Uralistica

За тысячелетия культура обогащается, накапливает солидный багаж. Как это меняет человека?

Я не думаю, что человечество сильно меняется. Читая древнерусские летописи, я вижу, что у людей были такие же привычки, кодекс поведения, они так же общались, испытывали те же чувства, так же друг друга резали, отнимали сладкие куски и воровали друг у друга женщин. Так что представление современного человека о том, что он умнее и сложнее своих предков, мягко говоря, не соответствует действительности. Может, все наоборот. Человек, живший в культуре сельского хозяйства, скажем в Х веке, участвовал в ритуальных действиях: посев, сбор урожая, похороны, свадьбы — которые сопровождались песнями, плясками, причетами. Шли на покос — одна песня, с покоса — другая песня, хоронили — 10 причетов. Каждый нес в себе 200—300 текстов, был ходячей библиотекой. Люди были перенасыщены этим знанием, оно проходило через всю их жизнь. Тогда связь с землей, с родиной была физиологическая, землю собирали в ладанку, когда отправлялись на чужбину. А человек, прибившийся с чужбины, считался потерянным, его жалели. Сейчас этого чувства, конечно, нет — кажется, что весь мир наш. Но это не так, в мире мы в гостях. Если мы теряем свою идентичность, мы можем пойти в мир, а хотим ее сохранить — придется оставаться здесь.

То есть свою идентичность можно сохранить только на родине?

Да, особенно это справедливо для русских. Мы, в отличие от, скажем, евреев, не можем столетиями сохранять свой язык. Мы очень восприимчивые.

Потеряв язык, человек теряет связь со своей культурой?

Человек, может, и не теряет: он повесит на стену балалайку, портрет Есенина — и нормально. А народ теряет, конечно, — он распыляется.

Как, по-вашему, можно восстановить эту физиологическую связь с родиной?

Государство должно жить в пространстве своей позитивной мифологии. Оно должно прививать ребенку, подростку, взрослому кодекс уважения к своей земле, к своей территории, географии. Основной пласт знаний, которые мы получаем, должен давать нам ощущение не свободы, а долга. Идеология свободы — освобожденности от всяческих оков — не кажется мне универсальной и столь уж необходимой. Человек должен чувствовать себя не венцом творения, а созданием с определенными обязательствами: перед прошлым, перед родителями, перед детьми, перед своей женщиной или своим мужчиной. А у нас все с ног на голову: мы же «право имеем». Но, помимо права, есть долг, и он не менее, а, может, и более важен. Те, кто существовал здесь до нас, принесли нам реки, земли, моря, вспахали тут все, взрастили, умерли за эту землю, жизнь нам подарили. Значит, они испытывали чувство долга. И мы должны жить так, чтобы эта земля, и люди, и тени, которые смотрят нам вослед, не усомнились в нас, не подумали, что мы плюнули на их могилы и пошли своим путем, чтобы у нас не было чувства, что мы предали здесь что-то.

Нужно ли, по-вашему, переосмысливать свою историю?

История и так бесконечно переосмысливается. Потому что у нас оптика меняется: «большое видится на расстоянии». Мы отходим на три шага — и все уже иначе. Мы сами меняемся, и мир вокруг нас меняется. Нельзя жить все время по одним и тем же установкам, тем более идеологическим — они все очень смешные.

Какие темы важно переосмыслить именно сегодня?

Совершенно очевидная тема — европоцентризм. Важно понять, что нет никакой единой европейской цивилизации. Мир ценен тем, что люди, народы, нации, страны друг от друга отличаются, — именно поэтому они создают свою культуру, именно поэтому мы живем в таком удивительно богатом мире с разной музыкой, литературой, традициями. Почему все должны быть одинаковыми, скроенными по одним лекалам? Почему одни самобытные цивилизации должны равняться на другие?



Источник: http://hbr-russia.ru/lichnaya-effektivnost/delo-zhizni/a14774/#ixzz...

Просмотров: 177

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

"Основной пласт знаний, которые мы получаем, должен давать нам ощущение не свободы, а долга".

Ответить на обсуждение

RSS

Пусъёс

© 2021   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования