Uralistica


Заходя на мордовские странички в социальных сетях, часто встречаю такие послания: «Я живу на Украине, мои родители переехали сюда много лет назад. К сожалению, я не знаю родного языка, помогите мне выучить мокшанский (эрзянский) язык». География таких писем простирается на все регионы России. Желание выучить родной язык высказывает не только молодежь, но и пожилые люди. 

«Мне уже больше 40 лет, но я все еще надеюсь выучить мокшанский язык, - пишет пользователь из Казахстана, - в свое время родители не только не научили меня языку, но даже и между собой не разговаривали. Я очень хочу выучить язык и научить своих будущих внуков». 

Интернет помогает найти электронные версии словарей и разговорников. Все пользователи высказывают одну мысль – необходима печатная литература по изучению мордовских языков. 

«Даже приехав в Саранск, - пишет молодой человек из Москвы, - мне не удалось купить достаточное количество словарей для всех моих родных». 

На некоторых сайтах пользователи сами пытаются создавать разговорники, дополняя друг друга. И пусть там встречаются диалектные слова, но разговорный мокшанский (эрзянский) язык выучить вполне реально. 

Иван Кувакин, живущий в Казахстанане, сам освоил разговорный эрзянский язык, пользуясь электронными версиями словарей и разговорников. Как говорится, было бы желание! 

Радует, что у наших людей растет чувство самосознания, появляется желание поближе узнать родную мордовскую культуру, изучить свой язык! 

На просторах Интернета уже легко найти поздравления и открытки на мокшанском и эрзянском языках. Причем мастера фотошопа активно работают над открытками, обоями для рабочего стола компьютера с мордовской символикой. Дизайнеры разработали также футболку по типу «Че Гевары», правда, в мордовской интерпретации получился «Че паев» с изображением знаменитого Василия Ивановича. 

Популярны также футболки и кофточки с мордовским орнаментом, их изготавливает и пересылает мастерица из Москвы. 

О событиях в Мордовии узнает вся Россия 

Если честно, просто восхищаюсь мордовской молодежью, которая неустанно рассказывает о всех крупных культурных и политических событиях, происходящих в нашем регионе в Интернете. Выпускник МГУ ИМ. Н.П. Огарева Александр Данильчев, участник ансамбля «Торама» Александр Учеваткин, журналист Татьяна Маторкина выкладывают свои материалы о мордовских праздниках в Интернет, чтобы вся мордва, живущая за пределами нашей республики, узнала о сегодняшнем дне региона. Два Александра готовят видеоматериалы с мероприятий, рассказывая историю праздников, имена участников, чтобы и во Владивостоке смогли увидеть сегодняшнюю республику, стать, хоть и виртуально, участником событий. Это личная инициатива ребят, и форумчане уже с нетерпением ждут следующих выпусков передач «Мордовского ТВ». 

За эту работу их благодарит вся многочисленная диаспора, которая, несмотря на расстояние, интересуется жизнью нашей Мордовии, восхищается победами Мордовии. Кстати, именно Александр Данильчев стал инициатором организации при филологическом факультете МГУ ИМ. Н.П. Огарева бесплатных курсов по изучению мокшанского и эрзянского языков. Также мордовские пользователи из регионов активно читают электронные версии газет и журналов на мокшанском и эрзянском языках. Через Всемирную паутину узнают о начале подписных кампаний на мордовскую периодику. Особенно популярны в регионах детские журналы. Многие люди благодарят руководство республики за проводимые в регионах «Дни Республики Мордовия». 

«Спасибо вам, что привезли частичку родины, - пишут люди из Калининграда, Самары, Башкортостана. 

Википедия на мордовских языках 

Также диаспора сообща работает над созданием мордовского интерфейса социальной сети «В контакте». На просторах Интернета уже действует мордовский вариант Википедии. Приятно, что наши люди сами, без подсказок и указок, популяризируют свою мордовскую культуру и язык. Молодежь гордится нашими выдающимися людьми, начиная от великого Эрьзи и заканчивая прославленными легкоатлетами. Этот факт опять же доказывает, что молодежь активно изучает историю и настоящее нашей республики. 

«Мон тонть кельгтян» (Я тебя люблю) 

Нередки в Интернете и такие сообщения: «Здравствуйте! В Мордовии, в селе Крутец (р.Вад), когда-то жила моя бабушка, теперь я ищу хоть какие-нибудь фотографии тех мест. Может быть, уже и нет этого села, может, его переименовали? Пожалуйста, те, кто там живёт или жил недавно, расскажите хоть что-нибудь! Очень хочу приехать в те места как-нибудь, но нужно хотя бы знать, куда ехать! А если не трудно, пожалуйста, выложите фото Крутца (или того, что теперь на его месте) - покажу бабушке. Заранее спасибо! 
Ульяна Пугина, Ново- сибирск». 

Еще один пример: Александр Безруков из Москвы пытался определить, на каком же языке разговаривала его бабушка – эрзянском или мокшанском. Форумчане завалили парня контрольными вопросами: перевести слова - «где»(косо), «сегодня» (течи), «отец» (тетей). По ответам Саши все решили что он – эрзя, т.к. и на мокшанском, и на эрзянском языках эти слова созвучны. Но тут еще одна девушка Светлана попросила перевести фразу «Я тебя люблю». Саша уверенно ответил: «Мон тонть кельгтян». «Ты мокша!» - написала Светлана. Парень сразу получил необходимые ссылки на мокшанские словари, чтобы выучил родной язык и впредь не путался. 

Вообще, особого разделения на мокшу или эрзю в Сети нет. «У меня очень много друзей и среди мокшан, и среди эрзян, - пишет Андрей из Пензы, - и мы никакого разделения не делаем. Единственное, значение отдельных слов не понимаем, но это мелочи»

Валентина Агадюкова из Ульяновска на вопрос: «На каком языке вы думаете?», рассказала интересный случай: «На уроке английского меня учитель спросил, какое сегодня число, я а на мокшанском ответила…» 

Реальная книга из виртуального мира 

Представители мордовской диаспоры не менее активны в пропаганде родного языка и культуры. Создателем еще одной мордовской странички стал Александр Болькин. Сам Александр живет в Киеве, но его страничка объединяет более 3 тысяч человек из Мордовии и других регионов. 

А. Болькин часто приезжает на культурные мордовские мероприятия, проводимые в регионах с компактным проживанием мордвы. 

Александр является инициатором выпуска книги любимых стихов на мордовских языках. А началось все с того, что он открыл новую тему в группе «Любимые стихи». Пользователи из разных регионов активно откликнулись, печатая свои любимые стихотворения известных и молодых авторов. Также в Интернете филологи редактировали тексты, устанавливали авторство «безымянных» текстов, и буквально на днях в Киеве вышел сборник стихов «Эрзянь валске» (Эрзянское утро), тиражом 1000 экземпляров. Деньги на издание книги собрала мордовская диаспора в Украине. 

Питерская мордва выпускает электронную мордовскую газету, печатая в ней новости, происходящие в Мордовии и регионах России с компактным проживанием мордовской диаспоры.

Екатерина СПИРИДОНОВА.

Просмотров: 3176

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Мягко говоря, валяюсь. "ИзМор" так понимаю?

Думаю хорошая статья, для того что-бы эрзянам чётко определить свою позицию.  Эрзянам, (в т.ч упоминаемым  здесь), самим нужно подготовить статью (адекватную, без намёки упрёки), которая бы просто показала, какое самосознание мотивирует на реальные действия, работу, указанные в статье - "мордовское" или эрзянское.

 

Мне кажется уместным было бы дать свои отклики на эту статью упомянутым в статье эрзянам, коих автор настойчиво именует "мордвой" а их Интернет проекты не эрзянскими, а "мордовскими"...

Если этого не произойдёт, то это значит, что упоминаемых в ней эрзян вполне устраивает причисление их самих, и их Интернет проектов, к "мордве" и к "мордовскому" народу.

 

А вообще, статья замечательно отражает практику политики мордвинизации.

Спасибо Вам, Карташов Сергей, за её публикацию на Уралистике. Очень полезна для эрзян. Она поможет очень многим открыть глаза на методы политики мордвинизации. Замечательный образец!

Думаю, многие эрзяне, и не только, обратят внимание, что слово ЭРЗЯНСКИЙ в этой статье замкнуто в скобки.

иван кувакин случайно имеет родство с инязором кувакиным, или это он и есть?


Erush Vezhai said:

Мне кажется уместным было бы дать свои отклики на эту статью упомянутым в статье эрзянам, коих автор настойчиво именует "мордвой" а их Интернет проекты не эрзянскими, а "мордовскими"...

Если этого не произойдёт, то это значит, что упоминаемых в ней эрзян вполне устраивает причисление их самих, и их Интернет проектов, к "мордве" и к "мордовскому" народу.

 

А вообще, статья замечательно отражает практику политики мордвинизации.

Спасибо Вам, Карташов Сергей, за её публикацию на Уралистике. Очень полезна для эрзян. Она поможет очень многим открыть глаза на методы политики мордвинизации. Замечательный образец!

Думаю, многие эрзяне, и не только, обратят внимание, что слово ЭРЗЯНСКИЙ в этой статье замкнуто в скобки.

у меня ощущение, что статья составлена по материалам уралистики. про люду и про футболки знали только на этом сайте и в контакте, и только в основном засчет марины и меня.
Задолбали эти мордвинизаторы и их подпевалы! В этой статьье преднамеренно искажается вся правда. В первую очередь Эрзянских активистов опять пытаются выдать за мордву. Мне интересно , что бы ответили автору те, которых он опять обозвал по кличке.И Александр Учеваткин, журналист Татьяна Маторкина и ребята из Эрзянь ТВ, ну и конеч но же Александр Болькин - неоднократно заявляли всем , МИНЬ ЭРЗЯТ, АВОЛЬ МОРДВАСЬ!
ты про люду не упомянул. она тут тоже упомянута - "Популярны также футболки и кофточки с мордовским орнаментом, их изготавливает и пересылает мастерица из Москвы."

Nikolay said:
Задолбали эти мордвинизаторы и их подпевалы! В этой статьье преднамеренно искажается вся правда. В первую очередь Эрзянских активистов опять пытаются выдать за мордву. Мне интересно , что бы ответили автору те, которых он опять обозвал по кличке.И Александр Учеваткин, журналист Татьяна Маторкина и ребята из Эрзянь ТВ, ну и конеч но же Александр Болькин - неоднократно заявляли всем , МИНЬ ЭРЗЯТ, АВОЛЬ МОРДВАСЬ!
Я думаю, что те о ком здесь написано сами ответят.
интересно, как, кому и куда? маловероятно, что мы узнаем какой либо ответ от них или автора.

Nikolay said:
Я думаю, что те о ком здесь написано сами ответят.

На самом деле интересно статья написана. Автор по всей видимости тщательно изучал группы в социальных сетях, и прекрасно видел где эрзя и мокша(собственно актив) а где "мордва"(пассив-манкурты). Как видно, большинство приведённых примеров проектов и начинаний - собственно проекты актива(эрзян и мокшан). Для того что-бы разбавить откровенное переворачивание реалий и их подтасовка, автор помимо действий актива намеренно вводит в статью высказывания обрусевшей или манкуртичной "мордвы" из мордовских групп. Для того чтобы нельзя было придраться - сразу можно указать на "мордовское" присутствие.

Что касается Людмилы, то автор статьи опять-таки приврал. Она не изготавливает футболки с "мордовским" орнаментом - она изготавливает футболки с эрзянским и с мокшанским орнаментом(см. эрзянскую группу вконтакте).

 

Но упомянутому эрзянскому активу необходимо ответить на эту статью - не важно куда (есть "ЭМ", есть просторы интернета), важно - ответить и ответить адекватно, без придирок, без упрёков , это покажет нашу чёткую позицию.

я смотрел ту группу, т.к. футболки выложены не только в ней, но и в моей группе про мокшан и эрзян, которой уже 3,5 года

мало того, именно я и помогал ей с продвижением этих футболок в республике.

так, что в этом абзаце шла речь о ней и мне вместе взятых.

 

относительно кувакина, то он почему то не отвечает сам тут. странно так не замечать статью, где описывается он.

про сантяя, то думаю он сам ответит тут.

 

Для того что-бы разбавить откровенное переворачивание реалий и их подтасовка, автор помимо действий актива намеренно вводит в статью высказывания обрусевшей или манкуртичной "мордвы" из мордовских групп

 

кого вы считаете обрусевшей мордвой, люду калееву, сантяя, кувакина, других???


MaoL said:

На самом деле интересно статья написана. Автор по всей видимости тщательно изучал группы в социальных сетях, и прекрасно видел где эрзя и мокша(собственно актив) а где "мордва"(пассив-манкурты). Как видно, большинство приведённых примеров проектов и начинаний - собственно проекты актива(эрзян и мокшан). Для того что-бы разбавить откровенное переворачивание реалий и их подтасовка, автор помимо действий актива намеренно вводит в статью высказывания обрусевшей или манкуртичной "мордвы" из мордовских групп. Для того чтобы нельзя было придраться - сразу можно указать на "мордовское" присутствие.

Что касается Людмилы, то автор статьи опять-таки приврал. Она не изготавливает футболки с "мордовским" орнаментом - она изготавливает футболки с эрзянским и с мокшанским орнаментом(см. эрзянскую группу вконтакте).

 

Но упомянутому эрзянскому активу необходимо ответить на эту статью - не важно куда (есть "ЭМ", есть просторы интернета), важно - ответить и ответить адекватно, без придирок, без упрёков , это покажет нашу чёткую позицию.

"кого вы считаете обрусевшей мордвой, люду калееву, сантяя, кувакина, других???"

других, и вас например.

 

относительно кувакина, то он почему то не отвечает сам тут. странно так не замечать статью, где описывается он.

про сантяя, то думаю он сам ответит тут."

 

Странно - не странно, это их дело отвечать или не отвечать. Мало-ли, может они не хотят попасть под ваш флуд? А ответ, я считаю, должен быть общим - единым.

 

 

 

 

мда, хорошего вы мнения обо мне, особенно относительно моего желания продвигать футболки в республике.

если вы такой смелый, что же сами не стали их продвигать и печатать???

могу вам назвать стоимость затрат на покупку футболок без рисунка, сколько стоит заказ их на печать, скоко стоит термопечать, реализация, оплата дизайнера, и т.д.

вот вы все критикуете и не знаете, каким трудом люда это делала и как все это мы с ней продвигали, обозвав меня обрусевшей мордвой. не цените труд, как мой, так и чужой. живете, только теми, кто составляет костяк эрзянского конгресса, а все остальные (мокшане и люди занимающиеся продвижением мокшанской или эрзянской творческой составляющей), для вас враги.

MaoL said:

"кого вы считаете обрусевшей мордвой, люду калееву, сантяя, кувакина, других???"

других, и вас например.

 

относительно кувакина, то он почему то не отвечает сам тут. странно так не замечать статью, где описывается он.

про сантяя, то думаю он сам ответит тут."

 

Странно - не странно, это их дело отвечать или не отвечать. Мало-ли, может они не хотят попасть под ваш флуд? А ответ, я считаю, должен быть общим - единым.

 

 

 

 

Ответить на обсуждение

RSS

© 2022   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования