Uralistica

 

 

Почему сразу не 1500-летие?

"В этом году отмечается 1000-летие единения мордовского народа с народами России. Интересно, какие исторические сведения говорят об этом событии? спрашивал В.Смирнов из Москвы.

Газета "АиФ" дала следующий ответ.

ОСНОВАНИЕМ для даты 1000-летия единения мордвы с Русью послужили письменные и археологические данные о включении мордовских племен в орбиту влияния Руси в X веке. Именно в этот период походы князя Святослава (964-966 гг.) привели к освобождению мордовских земель из-под хазарского владычества и изменили геополитическую обстановку в Восточной Европе. По мнению директора Института российской истории РАН А. Н. Сахарова, проходя через данную территорию, Святослав организовал управление в регионе на основе договора с местным населением.

Об изменении ситуации свидетельствуют и многочисленные археологические материалы. Из мордовского Кельгининского могильника происходят металлические подвески с княжеским знаком Вышеслава Владимировича (старшего сына Владимира Святославича). Подобные подвески выдавались должностным лицам, действовавшим от имени тех князей, чьи знаки изображались на подвесках. Их находка свидетельствует о присутствии представителей русской княжеской администрации на мордовских землях на рубеже X - XI вв.?

Характеризуя эпоху наивысшего расцвета Древнерусского государства (те же X - XI вв.), автор «Повести временных лет» упоминает мордву в числе народов, плативших дань Руси, ему вторит автор «Слова о погибели Русской земли». Причём даётся чёткая хронологическая привязка существования мордовского народа в составе Руси - время княжения Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого и Всеволода Большое Гнездо. (А Москвы и не было —Д.Т.).

Всё это в совокупности и позволило научной общественности Мордовии выступить с инициативой празднована 1000-летнего юбилея. Учёные Института российской истории РАН поддержали предложенную аргументацию, что позволило перейти уже к реальным действиям по проведению праздника (подчеркнуто мной — Д.Т.).

«Аргументы и факты» № 30, 2006 г.

-------------------------------------------------------------

Я предлагаю мыслящему читателю внимательно прочитать ответ В.Смирнову. Справка дана небрежно, мимоходом и без подписи, ибо автору стало стыдно за дикий бред. Или это «исторический» коллективный труд?

Попробуем спокойно разобраться вместе, читатель. И вот что мы узнаем… Оказывается, разрыт (в каком году?) мордовский Кельгининский могильник. В каком районе он находится и кто там погребен – сие не столь важно.

Понятно, что если могильник «мордовский», то в него уложат кого хочешь. Кто навечно уложил «представителей русской княжеской администрации» (хорошо ещё, что не департамента) в братскую могилу, тоже не так уж важно. Важно то, что княжеский знак обнаружен вовремя и в аккурат к означенному 1000-летию…

Вернемся к началу сказания. Русь тогда называлась Киевской, Москвы просто не было – там жили меряне и о какой «орбите влияния» на лесных жителей эрзян идет речь? А вот под хазарское владычество подпадала лишь незначительная часть южных мокшан в лесостепной зоне. И не по этой ли причине большинство мокшан стали черноволосыми и кареглазыми? Вот они из-под хазарского «огня» и попали в русское «полымя». Русские князья вели бесконечные междоусобные войны. Результатом одной из схваток могло и явиться Кельгинское захоронение.

Всякий грамотный человек знает, что слово «договор» означает добровольное соглашение сторон. Понятно, что документа такого в природе не было и утверждение анонимного автора о том, что Святослав «организовал управление в регионе (!) на основе договора с местным населением», является примитивной выдумкой.

Далее упоминается «мордва», платившая дань Руси. Но это разве признак «1000-летия вхождения мордвы в Русь»?! «Завоевания» - куда еще ни шло, но только не «вхождения». Сегодня платили, а завтра сборщику дани башку отрубили «на основе договора»… В 1006 году произошло «братание», а 100 лет спустя эрзяне наголово разбили войско своих «братанов». Как это понимать? Вот вам ещё вариант уложения в могилу власти с бляхой. И из-за презрения к захватчику не сняли с его груди княжеский знак.

А если это просто хазары устроили засаду и грохнули княжеского посланника, захватив его добычу? Предлагаю читателю самому покумекать над другими вариантами. Их наберется достаточно.

За последние 15 лет в России вышло столько учебников по истории от разных авторов, что позволило им после крушения СССР вольно трактовать свою историю в угоду новым хозяевам российских банков, недр, промышленности и других ресурсов.

Я сам преподавал историю в советское время в средней школе и когда несколько лет спустя заглянул в учебник истории России, то был буквально в шоке от псевдоисторических измышлений. Лишь однажды испытал истинную радость, прочитав в учебнике для 9 класса ровно две строчки о великой дочери эрзянского народа Алёне Арзамаской и о стране эрзян во главе с Пургазом. Мокшанские земли Пуреша вообще никак не названы, как не названы и сами народы своими именами…

И вот на фоне обилия псевдоисторических измышлений и неразберихи «научная общественность» (доморощенная профессура) Мордовии выступила с инициативой празднования 1000-летия юбилея(!)». Я не буду цитировать «предложенную аргументацию». Полный текст анонимной «аргументации» перед твоими глазами, вдумчивый читатель. Должен предупредить, что интерпретация «открытий» мордовских и российских историков может вредно отразиться на психике здравомыслящего человека.

Возникает вечный вопрос: а что дальше? А если вдруг обнаружатся злополучные «подвески» в чувашских, марийских, татарских и т.д. могильниках? Ведь вряд ли их научная общественность выступит с инициативой подобного празднования. Ведь все коренные народы в какой-то степени знают свою историю и не у всех найдутся продажные историки... В Мордовии же 20 лет назад помпезно отметили мокшинское «500-летие добровольного вхождения мордвы в Русь». И вот она снова гулять хочет, испросив на это благословение Кремля.

Собственные выводы пусть сделает сам читатель по карте, приводимой в качестве моих аргументов. Карта взята из учебника истории, одним из авторов которого и является А.Н.Сахаров. Карта дает возможность четко уяснить – кто в кого «добровольно» входил? Вот «добровольное вхождение» варягов и печенегов в Русь все называют набегами… А походы русских князей в Эрзянь Мастор превратились в «добровольное вхождение мордвы…» И выходит, что липовое «500-летие…» сменилось всего через 20 лет (!) совсем дубовым «1000-летием». Ребус и только. Как могли войти повторно, не выходя из «1000-летия»?

Обрати внимание, читатель, на то, что сколько народов платили дань Руси, но никто ведь не заикается о праздновании «1000-летия». Только для «мордвы» чужеземная дань, хомут на шее стали причиной праздника через 1000 лет.

Тут стыдиться надо было, а не петь и плясать под чужую дудку…

Дригань Толай,

Самара ёнкс

Просмотров: 2425

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

можно обозвать, 1000 летие порабощения

Шабаш Великой Лжи. Обратная сторона "1000-летия..."

Газета "Эрзянь Мастор" от 15.09.2011г.:

 

1000-ЛЕТИЕ БЕЗ МАСКИ !

1000-ЛЕТИЕ БЕЗ МАСКИ !

31 августа 2011 года. 104-й детский садик г. Саранска. В нём воспитывается 250 детей разных возрастных групп и разных национальностей. Заведующая Кисилева Раиса Александровна. Язык воспитания исключительно русский. В учреждении в группе из 16 человек ведется эрзянский язык. Занятия проводятся два раза в неделю по 20-30 минут.

Не показуха ли бесстыжая это? Охвачено «занятиями»…. шесть процентов детей, которым забавы ради отдают 40-50 минут в неделю, т.е. 6 минут в день.

Нет, это не занятия! Это издевательство над Эрзя языком, над Эрзя народом, над его историей и культурой.

ЭМ 15.09.11

Где найти эрзяно-русский словарь?

Этим летом в Саранске посетил несколько книжных магазинов, но там словарь я не нашел. Может быть в Тамбове проще найти эрзяно-русский словарь? Это к тому, о чём я писал ранее о Саранске – столице неизвестно какой республики, о городе, где эрзяне в меньшинстве и заблокированы в резервации под названием Мордовия. Писал о «столице», где каждого, кто высунется из-за колючей проволоки, бьют по рукам, а то и по голове. При этом приговаривают: «Не высовываться, не высовываться!»

***

Ёгань Минька, Красноярск
почему не верите и почему считаете это показухой? может приедите проверите через месяц, когда эта новоть забудется ради интереса? если к примеру приедите, проверите и убедитесь, что на дела, так, как в новости, что тогда скажете?

Erush Vezhai said:

Шабаш Великой Лжи. Обратная сторона "1000-летия..."

Газета "Эрзянь Мастор" от 15.09.2011г.:

 

1000-ЛЕТИЕ БЕЗ МАСКИ !

1000-ЛЕТИЕ БЕЗ МАСКИ !

31 августа 2011 года. 104-й детский садик г. Саранска. В нём воспитывается 250 детей разных возрастных групп и разных национальностей. Заведующая Кисилева Раиса Александровна. Язык воспитания исключительно русский. В учреждении в группе из 16 человек ведется эрзянский язык. Занятия проводятся два раза в неделю по 20-30 минут.

Не показуха ли бесстыжая это? Охвачено «занятиями»…. шесть процентов детей, которым забавы ради отдают 40-50 минут в неделю, т.е. 6 минут в день.

Нет, это не занятия! Это издевательство над Эрзя языком, над Эрзя народом, над его историей и культурой.

дело в том, что словарь уже давно не переиздавался. мало того, если сравнивать его с мокшанским, то он гораздо в лучшем положении находится, т.к. на мокшанском почти ничего не издается в отличие от эрзянского.

Erush Vezhai said:
ЭМ 15.09.11

Где найти эрзяно-русский словарь?

Этим летом в Саранске посетил несколько книжных магазинов, но там словарь я не нашел. Может быть в Тамбове проще найти эрзяно-русский словарь? Это к тому, о чём я писал ранее о Саранске – столице неизвестно какой республики, о городе, где эрзяне в меньшинстве и заблокированы в резервации под названием Мордовия. Писал о «столице», где каждого, кто высунется из-за колючей проволоки, бьют по рукам, а то и по голове. При этом приговаривают: «Не высовываться, не высовываться!»

***

Ёгань Минька, Красноярск

Карташову Сергею:

Спасибо за отклики, Сергей!

Предлагаю Вам адресовать Ваши вопросы авторам этих заметок, размещенных в номере "ЭМ" от 15.09.11. Это можно сделать:

- в гостевой "ЭМ" в Интернете, или позвонив по телефону в редакцию: 8 834 2 24 28 65.

- так как Вы живёте в Саранске, Вы можете зайти в редакцию и задать (передать) свои вопросы непосредственно.

 

Кстати, как Вы сами думаете, почему не издаются словари, пособия и литература на эрзянском?

Карташов Сергей пишет:

"на мокшанском почти ничего не издается"

Правильно я понимаю, что Вы приводите это в качестве аргумента по поводу обеспокоенности эрзян в связи с отсутствием изданий эрзянского словаря?

Сергей, нас это не радует и нисколько не успокаивает по поводу мизерных изданий на эрзянском.

Те тон мезде истя, ялгай? (ложь и пропаганда) А чарькодеви...

Numulunj pilgae said:

ложь и пропаганда

 

Тот, кто владеет настоящим, владеет прошлым (Джордж Оруэлл, "1984")


Вечкевикс ялгат, Эрюш, мон кортан 1000 иень иладо. Мон арьсян тя аньсяк пропагандась.
Сюконян теть, мокшонь аля, арсеманок тень корява вейкетть.

Numulunj pilgae said:
Вечкевикс ялгат, Эрюш, мон кортан 1000 иень иладо. Мон арьсян тя аньсяк пропагандась.
не выделяют денег на это, либо это дорого для авторов. это мое мнение.

Erush Vezhai said:

Карташову Сергею:

Спасибо за отклики, Сергей!

Предлагаю Вам адресовать Ваши вопросы авторам этих заметок, размещенных в номере "ЭМ" от 15.09.11. Это можно сделать:

- в гостевой "ЭМ" в Интернете, или позвонив по телефону в редакцию: 8 834 2 24 28 65.

- так как Вы живёте в Саранске, Вы можете зайти в редакцию и задать (передать) свои вопросы непосредственно.

 

Кстати, как Вы сами думаете, почему не издаются словари, пособия и литература на эрзянском?

речь шла относительно словарей. те что издаются, по словам покупателей, учителей и родителей не соответствуют действительности, многие слова не внесены, либо написаны не правильно. исходя из этого следует вывод, что положение мокшанских словарей хуже, чем эрзянского, хоть и одного, но более полного. эрзянский надо переиздавать, а мокшанский пополнять и печатать.

относительно художественной литературы. на эрзянском в "мастораве" она присутствует, на мокшанском, так и не нашел ни одной.

Erush Vezhai said:

Карташов Сергей пишет:

"на мокшанском почти ничего не издается"

Правильно я понимаю, что Вы приводите это в качестве аргумента по поводу обеспокоенности эрзян в связи с отсутствием изданий эрзянского словаря?

Сергей, нас это не радует и нисколько не успокаивает по поводу мизерных изданий на эрзянском.

Ответить на обсуждение

RSS

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования