Uralistica

Предлагаю вам мнения мордовских ученых и деятелей на События 2012 года.

Мнения ученых
"О праздновании 1000-летия мордовского народа с народами Российского государства"

Валерий Юрченков, директор НИИ гуманитарных наук, профессор:

- Российские археологи считают, что проникновение славян на мордовские земли началось еще в 5 веке: в древне-мордовских могильниках этого периода найдены предметы быта и следы обряда трупосожжения, характерные для славянских племен. Появление иноземцев было связано, в основном, с торговлей. Примерно в это время мордва торговала с древнерусскими купцами, пользовалась изготовленной ими посудой, ажурными украшениями. Об этом свидетельствуют оставленные записки иностранных купцов и географов, находки славянских вещей в окско-рязанских могильниках - памятников культуры мордовского народа. Именно славянские купцы, издавна освоившие торговый путь по Оке и Мокше, проложили дорогу своим соплеменникам в эти края.
Вместе с тем, археологические находки и данные этнографии дали основание известным отечественным ученым (Любомиров, Шахматов, Монгайт) утверждать, что Рязань - старинный славянский город, возникла на месте древнего мордовского поселения. Первые же древнерусские поселения появились на территории современной республики в 9 веке. От новых соседей мордва переняла многие обычаи и обряды, а также сельхозтехнику. При этом сама имела довольно высокую материальную культуру.
С 8 по 10 век, "лесной народ", и соседствующие с ним славяне - вятичи и кривичи - находились под властью Хазарского каганата, и платили ему дань. В 965 году внук Рюрика - князь Святослав организовал поход против хазар, и одержал над ними сокрушительную победу. Все племена, в том числе и мордва, освободившись от зависимости каганата, стали данниками Киевской Руси.
Директор института российской истории АН Андрей Сахаров считает, что победа над хазарами позволила Святославу заключить с поволжскими народами договор. И когда в 985 году его сын - Владимир Красное Солнышко шел через мордовские земли на Волжскую Булгарию, местное население не оказало ему никакого сопротивления. Это значит, что договор, заключенный его отцом, продолжал действовать.
Административные отношения между мордовским народом и киевскими князями подтверждают многие источники. В "Слове о погибели Русской земли" (нач. 13 в.), говорится, что «мордва бортничала на великого князя Владимира». Автором летописи дается и четкая хронологическая привязка существования мокши и эрзи в составе Руси - это время княжения Владимира Мономаха (1053-1125), Юрия Долгорукого (конец 90-х г. 11 в. - 1157) и Всеволода Большое Гнездо (1154-1212).
Что касается о вражде между мордвой и славянами, то еще известный историк Василий Ключевский утверждал, что отношения между финно-уграми и славянами носили мирный характер. Ни в письменных источниках, ни в народных преданиях великороссов не уцелело воспоминаний об упорной и повсеместной борьбе пришельцев с туземцами. Мало того, имело место взаимопроникновения культур - мордовские праздники приурочивались к русским народным или церковным празднествам. В молитвы, обращенные к языческим богам, вставлялись русские слова. В свою очередь Владимир Красное Солнышко, при проведении первой религиозной реформы, которая должна была объединить все союзные племена, включил в пантеон славянских богов мордовскую богиню плодородия и земледелия Мокошь. Помимо письменных источников, факт 1000-летних государственных отношений мордвы и великороссов подтверждается археологическими находками. Уникальные предметы 9-11 веков древнерусского происхождения были найдены в древнемордовских могильниках на рубеже второго тысячелетия.
В 2003 году местные археологи Александр Беговаткин и Виктор Вихляев обнаружили в Кельгинском могильнике (Зубово-Полянский р-н) металлические подвески с княжеским знаком старшего сына Владимира Красное Солнышко Вышеслава. Известный российский ученый Борис Рыбаков утверждает, что подобные подвески являлись своего рода верительными грамотами, выдававшимися должностным лицам "администрации" киевских князей.
Об активной политике древнерусских правителей в мордовских землях говорят и предметы славянского дружинного вооружения, которые достаточно распространены в нашем крае. Более 20 лет назад в Шокшинском могильнике другой местный археолог Владимир Шитов обнаружил двулезвийный каролингский меч, который лежал рядом с останками кремированного воина. Возможно, это был представитель воинского подразделения киевских князей.
Российские исследователи полагают, что подобные находки говорят о процессе феодального освоения племенных земель. К 11-12 веку относятся и обнаруженные в мордовской земле нательные крестики и иконки с изображением Богоматери и первых русских святых - Бориса и Глеба.
Также мордва воевала с русскими и против монгольских завоевателей. И только после распада Киевской Руси стала выстраивать отношения с Золотой Ордой. Но уже в 15 веке четко определилась неразрывная связь мордовских земель с русскими территориями. В духовной грамоте Ивана III от 1504 года мордовское Поволжье представлено как географическая область, давно функционирующая в составе Российского государства.
Все эти исторические факты говорят об одном - в течение 1000 лет мордовский народ находился в составе русского государства. Это и ранее подтверждали советские ученые с мировым именем. Однако, после развала Советского Союза на коне оказались те специалисты, которые принижали роль славян в создании полиэтничного сообщества на территории современной России, и возвышали иноземных завоевателей - тех же монголо-татар. Тогда было модно очернять "старшего брата", и утверждать, что русский народ огнем и мечом поработил соседствующие с ним нации. Сегодня мы восстановили историческую справедливость...



Просмотров: 867

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Н.П. Макаркин, ректор МГУ им. Н.П. Огарева, профессор:

– Изучая фундаментальные работы ведущих историков по X–XIII вв., консультируясь со специалистами, я посчитал целесообразным привлечь внимание общественности на прошедшей 25 – 26 апреля 2006 г. в Саранске всероссийской конференции, посвященной изучению историко-культурных аспектов развития полиэтничных регионов России, к выделению даты, символизирующей 1000-летие истории мордовского народа в составе русского государства. Историческая наука знает немало примеров, когда потребности современного развития общества актуализировали подобные судьбоносные события. В целях национальной безопасности России, ее дальнейшей интеграции, в выработке адекватной национальной политики в нашем издревле полиэтничном государстве нам необходимо обращаться к традициям совместного проживания и духовного единения славянских, финно-угорских и тюркских народов в рамках российской государственности. Объявляя о тысячелетии мордвы в составе русского государства, мы, тем самым, утверждаем свое стремление к сохранению исторической, государственной и геополитической идентичности и противостоим попыткам растворить Россию в множественности евразийских цивилизаций.
Являясь представителем научной общественности Мордовского госуниверситета, ведущего образовательного, научного и культурного центра Мордовии, акцентируя внимание на этой дате и поддерживая эту идею, считаю, что это послужит делу укрепления российской государственности и гармонизации межнациональных отношений в нашей полиэтничной стране.


Арсентьев Н.М., директор историко-социологического института, профессор:

– Привлечение внимания к этому знаменательному событию исторически оправдано и политически своевременно. Исторические традиции совместного проживания народов России и их духовное единение по-прежнему остаются важнейшими составляющими концепции национальной политики нашей страны. Несомненно, история вхождения мордовского народа в состав русского государства растянулась на века. Мордва оказала существенное влияние на создание не только русской государственности, но и самого русского этноса. Свидетельств тому множество. 1000-летие – это символ интеграционных устремлений славянских, финно-угорских и тюркских народов, некогда создавших российскую государственность, фактор признания их исторической и геополитической общности. Привлечение учеными внимания общественности и властных структур к 1000-летию истории мордовского народа в составе русского государства можно рассматривать как подтверждение ответственности научной интеллигенции за судьбу России. Каждое поколение писало свою историю в соответствии со своими представлениями об объективности и научности. История всегда актуализировалась потребностями современного развития. Торжественное празднование 1000-летия мордвы в составе русского государства привлечет всеобщее внимание и, несомненно, сыграет важную роль в развитии интеграционных процессов в России.
Н.И. Воронина, доктор философских наук, заведующая кафедрой культурологии Мордовского государственного университета им.Н.П.Огарева:

- Я оцениваю эту дату как большой, радостный праздник двух народов, принадлежащих к славянской и угро-финской цивилизациям. Вот уже тысячу лет русский и мордовский народы живут вместе. Эта дата нас связывает и в политике, и в культуре, и во многих других сферах нашей жизни.
Значение 1000-летия переоценить очень трудно. Народы, живущие на одной территории, имеют общие черты. Это общее пространство, территория, география, это общая историческая судьба, это общие черты характера. Многовековое совместное проживание обязательно накладывает свой отпечаток на всех, кто взаимодействует в таких протяженных исторических процессах. 10 веков взаимодействия народов не могли не запустить процессы интеграции и взаимообогащения в самых разных сферах жизни. Наша историческая судьба не могла не привести к тому, что у всех у нас, проживающих в республике, выработались общие черты менталитета, мировоззрения. Я, например, русский человек, живущий в Мордовии, как и многие поколения моих предков и могу уверенно сказать, что мы перенимаем многие этнические ценности мордовского народа. Я бы выделила здесь особенности речевой культуры, особенности музыкальной культуры, особенности декоративно- прикладного искусства, и многое, многое другое. Все это накладывает значительный отпечаток на характер русского человека.
Я вспоминаю в связи с этим Степана Дмитриевича Эрьзю. Это, с одной стороны, человек наш, мордвин. Он родился на нашей земле. Кровь у него наша, наш геиотип. У него дух наш.
А с другой стороны, он русский человек в своей профессиональной деятельности,. по принадлежности к русской цивилизации. А с третьей стороны он гражданин мира. Как большой художник он раскрылся в Аргентине. В другом полушарии Земли.
И еще на что я хочу обратить особое внимание. Национальная культура формируется только в диалоге. Не может быть локальной культуры. Не может она существовать сама по себе. И мы не можем отказаться от 10 веков общей истории, общего диалога. И влияние русской культуры, русской цивилизации на мордовскую неоспоримо. Но был и есть обратный процесс. Процесс обогащения культуры русских, проживающих в Мордовии, культурой мордовского народа, и даже славянского культурно-цивилизационного ареала угро-финской цивилизацией.
Но ни в коем случае, нельзя замыкать развитие национальной культуры в рамках прошлого, необходимо быть открытым мировой культуре, ее достижениям. Поэтому национальная культура должна обладать собственной динамикой. Если национальная культура не выходит в мировое пространство, то она останавливается в своем развитии.
Тысячелетие даст огромный толчок к тому, что бы раскрыть новые возможности потенциала, заложенного в русский и мордовский народы. Это этапная дата. Она придаст дополнительную энергетику нашим народам. Тысячелетие развернет такую панораму взаимодействия русского и мордовского народов, которая притягивала бы к себе и после этого ни кому не удастся вбить клин между нашими народами. Это праздник нужен, он уместен и эта дата послужит важным стимулом диалога культур. Потенциал у русской и мордовской культуры огромный и им есть чем поделиться и друг с другом и с миром.
В.И. Вихляев, доктор исторических наук, профессор МГУ им. Огарева:

- В исторической науке известны ряд точек зрения о процессе вхождения мордовских земель в состав Русского государства. В настоящее время споры ведут, в основном, о сроках окончательного вхождения мордовского народа в Россию. Сам процесс вхождения был, несомненно, длительным и сложным. Он начался после походов Святослава на хазар (Xв.). Русские летописи сообщают об этом времени, что мордва, наряду с другими племенами, платила дань русским князьям. Сейчас археологами получены материальные свидетельства о наличии такой даннической зависимости. В могильниках (Кельгининаский) мордвы проживающей в бассейне реки Вад найдены должные знаки князя Вышеслав Владимировича, которые очевидно раздавались сборщикам дани из числа местного населения. Эти знаки датируются рубежом X – XI и началом XIв. Учитывая тот факт, что вадская мордва составляла одно племя с цнинской мордвой, можно говорить о том, что земли мордвы по реке Цне и Ваду вошли в состав (или оказались в политической зависимости) Древнерусского государства уже в X – XIвв.
Возможно, это было закреплено мирным договором 1006г. между Владимиром 1 и Волжской Болгарией о разделе сфер влияния двух государств в Среднем Поволжье.
Как долго сохранялась эта зависимость - сведений у нас нет. Но, исходя из летописных данных, можно утверждать, что в XI – XIII вв. русское влияние стало распространяться из левобережья Оки и охватило Окско–Сурское междуречье (земли теперешней Нижегородской губернии). Это был второй этап славянского или древнерусского продвижения на мордовской земле, который был прерван монголо-татарским нашествием.
Следовательно в наше время исполняется тысячелетие истории мордвы в составе Российского государства.
Les mordants кусающиеся (фрнц.) мордва в Европе (фото из книги Юрченкова)

Murders убийства (англ)

Der Mord убийство (немец)

Мертв-ый (русский язык)






В языке фарси (Иран) и его диалектах фонетически наиболее близким словом к этнониму мордва является не мард, а морде (диалектн. мерде), морден с семантическими значениями «мертвец», «умирать»


Мордва («морденс») впервые упоминается в сочинении готского историка Иордана ( VI в.)«Genika».

«После того, - писал Иордан, - как король готов Геберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Эрманарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим.



Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, мерено, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, голдов».

Мордва и татары.

ЭТНОГЕНЕЗ МОРДВЫ-МОКШИ ПО ДАННЫМ ЭТНОГРАФИИ



МОРДОВСКАЯ ИСТОРИЯ СФАЛЬСИФИЦИРОВАНА


МОРДВА – НЕДОРАЗУМЕНИЕ ПО МОКШИНУ


О ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРДВЫ-МОКШИ


Тайна мордовского народа или великая историческая ложь.

МОРДВА и МАРТИХОР.


РЕЛИГИЯ ОТРАЖАЕТ ИСТОРИЮ И КУЛЬТУРУ НАРОДА

БРАЧНЫЕ ОБЫЧАИ МОРДВЫ-МОКШИ

ЭРЗЯНЕ ЖДУТ ДОКУМЕНТЫ ПЯТОГО МОРДОВСКОГО СЪЕЗДА

СЕНСАЦИЯ. ИСЛАМ В ОРДУ ПРИНЕСЛИ МОКШАНЕ

МОРДВА ВЫПОЛНЯЕТ ИНОСТРАННЫЙ ЗАКАЗ ИЛИ ЗА СКОЛЬКО ПРОДАЛИ ДУШУ НАРОДА?

МОРДОВСКИМ СЪЕЗДОМ- РУЛИТ ПОТЕШНЫЙ ИСПОЛКОМ

Почётное звание «заслуженный работник» за «... сь»

http://www.erzan.ru/mordva
Карашов пишет - Российские археологи считают, что проникновение славян на мордовские земли началось еще в 5 веке: в древне-мордовских могильниках этого периода найдены предметы быта и следы обряда трупосожжения, характерные для славянских племен.
- Российские археологи считают, что проникновение славян на мордовские земли началось еще в 5 веке: в древне-мордовских могильниках этого периода найдены предметы быта и следы обряда трупосожжения, характерные для славянских племен.


Это ЛОЖЬ!!!!


Именно славянские купцы, издавна освоившие торговый путь по Оке и Мокше, проложили дорогу своим соплеменникам в эти края.

Утверждение заведомо не верное!!!

От новых соседей мордва переняла многие обычаи и обряды, а также сельхозтехнику.


Не забывайте уточнять, что речь о мокше

Вообще, Карташов, хватит этот бред писать, мерзко!!!!!

В каждой строчке , ложь и искажение фактов.

Ученный не разделяющий эрзян и мокшан , это уже не ученный, а просто НЕУЧ!!!!!
я не автор, тех высказываний. я сказал что цитирую авторов.
и речь идет здесь о вашем мнении относительно мероприятий приуроченных к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.
не надо загаживать все касаемое саранска и мордовии
не надо загаживать все касаемое саранска и мордовии


Это мордовия и саранск своими чиновниками загаживает все эрзянское, лжет и обманывает народ, а такие Как Карташев поддерживают лжецов и ненавидят эрзян. Проявляют неуважение к народу, оскорбляют и несут обман.

Карташов!!! Мордва -это мокша они тюркских кровей.

Эрзя, антопологически и генетически другой народ со своим языком!!
Декларация об официальном названии эрзянского народа.


Мы, делегаты Конгресса, представляющего всех эрзян-граждан Российской Федерации (РФ),


-основываясь на истории народа, существующего много тысячелетий,

-чтя память и следуя традициям предков,

-ощущая этническое, языковое, духовное и культурное единство,

-с удовлетворением отмечая наличие стойкого эрзянского самосознания,

-осознавая ответственность за создание благоприятных условий для выживания и развития будущих поколений,

-исходя из норм международного права и Конституции РФ, гарантирующих права человека и народов,

-выражая уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству других народов,

-желая находиться в мировом сообществе народов под своим историческим именем,

-стремясь быть признанным самостоятельным полноценным народом,

-надеясь на понимание, добрую волю, сотрудничество народов, правительств и иных органов власти,

-выражая чаяния всего народа,

заявляем о его воле официально называться собственным историческим именем «Эрзянский Народ» и подтверждаем все принадлежащие ему неотъемлемые права.

С пожеланиями Согласия, Мира и Прогресса всем народам


Конгресс Эрзянского народа.

Республика Мордовия,
г. Саранск
23 марта, 1995 года.
сергу, судя по вам (живущему в нижнем новгороде), можно сказать, грубо говоря что саранск состоит из чиновников и все вам гадят даже на таком расстоянии. у вас столько ненависти ко всем.
что же вы в нижний то уехали? или вы готовитесь к тому что нижний будет частью эрзянии?
это я все утрирую ваши мечты о эрзянской автономии.
когда пишите думайте над тем что пишите. вы оскорбляете весь многонациональный народ мордовии и при этом отстаиваете права эрзян в том контексте, что типа всем не эрзянам не место и всех гнать надо. не слишком ли вы разошлись?
Я скажу одну вещь точно - большая площядь сама по себе не имеет ничего общего с финно-угорским понятием пространства. Нигде и никогда традиционно финно-угры не имели большие площяди в своих поселках и городах, кроме, может, рынок (не знаю как с археологическими городками, но я как то не слышала чтобы там присутствовали большие площяди). До сих пор в Финляндии больших площядей НЕТ, нет их в городах. Таких нет даже в городе Хельсинки! Если там есть площяди, то они предзначены как место для рынка. Но многим людям не нравятся такие пространства, когда они пустуют.

Весь этот Саранский площядь по сути чуждебный для финно-угров. Тут можно воспринять площядь как символ колонизации (уже издавна колонизаторы использовали символы колонизации - в одном случае это церкви или минареты, в другом случае это монументы, а еще в другом случае могут быть площяди. Такая практика часто велась в Английской империи, Испанских колониях итд.).
Карташов пишет когда пишите думайте над тем что пишите. вы оскорбляете весь многонациональный народ мордовии

Не говорите глупостей, я уважительно отношусь к татарам, к русским и всем другим нациям в том числе к мокшанам, а вот мордва современная, это бред идиотов! И хамов!
Меня оскорбляет когда в адрес эрзян бросают это "мордва".

И Вы этим тут занимаетесь, ВЫ проводник бредовой идеи и хамства в отношении эрзянского народа, Вы преподаватель географ, не умеющий и не желающий уважать мнение народа, а не только конкретного человека.

В Вас кипит ненависть к эрзянскому этносу.... Остановись!

И не сметь эрзян называть мордвой.
мне тоже кажется абсурдом создание этой площади. ведь совсем недавно в 1986 году в саранске был поставлен памятник 500 летию единения. и спустя почти 25 лет решили новый памятник и площадь делать. глупо по отношению к архитектурно-культурному облику это.
одно всем понятно, что мероприятие специально высасывалось, ради выделения денег на новый генплан, по которому возникли затруднения с инвестициями. а все потому, что некоторые чиновники любят разбазаривать средства к примеру на мордовскую рублевку в черте саранска, где находится примерно 6 владений главы мордовии.
это мое сугубое мнение.

Ответить на обсуждение

RSS

© 2022   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования