Uralistica

Моё детство прошло в сельской глубинке на западе Пензенской области, рядом с Тамбовщиной. В детстве меня очень удивляли названия местных рек: недалеко текла река Орьев, которая впадала в реку Буртас. (Буртас, кстати, впадает в Вишу, на которой когда-то стоял монастырь, где в восьмилетнем затворе стяжал Святой Дух святитель Феофан). Что означают названия этих рек, я не знал. И объяснить мне никто не мог.

Однажды я узнал, что не очень далеко есть село, старики которого между собой разговаривают на каком-то своём языке. Молодёжь этот язык уже не понимает.

Позже, в ранней юности, приехав сюда летом на каникулы, я, фанат Миклухо-Маклая, Арсеньева и Пржевальского, подбил нескольких приятелей на этнографическую экспедицию. Мы выпросили у брата моей бабушки мотоцикл с коляской и поехали. Экспедиция вылилась в дегустацию самогонки. Я не смог удержать моих спутников и, в конце концов, не устоял и сам.

В невменяемом состоянии горе-этнографы поздно вечером двинулись в обратный путь. Мы свалились в кювет уже на подъезде к родной деревне и остаток звёздной тёплой ночи безмятежно проспали в придорожной траве. Позднее я пытался расшифровать каракули в своей записной книжке, сделанные ещё в тот момент, когда рука была в состоянии держать карандаш. Из записей следовало, что буртас – это название людей, которые тут живут. Так я узнал имя своих предков.

Потом я поступил на исторический факультет. В той истории, которую нам преподавали, про буртасов ничего не говорилось. Чего с неё взять, с той истории, если какая-то Киевская Русь изучалась нами целый год, а, например, государство, современное Киевской Руси, но гораздо более цивилизованное и крупное, Волжская Булгария, да к тому же на бывшей территории которой мы жили, – удостоилась только пары кратких упоминаний!

Русские летописи о буртасах упоминали совсем немного, тем более, что буртасы не были самыми близкими соседями, а жили где-то за мещёрой, мерей, мокшей и муромой. Зато выяснилось, что, начиная с десятого века, буртасов многократно упоминали мусульманские географы: Истахри, Ибн Хаукал, Масуди, Ибн Русте, Гардизи, Ибн Хордадбех, Марвази… Надо заметить, в пору расцвета Халифата мусульманские учёные значительно опережали христианских. Это относится не только к математике, медицине и астрономии, – к географии тоже.

Работу вычленить из работ мусульманских географов сведения о буртасах (равно как и о других народах Восточной Европы) уже сделал выдающийся советский востоковед Борис Николаевич Заходер в книге "Каспийский свод сведений о Восточной Европе", опубликованной в 1962 году. Из этой книги я и взял сведения о моих предках.




Язык булгар походит на язык хазар, у буртасов же другой язык, язык руссов не походит на язык хазар и буртасов.

Т.е. буртасы не тюрки и не славяне. Кто-то из российских языковедов (И.Г. Добродомов) провёл анализ языка буртасов, используя сохранившеся в письменных источниках слова и топонимы. Оказалось, что буртасы и не угро-фины (как считалось ранее). Результаты таковы – язык буртасов относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. На его взгляд буртасы – лесостепные асы. Южная ветвь асов (также известная как аланы) осела на Северном Кавказе, её предками являются осетины. Из ныне сохранившихся языков наиболее близок исчезнувшему буртасскому осетинский. Предками и алан, и буртасов были, вероятно, сарматы.

Буртасы находятся между булгарами и хазарами; между буртасами и хазарами расстояние в 15 дней пути.

Булгары – это предки нынешних средневолжских тюрок (камских татар и чувашей), хазары жили в северном Прикаспии, следовательно, буртасы обитали в Среднем Поволжье.

 

Соседствуя с хазарами, буртасы живут на реке, название которой также Буртас (или Итиль);

Итиль – так называют до сих пор Волгу поволжские тюрки. Буртасы эту же реку называли Буртас. Небольшая река Буртас, о которой я упоминал вначале, течёт на западе Пензенской области, впадает в Вишу, а Виша в Оку. Раньше в Пензенской губернии было минимум пять селений, чьё название включало слово "буртас". Судя по всему, тут была западная граница ареала обитания буртасов. Есть версия, что сюда они были оттеснены после монгольских походов. Восточной границей, видимо, служила Волга, что следует из такого вот сообщения:

 

К востоку от области буртасов река Итиль, к югу – хазары, к западу – в.н.нд.рр., к северу – тюркские печенеги.

Ранее приводилась цитата о нахождении буртасов между хазарами и булгарами. Вряд ли мусульманские географы могли спутать булгар с печенегами, хотя и те, и другие тюрки. На некоторых картах этого времени Жигулёвские горы называются Печенежскими. И здесь же – южные рубежи волжских булгар. Печенеги на какое-то время вклинились между буртасами и булгарами. Позднее печенеги двинутся на запад, после стычек со славяноруссами закончат своё движение уже на Балканах, где будут разгромлены византийцами. Предполагают, что потомки печенегов – живущие на юге Молдавии гагаузы.

 

От области буртасов до хазар все степь, дорога – благоустроенная, с источниками, деревьями, текучими водами; некоторые же, отправляясь от буртасов к хазарам, плывут по реке Итиль на судах, а некоторые (путешествуют) сухим путем.

Здесь и сейчас степь.

 

Земля буртасов – обширная; они живут в лесах (или: земля буртасов – ровная; большая часть их деревьев – халандж; это дерево они вывозят в Хорасан).

В Хорасан возили преимущественно дерево хвойных пород.

 

Земля буртасов в длину и ширину – 15 дней (или 17 дней, или полтора месяца) пути; здесь много торговых мест.

Размеры и границы могли меняться. Но местонахождение более-менее локализовано: леса по правобережью Средней Волги на 15 дней (17, или полтора месяца) пути.

 

Буртас – название области, так же, как Рус, Хазар; Сарир – название царства, а не города и не народа.

Область обитания буртасов называлась Буртас, а их царство Сарир? Хотя царство было немного странное – без царя…

 

У буртасов нет главы или начальника, который управлял бы ими; в каждой местности у них имеются один или два старца, которые вершат дела (или суд) между ними.

Т.е. буртасы сохранили архаичную социальную структуру с верховенством не воинов, но жречества (подобного индийским брахманам или кельтским друидам).

 

Буртасы делятся на два разряда: одни предают мертвых сожжению, другие хоронят их.

Т.е. у буртасы были веротерпимы. У них сосуществовали минимум две религиозные системы. (Интересно, что дожившие до нынешних времён родичи буртасов осетины также многоконфессиональны: христиане мирно уживаются с мусульманами плюс сохраняются архаичные обряды.) Либо, что менее вероятно, внутри одной системы существовали разные обряды погребения.

Археологи находят в этом ареале следы и того, и другого ритуала.

 

Вера буртасов походит на веру гузов.

Если исходить из того, что гузы – тюрки, видимо, тенгрианство (?). Вообще же у гузов присутствовал и иранский компонент, обитавшие в более древние времена в тех же степях саки были ираноязычны и, кстати, саки очень близки по быту и языку к предкам буртасов – сарматам.

 

Буртасы постоянно воюют с булгарами и печенегами.

И булгары, и печенеги в это время массово переселялись: первые из Приазовья в Прикамье, вторые из уральских степей на Балканы. Путь и тех, и других лежал сквозь землю буртасов, немудрено, что им приходилось воевать.

Хотя позднее часть буртасов будет ассимилирована именно булгарами, утеряв язык и приняв ислам, они сохранят определённое своеобразие быта. Самоназвание булгаризированных потомков буртасов – "бурташи". Живут они восточнее мест, где застали буртасов мусульманские географы, на левобережье Волги. Видимо, бежали от наступающего русского государства.

 

Оружием буртасов служат два кинжала, секира, лук, у них нет панциря и кольчуги; лошадью из них владеет не каждый, а только тот, кто обладает многим достатком; их одежда – архалук и халат; у них – головной убор, а чалму завязывают вокруг него.

Археологи приблизительно такие арсеналы и раскапывают в этих местах. Чалмой арабы могли счесть платок.

 

Буртасы находятся в подчинении царя хазар, они поставляют десять тысяч всадников.

Видимо, буртасы в какой-то момент стали вассалами хазарского кагана. Вряд ли десятитысячная конница составляла всё войско буртасов, т.к. далеко не все буртасские воины были всадниками.

 

у них деревянные дома, в них они живут зимою, и шатры, в них они обитают летом;

Традиция летом переселятся из изб в более лёгкие постройки, готовя пищу на летней кухне, сохранялась в этих местах вплоть до прошлого века.

 

У буртасов (обширные) пахотные поля.

Очевидно, буртасы занимались подсечным земледелием.

 

Наибольшая часть достояния буртасов – куницы, из шкур которых делают шубы. Имеется у буртасов мед, а также верблюды, крупный рогатый скот (или коровы), овцы (или свиньи).

Т.е. кроме земледелия – охота, собирательство, скотоводство. Быт мало отличается от быта древних славян.

 

У буртасов нет фруктов, и вино их – из меда.

О, медовая брага, медовуха. Рулез.

 

Когда поступит один из буртасов вероломно по отношению к другому, начнет его притеснять, причинит ему ранение или побои, тот, другой, не примирится, пока не добьется возмездия.

Один мой знакомый, которому я рассказывая о буртасах, привёл этот отрывок, заметил: Немудрено, что этот народ исчез. С такими замашками в России не выживешь. Ишь, правозащитники какие!

 

Когда буртасская девушка достигает зрелости, она перестает повиноваться своему отцу, выбирает сама того, кто ей понравился из мужчин, тот мужчина сватается сам (или через свата) и женится на девушке.

Арабов такой протофеминизм, надо думать, шокировал.

 

Вообще облик народа вырисовывается привлекательный: мои предки не были мужскими шовинистами, кроме прочих плюсов. И централизованной власти не имели, жили почти по Прудону и Кропоткину. (Интересно, что, когда эти земли войдут в состав гигантского Булгарского государства, местным жителям будет даровано право САМИМ избирать губернатора. В этом смысле путинская эрэфия оказалась куда реакционнее и деспотичнее раннего средневековья!). И профессионалам-воякам власть не уступили, предпочитая спорные ситуации разрешать с помощью не тех, кто сильнее, а тех, кто опытнее и мудрее. И вероломство не поощряли и не прощали. (У соседей-славян, например, вероломство было настолько распространено, что даже в туалет в одиночку ходить было опасно. Один какал, другой на стрёме стоял, чтоб не ограбили. Женщин же руссы вообще в грош не ставили – одних запирали дома как в тюрьме, других (рабынь) трахали прилюдно не стесняясь).

 

Ну, и напоследок, ещё одно лестное свидетельство арабских географов о моих предках:

Буртасы – стойки и неустрашимы; они – совершенны лицом и общим видом.

 

Сегодня потомки буртасов разговаривают на русском языке и считают себя русскими (правда, бурташи считают себя татарами). Шотландцы, например, говорят на английском, но англичанами себя не считают. Но шотландцы сохранили память о своём народе и своей истории. Буртасы же эту память утеряли.

 

Но, как пелось в одной песне ныне скурвившегося музыканта: Пора вернуть эту землю себе. И в песне ещё одного, тоже ныне скурвившегося: Время менять имена.

 

Это не значит – оскорбить и унизить того, кто носит другое имя. Это значит – вспомнить, кто ты сам.

http://q-iber.livejournal.com

Просмотров: 2410

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Дмитрий Мотовилов о буртасах и сарматах
В 1963 Д.Н. Мотовилов открыл чуть ли не первое в истории городище буртас в районе села Садовое Пензенской области. Позднее его нарекли Садовое-2, и главный археолог Пензенской области Полесских, направлявший Мотовилова для обследования уголков земли пензенской, хитро описал его пензенским писателем Виталием Рубцовым... под себя.. 
В связи с обсуждаемой темой, у меня возникает версия происхождения имени буртас. 
Если Волга дала волгарей и булгаров, значит возможно существование реки Бурт, Борт, Ворта, Варта. 
Находим город БАРТ (Бурт, Буртас) ... на побережье Германии среди прочих славянских топонимов - Рибниц, Свиноусьце, Засниц, Росток, Тетеров, Россов, Варен, Грамбен. Поблизости - реки ВАРТА, Одра.
ДМ: А в Ненецком округе - находим реки Пур и Таз...(!!! ) 

Русские летописи о буртасах упоминали совсем немного, тем более, что буртасы не были самыми близкими соседями, а жили где-то за мещёрой, мерей, мокшей и муромой (Ближе к рекам Пур и Тас! - ДМ). 

Язык булгар походит на язык хазар, у буртасов же другой язык, язык руссов не походит на язык хазар и буртасов. 
Кто-то из российских языковедов (И.Г. Добродомов) провёл анализ языка буртасов, используя сохранившеся в письменных источниках слова и топонимы. Оказалось, что буртасы и не угро-фины (как считалось ранее). Результаты таковы – язык буртасов относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. 
На его взгляд буртасы – лесостепные асы. Южная ветвь асов (также известная как аланы) осела на Северном Кавказе, её предками являются осетины. Из ныне сохранившихся языков наиболее близок исчезнувшему буртасскому осетинский. Предками и алан, и буртасов были, вероятно, сарматы. 
Не исключено, один из сарматских народов по имени Пур-Таз шёл с океанского побережья Северо-Востока на южное балтийское побережье через пензенские земли, оставив на ней следы буртас, "пришедших неизвестно откуда и ушедших неизвестно куда".. 
Буртасы в 5 веке поставляли хвойные породы леса на Юг Азии, откуда видно, что они жили ближе к таёжным отрогам Урала (то есть ближе к рекам Пур и Таз -ДМ). 
Таис или Тас, Таз - богиня дерева жизни. Тай-га, большая Таз, царство Таис. 
Её супруг (су-пург) Пур - это бог-снеговержец, великий метатель снега. Пурга - большой яростный снегопад. 
В связи с изложенным, обращаюсь к многоуважаемому губернатору П.О. Василию Кузьмичу и к мордовской общине губернии за финансированием моей экспедиции, как старейшего самородного и наиболее удачливого археолога-полевика Пензенской губернии, в район рек Пур и Таз летом 2008 года на поиски арехологических свидетельств прародины наших уже таких родных пензенских буртасов. 
Необходимая сумма - порядка 50 тысяч рублей (проезд, питание, снаряжение, проживание, наём помощников и проводников). По возвращении обязуюсь создать музейный уголок буртасов в одноимённом всемирно известном спортцентре, а также не отклонять предложение занять место ректора типа академии образования всех наук (не помню точно, как выражался бывший штатный археолог Пензенского краеведческого музея, а ныне успешный ректор учреждения образования Геннадий Белорыбкин).
*******************
БУРТАСЫ ЭТО ТЮРКИ нравится это комуто или нет, арабские авторы так-же говорят об их мусульманстве пришедшем от булгар, часть буртас была вырезана татаро-монголами, часть после распада орды была перебита Тимуром и уничтожена чумой, остатки ушедшие на северо-запад стали частью современных татар-мишар.
Д.Исхаков:
------------------------------------------------------------
В XVII в. на территории Мещеры и прилегающих районах Алатырско-
го уезда дважды упоминаются буртасы. 
Первый случай относится к 1682 г.:
в грамоте, посланной из Москвы на имя стольника князя Ивана Сюн-
чалеевича Кугушева, ему предписывается отдать новому воеводе г.Ка-
дома "новокрещеным и мордве и буртасам имяные списки и ясачные
книги по чему с буртас и мордвы собирают ясак". Из этого документа
еще неясно, имеют ли вышеназванные ясачные буртасы, какое-либо
отношение к татарам. Но из следующего источника - выписи из писцо-
вой книги Дм.Пушечникова 1626-28 гг., такая связь обнаруживается. В
выписи говорится: "... в Олаторском уезде, в Верхосурском стану д.На-
гаево, Чулпанова тоже, на речке Чучерме, что выставилась из Старого
Янышева Лашинского (возможно - Алышевского - Д.И.) беляка, а в
ней Буртасы, посопные татаровя ... да пустых дворов буртасских ... Де-
ревня Тетяково на речке Чучерме, выставка из д.Ногаевы, а в ней по-
сопные татаровя ...да пустых дворов буртасских ...Деревня Беремшина,
а в ней посопные татаровя ...А всего в д.Ногаеве и в выставках 17 дворов
буртасских, посопных татар, 7 дворов бобыльских непашенных, да 25
дворов пустых буртасских... А межа д.Ногаевы с выставками от мордов-
ской от Поводимовской земли от мысу суходолом до речки Оксермы
правая сторона буртасская деревни Ногаевы с выставками, и речкою
Оксельмою на низ до Ахматовского устья, левая сторона мордовская
д.Поводимовой; а правая сторона д.Нагаевы Буртас, а от Ахметовского
устья идучи до сухова врага правая сторона Нагаевских Буртас, а левая
сторона мордовская д.Ардатовой". Из документа выясняется, что д.На-
гаево (Чулпаново) существовала еще в 1614 г., когда по приправочной
книге Г.Норова там числилось 42 буртасских двора. Но уже к 1658 г.
буртасов в деревне не осталось - "те буртасы, посопные татаровя ...
сошли жить на иные места".
Местность, о которой идет речь в выписи, находилась в радиусе при-
мерно полусотни верстов от г.Алатыря. Несомненно, этот район засе-
лялся татарами из Мещеры. Поэтому, следы этих "буртасов - посоп-
ных татар", нужно искать в центральной части территории Мещерского
"юрта". Там действительно обнаруживаются некоторые признаки про-
живания буртасов в конце XVI . начале XVII вв. В "Списке отводной
выписи", полученной в 1596 г. князем Кулунчаком Еникеевым, речь
идет о "Буртасских татарах Байчуре да Бичуре Енговатовых, да Чуроке
Борончееве, да Козае Мошнине. Правда, из другой выписи за 1623 г.
выясняется, что в предыдущем документе под "буртасскими татарами"
имелись в виду скорее всего жители д.Буртас - "татары с Уракаем
мурзою Баранчеевым". Однако вряд ли название этой деревни случай-
но. Дело в том, что в последнем документе фигурирует д.Корино, рас-
положенная по соседству с д.Буртас (они обе относились к Аксельско-
му стану Темниковского уезда), в ней же отмечаются "служилые татары
Тайбулат Тенбахтин, Байбулат Бигонин" и "посопные татаровя Янсеит
Янтеряков, Миляш Енгилишев". Еще раз "посопные татары" (их име-
на: Алмамет Кочеев и Антуда Качеманов), жившие в д.Вечкенино и
купившие землю у "татарина д.Лаколей Богдана Чекаева", упоминают-
ся в 1620 г. Эти два селения также относились к Темниковскому уез-
ду. Если д.Вечкенино находилась на южных рубежах этого уезда, то
селения Буртас и Корино располагались на севере - ближе к г.Темни-
кову. Отметим также, что южнее деревень Лаколей и Вечкенино проте-
кает р.Буртас (правый приток р.Выша). Эта река известна по меньшей
мере с 1551 г. Таким образом, "буртасы - посопные татары", в XVI-
XVII вв. на территории Мещеры жили. Но других прямых сведений об их
проживании в Мещере в это время или несколько раньше, например, в
XV в., не обнаружено. Следовательно, эту этносословную группу - а
она, судя по параллельному определению "посопные татары" и по упо-
минанию среди ясачного населения, являлась именно особой социаль-
ной стратой - необходимо искать среди тюркского населения Мещеры
под иным названием.

Исхаков Д. М. ОТ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТАТАР К ТАТАРАМ НОВО-
ГО ВРЕМЕНИ (этнологический взгляд на историю волго-уральских та-
тар XV-XVII вв.). . Казань: Издательство .Мастер Лайн., 1998.
Буртасы
Народ, живший в 8-14 вв. в Поволжье и Посурье, частично на землях, впоследствии составивших территорию Пензенского края. Первое упоминание у арабского энциклопедиста Аль-Калби в конце 8 в. Наиболее полная информация содержится в труде персидского автора 10 в. Ибн-Руста. В совокупности по письменным источникам, буртасы – это тюркский конгломерат племен, объединенных общим названием в 8 в. Сначала они были зависимы от хазар и платили им дань, выставляя по их требованию до 10 тыс. всадников, а затем в 11 в. вошли в состав Волжской Булгарии, где и потеряли свое имя. Земля буртасов лежала между хазарами и булгарами и занимала территорию в 15-17 дней пути, на правом берегу р. Волги (Итиль). От буртасов до хазар шла степь с благоустроенными дорогами. К буртасам можно было попасть как по суше, так и по рр. Волге и Суре. Между буртасами и булгарами насчитывалось три дня пути, и их соединял торговый путь. В 9-10 вв. буртасы постоянно воевали с булгарами и печенегами. Управляли буртасами старейшины, имевшиеся во всех поселениях. Среди буртасов был распространен обычай кровной мести, а девушки сами выбирали себе женихов. Буртасы занимались скотоводством и земледелием, разводили крупный рогатый скот, а также имели верблюдов и лошадей. Главным богатством у буртасов считались меха и мед. Летом они жили в шатрах, а зимой в деревянных домах. Одевались в халаты и шубы, носили головной убор с чалмой. Обычно буртасов делят на два разряда по погребальному обряду. Одни из них сжигали своих покойников, другие хоронили. По этнокультурному определению буртасов в результате двухсотлетнего изучения сложилось множество точек зрения, которые можно объединить в три основные: тюрская, аланская и мордовская (наименее распространенная). Наиболее распространенной является тюрская. Буртасов относят к предкам чувашей, татар-мишарей, башкир и по-разному представляют процесс превращения буртасов в эти народы. 

С 10 в. буртасы расселяются по всему Верхнему Посурью, вытесняя оттуда мордву-мокшу, в основном вдоль торгового трансевропейского сухопутного пути из Бургара в Киев. На месте одной из остановок возник г. Буртас, впоследствии, столица Буртасского княжества, в составе Волжской Булгарии. Именно в это время (конец 10 – начало 11 вв.) исчезает имя буртасов и начинаются их активная булгаризация. В то же время буртасы привнесли много своих традиционных черт в общебулгарские технологии. 

В начале 12 в. часть буртасов расселяется в Верхнем Примокшанье, где вступает в тесные контакты с Древней Русью и мордвой. Именно в это время возникают легенды о мордовских князьях Пуреше и Пургасе, один из которых был сторонником Руси, а другой – Волжской Булгарии. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии (1236) буртасы вновь обрели свое имя, но в 1237 г. она сами были уничтожены войском Батыя. 

В русских источниках буртасов называют как один из народов Золотой Орды. Часть буртасов переселилась в Среднее Посурье. В русских летописях отмечается, что буртасы принимали участие в Куликовской битве как сторонники Мамая. После развала Золотой Орды буртасы, жившие в Примокшанье, попали в зависимость от России, а буртасы на Суре вошли в состав Казанского ханства. После присоединения Поволжья к России они упоминаются в писцовых книгах и актах начиная с 17 в., но уже как буртасы – посопные татары. Селения их локализуются преимущественно в среднем течении р. Суры, где фиксируется особая группа татар-мишарей (лямбирская), и на р. Оке, где также до сих пор проживает темниковская группа татар-мишарей. Отдельные поселения буртасов встречаются по всему Среднему Поволжью, свидетельством чему может служить сохранившаяся буртасская топонимика. Наибольшее число топонимов сосредоточено в южной половине Мордовии и северной части Пензенской области. Буртасы являются предками татар-мишарей, в том числе и проживающих на территории Пензенского края. 

Литература: 
Белорыбкин Г.Н. Буртасы / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 75-76.
Вопрос о том, откуда пришли буртасы в Поволжье, остаётся. Где они были до 9-го века? Скифы и сарматы замечены от Урала до Днестра до и после начала н.э., в том числе роксоланы (россы и аланы) и чудь, а о буртасах такого же раннего упоминания нигде нет.
Как тюрков их описывают персы, упоминая кстати, головной плат как "чалму" и вероятно также по аналогии относя их к тюркам.
Имена легендарных буртасских князей Пурегаса и Пуреша напоминают о топонимике Севера - междуречье Пур и Таз, по версии Мотовилова - первородине буртасов. Само звучание этих имён очень близко к индоиранскому, а значит к сарматскому произношению. 
Изменение языка и быта буртасов под влиянием Орды совершенно очевидно, что также говорит явно не в пользу версии их тюркского происхождения
1. "Буртас – название области, так же, как Рус, Хазар; Сарир – название царства, а не города и не народа." 

ДМ: Сарматы - племена земли Царь-Мати во главе. После падения матриархата часть племён сарматов в 9 веке стала славянами, а часть - племенем земли САР-Ир "Царь земли - Исток Реки". (Ир - исток реки, на санскрите, протосарматском яыке). 
В язычестве исток реки считался божеством, так что часть сарматов, обитавшая на Волге, вполне могла сменить женское божество в своём самоназвании на речное. 
Волга называлсь ими как Буртас, возможно - от рек Пур и Таз, откуда пришли буртасы.
Вообще судя по топонимике, буртасы были люди, селившиеся в бассейнах богатых рек.

2. Область обитания буртасов называлась Буртас, а их царство Сарир? Хотя царство было немного странное – без царя…

ДМ: Так жили все сарматы-славяне вплоть до роуса Рюрика, создавшего первое государство на территории России. Мало того, после ухода русской государственности от Орды во Владимир и Москву, разорённые татарами земли южной Окраины заселили славяне-саки (кай-саки, казаки) с таким же сарматско-буртасским станично-хуторским населением без единого царя.
ДМИТРИЙ МОТОВИЛОВ:

1. Если всё хорошо, значит уже понял, что хорошо, а хорошо без базы не бывает. 

2. Для каждого - своя база. Она опирается на мышление конкретного человека, на его голову. Если там нет должного знания - он в этом не признаётся, а сообщает всем, что просто не дали ему базы. Однако голова всегда чем-то заполнена, база для любого явления бытия есть всегда, дайте мне любой тезис и я укажу его базу.

3. Если нет базы, значит её нет и у Ломоносова, ибо половина базы - его. Однако у него она есть, значит она есть у моей парадигмы вообще и у меня в частности.

4. Есть два типа мышления и знания - машинное (логическое) и человеческое (интуитивное).
Адепты и падшие индивиды-винтики машинной цивилизации всегда требуют машинной логики "доказательства", они просто арифмометры, примитивные рабы мира машин, калькуляторы.

5. Человек же мыслит озараниями, алогичными утверждениями, которые оказываются на проверку хорошо согласующимися системными знаниями. Именно так мы впервые получили на этом скромном форуме Истинную Историю России, историю прежде "диких полулесных- полуболотных немытых славян", а теперь - славных потомков древней индоиранской цивилизации славяноязычных сарматов и буртасов, россов и аланов. Это общая история россиян, пруссов, белорусов, украинцев, болгар, сербов, осетин, прибалтов, татар, а также история наших тысячелетних финно-угорских спутников скифов - мордвы, венгров, чувашей, мари и др. племён чуди.

Исчезнувшие народы. Буртасы

Г.Е. Афанасьев

Низами Гянджеви, изображая около 1203 г. в поэме «Искандер-Наме» фантастическое сражение Александра Македонского с объединенным войском народов Юго-Восточной Европы, писал:

Краснолицые русы сверкали. Они

Так сверкали, как магов сверкают огни,

Справа были хазары, буртасов же слева

Ясно слышались возгласы, полные гнева,

Были с крыльев исуйцы; предвестьем беды

Замыкали их войско аланов ряды. 

 

Упоминание всех этих народностей у Низами не было случайным. С IX в. Целая плеяда арабо- и персоязычных географов включает в свои описания стран сведения о хазарах, буртасах, булгарах, мадьярах, славянах, руссов, представлявших в то время реальную политическую силу, от которой зависела стабильность раннефеодальных государственных образований в Поволжье и на Северном Кавказе, византийских колоний в Северном Причерноморье или закавказских владений халифата. От них зависела безопасность путей в Приволжско-Прикаспийском регионе.

Описание страны буртасов составляет важную часть географических трудов вплоть до XVI в. Однако проблема локализации их остается до сих пор нерешенной. Ведь сведения восточных географов о расстояниях между землями буртасов, хазар и булгар весьма противоречивы, что и позволяет наметить несколько десятков вариантов возможного размещения буртасов в Поволжье, каждый из которых опирается на соответствующие источники. Очевидно, проблему надо решать иначе.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ЭТНОНИМА «БУРТАС»

Вопрос о локализации буртасов тесно связан с вопросом о хронологических рамках существования самого этого этнонима в восточных источниках. Точнее, с определением того периода, когда в них появляются достоверные сведения об этом народе. В сочинении арабского географа Кальби, написанном, вероятно, в 819 г., упоминается народ бурджасов. Некоторые историки считают возможным отождествить его с буртасами. Если такое отождествление верно, то можно считать, что сведения о буртасах стали поступать на Восток со второй половины VIII в.

Затем буртасы упомянуты в сочинениях восточных географов Ибн-Русте (903 г.), Истахри (903 -933 гг.) и Масуди (943 – 947 гг.), отражающих ситуацию IX в. Но уже в первой половине X в. термин «буртас» требовал объяснения. Так, Ибн-Хаукаль писал в 976 г.: «В настоящее время не осталось и следа ни из Булгара, ни из Буртаса, ни из Хазара, ибо Русы напали (или истребили) всех их, отняли у них все эти области и присвоили их себе. Те же, которые спаслись от их рук, рассеяны по ближайшим местам, из желания остаться вблизи своих стран и надеясь заключить с ними мир и подчиниться им». Считается, что в этом отрывке речь идет о знаменитом походе киевского князя Святослава на хазар в 965 г. Однако текстологический анализ восточных источников привел историков к выводу, что уже в начале X в., когда  писали Истахри и Масуди, этнополитической общности буртасов не существовало. Материал, которым пользовались географы, был, хотя и достоверен, но мертв. Уже Ибн-Фадлан, проехавший в 922 г. от столицы хазар в низовьях Волги до столицы волжских булкар, ничего не слышал о буртасах, а анонимный автор сочинения 983 г. «Худуд аль-Алем» вообще смешивает их с булгарами.

Итак, первый период существования буртасов на исторической арене в качестве политического объединения может быть ограничен второй половиной VIII – началом X в. Нужно, однако, оговорить, что целый ряд восточных географов XI – XII вв. – Гардизи (1050 г.), Бакри (1094 г.), Марвази (1120 г.), Идриси (1154 г.) – тем не менее подробно описывают буртасов как реально существующее этнополитическое объединение, но, как установлено исследователями, все использованные ими материалы взятии из более раннего времени, например, из сочинений араба Джейхани, написанных около 900 г., и фактически отражают ситуацию IX в.

К середине X в. относится и еще один интересный источник с упоминанием о буртасах. Это письмо хазарского царя Иосифа. В нем говорится о народах, живущих вдоль Волги, которая называлась тогда Итилем, и платящих ему дань. Народы эти таковы: «бурт-с» (буртасы), «булг-р» (булгары), «с-в-ар» (сувары), «арису» (мордва), «ц-р-мис» (черемисы), «в-н-н-тит» (вятичи), «с-в-р» (северяне) и др. Но эти сведения о границах хазарского каганата и окружающих его зависимых народах относятся ко времени былого могущества Хазарии, к VIII – IX вв.

Через два века этноним «буртас» вновь появляется в источниках. В «Слове о погибели русской земли они упоминаются вместе с мордвой и черемисами как народы, впавшие в начале XII в. в зависимость от киевских князей. По сообщению Рашид- ад-Дина (1300 – 1310 гг.), золотоордынские ханы устроили в 1236 – 1257 гг. поход против буртасов. А в 1380 г. летопись перечисляет их в составе войск Мамая. В XVI – XVII вв. имя буртасов встречается в русских актовых документах: в Мордовском и Мещерском краях их считают пришлым населением, с которым связана и соответствующая топонимика. Эти источники характеризуют второй период существования буртасов – XI – XII вв.

Попытаемся наметить географические и культурно-хозяйственные ориентиры, указанные в восточных географов, для локализации буртасов в первый период их истории.

ОТНОШЕНИЕ СТРАНЫ БУРТАСОВ К ИТИЛЮ

Обычно буртасов помещают на берегу Итиля. Такой подход к проблеме основан, однако, на материалах лишь одной группы письменных источников – сочинениях Истахри и Ибн-Хаукаля. Согласно первому автору, «буртасы – народ, соседящий с хазарами, нет между ними и хазарами другого народа; они люди, расположившиеся вдоль долины Атила», или Итиля. Ученик Истахри, Ибн-Хаукаль, пишет: «Восточный ее (реки Итиля – Г.А.) край выходит из страны Хирхиз – протекает по землям, лежащим между каймаками и гузами, и служит естественной границей между ними. Далее она течет на запад за болгарами, затем поворачивает на восток, так что протекает через Рус, а затем через Болгарию (Волжскую Булгарию – Г.А.); потом течет через Буртас, пока не впадет в Хазарское (Каспийское – Г.А.) море».  Эти географы по сравнению с другими дают самую незначительную и разбросанную информацию о буртасах.

Другая группа географов помещает страну буртасов в стороне от Итиля. В «Худуд ал-Алеме» конкретно указывается: «К востоку от них (буртасов – Г.А.) – река Аттил; к югу от них - хазары». Совершенно очевидно, что в данном случае источник ясно разливает Итиль и расположенную к западу от него страну буртасов. Это же различие прослеживается и в рассказе Масуди о разгроме руссов в 913 г.: «Около 5000 из них спаслись и отправились на судах (по Итилю – Г.А.) в страну, примыкающую к стране Буртасов, где они оставили свои суда, и стали на суше; но из них кто был убит жителями Буртаса, а кто попался мусульманам в стране Бургар, и те убили их». В другом разделе своего сочинения Масуди уточняет расположение страны буртасов: «Буртас… живет, как ранее упоминалось, на реке, названной по его имени», - причем эта река впадает в Итиль. Т.е. налицо противопоставление страны буртасов и Итиля. Итак, вторая группа источников помещает буртасов в стороне от этой реки – к западу от нее.

Сочинения Ибн-Русте, Гардизи, Бакри и Марвази составляют третью группу. В них страна буртасов описана значительно полнее. «Земля Буртасов лежит между Хозарскою и Болгарскою землями, на расстоянии пятнадцатидневного пути от первой»,- пишет Ибн-Русте, а вслед за ним и остальные. Они не утверждают, что Итиль проходит через страну буртасов в отличие от Волжской Булгарии: «Болгарская земля смежна с землею Буртасов. Живут Болгары на берегу реки, которая впадает в море Хозарское и прозывается Итиль, протекая между землями Хозарской и Славянской».

Из приведенных отрывков видно, что сочинения первой группы вступают в противоречие по данному вопросу  с сочинениями второй и третьей групп. Это противоречие усиливается различием в объеме сведений о буртасах: в трудах Истахри и Ибн-Хаукаля, повторим, они слишком незначительны. Сомнения в правоте этих авторов, размещающих буртасов непосредственно на берегах Итиля, вызывает и тот факт, что они здесь же помещают и руссов, на деле живших гораздо западнее этой реки. По-видимому, связь буртасов с Итилем в трудах Истахри и Ибн-Хаукаля отражает не конкретную реальность. Это своего рода географический ориентир для Восточной Европы в целом. В таком же контексте следует читать и письмо хазарского царя Иосифа, в котором также на Итиле располагаются все подвластные ему народы, в том числе вятичи и северяне, тогда как первые, по археологическим данным, жили в бассейне Оки – на верхнем Дону, а вторые – на левобережье Днепра.

Поэтому страну буртасов мы должны искать к западу от Итиля.

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЙ ТИП БУРТАСОВ

Как же характеризуют источники хозяйственную жизнь буртасов? Ответ на этот вопрос имеет существенное значение для поисков того – к западу отИтиля-Волги – агроклиматического района, той географической среды, где они жили. Прежде всего, письменные источники указывают, что у буртасов было развито земледелие. «Занимаются они и хлебопашеством», - пишет Ибн-Русте, а Бакри добавляет, что у них «обширные пашни». Эти сведения, конечно, еще не позволяют говорить о том, что земледелие у буртасов было ведущей формой хозяйства. Но сам факт, что упоминание о земледелии попало в труды восточных географов, свидетельствует о его значительной роли (особенно в контексте с сообщениями об отсутствии земледелия у соседей буртасов – русов, мадьяров и др.).

Важное место в хозяйстве буртасов отводится в письменных источниках животноводству. По Ибн-Русте и Гардизи, они владеют «верблюдами, рогатым скотом», а Бакри сообщает, что у них не только «большие стада рогатого скота», но «и овец». Важное добавление делает Марвази, утверждая, что кроме рогатого скота «они имеют свиней». Причем упоминание о свиньях стоит на первом месте, что сразу же характеризует буртасов не как кочевников-скотоводов, а как оседлых животноводов, населяющих южную часть лесостепной зоны, пограничной со степью.

Во многих сочинениях восточных географов особо подчеркивается, что буртасы занимались бортничеством. Ибн-Русте, Бакри и Марвази отмечают, что «главное их богатство составляет мед», а Гардизи добавляет: «Плодов в этой стране нет, вино у них делается из меда». Известно, что пчеловодство в своем развитии прошло три основных этапа: дикое (бортевое), колодное и рамочное. Два первых этапа характерны для древнейших форм хозяйства. Причем бортничество непосредственно связано или с использованием дупел толстых деревьев, или с их выдалбливанием, что возможно только в лесной и лесостепной зонах. Таким образом, наличие бортничества также указывает, что буртасы жили в лесной или лесостепной зоне.

Существенной статьей дохода буртасов был пушной промысел. «Из страны буртас вывозят шкуры черных лисиц, - пишет Масуди, - представляющие самые ценные меха. Из них существует несколько видов: бурые и белые, не уступающие в ценности собольему и песцовому… Черные лисьи меха не встречаются нигде в мире, кроме этой страны и соседних с нею стран. Неарабские цари стараются перещеголять друг друга роскошью шуб из этих мехов и делают из них шапки и шубы, так что черные меха ценятся очень дорого. Вывозят их в Баб-ул-Абваб (современный Дербент. – Г.А.), Берда`а (город в Закавказье. – Г.А.) и прочие страны Хорасана. Часто вывозят их в северные страны славянских земель… а затем везут в земли Франции и Испании. Оттуда вывозят черные и красные лисьи меха в Магриб». Состав мехового экспорта буртасов состоял кроме лисиц из куниц, горностаев, соболей, белок, бобров; наличие всего этого зверья могло быть только в лесостепи.

Таким образом, по восточным источникам можно составить своеобразный перечень занятий буртасов – в порядке их значимости. Это, прежде всего, охота с целью добычи пушнины на экспорт, затем пчеловодство, животноводство и земледелие. Однако в такой именно градации можно усомниться. Ведь восточные географы делали акцент на то, что для них ново, непривычно и удивительно. Поэтому широкая слава буртасского мехового товара приводит к тому, что подсобное занятие ставится ими на первое место в хозяйстве. С другой стороный, южане, конечно же, замечают отсутствие плодов в этой стране, вследствие чего вино у них делается из меда, потому в их трудах пчеловодству и отведено второе по важности место. Но, как бы там ни было, хозяйственно-культурный тип буртасов можно определить как тип оседлых животноводов и земледельцев с развитыми подсобными промыслами – охотой и бортничеством. Такое хозяйство возможно только в лесостепной зоне. В степях его нельзя вести по многим причинам, в том числе – по уровню развития производительных сил того времени.

К западу от Волги расположены две физико-географичские зоны – степь и лесостепь. Южная граница лесостепи между Днепром и Волгой проходит по линии Полтава – Балаклея – Валуйки – Россошь – Новохоперск – Саратов. Отдельные острова лесостепи в виде луговых и черноземных почв, широколиственных дубрав вклиниваются в степную зону по длинам рек Хопер, Бузулук, Медведица – левым притокам Дона. Очерченная территория характеризуется специфическим составом фауны, отличающимся от степной зоны: здесь – бобры, белки, горностаи, лисицы, куницы и т.д., т.е. те самые звери, пушнину которых добывали буртасы, согласно источникам.

Все это направляет нас на поиски археологических памятников буотасов в лесостепную зону к западу от Волги. И в этих поисках нам может помочь упоминаемая у Масуди и Димашки река Буртас. Где она расположена? Явится ли дополнительным ориентиром в поисках страны буртасов?

ГДЕ НАХОДИТСЯ РЕКА БУРТАС?

Согласно Масуди, «хазары имеют челны, на которых они плавают из своего города вверх по реке, которая течет в их реку (Итиль. – Г.А.) из верхних мест и которая называется Буртас». Несколько далее он опять замечает: «Буртас… живет, как ранее упоминалось, на реке, названной по его имени»; это же повторяет и другой восточный географ – Димашки.

Действительно в юго-западной части современной Пензенской области течет речка с таким названием (впадает в Вышу – приток Цны). Но отождествление ее с рекой, о которой писал Масуди, было отвергнуто исследователями. Во-первых, она слишком мала для судоходства, а во-вторых, буртасская топонимика в этом районе позднего происхождения.

Из описании же Масуди – Димашки ясно, что речь идет о многоводной судоходной реке, западном притоке Итиля, а не Выши, который протекает по лесостепи. Но ни в среднем, ни в нижнем течении Волги между землями хазар и волжских булгар таких притоков нет. Вероятно, здесь следует вспомнить рассказ Масуди о протоке, соединяющей Волгу с Азовским морем: «Я же видел, что большая часть занимавшихся описанием морей из древних и новых упоминают в своих сочинениях, что рукав Константинии, выходящей из Майотаса, соединяется с Хазарским морем; но я не знаю, как это возможно и откуда они это взяли, путем ли собственного наблюдения, путем ли умозаключения и сравнения». И продолжает: «В верховьях хазарской реки есть устье, соединяющееся с рукавом моря Нейтас, которое есть Русское (Азовское. – Г.А.) море; никто, кроме них, не плавает по нем, и они (русы) живут на одном из его берегов». В свое время было замечено, что это – ошибочное – мнение Масуди, разделяемое и другими арабскими географами, будто рукав Волги соединяется с рукавом Азовского моря или Доном, имеет источником то обстоятельство, что с самых ранних времен судам и ладьям, плававшим по Волге и Дону, небольшое расстояние между этими реками никогда не служило препятствием: их перетаскивали волоком через сушу. Эту же идею проводит в настоящее время Б.А. Рыбаков, отмечая, что при отсутствии надежной топографии наезженная переправа из Дона в Волгу создавала у арабских географов впечатление об их слиянии – Дон воспринимался как правый приток Волги.

В таком случае правомерен вопрос об отождествлении реки Буртас с Доном, который в районе Калача-на-Дону так близко подходит к Волге, что информаторы Масуди вполне могли принять его за правый приток Итиля.

Территории, на которых размещены археологические памятники народов, населявших в VIII - X вв. европейскую лесостепную зону.


«ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛИ» БУРТАСЫ

Итак, для локализации буртасов первого периода их существования второй половины VIII – начале X в. есть следующие ориентиры: их археологические памятники должны находится западнее Волги в южной части лесостепной зоны, точнее, в бассейне Дона.

Археологические культуры этого периода в лесостепной зоне Восточной Европы выявлены достаточно хорошо. К северу от Саратова, по обоим берегам Волги между устьями Черемшана и Камы, расположены памятники волжских булгар. К западу, в бассейне Цны и Мокши, в междуречье Суры и Оки, расположены памятники мордвы, или, как их называет царьИосиф, арису. Лесостепная зона Днепровского левобережья вплоть до Северского Донца занята роменской культурой северян. В бассейне верхнего Дона сосредоточены памятники боршевской культуры вятичей.

По южной окраине лесостепной зоны в бассейне Дона и островкам лесостепи в речных долинах левых его притоков, между памятниками роменской культуры и мордвы жили в середине VIII – начале X в. аланы, которых относят к салтово-маяцкой культуре. Это полностью соответствует ориентирам, которые мы выделили для локализации буртасов. По характеру находок и поселений аланские памятники, расположенные в этом месте, нельзя спутать ни с какими другими.

Открытие в конце XIX в. салтово-маяцкой культуры явилось значительным событием в изучении древностей Восточной Европы. С самого начала исследования Верхнее-Салтовского катакомбного могильника на Северском Донце и Маяцкого городища на Дону, а позже – аланского (лесостепного) варианта этой культуры, среди ученых возникла дискуссия об этнической принадлежности ее носителей. Ряд ученых (А.А. Спицын, Ю.В. Готье), указывая на сходство открытых памятников с аланскими древностями Северного Кавказа, видели в носителях салтово-маяцкой культуры алан. Другие (Д.Я. Самоквасов, Д.И. Багалей, В.А. Бабенко) полагали, что эта культура принадлежала хазарам. Высказывались предположения о связи некоторой части носителей этой культуры с венграми или шведами.

Ныне, благодаря исследованиям М.И. Артамонова, Н.Я. Мерперта, И.И. Ляпушкина и С.А. Плетневой, выясняется, что салтово-маяцкая культура неоднородна и состоит из нескольких местных вариантов, в той или иной степени связанных с определенными этносами и характеризующих в целом культуру населения хазарского каганата. Сейчас уже не подлежит сомнению, что в основе формирования ее лесостепного варианта лежит аланская культура Северного Кавказа.

Первые известия об аланах в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе появляются в письменных источниках I в. в сочинениях Плиния Секунда и Дионисия. Почти в то же время рядом с аланами упоминаются язиги, язаматы, яксаматы – вероятно, предки средневековых асов, входившие в единую с аланами этнолингвистическую общность. После разгрома аланов гуннами в 372 г. часть аланов, пройдя Европу, достигла Северной Африки, другая осталась на Северном Кавказе. В середине I тысячелетия начинается процесс формирования аланского народа, составной частью которого были асы. Этот этноним сохраняется на Северном Кавказе и в последующее века. В «Армянской географии» VII в. говорится о народе аланов-аштигор; грузинские источники называют овсы или оси; персидские, арабские, византийские и китайские – асами; русская летопись – ясами; венгерские документы – яз-ок и т.д. Исследователи предполагают, что соотношение названий аланы и асы – это соотношение общего и частного в единой этнолингвистической общности. Видимо, поэтому венецианский торговец и дипломат Иосафат Барбаро, рассказывая о путешествии в Тану, в низовьях Дона, в 1436 г., говорит, что «Алания заимствовала свое имя от народа Аланского, называвшего себя на своем языке Ас. Народ сей, исповедовавший христианскую веру, был истреблен и выгнан из жилищ своих татарами».

В середине VIII в. некоторые племена северокавказских алан-асов мигрируют из предгорной зоны Северного Кавказа на север, в бассейн Среднего Дона. Этот процесс достаточно хорошо фиксируется как на Северном Кавказе, где в середине VIII в. оказались заброшенными большая группа аланских катакомбных могильников и поселения (в частности, в районе современного Кисловодска), так и в лесостепной зоне Донецко-Донского междуречья, где в это же самое время появились те самые катакомбные могильники и поселения; они и получили название аланского варианта салтово-маяцкой культуры.

В последние годы интерес к этим памятникам значительно усилился. Обследование бассейна Среднего Дона позволило более четко выделить территорию, занятую в VIII – X вв. племенами – носителями салтовской культуры в лесостепи. Широкие работы по исследованию Маяцкого городища развернула Советско-Болгаро-Венгерская экспедиция Института археологии АН СССР.

Маяцкое городище, раскопки которого ведутся с 1975 г., расположено на высоком берегу Дона у места впадения в него реки Тихая Сосна. Центральным элементом комплекса является белокаменная крепость трапециевидной формы площадью 0,93 га. Первоначальная толщина стен, сложенных из меловых блоков, достигала 6 м, а высота – 5 м. Вершину стены венчал зубчатый парапет и валганг (площадка) для стрелков. Крепостные стены с трех сторон окружал глубокий ров с перемычкой для дороги напротив ворот. С четвертой стороны подход к укреплению защищал крутой склон Дона. Внутри крепости выделялся отгороженный дополнительной стеной участок площадью 0,19 га, где были раскопаны административные, жилые и хозяйственные постройки. На стенах крепости обнаружены многочисленные рисунки, среди которых изображения лошадей, верблюдов, оленей, сцены битвы всадника и пешего лучника, а также надписи, сделанные одной из разновидностей рунической графики. Крепость представляла собой крупный феодальный замок, поставленный на границе с землями донских славян и контролировавший водный путь по Дону их Хазарского домена.

Рядом с городищем располагалось обширное селище с плотной застройкой. Археологи раскопали остатки жилых строений полуземляночного типа. Их нижняя часть была значительно углублена в землю или материковую скалу. Стены верхней части строились в виде сруба. В центре такого «однокомнатного» жилища располагался очаг, а в одном из углов иногда устраивался пристенный камин. В таких сооружениях жили, как правило, в зимнее время. В летнее для жилья использовали более легкие постройки, слегка углубленные в землю, чем-то напоминающие юрты кочевников. Рядом с домами находились хозяйственные сооружения: глубокие подвалы-погреба, ямы колоколовидной формы для хранения зерна, легкие постройки для молодняка. Жилища располагались на территории селища «гнездами» - усадьбами родственных коллективов. В состав таких усадеб входили и культовые сооружения – семейные святилища огня, окруженные небольшими семейными кладбищами и погребениями животных, заколотых в ритуальных целях.

Ответить на обсуждение

RSS

Пусъёс

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования