Uralistica

Сето (сету) — этнографическая группа эстонцев, проживающая в пограничной зоне Эстонии и в Печорском районе Псковской области, создавшая свою самобытную культуру: говорит на особом диалекте эстонского языка, по национальной одежде и православным обычаям близка к русским и белорусам.

Сето — потомки чуди-эстов. На земле сето издавна чудские племена соседствовали со славянами-кривичами, а в лихолетья сюда приходили крестьяне с востока и запада. Активной была миграция эстонцев, бежавших от немецких и шведских помещиков, и русских, спасавшихся от притеснений московских царей и церкви (западный берег Чудского озера заселяли главным образом старообрядцы). Часть беженцев из России приняла лютеранство, а сето, попавшие под влияние Псково-Печерского монастыря, стали православными. Их называли полуверцами (poluwernikud) за смешение в культуре русских и эстонских черт и нередкое двуязычие.

В конце 19 века некоторые ученые отмечали, что в «современном печорском эсте черты быта поразительно напоминают быт древнего финна и особенно финки». Некоторые традиции у сето имеют общие корни с традициями не только финнов Суоми, но и этносов — води, ижоры и даже восточных финноязычных народов — мордвы, удмуртов. Но наибольшее родство у сето с эстонцами.

Отделение сето от эстонцев началось еще в XIII веке. После завоевания Ливонии крестоносцами и после падения русского Юрьева (Дерпт, Тарту) часть сето бежала на восток, на псковские земли, где они долгое время сохраняли язычество.

Искоренение язычества у чуди, ижоры и води нужно относить в XVI веку, когда по приказу Ивана Грозного инок новгородский Илья исполнил эту миссию в  Интенсивное же обращение в христианство чуди-эстов, живших на границе Ливонского ордена и бывшей Псковской феодальной республики, имело место лишь в ходе Ливонской войны во второй половине XVI века. Обращение их в православие укрепило основу формирования этноса сето.

Деятельность мощного религиозного центра — Псково-Печорского монастыря закрепило одно из основных отличий сето от эстонцев — принадлежность православному христианству.

Сето представляют собой сплав двух культур, в результате которого образовалась самобытная сетоская культура, достигшая своего расцвета в период Российской империи. В те времена сето обладали культурной автономией в границах Псковской губернии.

Русские иногда называли место проживания сето Сетукезией. Эстонское название этих земель — Сетомаа (Setomaa), или «земля сето». Сами сето называют себя «сетукезы», «сетукене» или просто «сету рахвас» seto rahvas (люди сету).

Флаг сето

После Тартуского мирного договора земли нынешнего Печорского района отошли к Эстонии. Таким образом, Сетомаа оказалась частью территории Эстонской республики. В 1944 году Печорский район вошел во вновь созданную Псковскую область.

Граница между РСФСР И ЭССР рассекла территорию расселения сето на две части. Ощутимых последствий для этнокультурных контактов это не повлекло, так как граница имела статус административной. Население без труда могло ее пересекать во всех направлениях. В то же время расколотая на две части Сетомаа так и не получила культурной автономии, поскольку четких этнических границ, как это бывает в этнокультурных зонах, не было.

С обретением Эстонией независимости сообщество сето оказалось впервые в истории реально расколото на две части в связи с государственным статусом границы и введением визового режима между Эстонской республикой и Российской Федерацией.

Ссылка на статью: http://pechori.ru/2010/10/28/istoriya-seto/

Просмотров: 1307

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Православие вообще губительно для эстонцев. Сразу появляются московские попы и начинают руссифицировать. Единственно, что украинцев спасает от этого "бородатого воинства" - первокрещение КЫева  ( так в летописи написано, а не то , что московиты придумали ( Киев - НЕТ ТАКОГО ГОРОДА !!!! )под свой диалект ). А так , лучше бы сету были лютеранами. Кстати слушал группу "Zetod" и "Oort"  - Setomaast ? Оort - вообще шедевральная музыка. Послушайте , и Вы не пожалеете. 

Да, лютеранская церковь ведёт службу на национальных языках.

Ajbabin Volodj said:

Православие вообще губительно для эстонцев. Сразу появляются московские попы и начинают руссифицировать. Единственно, что украинцев спасает от этого "бородатого воинства" - первокрещение КЫева  ( так в летописи написано, а не то , что московиты придумали ( Киев - НЕТ ТАКОГО ГОРОДА !!!! )под свой диалект ). А так , лучше бы сету были лютеранами. Кстати слушал группу "Zetod" и "Oort"  - Setomaast ? Оort - вообще шедевральная музыка. Послушайте , и Вы не пожалеете. 

Если Православие будет сетуское - без проблем, но как же Православие без московской "бороды" ? Везде к чужому рублю попытаются сунуть свой кривой пятак. Уже как не гоним эту "свору" - хоть сокиру точи.

Я прочитал , что название народа вроде - setokõsõ.  Сету и выру - один и тот же народ или разные ? Где достать хотя бы описание грамматики - подскажите , пожалуйста.

http://www.orange-books.net/yestonskii_jazyk_slovari/slovar_setu/ - единственное, что нашёл.

http://video.pechori.ru/films/taarka-film-nayazyke-setu/ - первый фильм на языке сету.

Мне кажется кому то тоже уже пора созреть. Фины, венгры, эстонцы - совсем не православные, многие из них христиане других конфесий и живут лучше нежели православные России.

''К восприятию Православия целым  народом - надо созреть!''

не надо унижать другие народы. А вы унизили. Видно что надо припомнить что есть и другие религии, например ислам, индийские верования... Также есть права человека и признаются его права верить в кого он хочеть, или вы думаете что законы православия выше законов прав человека? 

Вероисповедание - гражданского право любого человека. Неэтично и неправильно с законодательной точки зрения сравнивать религии, какая лучше, какая хуже. Выбор в религиозных взглядах личный для каждого, кому какая религия нравится, по душе ближе. Меня крестили в три года, я тогда не мог выбирать, но вполне доволен, тем более в вере внешней не особо силён, редко бываю в церкви, не из приниципа. Считаю, что важнее верить душой и грешить меньше.

Мне не нравится, что христиане других направлений упрощают веру, пытаются её осовременивать, либо сильно отдалять. Религия не должна прогибаться под моду и взгляды общества.

влияние православия на сету = влиянию православия на поволжских и уральских Ф-У. 

И я того же мнения. Оно такое же, как и для остальных, где кнутом, где пряником обращены в православие финно-угорские народы. В те времена не разбирали, созрели ли народы до православия, которые имели собственную, дохристианскую религию.

Numulunj pilgä said:

влияние православия на сету = влиянию православия на поволжских и уральских Ф-У. 

Лев Николаевич Толстой не очень-то верил православию. Разница между европейскими христианами и православными до сих пор заметна. В православии только обряд главенствует. Думаю, разница не сильно велика между теперешними атеистами-православными и дореволюционными. Только теперь ни молитв никто не знает, ни праздников. 

Напоминает разлад общества, перенимают, без разбора, традиции других народов, мировая тенденция стирания национальных/культурных границ. Только мусульмане более строго празднуют лишь свои праздники.

Numulunj pilgä said:

Лев Николаевич Толстой не очень-то верил православию. Разница между европейскими христианами и православными до сих пор заметна. В православии только обряд главенствует. Думаю, разница не сильно велика между теперешними атеистами-православными и дореволюционными. Только теперь ни молитв никто не знает, ни праздников. 

Ответить на обсуждение

RSS

© 2022   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования