Формы социальной активности, новые вызовы, формы и практики самоорганизации.
Сегодняшние формы социальной активности деформированы политической атмосферой страны. Можно отметить как сильно разнятся формы социальной активности в республике вне ее пределов. В самой республике Марий Эл практически не осталось независимых общественных организаций. Существующие НКО фактически вынуждены играть по навязанным правилам, что превращает их активность в фиктивно-демонстративные проекты встроенные в чужую игру. Внешне это выражается в деполитизации движения и внутреннем принятии этой позиции.
Вмешательство властей в работу НКО приводит к полному параличу общества и неспособности к самоорганизации и самообеспечения своей жизнедеятельности.
В то же время с другой стороны за пределами республики возникают новые центры активности: Эстония, Финляндия, Петербург, Москва, Уфа, Челябинск, Ижевск, Норильск. Республика является экономически депрессивным регионом непривлекательным для жизни, что спобствует вымыванию наиболее активных мари из региона.
Любая форма критики в республике Марий Эл запрещена и рассматривается как угроза власти.
Несогласные с курсом руководства республики выдавливаются из региона.
Выпускники школ, привлеченные более высоким уровнем образования столичных ВУЗов покидают республику и часто не возвращаются.
Все это создает предпосылки для возникновения новой национальной социально-активной среды за пределами Марий Эл.
Как социальную активность за пределами республики транслировать в республику и заложить основу социально-экономической стабильности, роста региона и национального возрождения?