Uralistica

В Москве, в  выставочном зале Российского государственного архива древних актов открылась выставка "Любимая Русь и мордва", приуроченная к празднованию предстоящего 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, сообщает Сергей Карташов.

 

Я задался вопросом:

- Как можно было назвать выставку исторических документов "Любимая Русь и мордва"?

- Почему мордва не любимая?

- Почему Русь-завоевательница для мокши и эрзи - любимая?

 

И дальше, отталкиваясь от формулировки названия выставки, мы пришли к вопросу о том, как говорить об отношениях русских и нерусских народов, некогда включенных в состав Русского государства - как об отношениях партнеров или отношениях завоевателя с завоёванными.

Из этих двух разных моделей вытекают различные обоснования прав и притязаний русских и нерусских.

 

Переношу дискуссии из группы Art в отдельную тему.

 

Comment by Ortem 

Как можно было назвать выставку исторических документов "Любимая Русь и мордва"?

Почему мордва не любимая?

Почему Русь-завоевательница для мокши и эрзи - любимая?

 

Comment by Petr Korolev  

 

Безусловно, это не верно. Лучше было бы так: "Мордва любимая и Русь любимая: выставка исторических документов", или: "Мордва и Русь: исторические документы о дружественных отношениях"

 

 

Comment by Ortem

всё это плохо скроенные исторические подлоги

какие дружественные отношения могут быть между завоевателями и завоеванными?

кстати, один из аргументов, который используют мои русские антагонисты в споре о сфере действия языков меньшинств и прав нерусских народов на собственную институциональную среду - тот, что русские нерусских завоевали, поэтому текущее неравноправие с точки зрения использования языка в институциональных целях прямое следствие того факта завоевания

и вообше права завоеванных вытекают из воли/милости/желания завоевателя, они не субстанциальны

интересно, в такой матрице будет представлены взаимоотношения мордвы и "любимый Руси"?

 

 Comment by Maxim Ryabchikov  

Неравенство прав, вытекающее из статусов завоеванных и завоевателей, имеет и другие следствия. Завоёванные не обязаны быть лояльны к завоевателям. Борьба за свободу становится совершенно обоснованным и даже благородным делом. Если кто-то завоеванный, то кто-то другой оккупант. Это в случае, если кто-то настаивает на неравенстве статусов разных народов.

 

Comment by Ortem
Завоёванные не обязаны быть лояльны к завоевателям. Борьба за свободу становится совершенно обоснованным и даже благородным делом. Если кто-то завоеванный, то кто-то другой оккупант.

 

согласен, дальше в беседе мой русский протагонист приводит аргумент из области силы: хе-хе, попробуйте, и только попробуйте после своей неудачи требовать каких-то там ваших прав

 

Comment by Njimshur  

Максим, Вы понимаете, что для остального и сверхподавляющего большинства мы - так воспринимающие этот реалитет - просто психи? Понимаете. Хорошо, если у виска покрутят и пошлют куда подальше, чтоб спокойно колу иль пиво свое пить и о бабах погутарить.

 

Comment by Ortem 

хе-хе, попробуйте, и только попробуйте после своей неудачи требовать каких-то там ваших прав

и эта невозможность успеха вписана в наше мышление о самих себе, в рефлексию нашей истории, так нас учат, это наши азбучные истины

 

Comment by Maxim Ryabchikov

Кто сказал, что это мой взляд на мир?

Я просто довел логику оппонента Ортеми до конца. Палка всегда о двух концах.

Если мы выстраиваем паритетные, партнерские, равноправные и как следствие дружеские отношения - то это одна логика, если такая, как предложил оппонент Ортеми, то другая логика - та, которую я описал в предыдущем посте.

 

Comment by Njimshur 

 

"...мы выстраиваем паритетные, партнерские, равноправные и как следствие дружеские отношения".
-именно МЫ. Не они. Спихнутые с горки лезут на нее же, обещая "я больше не буду"...

 

Просмотров: 1820

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

когда человек скажет - я русский, - это все нормально. Кода человек скажет - а я чукча, это тоже должно быть нормально, и взаимное уважение должно быть. Чукча скажет что он чукча по русски. Этого достаточно что русский себя чувствовал комфортно, как себя чувствовать будет чукча - это вопрос.


в 1989 вышел новый фильм Ghostbusters II  http://www.youtube.com/watch?v=3fHLOgYc43w&NR=1

Я тоже думаю что должна выйти русско-финноугорская версия Гостбастерс ловцов духов о том как герои ловит имперского духа в Петербурге.

Petr Korolev said:

с 1984 года немало времени прошло. Может пора новую версию фильма о ловцах духов снять?

А почему тема вообще называется "Этика взаимоотношений завоевателя и завоёванного"?

Если мы равноправные граждане, то тут есть что обсуждать, а если "завоёванные" и "завоеватели", то ни о какой этике нет смысла говорить. При таком понимании ситуации уместно все, вплоть до партизанской войны без правил.

Во всяком случае русские гордятся тем, что выдворяли Наполеона партизанскими методами. В то время это считалось серьезным нарушением правил ведения войны. Но русские считают, что при изгнании оккупантов все методы хороши.

Обсуждение должно строиться именно в рамках отношений "завоевателя и завоёванного"?

"Любимая Русь и мордва" - странное название. В других странах, особенно Европейских, не увидите подобных названий. Я, например, никогда не видела название какой-то выставке "Любимая Латвия и русские". Если было бы такое название, это у многих вызвал бы просто смех. Ну и мне вызывает смех "Любимая Русь и мордва" . Буахахахаха!!!! Ну до чего же смешное название! Я рассказала про это название своему финнскому другу, он тоже смеялся!


Ну как можно всерьез давать такое название? Авторы названия не подумали, какой клоунад делают?

вчера где-то нашел, что подобно тому, как нет такого понятия мордва, а есть эрзя и мокша, так и удмуртов нет, есть ватка и еще что-то, припомнит не могу на "р" начинается, кажется. Но деление вещь неблагодарная, если вспомнить в чьих оно интересах (вспомним Маккиавели).

Лично мне слоганы типа "Я люблю свой город" крайне не нравятся. Любимая Россия (или какой-то кусочек планеты) - мне кажется тоже нонсенсом. Как тут быть с патриотизмом - не знаю. Все же следовать Николаи, человек существо принципиалльно космополитичное (это тезис Георга Фридриха мне нравится: because man, due to his physical constitution, is already a cosmopolitan... the biology of war,1919)



Maxim Ryabchikov said:

А почему тема вообще называется "Этика взаимоотношений завоевателя и завоёванного"?

Если мы равноправные граждане, то тут есть что обсуждать, а если "завоёванные" и "завоеватели", то ни о какой этике нет смысла говорить. При таком понимании ситуации уместно все, вплоть до партизанской войны без правил.

Во всяком случае русские гордятся тем, что выдворяли Наполеона партизанскими методами. В то время это считалось серьезным нарушением правил ведения войны. Но русские считают, что при изгнании оккупантов все методы хороши.

Обсуждение должно строиться именно в рамках отношений "завоевателя и завоёванного"


cогласен

 

Этический принцип, применяемый к себе, к своей психической организации, выявляет, что добро и зло как-то мирно уживаются в одном человеке, который - в этой рамке размышлений - может быть и победителем и побежденным одновременно. Как называется эта борьба, когда артист изображает борьбу двух мальчиков? Ногайская или...? Этический принип, примененный к себе, либо вызывет шизофрению (раздвоение личности) либо задает какой-то вектор поиска. Одна из исследовательниц нашла - пойдя вторым путем - формулу win-win, которая принципиально отличается от win-lose. Может быть и мы что-то поищем, или присоединимся. Я постараюсь вспомнить ее фамилию...

у людей очень смутные представления относительно того, что такое национализм и сепаратизм.

Видимо, сама формулировка "Россия и удмурты" уже представляется сепаратистской.

нужно разрушать эти стереотипы и перекрученные узлы в представлениях людей

Škĺajev Aĺeksej said:

Не думаю, что формулировка "целое и часть" является сепаратистской. По форме это "матрешечная" схема, очень продуктивная и оптимистичная. Только надо научиться с этим работать. У скандинавов есть парадигма "малое прекрасно". Но малое и большое, великое - нуждается в своем динамическом представлении и интерпретациях.

Любимая Русь и Мордва. А где границы Руси? и какой имеется в виду век? 21? или 11 век? Значит Русь - это не вся Россия. Пермского Края я бы ни как не приписал бы Русью, это не Русь а Пермь. Так как Пермский край а не Русский край. Но если Пермь, то тогда где заканчивается границы Перми? я бы понял что пространство Пермь - это и Пермский Край и Республика Коми, так как это не Русь. Священники может как хочет доказывать что это Русь, но мне это - Пермь. Любимая Пермь и Русь - надо подумать какой смысл этого звучания:)

Также наверное Русь заканчивается там где начинается Мордва, то есть там где живут эрзя и мокша, так можно понять по названию Любимая Русь и Мордва.

Границы, Артур, проходят совсем не по поверхности земной поверхности. Они (особенно в "матрешке") проводятся в пространстве мышления и деятельности. Пермь - это не город Пермь и его окрестности. Пермь - это особый угол, особый взгляд на Россию. 
Давайте зделаем выставку "Любимая Эстония и рускраинцы" :)) Русские и украинцы ведь один единый народ, называются они рускраинцами. Ну а еще они очень любят Эстонию. Будет примерно то же самое как "Любимая Русь и мордва".

Ответить на обсуждение

RSS

© 2022   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования