Uralistica

Я как-то предлагал в марийской группе вконтакте найти такой памятный день в Истории марийцев .

Может и вы найдёте его для своих народов . Для марийцев я предлагал сделать праздником - гениальную засаду , уничтожение флотилии Палецкого с большим нарядом огнестрельным и 30000 войском в 1524 году - тогда на Москве ещё поговорка появилась - С одной стороны черемиса а с другой берегися . В результате этой победы была снята осада Казани . Тем-более историк Худяков и время этой битвы сообщал и место - Малый Сундырь . Давайте Дни воинской Славы ваших народов .

Просмотров: 846

Ответы на эту тему форума

Не ситаю почитание героического прошлого своего народа напыщеностью ... а дату этого праздника не обязательно знать точ в точь (с многочисленными сменами календаря она вполне могла сместиться у всех народов) . Не думаю что Куликово поле или Невскую битву отмечают день в день . А вообще это может же быть и не столь отдалённое время как 1524 год допустим и не обязательно победа как у черемис . Поражение бывает не менее героичным (на Украине вроде таким праздником обьявили уничтожение какогото национального подразделения в Гражданску войну) .

Поистал свою старую тему вконтакте - у украинцев это Бой под Крутами . 

А по марийски такой праздник звучал бы так - "салтак-влакын чап кечышт"

"От нечаемыя наших беды тоя рати в лодиях на Волге черемисы злыя казанския наших поби , весь яртоульный полк , убиша 5000 , передовой полк весь побиша 15000 , а от большаго полка 10000 неким ухищрением . В теснинах бо рки тоя , и местех островных , запрудиша великим древием и камением и доспеша аки праги , и ту сгрузившимся ладьям и друга от друга сокрушахуся . И к тому спереди и созади черемиса стужавше их стремлением и убиванием , не пропущающе их . И подсецаху великое древие во , дубие , осокорие , и держаху на ужищах и на ладьях пущаху с высоких гор и з берегов сюду же миновати , и погружатися от единаго дерева ладьям 5 и более с людьми и с запасом и стенобитным нарядом . Много пушек великих и малых погрязе , много людей истопаша , и метахуся сами в воду от страха . После того же вешние воды лета того весь наряд огненный и ядра , и зелие , и пушки черемиса поизвлече и всё в Казань отпроводиша , и воинских вещей себе понабраша ..."Казанский летописец

Значит , если верить Карамзину - то сражение на Итяковом поле (в котором московиты разбили казанцев) и уничтожение черемисами конного отряда из 500 всадников (сопровождавшего флотилию Палецкого) и самой флотилии было в одно и тоже время .
Сражение на Итяковом поле длилось с 28-30 июля . Получается и разгром флотилии Палецкого приходится на это время .

Вот Герберштейн не говорит о казанцах , а говорит о черемисах .
"В то время , как русские предавались напрасному промедлению , они истратили продовольствие , которое привезли с собой , и начали страдать от голода , ибо подвести ничего было нельзя , потому что черемисы опустошили все окрестности и следили за движением врага так тщательно , что государь не мог ничего узнать о нужде , от которой страдало его войско (да и они сами не могли подать ему никакой вести). Вследствии этого Василий назначил двоих : одного , князя Иоанна Палецкого , грузить в Новгороде суда продовольствием , плыть оттуда вниз по реке к войску и , оставив там продовольствие и узнав истинное положение дел поскорее вернуться к нему ; другого с той же целью он послал с пятьюстами всадниками сухим путём , но и он (начальник) и его (войско) были перебиты черемисами (на которых они наткнулись) , и только девятерым удалось в суматохе спастись бегством . Тяжело раненый начальник умер в руках у врагов на третий день . Когда молва об этом поражении достигла войска , то в лагере настало сильное замешательство , усугубившееся вдруг пронёсшимся пустым слухом о полном истреблении всей конницы , так что никто не помышлял ни о чём , кроме бегства . Хотя в этом были все согласны , но всё ещё не знали , возвращатся ли им вверх по реке , что было всего труднее , или спуститься вниз , пока не доберутся до других рек , из которых потом можно будет вернутся посуху длинным кружным путём . В то время , как они предавались таким размышлениям , будучи сверх всякой меры мучимы голодом , вдруг явились те девять человек , которые спаслись после поражения пятисот , и сообщили , что должен прибыть Иоанн Палецкий с припасами . (Хотя он и торопился , но) по несчастному стечению обстоятельств потерял большую часть судов и явился в лагерь лишь с немногими . Именно когда он , утомившись от продолжительных трудов , однажды ночью высадился для отдыха на берег Волги , немедленно прибежали черемисы и , громко крича , стали выпытывать , кто это проплывает . Слуги Палецкого , думая , что это рабы плывших на судах , осыпали их бранью и пригрозили высечь их плетьми на следущий день , если те несносными воплями будут тревожить сон и покой их господина Черемисы ответили на это : "Завтра у нас с вами будет другой разговор , ибо мы всех вас отвезём связанными в Казань". И вот рано утром , когда солнце ещё не взошло и весь берег был окутан густейшим туманом , черемисы внезапно напали на корабли и навели на русских такой ужас , что начальник флота Палецкий , оставив в руках врагов девяносто крупных судов , на каждом из которых было по тридцать человек , отчалил от берега на своём корабле , поплыл по середине Волги и под покровом тумана почти нагишом добрался до войска . Вернувшись затем оттуда в сопровождении многих судов , он испытал ту же участь и вторично попал в засаду черемисов . Потеряв шедшие с ним корабли , он едва ушёл целым с немногими людьми" Герберштейн С. "Записки о Московии"

Вот ещё информация о другой победе из книги Бахтина А.Г. - "Летом 1573 года из Курмыша "в черемису" было направлено войско численностью 8000 человек . Его возглавляли И.С.Туренин и Ф.М.Лобанов-Ростовский . Но поход не достиг успеха . По сообщению польской разведки , восставшие черемисы разгромили царское войско и осадили Казань ." Но слишком мало информации об этой победе и точную дату трудно найти .

'' Но о каких конкретных днях может идти речь, если нет фиксированных  повторявшихся тенденций, вещавших о силе и о мощи народов, нет достоверной истории ?? Любая же реконструкция - на много процентов есть вымысел! ''

 

да, на много процентов есть вымисел, согласен, но как тогда реконструировать дату когда нет точных данных, и если событие очень важное? Например очень важное событие является день коронации первого короля Литвы Миндовга, но день коронации плавает примерно в течении недели - то есть 7 дней - и в каждий день из этой недели могла произойти коронация. А дата важная, ее надо как то увековечить, вот и делается какие то решение как реконструировать дату. Тут в этом нет ничего плохого.

Этот Подвиг , моих предков в 1524 году минимум на одно поколение отодвинул руссификацию Поволжья . Возьми тогда Москва Казань и глядишь и не было бы сейчас марийцев . Глядишь и я бы был Ваней Ивановым (без роду , без племени , без тамги , без памяти о предках) .

Черемис потому что ник такой (выбрал себе его очень давно - после прочтения в ддетстве Истории государства Российского - Карамзин хорошо писал о свободолюбии моих предков , потому что уважаю предков известных в истории под этим именем .

В общем вам нечего поведать о Днях воинской славы =)

Думаю венгры смело могли бы назвать таким днём - победы над императорами священной Римской Империи или сражения с Турками и Монголами , ну или знаменитое восстание против Коммунизма (первая страна вставшая на путь свободы на социалистическом пространстве) .

В качестве эксперимента вбил в гугле день воинской славы с вариантами Венгрия Эстония и Финляндия и понял что в отличии от славян (русских и украинцев) финно-уграм этот вопрос не актуален .

Венгры , почти как славяне , увлеклись историческим прошлым - помпезно чтут Дни Воинской Славы . Хотя , по генам , они действительно в большей степени славяне чем уральцы уже .

4 июля венгры отмечают славную страницу своей истории – годовщину битвы при Прессбурге 

В Будапеште 22 июля отметили годовщину снятия венгерскими войсками Яноша Хуньяди (János Hunyadi) осады Белграда в 1456 году османами.

28 июля и марийский День Воинской Славы наступит - пусть пока я его и один отмечу =)

Хотелось бы конечно , в эти дни 28-30 июля , побывать на Малом Сундыре когда-нибудь ...

Посмотрел сегодня клип группы Карпатия посвящённый героической обороне крепости Эгер от турков . Интересные параллели возникли - октябрь 1552 года - крайний Восток Европы - взятая штурмом Казань и героическое сопротивление (непосредственные участники финно-угорский народ черемисы - причём с обоих сторон - горные за Москву , луговые за Казань) и Центральная Европа октябрь 1552 года Венгрия - осада турками крепости Эгер другого финно-угорского народа венгров . В Центральной Европе - Ценности Христианства защищали от Джихада , в Восточной Луговые черемисы стояли за язычество и Ислам от крестоносной хоругви Ивана 4 .

P.S. Такова судьба большинства финно-угров - быть между сверхдержавами и мировыми культурами и религиями и сражаться на стороне одной из них и не стоит их винить - люди проявляли героизм не только во благо хозяев но и во благо союзников .

А сейчас пожалуй схожу за норильским пивом - помяну героических предков в эти дни 28-30 июля полегших на Итяковом поле в трёхдневной сече и более удачливых предков в эти же дни нанёсших крупнейшее поражение Москве на Волге у Малого Сундыря .

как пиво? 

''А сейчас пожалуй схожу за норильским пивом''

RSS

Пусъёс

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования