Uralistica

Друзья,однако нигде на финно-угорских форумах не поднималась тема о финно-уграх в Западной Сибири! Финно-угров тут очень много и это не только коренные народы севера,но и потомки переселенцев 19-20 веков. В Новосибирской,Томской обл.и в Алтайском крае целые районы заселены удмуртами и мордвой! Даже научных статей об этом нет. Эта диаспора абсолютно не исследована и забыта всеми. Пока не поздно нужно поднимать эту проблему! Народы всё больше ассимилируются!

Просмотров: 2137

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Коми-пермяки в Красноярском крае

В Енисейской губернии первые коми-пермяки появляются в конце XIX века. Это были страдавшие от малоземелья крестьяне-переселенцы. В 1895—1897 гг. они основали в Минусинском уезде деревню Ново-Михайловку, мельницы Матенькова и Паначева.

С открытием Транссиба и реализацией столыпинской аграрной реформы поток переселенцев резко увеличивается. С 1903 по 1914 год в Минусинском уезде возникло девять коми-пермяцких деревень, в т. ч. мононациональный Спасский сельсовет, в котором к 1926 г. имелось 119 дворов и проживало 650 человек. Всего к этому времени в Енисейской губернии насчитывалось почти 3,3 тысячи коми-пермяков — максимальный показатель за всю историю региона.

Однако уже в 1920-е годы в их среде проявились тенденции активной ассимиляции и «национал-нигилизма», т. е. отказа от этнической самоидентификации. Если в 1926 г. суммарная численность коми-пермяков и коми (зырян) составляла в крае почти 9 тысяч человек, то в 1939 г. — только 2,5 тысячи человек, а в 1959 г. — 1,1 тысячи.


С началом строительства сибирских гигантов индустрии 1960—1980-х годов в Красноярский край стали направляться выпускники учебных заведений и специалисты, в т. ч. и из Пермской области, за счет чего коми-пермяцкая диаспора начинает постепенно увеличиваться. В трудные 1990-е годы этот приток прекратился, часть населения вернулась на родину, вследствие чего количество коми-пермяков в крае сразу уменьшилось на четверть.

В настоящее время в Красноярском крае насчитывается 648 коми-пермяков, которые проживают преимущественно в Красноярске (18 %), Богучанском районе (11 %), Норильске (10 %) и Лесосибирске (7 %). В целом уровень урбанизации у коми-пермяков (60 %) оказался значительно ниже краевого (76 %). Для диаспоры характерно также численное доминирование женщин (47,2 %) и сравнительно высокая степень владения родным языком — 45 %.

Общественных объединений коми-пермяков в крае не имеется.

 

http://www.krskstate.ru/society/nations/etnoatlas/0/etno_id/120

''В ряду некруглых и неприметных датах обращу ваше внимание на следующую. Сегодня исполняется 169 лет со дня издания Министерством государственных имуществ указа об организации переселения в связи с освоением Сибири, регламентировавший переселение государственных крестьян европейских губерний за Урал.'' 

Dalee - http://avomarba.livejournal.com/36856.html#cutid1

http://uralistica.com/group/komipermians/forum/topics/2161342:Topic...

В Алтайском крае, откуда я родом, мордовских и удмуртских сёл очень много. Так население моего родного села (изначально телеутского) с 19 века было заселено мордвой,удмуртами,русскими и другими переселенцами. Теперь мордвы и удмуртов по происхождению в селе приблизительно 60-70%.  Такая картина характерна для большинства сёл Алтайского края и других сибирских регионов.

Артур сказал(а):

Коми-пермяки в Красноярском крае

В Енисейской губернии первые коми-пермяки появляются в конце XIX века. Это были страдавшие от малоземелья крестьяне-переселенцы. В 1895—1897 гг. они основали в Минусинском уезде деревню Ново-Михайловку, мельницы Матенькова и Паначева.

С открытием Транссиба и реализацией столыпинской аграрной реформы поток переселенцев резко увеличивается. С 1903 по 1914 год в Минусинском уезде возникло девять коми-пермяцких деревень, в т. ч. мононациональный Спасский сельсовет, в котором к 1926 г. имелось 119 дворов и проживало 650 человек. Всего к этому времени в Енисейской губернии насчитывалось почти 3,3 тысячи коми-пермяков — максимальный показатель за всю историю региона.

Однако уже в 1920-е годы в их среде проявились тенденции активной ассимиляции и «национал-нигилизма», т. е. отказа от этнической самоидентификации. Если в 1926 г. суммарная численность коми-пермяков и коми (зырян) составляла в крае почти 9 тысяч человек, то в 1939 г. — только 2,5 тысячи человек, а в 1959 г. — 1,1 тысячи.


С началом строительства сибирских гигантов индустрии 1960—1980-х годов в Красноярский край стали направляться выпускники учебных заведений и специалисты, в т. ч. и из Пермской области, за счет чего коми-пермяцкая диаспора начинает постепенно увеличиваться. В трудные 1990-е годы этот приток прекратился, часть населения вернулась на родину, вследствие чего количество коми-пермяков в крае сразу уменьшилось на четверть.

В настоящее время в Красноярском крае насчитывается 648 коми-пермяков, которые проживают преимущественно в Красноярске (18 %), Богучанском районе (11 %), Норильске (10 %) и Лесосибирске (7 %). В целом уровень урбанизации у коми-пермяков (60 %) оказался значительно ниже краевого (76 %). Для диаспоры характерно также численное доминирование женщин (47,2 %) и сравнительно высокая степень владения родным языком — 45 %.

Общественных объединений коми-пермяков в крае не имеется.

 

http://www.krskstate.ru/society/nations/etnoatlas/0/etno_id/120

''В ряду некруглых и неприметных датах обращу ваше внимание на следующую. Сегодня исполняется 169 лет со дня издания Министерством государственных имуществ указа об организации переселения в связи с освоением Сибири, регламентировавший переселение государственных крестьян европейских губерний за Урал.'' 

Dalee - http://avomarba.livejournal.com/36856.html#cutid1

http://uralistica.com/group/komipermians/forum/topics/2161342:Topic...

Очень странно читать заголовку про мистическую "финно-угорскую диаспору" в Западной Сибири. Можно подумать, что это какая-то обьедененная диаспора. И можно подумать, что в Западной Сибири местных финно-угров нет.

Но тема в общем интересная. В Западной Сибири живут коми-ижемцы, которые там до сих пор кочуют с оленьими стадами. В южной части Западной Сибири есть диаспоры эстонских переселенцев. И так далее.

Знаю, что эстонцы уже занимались исследованиями историй и расселения своих сородичей в Сибири. Уже выданы несколькие эстонские книги по этой теме. Так что, если кто-нибудь из Российских финно-угров хотят начинать с исследованиями насчет диаспор своего народа в Сибири, они могут обратится к коллегам из Эстонии, которые уже делали подобные исследования. От них можно перенять нескольких методов исследования итд.

Карта населенных пунктов эстонцев в южно-западной Сибири:

Эстонцы из Красноярского края:

Не следует путать коренные финно-угорские народы Западной Сибири,переселенцев удмуртов и мордву 18-19 вв и поздних ссыльных эстонцев.Это абсолютно разные диаспоры никак не связанные между собой. Я же говорю именно только о мордве,удмуртах и марийцах которые уже записаны в русские,хотя по крови финно-угры и их в сибири миллионы! Если говорить о коренных финно-уграх Сибири,то чуть ли не до 20 века среди местных (тюркских) народов оставались роды говорившие на финно-угорском языке (Северный Алтай и Тыва).

Slavko tadar, будьте более осторожным с тем, чего пишите.

Во-первых, уже само название этого поста вводит в блуждение - "Финно-угорская диаспора...". Непонятно, что под этим подразумевается. Почему не "Финно-угорские диаспоры...", если раз мы говорим о диаспор разных народов? И потом - чем эстонцы не включаются в категорию "финно-угорских диаспор"? При этом не все эстонцы прибыли в Сибирь в результате депортаций 20 века. Были группы эстонцев, которые переселились в Сибирь уже в 19 веке.

Во-вторых о местных Сибирских финно-угорских народов говоря: их там есть только два - ханты и манси. Они являются финно-уграми потому что их языки являются угорскими. А остальные уральско-язычные местные народы Сибири финно-уграми не являются по той причине что говорят на самодийских языках. В Северном Алтае и Тыве жили именно самодийцы, а не финно-угры.

Я имел в виду урало-алтайские языки не проводя различий между финно-угорскими и самодийскими,ибо отличие это чисто условное. Где граница отделяющая финно-угорские языки от самодийских? Опять-таки,она чисто условная. У некоторых народов даже условной является граница между тюркским и угорским. Порой тяжело понять кто данный народ. Тюрки подверженные сильному финно-угорскому влиянию или тюркизированные финно-угры,что уж говорить о финно-уграх. О эстонцах. Эстонская диаспора совершенно иное явление нежели мордовская и удмуртская.Эстонские переселенцы подобны другим европейским, немцам,полякам,литовцам.

Но эстонцы же есть финно-угры...Я порой не понимаю,  про кого вы хотите здесь обсуждать, slavko tadar. О финно-угров? Ну, тогда надо говорить о всех финно-угров, не так ли? В том числе об эстонцев. А если вы хотите обсуждать только Российских финно-угров, почему так и не пишите "диаспоры Российских финно-угров" или подобно?

И все-равно мне не понятно, почему вы против эстонцев. Они же тоже в свое время жили в России, они были в Советском Союзе. Так же, как и коми или марийцы.

Я не против эстонцев! Люблю и уважаю этот народ! Да я имею в виду именно финно-угров РФ. Это наиболее угнетённые народы,практически уже вымирающие.Если сейчас не начать спасать их языки и культуры,через лет 20 уже будет поздно,они полностью ассимилируются русскими.Без сомнений эстонцы,финны и венгры относятся к финно-угорской языковой семье,но у них абсолютно другие исторические судьбы чем у финно-угорских и самодийских народов современной РФ.

Господа, не придерайтесь к slavko!

Тема, инициированная им, действительно важная и актуальная.

И исследований немного.

По удмуртам немного есть в книге М. Атаманова "От Дондыкара до Урсыгурта", по эрзе и мокше - в упомянутой Михаилом книге.

Исследования есть,но это "капля в море". Кроме того систематические исследования этнографии народов РФ велись только до начала 2000-х. Потом сверху была дана команда,что этим заниматься не следует,в РФ есть только великий православный русский народ и "малочисленные туземцы".Теперь же когда практически свёрнуто финансирование из негосударственных фондов, исследования в этом плане возможно будут совсем свёрнуты. Если власть не финансирует исследования коренных народов на собственной этнической территории,что уж говорить о диаспорах! Созданные Сталиным автономные национальные республики совершенно не совпадают с границами расселения этносов. Так миллионы татар,удмуртов,мордвы и др. народов оказались вне своей территории и как следствие подверглись ассимиляции. Изучению коренных народов и диаспор,власти тоже препятствуют т.к. Сибирь объявлена "чисто русской". Изучать финно-угорские диаспоры должны конечно же исследователи из национальных республик,однако возникает тот же вопрос кто будет финансировать. Все демократические государства поддерживают свои коренные народы и диаспоры,только в РФ предпочитают их просто не замечать.

ясно, что Ф-У диаспоры, давно сложившиеся в Западной Сибири, как и на других территориях имеют свои культурные и языковые особенности. работ по этой теме я не встречал. Что за книга упомянута Михаилом, Ortem? 

Ответить на обсуждение

RSS

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования