Я хочу предложить вам дискуссионную постановку вопроса: почему бы не воспользоваться ситуацией поддержки федеральной властью мордовского национального проекта и не обратить его в свою пользу?
Если трезво анализиоовать политический расклад в национальных республиках, то вариант Мордовии - крайне удачный. Мордовия пошла по татарстанскому пути: максимальная внешне демонстрируемая политическая лояльность в обмен на экономические преференции и поддержку важных социальных и инфраструктурных проектов.
Татарские политики во время поняли, что в эпоху нынешнего политического безвременья разыгрывать карту татарстанского суверенитета и бороться за каждую его пядь нецелесообразно и политически опасно. Нужно попытаться сыграть в модель договорных отношений с центром, когда в обмен на лояльность Москве Татарстан получает 1000-летний юбилей Казани, проведение Универсиады, финансирование на амбициозные по российским меркам инновационные проекты и развитие новой инфраструктуры. Да, к сожалению, президента Татарстана назначает российский президент, а не граждане его выбирают, но тем не менее, когда это политическое межсезонье закончится, татары выйдут из него не обессилевшими в борьбе с ветряными мельницами, а с развитой республиканской инфраструктурой и высоким уровнем лояльности татарстанцев к своему республиканскому руководству.
Сейчас у Мордовии уникальный шанс занять более передовые позиции в региональной конкуренции, сформировать новый имидж республики, сделать шаг в сторону перепрофилирования и диверсификации своей экономики. К тому же, как ни странно, в отличие от остальных своих российских финно-угорских сородичей, Мордовии удалось добиться поддержки Евросоюза в реализации своей экспериментальной этнокультурной программы и создания единого литературного мордовского языка.
Конечно, ЕМЯ - это фикция, и реально она не угрожает ни эрзянскому, ни мокшанскому языкам. Как только ученые начнут языки скрещивать, сразу же все эта затея закончится. Люди не смогут заговорить на мордовском коктейле, а механизмов принудительного внедрения языка нет, так как оба языка слабы в общественной сфере.
Но самое интересное, что создание единого мордовского народа - это пример современного, протекающего на наших глазах нациестроительства, аналогов которому не наблюдается ни у кого из российских финно-угров.
И это процесс создания мордовской нации высвобождает мощную энергию, которую можно было бы обратить на реальную поддержку и развитие эрзянской и мокшанской культур.
Да, "мордва" название некрасивое, но название можно обсуждать. Вряд ли оно вытеснит исходные, корневые "эрзя" и "мокша".
Мне кажется, что в этом процессе мордовского нациестроительства надо участвовать, ведь это создаст колоссальный шанс для того, чтобы направить значительные ресурсы в дела развития мокшанского и эрзянского языков, культур и образования.
Единый язык не вырастет, самоназвания не исчезнут, но укрепится межэрзянско-мокшанское самосознание, местное, аборигенное население наконец-то поднимет голову.
Единый язык не вырастет, но деньги под его создание получат и пустят фактически в развитии именно мокшанского и эрзянского языков, а не гипотетического мордовского.
Посмотрите, как много намеревается построить всего Меркушкин, какую финно-угорскую инфраструктуру он стремится создать в Мордовии - разные там финно-угорские научно-исследовательские центры и лаборатории. Под это дело можно будет приглашать зарубежных ученых и готовить программистов, которые разработают удобные программы для изучения эрзянского и мокшанского языков.
Теги:
Согласен, ЕМЯ - попытка в Мордовии сделать как раз местечковый, но "единый" национализм, как это происходит в Татарстане. Но в реальности, поскольку эрзяне находятся в государстве совсем в другом положении, чем татары, то им такой процесс не пойдет на пользу. Мне кажется, будущее эрзянского освободительного движения - в гораздо более широком влиянии - на российский суперэтнос, с тем, чтобы значительно увеличить в нем "финно-угорское восприятие мира". Особенно это касается областей и крупных центров Поволжья, где очень велика доля людей эрзянского происхождения. Эти районы - Пенза, Ульяновск, Самара, Нижний - очень нуждаются в переходе от колониального самосознания, когда идентичность населения основана на увязывании себя с приездом славянских князей - очень позднем и совершенно не отражающем объемности истории Поволжья. Здесь важно распространять на русском как можно больше информации об эрзянской культуре - традиции и легенды, рассказы путешественников об эрзянском народе, детские книжки и т.д. От такого населения не надо добиваться знания языка, важно, чтобы эти люди осознали причастность, интересовались настоящим прошлым своего региона, а не историями вроде "Америка началась тогда, когда каравелла Колумба ударилась о песчаный брег на Багамах".
Инязор Кувакин said:
проект ЕМЯ - в любом случае противовес эрзянскому и мокшанскому языкам
Согласен, ЕМЯ - попытка в Мордовии сделать как раз местечковый, но "единый" национализм, как это происходит в Татарстане. Но в реальности, поскольку эрзяне находятся в государстве совсем в другом положении, чем татары, то им такой процесс не пойдет на пользу. Мне кажется, будущее эрзянского освободительного движения - в гораздо более широком влиянии - на российский суперэтнос, с тем, чтобы значительно увеличить в нем "финно-угорское восприятие мира". Особенно это касается областей и крупных центров Поволжья, где очень велика доля людей эрзянского происхождения. Эти районы - Пенза, Ульяновск, Самара, Нижний - очень нуждаются в переходе от колониального самосознания, когда идентичность населения основана на увязывании себя с приездом славянских князей - очень позднем и совершенно не отражающем объемности истории Поволжья. Здесь важно распространять на русском как можно больше информации об эрзянской культуре - традиции и легенды, рассказы путешественников об эрзянском народе, детские книжки и т.д. От такого населения не надо добиваться знания языка, важно, чтобы эти люди осознали причастность, интересовались настоящим прошлым своего региона, а не историями вроде "Америка началась тогда, когда каравелла Колумба ударилась о песчаный брег на Багамах".
Инязор Кувакин said:
проект ЕМЯ - в любом случае противовес эрзянскому и мокшанскому языкам
Tanush, замечательно, что Вы занимаетесь эрзянским литературным сайтом, это важное дело и оно заслуживает уважения.
Мой тезис очень прост: чего бы в действительности не хотели власти Мордовии, если они затеяли в качестве одного из направлений своей деятельности использовать нациестроительство эрзян и мокшан, надо пользоваться ресурсами, которые под это выделяются, и силой своего общественного давления направлять в правильное русло: не на создание утопического единого языка, а на развитие двух подлинных. Проблема в том, что отказываясь рассматривать инструментальные возможности, которые предоставляет участие во власти Мордовии или сотрудничество с ней, эрзянское движение мгновенно съёживается до 3 интернет-сайтов, а в оффлайне оно слабо оформлено. Стать прагматичными - это значит развернуть оружие мордвинистов против них же самих, воспользоваться их ресурсами для собственных целей - строительства мокшанской-эрзянской внутренней нации/наций в Мордовии. Татары нацию построили, башкиры тоже упорствуют в этом. А мы дурака валяем.
Все вышеизложенное -ОЧЕРЕДНОЕ МОЗГОВТИРАТЕЛЬСТВО!!
Приблизительно год тому назад я начала вести эрзянский литературный сайт "ЭРЗИАНУ". Ничего подобного у мордвы на сегодня нет. Сайт я веду в свободное от основной работы личное время, никакой поддержки от власти не оказывается, мало того, даже ни малейшего интереса к этой моей общественной деятельности. На сайте размещены стихи, малые формы прозы, большая часть материала - на эрзянском языке. В прошлом году был проведен эрзянский литературный интернет-конкурс, итогом которого стало издание 1-го выпуска эрзянского литературного альманаха, которое было очуществлено также на личные средства эрзян.
http://erziana.my1.ru/news/ehrziana_lovnomapusmos_te_vasence_topavt...
Я знаю, что мордва этим никогда не будет заниматься, ее интересы находятся совершенно в иной области - деньги - вот что ей интересно, и деньги эти идут не на развитие национальных культур, а в личные карманы мордовских князьков, это ни для кого не секрет.
"Единый язык не вырастет, но деньги под его создание получат и пустят фактически в развитии именно мокшанского и эрзянского языков, а не гипотетического мордовского.
Посмотрите, как много намеревается построить всего Меркушкин, какую финно-угорскую инфраструктуру он стремится создать в Мордовии - разные там финно-угорские научно-исследовательские центры и лаборатории."
во-первых, надо провоцировать мордовскую общественность на проведение открытых и свободных дискусий по поводу ЕМЯ, можно начать делать это в интернете. нужно умело перевести с разговором об учебнике для единого языка в необходимость углубления существующих методических разработок по обоим языкам или поднять вопрос о необходимости издания новых учебников по М. и Э. языкам в новом, более современном формате.
нужно пользоваться чиновниками и их грандиозными планами и переводить их в собственные планы, и главное - опережать их всегда на шаг.
но главное не отказываться от диалога с властями и не обвинять их во всех смертных грехах, в противном случае они не вступят в коммуникацию
Njimshur said:
что будет, если в школы вместо учебников по мокша и эрзя придут учебники "емя" ? ответ очевиден. В идее несопротивления финансированию "емя" есть стратегическая ошибка
Это принципиальный вопрос двух народов, который не решается, отсюда и все проблемы. Если по уму и по тому, как лучше было бы для эрзян и мокшан(нормальных, не зомбированных), тогда назвать Республику Эрзяно-Мокшанской и дать жизнь и развитие двум государственным литературным языкам - эрзянскому и мокшанскому
это не выгодно с экономической точки зрения. каждое развитие и сохранение чего либо, требует больших затрат. поэтому ради экономии и придумали емя.
хотя в народе больше бытует версия о ЕМЯ, что это всего лишь прикрытие коррупционной составляющей во властных структурах мордовии, в которую включены и лица руководящие страной.
Инязор Кувакин said:
Я вник в суть написанного, интересно. Но проект ЕМЯ - в любом случае противовес эрзянскому и мокшанскому языкам, ведь подумайте сами, к чему создавать новый язык, если можно развивать два устоявшихся литературных языка? Власть не хочет себе лишних дум, а скинуть всех в один котёл, сделать окончательно Мордву и мордовский язык им один. Не стройте иллюзий. Откройте глаза. Быть может народ всерьёз станет бойкотировать этот язык, то языки эрзян и мокшан выживут.
Империя ведет свою глобальную политику русификации, а этот "ЕМЯ" малый осколок её в малой республике.
Это принципиальный вопрос двух народов, который не решается, отсюда и все проблемы. Если по уму и по тому, как лучше было бы для эрзян и мокшан(нормальных, не зомбированных), тогда назвать Республику Эрзяно-Мокшанской и дать жизнь и развитие двум государственным литературным языкам - эрзянскому и мокшанскому.
насчет языков. развитие идет, но не столь активными темпами, как на уралистике. за те годы, что прошли при советской власти до 1990х, было издано около 120 учебников по мокшанскому и эрзянскому, и 20 пособий и методичек, начиная от детских букварей, до вузовких учебников. вузовские учебники еще больше переизданы, как эти учебные пособия.
основная проблема всегда была в том, что никто до сих пор не знает точного языка мокшан или эрзян. это во многом связано со смешением культур тех и других между собой, с русскими и татарами, итогом которого стало, то что со временем, язык трасформировался, и нет той базовой изначально созданной языковой платформы. поэтому все пособия постоянно модернизировались из года в год, от эпохи к эпохе, впитывая, то одно, то другое. работы по исследованиям тех или иных форм и языков, мокша и эрзя, в свое время вели и ведут не мало языковедов и ученых, и все они сталкиваются с трудностью построения точных словообразований - основная проблема - ассемеляция языка. вот для упрощения их работы с экономической точки зрения на будущее и разработан ЕМЯ. в данное время, по этому поводу ведется очень много дисскусий и баталий, где не все согласны. ЕМЯ, это не дешевый проект, но по мнению руководства легко окупаем за первые годы внедрения в образовательный стандарт. хотя насколько видим, он не окупаем, по причине не заинтересованности им, большинства граждан мордовии и противостоянием диаспор. еще одна гипотеза, что ЕМЯ - это прикрытие коррупционных схем хорошо шагает по народу. идея с его появлением возникла в период растрат денег на строительство технопарка в саранске. чтобы все это скрыть и была придумана дата 1000 летия единения и ЕМЯ. в общих понятиях и то и другое подразумевает дополнительных дотаций на развитие региона. а именно на строительство. все это обусловливает поднятие строительного бума, и то что мы идем в соответствии с запланированным генпланом утвержденным и предложенным в 2008 году (правда раздел с технопарком был значительно изменен и от грандиозного проекта отказались в пользу строительства других объектов, но в рамках генплана). в данный проект было вовлечено много ученых, чтобы показать, что все так как считает глава мордовии. на самом деле если изучать историю, то она не вяжется с экономической составляющей и коррупционными схемами мордовии. зато дата 1000 летие хорошо вяжется с нацполитикой страны и продвижением русской культуры, что очень выгодно руководству страны. вот на основе таких вещей видимо и был заключен договор - бартер о том, что руководство покрывает растраты связанные со строительством технопарка, а наше мордовское руководство помогает продвижению русской культуры и укреплению дружбы между народами, путем усиления русской значимости во многих образовательных и деловых стандартах, отводя мордовской культуре особую нишу, как объект культурного наследия, которую нужно беречь как музейный экспонат.
Pochash Chupin said:
во-первых, надо провоцировать мордовскую общественность на проведение открытых и свободных дискусий по поводу ЕМЯ, можно начать делать это в интернете. нужно умело перевести с разговором об учебнике для единого языка в необходимость углубления существующих методических разработок по обоим языкам или поднять вопрос о необходимости издания новых учебников по М. и Э. языкам в новом, более современном формате.
нужно пользоваться чиновниками и их грандиозными планами и переводить их в собственные планы, и главное - опережать их всегда на шаг.
но главное не отказываться от диалога с властями и не обвинять их во всех смертных грехах, в противном случае они не вступят в коммуникацию
Njimshur said:что будет, если в школы вместо учебников по мокша и эрзя придут учебники "емя" ? ответ очевиден. В идее несопротивления финансированию "емя" есть стратегическая ошибка
Сергей, извините, но это полная ерунда. как это так никто не знают точно язык мокшан и эрзян?
основная проблема всегда была в том, что никто до сих пор не знает точного языка мокшан или эрзян. это во многом связано со смешением культур тех и других между собой, с русскими и татарами, итогом которого стало, то что со временем, язык трасформировался, и нет той базовой изначально созданной языковой платформы. поэтому все пособия постоянно модернизировались из года в год, от эпохи к эпохе, впитывая, то одно, то другое.
Я уверяю Вас, что носители эрзянского и мокшанского точно знают где какой, Вам чётко ответят лингвисты, и вообще - каким бы ни было влияние соседей - татар, русских - каркас языка и его собственный профиль видны отчетливо, четко отличимы друг от друга.
проблема в том, что в Мордовии время течёт очень медленно (там, по-моему, еще 80-е годы идут) и людей с самостоятельным видением, учатсвующих в публичной политике или общественной деятельности, очень немного
"основная проблема всегда была в том, что никто до сих пор не знает точного языка мокшан или эрзян."
меня пугает эта фраза тем, что она может оказать правдивой в будущем, когда владеющих качественным эрзянским и мокшанским не останется, а учебники мокшанского и эрзянского уйдут в последний путь с применением модной политики утаивания одной инфы и тиражирования другой.
"что в Мордовии время течёт очень медленно"
Обычно всё что там течёт - это типичный отмаз. Почитайте газету "ИзМор")))
"развитие идет"
Что касается народов эрзя и мокша - нет развития, только деградация. А вбухивать деньги в "мордву", это то-же самое что сейчас впихивать дениги скажем в мерю или мурому или буртасов каких нибудь....- да и то тут наверное прогресс будет значительнее. У нас в стране верят там во всякие НЛО и ети...
© 2023 Created by Ortem.
При поддержке