Uralistica

У ЭРЗЯН СВОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ

В сентябре 2009 г. в Мордовии прошел IV съезд финно-угорских народов России. Во время съезда был незаконно задержан и удерживался в течение 30 часов в КПЗ Ленинского района г. Саранска, Председатель Фонда спасения эрзянского языка Мусалёв Григорий Дмитриевич, приглашенный на съезд в качестве гостя от Эрзя народа. Акцентирую внимание общественности на факте: Председатель Фонда спасения эрзянского языка Мусалёв Г. Д. приглашенный на съезд в качестве гостя от Эрзя народа был брошен за решетку. Таким образом, эрзянский народ на этом съезде не был представлен.
Дружественный финно-угорский «мир» отсутствие эрзян не заметил. В СМИ прошла информация о чиновничьем составляющем проводимой акции. Так же сообщалось, что к национальным группам были подставлены «охранники», которые не давали общаться представительствам разных народов.
17октября 2009 г. в рамках Дней родственных финно-угорских народов в Москве прошла конференция "Гуманитарные стратегии финно-угров в XXI веке". Конференция была организована рабочей группой "МУШ" совместно с Обществом русско-эстонской дружбы и Центром изучения и популяризации культур народов мира "Проект Этнология».
Конференция продолжила серию мероприятий Дней родственных финно-угорский народов, открытых лекцией Александра Шкляева.

Кратко рассмотрим тематику мероприятия.


Конференцию открыл Давид Варданян, директор Поликультурного центра. В своем вступительном слове он поздравил всех присутствующих с Днями родственных народов и выразил свою поддержку финно-угорским инициативам, подчеркнув необходимость сохранения и развития языков и культур каждого народа. "Я думаю, что секрет толерантности между членами разных сообществ в глубоком знании и уважении, прежде всего своей собственной культуры, а также знании и понимании культур своих соседей".

А. Малых рассказал собравшимся об истории празднования Дней родственных народов. Он отметил, что в Эстонии в 30-е годы прошлого века празднование Дней родственных народов имело важное значение в общественной жизни, выражавшееся в частности в том, что в школах проводились специальные занятия, в церквях устраивались посвящённые Дням богослужения, а на улицах городов были развешены флаги Эстонии, Финляндии и Венгрии.

Краюшкина Калерия Николаевна, заместитель директора центра по учебно-воспитательной работе, отметила, что финно-угорский компонент вносит неповторимые краски в палитру Поликультурного центра. Она также подчеркнула, что Москва - древнейший топос финно-угорского мира, и изучение финно-угорских культур необходимо для полноты понимания российского своеобразия.

Пётр Калаев, член удмуртского общества "Герд" торжественно вручил благодарственное письмо директору Поликультурного центра от руководства Удмуртского землячества за поддержку работы курсов удмуртского языка и участие Центра в реализации финно-угорских инициатив.

Далее состоялась концертная часть, где выступил фольклорный ансамбль "Ила" (руководитель Лариса Зыбкина), исполнившим песни и наигрыши эрзянской и мокшанской песенной традиции и коллектив мордовского фольклорно-этнографического ансамбля "Тяштеня" совместно с детским ансамблем "Валдоня".

Второй частью конференции стали выступления докладчиков. Анна Сокольская, в докладе "Об этнокультурных стратегиях образования" выразила свою обеспокоенность по поводу того, что образованные россияне не имеют зачастую ни малейшего представления о национальном составе РФ, о других этносах, проживающих в нашей стране, кроме русского.

Журналист и редактор ряда финно-угорских интернет-проектов Александр Трифонов в своем выступлении по теме "Возможности этнической модернизации финно-угорских народов" показал, что сейчас крайне актуальной является задача создания бренда народа и территории его проживания.

Артём Малых, член рабочей группы "МУШ", в своем докладе "Гуманитарный ресурс финно-угорской модернизации" обозначил 3 ключевых составляющие модернизации уральских народов: языковая модернизация, создание собственного гуманитарного ресурса и социальная активация.

Завершающим выступлением было выступление Алексея Шкляева, члена рабочей группы "МУШ". Он заявил, что финно-угорские народы сейчас должны отвечать на вызовы современности изнутри своей культуры, только тогда возможно будет разработать эффективные механизмы развития культур в новых условиях.

Подводя итоги работы последних финно-угорских мероприятий достаточно ярко выражена, позиция дружеского финно-угорского мира по отношения к эрзянскому народу, где эрзянам предоставлено место либо в тюрьме, либо в участии в развлекательной части мероприятия.
Складывается прочное видение того, что финно-угры начинают двигаться по пути Мордовского правительства которое антиэрзянской позицией всеми своими силами помогают уйти эрзянам в мир иной. Главный тезис мордвы «мы один народ» и под этим лозунгом присваивают эрзянскую историю.
Тезис финно-угров очень похож и прослеживается явная аналогия «мы финно-угры России» и тут опять нет места современному эрзянскому народу и так же все эрзянское выдается за финно-угорское.
Хочется закончить свое повествование предложением Алексея Шкляева.
Эрзяне! Мы должны отвечать на вызовы современности изнутри своей культуры, только так возможно будет разработать эффективные механизмы развития нашей культуры в новых условиях».
Сегодня ни мордовская власть, ни финно-угорские сообщества не способны оказать помощь нам, эрзянам. Поэтому каждый эрзя должен осознавать, что будущее эрзянской нации и России в целом зависит исключительно от себя лично, кто, если не ты?!
Эрядо эрзянь превсэ!


www.erzan.ru

Просмотров: 260

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

так оно: Эрядо эрзянь превсэ! - "разработать эффективные механизмы развития нашей культуры в новых условиях"
а собираться надо, чтоб делиться опытом. Но и сеть эта есть. Пока есть.
Видестэ ёвтазь тесэ эрзянь мелесь. А неить эйсэнек ф.-у. раськетне, сестэ эряви молемс эсенек, эрзянь киява.
Эрзянский литературный сайт здесь:

http://erziana.my1.ru/news/2009-07-30-1

Стихи и проза на Эрзя языке.
Tesē jutavtnevi erzänj rasjkenj ozksosj.

[URL=http://www.radikal.ru][IMG]http://s49.radikal.ru/i123/0906/4d/3412fb9aaac8.jpg[/IMG][/URL]
как-то загадочно и романтично звучит язык сей, пахнет литовским...

Erush Vezhai said:
Эрзянский литературный сайт здесь:

http://erziana.my1.ru/news/2009-07-30-1

Стихи и проза на Эрзя языке.
Результаты Интернет опроса.

Создание ЕМЯ (единого мордовского языка) для Эрзя и Мокша народов это:


Преступление перед Эрзей и Мокшей (71%)
Правильный шаг (16%)
Затрудняюсь ответить (14%)



Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Магия одежды эрзянок:

http://erzianj.borda.ru/?1-5-0-00000001-000-0-0-1244663615
У ЭРЗЯН СВОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ

Ответить на обсуждение

RSS

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования