай, а опиши государственный строй эрзянь мастор, если думаешь, что это было государство с четкими границами, областями и структурой власти.

Инязор Кувакин said:

Как это только начинали? Государство Эрзянь Мастор образовалось или по русским летописям Пургасова Русь.

http://www.nnov.org/%D0%AD%D1%80%D0%B7%D1%8F%D0%BD%D1%8C_%D0%9C%D0%...

А вот мокшан:



Карташов Сергей said:

насчет государств ты замахнулся. мокшане и эрзяне к моменту их захвата, только начинали приходить к государственности и имели раннефеодальный строй государственности, что еще не служило полному названию "государство".

Инязор Кувакин said:

Как приятно читать рассуждения умеренного,думающего человека. Правда. Дело ведь не в том,что у кого-то ненависть к мокшанам, мы не это продвигаем и агитируем. Разговор про элементарную историческую справедливость. Жили народы отдельно, государства были отдельные, при чём с разными союзами, воевавшие между собой. Одежда отличается, менталитет, культура, традиции, язык (корней много общих, а языки различны). А это что за враньё получается? Называть просто Мордва два народа со своими самоназваниями, привирать истроические факты, перемешивать героев и мифологию двух народов. Пусть будет элементарная истрическая справедливость во и всё. Это я про игру и в общем.

Kavtaj Den said:

Судя по описанию, "мордва" всё таки представлена двумя народами под собственными именами. Я считаю что это хорошо, это знакомит непосвященных людей с нашими народами. Хотя, если мокшо и эрзя объединены в одну фракцию - это неверно с исторической точки зрения.

Инязор Кувакин said:

Мордва пишет игры о мордве. Очень характерно. Я не считаю, что эрзяне должны поддерживать такие провокационные проекты. Эрзяне - те, кто не хочет носить унизительную кличку мордва.

Такие "мордвинизаторские" подарки пусть себе оставят. Идея - хорошая, но руками мордвинов совсем не позитивная.

а для удмуртов эрзя и мокша. кстати, декларация о самоназвании Эрзя переведена на удмуртский язык.

cheremis said:

Как бы кто не пыжился но по нормам русского языка ваше название - мордва . Также как немцы - немцы , ирокезы - ирокезы . И для мари вы тоже мордва , также как и для чуваша мариец - цярмыс , а для татарина -  чирмыш .

Я тебе ссылку скинул об Эрзянь Мастор государстве, где это описано. А карта эта Мокшанская. Было время войн, разделений, в любой день граница могла быть нарушена! Какая чёткость? Не смешите. Было управление государством во главе с Инязором, время давнее, после него уже история в составе Русских княжеств, позже России. На карте есть границы государства.

Карташов Сергей said:

ты мне не карту показывай, а опиши государственный строй эрзянь мастор, если думаешь, что это было государство с четкими границами, областями и структурой власти.

Инязор Кувакин said:

Как это только начинали? Государство Эрзянь Мастор образовалось или по русским летописям Пургасова Русь.

http://www.nnov.org/%D0%AD%D1%80%D0%B7%D1%8F%D0%BD%D1%8C_%D0%9C%D0%...

А вот мокшан:



Карташов Сергей said:

насчет государств ты замахнулся. мокшане и эрзяне к моменту их захвата, только начинали приходить к государственности и имели раннефеодальный строй государственности, что еще не служило полному названию "государство".

Инязор Кувакин said:

Как приятно читать рассуждения умеренного,думающего человека. Правда. Дело ведь не в том,что у кого-то ненависть к мокшанам, мы не это продвигаем и агитируем. Разговор про элементарную историческую справедливость. Жили народы отдельно, государства были отдельные, при чём с разными союзами, воевавшие между собой. Одежда отличается, менталитет, культура, традиции, язык (корней много общих, а языки различны). А это что за враньё получается? Называть просто Мордва два народа со своими самоназваниями, привирать истроические факты, перемешивать героев и мифологию двух народов. Пусть будет элементарная истрическая справедливость во и всё. Это я про игру и в общем.

Kavtaj Den said:

Судя по описанию, "мордва" всё таки представлена двумя народами под собственными именами. Я считаю что это хорошо, это знакомит непосвященных людей с нашими народами. Хотя, если мокшо и эрзя объединены в одну фракцию - это неверно с исторической точки зрения.

Инязор Кувакин said:

Мордва пишет игры о мордве. Очень характерно. Я не считаю, что эрзяне должны поддерживать такие провокационные проекты. Эрзяне - те, кто не хочет носить унизительную кличку мордва.

Такие "мордвинизаторские" подарки пусть себе оставят. Идея - хорошая, но руками мордвинов совсем не позитивная.

Нама, мокшень ялгай! Уже надоело, честное слово, мусолить это. Каждый раз заходи и каждому вдалбывай, спорят, как упёртые, на кой лад оно тебе надо? Эрзя и мокшо разные, нас 5 веков мордвой обзывают, а всё равно и мокшане и эрзяне помнят самоназвание и чураются клички мордва. Будь один народ, давно бы слились уже, тем более под таким давлением имперской политики.

Ладно, я поспорю с Сергеем Карташовым, с другими, кто хоть касается республики и разбирается в истории эрзян и мокшан. А это вылазиют сбоку и начинают тут умничать, мордвой обзывать, не имея доказательств внятных. Умный такой, доказывай, а не бытовые устои пихай и стереотипы. Либо историю почитай,в вопросы вникни, пол-сайта завалено материалами, антропологией, что к чему, тема постоянно поднимается об эрзянах и мокшанах. Мало кого русские по кличке называют, хочешь, называйся черемисом или ещё кем вздумается, зачем другим это навязывать?

Numulunj pilgae said:

Cheremis, почему же такой тупой, извини. Надо же только сосчитать до двух. "Мордва" - это 1 "народ". Мокша и эрзя - 2 народа. Ирокезы или немцы не 2 народа, а один. Врубаешься теперь? Слышал про латышей с литовцами, чехов и словаков? Языки у нас разные (мы друг друга не понимаем), внешность разная (антропология), нац. характер разный (опять: мы друг друга не понимаем). 

cheremis said:

Как бы кто не пыжился но по нормам русского языка ваше название - мордва . Также как немцы - немцы , ирокезы - ирокезы . И для мари вы тоже мордва , также как и для чуваша мариец - цярмыс , а для татарина -  чирмыш . И я горжусь этим именем , поскольку с ним связано много славных дел в истории . А вот вы отрекшись от названия мордва и перечёркиваете все летописи об этом народе (думаю попади они к вам в руки вы бы их попереписали или уничтожили) .

Да, поэтому антропологически мокшане не финно-угры, но благодаря перенятию языка, называются таковыми, и наоборот, чуваши, татары-мищари антропологически походят на финно-угорские народы, а за счёт языка и внешнего влияния тюркских народов финно-уграми теперь не признаны.

По мне так тоже, банальное завоевание, колонизация, а из этого делают культ, будто вхождение в Московское государство нечто сверхособенное, не имеющее аналогов в мире.

Numulunj pilgae said:

Всё это ложь, стереотипы и советская пропаганда. Все народы РФ преподносятся как недоразвитые, с "ранне"-феодальными еле-еле зарождающимися проблесками государственности. Это необходимо для того чтобы русский народ выглядел, как спаситель и цивилизатор и продолжал оставаться цементом империи - тюрьмы народов. Читайте "Сердце Пармы" Алексея Иванова - про Великую Пермь и историю завоевания Севера - в сети можно легко найти. Сразу всё станет ясно. Тот же Фёдор Пёстрый, который описан у него, зверствовал, например, и в Наровчате. Никто добровольно не входил в Московское государство.

Нам очень мало известно о тогдашних государствах, но по обрывочным данным можно сказать следующее (о мокшанах X-XIII вв.) Государственных образований было несколько (обратите внимание на историческую карту беляков), в большинстве случаев управляла родовая аристократия, власть передавалась по наследству (как у большинства народов в соответствующий период). До X в. и, возможно, какой-то период после него встречались формы вечевой республики (ср. Новгородскую республику), при этом немалым весом пользовалось мнение совета старейшин, который также выполнял функции суда и в более позднее время. Наличие определенной лексики и рунических знаков указывает на существование письменности (подобная письменность была и у чувашей и у других ФУ), образцы которой сохранились только на камнях, предметах быта и пр. Книг, свитков не сохранилось. В отношении религии - мокшень кой я бы сравнивал с друидическими культами и синтоизмом, оставил свой след маздакизм, были последователи иудаизма, были христианские церкви византийской традиции, были мусульмане. Были города, архитектура (Наровчат, Серня и т.д.), ремесла.  

Ранее X в. заглянуть почти невозможно, а по данным генетики предки мокши - не ФУ и прослеживаются до мезолита (7500 до н.э.), т.е. это некие палеоевропейские народы. 

Карташов Сергей said:

насчет государств ты замахнулся. мокшане и эрзяне к моменту их захвата, только начинали приходить к государственности и имели раннефеодальный строй государственности, что еще не служило полному названию "государство".


По поводу государственности.

Вот мнение незаинтересованной стороны

"Из всех финских народов только мокша и эрзя создали свои независимые государства в Средние Века. Их политическая история мало знакома русскоязычному читателю, поскольку российская историография не проявляет к ней интереса, чтобы не сказать замалчивает. "

http://samlib.ru/u/uchitelx_a_e/moksha.shtml

моё мнение - по крайней мере странно, если история народа насчитывает не одну тысячу лет, что своё государство они смогли создать лишь в средние века. они бы просто не выжили.

То же касается других Ф-У.

специально для Ивана Кувакина, выдержки из трудов Тимофея Васильева (с моей корректировкой, где убрано слово мордва):

"...К XIII в. эрзяне и мокшане уже имели некоторый стаж «международных» отношений. Начиная с V в. они сталкивалась с хазарскими, ногайскими и болгарскими кочевниками, научивши­ми их хозяйственному использованию лошади, а также ведению оборонительных войн. Затем наступает для них дли­тельная пора меновых отношений с болгарскими купцами. Дальше идут войны с русскими княжествами.

"Мордовские" земли делились к этому времени на две об­ласти: Северную, эрзянскую область, возглавляемую инязором Пургасом, и южную мокшанскую область, возглавляе­мую инязором (оцюазором) Пурешем. Жителей мокшанской области проезжавший здесь и 1215 — 1255 гг. иностран­ный путешественник Рубруквис называл «Моксель» (Moxcl), а жителей эрзянской области — «Мердас» (Merdas или, по-латыни, Morduani)".

"...Русские летописцы также делили эти земли на две «волости», называй «Пургасовой волостью» северную эрзянскую область и «Пурешевой волостью» южную мокшанскую область."

"К половине XIII века мокша и эрзя были настолько обо­собленными и географически и политически, что каждая из этих областей имела свою собственную, похожую на феодально-государственную, власть. Эта власть принадле­жала иняэору (онюазор). Каждое из этих племенных об­разований мордовского народа имеет, так сказать, неко­торые особенности своей истории. Мокшанская область того времени занимала примерно те же районы, где мокша живет до сих пор, это территория недавно упраздненной Пензенской губернии. Западные границы мокшанской об­ласти еще в XIII в. уходили значительно дальше, чем гра­ницы недавней Пензенской губ. Районы таких городов, как Кадом и Касимов, входили тогда в состав мокшанской области.

Южное положение мокшанской области ставило ее в крайне тяжелые условия вследствие беспрерывных кочевых

набегов, целым потоком идущих из Нижнего Поволжья. По мокшанской области все время прогуливались кочевые тюркские княжества, обирая у населения все, что попадало под руку. В мокшанских песнях имеются указания и на случай похищения у них женщин, идущих, вероятно, через сосед­нюю Болгарию на восточный невольничий рынок. Посетив­ший мокшанскую область иностранец Рубруквис свидетель­ствует: «Моксель (мокша) очень одобряет германцев, наде­ясь что при их посредстве они освободятся от рабства татар». Тюркские кочевники, называемые татарами, веро­ятно, настолько много причиняли зла мокшанской области, что население последней, жалуясь беспристрастному ино­странцу на татарские притеснения, высказываю надежду на избавление от татар при помощи каких-то германцев. За­метьте — германцев, а не русских, которые тогда едва ли чем отличались от татар по части опустошительных набе­гов на мордву.

В совершенно иных условиях находилась эрзянская об­ласть, вероятной территорией которой являлась б. Нижегородская губ. и западная часть б. Симбирской губ. От южных кочевников она была заслонена мокшанской областью. Эрзя почти не испытывала на себе кочевого грабежа. Зато опу­стошительные набеги русских князей были бедствием эр­зянского населения. Вся неприязнь эрзи скорее всего была направлена против русских. Приведенные обстоятельства приводили двух мордовских родоправителей-инязоров к противоречивым взглядам. В то время, как Пуреш исходил из мысли «хоть к черту на рога, только от татар подаль­ше», Пургас имел в перспективе нечто обратное. Пуреш шел на сближение с русскими, а Пургас, ведя ожесточен­ную борьбу с русскими, стремился сблизиться с татарами, привлекая нередко их в свою армию. Случилось так, что Пуреш перешел на сторону русских, заключив союз с му­ромским князем Юрием против Пургаса. В лице Пуреша, знакомого с условиями ведения лесной войны, русские князья приобрели огромную силу, способную наносить сокрушитель­ные удары армии Пургаса. Летописцы следующим образом описывают один из походов перешедшего на сторону рус­ских князей Пуреша: «Того же лета (1229 г.) победил Пургаса Пурешен сын с  Половици, и изби мордву всю и Русь Пургасову, а Пургас едва в мале утече».

Несмотря на переход Пуреша на сторону русских князей, Пургас продолжал борьбу с последними при содействии татар. Последующие за Пургасом поколения инязором в XIV веке продолжали борьбу с русскими в полном контакте с Казан­ским ханством. К такому согласованному действию мордвы и татар против русских толкала общность исторической судьбы обоих народов. И мордва и татары очутились перед все укрепляющимся общим врагом в лице великорусских княжеств, укрепившихся в Нижнем Новгороде. В 1377 г. мордва вошла в соглашение с Ордынским царевичем Аракшей насчет совместных военных действий против нижего­родцев и наголову разбила последних и войска московско­го князя Дмитрия Ивановича на реке Пьяне.

Совместные военные действия мордвы и татар против великорусских князей являются результатом колонизаторской деятельности последних. «Мордва и русские были теперь не одни, — говорит М. Н. Покровский, — были еще тата­ры, а на ордынских комбинациях умели играть не только русские князья. В 1377 г. мордва навела на суздальцев татар, которые совершенно истребили суздальское войско, а по­путно разграбили и сожгли дотла Нижний Новгород».

Военные союзы мордвы и татар против русских не мог­ли не повести за собой некоторую утрату мордовскими инязорами суверенных, если так можно выразиться, прав; мордовские инязоры обязаны были с этого момента соби­рать с населении дань и вносить эту дань в ханскую кашу. Татары ежегодно зимой посылали в Мордовию своих сбор­щиков дани, в сопровождении вооруженных отрядов, для сбора податей в виде ясака. С этого времени мордовский народ стал подвергаться двойной эксплуатации, ханской и инязорской. Установившиеся взаимоотношения между мор­довскими инязорамн и татарским ханством были неизмен­ными на протяжении всего времени существования татар­ского ханства, т. е. до XVI в.

Вернемся еще раз к Пургасу. Летописцы свидетельству­ют о том, что существовала «Пургасова Русь», наводившая своими войсками немало страха па великорусских князей. Историки недоумевали по поводу того, почему Мордовскую страну летописцы называли «Русью». Экземплярский, напри­мер, прямо считает это обстоятельство «загадочным». Приведенный нами рассказ о мордовском правителе Абраме определенно сообщает нам, что Абрам «не прирожденный владыка мордовских племен, а только выборный правитель их, почему и не может самолично принимать никаких ус­ловий». Это указание проливает свет на внутреннюю струк­туру управления Мордовией. Если принять, кроме того, во внимание, что классовая дифференциация и классовое уг­нетение среди мордвы находились в ту пору в начальной стадии, тогда как великорусские княжества в этом отноше­нии шли далеко впереди мордвы, то станет понятным стрем­ление угнетенных классов русского населения уйти из-под власти своего угнетателя князя-феодала и стать граждани­ном страны Пургаса.

И когда в Мордовию стекались недовольные феодальным режимом своих князей русские крестьяне, то Пургас при­влекал эти недовольные элементы в свою армию. Наличие в армии мордовского инязора Пургаса русских крестьян и давало летописцам повод для названия «Пургасова Русь». "

Ответить на обсуждение

RSS

© 2023   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования