Uralistica

Республика Мордовия (Эрзянь - Мокшонь Мастор)

В современном мире государства становятся всё более полинациональными, представители разных национальностей, культур и религиозных взглядов свободно перемещаются по миру, с туристическими, деловыми и прочими целями. Но есть государства, которые являются полинациональными в силу исторических событий. Именно такую страну мы сегодня и рассмотрим.

Итак, республика Казахстан – крупное государство Центральной Азии, занимающее 9 место в мире по площади и являющееся мультикультурным, многонациональным (более 100 национальностей) В стране проживают тюркские, кавказские, финно-угорские, славянские и другие народы.

От себя же добавлю, что приоритетом Казахстана является как раз национальное равенство, стабильность, что действительно подтверждается: Ассамблея народов Казахстана имеет политические полномочия, депутаты представлены в парламенте, «Дома дружбы народов» созданы в разных городах, часто проводятся фестивали, праздники.

Рассмотрим ближе положение двух финно-угорских народов, эрзя и мокша, представителей республики Мордовия.

Восточно-казахстанский областной архитектурно – этнографический и природно-ландшафтный музей даёт такую справку о народах:

Мордва составляют основное население Республики Мордовии Российской Федерации. Мордва делятся на две основные группы: мордва - эрзю и мордва - мокшу. Мордовские языки относятся к волжской ветви финно-угорской группы уральской семьи языков.

Религия – христиане православные.

Традиционные занятия: земледелие и скотоводство.

Традиционное жилище – изба деревянная.

Основу традиционного костюма мокшанок составляет рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, черные, синие тона с вкраплениями желтого и зеленого. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (пакай), сплошь покрытая вышивкой. Верхняя распашная одежда представляет вид халата из белого холста. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин. Старинная обувь – лапти косого плетения.

Традиционная кухня – кислый хлеб, жидкие каши из проса и пшена, пироги с начинкой (капуста, сушеные грибы), мясо в вареном виде, соленое свиное сало, творог, кислое молоко, квас, березовый сок.


Есть ошибки, так как основное население республики Мордовия составляют русские, а во-вторых, есть два народа – эрзя и мокша, мордва – этнографическая ошибка учёных, экзоэтноним, пришедший извне (в эрзянском и мокшанском языках нет слова мордва, мордовского языка нет, есть эрзянский и мокшанский литературные языки, самосознания единого у мордвы нет, базируется полностью на русском языке и культуре. Эрзяне и мокшане опираются на свой язык, культуру, традиции, при том, уважая остальные народы.)

Другая справка из всемирноизвестной свободной энциклопедии «Википедия»:

Мордва — этническое меньшинство в Казахстане. В переписях 1939, 1959 и 1970-гг. численность народа была в пределах 1 % от общей численности населения. В настоящее время численность мордвы в Казахстане неуклонно уменьшается ввиду ассимиляции с русскими, низкой рождаемости и высокой смертности, эмиграции в Россию.


Итоги переписи населения в Казахстане за 2009 год:

Эрзян и мокшан осталось 8013 человек. Это немало, учитывая уровень ассимиляции, эмиграции народов. Этого количества более,чем достаточно,для создания диаспоры.


Как мы видим, ситуация, мягко говоря, плачевная. Основная причина указана выше, собственно она свойственна не только эрзянами и мокшанами Казахстана и других стран, а даже проживающим в местах компактного расселения (эрзя: Нижний Новгород, Оренбургская область, Чувашия, Татарстан, Самара, Мордовия и др., мокша: Тамбов, Пенза, Саратов, Мордовия и др.)

Хочется добавить, что отсутствует понимания себя как отдельного народа, своей позиции в этом мире – это и есть самосознание. Вот его как раз и не хватает. Если взрослое поколение чтит родной язык, культуру, традиции, то молодёжь уже далека от этого, чаще всего.

Можно всё списать на глобализацию, мультикультурализм, актуальные течения ХХI века. Не спорю, большое влияние оказывает на весь мир, Россию и её народы, в частности. Но почему-то народы Азии, Кавказа, славянского мира умудряются этому противостоять в культурном плане, имеют диаспоры по всему миру.

В Казахстане есть возможность хранить память о предках, разрешается формирование диаспор, участие в национальных мероприятиях. Но диаспор нет не то, чтобы у эрзян и мокшан, а вообще у финно – угров. Было бы здорово создать хотя бы общую финно-угорскую диаспору, но и это не представляется реальным из-за крайней степени ассимиляции и эмиграции народов.

К сожалению, не могу учавствовать на всех национальных мероприятиях Казахстана из-за отсутствия диаспоры. Один раз удалось выступить с эрзянской песней "Инязор эли верьгиз", которую сочинил сам, на дне языков в Актюбинском Государственном Университете имени К.Жубанова:

Редко встречая молодёжь, видишь, что у них есть какая-то искра, интерес к далёкому – родному, но быт, занятость в совокупности с отсутствием языковой, культурной среды (СМИ, мероприятий, сборов), где бы можно было узнать о своём народе, поговорить на родном языке, сводит интерес на нет.

Привлекаю внимание по-разному: рассказываю о народе, языке, культуре, отправляю современные песни Виктора Рауткина, Бакича Видяя, группы «Ойме», ансамбля «Торама», интерес проявляется. Людей нужно умело направлять.

Пожилые люди знают многие язык, разговаривают, приезжая в посёлок, можно поговорить на эрзянском языке. Парадокс, но люди, жившие более трудную жизнь, пережив войну и прочие тяжёлые события ХХ века, сохранили память о предках, языке и культуре, а «свободная» молодёжь технологического века это поддержать не может.

Однако,помните всегда, жизнь не может состоять лишь из отрицательных составляющих. К хорошим тенденциям прежде всего нужно отнести возрождение народов. Кто бы мог подумать ещё лет 30 назад, что у малых народов появятся свои сайты, блоги, будут проводится мероприятия? Медленно, сквозь тернии, но народы оживают, от больших до малых. Люди начинают понимать: материальные ценности не дают полного удовлетворения от жизни, духовность, более высокие ценности необходимы человеку. Этот пробел может быть заполнен родной культурой,языком,традициями.

Нельзя сдаваться, наши предки не были слабыми,запомните это! Из века в век, сквозь войны,расселения,угнетения они пронесли самосознание,язык,культуру! Наша задача продолжить их великое дело, сохранить их дух и стойкость, передать другим поколениям.

С уважением, активист эрзянского национально-культурного возрождения,представитель эрзянской диаспоры Казахстана,

Кувакин Иван (Кувакань Азор).           

Просмотров: 1265

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Сюконямот паро сёрмадксонть кис, ялгай!

 

Азор, бути сёрмадат эрзякс, сестэ видестэ карми "Эрзят ды мокшОт.....   Эли те прявкс лемесь (заглавие) лия кельсэ сёрмадозь, паряк, мокшокс?

Эрзякс истя гайги ды сёрмадови:

мокшо, мокшот, мокшонь...    

Сехте вадря, Азор! Аля!

Эрзят - эрзякс, Мокшет - мокшокс.

Иван, в Казахстане много мари и удмуртов, вы можете создать общефинноугорское объединение

Я о том же,нужно хотя бы финно-угорское объединение,общее, но где они все, не знаю.

Ortem said:

Иван, в Казахстане много мари и удмуртов, вы можете создать общефинноугорское объединение

Ответить на обсуждение

RSS

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования