Uralistica

 

 

Легендарный царь эрзян - инязор Тюштя.


Тюштя, инязор (ине+азор эрз.; царь, великий князь), легендарный царь, герой эрзянского народа и его эпоса.



Сын Пурьгинепаза(1) и земной эрзянской девушки Литовы(2).
В эрзянских героико-эпических песнях выступает в роли земного демиурга, творца раннефеодального эрзянского общества. Обладает волей, силой и способностями, сравнимыми с божественными. Может вызывать гром и молнию, останавливать течение рек. Не тонет в воде.
Обладает чудесной способностью в течение месяца трижды менять возраст. При новолунии Тюштя – юноша, в полнолуние он зрелый муж, на исходе месяца – уже мудрый старец.
Тюштя живет и действует на земле эрзян – Эрзянь Мастор, в бассейне рек Оки, Суры и Рав (Волги), в период её русской колонизации.
Образ легендарного эрзянского инязора сформировался у эрзянского народа на поздней стадии его военной демократии и в первые века феодальной организации эрзянского общества.
В эрзянском эпосе образ инязора Тюшти соединяет космогонический миф эрзянского народа о сотворении мира с народными эпическими песнями и сказаниями.



Имеет две историко-эпические линии развития.
Первая: при достижении старости Тюштя возносится на небо, к родителям, оставив на земле эрзянскому народу для помощи в трудные времена медную трубу – тораму, способную вещать его волю.
Вторая: под натиском русских князей Тюштя уходит с частью своего народа на новые земли , преодолев большую водную преграду, вероятно, с западного берега Оки на восток от неё.
На стадии разрушения эпоса и кризиса этнического сознания в трактовку образа Тюшти вносятся мотивы «вины» и «ответственности» за потерю эрзянским народом государственной и территориальной самостоятельности.
Основные сюжеты об инязоре Тюште:
- избрание его инязором ;
- бой с иноземным противником;
- победа над чудеснорожденными соперниками;
- вознесение на небо;
- уход с народом на новые земли.




Примечания:

1.Пурьгине-паз – Бог Грома, сын Творца-Инешки-паза. Бог могущественный и грозный. Обладает карательной силой. Вооружен луком (радуга) и стрелами (молния) а также камнями (пурьгине кев). Скачет по небу на трёх огненных конях, искры высекаются из-под копыт и колёс его колесницы. В левой руке у него – гром, в правой – дождь.
2. Литова – земная эрзянская девушка, ставшая женой Пурьгине-паза (Бога Грома).

Литература.
Масторава. – Саранск, 1994 (на эрз. языке).
Масторава. – Саранск, 2003 (на рус. языке).
Шаронов А.М. Мордовский героический эпос. – Саранск, 2001.
Мордовия. Энциклопедия в 2-х томах, т.2, - Саранск, 2004.
Мокшин Н.Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник. – Саранск, 2004.
Мокшин Николай. Боги и сказания мордвы. – Саранск, 2007.



Просмотров: 5039

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

"Тюштень в изображении Михаила Свиязова"

Без доспехов, без шлема зато с мечом))
где же "железная рубаха""железные пятки" и "железный колпак")

"Тющань пингень" у нас в селе говорят о чём нибудь старом, древнем, причём никто не знает что означает этот самый "тющась"))
По Маскаеву, Тюштя означает тёкш атя - верховный старик или тёж атя - тысячник.

Как известно, имя упоминаемого предшественника Тюштеня - Тёкшонь. Значит версия этимологического объяснения имени Тюштеня от корня "тёкш" невозможна.

По Шаронову, Тюштян есть тюсонь максыця - придающий образ, мироустроитель или тештень - звездный, т.е. сошедший с небес.


тюс - позднее тюркское заимствование. Что касается происхождения имени от эрзянского теште, то это также невозможно, согласно закономерностей передвижения гласных переднего и заднего ряда, описанных "Исторической грамматики эрзянского языка" проф. Бубриха.
Корня tjushtV- в эрзянском нет.

То, что среди мокшанских сюжетов отсутствует/забыт сюжет об избрании Тюштеня не может являться аргументом в пользу того, что Тюштень - заимствованный мокшанами персонаж.

Генеалогически Тюштян - эрзянский герой, т.к. только в эрзянском фольклоре есть сюжеты о его рождении и о его избрании царем, правителем народа.

Почему же среди его врагов эрзянский царь, рождённый от 70-летней вдовы?

Если есть еще вопросы, я на них готов ответить. А.М.Шаронов

К Александру Марковичу главныйвопрос - если из мокшанского и эрзянского фольклора создан мордовский эпос, как он стал эрзянским?
Мордовского народа как такового не существует. По этой причине не может быть и мордовского эпоса. "Масторава" написана на эрзянском языке - и это дает основание считать ее эпосом эрзянского народа. 95% песенных и прозаических текстов в "Мастораве" - эрзянские. И еще аргумент: "Мастораву" создал эрзянин.
Об этимологии слова "Тюштян" мне бы не хотелось больше говорить, ибо сказанного вполне достаточно для раскрытия его смысла.
Что касается исторической трансформации слов, здесь авторитета Бубриха недостаточно потому только, что подлинная природа эрзянского языка до сих не раскрыта. Предстоит изучить его отношение не только к иранским языкам, но и к русскому языку, украинскому, литовскому, латышскому, латинскому и целому ряду других языков, с которыми он активно контактировал в конце 1в. до н.э. - в нач. 1-х вв. н.э.
К сожалению, историей эрзянского и мокшанского языков никто не занимается. Важно также знать, что эрзя и мокша - самостоятельные, не зависимые друг от друга народности и следует их воспринимать как таковые, отказавшись от ложного взгляда, сложившегося в русской историографии 18 - 20 вв. Если для нее эрзя и мокша - "единый" народ мордва, то эрзянам и мокшанам об этом ничего не было известно, они даже не всегда знали о существовании друг друга, ибо, в силу известных причин, между ними отсутствовали как политические, так и экономические контакты. Только с распространением просвещения люди эрзянской и мокшанскй национальности стали узнавать о принадлежности к мистическому "единому" народу под пресловутым именем "мордва". А.Шаронов
Придерживаюсь аналгичного мнения.



markin said:
Мордовского народа как такового не существует. По этой причине не может быть и мордовского эпоса. "Масторава" написана на эрзянском языке - и это дает основание считать ее эпосом эрзянского народа. 95% песенных и прозаических текстов в "Мастораве" - эрзянские. И еще аргумент: "Мастораву" создал эрзянин.
Об этимологии слова "Тюштян" мне бы не хотелось больше говорить, ибо сказанного вполне достаточно для раскрытия его смысла.
Что касается исторической трансформации слов, здесь авторитета Бубриха недостаточно потому только, что подлинная природа эрзянского языка до сих не раскрыта. Предстоит изучить его отношение не только к иранским языкам, но и к русскому языку, украинскому, литовскому, латышскому, латинскому и целому ряду других языков, с которыми он активно контактировал в конце 1в. до н.э. - в нач. 1-х вв. н.э.
К сожалению, историей эрзянского и мокшанского языков никто не занимается. Важно также знать, что эрзя и мокша - самостоятельные, не зависимые друг от друга народности и следует их воспринимать как таковые, отказавшись от ложного взгляда, сложившегося в русской историографии 18 - 20 вв. Если для нее эрзя и мокша - "единый" народ мордва, то эрзянам и мокшанам об этом ничего не было известно, они даже не всегда знали о существовании друг друга, ибо, в силу известных причин, между ними отсутствовали как политические, так и экономические контакты. Только с распространением просвещения люди эрзянской и мокшанскй национальности стали узнавать о принадлежности к мистическому "единому" народу под пресловутым именем "мордва". А.Шаронов


markin said:
Мордовского народа как такового не существует. По этой причине не может быть и мордовского эпоса. "Масторава" написана на эрзянском языке - и это дает основание считать ее эпосом эрзянского народа. 95% песенных и прозаических текстов в "Мастораве" - эрзянские. И еще аргумент: "Мастораву" создал эрзянин.
Об этимологии слова "Тюштян" мне бы не хотелось больше говорить, ибо сказанного вполне достаточно для раскрытия его смысла.
Что касается исторической трансформации слов, здесь авторитета Бубриха недостаточно потому только, что подлинная природа эрзянского языка до сих не раскрыта. Предстоит изучить его отношение не только к иранским языкам, но и к русскому языку, украинскому, литовскому, латышскому, латинскому и целому ряду других языков, с которыми он активно контактировал в конце 1в. до н.э. - в нач. 1-х вв. н.э.
К сожалению, историей эрзянского и мокшанского языков никто не занимается. Важно также знать, что эрзя и мокша - самостоятельные, не зависимые друг от друга народности и следует их воспринимать как таковые, отказавшись от ложного взгляда, сложившегося в русской историографии 18 - 20 вв. Если для нее эрзя и мокша - "единый" народ мордва, то эрзянам и мокшанам об этом ничего не было известно, они даже не всегда знали о существовании друг друга, ибо, в силу известных причин, между ними отсутствовали как политические, так и экономические контакты. Только с распространением просвещения люди эрзянской и мокшанскй национальности стали узнавать о принадлежности к мистическому "единому" народу под пресловутым именем "мордва". А.Шаронов

"Мордвы" не существует и чем реже мы будем вспоминать "имя Герострата" тем скорее его забудут. Для сравнения: 95% текстов в Калевале - карельские, а создатель - Элиас Ленрот был шведом. Является ли это аргументом? Нет. Думаю, в отношении Масторавы подобные факты также не являются аргументами. Сказанное об этимологии имени Тюштень (предположения) не проливает света на его происхождение. Предположения о том, что его имя происходит от корня "тёкш" или "тяште" - ошибочны. Или оно происходит от мокшанского корня "тюште-"? Для меня лично не ясно: какой смысл раскрыт?

Что касается исторической трансформации слов, здесь авторитета Бубриха недостаточно потому только, что подлинная природа эрзянского языка до сих не раскрыта. Предстоит изучить его отношение не только к иранским языкам, но и к русскому языку, украинскому, литовскому, латышскому, латинскому и целому ряду других языков, с которыми он активно контактировал в конце 1в. до н.э. - в нач. 1-х вв. н.э.


Чьего авторитета может быть достаточно, если мы говорим о разрозненных фактах и несвязных работах по мокшанскому и эрзянскому языкам? Как Масторава, несмотря на неготовность вышеупомянутых данных, может быть уже готова и преподносится, как "мордовский эпос", но мы должны признать её, как эрзянскую. Здесь есть противоречие.
что такое эпос?
Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.[1].
иначе говоря, эпос это полуправда, полумиф, собранный по сказаниям, сказкам, мифам и языческим религиозным верованиям о происхождении вселенной и историческим фактам. поэтому масторава, не есть учебное пособие по религии, а пособие для познание культуры народа, но при этом не есть учебник истории. опять же по причинам, что не все правда, что полумиф. масторава - это собрание произведений культурного развития народа.
мое мнение, относительно всеэрзянского происхождения человечества, как на генетическом уровне, так и на религиозной почве категорично против. вопрос о географии рассления эрзян во временной ретроспективе - динамика численности и миграция мне очень была бы интересна для создания исторических карт, которые послужили бы в дальнейшем для написания кем то из эрзянских ученых работы о народе.



Numulunj pilgae said:


markin said:
Мордовского народа как такового не существует. По этой причине не может быть и мордовского эпоса. "Масторава" написана на эрзянском языке - и это дает основание считать ее эпосом эрзянского народа. 95% песенных и прозаических текстов в "Мастораве" - эрзянские. И еще аргумент: "Мастораву" создал эрзянин.
Об этимологии слова "Тюштян" мне бы не хотелось больше говорить, ибо сказанного вполне достаточно для раскрытия его смысла.
Что касается исторической трансформации слов, здесь авторитета Бубриха недостаточно потому только, что подлинная природа эрзянского языка до сих не раскрыта. Предстоит изучить его отношение не только к иранским языкам, но и к русскому языку, украинскому, литовскому, латышскому, латинскому и целому ряду других языков, с которыми он активно контактировал в конце 1в. до н.э. - в нач. 1-х вв. н.э.
К сожалению, историей эрзянского и мокшанского языков никто не занимается. Важно также знать, что эрзя и мокша - самостоятельные, не зависимые друг от друга народности и следует их воспринимать как таковые, отказавшись от ложного взгляда, сложившегося в русской историографии 18 - 20 вв. Если для нее эрзя и мокша - "единый" народ мордва, то эрзянам и мокшанам об этом ничего не было известно, они даже не всегда знали о существовании друг друга, ибо, в силу известных причин, между ними отсутствовали как политические, так и экономические контакты. Только с распространением просвещения люди эрзянской и мокшанскй национальности стали узнавать о принадлежности к мистическому "единому" народу под пресловутым именем "мордва". А.Шаронов

"Мордвы" не существует и чем реже мы будем вспоминать "имя Герострата" тем скорее его забудут. Для сравнения: 95% текстов в Калевале - карельские, а создатель - Элиас Ленрот был шведом. Является ли это аргументом? Нет. Думаю, в отношении Масторавы подобные факты также не являются аргументами. Сказанное об этимологии имени Тюштень (предположения) не проливает света на его происхождение. Предположения о том, что его имя происходит от корня "тёкш" или "тяште" - ошибочны. Или оно происходит от мокшанского корня "тюште-"? Для меня лично не ясно: какой смысл раскрыт?

Что касается исторической трансформации слов, здесь авторитета Бубриха недостаточно потому только, что подлинная природа эрзянского языка до сих не раскрыта. Предстоит изучить его отношение не только к иранским языкам, но и к русскому языку, украинскому, литовскому, латышскому, латинскому и целому ряду других языков, с которыми он активно контактировал в конце 1в. до н.э. - в нач. 1-х вв. н.э.


Чьего авторитета может быть достаточно, если мы говорим о разрозненных фактах и несвязных работах по мокшанскому и эрзянскому языкам? Как Масторава, несмотря на неготовность вышеупомянутых данных, может быть уже готова и преподносится, как "мордовский эпос", но мы должны признать её, как эрзянскую. Здесь есть противоречие.

Тюжа атя = Тюжатя =Тюштя. Вот вам новая версия.

Паро мелесь, Сантяй.

Santjai сказал(а):

Тюжа атя = Тюжатя =Тюштя. Вот вам новая версия.

Очень интересна в данном случае этимология имени Литова, ведь здесь очевидно созвучие с названием  Литва(непутать с современной Летувой бывшей Самогитией историческая Литва к которой неимеет отношения).

Историческая Литва это сегодня то что называется Беларусь, а ведь  беларусы(литвины) и эрзяне относятся к одному антропологическому комплексу...

ljut думает что литовцы это финно-угры, укравшие свое название от славянов :)))) Зато эрзяне финно-уграми не являются :))) Любопытные у него теории, чтобы не сказать больше.

Если говорить серьезно, то балтские племена в прошлом, возможно, были соседями предкам эрзян. Во всяком случае я где-то читала, что в эрзянском языке есть заимствованные слова из балтских (или прото-балтских язык).

Еще интересно, что эрзянский по звучению мне напоминает литовский язык :)

Вот Самогития в 12 веке на севере Московии(перед "рывком" на запад). Современные новолитовцы только в 19 веке стали называться литовцами с подачи Питерских политтехнологов, переименовавших литвинов в беларусов, а жмудинов-самогитов в литовцев.

По Татищеву, -"самогиты народ был великий, своих володетелей имел, во время татарского нашествия Литву и пределы Руси захватил..."  http://rodstvo.ru/old_n.aspx

Этими ордынцами пришедшими в Прибалтику в 13 веке и были предки прибалтов, в частности тех кто сейчас называется литовцами(новолитовцами). Литва существовала задолго до прихода в прибалтику финоугров.

Вот источник 13 века - описывает где жили Самогеты:
ДЖИОВАННИ ДЕЛЬ ПЛАНО КАРПИНИ. ИСТОРИЯ МОНГАЛОВ (писал в середине 13 века)
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/carpini.htm
"Глава последняя"
"XIV. С севера же к Комании, непосредственно за Руссией, Мордвинами и Билерами, то есть великой Булгарией, прилегают Баскарты, то есть великая Венгрия; за Баскартами Паросситы и Самогеды, за Самогедами те, кто, как говорят, имеет собачье лицо, на берегах Океана в пустынях. С юга же к Комании прилегают Аланы, Чиркассы, Хозары (Gazaros), Греция и Константинополь, также земля Иберов, Кахи, Брутахии, которые слывут иудеями – они бреют голову, – также земля Цикков, Георгианов и Арменов и земля Турков. А с запада прилегают Венгрия и Руссия."

Самогития(сев. Московии) на исторических картах до нашествия в Прибалтику где до этого жили балтийские славяне(о чем говорят средневековые хроники, Гельмольд, Кранций и др.).

Далее, историческая карта где Самогития уже в Прибалтике на месте совр. Летувы(которая это название получит из рук царских властей в 19 веке). Историческая Литва соответственно там где сейчас Беларусь(также накинутое название литвинам с целью асимиляции народа)


 Карта антропологических комплексов, где беларусы(литвины) и эрзяне относятся к одному валдайско-верхнеднепровскому антропологическому комплексу, а все прибалты(летувисы, латыши, эстонцы) к другому -прибалтийскому. Если эстонцы финоугры, а летувисы и латыши относятся с ними к одному антропологическому комплексу, то в чем разница между т.н. балтами(прибалтами) и финоуграми?

По поводу звучание летувисского языка(кстати основательно изменённого в 19 веке), в 17 веке шляхтич из под Несвижа Адам Длужик-Каменский будучи на територии Коми написал в своём дневнике -"язык зырян похож на жмудский(летувисский)". И здесь всё совпадает, с этих земель предки прибалтов пришли в 13 веке в Прибалтику. 
Luhta сказал(а):

ljut думает что литовцы это финно-угры, укравшие свое название от славянов :)))) Зато эрзяне финно-уграми не являются :))) Любопытные у него теории, чтобы не сказать больше.

Если говорить серьезно, то балтские племена в прошлом, возможно, были соседями предкам эрзян. Во всяком случае я где-то читала, что в эрзянском языке есть заимствованные слова из балтских (или прото-балтских язык).

Еще интересно, что эрзянский по звучению мне напоминает литовский язык :)

ljut, литовцы свой регион называют Жемайтией, а не Самогитией. Самогития - название, данное другими народами. Мы уже обсуждали о возможной этимологической связи между саами-самогития-самодийцы, но вы так и ничего не поняли. Я говорила, что эти слова имеют балтское происхождение (и вовсе не финно-угорское), которое вошло в другие языки.

Я могу делать некоторые параллели со словом "остяки", под котором в прошлом подразумвались и ханты, и кеты, и другие не обьязательно родственные народы.

И про антропологический тип говоря. Вообще-то литовцы внешне часто отличаются от эстонцев. А латыши где-то в промежутке между ними.

Ответить на обсуждение

RSS

Пусъёс

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования