Uralistica

технореализм

мне кажется, что современное финно-угорское искусство, в частности удмуртское искусство совершенно забывает и тем самым не делает важного шага в осознании своих собственных предпосылок и условий возможности - оно напрочь забывает о том контексте, в котором оно существует. Удмуртское искусство фокусируется на определённый фрагментах картины мира удмуртов: природа, древняя языческая традиция, сельская жизнь. При этом совершенно выпадает важнейшее условие, ежедневно присутствующее в жизненном мире многих творцов удмуртского искусства - весь промышленный и прочий индустриальный и оборонный бэкграунд Ижевска, столицы Удмуртии и центра удмуртских культурных инициатив. Почему-то сформировалась такая структура, что все национально-отмеченные акты удмуртской культуры в Ижевске носят а-индустриальный и а-техногенный (и даже контртехногенный) характер, а создание новых памятников и артефактов, закрепляющих индустриально-оборонный образ Ижевска, воспринимается как наступление на удмуртский образ Ижевска. Памятник Герда против монумента рабочим пушечного завода. Не пора ли сделать ход конём - вовлечь в удмуртское и весь этот промышленно-индустриальный континууум удмуртского жизненного мира? У меня много знакомых удмуртов, которые работают на высокотехнологичных промышленных и оборонных предприятиях Ижевска, но удмуртская культура по-прежнему носит подчёркнуто антимодернистский, антитехнологический характер. В различных манифестах деятелей, пытающихся реанимировать удмуртское язычество и реакуализирующих весь комплекс мифологического мировоззрения, рельефно выступают выпады против мира технологии и цивилизации. Пока деятели удмуртской культуры закрывают глаза на индустриальных монстров, конституировавших ландшафт и облик Ижевска (не будем забывать о том, что город долгое время носил имя Завод), довольствуясь более прекрасными творениями природы и традиционной (связанной с аграрным укладом) жизни удмуртского общества, выпадает очень важный сегмент удмуртского жизненного мира, культурным продуктам не достаёт чего-то реального, они словно бы созданы на фундаменте сокрытия и умолчания.
собственно говоря, уже Герд был первым промреалистом, увидевшим в машинах и заводах оживших древних хтонических существ.
Совершенная неправда, что удмурт чувствует себя комфортно только в тени густого леса, ежедневная практика показывает, что удмурт чувствует себя комфортно и в цеху промышленного производства, и в офисе инженерной фирмы, и намерен расти в своей профессиональной карьере в этой области.

Включив промышленность и технологию в фокус удмуртского осмысления, мы сможем придать им характер развития, дружелюбный к окружающей среде и не разрушающий удмуртских порядков. Но вследствие этого включения и удмуртская культура также должна будет трансформироваться. Удмуртские культурные артефакты, закреплённые в реалиях сельской жизни, должны будут получить новое место жительства - в высокотехнологичной рукотворной среде.
Почему мир технологии не может быть частью удмуртского мира? Да конечно же может!
В этой связи интересны размышления Алексея Широпаева, который анализируя современные славянские неоязыческие движения, различает 2 типологически противоположных друг другу: родноверие и неоязычество. Родноверие, согласно Широпаеву, это попытка восстановления языческих порядков времён дохристианской Руси, которая заведомо невозможна не только потому что исконная традиция прервана и способы работы с ней утрачены (и могут быть лишь смутно восстановлены по историческим реконструкциям, а не изнутри этой системы), но и потому, что сама попытка вновь поверить в могущество природы в век технологии (когда природа воистину стала лабораторией для ремесленников современности) нелепа. Для неоязычника техносфера является легитимной частью природы. "Думаю, что техно-боги не пополнили европейский пантеон по причинам чисто историческим," - замечает А.Широпаев.

я не предагаю нового масштабного направления в искусстве, я просто предлагаю сделать и этот аспект удмуртского жизненного мира предметом рефлексии художников, поэтов и мыслителей.

http://shiropaev.livejournal.com/8643.html#cutid1 - Широпаев

Просмотров: 375

Ответы на эту тему форума

очень интересная статья и очень правильные мысли на мой взгляд!

иллюстрация к манифесту

Пермский край, Березники

 

индустриальный корпус финно-угорского мира

впечатляет....
вот она, где наша мощь таится
только на картине не техно, а индастри )
супер:) в финно-угорских землях много полезного - и газ, и нефть... Интересно сколько остается денег от продажи газа и нефти в финно-угорских республик и сколько уходит в Москву? Если все деньги бы остались на Месте то финно-угры жили бы лучше чем Москва так как в Москве нет ни газа ни нефти...

татары встроили научно-технический прогресс в русло своей культуры

 

СуперАлиса - Робот

 

помогите придумать звучное название для этого направления

RSS

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования