Uralistica

 

 

Почему сразу не 1500-летие?

"В этом году отмечается 1000-летие единения мордовского народа с народами России. Интересно, какие исторические сведения говорят об этом событии? спрашивал В.Смирнов из Москвы.

Газета "АиФ" дала следующий ответ.

ОСНОВАНИЕМ для даты 1000-летия единения мордвы с Русью послужили письменные и археологические данные о включении мордовских племен в орбиту влияния Руси в X веке. Именно в этот период походы князя Святослава (964-966 гг.) привели к освобождению мордовских земель из-под хазарского владычества и изменили геополитическую обстановку в Восточной Европе. По мнению директора Института российской истории РАН А. Н. Сахарова, проходя через данную территорию, Святослав организовал управление в регионе на основе договора с местным населением.

Об изменении ситуации свидетельствуют и многочисленные археологические материалы. Из мордовского Кельгининского могильника происходят металлические подвески с княжеским знаком Вышеслава Владимировича (старшего сына Владимира Святославича). Подобные подвески выдавались должностным лицам, действовавшим от имени тех князей, чьи знаки изображались на подвесках. Их находка свидетельствует о присутствии представителей русской княжеской администрации на мордовских землях на рубеже X - XI вв.?

Характеризуя эпоху наивысшего расцвета Древнерусского государства (те же X - XI вв.), автор «Повести временных лет» упоминает мордву в числе народов, плативших дань Руси, ему вторит автор «Слова о погибели Русской земли». Причём даётся чёткая хронологическая привязка существования мордовского народа в составе Руси - время княжения Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого и Всеволода Большое Гнездо. (А Москвы и не было —Д.Т.).

Всё это в совокупности и позволило научной общественности Мордовии выступить с инициативой празднована 1000-летнего юбилея. Учёные Института российской истории РАН поддержали предложенную аргументацию, что позволило перейти уже к реальным действиям по проведению праздника (подчеркнуто мной — Д.Т.).

«Аргументы и факты» № 30, 2006 г.

-------------------------------------------------------------

Я предлагаю мыслящему читателю внимательно прочитать ответ В.Смирнову. Справка дана небрежно, мимоходом и без подписи, ибо автору стало стыдно за дикий бред. Или это «исторический» коллективный труд?

Попробуем спокойно разобраться вместе, читатель. И вот что мы узнаем… Оказывается, разрыт (в каком году?) мордовский Кельгининский могильник. В каком районе он находится и кто там погребен – сие не столь важно.

Понятно, что если могильник «мордовский», то в него уложат кого хочешь. Кто навечно уложил «представителей русской княжеской администрации» (хорошо ещё, что не департамента) в братскую могилу, тоже не так уж важно. Важно то, что княжеский знак обнаружен вовремя и в аккурат к означенному 1000-летию…

Вернемся к началу сказания. Русь тогда называлась Киевской, Москвы просто не было – там жили меряне и о какой «орбите влияния» на лесных жителей эрзян идет речь? А вот под хазарское владычество подпадала лишь незначительная часть южных мокшан в лесостепной зоне. И не по этой ли причине большинство мокшан стали черноволосыми и кареглазыми? Вот они из-под хазарского «огня» и попали в русское «полымя». Русские князья вели бесконечные междоусобные войны. Результатом одной из схваток могло и явиться Кельгинское захоронение.

Всякий грамотный человек знает, что слово «договор» означает добровольное соглашение сторон. Понятно, что документа такого в природе не было и утверждение анонимного автора о том, что Святослав «организовал управление в регионе (!) на основе договора с местным населением», является примитивной выдумкой.

Далее упоминается «мордва», платившая дань Руси. Но это разве признак «1000-летия вхождения мордвы в Русь»?! «Завоевания» - куда еще ни шло, но только не «вхождения». Сегодня платили, а завтра сборщику дани башку отрубили «на основе договора»… В 1006 году произошло «братание», а 100 лет спустя эрзяне наголово разбили войско своих «братанов». Как это понимать? Вот вам ещё вариант уложения в могилу власти с бляхой. И из-за презрения к захватчику не сняли с его груди княжеский знак.

А если это просто хазары устроили засаду и грохнули княжеского посланника, захватив его добычу? Предлагаю читателю самому покумекать над другими вариантами. Их наберется достаточно.

За последние 15 лет в России вышло столько учебников по истории от разных авторов, что позволило им после крушения СССР вольно трактовать свою историю в угоду новым хозяевам российских банков, недр, промышленности и других ресурсов.

Я сам преподавал историю в советское время в средней школе и когда несколько лет спустя заглянул в учебник истории России, то был буквально в шоке от псевдоисторических измышлений. Лишь однажды испытал истинную радость, прочитав в учебнике для 9 класса ровно две строчки о великой дочери эрзянского народа Алёне Арзамаской и о стране эрзян во главе с Пургазом. Мокшанские земли Пуреша вообще никак не названы, как не названы и сами народы своими именами…

И вот на фоне обилия псевдоисторических измышлений и неразберихи «научная общественность» (доморощенная профессура) Мордовии выступила с инициативой празднования 1000-летия юбилея(!)». Я не буду цитировать «предложенную аргументацию». Полный текст анонимной «аргументации» перед твоими глазами, вдумчивый читатель. Должен предупредить, что интерпретация «открытий» мордовских и российских историков может вредно отразиться на психике здравомыслящего человека.

Возникает вечный вопрос: а что дальше? А если вдруг обнаружатся злополучные «подвески» в чувашских, марийских, татарских и т.д. могильниках? Ведь вряд ли их научная общественность выступит с инициативой подобного празднования. Ведь все коренные народы в какой-то степени знают свою историю и не у всех найдутся продажные историки... В Мордовии же 20 лет назад помпезно отметили мокшинское «500-летие добровольного вхождения мордвы в Русь». И вот она снова гулять хочет, испросив на это благословение Кремля.

Собственные выводы пусть сделает сам читатель по карте, приводимой в качестве моих аргументов. Карта взята из учебника истории, одним из авторов которого и является А.Н.Сахаров. Карта дает возможность четко уяснить – кто в кого «добровольно» входил? Вот «добровольное вхождение» варягов и печенегов в Русь все называют набегами… А походы русских князей в Эрзянь Мастор превратились в «добровольное вхождение мордвы…» И выходит, что липовое «500-летие…» сменилось всего через 20 лет (!) совсем дубовым «1000-летием». Ребус и только. Как могли войти повторно, не выходя из «1000-летия»?

Обрати внимание, читатель, на то, что сколько народов платили дань Руси, но никто ведь не заикается о праздновании «1000-летия». Только для «мордвы» чужеземная дань, хомут на шее стали причиной праздника через 1000 лет.

Тут стыдиться надо было, а не петь и плясать под чужую дудку…

Дригань Толай,

Самара ёнкс

Просмотров: 2425

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Лашман у всех народов Поволжья значило одно и тоже . И я знаю прекрасно что есть типы готовые всё притянуть за уши к своему народу . Они везде есть .

Эрюш леляй,черемис - это первый анти-эрзя на деревне, с интервалом через каждые два-три месяца у него начинаются выпады, при чём в крайней степени, и начинает оспаривать всех и вся, доказывая, что мы не эрзяне, а "мордва", и что этноним "Эрзя" поддерживает только "кучка эрзян", в лице меня, Сантяя Учеваткина, Нумулунь Пилгая и других. Только таких дилетантов по интернету пруд пруди, одного не учёл, что такую "кучку" составляют кроме нас ещё 57 000 эрзян, желающие называться честным историческим именем, и было бы ещё больше, если бы не политика "мордвинизации", навязывания клички со стороны властей Мордовии.

Erush Vezhai said:

Вот в чём дело. Понятно.

cheremis said:

Ну не нравятся мне люди которые историю под себя перекраивают , либо просто выдумывают свою - как неоязычники-сектанты типо А.Хиневич или учёные-самозванцы типо Чудинов . Я такое сразу в штыки встречаю . Как эрзянина одного создавшего в вконтакте группу (финских народов (без угорских)) в которой названия всех городов Европы из эрзянского выводит - я ему с таким же успехом кучу городов в Африке нашёл с названиями типо финских =) .

Или фамилию Лашманова выводить из лощины (в то время когда у народов Поволжья повсеместно встречались лашманы - государственные крестьяне на заготовке леса для флота) .

Называйся хоть джедаем - твоё право . Но не навязывай своё мнение другим , как единственно верное , другие сами разберутся  с самоидентификацией прекрасно . Я не антиэрзя , я антиАзор - не терплю хамов .

Хамить первым ты начал. Я тебе сотый раз это повторяю. Общался бы нормально, никто бы тебе в ответ хамить не начал. Во-вторых, навязываешь своё мнение и лезешь вообще не в своё дело ты, эрзяне без тебя разберутся, я, как активист, имею право требовать признания нашего народа и право называться историческим этнонимом "Эрзя". Те эрзяне, кто против, а именно желающие именоваться кличкой "мордва", да и вряд ли они уже эрзяне, обойдутся без твоих выпадов и сами скажут мне своё мнение.

cheremis said:

Называйся хоть джедаем - твоё право . Но не навязывай своё мнение другим , как единственно верное , другие сами разберутся  с самоидентификацией прекрасно . Я не антиэрзя , я антиАзор - не терплю хамов .

Я в курсе, Азор. Я не приветствую недоброжелательность, как бы она не проявлялась, это несомненно. А иметь своё мнение - это приветствую. У газеты "ЭМ", её авторов, конечно, есть недостатки. Это мы прекрасно знаем. К ним можно и нужно относиться критически. Но есть критика, а есть не критика. Критика доброжелательная обычно приносит больше пользы. "Штыки" - вряд ли. Но это - моё мнение. Черемис, видимо, имеет свои основания для "штыков". Это его право на открытом форуме. Но и "штыки" должны быть, на мой взгляд, корректными. Недоброжелательность в обсуждении темы у Черемиса, на мой взгляд, есть. И он, вроде бы и не отрицает это. Но это его форма общения в этой теме. Пусть. Спасибо ему за отклик. Ну а лучшим ответом на хамство всегда было - не отвечать на хамство. И всё...

Арсян, тон чарькодемик, вечкевикс Азор.

Не

 

Кувакань Азор said:

Эрюш леляй,черемис - это первый анти-эрзя на деревне, с интервалом через каждые два-три месяца у него начинаются выпады, при чём в крайней степени, и начинает оспаривать всех и вся, доказывая, что мы не эрзяне, а "мордва", и что этноним "Эрзя" поддерживает только "кучка эрзян", в лице меня, Сантяя Учеваткина, Нумулунь Пилгая и других. Только таких дилетантов по интернету пруд пруди, одного не учёл, что такую "кучку" составляют кроме нас ещё 57 000 эрзян, желающие называться честным историческим именем, и было бы ещё больше, если бы не политика "мордвинизации", навязывания клички со стороны властей Мордовии.

Erush Vezhai said:

Вот в чём дело. Понятно.

cheremis said:

Ну не нравятся мне люди которые историю под себя перекраивают , либо просто выдумывают свою - как неоязычники-сектанты типо А.Хиневич или учёные-самозванцы типо Чудинов . Я такое сразу в штыки встречаю . Как эрзянина одного создавшего в вконтакте группу (финских народов (без угорских)) в которой названия всех городов Европы из эрзянского выводит - я ему с таким же успехом кучу городов в Африке нашёл с названиями типо финских =) .

Или фамилию Лашманова выводить из лощины (в то время когда у народов Поволжья повсеместно встречались лашманы - государственные крестьяне на заготовке леса для флота) .

Нама, весе виде. Мон сёрмадынь ламо берянь валт сонензэ, а те а эряви теемс. А вечкевсь, те аволь сонзэ тевензэ, кода лемемс эрзя раськенень, се тевенть туртов улить эрзят, мордват. А сон ули маринь раськезэ, кадык сынст тонавтни, кода седе виде лемемс, эрямс. Ялатеке, а эряви сёвномкат теемс, минь аволь базарсо аштетяно.


Erush Vezhai said:

Я в курсе, Азор. Я не приветствую недоброжелательность, как бы она не проявлялась, это несомненно. А иметь своё мнение - это приветствую. У газеты "ЭМ", её авторов, конечно, есть недостатки. Это мы прекрасно знаем. К ним можно и нужно относиться критически. Но есть критика, а есть не критика. Критика доброжелательная обычно приносит больше пользы. "Штыки" - вряд ли. Но это - моё мнение. Черемис, видимо, имеет свои основания для "штыков". Это его право на открытом форуме. Но и "штыки" должны быть, на мой взгляд, корректными. Недоброжелательность в обсуждении темы у Черемиса, на мой взгляд, есть. И он, вроде бы и не отрицает это. Но это его форма общения в этой теме. Пусть. Спасибо ему за отклик. Ну а лучшим ответом на хамство всегда было - не отвечать на хамство. И всё...

Арсян, тон чарькодемик, вечкевикс Азор.

Не

 

Кувакань Азор said:

Эрюш леляй,черемис - это первый анти-эрзя на деревне, с интервалом через каждые два-три месяца у него начинаются выпады, при чём в крайней степени, и начинает оспаривать всех и вся, доказывая, что мы не эрзяне, а "мордва", и что этноним "Эрзя" поддерживает только "кучка эрзян", в лице меня, Сантяя Учеваткина, Нумулунь Пилгая и других. Только таких дилетантов по интернету пруд пруди, одного не учёл, что такую "кучку" составляют кроме нас ещё 57 000 эрзян, желающие называться честным историческим именем, и было бы ещё больше, если бы не политика "мордвинизации", навязывания клички со стороны властей Мордовии.

Erush Vezhai said:

Вот в чём дело. Понятно.

cheremis said:

Ну не нравятся мне люди которые историю под себя перекраивают , либо просто выдумывают свою - как неоязычники-сектанты типо А.Хиневич или учёные-самозванцы типо Чудинов . Я такое сразу в штыки встречаю . Как эрзянина одного создавшего в вконтакте группу (финских народов (без угорских)) в которой названия всех городов Европы из эрзянского выводит - я ему с таким же успехом кучу городов в Африке нашёл с названиями типо финских =) .

Или фамилию Лашманова выводить из лощины (в то время когда у народов Поволжья повсеместно встречались лашманы - государственные крестьяне на заготовке леса для флота) .

Паро, чарькодимик, Азор. Сынст, койсэм, арась истямо кулялопаст, кода минек "Эрзянь Масторось". Секс тензэ лиянь а кинь сюдомс. Кадык. Апаро валсо тенек венькст а макснема. Эряви састыне, ансяк кеместэ аштемс минек тевенть кис.


 Кувакань Азор said:

Нама, весе виде. Мон сёрмадынь ламо берянь валт сонензэ, а те а эряви теемс. А вечкевсь, те аволь сонзэ тевензэ, кода лемемс эрзя раськенень, се тевенть туртов улить эрзят, мордват. А сон ули маринь раськезэ, кадык сынст тонавтни, кода седе виде лемемс, эрямс. Ялатеке, а эряви сёвномкат теемс, минь аволь базарсо аштетяно.


Erush Vezhai said:

Я в курсе, Азор. Я не приветствую недоброжелательность, как бы она не проявлялась, это несомненно. А иметь своё мнение - это приветствую. У газеты "ЭМ", её авторов, конечно, есть недостатки. Это мы прекрасно знаем. К ним можно и нужно относиться критически. Но есть критика, а есть не критика. Критика доброжелательная обычно приносит больше пользы. "Штыки" - вряд ли. Но это - моё мнение. Черемис, видимо, имеет свои основания для "штыков". Это его право на открытом форуме. Но и "штыки" должны быть, на мой взгляд, корректными. Недоброжелательность в обсуждении темы у Черемиса, на мой взгляд, есть. И он, вроде бы и не отрицает это. Но это его форма общения в этой теме. Пусть. Спасибо ему за отклик. Ну а лучшим ответом на хамство всегда было - не отвечать на хамство. И всё...

Арсян, тон чарькодемик, вечкевикс Азор.

Не

 

Кувакань Азор said:

Эрюш леляй,черемис - это первый анти-эрзя на деревне, с интервалом через каждые два-три месяца у него начинаются выпады, при чём в крайней степени, и начинает оспаривать всех и вся, доказывая, что мы не эрзяне, а "мордва", и что этноним "Эрзя" поддерживает только "кучка эрзян", в лице меня, Сантяя Учеваткина, Нумулунь Пилгая и других. Только таких дилетантов по интернету пруд пруди, одного не учёл, что такую "кучку" составляют кроме нас ещё 57 000 эрзян, желающие называться честным историческим именем, и было бы ещё больше, если бы не политика "мордвинизации", навязывания клички со стороны властей Мордовии.

Erush Vezhai said:

Вот в чём дело. Понятно.

cheremis said:

Ну не нравятся мне люди которые историю под себя перекраивают , либо просто выдумывают свою - как неоязычники-сектанты типо А.Хиневич или учёные-самозванцы типо Чудинов . Я такое сразу в штыки встречаю . Как эрзянина одного создавшего в вконтакте группу (финских народов (без угорских)) в которой названия всех городов Европы из эрзянского выводит - я ему с таким же успехом кучу городов в Африке нашёл с названиями типо финских =) .

Или фамилию Лашманова выводить из лощины (в то время когда у народов Поволжья повсеместно встречались лашманы - государственные крестьяне на заготовке леса для флота) .

А кто опровергал твою версию??? Я предположил альтернативную и не говорил,что моя версия единственно верна. Ты просто смешон.

cheremis said:

Лашман у всех народов Поволжья значило одно и тоже . И я знаю прекрасно что есть типы готовые всё притянуть за уши к своему народу . Они везде есть .

А ты жалок , в своих тщетных попытках притянуть всё к мордве-эрзя . Не удивлюсь что это твоя группа вконтакте (в которой все столицы европы выводят из мордовских языков) .

Лучше бы историю поучил чем народной-этимологией страдать всего и вся - это антинаучный метод .

А Вы хорошо знаете историю? Вы уверены, что знаете что для кого "лучше" и позволяете себе поучать других? И почему Вы используете прозвище "мордва", обращаясь к эрзянину? Хотите обидеть? Вывести из себя? Запомните, пожалуйста, что любой аргумент, сопровождаемый подобными выпадами обнуляется. Это позволяет мне засомневаться в Вашем умении различать научный метод от антинаучного. И согласитесь, что исключительно дело эрзян решать, как им "правильно" называться и как относится к СВОЕЙ истории. Впрочем, это касается и "Вашего" народа.  

cheremis said:

А ты жалок , в своих тщетных попытках притянуть всё к мордве-эрзя . Не удивлюсь что это твоя группа вконтакте (в которой все столицы европы выводят из мордовских языков) .

Лучше бы историю поучил чем народной-этимологией страдать всего и вся - это антинаучный метод .

Сыресь леляй, он постоянно провоцирует и называет нас "мордвой" специально, на зло. И всё именно в высокомерно-агрессивной форме, при том требуя, чтобы ему в ответ не хамили и этику речи соблюдали.

Boljaenj Syresj said:

А Вы хорошо знаете историю? Вы уверены, что знаете что для кого "лучше" и позволяете себе поучать других? И почему Вы используете прозвище "мордва", обращаясь к эрзянину? Хотите обидеть? Вывести из себя? Запомните, пожалуйста, что любой аргумент, сопровождаемый подобными выпадами обнуляется. Это позволяет мне засомневаться в Вашем умении различать научный метод от антинаучного. И согласитесь, что исключительно дело эрзян решать, как им "правильно" называться и как относится к СВОЕЙ истории. Впрочем, это касается и "Вашего" народа.  

cheremis said:

А ты жалок , в своих тщетных попытках притянуть всё к мордве-эрзя . Не удивлюсь что это твоя группа вконтакте (в которой все столицы европы выводят из мордовских языков) .

Лучше бы историю поучил чем народной-этимологией страдать всего и вся - это антинаучный метод .

пока вы тут сретесь на всех форумах причем и в жизни видимо так же, поэтому и нету объединеного движения, русские потирают ручки, разделяй и влавствую. печально видеть...

Ответить на обсуждение

RSS

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования