Uralistica

РОЛЬ В.А. КАРТАШОВА В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ И РАЗВИТИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ НАУКИ В МОРДОВИИ

УДК 378.096:624:929(470.345)

Карташов С.А. биограф В.А. Карташова

Национально-исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н.П. Огарёва




Фото 1
Валентин Антонинович Карташов [7]


Данный доклад посвящен известным, и ранее не известным страницам жизни и трудовой деятельности ученого с большой буквы, Валентину Антониновичу Карташову, внесшему существенный вклад в науковедение, стоявшему у истоков и основоположнику высшего строительного образования Республики Мордовия, чьи ученики по всей России и странам бывшего СССР, нашли и находят применение полученным знаниям, популязируя науку, взращивая новые инженерно-технические кадры.

В данной работе систематизированы, и в хронологии изложены все основные жизненные вехи Валентина Антониновича, Архитектурно-строительного факультета, и Мордовского государственного университета под его управлением.

Подготовка инженеров-строителей в Мордовии начата с 1957 года, когда одновременно с открытием Мордовского Государственного Университета был создан инженерно-технический факультет, в состав которого вошло отделение «Промышленное и гражданское строительство». В 1962 году был осуществлен первый выпуск инженеров строителей, и в этом же году был, организован строительный факультет. Особая роль в становлении строительного образования принадлежит первому декану инженерно-технического факультета Валентину Антониновичу Карташову (1958 - 1960 г.г.). Большая часть его трудовой деятельности – 60 лет – связана с Мордовским государственным университетом [1].

Валентин Антонинович Карташов родился 8 марта 1919 года в Саранске в семье служащих. Отец Антонин Иванович, прошел путь от рядового счетовода при Саранском уездном сьезде (ныне Городская Администрация г.о. Саранск), до главного бухгалтера Мордовского отделения Государственного банка; мать Александра Касьяновна будучи машинисткой в Саранском уездном сьезде, в советское время работала воспитателем в детском саду. Значительный вклад, внесли отец, дядья – красные командиры, и дед - Иван Иванович, увлекавшиеся столярным делом, и знающие все секреты строительства, ремонта домов; интерес к точным наукам - тетушки педагоги, и купеческая родня, по отцовской линии. С детства Валентину Антониновичу был привит широкий кругозор интересов: от увлечения историей, литературой, философией и географией, до шахмат, за что он в последствии не раз выражал благодарность своим предкам.
Развитие республики в период НЭПа, послужили бурному росту промышленности, индустриализации Саранска, в том числе и железнодорожной сети. Мечтая стать машинистом, Валентин Антонинович, после окончания школы поступает в Московский Институт инженеров транспорта (МИИТ), на путейский факультет. Уже, учась в стенах данного ВУЗа, в период Второй Мировой Войны (ВОВ), в октябре 1941 года, когда немцы уже подошли к окраине Москвы, институт эвакуировали в Новосибирск. Там Карташов В.А. с будущей женой Марией Абрамовной заканчивал учебу.

Фото 2

Валентин Антонинович Карташов в годы ВОВ [7]

В феврале 1942 года, его отправили на фронтовые участки железных дорог, потому что надо было восстанавливать железнодорожные пути, вслед за некоторых уже погнали от Москвы [2]. В последствии, полученные знания, он применял на практике, черпая опыт и от боевых товарищей. Это было его главным оружием: «-У меня папка была в твёрдой корке, в ней бумага, логарифмическая линейка и карандаш. Вот это всё было моё оружие».


Из воспоминаний В.А. Карташова:
«-Август. Передовая линия была по ту сторону реки. Буквально было видно окопы, где постоянно шли интенсивные перестрелки между нашими и фашистами.
Немцы обычно предпочитали обстреливать мост поздно вечером, либо ночью. В том числе бомбили с самолетов, которые над нами постоянно баражировали. Восстанавливали мост под постоянными обстрелами, сменяющимися небольшими периодами затишья. В тот момент был как раз период тишины.
Звонят, говорят, что можно возобновлять ремонтные работы. Восстанавливаем мост.
Высота фермы – 7 метров. А потом еще до воды столько же.
И вот я хожу, поэтому верхнему поясу. В том месте, где одна ферма с другой стыкуется, как правило не ходил, потому что чувствовал головокружение. Было, даже упал, и немного покалечился. А вот на самом верху самочувствие было лучше.
И вдруг, как шлепнется снаряд посреди моста. Это немцы неожиданно начали обстрел. А в тот момент, как раз, наш офицер ехал на лошади по мосту. И снаряд разорвался в нескольких шагах перед ним. Мне запечатлелось на память, как лошадь встала на дыбы, а он офицер удержался.
И пошло. И один снаряд за другим.
Я Преснякову говорю: «-Давай собирай свои инструменты, и убегай с моста». И мы по наклонному элементу, то есть по раскосу, по его соединительным решеткам, как по наклонной лесенке спустились и побежали.
Бежим. Бежим. Пресняков то, бежит, забрал свои инструменты и к нему спроса потом нет. А я то тут и подумал: «-А если он не выключил газорезательный аппарат, и что если при бомбежке он перережет случайно какой-либо элемент, и мост перекоситься, либо рухнет?». Если не упадёт, а перекоситься, то зная конструкции и строительную механику представил, как сложно будет все заново восстанавливать. Хоть и неприятность карманная, но все же думаю: « Эээ… нет. Надо проверить и посмотреть». Я, убежавши обратно, вернулся на середину моста. Даже дальше. Посмотрел, проверил. Слава Богу, всё выключено. Далее обратно, вниз пригнувшись сбежал с моста.
Убегаю. А тут лежит Войновский, квалифицированнейший электрогазосварщик, и рвёт на себе гимнастёрку. Это был у нас поляк. Я его пытаюсь спросить, что и как, а он уже не может говорить и задыхается. Потом выяснилось, что у него была контузия от разрыва снаряда. Ну я его подхватил, и к нашим вагончикам, которые были поставлены в более защищенном от обстрелов месте.
И вот, немцы всю ночь обстреливали мост.

Скажу, что это дело неблагодарное бить по таким линейным объектам из артиллерии. И немцы мало чего этим добивались.

Например, доводилось наблюдать трубы заводские, громадные, высокие, широченные, пробитые насквозь снарядами. Все в дырках. И стоят, не смотря на обстрелы.

Мне на войне пригодились хорошие знания, в области строительных конструкций, мостов, строительной механики, сопротивления материалов, полученные в ВУЗе и на практике, в восстановлении разрушенных мостов.
Некоторые сведения, данные и опыт полученные в жизни, записывал к себе в тетрадь, где-то запоминал. Это в дальнейшем мне пригодилось при поступлении в аспирантуру, и жизненном пути» [2], - вспоминал Валентин Антонинович.


Фото 3
В.А Карташов
Москва. МИИТ. Июль 1947 г. [7]


После ВОВ, поступил в очную аспирантуру кафедры строительного производства МИИТа, по специальности «Мосты». В 1949 году, после успешно защищенной кандидатской диссертации на тему: «Напряженное состояние узлов металлических пролетных строений мостов при неполном перекрытии стыков» [3], направлен в Саратовский автодорожный институт (САДИ – ныне Саратовский Государственный технический университет СГТУ), где прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой Строительных конструкций. С 1949 по 1958 год В. А. Карташов жил и работал в Саратове. В этот период времени, ему довелось работать с местными учеными: К.П. Серовым, В.Л. Бойницким в составе ГЭК по выпуску гидротехников, 1950-1954 г.г., а также принять участие в научно-технической конференции по экономии металла, сырья, топлива, электроэнергии и стройматериалов, где он доцентом, с к.т.н. М.И. Розенфельдом, прочитали доклады [4, 5]. Доцент с 1952 года.



Фото 4
В.А. Карташов в составе ГЭК по выпуску гидротехников САДИ (1950-1954 г.г.) [4]

В стенах Саратовского автодорожного института, им было подготовлено, не мало инженеров-специалистов, которые спустя годы, помогали становлению и развитию городской инфраструктуры г. Саранска. Так например выпускник 1951 года А.В. Новиков, защитив дипломный проект на тему «Радиобашня», у Валентина Антониновича, был направлен работать в Саранск, сначала прорабом, а затем управляющим строительным трестом и зам. Директора «МордовГражданПроект», в последствии возводил Саранскую телебашню.
В 1957 году Валентин Антонинович приглашается в открывшийся Мордовский государственный университет, на что он соглашается. И уже, с 1958 по 1960 год он деканом возглавляет инженерно-технический факультет.
В 1962-1970 годах В. А. Карташов - проректор по научной работе университета. В 1958 году на инженерно-техническом факультете при непосредственном участии Валентина Антониновича было открыто отделение «Промышленное и гражданское строительство». Этим было положено начало высшему строительному образованию в республике [6].
С 1960 по 1968 год, заведующий кафедрой сопротивления материалов и строительного дела (создана Приказом №538 МВиССО РСФСР от 14.07.60), а затем строительных конструкций и строительной механики – 1968 – 1979 г.г. Под его руководством с 1960 по 1979 г. Была создана лабораторная база факультета, открыта аспирантура по строительным конструкциям, разработаны учебные планы, рабочие программы и методики учебных дисциплин по специализации «Строительные конструкции промышленных, гражданских зданий и сооружений». В.А. Карташовым формируется научная школа в области металлических конструкций по теме: «Изучение действительной работы некоторых узлов и сопряжений строительных конструкций», яркими представителями которой являлись А.С. Тюряхин, Ю.И. Ларькин, В.И. Федосейкин, А.Д. Колосков, В.А. Луканин, М.Ф. Линьков, В.М. Плакидов. На кафедре при активной поддержке со стороны В.А. Карташова выполняют диссертационные работы Б.М. Люпаев, А.Е. Дураев, Б.Е. Родин, В.М. Вдовин, В.В. Черячукин, В.М. Селюков, А.И. Харитонов [1].


Фото 5
В. А. Карташов принимает защиту своих первых дипломников.
Саранск 1962 г.


В частности, многие диссертационные проекты, его первыми учениками, были защищены, путем практических исследований, когда совместно с Валентином Антониновичем, на базе нынешнего 5 корпуса Мордовского государственного университета создавались две лаборатории, которые функционируют до сих пор. Работы по размещению огромных, тяжелых испытательных станков, в одном из исторических сооружений Саранска, 1912 года постройки, где ранее, в юности Валентин Антонинович оканчивал школу, требовали ювелирной точности. Полученные знания и применение новых технологий, в том числе для укрепления конструктивных элементов здания, позволило создать по сути уникальные в своем роде лаборатории.
В конце шестидесятых годов В.А. Карташовым приглашены для работы на кафедре Ю.Б. Потапов, И.И. Меркулов [1].
Заведуя в 1968-1979 годах кафедрой строительных конструкций и строительной механики, Валентин Антонинович руководил комплексной кафедральной научной темой «Работа строительных конструкций в зонах узлов, стыков и сопряжений», которая входила в общесоюзный план научных исследований в области металлических конструкций. На основании результатов научных исследований, выполненных под руководством В. А. Карташова, были разработаны новые более индустриальные конструкции пролетных строений мостов. Занимаясь обследованиями металлических конструкций зданий и сооружений, В. А. Карташов исследовал влияние геометрических несовершенств на их работоспособность и предложил множество вариантов увеличения эксплуатационной надежности конструктивных элементов. Как научный руководитель он требовал, чтобы все разработки завершались практическими рекомендациями технико-экономического характера. Как руководитель кафедры и как руководитель диссертационных работ строго контролировал качество эмпирического материала, логику изложения, достоверность выводов и актуальность предложений. При рассмотрении тематики диссертационных исследований Валентин Антонинович обращал особое внимание на новейшие исследования в отечественной и мировой науке и технике, на системность и комплексность исследований [6].
С 1982 года, будучи доцентом кафедры Прикладной механики, образованной в том же году он читал лекции и проводил занятия по курсам: «Теоретическая механика»; «Металлические конструкции»»; «Испытания конструкций и сооружений»; «История строительного дела»; «Сопротивление материалов»; «Основы теории упругости» у студентов дневного и заочных отделений специальностей «Промышленное и гражданское строительство» и «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». Учебные занятия Валентином Антониновичем проводились на очень высоком научно-методическом уровне. Постоянно работал над повышением своего научно-теоретического уровня, активно участвуя в научно-исследовательской работе кафедры, факультета и университета, принимая участие в работе научных конференций, совещаний и семинаров (Огаревские чтения, Всероссийские и международные конференции). Научные труды Карташова В.А. связаны с историей инженерной науки и исследований в области напряженного деформированного состояния строительных конструкций [3]. Работы В. А. Карташова по исследованию упругих систем с заданными напряжениями стали оригинальным направлением учения о прочности и деформативности тел. Валентин Антонинович Карташов подготовил 5 кандидатов технических наук в области исследования напряженно-деформированного состояния стальных конструкций.
В. А. Карташов внес существенный вклад в науковедение, он долгие годы работал над проблемами истории механики как древнейшей и универсальной науки. Изучая труды великих ученых древности, мыслителей Античности, эпохи Возрождения и Нового времени, Валентин Антонинович сформулировал материальную основу их мировозрения. Эти идеи В. А. Kарташов изложил в своих книгах: «Ранние этапы развития строительной механики» (Саранск, 1973), «Из истории учения о прочности и деформативности тел» (Саранск, 1991), «История развития расчетов на прочность, жесткость и устойчивость» (Саранск, 1993). [6].
Даже после ухода на заслуженный отдых, в 2009 году, Валентин Антонинович, продолжал активную научную деятельность. При его поддержке, вышло не мало публикаций, в том числе и после смерти в 2010 году. Продолжателями его дела стали сын – инженер-строитель, и внуки, посвятившие себя строительной индустрии, и науке.
За 62 года своего существования факультет подготовил более 7 тысяч инженеров-строителей. Выпускники работают в Правительстве и Госсобрании Республики Мордовия, администрации различных городов, руководителями крупных строительных и проектных организаций разных форм собственности, инженерно-техническими работниками строительных и дорожных организаций, производственных предприятий, структурах жилищно-коммунального хозяйства. Многие выпускники пошли в науку и работают преподавателями как на Архитектурно-строительном факультете НИ МГУ им. Н.П. Огарева, так и в других ВУЗах страны. Достаточно сказать, что в стенах АСФ обучались: Глава Республики Мордовия В.Д. Волков, Председатель Правительства Республики Мордовия В.Ф. Сушков, Председатель совета депутатов городского округа Саранск Н.Ф. Бурнайкин, Министр строительства и архитектуры РМ Е.А. Терелов, и многие другие [1].
Валентин Антонинович, автор 10 монографии, 5 учебников, 1 из которых с грифом УМО вузов РФ. более 20 учебных пособий, более 400 научных статей. Имеет 2 патента на изобретение.
За проявленный героизм и активное участие во фронтовых условиях в восстановлении и строительстве мостов награжден орденом "Красной звезды" (1944), как участник Великой Отечественной Войны, и знаком «Отличный строитель» (1944). За научно-педагогическую и организаторскую деятельность награжден грамотой Минвуза РСФСР (1982), двумя орденами "Знак почета", и восемью медалями. Лауреат премии Главы Республики Мордовия (2009). Заслуженный строитель Мордовии (1979) и Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА


1. История Архитектурно-строительного факультета. Взято с сайта Архитектурно-строительного факультета НИ МГУ им. Н.П. Огарева: asf.mrsu.ru/о-факультете
2. Судьбы, опаленные войной / [авт.- сост.: Н.Ю. Прасалова, И.В. Костина, О. А. Казакова ; под общ. ред С.М. Вдовина]. – 2-е изд., перераб. – Саранск : Издательство Мордовского университета, 2016. – с. 107-110.
3. Характеристика из личного дела В.А. Карташова
4. Материал взят с сайта виртуального музея СГТУ, в разделе фотоархива: gallery.sstu.ru/v/photoarhiv30-50/170.jpg.html
5. В. Рассудов. Пропаганда политических и научных знаний / За инженерные кадры. – 29 июня 1959 г. - № 25-26 (77-78).
6. В.А Карташов – основоположник высшего образования в Мордовии. В. В. Ерастов, доцент кафедры прикладной механики.
7. Фотографии из семейного архива С.А. Карташова.

Опубликовано в

 

 

 

 

По итогам Всероссийской научно-техническая конференция «Строительные конструкции. Состояние и перспективы развития», состоявшейся 6-7 марта 2019 года в МГУ им. Н.П. Огарева.

Конференция была посвящена памяти В.А. Карташова, чей 100-летний юбилей отмечается в этом году.

С именем Валентина Антониновича Карташова связано создание и становление высшего инженерного строительного образования в Республике Мордовия. Он являлся первым деканом созданного в 1958 году инженерно-технического факультета, который стал прародителем нынешних инженерных факультетов и институтов в составе МГУ им. Н.П. Огарева. Под руководством В.А. Карташова защитились первые кандидаты технических наук, его учениками являются многие известные ученые и общественные деятели.

В пленарном заседании приняли участие проректор по научной работе МГУ им. Н.П. Огарёва П.В. Сенин, первый заместитель министра строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия С.П. Пронькин, бывшие студенты, которых в разное время обучал выдающийся ученый, в том числе одни из его первых учеников А.С. Тюряхин и В.В. Черячукин.

В ходе конференции были заслушаны доклады по следующим научным направлениям:

история механики;

современные методы расчета строительных конструкций;

эксплуатационная надежность конструктивных элементов;

обеспечение надежности соединений и узлов металлических конструкций;

исследование упругих систем с заданными перемещениями;

проектная обеспеченность долговечности строительных конструкций, зданий и сооружений;

расчет конструкционных элементов, подверженных действию агрессивных факторов, на долговечность;

методы защиты и повышения долговечности строительных конструкций.

Пленарную часть конференции открывал доклад Карташова С. А. внука и биографа Карташова В. А.

В данном докладе были освящены все основные жизненные вехи В.А. Карташова, его вклад в науку, становление МГУ Огарёва, подготовку кадров для строительной индустрии и ВУЗов РФ.
Следом с докладом выступал коллега В. А. Карташова, Черячукин В. В. из Пензы, где затрагивалась роль В. А. Карташова в строительстве "линии жизни" блокадному Ленинграду в годы ВОВ, ранее упомянутые в докладе Карташова С. А.
Тюряхин А. С. представил доклад о первых годах работы Карташова В. А. в мордовском госуниверситете и его переходе из САДИ, создании филиала в Рузаевке.
Федосейкин В. И. как последний кандидат наук Карташова В. А. рассказал о методах подготовки кадров Карташовым. 
Лазарев А. Л. присутствующим рассказал о совместных изысканиях в научной работе, приведя расчеты и формулы.
Затем, были зачитаны доклады молодых учёных кафедры Строительных конструкций и совместных доклад строительной организации Саранска и казанского строительного вуза о роли и качестве сварки как основе металлоконструкций проектирования.

После пленарного заседания работа конференции продолжилась на 5 секциях: «Методы защиты и повышения долговечности строительных конструкций», «Расчет конструкционных элементов, подверженных действию агрессивных факторов, на долговечность», «Обеспечение надежности соединений и узлов металлических конструкций», «Эксплуатационная надежность конструктивных элементов», «Современные методы расчета строительных конструкций». Часть работ была представлена на стендах.

По материалам конференции в апреле 2019 года издан сборник докладов, в состав которого вошли работы представителей высших учебных заведений и строительных организаций Республики Мордовия, Республики Татарстан, Республики Чечня, Самарской, Пензенской, Кировской и Московской областей.

 

Просмотров: 135

Ответить на это

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования