Uralistica

Отсюда: http://www.justmedia.ru/news/culture/2012/01/31/103097?source=newslist

Более четырех десятков активистов из разных стран, в том числе и представитель Ассоциации выпускников Президентской программы, приняли участие в музыкальном проекте Osan Yöstä и создали песню на финно-угорских языках. Слушатели уже окрестили композицию неофициальным гимном финно-угорских народов, а авторы решили отправить ее на российский этап «Евровидения» — в данный момент заявка уже поступила в оргкомитет.

В песне под названием Revontulet (в переводе с финского это означает «северное сияние») все куплеты поются на разных языках: это и широко распространенные финский, венгерский и эстонский, и находящиеся на грани исчезновения ижорский и саамский. Создать композицию, которая с помощью музыки объединит все финно-угорские народы, живущие на расстоянии сотен и тысяч километров друг от друга, решили музыканты-энтузиасты из разных уголков России. Идея родилась на семинаре «Музыкальный инкубатор — мастерская будущего финно-угорской молодежи», который проходил в Петрозаводске. Одним из инициаторов проекта стал Павел Здравомыслов (сценический псевдоним — Юван Зайцев), лидер хантыйской рок-группы H-Ural, представитель Ассоциации выпускников Президентской программы.

Проект было решено назвать Osan Yöstä — это акроним из имен первых участников проекта: Оля (Сан), Сантту (Карху), Андрей (Чепелев), Нина (Обрезкова), Юван (Зайцев), Ольга (Терехова), Светлана (Ручкина), (Оскари) Тойвонен, Арто (Ринне) и Артту Оксанен. В результате получилась фраза на финском языке — «Часть ночи» — та ее часть, когда небо озаряет северное сияние.

Основа для будущего хита была сделана в Екатеринбурге. Здесь был написан текст (Павел Здравомыслов, Эмилия Горонкова) и музыка (Ирина Герулайтис). По сюжету песни, герои зовут друг друга, чтобы вместе отправиться зажечь северное сияние — многие финно-угры живут в северных широтах. Но, как выяснилось, сочинить музыку и слова – это лишь половина дела, намного сложнее перевести куплеты на разные языки. По ходу работы даже выяснялись некоторые языковые казусы: «По совету финского музыканта Арто Ринне, мы убрали из песни возглас «Еду!», который на языке коми звучит как «muna», а по-фински и по-карельски имеет совсем неприличные значения»,— рассказывает  Павел Здравомыслов, собиравший и редактировавший переводы.

Первый вариант песни музыканты записали в Петрозаводске на хантыйском, коми, финском, карельском, удмуртском и ижорском языках. А потом к проекту присоединились новые музыканты. Работа над композицией продолжалась до января 2012 года, причем запись проходила в разных городах и даже в разных странах. В итоге, получилось несколько версий песни с разными языковыми комбинациями. Затем участники проекта также в дистанционном режиме сняли трехминутный клип, который очень быстро стал хитом просмотров на видеосервисе Youtube.

Планы у авторов проекта самые грандиозные — прежде всего, они рассчитывают попасть в национальный финал «Евровидения». На успех надеются, ведь в 2011-м году в российский этап «Евровидения» выходил коллектив «Бурановские бабушки» из Удмуртии (а в песне Revontulet тоже есть удмуртский куплет). Эстонский же участник проекта Osan Yöstä Аапо Илвес в 2004 году даже стал победителем национального отбора и участвовал в полуфинале конкурса. Также участники проекта собираются выпустить альбом, в поддержку которого пройдут гастроли по России, Финляндии, Эстонии и Венгрии.

Просмотров: 832

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Я напишу по-латышски, все-равно никто меня слушатся не будет. Я просто выложу свои эмоции.

Bļāviens, tā būs viena izgāšanās! Sāksim jau ar to, ka pati mūzika, kas ir diezgan "krieviska", neko diži neapvieno dažādos somugru mūziku stilus. Tad vēl daži labi dziedātāji nemāk dziedāt valodās, kurās viņi dzied. Un vēl tas stulbais video ar "tik svarīgajām" šamaņu bungām, nu vai tiešām nevar izdomāt kaut ko citu, kas izsaka somugru reliģiozitāti, nu kaut vai audumu uzsiešana uz koku zariem utt.? Beigu beigās manuprāt, šis ir izgāzies projekts. Kurš labi izskatās tikai no krievu skatupunkta.

Un tad vēl mūzikas veidotāji cenšas tikt uz Eirovīziju? Ej tu nost...Vai tad viņi tiešām nevar pacensties saprast kā viņi izskatās no malas? Manuprāt, nē. Juvans man jau teica viedokli, no kā es esmu sapratusi, ka viņš kvalitātes latiņu nevēlas pacelt.

Nu labi, Eirovīzija ir štrunts pats par sevi. Bet skumji ir tas, kas Krievijas somugriem tas liekas kaut kāds ārkārtīgi svarīgs pasākums. Un vēl skumjāk ir tas, ka Krievijas somugri virza savu mūzikas kultūru uz popkultūras virzienu, un necenšas attīstīt augsto mākslu.

Manuprāt, projekta veidotājiem vajadzētu apstāties, un ķerties pie jauna projekta, kas varētu būt labāks. Bet viņi to nedarīs. Viņi ir akli un izauguši krievu vidē, un no sava krieviskā skatupunkta nesaprot, ka viņi taisa krievisko versiju par somugriem. Kas toties izbesīs ārā gan somus, gan igauņus, gan hantus. Karoč, balagāns.

Luhta, понял только, что создатели по духу русские и своей работой зовут в никуда, создавая превратное представление о финно-уграх в России. Так?

As tai lietuviskai parasysiu - seip jau manyciau kad Eurovizijai labiau tiktu pristatyti atskiru tautu muzika, o ne viena kazkokia bendra, nes nera benros Rusijos kulturos, - yra skirtingos kulturos ir skirtingos tautos, todel ir kiekviena tautele turetu Eurovizijai pristatyti savo muzikini kurini - taip butu idealu:)

Artūr, es sapratu, ko tu uzrakstīji! :) Man arī liekas, ka būtu labāk, ja katra tauta prezentētu savu mūziku atsevišķi. Apvienot visu somugru tautu mūziku vienā ir diezgan grūti (kaut gan neiespējami), bet tur vajag ļoti talantīgu cilvēku. Es neredzu nevienu tik spējīgu cilvēku pašreizējā projektā.

По-русски говоря, к сожалению, в этом проекте, видимо, нет настолько талантливого человека, который бы сумел соеденить разных стилей финно-угорских музыков. Все народы тут поют русско-подобную музыку, а у хантов и у эстонцев, например, стили музыки совсем другие. Финны, кстати, уже говорили недоумение, каким образом русская песня может представить разновидость финно-угорских стилей музыки? Для них "Revontulet" звучит как русская песня. И для меня лично, тоже.

Возможно, русско-подобность музыки не создавает проблем для поволожских и приуральских народов, поскольку их традициональная музыка есть более-менее "русскоподобная", а вот у угорских народов и у прибалтско-финнских народов, их стили музыки обычно являются довольно другими.

Если бы обьеденить разные стили ФУ музыки как обьеденял разные стили компонист Крету из всемирно известной группы Enigma, вот это было бы отличное дело! Но для этого нужен талантливый компонист. И для этого надо начинать новый проект.

У "Торамы" например совершенно не русско-подобная музыка, как и у ряда других групп. В большинстве, конечно, финно-угры в России слушают русскую музыку и к ней привыкли за столько лет. Возможно кто-то и предпочтёт русскую музыку, но, полагаю, только в том случае, если не достаточно слушали своей этнической. Можно предложить финно-угорским этническим коллективам создать альтернативу Revontulet. Мне Revontulet понравилось тем, что оно появилось, как инициатива, хотя само исполнение и музыка далеки от идеала и действительно не являются стилизацией финно-угорской этнической музыки.

Лухта, вот резюме моей позиции по этой инициативе:

концептуально - инициатива прекрасная, заслуживающая лишь уважение и одобрение. Песня, спетая сразу на нескольких финно-угорских языках, да так, что ещё и по тексту все герои сюжета, представляющие разные народы, оказываются взаимосвязаны и закольцованы - это очень важное и правильное начинание.

Финно-угорскую сеть, финно-угорский мир как бренд нужно пропагандировать, и продукты такого рода - одно из лучших воплощений того, как это может быть сделано.

исполнение: я не эксперт ни по части обско-угорской музыки и ритуальной обрядности, ни по части музыки других финно-угорских народов, поэтому воздержусь от какой-то профессиональной оценки.

Финно-угорская песня по определению не может звучать только в тональности, похожей на финскую - так, чтобы финны сказали: "О, так это финская песня!"

Но, с другой стороны, песня должна вызывать чувство распознаваемости конкретно-национальных мотивов отдельных финно-угорских народов.

У меня не было чувства, что в музыкальном плане песня очень русифицирована.

Конечно, песенная культура российских финно-угров находится под большим влиянием русской песенной культуры, это объективно, и иной раз пытаться отказаться от этого подобия - было бы большим ударом по самой песенной культуре российских финно-угров. Не думаю, что это так страшно.

Конечно, взгляд Лухты сильно ангажирован, даже на современные моменты Лухта смотрит сквозь призму русских и советско-прибалтийских отношений, через скепсис финнов и других европейцев в адрес России, имеющий преимущественно исторические истоки.

Думаю, что вопрос русоподобия финно-угорской музыкальной культуры - это вопрос того, какие образцы музыкальной культуры брать на вооружение и как глубоко погружаться в историю. Финно-угорская музыка полноценна и своеобразна, согласен с NP, что даже у столь активно ассимилирующихся эрзян и мокшан в лице коллектива "Торама" совершенно не русоподобная музыка. Просто гораздо чаще от лица эрзян и мокшан выступают "Росичи" или вообще какие-то колективы, поющие в манере русского хора. Это конъюнктурно, но не правдиво с культурологической точки зрения. Есть нерусоподобные образцы, но часто они запрятаны в архивах или являются частью уже уходящей традиции. 

У кого русская музыка ассоциируется с рожками или волынками? а ведь были такие инструменты в русской музыкальной традиции, но они совершенно не в мейнстриме, они на обочине, и поэтому волынка и кажется нам такой чуждой миру русской музыки.

Вопрос о русоподобии музыки финно-угров выводит нас в другую, более фундаментальную плоскость - в осознание народом себя как целостной и в то же время самостоятельной исторической единицы.

Когда народ осознаёт себя как самостоятельную единицу и воспроизводит себя, он в первую очередь транслирует приоритеты своего языка, своей культуры, своей идентичности. В качестве первого слова обучает ребенка слову из языка своего народа, даёт ему имя, имеющее хождение в среде его народа, а не в какой-то иной среде. Для него культура своего народа является первичной, и в какой-то специальной защите и обосновании её важности она не нуждается. Почему русские называют ребенка Петром, а не Петером? Да потому что так принято в русской среде, это нормальное имя для неё. То же самое и с музыкой.

Замкнутая среда российских финно-угорских народов, существовавшая до начала бурных урбанизационных процессов, сейчас размыкается, и мокшане, удмурты, эрзя, мари, коми вливаются в большое поле русской среды и русской культуры. Воспроизводство границ своей идентичности и культуры можно восстановить, но делать это нужно на новом уровне, и пока мы этого не умеем. Все имеющееся на данный момент - следствие спасительной угро-финской инерции.

Этот новый механизм воспроизводства собственной среды, идентичности и восприятия самих себя как полноценных исторических субъектов нам предстоит обрести/изобрести - иначе финно-угорские реки окончательно вольются в русское море, отчего всем будет только хуже.

Вот и мне тоже кажется, что продвигать свою культуру в любом случае надо. К тому же финно-угорская и финская культуры - не синонимы, финская всего лишь одна из них, и остальные не обязаны быть сильно похожими на нее.

Ортем, дело не настолько в руссофобии как в том, что некоторые народы себя просто не могут отпознать себя в данной песне и видеоклипе! Вот послушай, например, мансийскую и хантыйскую музыку, и ты поймешь, о чем идет речь.

Примеры мансийской и хантыйской музыки:

http://www.youtube.com/watch?v=NpJAfmKGEjo&list=UUi6jPbuXOT37xb...

http://www.youtube.com/watch?v=P3u9xdXO-28&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=HrTijdOJm44&feature=related

Песня "Revontulet" написана в русско-подобной манере, и этого отпознают все, кто живут за рубежом России. Те, кто живут в России, может быть, этого могут и не отпознать, поскольку они привыкли к русской музыке.

Проблема с русско-подобностью песни "Revontulet" есть таковая, что песня якобы назначена представлять разных финно-угорских народов. Но только у части из финно-угров есть русскоподобная музыка в таком стиле, как написана песня "Revontulet".

У финно-угров музыка разная. У эстонцев совсем другой стиль музыки чем у коми, зато у марийцев стиль совсем другой чем у хантов итд. У одних музыка русскоподобная, особенно у пермско-финнских народов, у других музыка  имеет  малое отношение к русской музыке, как у угорских народов. И вся эта музыкальная разновидность не находит отражение в песне "Revontulet". Наоборот, всех финно-угров "представляет" песня с одним "русским" звучением. Ты подумай о том, как этого могут воспринять финнские или эстонские руссофобы! Некоторые финны уже высказали свои мысли о том, что якобы эта песня "выражает желание" руссифицировать финно-угров.

По-моему, самый лучший способ представить разных ФУ народов в одной песне является ремикс разных музыкальных стилей и линий в одну песню. В таком духе как разные песни в одну соединял Крету из всемирно известной группы Enigma.

Пример этого может послужить эта песня, где ремиксированы вместе латышский напев, грегорианский напев, пение по-английски итд. И отлично получилось! И видео тоже удачный (кстати, катание на коньках выполняют олимпийские чемпионы из Финляндии)

http://www.youtube.com/watch?v=f8mMWh62XpU&ob=av2e

Еще другой Enigma ремикс -пение из Тайвана в пентатонике, плюс англоязычное пение в европейском стиле итд. Тоже успешно получилось.

http://www.youtube.com/watch?v=2rALVgdoMHk

Почему бы не миксировать разных ФУ стили музыки в похожем образе? Можно обьеденить разные стили так, чтобы не задеть ни один народ.

Еще некоторые слова по поводу самого видео. Я хочу высказать свою критику насчет образа шамана и бубна, что занимает центральную роль в видео. Я хочу спросить - почему люди хотят делать из финно-угров американских индейцев или восточных сибирцев? Далеко не у всех ФУ народов были шаманы с бубном. И даже те народы, у которых они были, имели музыкальные элементы, отличающие этих народов от многих сибирских народов и индейцев. Хочу приводить один факт - у ненцев, самодийского народа, в музыке были только бубен, и, возможно, варган. А у соседов хантов и манси, финно-угорских народов, был целый ряд струнных щипковых, струнных смычковых инструментов. В этом аспекте видно, что ханты и манси были финно-угорскими народами. У них был и есть инструмент, родственный удмуртскому крезью, финнскому кантеле итд. Но вместо того, чтобы на это обратить внимание, теперь люди стараются делать из хантов и манси типа бубно-иргающего народа, якобы они такие же как ненцы. И это отражается в клипе "Revontulet", где "хантыйский" парень прыгает вокруг костра с бубном.

Не то, что у хантов и манси бубен не существовал, и что использовать бубна совсем не правильно, но просто дело в том, что "Revontulet" клип намерен представлять финно-угорских народов. И почему бы не показать хантов из финно-угорского аспекта, то есть, они же играют на  струнных инструментов так же как и все другие финно-угорские народы? Зачем показывать хантов с бубном, инструментом, не типичном для большинства ФУ народов? И вообще, почему в видеоклипе, да и в песне отсутствуют традиционные ФУ инструменты, особенно струнные щипковые - кантеле, крезь, санквылтап итд.? Чем они хуже или несовременнее гитара? Почему бы впервые в истории не обьеденить различные звучения ФУ  струнных щипковых в одной песне?

Еще хочу заметить про шаманов. Шаманы были у некоторых ФУ народов, да не у всех. При этом, есть возможность отражать финно-угорскую духовность не используя шаманов. Я знаю, что у многих финно-угров, от таких восточных как ханты, до таких западных как сету эстонцы, существовал обряд навязывать на ветви деревьев разные тряпочки. Почему этого обряда, среди финно-угров намного более распространенного чем шаманство с бубном,  никто не использует?

Я думаю, что задумка "Revontulet" прекрасная - обьеденить финно-угров. Эту идею надо развивать, и в другой раз отойти от банальных клишей. И принятся за то, что является по истине финно-угорский, со всем своем разнообразии.

Спасибо Лухте, есть о чем подумать. Я сам в музыке не рабираюсь и может потому не вижу русскости в этой песне но у меня такое ощущение что российские финно-угорские народы не в состоянии самостоятельно развивать свою культуру без русского оттенка в той же самой культуре, ибо премьер министр РФ высказался за полиэтничность России на русском культурном ходе - вот это и все показывает какая может быть культура у народов России - только на русском культурном коде :) (!)  В этом случае иногда можно подумать так какую же финоугорскую культуру народы представляют за пределами России? Представляют свою культуру с русским культурным кодом за пределами России:) извините, но это же смешно для эстонца или для фина. Это просто позор многонациональной России. Есть разные культуры в России а не одна Российская культура и не какие то общие культуры, - и не так просто разные совмещать. Если это делать - то надо делать очень професионально и все обдумать, мне кажется эта песня - хороший пример для дальнейшей совместной работы что бы показать русской публике что есть такие финоугры, но для Евровидении мне кажется лучше представить отдельные народы: в евровидении не может представлять только одна русская с русской песни ибо Россия большая и народов много. В Евровидении могли бы спеть свою песню отдельно и представители Удмуртии, и Карелии, и Коми, и Коми-пермяки, и Мари и Эрзя и Мокша и др., насчет Хантов и Манси не знаю - ибо они живут уже в Азии но не в Европе - ибо это Евровидение:)

Ответить на обсуждение

RSS

Пусъёс

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования