Uralistica

Что Вы знаете о буртасах?


вспомнить о них меня заставила страница виртуального музея, посвященного истории буртас, рекомендованная Numulunj pilgae.
история необыкновенная.в селе Сканово Наровчатского района Пензенской области несколько энтузиастов заняты сбором материалов о народе буртасы, который в их реконструкциях предстает не как очередной поволжский народ, а народ со значительным "ведическим" бэкграундом. На полном серьёзе, история буртас делится на 2 периода: брахманистский и христианский. а еще утверждается, что буртасы поклонялись богу Сурье еще задолго до индусов, которые заимствовали веру а ариев, а у буртас вера в ведических богов была испокон веков.

интересно: имеет ли этот сюжет хоть какое-то отношение к буртасам?
или это очередная попытка примоститься к древней арийской культуре?
в том же духе, что и параллели между именем народа мокша и названием состояния выхода из цикла перерождений)

Просмотров: 6158

Ответы на эту тему форума

оу. это интересно. в пензе есть в ленинском районе, рядом с микрорайоном арбеково, район буртасы. это там где проспект строителей, где онкологический центр.
судя по этим картам народ буртасы сосуществовал и жил по соседству с мокшанскими поселениями и образовался судя по всему в IX веке н.э., так как к Х веку они уже отображались на катрах юго-западнее поселений мокшан. может быть мокшане и есть предки буртасов?

Буртасы (тат. бортас(лар)) — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX в., в русских литературных памятниках — с XIII в. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной.

Первоначально жили вдоль западного берега Волги между волжскими булгарами и хазарами, примерно на территории современных Саратовской, Ульяновской и Пензенской областей. С конца VII в. буртасы находились под властью Хазарского каганата. В VII—X в. через их территорию двигались на север булгары, постепенно занявшие северные земли буртасов. С конца X в. после падения Хазарии платили дань то русским княжествам, то Волжской Болгарии. В XI в. буртасы продвинулись далее на северо-запад, в верхний бассейн Суры (около г. Городище Пензенской области расположены останки древнего города Буртас) и частично Мокши и Цны (ср. например, река Буртас на западе Пензенской области). После монголо-татарского нашествия XIII в. буртасы окончательно исчезли, смешавшись с половцами, булгарами и мордвой. По-видимому, оказали влияние на формирование культуры мишарей и мордвы.
В районе села Наровчат (верховья Мокши, северо-запад Пензенской области) находятся остатки предположительно буртасской крепости.

Теории происхождения

Этнолингвистическая принадлежность буртасов определяется гипотетически. Существует три основные версии.

Мордовская
Предполагает буртас частью финно-угорского массива, возможными предками мордвы. (А. П. Новосельцев) Теория связывает их с памятниками городецкой археологической культуры[1] [2].

Алано-асская
Археолог Г. Е. Афанасьев, отождествляет буртас с аланами, приводя иранскую этнимологию буртас от furt as или асы, живущие у большой реки (Г. Е. Афанасьев, Прицак О. И.)[4]. Е. С. Галкина приводит факты трупосожжения у буртасов и отождествляет их с аналогичными ритуалами у сармато-алан[5].

Тюркская теория
Предполагают тюркоязычность буртас и их родство с волжскими булгарами. (М. З. Закиев, А. М. Орлов, А. Х. Халиков). [6][7]

Буртасы занимались земледелием, скотоводством, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами. Единого правителя не имели, управлялись старейшинами. Ополчение буртасов насчитывало до 10 тыс. воинов, совершавших набеги на булгар и печенегов.
история одного парня о Буртасах

Моё детство прошло в сельской глубинке на западе Пензенской области, рядом с Тамбовщиной. В детстве меня очень удивляли названия местных рек: недалеко текла река Орьев, которая впадала в реку Буртас. (Буртас, кстати, впадает в Вишу, на которой когда-то стоял монастырь, где в восьмилетнем затворе стяжал Святой Дух святитель Феофан). Что означают названия этих рек, я не знал. И объяснить мне никто не мог.

Однажды я узнал, что не очень далеко есть село, старики которого между собой разговаривают на каком-то своём языке. Молодёжь этот язык уже не понимает.

Позже, в ранней юности, приехав сюда летом на каникулы, я, фанат Миклухо-Маклая, Арсеньева и Пржевальского, подбил нескольких приятелей на этнографическую экспедицию. Мы выпросили у брата моей бабушки мотоцикл с коляской и поехали. Экспедиция вылилась в дегустацию самогонки. Я не смог удержать моих спутников и, в конце концов, не устоял и сам.

В невменяемом состоянии горе-этнографы поздно вечером двинулись в обратный путь. Мы свалились в кювет уже на подъезде к родной деревне и остаток звёздной тёплой ночи безмятежно проспали в придорожной траве. Позднее я пытался расшифровать каракули в своей записной книжке, сделанные ещё в тот момент, когда рука была в состоянии держать карандаш. Из записей следовало, что буртас – это название людей, которые тут живут. Так я узнал имя своих предков.

Потом я поступил на исторический факультет. В той истории, которую нам преподавали, про буртасов ничего не говорилось. Чего с неё взять, с той истории, если какая-то Киевская Русь изучалась нами целый год, а, например, государство, современное Киевской Руси, но гораздо более цивилизованное и крупное, Волжская Булгария, да к тому же на бывшей территории которой мы жили, – удостоилась только пары кратких упоминаний!

Русские летописи о буртасах упоминали совсем немного, тем более, что буртасы не были самыми близкими соседями, а жили где-то за мещёрой, мерей, мокшей и муромой. Зато выяснилось, что, начиная с десятого века, буртасов многократно упоминали мусульманские географы: Истахри, Ибн Хаукал, Масуди, Ибн Русте, Гардизи, Ибн Хордадбех, Марвази… Надо заметить, в пору расцвета Халифата мусульманские учёные значительно опережали христианских. Это относится не только к математике, медицине и астрономии, – к географии тоже.

Работу вычленить из работ мусульманских географов сведения о буртасах (равно как и о других народах Восточной Европы) уже сделал выдающийся советский востоковед Борис Николаевич Заходер в книге "Каспийский свод сведений о Восточной Европе", опубликованной в 1962 году. Из этой книги я и взял сведения о моих предках.

Язык булгар походит на язык хазар, у буртасов же другой язык, язык руссов не походит на язык хазар и буртасов.
Т.е. буртасы не тюрки и не славяне. Кто-то из российских языковедов (И.Г. Добродомов) провёл анализ языка буртасов, используя сохранившеся в письменных источниках слова и топонимы. Оказалось, что буртасы и не угро-фины (как считалось ранее). Результаты таковы – язык буртасов относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. На его взгляд буртасы – лесостепные асы. Южная ветвь асов (также известная как аланы) осела на Северном Кавказе, её предками являются осетины. Из ныне сохранившихся языков наиболее близок исчезнувшему буртасскому осетинский. Предками и алан, и буртасов были, вероятно, сарматы.

Буртасы находятся между булгарами и хазарами; между буртасами и хазарами расстояние в 15 дней пути.
Булгары – это предки нынешних средневолжских тюрок (камских татар и чувашей), хазары жили в северном Прикаспии, следовательно, буртасы обитали в Среднем Поволжье.

Соседствуя с хазарами, буртасы живут на реке, название которой также Буртас (или Итиль);
Итиль – так называют до сих пор Волгу поволжские тюрки. Буртасы эту же реку называли Буртас. Небольшая река Буртас, о которой я упоминал вначале, течёт на западе Пензенской области, впадает в Вишу, а Виша в Оку. Раньше в Пензенской губернии было минимум пять селений, чьё название включало слово "буртас". Судя по всему, тут была западная граница ареала обитания буртасов. Есть версия, что сюда они были оттеснены после монгольских походов. Восточной границей, видимо, служила Волга, что следует из такого вот сообщения:

К востоку от области буртасов река Итиль, к югу – хазары, к западу – в.н.нд.рр., к северу – тюркские печенеги.
Ранее приводилась цитата о нахождении буртасов между хазарами и булгарами. Вряд ли мусульманские географы могли спутать булгар с печенегами, хотя и те, и другие тюрки. На некоторых картах этого времени Жигулёвские горы называются Печенежскими. И здесь же – южные рубежи волжских булгар. Печенеги на какое-то время вклинились между буртасами и булгарами. Позднее печенеги двинутся на запад, после стычек со славяноруссами закончат своё движение уже на Балканах, где будут разгромлены византийцами. Предполагают, что потомки печенегов – живущие на юге Молдавии гагаузы.

От области буртасов до хазар все степь, дорога – благоустроенная, с источниками, деревьями, текучими водами; некоторые же, отправляясь от буртасов к хазарам, плывут по реке Итиль на судах, а некоторые (путешествуют) сухим путем.
Здесь и сейчас степь.

Земля буртасов – обширная; они живут в лесах (или: земля буртасов – ровная; большая часть их деревьев – халандж; это дерево они вывозят в Хорасан).
В Хорасан возили преимущественно дерево хвойных пород.

Земля буртасов в длину и ширину – 15 дней (или 17 дней, или полтора месяца) пути; здесь много торговых мест.
Размеры и границы могли меняться. Но местонахождение более-менее локализовано: леса по правобережью Средней Волги на 15 дней (17, или полтора месяца) пути.

Буртас – название области, так же, как Рус, Хазар; Сарир – название царства, а не города и не народа.
Область обитания буртасов называлась Буртас, а их царство Сарир? Хотя царство было немного странное – без царя…

У буртасов нет главы или начальника, который управлял бы ими; в каждой местности у них имеются один или два старца, которые вершат дела (или суд) между ними.
Т.е. буртасы сохранили архаичную социальную структуру с верховенством не воинов, но жречества (подобного индийским брахманам или кельтским друидам).

Буртасы делятся на два разряда: одни предают мертвых сожжению, другие хоронят их.
Т.е. у буртасы были веротерпимы. У них сосуществовали минимум две религиозные системы. (Интересно, что дожившие до нынешних времён родичи буртасов осетины также многоконфессиональны: христиане мирно уживаются с мусульманами плюс сохраняются архаичные обряды.) Либо, что менее вероятно, внутри одной системы существовали разные обряды погребения.
Археологи находят в этом ареале следы и того, и другого ритуала.

Вера буртасов походит на веру гузов.
Если исходить из того, что гузы – тюрки, видимо, тенгрианство (?). Вообще же у гузов присутствовал и иранский компонент, обитавшие в более древние времена в тех же степях саки были ираноязычны и, кстати, саки очень близки по быту и языку к предкам буртасов – сарматам.

Буртасы постоянно воюют с булгарами и печенегами.
И булгары, и печенеги в это время массово переселялись: первые из Приазовья в Прикамье, вторые из уральских степей на Балканы. Путь и тех, и других лежал сквозь землю буртасов, немудрено, что им приходилось воевать.
Хотя позднее часть буртасов будет ассимилирована именно булгарами, утеряв язык и приняв ислам, они сохранят определённое своеобразие быта. Самоназвание булгаризированных потомков буртасов – "бурташи". Живут они восточнее мест, где застали буртасов мусульманские географы, на левобережье Волги. Видимо, бежали от наступающего русского государства.

Оружием буртасов служат два кинжала, секира, лук, у них нет панциря и кольчуги; лошадью из них владеет не каждый, а только тот, кто обладает многим достатком; их одежда – архалук и халат; у них – головной убор, а чалму завязывают вокруг него.
Археологи приблизительно такие арсеналы и раскапывают в этих местах. Чалмой арабы могли счесть платок.

Буртасы находятся в подчинении царя хазар, они поставляют десять тысяч всадников.
Видимо, буртасы в какой-то момент стали вассалами хазарского кагана. Вряд ли десятитысячная конница составляла всё войско буртасов, т.к. далеко не все буртасские воины были всадниками.

у них деревянные дома, в них они живут зимою, и шатры, в них они обитают летом;
Традиция летом переселятся из изб в более лёгкие постройки, готовя пищу на летней кухне, сохранялась в этих местах вплоть до прошлого века.

У буртасов (обширные) пахотные поля.
Очевидно, буртасы занимались подсечным земледелием.

Наибольшая часть достояния буртасов – куницы, из шкур которых делают шубы. Имеется у буртасов мед, а также верблюды, крупный рогатый скот (или коровы), овцы (или свиньи).
Т.е. кроме земледелия – охота, собирательство, скотоводство. Быт мало отличается от быта древних славян.

У буртасов нет фруктов, и вино их – из меда.
О, медовая брага, медовуха. Рулез.

Когда поступит один из буртасов вероломно по отношению к другому, начнет его притеснять, причинит ему ранение или побои, тот, другой, не примирится, пока не добьется возмездия.
Один мой знакомый, которому я рассказывая о буртасах, привёл этот отрывок, заметил: Немудрено, что этот народ исчез. С такими замашками в России не выживешь. Ишь, правозащитники какие!

Когда буртасская девушка достигает зрелости, она перестает повиноваться своему отцу, выбирает сама того, кто ей понравился из мужчин, тот мужчина сватается сам (или через свата) и женится на девушке.
Арабов такой протофеминизм, надо думать, шокировал.

Вообще облик народа вырисовывается привлекательный: мои предки не были мужскими шовинистами, кроме прочих плюсов. И централизованной власти не имели, жили почти по Прудону и Кропоткину. (Интересно, что, когда эти земли войдут в состав гигантского Булгарского государства, местным жителям будет даровано право САМИМ избирать губернатора. В этом смысле путинская эрэфия оказалась куда реакционнее и деспотичнее раннего средневековья!). И профессионалам-воякам власть не уступили, предпочитая спорные ситуации разрешать с помощью не тех, кто сильнее, а тех, кто опытнее и мудрее. И вероломство не поощряли и не прощали. (У соседей-славян, например, вероломство было настолько распространено, что даже в туалет в одиночку ходить было опасно. Один какал, другой на стрёме стоял, чтоб не ограбили. Женщин же руссы вообще в грош не ставили – одних запирали дома как в тюрьме, других (рабынь) трахали прилюдно не стесняясь).

Ну, и напоследок, ещё одно лестное свидетельство арабских географов о моих предках:
Буртасы – стойки и неустрашимы; они – совершенны лицом и общим видом.

Сегодня потомки буртасов разговаривают на русском языке и считают себя русскими (правда, бурташи считают себя татарами). Шотландцы, например, говорят на английском, но англичанами себя не считают. Но шотландцы сохранили память о своём народе и своей истории. Буртасы же эту память утеряли.

Но, как пелось в одной песне ныне скурвившегося музыканта: Пора вернуть эту землю себе. И в песне ещё одного, тоже ныне скурвившегося: Время менять имена.

Это не значит – оскорбить и унизить того, кто носит другое имя. Это значит – вспомнить, кто ты сам.
можно ссылку на источник?

Карташов Сергей said:
история одного парня о Буртасах
на какой именно из источников?

Ortem said:
можно ссылку на источник?

Карташов Сергей said:
история одного парня о Буртасах
http://q-iber.livejournal.com/39145.html

Ortem said:
можно ссылку на источник?

Карташов Сергей said:
история одного парня о Буртасах
БУРТАСЫ.
Во втором, или среднем топонимном пласте – названия рек средней протяженности, приблизительно от 100 до 200 км: Арчада, Атмис, Инза, Исса, Кадада, Сердоба… Формирование данного слоя относится к VIII–XIII столетиям нашей эры. В это время в лесах и лесостепи хозяйничали мордва и буртасы. Одни – в Засурье (Волжская Булгария), другие на Выше (Рязанское княжество). Степная часть области представляла собой районы обитания кочевников, где разговорными языками были то кипчакские, то булгарские, то буртасские, то иные наречия. Причем установить последовательность их смены не представляется возможным из-за мобильности кочевников. Другая сложность – «буртасский вопрос». Как установлено, буртасы жили в составе Волжской Булгарии, имея города на территории нынешних Городищенского, Шемышейского и Земетчинского районов. Они прибыли в Пензенский край в IX или VIII веках из Хазарии. Именно в этот период в пензенской лесостепи появился этнос, носитель признаков салтово-маяцкой (хазарской) археологической культуры. Пришельцы построили десятки городов-крепостей с валами и рвами. Ориентировка и расположение укреплений в Засурье, Заузинье, на правых берегах Выши и Вада говорят о том, что буртасы враждовали со степными соседями и Рязанским княжеством. Волжская Булгария оставалась в тылу их крепостей (см. схему 1), значит, буртасы защищали ее дальние рубежи от рязанцев и Степи. В 1293 г. буртасские земли захватил ордынский князь Бахмет, произошло отделение Буртасии от Булгарии. Не исключено, что именно в этот момент буртасы отшатнулись к рязанцам.
Естественно, за 400 лет обитания в Посурье буртасы не могли не оставить следов в топонимии. Но на каком языке они говорили? Н.Ф. Калинин, В.Ф. Генинг, Е.П. Казаков и другие считали их потомками племен именьковской археологической культуры, живших во второй половине VI – VII веках в устье Камы, к востоку от нее, на территории юго-восточного Татарстана [Казаков Е.П. Новые исследования памятников именьковской культуры в Закамье. / Вопросы этнической истории Волго-Донья в эпоху средневековья и проблема буртасов. – Пенза, 1990, с. 29–33]. Ш.З. Бахтиев видит в буртасах народ хазаро-булгарского происхождения, чувашей [Ш.З. Бахтиев. Буртасы – предки чувашей. / Там же, с. 10–14]. П.Д. Степанов и П.Н. Черменский сближали буртасов с древними венграми. Воззрениям Степанова и Черменского не противоречат выводы современного волгоградского археолога Е.В. Круглова, работавшего с памятниками авиловского типа салтово-маяцкой культуры VII–XI веков и называющего ее представителей протовенграми [Е.В. Круглов. Памятники авиловского типа и проблема их этнокультурной атрибуции. / Там же, с. 46–50].
Профессор А.Х. Халиков видел в буртасах тюрков, выходцев из Приаралья и Южного Приуралья. Оттуда они в IX веке переместились в Волго-Окское междуречье, где испытали влияние мордвы и булгар, составив в X–XIII веках «автономную часть Волжской Булгарии». Находясь в Приуралье, буртасы, по Халикову, «контактировали с венграми-мадьярами и их предками». «Достаточно длительные контакты» мадьяры имели с буртасами в IX веке, когда двигались в Паннонию и остановились на Среднем Дону. Халиков утверждал, что соседство предков буртасов с венграми было настолько тесным и длительным, «что имя мадьяр нередко, очевидно, переходило и на буртас» [А.Х. Халиков. Буртасы и их историко-археологическое определение. / Там же, с. 88–97]. В наши дни следы угорского компонента «улавливаются в материальной и духовной культуре сергачских мишарей» [Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. – М., 1972, с. 17]. Халикова поддержали М.Р. Полесских и Г.Н. Белорыбкин, а также В.В. Гошуляк [В.В. Гошуляк. История Пензенского края. Кн. I. С древнейших времен до начала XIII века. – Пенза, 1995, с. 75–99]. Ценный вклад в буртасоведение внес А.В. Расторопов, организовавший межобластную научную конференцию по буртасам, считающий их потомками мадьяр [Вопросы этнической истории Волгодонья в эпоху средневековья и проблема буртасов. Тезисы к межобластной научной конференции 23–27 января 1990 года. – Пенза, 1990].

Схема 1. Буртасские археологические памятники
Оказавшись в поле влияния хазар как осколок кочевавших в Паннонию мадьяр, буртасы, по-видимому, стали служить иудейской верхушке Хазарии. Затем по неясным причинам в VIII веке ушли с Каспия на Суру, где попали в политическую зависимость к волжским булгарам и стали им служить. Трудно сказать, насколько глубоко в буртасско-угорскую речь проник булгаро-хазарский компонент, пока они жили среди народов Каспийского царства. Но примерно двести лет в чужой языковой стихии, а именно столько жили буртасы в Хазарии, немалый срок для того, чтобы насытить свою лексику булгарскими словами Историческая параллель – масса тюркизмов в языке донских казаков, хотя они не служили крымским татарам и ногайцам, а только граничили с ними. Можно предполагать, что к моменту появления на пензенской земле буртасы уже говорили по-булгарски, хотя какие-то слова родного языка должны были остаться. Историки, сомневающиеся в угорских корнях буртасов, ссылаются на то, что под Пензой обнаружено лишь одно мадьярское захоронение (Армиёво). Значит, буртасы – не мадьяры, говорят они. Но массовые захоронения отсутствуют на всем пути мадьяр от Урала до Карпат [Финно-угры и балты в эпоху средневековья // Археология СССР с древнейших времен до средневековья. В 20 томах. – М., 1987, с.236–239]. Это не значит, что они прилетели в Паннонию на самолете. Возможно, мадьяры сжигали покойников (армиевский могильник), или опускали в реки, или, обернув в кору, размещали на сучьях деревьев. Потому и не осталось следов.
К концу XII века буртасы, либо их часть, «отложились» к Рязанскому княжеству. В 1203 году азербайджанский поэт и ученый Низами из Гянджа создал поэму «Искандер-наме» с описанием сражения царя Искендера (его прообразом послужил Александр Македонский) с русами. На стороне русов выступали хазары, буртасы, аланы и какие-то исуйцы. Появление у Низами хазар связано с тем, что они были соседями азербайджанцев. Тем не менее поэт упомянул о них лишь однажды. В центр повествования о сражении он поставил русов и буртасов. Он охарактеризовал последних как народ непритязательный, воевавший на конях. На головах у них лисьи шапки, на плечах – недубленые, простейшие, безыскусные, шкуры [Низами Гянджеви. Лирика. – М.-СПб., 2001, с. 307]. Так могли быть одеты представители охотничьего племени. Описываемое сражение, естественно, – выдумка поэта. Реальный Македонский жил за тысячу лет до появления буртасов на исторической сцене. Поэт осовременил полководца. Но для нас важен сам факт, что в глазах просвещенного восточного человека, каким был Низами, русские и буртасы в канун монгольского нашествия воспринимались как союзники! Легко предположить, что Низами встречал буртасов на базаре в своем Гяндже. Ведь он, как пишут специалисты по его творчеству, любил бывать на базаре, знавал русских купцов, «основных поставщиков пушнины на рынок Гянджи», в его поэме встречаются русские имена собственные Чудра, Ерема, Купала [Там же, предисловие И.Н. Казариновой, с.10–11]. Буртасы же могли охранять русские купеческие караваны.
Второе свидетельство союза рязанцев и буртасов – их действия в канун сражения на Куликовом поле. Буртасы были в составе войска Мамая, в согласии с князем Олегом Рязанским. Нетрудно догадаться, что общность судьбы русских и буртасов диктовалась общностью географической. Не случайно именно в Мещере и на Средней Цне находятся топонимические параллели пензенским ис-овым гидронимам: Колаис, Ломовис, Печенвиса, возможно, Ермиш – приток Мокши. Не противоречат топонимике и выводы археологов. Специалист по истории мордвы А.Е. Алихова пришла к заключению, что среднецнинские могильники мордвы загадочно богаты предметами, составляющими признаки салтово-маяцкой (хазарской) культуры. Историк даже заколебалась: не буртасские ли это могильники? [Алихова А.Е. Из истории мордвы конца I – начала II тыс. н. э. / Из древней и средневековой истории мордовского народа. – Саранск, 1959, с. 32–33].
Поскольку буртасонимы входят в класс речных имен, они должны включать в себя понятие «река», «вода». Во-вторых, буртасы, жившие в эпоху развитого феодализма, не могли не оставить после себя владельческих названий, «когда каждый клочок земли стал чьей-нибудь собственностью», а имя владельца оказалось главным различительным признаком (Никонов, 1965, с. 30). Не случайно в ряде буртасонимов просматриваются языческие чувашские мужские имена: Казарка, Кяндя, Мамадыш, Черыкайка и т.д. Они могли закрепиться в период вхождения территории нашего края в состав Волжской Булгарии, когда местные феодалы носили древние булгарские личные имена. Больше неоткуда взяться чувашизмам под Пензой.
На основе буртасского языка сложились гидронимы с окончаниями -ис, -дым, -дим, -дюм, -дом. П.Н. Черменский предполагал буртасский генезис гидронимов с окончаниями -ис, -ас, -ус, -ес, -им, -ньга. [Черменский П.Н. Народ буртасы по известиям восточных писателей и данным топонимики / В книге: «Историческая география России. Вопросы географии». Сборник № 83. – М., 1970, 83–94]. В буртасах он видел, как и мы, древних венгров. Его догадка относительно ис-овых топооснов подтверждается. Буртасским апеллятивом, семантически близким термину «вода, река», является ис. Таковых на территории области насчитывается 22, без учета производных топонимов (см. схему 2). Важно заметить, в Нижегородчине, где доминируют мордовские и марийские названия, топоформанты такой разновидности отсутствуют. По крайней мере, в «Нижегородском топонимическом словаре» Н.В. Морохина (Нижний Новгород, 1997), содержащем 4 тысячи статей, таковых нет. Естественен вывод: ис-овые гидронимы в Пензенской области не имеют ничего общего с волжско-финской языковой ветвью, искать им соответствие надо либо в тюркских, либо в «мертвых» языках, каковым является буртасский. Знатоки татарского также считают ис-овые гидронимы чуждыми их языку. Возникает вопрос: если они не мордовские, не татарские и не русские, то чьи?
Дааа... буртасская эпидемия прямо...

RSS

© 2022   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования