Uralistica

Консерватизм помогал сохраниться и он же оставлял нас на задворках технического прогресса

"....В Волго-Окском регионе первые кузнечные поковки попадают на территорию дьяковской культуры из скифского мира. Но какого-либо влияния на становление местной железной индустрии они не оказали. Существенную роль в становлении железобрабатывающего производства у племен дьяковской культуры (конец I тысячелетия до п. э.) сыграли инновации, связанные с приходом в Москворечье инокультурного населения, владевшего определенными технологическими приемами. Это получение качественной высокоуглеродистой стали, использование сложных технологий сварки железа со сталью, широкое применение химико-термических и термических способов обработки черных металлов. Постепенно распространяясь по территории дьяковской культуры, этот стереотип остается неизменным вплоть до конца существования культуры, чему способствовали стабильные условия жизни дьяковского населения на протяжении многих столетий.
   Другой стереотип в Волго-Окском регионе мы наблюдаем на материалах культуры рязано-окских могильников и летописных финно-угров (мордва, меря, мурома).

По основным признакам он сходен со стереотипом, прослеженным нами на примере Волго-Камского региона до IX в. Несмотря на разнообразные контакты местного населения в других сферах, в железообработке мы не наблюдаем никаких технических новаций.
   Так же как и в Волго-Камье, в IX в. в рассматриваемом регионе происходят резкие изменения в кузнечном производстве. В железообработке мери и населения Тверского Поволжья основой производства качественной продукции (в частности, ножей) становится технологическая сварка (при доминировании трехслойного пакета). Наряду с изделиями, выполненными в классической схеме трехслойного пакета (импорт), мы видим местные подражания этой технологии, отличающиеся низким качеством изготовления. Распространение изделий, изготовленных в технологии трехслойного пакета, связано с вовлечением племен мери и населения Тверского Поволжья в трансъевропейскую торговлю по Великому Волжскому пути.
   В рамках традиционных способов обработки черного металла остаются мордовские племена. Контакты в производственной сфере ограничиваются проникновением вещей и редкими подражаниями импортным образцам.
   Огромный аналитический материал по железообработке финно-угорских народов Поволжья и Предуралья, задействованный в настоящей работе, позволяет констатировать, что технико-технологический стереотип в этом производстве представляет довольно устойчивый элемент культуры. Отчетливо видна неизменность производственных традиций на протяжении длительного времени. Несмотря на многочисленные миграции, вторжения иноэтничного населения на территорию финно-угров, трансформации местных культур, заметного изменения в их кузнечестве вплоть до IX в. н. э. не происходит. Именно в IX в. в железообработке финно-угров Поволжья и Предуралья происходит резкий скачок, связанный с вовлечением финно-угров в трансъевропейскую торговую систему по Великому Волго-Балтийскому пути. Этот скачок выразился в широком распространении кузнечных изделий общеевропейских форм, появлении в местном кузнечестве новых технологий. Происходит смена технико-технологического стереотипа: распространяются трехслойная и вварная технологии, становится системой термообработка качественных изделий, целенаправленно используется новый вид сырья – фосфористое железо.
   Другую картину мы наблюдаем на примере мордвы. Здесь не происходит изменения технико-технологического стереотипа, что во многом объясняется относительной территориальной замкнутостью населения. Инокультурное воздействие в производственной сфере на мордовские племена, которые находились в даннической зависимости от Хазарин, а позднее Волжской Болгарии, ограничивалось либо получением готовых кузнечных изделий, либо местным подражанием формам привозных изделий.
   Наиболее выразительным маркером связей финно-угорских народов в IX–XI вв. являются предметы (прежде всего, ножи), выполненные в технологии трехслойного пакета. Наиболее ранние находки такого рода (VII–VIII вв.) известны в Скандинавии. В конце VIII–X вв. они появляются на территории Восточной Европы в памятниках, которые но своему характеру являлись торгово-ремесленными центрами (Старая Ладога, Новгород, Гнездово, Сарское городище, Крутик). При этом в них отчетливо прослеживается присутствие скандинавского населения.
   Изделия из этих центров сразу же получали широкий спрос и достаточно быстро распространялись в финно-угорском мире, достигая весьма отдаленных территорий (например, перми вычегодской). Технологически на фоне местной продукции эти предметы легко выделяются как импортные, указывая на северо-западное направление контактов.
   Идея трехслойной технологии была воспринята местными мастерами. Однако суть этой технологии и особенности ее применения (сварка фосфористого железа с высокоуглеродистой сталью) усвоены до конца не были. Форма предмета нередко оставалась местной. Воспринятая новация бытует долго в пермском кузнечестве, вплоть до XV в., когда в древнерусских городских центрах от этой технологии уже давно отказались.
   Проведенное нами исследование свидетельствует, что импульсы в сфере железообработки, прослеженные на протяжении многовековой истории финно-угорских племен, не получают, как правило, развития в местной среде. Финно-угорский мир представляется в области производства весьма консервативным.
   Располагая огромным фондом аналитических данных, характеризующих кузнечное ремесло разных народов в различные исторические эпохи, мы можем констатировать, что технико-технологический стереотип в этом производстве представляет довольно устойчивый элемент культуры. Возможность его изменения в догосударственных образованиях связана, на наш взгляд, прежде всего с интеграцией носителей инокультурных традиций в местную среду. Что же касается государственных образований, то здесь на первый план выдвигаются экономические факторы, предполагающие определенную систему организации самого производства (дифференциация, регламентация, институт ученичества и т. п.) и сбыта продукции..."

Полный анализ здесь - http://bookz.ru/authors/zav_alov-vladimir/istoria-_206/page-13-isto...

Инновации вносились - но распространения не получали. Лишь технологическое подражание.

Далее.

"..На основании проанализированных, весьма немногочисленных находок можно лишь предположительно наметить следующую линию развития плетей сложносоставной конструкции в районе средней Оки. Вероятно, сложная конструкция плетей, состоящих из рукояти с дополнительными деталями и ремня с утяжелителями, заимствована из сарматской среды. Этот тип иллюстрируют находки из могильника Кораблино. В дальнейшем местные мастера, в целом следуя уже известной схеме, но несколько упрощая её, дополняют декор плети элементами местной поясной гарнитуры («приношение» из могильника Гавердово). И, наконец, плеть из Никитинского могильника сделана по чрезвычайно упрощённой схеме и весьма отдалённо напоминает прототипы IV в. н.э.

 Таким образом, представляется, что развитие плетей сложносоставной конструкции шло по линии упрощения схемы, отказа от различных дополнительных деталей. А это свидетельствует о том, что употребление этих предметов не было традиционно присущим для местного населения, а было заимствовано у соседних, возможно, позднесарматских племён.."
http://kronk.spb.ru/library/ahmedov-ir-1991.htm

Т.о. в среде финно-угорских народов не только не происходило развития своих инноваций, но и внесённые из вне, более совершенные технологии, как правило не получали развития, если не было мощного притока инокультурного населения. А наоборот - максимально упрощались, примитизировались и копировались на значительно более низком уровне. 
 В тоже время подражание более совершенным технологиям говорит о востребованности таковых, но воспроизвести эти технологии не могли по каким-то причинам. 

 Другой пример - пришлые Среднесурские племена Именьковской культуры уже знали передовые формы земледелия, включая плужную обработку земель, железные косы, серпы из качественного металла, культивацию ржи, овса, просо, ячменя, гороха, пшеницы. Передовые формы животноводства. 
 Казалось бы, надо перенимать. Но нет, так и не переняли. Мотыжное земледелие так и оставалось основной формой у присурских финно-угров чуть-ли не до времён Руси. С другой стороны, именьковские племена куда-то подевались, растворились, мигрировали и т.д.( спорный момент), а эрзя и мокша до сих пор сохранились. 

Просмотров: 122

Пусъёс

© 2017   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования