Uralistica

 

 

Легендарный царь эрзян - инязор Тюштя.


Тюштя, инязор (ине+азор эрз.; царь, великий князь), легендарный царь, герой эрзянского народа и его эпоса.



Сын Пурьгинепаза(1) и земной эрзянской девушки Литовы(2).
В эрзянских героико-эпических песнях выступает в роли земного демиурга, творца раннефеодального эрзянского общества. Обладает волей, силой и способностями, сравнимыми с божественными. Может вызывать гром и молнию, останавливать течение рек. Не тонет в воде.
Обладает чудесной способностью в течение месяца трижды менять возраст. При новолунии Тюштя – юноша, в полнолуние он зрелый муж, на исходе месяца – уже мудрый старец.
Тюштя живет и действует на земле эрзян – Эрзянь Мастор, в бассейне рек Оки, Суры и Рав (Волги), в период её русской колонизации.
Образ легендарного эрзянского инязора сформировался у эрзянского народа на поздней стадии его военной демократии и в первые века феодальной организации эрзянского общества.
В эрзянском эпосе образ инязора Тюшти соединяет космогонический миф эрзянского народа о сотворении мира с народными эпическими песнями и сказаниями.



Имеет две историко-эпические линии развития.
Первая: при достижении старости Тюштя возносится на небо, к родителям, оставив на земле эрзянскому народу для помощи в трудные времена медную трубу – тораму, способную вещать его волю.
Вторая: под натиском русских князей Тюштя уходит с частью своего народа на новые земли , преодолев большую водную преграду, вероятно, с западного берега Оки на восток от неё.
На стадии разрушения эпоса и кризиса этнического сознания в трактовку образа Тюшти вносятся мотивы «вины» и «ответственности» за потерю эрзянским народом государственной и территориальной самостоятельности.
Основные сюжеты об инязоре Тюште:
- избрание его инязором ;
- бой с иноземным противником;
- победа над чудеснорожденными соперниками;
- вознесение на небо;
- уход с народом на новые земли.




Примечания:

1.Пурьгине-паз – Бог Грома, сын Творца-Инешки-паза. Бог могущественный и грозный. Обладает карательной силой. Вооружен луком (радуга) и стрелами (молния) а также камнями (пурьгине кев). Скачет по небу на трёх огненных конях, искры высекаются из-под копыт и колёс его колесницы. В левой руке у него – гром, в правой – дождь.
2. Литова – земная эрзянская девушка, ставшая женой Пурьгине-паза (Бога Грома).

Литература.
Масторава. – Саранск, 1994 (на эрз. языке).
Масторава. – Саранск, 2003 (на рус. языке).
Шаронов А.М. Мордовский героический эпос. – Саранск, 2001.
Мордовия. Энциклопедия в 2-х томах, т.2, - Саранск, 2004.
Мокшин Н.Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник. – Саранск, 2004.
Мокшин Николай. Боги и сказания мордвы. – Саранск, 2007.



Просмотров: 4441

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Тюштянь пазчангот.

Кунсолодо, эрзят, ды кирдеде пазчанготнень превсэ-мельсэ.

http://zalil.ru/29901023
Тюштень (мокшанское произношение имени) согласно легендам, записанным исследователем Тамбовского края Иваном Дубасовым родился неподалеку от мокшанского городища Ширенгужа (Ширингуши). Само имя его использовалось, как титул правителя подобно имени Карла Великого от которого возникло слово "король". Время Тюштеня (Тюштенень пинге) помещают между IV и VIII веками. Враги Тюштеня - хан Сарда, русские князья, эрзянский царь, рождённый от 70-летней вдовы.
По преданию и Торама была спрятана Тюштенем неподалёку от Ширингушского городища, у неё были струны, в которых играл ветер.
Есть предположение, что Тюштень выступал главой союза племён/кланов.

Тюштень в изображении Михаила Свиязова
Сюконян, Нумолонь пильге. А максат невтькеть (ссылка) сёрмадозеть кувалма?
Кода арсят, мезес нежедсь Василий Радаев, зярдо сёрмадсь "Тюштя" ёвтамонть? Эрзянь ёвтнема лангс эли мокшонь?



Numulunj pilgae said:
Тюштень (мокшанское произношение имени) согласно легендам, записанным исследователем Тамбовского края Иваном Дубасовым родился неподалеку от мокшанского городища Ширенгужа (Ширингуши). Само имя его использовалось, как титул правителя подобно имени Карла Великого от которого возникло слово "король". Время Тюштеня (Тюштенень пинге) помещают между IV и VIII веками. Враги Тюштеня - хан Сарда, русские князья, эрзянский царь, рождённый от 70-летней вдовы.
По преданию и Торама была спрятана Тюштенем неподалёку от Ширингушского городища, у неё были струны, в которых играл ветер.
Есть предположение, что Тюштень выступал главой союза племён/кланов.

Тюштень в изображении Михаила Свиязова
Вот эрзянский вариант места рождения Тюшти по В.Радаеву, автору сказания "Тюштя":

с. 76. 1991. Саранск.:

"Экшелямка тенек эйдесь
Сисем сиянь лисьмапрясо,
Конат валдодояк валдсто
Чудить Бурнай пандонть потсто,
Чудить Чихан пандонть алдо,
Срадыть Лисьма пандонть вакска,
Конатненень чекить-покить
Весе тесэнь эрицятне."

Самарская область.
Сюконян, Нумолонь пильге. А максат невтькеть (ссылка) сёрмадозеть кувалма?
Кода арсят, мезес нежедсь Василий Радаев, зярдо сёрмадсь "Тюштя" ёвтамонть? Эрзянь ёвтнема лангс эли мокшонь?


Эрюш Вежай, шумбрат.
Аньцек литературсь
Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов: Типография губернского правления, 1890
Mordwinische Volksdichtung. Gesammelt von H. Paasonen. Herausgegeben und ubersetzt von Paavo Ravila. Helsinki, 1938—1981

Василий Радаевонь "Тюштя" ди "Сияжар" эпосокс аф лувовихть литературонь арьсефонц (художественный вымысел) сюнеда. Сонь книганц лемоцоль
Тюштя: Ёвтамот/ Сёрмадынзе В. Радаев эрзя-мокшонь фольклоронть коряс. — Саранск: Мордовской книжной издательствась, 1991. — 208 с.

Сон кода профессор Шаронов нежедсь эрзянь ди мокшень ёфтаматнень лангс.

Фольклоронь УПТМН кочкамат.

Тейне арам минь афи содасаськ кит синь ульсть Сияжар, Кудадей, Тёкшонь - мокшет эли эрзят.
Паро. Сюконян пачтямот кис, ялга. Састыне карман мокшонь кельс чарькодеме. )))

Седе вадрясто чарькодемас, ютавтыка тень, инеськеть, вана те валрисьменть рузонь кельс: "Василий Радаевонь "Тюштя" ди "Сияжар" эпосокс аф лувовихть литературонь арьсефонц (художественный вымысел) сюнеда. Сонь книганц лемоцоль".

Ёвтакая тень, инеськеть, мокшотнень ули мезеяк сёрмадозь Тюштядо В.Радаевень ладсо?

Ды ёвтак тень, тонсь эрзякс вадрясто ловнат-чарькодят, эли тонеть седе ён рускс сёрмадомс?
Вот эрзянский вариант места рождения Тюшти по В.Радаеву, автору сказания "Тюштя":

с. 76. 1991. Саранск.:

"Экшелямка тенек эйдесь
Сисем сиянь лисьмапрясо,
Конат валдодояк валдсто
Чудить Бурнай пандонть потсто,
Чудить Чихан пандонть алдо,
Срадыть Лисьма пандонть вакска,
Конатненень чекить-покить
Весе тесэнь эрицятне."

Самарская область.


Знаю, что есть ещё версия о двух холмах на Суре - место его рождения. Предполагаю, что часто фигурируемые холмы связаны с описанием Усии - его последнего пристанища согласно эрзянской песне


Тюштя, да Тюштязоро,
Да Тюштязоро - да инязоро.

Ох, косо да Тюштянь масторозо?
Да косо да Тюштянь раськезэ?

Кавто да пандо, да пандо ютксо,
Кавто да ведень усиясо,

Кавто да ведень усиясо,
Ведень усьясо пижине да луга <...>

Возможно в разных легендах упоминались разные люди с одним и тем же именем - Тюштя/Тюштень. Однако, думаю, Торама была только у одного - первого.

интересно так же то, что в мокшанском есть глагол тюштемс (tjushtäms) - сильно желать. Имя Тюштень (tjushtänj) - старый вариант причастия от этого глагола - "желанный".
тюштень тяльме - название метлы из полыни
тюштише - полынь (Artemisia vulgaris, чернобыльник)

есть ли в эрзянском объяснение имени Тюштеня?
Сюкпря вадря валонть кис.
Василий Радаевонь "Тюштя" эли "Сияжар" те аволь эпос, а литературонь важодемась секс мекс сон сонць ламо арьсесь-теесь (художественный вымысел)".

Мокшонь кельсэ Тюштядо мезеяк а содан.

Эрзякс мон сехте вадрясто чарькодян, а кортан беряньстэ.

ули кода эрзякс сёрмадомс эли рузкс.
Пек вадрясто ды ваньксстэ эрзякс сёрмадат, цёра!
Паро. Сюконян. Чарькодинь.



Numulunj pilgae said:
Сюкпря вадря валонть кис.
Василий Радаевонь "Тюштя" эли "Сияжар" те аволь эпос, а литературонь важодемась секс мекс сон сонць ламо арьсесь-теесь (художественный вымысел)".

Мокшонь кельсэ Тюштядо мезеяк а содан.

Эрзякс мон сехте вадрясто чарькодян, а кортан беряньстэ.

ули кода эрзякс сёрмадомс эли рузкс.
Эрзянь кельстэ истя чарькодстеви:
Тюштя=тёкш+атя(высший, самый высокий+старейшина, мужчина в возрасте)
тёкштамс=возвысить, вознести

Те, мезде мон содан. Мон аволь кельс содыян.



Numulunj pilgae said:
Вот эрзянский вариант места рождения Тюшти по В.Радаеву, автору сказания "Тюштя":

с. 76. 1991. Саранск.:

"Экшелямка тенек эйдесь
Сисем сиянь лисьмапрясо,
Конат валдодояк валдсто
Чудить Бурнай пандонть потсто,
Чудить Чихан пандонть алдо,
Срадыть Лисьма пандонть вакска,
Конатненень чекить-покить
Весе тесэнь эрицятне."

Самарская область.


Знаю, что есть ещё версия о двух холмах на Суре - место его рождения. Предполагаю, что часто фигурируемые холмы связаны с описанием Усии - его последнего пристанища согласно эрзянской песне


Тюштя, да Тюштязоро,
Да Тюштязоро - да инязоро.

Ох, косо да Тюштянь масторозо?
Да косо да Тюштянь раськезэ?

Кавто да пандо, да пандо ютксо,
Кавто да ведень усиясо,

Кавто да ведень усиясо,
Ведень усьясо пижине да луга <...>

Возможно в разных легендах упоминались разные люди с одним и тем же именем - Тюштя/Тюштень. Однако, думаю, Торама была только у одного - первого.

интересно так же то, что в мокшанском есть глагол тюштемс (tjushtäms) - сильно желать. Имя Тюштень (tjushtänj) - старый вариант причастия от этого глагола - "желанный".
тюштень тяльме - название метлы из полыни
тюштише - полынь (Artemisia vulgaris, чернобыльник)

есть ли в эрзянском объяснение имени Тюштеня?
Этимология имени Тюштя (Тюштян) рассматривается в книге А.И.Маскаева "Мордовская народная эпическая песня" (1964), в монографии А.М.Шаронова "Мордовский героический эпос" (2001), в монографии Е.А.Федосеевой "Книжные формы мордовского героического эпоса" (2007).
По Маскаеву, Тюштя означает тёкш атя - верховный старик или тёж атя - тысячник.
По Шаронову, Тюштян есть тюсонь максыця - придающий образ, мироустроитель или тештень - звездный, т.е. сошедший с небес.
Тюштя происходит от брака Пурьгинепаза и девушки Литавы, что соответствует классическому типу героя - демиурга (греческая мифология и эпос).
Генеалогически Тюштян - эрзянский герой, т.к. только в эрзянском фольклоре есть сюжеты о его рождении и о его избрании царем, правителем народа.
У мокшан есть 3 сюжета о Тюштяне, но у них нет сюжетов об избрании Тюштяна царем и о его рождении от Пурьгинепаза и Литавы. Это означает, что мокшанский Тюштян производен от эрзянского Тюштяна, т.е. является заимствованным образом.
Подробно об этом написано в монографии А.М.Шаронова "Мордовский героический эпос" и дано научное обоснование выдвинутой версии.
Если есть еще вопросы, я на них готов ответить. А.М.Шаронов
Сюконямот теть, Сандра леляй.



markin said:
Этимология имени Тюштя (Тюштян) рассматривается в книге А.И.Маскаева "Мордовская народная эпическая песня" (1964), в монографии А.М.Шаронова "Мордовский героический эпос" (2001), в монографии Е.А.Федосеевой "Книжные формы мордовского героического эпоса" (2007).
По Маскаеву, Тюштя означает тёкш атя - верховный старик или тёж атя - тысячник.
По Шаронову, Тюштян есть тюсонь максыця - придающий образ, мироустроитель или тештень - звездный, т.е. сошедший с небес.
Тюштя происходит от брака Пурьгинепаза и девушки Литавы, что соответствует классическому типу героя - демиурга (греческая мифология и эпос).
Генеалогически Тюштян - эрзянский герой, т.к. только в эрзянском фольклоре есть сюжеты о его рождении и о его избрании царем, правителем народа.
У мокшан есть 3 сюжета о Тюштяне, но у них нет сюжетов об избрании Тюштяна царем и о его рождении от Пурьгинепаза и Литавы. Это означает, что мокшанский Тюштян производен от эрзянского Тюштяна, т.е. является заимствованным образом.
Подробно об этом написано в монографии А.М.Шаронова "Мордовский героический эпос" и дано научное обоснование выдвинутой версии.
Если есть еще вопросы, я на них готов ответить. А.М.Шаронов

Ответить на обсуждение

RSS

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования