Uralistica

ТРУБА ТЮШТИ ЗВУЧИТ И В ЭСТОНИИ

РЕЧЬ ИНЯЗОРА ПИРГУЖА (ГРИГОРИЯ МУСАЛЕВА) В ТАЛЛИННЕ 17 АПРЕЛЯ НА ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ

ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА. ЭТО ПЕРЕВОД. ПРОИЗНЁС ЕЁ НА ЭРЗЯНСКОМ ЯЗЫКЕ.

*****

Здравствуйте, эрзяне и друзья! Терэ!

Сегодня отмечаем эрзянский праздник – День эрзянского языка в Эстонии. Его также отмечают на Украине, Москве, в Мордовии, Самарской области и т.д. Поздравляю всех вас с этим замечательным праздником. Фонд спасения эрзянского языка в этом году отмечает его в 20-й раз, он – юбилейный. Первый раз провели в 1994 году. Он был посвящен 100-летию со дня рождения А.П.Рябова, известного ученого-филолога, патриота.

Когда эрзяне собирались в древности проводить праздник, в начале зажигали свечу. Она посвящалась своим предкам, для поминовения великих эрзян. Хорошо, что мы сохранили знаменательный обычай. Пусть этот маленький огонёк свечи зажжет у каждого в голове хорошие мысли–думы и откроет глаза, поможет шире посмотреть на жизнь. Тогда каждый эрзянин будет живым огнём гореть за свой народ, железно будет стоять за сохранение обычаев, за свой язык, за имя этноса Эрзя.

Только что послушали древнюю эрзянскую песню про Тюштю. Портят настроение те, кто не хочет понять смысл этой песни. В ней говорится о том, где у Тюшти страна, куда делся у Тюшти народ. Сегодня дует эрзянский ветерок и в Эстонии: медная труба Тюшти звучит, зовёт эрзян собраться вместе, поднимает от летаргического сна спящих после московских уколов. Всегда Тюштя звал с помощью торамы эрзян, когда в стране ожидалось большое событие, скажем, нападение иноземцев. На этот зов быстро собиралось войско. Принимали общее решение и защищали Эрзянь Мастор.

Когда Тюштя состарился, попросил повесить тораму на самый высокий дуб, а сам ушёл по макушкам-макушкам елей в небеса. Поэтому его смерть осталась тайной. Он до сих пор живёт в наших сердцах и умах. Долго звучала торама, когда дул ветер. Слышал зов торамы великий инязор Пургаз. При его жизни время было беспокойное. На Страну со всех сторон нападали враги. Он со своим войском не успевал потушить огонь на одной стороне, как он загорался на другой. Поэтому Пургаз был всегда в пути, всегда в седле боевого коня. Истинные эрзяне его считают великим инязором, великим полководцем. Его упорная борьба с монголами – большой в клад в спасении народов Европы и Поволжья. Хан Батый назвал его уркоганом. Надо дать ему достойную оценку.

Фонд спасения эрзянского языка стремится ему поставить памятник. Собрали для этого около миллиона рублей. Деньги внесли 4600 человек. К сожалению, московские и мордовские власти это начинание общественности не поддерживают. Зов Тюшти слышали Алабуга, Акай Боляй, Васильев Несмеян, Алексеев Кузьма, Разгильдяев Баюш, Эрзямасонь Олёна, Елушонь Бажут, Семёнов Пумраз и другие. Когда дуб состарился и он свалился, а торама упала в болото, звучание её ослабло, но находились эрзяне, которые слышали этот зов: Юртов, Маркелов, Евсевьев, Рябов, Васильев, Куторкин, Кулдыркаев, Степан Эрьзя. Скульптор Эрьзя, взял псевдонимом имя своего народа. Если эрзяне так быстро будут русифицироваться и дальше, их скоро не останется. А слово Эрьзя, благодаря ему, сохранится. Только за это надо ему, С.Эрьзе, до земли поклониться. Зов трубы Тюшти слышали: А.М.Моро, С.М.Люлякина, Д.Т.Надькин, А.А.Малов, М.Р.Биушкина, П.Е.Казаков, В.И.Ромашкин. Ромашкин высоко поднял авторитет эрзянской песенной культуры, и мы ценим его большой вклад в сохранении древних народных песен. Сегодня не слышат зов торамы те эрзяне, кто стал «мордвином».

Если мы не хотим исчезнуть из этого мира, надо по возможности чаще вспоминать и почтить память тех, кто не жалея сил, времени, жизнь отдали за эрзянский народ. Почтим тех, чьё имя озвучено, минутой молчания и про себя скажем им спасибо. Встаньте, эрзяне! Встаньте, друзья! Садитесь. Пусть земля им будет мягкой подушкой, мягким матрацем и теплым покрывалом. Чьё имя не озвучено, не обижайтесь. Все вы в наших сердцах, вы все в нашей крови, мы от вас вышли, мы к вам возвратимся.

А теперь поклонюсь тем, кто нас в Эстэнь Мастор пригласил и с кем сегодня отмечаем День эрзянского языка, кто подготовил этот день, кто помогал этому. До земли кланяюсь эстонскому правительству и народу,тем, кто российских финно-угров чтит своими братьями-сёстрми.

Надо знать, нация здорова тогда, когда себя ценит, не ведёт себя как рабыня, изучает свою историю, помнит своих героев, жизнь проводит, опираясь на свои обычаи-традиции, сохраняя своё лицо. Поэтому эрзянам надо вернуть эрзянские имена, тогда трудно будет манкуртам-нигилистам скрыть свою национальность. Хорошие дела совершаются только на базе патриотизма. Надо знать, что молчание – это тоже предательство, а кто говорит «мне всё равно», тот страшнее врага.

Когда эрзяне не знали русского языка, они создали: 1. счёт, человечество зафиксировало 9 созданных счётов. Применяется фактически арабский, так как он единственный позиционный, поэтому самый удобный. На уроках истории знакомили с римским счётом, а об эрзянском мы печатали в газете «ЭМ». 2. На всемирном конкурсе в Париже в 1898 г. эрзянский женский костюм награждён золотой медалью. 3. Раньше в пении эрзян преобладало 8-ми голосье, теперь только грузинский мужской ансамбль поёт в 7 голосов. 4. На эрзянском языке нет рода. 5. У эрзи 12 падежей. 6. Правильное обращение к людям – Ты, а потом идёт вежливое слово, а потом, что хочет спросить или сказать. 7. По звучанию эрзянский язык специалисты ставят рядом с итальянским. 8. О.Ткаченко, доктор филологических наук, член-корреспондент Академии наук (Украины), знает 16 языков, эрзянский по образности и логичности ставит на первое место. 9. У эрзян и мокшан есть эпос «Масторава», но его, созданного А.М. Шароновым, не вводят в школьную программу, ввели контрафактное издание.

В России заканчивается правда там, где начинают обсуждать национальные вопросы. Даются ложные понятия: а) патриотизм - на русском патриотизме воспитываются нерусские люди; б) о Родине; надо знать, что завоеватель отнимает родину у завоёванного народа, а её хозяина загоняет в свою империю; в) об Отечественной войне: когда империя воюет с другим государством, отечественная война может быть только для представителей имперского народа, а остальные народы воюют за эту империю, за государство, где они живут; г) об эктремизме-сепаратизме; к) об акценте на своей национальности: знать об отличии одного этноса, от других; р) о том, что неэтично говорить при других на родном, хотя весь мир говорит на родных языках и т.д.

В России до сих пор ведётся политика русификации инородцев, она практически не Федерация, а шовинистическая империя.

В России считается зазорным быть патриотом, любить свой этнос, беречь свой язык, обычаи-традиции. Болеющие шовинизмом СМИ показывают их экстремистскими, сепаратистскими, националистическими, «террористическими». Так они разрушают эрзянский язык, умертвляют его без выстрела, молча, тихим сапом. Оружием убийства сделали они всякие НКА-ми, Центры, МАФУН-ны, АФУНЫ и другие «проекты», используя их, хоронят эрзянский язык. Наплодили 32 НКА! Ни одна из них практически не работает для сохранения эрзянского языка. Знают одно: организовывают песни-пляски, рабски служат власть имущим, тем, от кого ждут подачки с барского стола.

Эрзяне! Думайте о завтрашнем дне эрзя народа, живите своим умом, занимайтесь эрзянскими делами. Тогда не уроним имя Эрзя. Пусть это ваше благородное дело распространится по всей Эстонии. Если была бы у эрзян своя страна, наша нация была бы сильной, с большой культурой. Мы сами были бы хозяевами над собой, тогда с большим желанием пригласили бы в гости эстонцев и людей других наций и праздновали бы красивые праздники.

Мы приехали к вам в гости втроём: Ромашкин Андрей, руководитель ансамбля «Торама», Калаганонь Керяз (Рябов П.В.), лауреат им. А.П.Рябова этого года, председатель ОО «Эрьмезь», директор «Этно-кудо» и я, эрзянский Инязор.

Всем желаю быть сильным умом и успешном в хороших делах, доброго здоровья вам и успехов в жизни. А теперь — просьба к Инешкипазу. Из поколения в поколение пусть живёт Эрзяния! Живи! Живи! Живи, Эрзянь мастор! Паз, благослови! Сюк! Спасибо!

*******

«Эрзянь Масторось» лиссь 400-де! Кецнетяно!

400 шагов в борьбе за будущее Эрзя языка!

Просмотров: 431

Ответы на эту тему форума

Перевод заключительной фразы: Газета "Эрзянь Мастор" вышла в 400-ый раз! Мы рады!

"Наплодили 32 НКА! "

Более того все эти т.н. "автономии" мордовские. Нет ни одной эрзянской или мокшанской, с целью логичного доминирования того или иного языка в работе нка. Им важно как можно крепче скрестить народы, дабы языком-доминантой оставался русский.

А вот у одного дагестанского народа есть и не одна:
http://flnka.ru/lnka.html

7. По звучанию эрзянский язык специалисты ставят рядом с итальянским.

почему всегда романские языки (французский, испанский, итальянский) считаются образцами красивости и звучности языка

устаревший романоцентризм!

Более того все эти т.н. "автономии" мордовские. Нет ни одной эрзянской или мокшанской, с целью логичного доминирования того или иного языка в работе нка. Им важно как можно крепче скрестить народы, дабы языком-доминантой оставался русский.

почему, в Москве есть эрзянская НКА, с мокшанами они не скрещиваются. Это вопрос самосознания и самочувствия самих людей, организующих автономии

"почему, в Москве есть эрзянская НКА, с мокшанами они не скрещиваются."

Именно НКА или обычная общественная организация? Значит она создана общественниками, а не министерством РМ.

В Москве нет эрзянской НКО.

Ortem сказал(а):

Более того все эти т.н. "автономии" мордовские. Нет ни одной эрзянской или мокшанской, с целью логичного доминирования того или иного языка в работе нка. Им важно как можно крепче скрестить народы, дабы языком-доминантой оставался русский.

почему, в Москве есть эрзянская НКА, с мокшанами они не скрещиваются. Это вопрос самосознания и самочувствия самих людей, организующих автономии

RSS

Пусъёс

© 2017   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования