Uralistica

Вот так однозначно нельзя утверждать, что причиной такой неприязни этих наций стала территориальная междоусобица.Конечно,миграция татар, связанная с захватническими целями собственно и не могла привести к положительному отношению к этой нации, но по прошествии стольких лет и даже веков существования я могу смело утверждать о существовании таких фактов и по сей день. Двадцать лет тому назад Мордовская Советская Социалистическая республика - основной двигатель сельского хозяйства страны - представляла собой необъятные мордовские поля, засеянные пшеницей, рожью и овсом, пастбища, с миллионными стадами крупного рогатого скота, дающего цистерны молока, из которого делали уникальнейший по своим вкусовым качествам мордовский сыр. (Который, между прочим, в свое время получил призовое место на международной выставке продуктов питания). Молочный Ичалковский масло-сырный завод, с приобретенным финским оборудованием представлял из себя махину, в которой молодая пролетарская молодежь трудилась и развивалась, на благо родины. По национальному составу туда входили: узбеки, башкиры, русские, украинцы, белорусы, местное население – мордва, эрзя, мокша и татары и. т.п. Люди с различными целями, национальностями, вероисповеданием, уровнем культуры, образованием и т.п., приехавшие за сотню тысяч километров, из самых разных точек необъятного союза строили там дома, заводили семьи, устанавливали свой быт. Вот так просто и достаточно банально молодой мордвин, мокшанской крови познакомился с татаркой казанского происхождения на этом самом масло-сырном заводе. Свадьбу конечно же решили справлять в мордовском селе, по месту проживания жениха, однако неоднозначно встал вопрос о вероисповедании невесты. Семья жениха, скорбя сердцем, все-таки согласилась на столь неравный брак, с одним условием, чтобы невеста приняла христианство.
Мордовская свадьба – это самый интересное и уникальное по своему национальному, традиционному масштабу торжество. На свадьбу приглашаются все жители деревни (соседи, дальние родственники, просто жители). Огромный стол, множество гостей, кстати, здесь необходимо сделать отступление.
Говоря о мордовской свадьбе, необходимо уточнить в каком именно селении она происходит.Ее уникальность состоит в том, что именно пышные, здоровые, красивые мордовки (эрзянки и мокшанки) излучая всю свою энергию, веселятся, отдаваясь празднику, что называется в полную силу. И когда наступает время доения коров или возникает необходимость в выполнении других хозяйственных нужд, только мужчины, оставляя веселящихся жен и невест выполняют функцию хозяйственника. Конечно, это будет смотреться несколько необычно и интересно, может быть, даже забавно, но это действительно так. Вообще весь вечер мужчины – эрзя фактически не пьют и ведут себя достаточно тихо в отличие от их жен. Совсем другое дело свадьба в мокшанском селении, здесь все наоборот. Это уникально, как два родственных по составу и происхождении этноса имеют столь отличные традиции и национальную культуру. Свадьба продолжается примерно неделю, часть гостей сменяется другой и так на протяжении всего празднества. (Очень трудно приходилось тем гостям (!), которые были незнакомы с традициями мордвы, так как жители деревни успевали и выспаться и сделать все свои хозяйственные дела и выпить за счастье новобрачных, при этом коря приезжих гостей в “пассивности”).
Множество традиционных свадебных обрядов, отличающихся таким большим разнообразием и пышностью, что их перечисление заняло бы уйму времени.
Так вот, возвращаясь к начатому рассказу, на мордовско-татарскую свадьбу съехалось множество гостей (часть родственников невесты так и не приехали на свадьбу, отказавшись из-за национальных предубеждений принять союз дочери с мужчиной мордовской национальности), на некоторое время улеглись разногласия, и молодая чета, венчаясь узаконила свой союз (на венчании присутствовали и родственники невесты).
Этой истории почти двадцать лет, ровно двадцать лет назад это считалось немыслимым, союз между мордвой и татарами. Если провести опрос среди татарского населения о самой “нелюбимой” их нации, то будьте уверены в том, что это будет мордва.
Но это не конец истории, и по сей день, матери запрещают своим дочерям встречаться с мордвинами. Старые аби (бабушки) с укором говорят о семьях, где появляются дети мордвы.
Почему же столь категоричное отношение к своим “соседям”. Татары, в свою очередь надо отметить испытывают к мордве аналогичные чувства.
Другой случай.Однажды поженившись мордвин и татарка переехали жить в татарский аул, это было условие семьи невесты. Жили они достаточно хорошо, конечно сначала жениха воспринимали как и следовало ожидать(!), однако вскоре редко вспоминали его “позорное” происхождение. Прожили они достаточно долго, у них появились дети, мальчик и девочка, но однажды по причине, которую я не в силах вспомнить, да это и неважно, мужчина скончался.
На похоронах, по татарским обычаям, должен присутствовать и стар и млад. Вся деревня собирается в доме или около дома, приносят каждый сколько может денег, какие-то угощения и полотенца (для обертывания голов мужчин, которые должны отвезти тело на кладбище). Деньги собираются, какая-то часть оставляется семье, другая отдается детям и присутсвующим на похоронах равными долями по кругу. Затем в отдельной комнате происходит омовение тела (специальным раствором, омовение проделывают старые аби, при этом произнося молитвы), мулла(священник) читает молитвы и родственники прощаются с умершим. Далее тело заворачивают в покрывало и везут на кладбище. Процессия самая, что не на есть уникальная. Этот день, день смерти, с одной стороны считается “черным” для родственников умершего и “праздником” (условно, конечно!) для детей.
Так вот этого мордвина хоронили по мусульманским традициям, конечно на похоронах присутствовали его мордовские родственники (я помню, они держались как-то обособленно), но факт оставался фактом. И мне припоминается как старые татарки скорбно и, причитаючи, обсуждали между собой скоропостижную смерть: “Он был хороший человек….! Хоть и мордвин!”.
Эта история очень показательна и раскрывает особые черты татарской нации. Вообще татары сами по себе скрытный народ, очень строго они относятся к чужакам, редко и очень редко посторонний человек воспринимается как “свой”, такими правами пользуются исключительно родственники или близкие соседи. Мордва по этому показателю более демократична, но тоже имеет свойство к настороженности особенно, если это касается татар.
А вообще мордвины и мордовки - это простодушный, гостеприимный народ, обладает живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения, но им часто не достает решительности в действиях и поступках.
Образ жизни у этих двух этносов весьма похож. Вот скажем, заходя в татарскую избу, вы обратите внимание на огромное количество ковров, самых разных покрывал и одеял, увешанных по комнате, половички, паласы, хранящие историю многих поколений. Комната в чистоте и прохладе, заставлена всевозможными предметами домашнего интерьера (вазочки, сухие цветочки, изображения Бога и т.п.). В общем-то также выглядит убранство и у мордвы. Множество ярких красок: красные, коричневые, зеленые цвета и т.д. Вообще и те, и другие предпочитают как в одежде так и в обиходе ярчайшие тона и оттенки, возможно, это подчеркивает индивидуальность как наций.
Таким образом, можно сделать вывод об определенной общности и своеобразии уклада этих этносов, скажем, большое внимание уделяется семье. Крепкая большая семья – это посильная помощь в хозяйстве, это подмога старшим, продолжение семьи, рода, фамилии – это будущее нации. Во – вторых, это национальное достоинство и чтение традиций. В-третьих, этнические стереотипы, т.е. констатацию особенностей чужой этнической группы, отношение к этим особенностям, предполагающее их оценку, формирование определенного типа поведения по отношению к данной этнической группе.

Просмотров: 6927

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Нации "мордва" нет. Есть народы мокша и эрзя объединенные одним этнонимом.
Да, есть те кто считают себя мордвой, но это те кто либо не знает мокша или эрзя он, либо не старается этого понять. Поэтому и записываются "мордвой", считая, что некий дядя Вася и мокша, и эрзя в одном пакете. Национальность определяется по отцу. И вот представьте картину: отец дяди Васи мокшо-эрзянин, либо наоборот.
Как вам такое?

Из Мордовии сделали таки хлебосольный край сравнимый, что с Кубанью)

Достаточно живо описали свадебный и похоронный обряды в современном контексте. Это показатель, что еще не все традиции до конца ассемелировались.
Тут даже видна и прагматичная сторона, это то что историческая этническая неприязнь, все же была в итоге немного сглажена.
О сути неприязней. Исподволь веков мокша и эрзя, как русские и татары конфликтовали между собой, так и наоборот. Вели войны, оборонялись, нападали, подставляли друг друга.
С древних времен эрзяне заселяли окско-сурско-волжскую территорию, а мокшане, заселяли примыкающие земли южнее. Да было достаточно много общего, но и много разного, что-то перенималось одними, а затем другими. Культуры частично смешивались. Но повальной ассимеляции не было. За понятие можно взять общинность, когда свои, на своей земле и со своими традициями. Поэтому чужой человек из другой общины был неприязнен.
Если еще наложить и временные рамки, то в эти взаимоотношения вступают русские, гнобившие веками эрзян и выдавливавшие их с со своих земель, да и татары терроризирующие своими набегами мокшан. Мокша и эрзя, годами испытывали давление друг на друга от этого. Зона их расселения от этого уменьшалась, компоновалась, а народы вынуждены были заселять территории друг друга. И это при неприязни мокша к эрзя, и наоборот. Понятное дело, что эрзяне недовольны были, что мокшане гонимые татарами бежали на их земли и влияли на их общинность.
Тогда и родилась эпоха "подстав", укрепившая большую неприязненность мокшан и татар, эрзян и русских. Мокшане ради спасения от татар заключили мир с русскими и помогали в набегах на эрзян. Соответственно эрзяне вели себя также, заключив договор с татарами, ибо мокшане и русские им мешали жить своей общиной и создавать свою государственность на тот временной момент.

Клюква какая-то.

Kavtaj, в чьих словах клюква?

В словах Валеры. 

Карташов Сергей сказал(а):

Kavtaj, в чьих словах клюква?

Было бы с кем враждовать.

Вас русские добьют скоро, а у нас с русскими отдельный междусобойчик, не будем вас вмешивать))))
Тем более достаточное количество мокшан и эрзян стало татарами (впрочем и русских тоже)))))

И ответы тоже доставляют)))
"Мокшане ради спасения от татар заключили мир с русскими".
Ради восстановления своего прежнего влияния подставили весь свой народ несколько раз.
Но русские, особенно московиты, больше с татарами мир заключали и в конце концов с татарской же помощью все и оприходовали.
Основное же отличие мокшан, эрзян, мари и прочих - от татар, угров и русских - это больше традиционные разросшиеся однородные общины. Все индивиды равны, функции одинаковы. Никакой дифференциации. Иерархия минимальна. А татары, русские, угры и т.д - это МНОГОСОСТАВНЫЕ СООБЩЕСТВА. С какой частью этих сообществ конфликт то был? На бытовом уровне мог и не быть, а если племенная знать мокшан или эрзян какие-то амбиции имела и тем самым подставляла В СИЛУ УСТРОЙСТВА СВОЕГО СООБЩЕСТВА ВЕСЬ СВОЙ НАРОД в условиях, когда вступая в какой-нибудь конфликт татары, русские и прочие - ПОЛНОСТЬЮ НЕ ПОДСТАВЛЯЛИСЬ НИКОГДА (те же татары - это и степные народы, и городское население и знать родовая и знать племенная и мусульманское духовенство и торговцы и сельские мусульманские общины и недавно "обасурманившиеся" общины других народов - в том числе из чувашей, мари, удмуртов и т.д.) - ну так кто ж тому виноват?

"Конечно,миграция татар, связанная с захватническими целями собственно и не могла привести к положительному отношению к этой нации"
"Татары" - это больше ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ, а не РОДОПЛЕМЕННАЯ КАК У ВАС СЕЙЧАС.
Если разные группы ТЯГОТЕЮТ К ЭТОМУ "ПОЛИТПРОЕКТУ", то противостояние на уровне "родоплеменного строя" против проекта невозможно. СНАЧАЛА ОПРЕДЕЛИТЕСЬ СО СВОИМ ОБЩЕУГРОФИННСКИМ ПОЛИТПРОЕКТОМ, А ПОТОМ МОЖЕТЕ РАССУЖДАТЬ О "ПРОТИВОСТОЯНИИ", КОТОРОЕ БУДЕТ ЗАКЛЮЧАТСЯ В РАЗГРАНИЧЕНИИ ЗОН ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПОЛИТПРОЕКТОВ.
А пока вы "рода" и "племена" - то О КАКОМ ЗАХВАТЕ И У КОГО МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ? Вот ПРОСТЫЕ русские сейчас спустились окончательно до "русскости", ПОНИМАЯ ПОД НЕЙ РОДОВОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ.
И сразу же начали говорить про "засилье иммигрантов"! Потому что для ПЛЕМЕННОГО, РОДОВОГО СТРОЯ ЛЮБОЙ ЧУЖАК = ЭТО "ЗАХВАТЧИК". А для политически обоснованного проекта, даже национального - это неопределенный контрагент, а разные "родоплеменные сообщества" для таких политических сложносоставных общностей - вообще пустое место, потому что НЕТ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЭТИМИ ОБЩНОСТЯМИ РАЗНОГО УРОВНЯ! Максимум когда может быть взаимодействие - когда в ходе вынужденного взаимодействия из среды родоплеменного общества ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЗНАТЬ. НО ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО.



Таким образом - никто вам тут не виноват - что у вас - как я предполагаю - именно в силу БОЛЬШОЙ ВОЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ДОИСТОРИЧЕСКУЮ ЭПОХУ! - сохранились пережитки общинного строя и племенное деление вполне родственных народов. У татар то же самое в случае со "степной составляющей" - ногаи, каракалпаки, сибирские татары и т.п., прочие родственные народы с богатыми военными традициями - они не поддаются "татаризации" и включению в татарскую нацию, хотя малочисленны, полностью культурно идентичны -НО ИМЕЮТ РОДОВОЕ И ПЛЕМЕННОЕ УСТРОЙСТВО СВОИХ ОБЩНОСТЕЙ. А вот сильно отличающиеся культурно и по происхождению "мишары" различных видов и расцветок - это основа современных татар.
Но вы ведь должны понимать, что чтобы не повторять судьбу ногаев и каракалпаков вам надо как-то вместе интегрироваться в единый финно-угорский ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ! Который поможет и СБАЛАНСИРОВАТЬ взаимоотношения РАЗЛИЧНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ! И кроме этого - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПОТРЕБУЕТ СОЗДАНИЯ НОВЫХ "СЛОЕВ", КОТОРЫЕ ПЕРЕХВАТЯТ ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ ОТ "ПЛЕМЕН" И "РОДОВ" И ОРГАНИЗУЮТ ОБЩЕФИННСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Для татар такими новыми слоями в свое время стали ТОРГОВЦЫ, РОДОВАЯ (не племенная! ЗНАТЬ), мусульманские ученые. 

Валера вряд ли хотел злонамерено кого-то с кем-то посорить. 

Вы правы,темы выкладываются здесь чтобы их обсуждать и разбираться,высказывать своё мнение(может ошибочное,но своё),спорить,а не ругаться!

Kavtaj сказал(а):

Валера вряд ли хотел злонамерено кого-то с кем-то посорить. 

В данном случае это неуместный контент.

Валерий Дунайкин сказал(а):

Вы правы,темы выкладываются здесь чтобы их обсуждать и разбираться,высказывать своё мнение(может ошибочное,но своё),спорить,а не ругаться!

Kavtaj сказал(а):

Валера вряд ли хотел злонамерено кого-то с кем-то посорить. 

Это Ваше мнение....

Kavtaj сказал(а):

В данном случае это неуместный контент.

Валерий Дунайкин сказал(а):

Вы правы,темы выкладываются здесь чтобы их обсуждать и разбираться,высказывать своё мнение(может ошибочное,но своё),спорить,а не ругаться!

Kavtaj сказал(а):

Валера вряд ли хотел злонамерено кого-то с кем-то посорить. 

Приблизительно понял о чём вы. Прошу уточнить что начальный пост топика я считаю скорее провокативным и манипулятивным, чем информационным. Вон, ТС, даже разместил картинки из спецлитературы МВД и зачем-то начал тред про ИЕ. 
Albert Agzam сказал(а):

Было бы с кем враждовать.

Вас русские добьют скоро, а у нас с русскими отдельный междусобойчик, не будем вас вмешивать))))
Тем более достаточное количество мокшан и эрзян стало татарами (впрочем и русских тоже)))))

И ответы тоже доставляют)))
"Мокшане ради спасения от татар заключили мир с русскими".
Ради восстановления своего прежнего влияния подставили весь свой народ несколько раз.
Но русские, особенно московиты, больше с татарами мир заключали и в конце концов с татарской же помощью все и оприходовали.
Основное же отличие мокшан, эрзян, мари и прочих - от татар, угров и русских - это больше традиционные разросшиеся однородные общины. Все индивиды равны, функции одинаковы. Никакой дифференциации. Иерархия минимальна. А татары, русские, угры и т.д - это МНОГОСОСТАВНЫЕ СООБЩЕСТВА. С какой частью этих сообществ конфликт то был? На бытовом уровне мог и не быть, а если племенная знать мокшан или эрзян какие-то амбиции имела и тем самым подставляла В СИЛУ УСТРОЙСТВА СВОЕГО СООБЩЕСТВА ВЕСЬ СВОЙ НАРОД в условиях, когда вступая в какой-нибудь конфликт татары, русские и прочие - ПОЛНОСТЬЮ НЕ ПОДСТАВЛЯЛИСЬ НИКОГДА (те же татары - это и степные народы, и городское население и знать родовая и знать племенная и мусульманское духовенство и торговцы и сельские мусульманские общины и недавно "обасурманившиеся" общины других народов - в том числе из чувашей, мари, удмуртов и т.д.) - ну так кто ж тому виноват?

"Конечно,миграция татар, связанная с захватническими целями собственно и не могла привести к положительному отношению к этой нации"
"Татары" - это больше ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ, а не РОДОПЛЕМЕННАЯ КАК У ВАС СЕЙЧАС.
Если разные группы ТЯГОТЕЮТ К ЭТОМУ "ПОЛИТПРОЕКТУ", то противостояние на уровне "родоплеменного строя" против проекта невозможно. СНАЧАЛА ОПРЕДЕЛИТЕСЬ СО СВОИМ ОБЩЕУГРОФИННСКИМ ПОЛИТПРОЕКТОМ, А ПОТОМ МОЖЕТЕ РАССУЖДАТЬ О "ПРОТИВОСТОЯНИИ", КОТОРОЕ БУДЕТ ЗАКЛЮЧАТСЯ В РАЗГРАНИЧЕНИИ ЗОН ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПОЛИТПРОЕКТОВ.
А пока вы "рода" и "племена" - то О КАКОМ ЗАХВАТЕ И У КОГО МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ? Вот ПРОСТЫЕ русские сейчас спустились окончательно до "русскости", ПОНИМАЯ ПОД НЕЙ РОДОВОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ.
И сразу же начали говорить про "засилье иммигрантов"! Потому что для ПЛЕМЕННОГО, РОДОВОГО СТРОЯ ЛЮБОЙ ЧУЖАК = ЭТО "ЗАХВАТЧИК". А для политически обоснованного проекта, даже национального - это неопределенный контрагент, а разные "родоплеменные сообщества" для таких политических сложносоставных общностей - вообще пустое место, потому что НЕТ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЭТИМИ ОБЩНОСТЯМИ РАЗНОГО УРОВНЯ! Максимум когда может быть взаимодействие - когда в ходе вынужденного взаимодействия из среды родоплеменного общества ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЗНАТЬ. НО ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО.



Ответить на обсуждение

RSS

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования