Uralistica

Русские лешие, водяные, русалки.

Много интересной информации дает анализ фольклорных сведений, народные предания рисуют не мифических, сказочных, а вполне реальных существ человеко-обезьяноподобного облика. Кстати, фольклорная русалка близка к лешему и водяному, а "книжная" русалка с рыбьим хвостом и хрупкого телосложения далека от своего прототипа. Попробуем представить себе, каковы же они, лешие и водяные, в памяти народов Поволжья. Воспользуемся для этого книгой Д. Баянова "Леший по прозвищу "Обезьяна" (М., 1991).
Итак, у русских эти существа назывались лешими, водяными, русалками. Назывались также: болотники, моховики, лисунки, лесные девы и жены, водяные дедушки, водяные мужи и жены, гуделки и дугни, лесовики, лес, щекотуны, лобасты, шишиги, полудницы. Похожи на обезьян. Мохнатый, крупный, остроголовый (шиш, шишко, шишига). Темнокожий. Волосы растрепанные, длинные, на голове у самок распущенные, в основном русого или рыжего цвета. У водяного и русалок волосы зеленоватые, что можно объяснить попаданием в густую шерсть водных растений.
У самок огромные, длинные груди, которые могут закидываться за плечи. У нижегородской "водяной чертовки", по словам очевидца, "титьки большущие, до пупка висят". Между прочим, известно, что женщины австралийских аборигенов могут забрасывать свои груди за плечи.
Нечистые, с резким неприятным запахом, с эктопаразитами - "подпустил ему бес блошку и вошку".
"Леший нем, но голосист", то есть разговаривать не может, но способен громко кричать ("гуделки" и "дугни" - водяные). Лесовик или лес "укает": "Леший поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет". Любят скакать. Могут сидеть на колодах, пеньках, деревьях, качаться на ветвях. Могут бросаться камнями, палками. Любят мучить людей щекотаньем (помните, у В.С. Высоцкого - "защекочут до икоты и на дно уволокут").
"В Енотаевском уезде Астраханской губернии русалку называют лобаста. Глядь, ан за ериком (протоком) девка - знать лобаста - нагишом, чешет голову, а волосы-то длинные-предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое; да как захохочет, да в ладоши ударит, - они и пуще того испугались: как бы не защекотала" (сообщение священника Виноградова, 1848 г.).
Традиционное место пребывания - болотистые местности, берега водоемов. Любят плескаться в воде, ловят рыбу и раков. "В тихом омуте черти водятся". В записях студентов Иркутского педагогического института, участников фольклорной экспедиции образ русалки-полудницы такой: "Обросшая женщина, косы по задницы, груди большие, красивая по себе, но только косматая и волосы будто бы на грудях есть". Студентка этого института передала рассказ своей матери о том, как дед ее видел сидевшую на дереве полудницу, которая при виде его прыгнула в воду.
Название "полудница" связывают со следующим: "В прежние времена русалок так много было, что они качались по веткам по лесам не только ночью, но даже и в полдень". Леший мог попасться в сеть-перевес. Они смертны, и их иногда убивали люди. Подходят иногда греться к кострам, но прячут при этом морду, видимо, от света и жара. Приходят греться к очагам, в бани и овины. Записаны свидетельства: "Гляжу, а она (русалка) пришла, вся во льду, да и легла на теплину"; "леший, весь замерзший, в сосульках, пришел в овин отогреваться и залил весь огонь". Могут есть кур, рыбу, раков, пить молоко, есть дикие плоды, человеческую пищу. Глаза ярко блестят в темноте. Иногда играет с человеческими детьми, иногда похищает их.
"Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на нее, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса... Кроме враждебных нападений, при которых беспощадно преследуются люди всех возрастов, известны еще заигрывания русалок... Эти заигрывания, менее враждебные и не столь опасные, больше всего приходятся на молодых мужчин, особенно парней, сношение с которыми не только ново, но и заманчиво для русалок". Среди оберегов от приставания назойливых русалок излюбленным является иголка или булавка: единственным надежным средством спасения от русалок служит укол хотя бы одной из них иголкою или булавкою, тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где еще долго раздаются их голоса.
В материалах Русского географического общества имеется много сведений о русалках. Свидетельские указания собраны, в основном, в середине 19-го века. В Казанской губернии считали, что во время русальной недели по полям блуждают нагие существа женского пола с длинными волосами, нападают, умерщвляют щекотанием. То же - в Калужской губернии, где рассказывают о русалках, которые на духовской неделе бегают во ржи, качаются на деревьях. Аналогичные сведения записаны в Астраханской, Пермской, Калужской, Пензенской губернии и др. П.И. Мельников (А. Печерский), описывая леса на берегах левого берега Волги, в ее верховьях, сообщает о различной "нечисти" типа леших, которая живет по очень точному календарю - это говорит о длительности наблюдений за ними со стороны местных жителей-крестьян. Из Калужской губернии сообщили, что "леший живет во всяком большом лесу"; там же "шел по лесу мужик, а оне за ним турятся, все голые, растрепанные. Сотворил молитву... Русалки заголосили и убежали в лес". Разновидностью русалок в некоторых местах, например, в Калужской области, считались опасные "святочницы". Они некрасивы, с ног до головы покрыты волосами, говорить не могут, только поют без слов и пляшут; местоприбывание их - бани и неосвященные избы; бытовала быличка о том, как девки в бане встретили святочниц, которые набросились на них и стали "колупать", спаслись они тем, что рассыпали по снегу бусы, чем заинтересовали святочниц. У мордвы издавна известны свои лешие - дячка и вирява. "Перевелась ныне эта погань, - говорит информатор из Пензенской губернии, - вот деды рассказывают, что в те поры, когда и лесов было больше и болот с трясинами, так и не ходи лучше ночью в лес, повстречает тебя дрянь-то, да и все тут".Обычно леший человека не трогает, но любит его пугать. Записаны случаи, как во Владимирской губернии два парня женились на окрещенных русалках.
Близки по описаниям чувашские арсури (получеловек) и упате (обезьяна), мордовские вирь-ава и ведь-ава, татарские шурале (леший) и сыу анасы (водяная мать), башкирский шайтан. Вирь-ава (лесная мать или лесная богиня) - название мордовское, известное, кроме того, под названием "шутовка". Русское слово "ведьма" могло произойти от мордовского "ведь-ава", да и обозначали эти слова первоначально одно и то же существо. Вирь-атя - мужское соответствие вирь-авы; ведь-атя - мужское соответствие ведь-авы (Мифологический словарь, 1992). По представлениям чувашей д.Асхвы Канашского района, лешие жили в их районе на берегах реки, а зимовали в копне сена.

Чувашские арсури и упате.

У чувашей для обозначения лешего есть два названия - арсури (получеловек) и упате (обезьяна). Фольклористам это всегда было непонятно. В. Канюков (1971) писал, например: "Но где основа образа? Почему вдруг обезьяна? Откуда явилась и стала бродячим духом обезьяна в чувашских лесах, наяву же она тут не живет?". Другой исследователь, В.А. Ендеров (1984), пишет: "Образ лешего как обезьяноподобного существа у многих народов говорит о генетическом родстве этого персонажа... В образе арсури, вероятно, нашло отражение представлений предков чувашей о человекообезьяноподобных существах, исчезнувших в далеком прошлом из жизни".
Похожи на обезьяну. "Арсури представляют в в образе голой женщины, с телом, покрытым шерстью, только ее гениталии обнажены". У него (нее) совсем черное лицо. Арсури - "женщина с взлохмаченными волосами, с огромными, как овсяные мешки, грудями", имеет "огромные сосцы, свесившиеся вниз; во время ходьбы она полагает их себе на плечи".
Может дико кричать; кричать по-человечьи, но на разные голоса, может лаять, как собака, визжать как поросенок, ржать как лошадь. Может сидеть на деревьях. "Страшный любитель щекотать попавших в его руки людей. Он иногда защекочивает их до смерти".
Упате смертна, но убивать ее не разрешается. Иногда подходит к дровосекам погреться у костра, но если горит в огне черемуха, то боится близко подходить, так как искры от костра могут спалить ее шерсть. Арсури питается мясом животных, поймает, например, оленя и съест всю его тушу. "Если привяжется на дороге арсури, то надо бросить в его сторону куском хлеба". По представлениям чувашей д. Асхвы Канашского района, лешие жили на берегах реки, а зимовали в копне сена. Боится собак, железа, кнута, огня. Любит человеческих детей, играет с ними, успокаивает.
"В лесу арсури забегает вперед человека, нагло смеется и, показывая свои гениталии, зовет его к себе". Человека не убивает, а только пугает.

Мордовские вирь-ава и ведь-ава.

Вирь-ава - лесная мать или лесная богиня; кроме того, есть название "шутовка". Русское слово "ведьма" могло произойти от мордовского "ведь-ава" (водяная мать), да и обозначали эти слова первоначально одно и то же существо. Д. Баянов предполагает, что и слово "медведь" могло произойти от "ведьметь", многие замечали сходство лешего со стоящим на задних лапах медведем.
Их изображают в виде женщины с ребенком за спиной и перекинутыми через плечо грудями. Женщина громадного роста, сидящая на дереве с растрепанными волосами и перекинутыми через сучья грудями.
В фольклорной записи: "Один охотник ловил в лесу зайцев тенетами и поймал однажды с зайцами детеныша Вирь-авы (Вирь-ава ловск). Принес он его домой, показывает жене и говорит: вот я шайтана поймал"; "дети ведь - авы временами попадают в рыбацкие невода. Тот рыбак, который сжалится над плачущим водяным и отпустит его, будет всегда иметь хороший улов".
В холодные ночи подходит греться к кострам охотников, иногда расшвыривает костер, вещи. Иногда похищает детей.

 

Просмотров: 905

Ответить на это

Пусъёс

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования