Uralistica

Коми-Пермяккез/Komi-Permyaks/die Permjaken/Les Permiaks

Информация

Коми-Пермяккез/Komi-Permyaks/die Permjaken/Les Permiaks

about Permian Komi history, culture, religion, language, law, people, Permian Komi county, Perm Krai (Permland), Bjarmaland


Коми-Пермяки Пермского Края. История, культура, язык. Коми-Пермяцкий округ ПК

Участники: 57
Последняя активность: в понедельник


Коми диалекттэз. А тэнат кытшӧм диалект?

1. Лузско-Летский       ---Коми (Зыряне)  - Республика Коми
2. Верхнесысольский  ---Коми (Зыряне)  - Республика Коми
3. Верхневычегодский  --Коми (Зыряне)  - Республика Коми
4. Печорский  ---------Коми (Зыряне)  - Республика Коми
5. Ижемский  ---------Коми (Зыряне)  -- Республика Коми
6. Вымский -----------Коми (Зыряне)  --- Республика Коми
7. Нижневычегодский --Коми (Зыряне)  ---- Республика Коми
8. Удорский  ---------Коми (Зыряне)  ---- Республика Коми
9. Среднесысольский  --Коми (Зыряне)  ---- Республика Коми
10. Присыктывкарский --Коми (Зыряне) ---- Республика Коми
11. Оньковский   ------------ Коми-Пермяки  : Коми-Пермяцкий округ ПК
12. Нижнеиньвенский    ------ Коми-Пермяки  : Коми-Пермяцкий округ ПК
13. Кудымкарско-Иньвенский - Коми-Пермяки : Коми-Пермяцкий округ ПК
14. Нердвинский  ---------- Коми-Пермяки : Коми-Пермяцкий округ ПК
15. Кочёвский ------------- Коми-Пермяки : Коми-Пермяцкий округ ПК
16. Косинско-Камский ------ Коми-Пермяки : Коми-Пермяцкий округ ПК
17. Мысовский  ---------- Коми-Пермяки : Коми-Пермяцкий округ ПК
18. Верх-Лупьинский  --Коми-Пермяки : Коми-Пермяцкий округ ПК
19. Верхнекамский -Коми-Пермяки (Зюздинцы): Афанасьевский р. Кировской Обл
20. Коми-Язьвинский -Коми-Пермяки (Язвинцы): Красновишерский р-н ПК

(21. Обвинский (угасший) --Коми-Пермяки (Обвинцы): Сивинский р-н ПК)

(22. Чусовский (угасший) --Коми-Пермяки (Чусовцы): Чусовской район ПК)

(23. Чердынский (угасший) -Коми-Пермяки (Пермь Великая):Чердынский р. ПК)

(24. Удмуртский ------- Удмурты  : Удмуртская Республика Удмурты)

ПК = Пермский Край

--

--

Ломоватовская культура V-IX вв

Коми-Пермяккез

ПГУ-ись профессор, историческöй наукаэз сьöртi
доктор Г. Н. Чагин

Коми-пермяккез – увтыр, кöда важ кадсянь олö Пермскöй крайын. Ассис вуж сiя босьтö ломоватовскöй да родановскöй культура йöзсянь, кöда олiс VII-XV веккезын Кама кытшын.

1462 воö Чердыньын – Пермь Великöй юркарын – коми-пермяккез вöлiсö пыртöмöсь христианствоö. 1472 воö пырисö Роч государство пытшкö. 1925 воö Россияын медодззаись вöлi аркмöтöм Коми-Пермяцкöй национальнöй (1977 восянь 2005 воöдз автономнöй) округ. Öння кадö коми-пермяккез олöны Пермскöй крайын.

2002 вося перепись сьöртi Пермскöй крайын олicö 103,5 сюрс коми-пермяк, ны коласiсь 80,3 сюрс морт Коми-Пермяцкöй округын (59%).

Асьнысö коми-пермяккез важынсянь шувлiсö пермяк, пермич, пермян. Быдöс этна ниммез аркмöнны пермь кывсянь, кöда сюрс вося унажык ни пантасьлö гижан формаын. Учёнöйез чайтöны, что пермь кыв аркмиc вепссэз (отир, кöда олöны Заонежьеын) кылын. А Уралöдз сiйö вермисö вайны Новгородiсь олiссез. Вепссэз кылын пермь кылыс пантасьлöма кыдз перема – «ылын му» вежöртасын. Кама кытшын коми-пермяккез серниын пондöм пантасьлыны кыдз перемь, а сесся кольчöма – пермь. Чайтöны, что Пера-богатырь ним сiдзжö аркмö пермь кывсянь.

Коми-пермяк этноним серниö паськыта пырис 1920 воэз шöрын. Вöлi содтöма коми кыв. Кыдз лыддьöны лингвисттэз, коми нимыс важжык, лоö аснимöн и аркмöма ас кыв пытшкын. Медодзза вежöртасыс вöлöма морт, ас увтырись морт, ас отирлöн морт.

Коми-пермяккез, коми-зыряна да удмурттэз – медматынöсь аркмöм кыв сьöртi. Мир пасьта кыввез коласын этна куим отирлöн кыв шусьö пермскöйöн, кöда олö урал кыв семьялöн финно-угорскöй группаись подгруппаöн.

Археологическöй памятниккез да местаэзлöн ниммез сьöртi позьö шуны, что коми пермяккез одзжык олöмась Пермскöй край пасьта. XV вексянь оланiнныс пондöм чинны сысянь, что коми-пермяккезлöн кöркöся муэз вылö пондöм овмöтчыны роч йöз.

1925 воö, кöр аркмис национальнöй округ, помассьö кад, кöр öтiклаö йитсисö ойвывся (косинско-камскöй) да лунвывся (кудымкарско-иньвенскöй) коми-пермяккез. 1930-öт воэз пондöтчикö иньвеньскöй диалект снова вылын пондшс зорамны литературнöй кыв. Медбöрья воэзö коми-пермяцкöй кыв пыдына велöтöны ученöйез, уна ны коласын и нiя, кин петiс аслас отир коласicь. 2002 вося перепись сьöртi коми-пермяккез коласiсь 83,1% лыддьöны коми-пермяцкöй кывсö чужан кылöн.

Лоö тöдчанаöн и сiя, что коми-пермяккез одз тöдсасисö Севернöй Двина да Заонежьеись роч отир культураöн. Кык народ коласын аркмис уна öткодьыс кыдз оланын, сiдз и культураын. Коми-пермякез и роччез вöлiсö православнöйезöн, сiйöн нылöн вöлicö öтiк и нiя вежалуннэз, семьяын öткодь обычайез. Но тшöтш этакöт коми-пермяккез олöмын öнöдз кльчисö и языческöй обычайез. Коми-пермякезлöн виль да важ еннэзлö веритöм кольчис ассяма аскылöм да олöмыс вылö аскодя видзöтöм.

Вöра-ва коми-пермяккез понда пыр вöлi кыдз ловья, сiйöн нылöн вöлiсö асланыс еннэз да чуддэз. Ойпель нылöн – ыджыт вын, кöда вермис дорйыны отирсö быдкодь шогтсянь да врагезсянь. Веритiсö и вöр царьлö. Вöрисьлö, кöда вöлi кайезлöн да зверрезлöн юралiсьöн. Рудзöговöй ыб вылын олö иньпöв ен – Луншöрика, кöда содтö вын сю воöмлö. Ассяма вöрся енöн лоö Сюра-пеля.

Коми-пермяккезлöн эм асланыс висьтасьöм, кыдз аркмис гöгöрся олöм. Енöжын пондic овны Ен, шондi, кодзуввез, кайез, отир аркмöтiсь, а ваын – Куль, улiсь мир да лöг выннэз лöсьöтiсь. Шöрисьыс, мувылыс вöлi козьналöм мортлö.

Кудым-Ош да Пера-богатырь лоöны коми-пермяккезлöн легендаэзын да преданнёэзын геройезöн. Кыдз позьö адззыны висьтасьöммезiсь, нiя уна бурсö керисö асланыс увтыр понда. Кудым-Ош велöтiс ассис отирсö сылöтны кöрт да керны сэтicь уджалан берся, ылiсь муэзiсь ваис нянь да басöк товар. Медбы отирлö овсис бура, Пера вермис вöрисьöс, вакульöс и змейöс.

Коми-пермяккез му вылын сюрс да джын во сьöрна зорамис медись да бронзаись быдкодь торрез керöм, кöда серöнжык пондic шусьны «пермскöй зверинöй стиль». Быдöс керöмын унажык пантасьöны сэтшöм образзэз, кыдз ош, вöрмöс, мöй-дзöдзыв, вöв, юсь, чöж, змея (зооморфнöй) либо морт-вöрмöс, морт-кай, (зооантропоморфнöй) кöда бура йитсьöмöсь ас гöгöрся олöмкöт, уджкöт, ен веритöмкöт да вöр-ва йылiсь тöдöммезкöт.

Эшö öтiк тöдчана художественнöй торöн лоö храмовöй скульптура – пуись керöм еннэз, кöднö позис адззыны Пармаын. Мединтереснöйез ны коласiсь керöмöсь Ыджыт Коча, Ёгва, Коса да Юксеево посаддэзын.

Богатöй кöркöся историко культурнöй кольöмыс керö ассямаöн öння коми-пермяцкöй профессиональöй культурасö.

http://komiperm.ru/library/Komi-Permjakkez

http://komiperm.ru/library/KOMI-PERMYAKI - по русски 

--

Коми-пермякекезлöн оланiн унаджыксö овлö öтiк керкуись, керуись да посöдзись, керкуись, посöдзись да чомись. Асьныс керкуэс невылынöсь да учöт öшынаöсь. Топ кыкдасöт векöдз керкуас эз вöлö трубаэз, лонтicикö тшыныс петiс потолок увтicь öшынöт. Сувтöтлiсö керкуэсö иззэз вылö либо пельöссэзас сюйыштлiсö керрез. Керку юр вöлi кыкпоката, кöдö вевтьывлicö тесöн. Оджык крышаöдз керкусö кералicö керрезiсь, а серöнжык пондicö крыша увтсö дорны пöввезöн. Керку юррез вылын, охлупень дорын позьö адззыны зверь-кай образзэз, кöдна вачкисьöны то вöв юр, то кай юр вылö.

Коми-пермяккез усадьбаын сiдз жö вöвны амбар, гу, гид да навессэз.

http://komiperm.ru/library/OLANIN

http://komiperm.ru/library/ZHILISHCHE - po russki

--

Быдлунся оланын эшö неважын коми-пермяк керис аслас киэзöн быдöс сiйö, мыйöн уджалic, мыйöн сёйис да юис, пöжасис да öктicис. Паньбекöр, пестеррез, зыбкаэз, лабиччез, гырниччез, туиссэз, зобняэз да уна мöдикö керлicö пуись, кöртicь, сейись да бадись, нинicь да симöтicь. Тöдчанаэзöн коми- пермяккез понда вöлicö чöж вылö вачкисяна совдозэз, кöднö лыддисö керкуын шуд видзан пассэззöн.

http://komiperm.ru/library/Gortgoegoersja-bersja

http://komiperm.ru/library/PREDMETY-BYTA - po russki

---

Важ кадсянь коми-пермяккез уджалicö му вылын. Быдтiсö рудзöг, ид, зöр, лунвыв районнэзын – шогдi да проса. Гортаныс видзисö вöввез, мöссэз, порссез, баляэз да курöггез. Коми пермяккез – бур вöралicсез да чери кыйиссез.

Öння кадöдз нiя öктöны вöрись, нюрись, ыб вылiсь быдкодь сёян. Коми-пермяк вермис и кужис керны аслас киöн берсясö.
Öння мастеррез зорöтöны кыдз важ, сiдз и виль ремеслоэз.
2008-2009 воэзö вит мастерлö сетöм «Народнöй мастер Пермского края» нима почетнöй званнё.

http://komiperm.ru/library/Komi-permjakkezloen-udzh

http://komiperm.ru/library/ZANYATIYA-PROMYSLY-I-REMESLA-KOMI-PERMYAKOV  - po russki

---

-----------------------

Перем комиэз нето коми пермяккез – коми отир, кӧдна олӧны Перем ладорынКиров лапӧлын да Коми Республика лун-рытвыв пельӧсын. Быдӧс этна комиэз рочӧн асьнысӧ шуӧны (нето шуисӧ ХХ век пондӧтчикӧ)пермяккезӧн.

Комиӧн баиттӧнняс перем комиэзісь быд морт нимтӧ асьсӧ коми морт.

Перем комиэсӧ, кӧдна олӧны Перем ладорись Коми кытшын веськӧтліссез тшӧктӧны шуны коми-пермяккезӧн. Коми кытш визиррез сайись перем коми анклаввезын отирыс ӧнӧдз шуӧны асьнысӧ рочӧн дзир пермяккезӧн. Унажык комиэсӧ, кӧдна олӧны Коми Республикаын, йӧзыс шуӧны коми зырянаӧн. Перем комиэз да коми зыряна лоӧны коми отир пытшыкын кык ыджыт субэтнос туйӧ.

2002 вося гижӧтӧм сьӧрті Роч Федерацияын перем комиэз олӧмась 125,2 сюрс морт, ны коласын Перем лапӧлас — 103,5 сюрс морт, ныись Коми кытшын — 80,3 сюрс морт.

XIX век помын да XX век пондӧтчикӧ перем коми отир сё содӧма, мыля отирыс горт муэзісь мунісӧ етша. 1897 годся гижӧтӧм сьӧрті перем комиэзісь 98% олӧмась асланыс муэзын. Ӧні уна том отир мунӧ аслас чужан муэзісь кошшыны буржык олан да ӧшӧ-сылӧ роччез шӧрын, сійӧн и коми отирыс Перем ладорас лоис унаись етшажык.

Перем комиэз баитӧны коми кывлӧн перем диалекттэз вылын. Коми кытшын перем комиэз лӧсьӧтӧмась тодильнӧй кыв стандарт, кӧда шусьӧ Перем комиэзлӧн лыддьӧтан кыв (рочӧнжык: коми-пермяцкӧй литературнӧй кыв). Этійӧ кыв велӧтӧны Коми кытшись школаэзын 21% мымда коми челядь коласісь. Тодильнӧй лыддьӧтан кыв (коми-язьвинскӧй кыл) Перем ладорись юраліссез ӧні лӧсьӧтӧны и Язьва дорись комиэз понда.

....http://koi.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8D%D0%B7

------

....http://koi.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8-%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D0%B7

------

http://komiperm.ru/library/Komi-Permjakkez

 - знак Перна. 

Пе́рна — национальный символ народов коми, прежде всего коми-пермяков. 

В коми языке слово перна обозначает «нательный крест», в ижемском диалекте — также «надмогильный крест». Слово может быть родственно фин. perhe «семья», эст. pere «семья, дом». На основании этого предполагается, что в дохристианское время слово могло означать «семейный талисман», «знак рода, семьи, хозяйства». 

Перна — наиболее распространённый элемент национального орнамента коми-пермяков. Перна имеет древнее происхождение, играет роль оберега, служит защитой от нечистой силы и злых духов. Кроме того, перна является символом вечности, высоких стремлений и счастья. Из-за такого символизма эмблема была расположена в геометрической середине («сердце») официального флага Коми-Пермяцкого округа. 

В настоящее время перна повсеместно используется на многих территориях России.
Перна является частью официального флага Коми-Пермяцкого округа Пермского края.

Силуэт перны используется в замкнутых орнаментах при оформлении архитектурных сооружений, предметов быта (таких как мебель или столовые приборы), элементов гардероба.

Знак перны трактуется как солярный (солнечный), а в мифологии и древних текстах — как атрибут творений Ена, верховного бога. По мере распространения христианства образ Ена слился с образом Бога-Отца, соответственно и языческий символ стал символом христианства. У коми-пермяков скрещённые линии служили оберегом и защитой от нечистой силы и злых духов (вуджöр)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0

--

герб Кудымкарского муниципального района

---

Коми-пермяки
Из Перми Вычегодской, которую крестил святой Стефан, русские экспедиции стали проникать в Верхнекамье, в Пермь Великую.
Здесь жили в основном родственные коми-зырянам народ коми-пермяки. По берегам Камы и в низовьях Вишеры стояли их многочисленные городища, среди которых выделялась Чердынь,а так же: Покча, Искор,Урос.
Пермь Великая отличалась более мягким климатом, более высокой плотностью населения, лучшими условиями для земледелия, чем Пермь Вычегодская. Коми-пермяки имели с проживающими в Перми Вычегодской коми-зырянами схожие язык, обычаи и верования. Ведь до VIII-IX вв. они были одним народом.
Главную роль в хозяйстве коми-пермяков играло земледелие, большую роль имело скотоводство, охота и рыболовство. До XI века преобладало примитивное, мотыжное земледелие. Зерно размалывалось на ручных жерновах. Из такого помола получались, в основном, похлебки и каши. Хлеба еще не пекли.
В XI веке в Пермь Великую уже проникают отдельные русские переселенцы, которые селятся рядом с коми-пермяками. Возможно, что от них, а возможно, совершенствуя собственную технологию, коми-пермяки освоили пашенное земледелие. Стало больше зерна, появились ручные мельницы. В рационе стал распространяться хлеб.
Если раньше коми-пермяки жили в больших домах около 100 метрах, то теперь распространяются небольшие наземные дома 16-30 метров на отдельную семью. Как правило, срубы были не очень крепкими, стены приходилось укреплять деревянными подпорками или столбами. В доме был сложенный из глины и камней очаг. Однако, в XIV веке появляется глинобитная печь, которую топили по-черному.
Почти у каждого коми-пермяка, в том числе у женщин и детей, на поясе висел нож. У мужчин с собой всегда был набор для разведения огня: стальное кресало, кремень, трут. Кресало часто украшалось декоративными элементами. Сверху на одежду навешивались многочисленные амулеты, подвески, имеющие магическое значение.
Из среды земледельцев и охотников выделялись ремесленники-кузнецы и металлурги. В старинном городище Искоре В,Берх в начале XIX века обнаружил множество глиняных печей металлургов коми «будьто здесь жили одни кузнецы». Загадку Искора не смогли разгадать до конца и современные археологи. В укрепленном городище находился металлургический и культовый центр. Но здесь не было постоянного населения!
Судя по сохранившимся погребениям из среды общинников выделялась племенная знать, которая могла владеть захваченными в битвах рабами. Большинство коми-пермяцких городищ, например, Урос, были резиденциями коми-пермяцких князьков, окруженные валом и деревянной оградой. В округе располагались небольшие селения из нескольких изб, где жили свободные земледельцы и охотники. В случае опасности они составляли ополчение.
Верования древних коми-зырян и коми-пермяков до принятия христианства
Самый высокий социальный статус наряду с племенными вождями имели жрецы. «Пользуясь невежеством зырян, жрецы опутывали их совесть и нагоняли такой страх, что язычник ничего не мог сделать без совета и разрешения своего жреца; при этом само собою не обходилось без значительных даров. Религиозный авторитет и материальная сила делали из жрецов князей с неограниченною властью, которая была тем тверже, что имела под собою религиозную основу». (Ульяновский монастырь у зырян… Сыктывкар, 1995)
Как в домах, так и в лесах, на полянах, на выгонах скота пермяки устанавливали многочисленных идолов, которым приносили жертвы, обычно закалывали животных, металлурги бросали в жертвенный огонь свои металлические изделия. Охотники отдавали идолам дорогие шкуры бобров, соболей, лисиц, которые никто из язычников не смел брать. Пермяне верили, что укравшего подношения у идолов наказание от духов.
Особо был развит культ деревьев. На главных святилищах стояли огромные березы, возле которых устраивались языческие праздники. Пермяки одушевляли деревья. Так, устраиваясь на ночлег под деревом, полагалось спросить у него разрешения. Береза и пихта по их мнению обладали женской символикой, а сосна и ель – мужской. При постройке дома большое внимание уделялось тому, чтобы выбрать счастливое дерево. Бревно для сруба из несчастного дерева могло сделать по верованиям пермян несчастными и его обитателей.
Одушевляли древние коми-пермяки не только деревья, но и огонь. Живым назывался огонь, добытый с помощью трения. Перед приемом пищи охотники совершали обряд кормления огня, бросая в него куски пищи. Пламя нельзя было затаптывать ногами.
Болезнь пермяки считали результатом воздействия духов, плохих людей или мести предков. Поэтому вылечить человека мог только знахарь с помощью магии. Целительные силы приписывались также странникам связанным с иными землями, с "иным миром". Часто знахари отказывались лечить в доме, где находились иконы, говорили что "заговоры в доме с образами не действуют». Одушевляли и саму болезнь, наделяя ее свойствами личности, которую надо было прогнать из больного. Выпарить в бане, выгнать дымом или смыть водой. Если болезнь была вызвана местью предков, которым неблагодарные родственники оказали мало внимания, то надо было идти на могилы с горячим мясом, пирогом. Считалось, что покойники питаются паром от пищи. Не могло обойтись лечение без заговоров. Сами знахари признавали, что в своих заговорах они никогда не обращались к богу, а лишь высказывали, чего человеку надо.
Существовало множество заговоров на разные случаи: перед охотой, при работе в поле, при мытье в бане.
Верили пермяне в амулеты и обереги, сильными оберегами считались медвежьи зубы или щучья челюсть.
Верили пермяки в существовании души после смерти, были распространены представления даже о двух душах в каждом человеке, каждая из которых после смерти начинала вести самостоятельное существование.
Пермяки как и многие другие дикие народы, верили в Единого верховного Бога, которого называли «Ен», но считали его недоступным для людей. Считалось, что ему бесполезно молиться, поэтому «Ену» не строили кумирниц. Жертвы приносили меньшим духам, таким как Вой-пель (ночное ухо) или карающая, злобная Йема, имя которой в переводе с зырянского означает старая, сварливая женщина.
О язычестве читайте статью А.Кураева "Бог и боги"
До XII-XIII века в бассейне реки Камы от современных Березников до Перми и в низовьях реки Чусовой на территории современного Чусовского района, Ильинского, Добрянского районов тоже преобладали коми-пермяки. Самые крупные их поселения в Пермском крае в IХ-ХIV вв. - Анюшкар в Ильинском районе и Рождественское в Карагайском. Крупные городища коми-пермяков находились в районе Саламатово (в 3 км. к Северо-Западу от г.Чусового) и у д. Вереино.
Но в ХIII-XIV веках коми-пермяки покинули эти более плодородные и удобные для земледелия земли, и вынуждены были отступить на север. Территория современного Чусовского, Добрянского, частично Ильинского и Карагайского районов опустела. Возможно, это связано с участившимися набегами татар, ногайцев или вогулов, разорявших Чусовские земли.

http://hram-chus.narod.ru/p73aa1.html

! Самоучитель Коми-Пермяцкого языка http://vk.com/doc99022364_155185760?hash=6b15e46d74dc3ec745&dl=85c64ea7256462c478

!!  Коми-пермяцкий язык http://vk.com/komi_kyv

!!! где можно скачать коми язык,литературу? - ответ: http://komikyv.ru/page/pdf/vazh_perem/

1. коми-пермяцкий разговорник:

a) undefined   -  http://permk.wordpress.com/about/

b) komi2.pdf

1. Коми-Пермяцкая граматика Komi-Permyatskaya_Grammatika_Copy.pdf

Коми-пермяцкие книги: http://foto11.com/komi/permian/books.php

1.Учебник коми-пермяцкого языка/komi-permyak la komi_permjackij_jazyk.pdf

1A   Коми-пермяцко – русский словарь: http://komiperm.ru/komi-perm-rus_slovar

1A1 Русско-коми разговорник http://komikyv.com/archives/2760

1B   http://dict.marlamuter.ru/index.php/list/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%8F%D1%86%D0%BA%D0%BE+-+%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/,%D0%B0.xhtml

1C http://komiperm.ru/komi_a

1D  http://komiperm.ru/node/293

1 E    Пермяцко_русскій          http://books.google.ie/books?id=590UAAAAYAAJ&printsec=frontcover&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false  

1Z Лепехинлӧн сёрнинебӧг (1780) http://komikyv.com/archives/2825

1X Русско-коми электронный словарь http://komikyv.ru/blog/dictionary/840.html

1Y Komi-Russian; Russian-Komi vocabulary http://dict.komikyv.ru/

http://komikyv.ru/blog/dictionary/842.html

http://dict.komikyv.ru/

1F русско - коми словарь Komi-Russian_Dictionary.pdf

http://komikyv.ru/blog/dictionary/149.html

http://fulib.ru/phrasebook/rus/main/read/36

http://komikyv.ru/tag/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/

2. Цыпанов - пособие по коми языку.rar

3.Komi toponyms 12musan.pdf

4.The Permian Animal Style - пермский звериный стиль  permian.pdf
5.Янович - пермяки.часть 2.pdf
6.Пермская деревянная скульптура

 

7.Universal Declaration of Human Rights in Komi-Permian language koi.pdf

8.Charter of the Komi-Permyak Autonomous District- ustavkomipermiatskogoavtonomnog***ruga.doc

9.Federal Constitutional Act of United Perm Krai - zakonfed.doc

10.Charter of the Perm Krai - ustavpermsogokraya.doc

11.Statute of ministry for Komi-permyak Affairs of Perm Krai - Polozhenie%20o%20m.kpo.pk.doc

12.Changes to Statute of ministry for Komi-permyak Affairs of Perm Krai - minkpo.izmenenie.pdf

13. Югор: Perm.ppt

14. http://www.mamatov.ru/doc/kudymkar.pdf

15. http://oldbooks.ax3.net/BookLibrary/31000-Permskaya-gub.html

16. А. В. Иванов. ''Сердце Пармы''. Исторический роман. http://lib.ru/RUFANT/IWANOW_A/serdce_parmy.txt

17. Князья Вымские и Великопермские pristr-03-17.pdf

18. Kosa perepis%20since%201500.pdf

19. http://www.rusnations.ru/etnos/komi_perm/

20. Коми народное радио http://radio.krtk.ru/

21. Николай Рогов: Опыт грамматики пермяцкаго языка http://books.google.ie/books?id=OTtFAAAAYAAJ&hl=ru&pg=PR1&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false

22. Грамматика коми-пермяцкого языка http://komiperm.ru/komi_grammatika

23. Komi-English and English-Komi online dictionary http://www.freelang.net/online/komi.php

24. Komi-Russian_Dictionary http://www.finnougr.ru/library/dissertation/Komi-Russian_Dictionary.pdf

http://www.finnougr.ru/blogs/index.php?page=post&blog=lingvistika&post_id=7063

25.  

 

По переписи 2010 года
на коми-пермяцком говорят 63 100 человек вместо 94 328 (в 2002 году),
на коми-зырянском 156 099 вместо 217,3 тыс.
Коми-пермяки потеряли за 8 лет (2002-2010) 30.779 человек!!! Четверть населения!!!

Дискуссионный форум

Доска комментариев

Комментарий

Вы должны быть участником Коми-Пермяккез/Komi-Permyaks/die Permjaken/Les Permiaks, чтобы добавлять комментарии!

Комментарий от: Артур, Ноябрь 2, 2014 в 9:10pm

375 лет назад, в 1639 году жители Обвинского и Иньвенского края через двух крестьян Степана Баяндина и Андрея Плотникова подали челобитную царю Алексею Михайловичу с выражением желания подчиняться вместо Чердыни Соликамску ввиду более близкого и удобного положения последнего. Просьба была удовлетворена.

http://vk.com/kudymkar?w=wall-4221871_24816

Комментарий от: Артур, Июнь 26, 2014 в 1:00am

Нынче в Коми округе каждое село старается обзавестись собстенным фестивалем. Фишкой села Пешнигорт стал фестиваль кваса. Нынче в прошедшие выходные он проводился впервые. Но предрекают ему успех. Ведь именно здесь каждый желающий может познать азы изготовления истинного коми-пермяцкого кваса.

Комментарий от: Артур, Июнь 17, 2014 в 11:28pm

Неизвестные цивилизации Уральских гор

Комментарий от: Артур, Май 5, 2014 в 4:48pm

Комментарий от: Артур, Апрель 26, 2014 в 6:40pm

XXX Международная конференция студентов и молодых ученых финно-угроведов IFUSCO проходила с 9 по 11 апреля в немецком городе Гёттингене. Именно в Гёттингенском университете в 1984 году была проведена первая конференция. Представление и обсуждение докладов проходило в секциях "Фольклор", "История", "Социология", "Лингвистика", "Литература". Кроме того, все желающие смогли принять участие в семинаре по финно-угорскому историко-сравнительному языкознанию, дискуссионно-презентационной встрече "Финно-угорские проекты и инициативы". 

В рамках конференции прошли пленарные и секционные заседания, была организована интересная культурная программа. В составе делегации от Пермского края были представители от Коми-Пермяцкого округа, специалист администрации Юсьвинского района Алексей Рисков и преподаватель Кудымкарского филиала Удмуртского государственного университета Анна Безукладникова, а также студенты и магистранты Пермского гуманитарно-педагогического университета.

http://vk.com/kudymkar?w=wall-4221871_19687%2Fall

Комментарий от: Артур, Апрель 17, 2014 в 9:44pm

Комментарий от: Артур, Апрель 1, 2014 в 9:01pm

Март 28 лунö Кöч посадö, клубö, öксьывлісö коми отир, медбы вежалунавны гöгрöса нимлунöн фольклорнöй коллектив «Лымдорчача». Эта чукöрлö таво тырис 35 год. «Лымдорчача» вöлі миян округын медодз фольклорнöй коллективöн. Этадз юöртіс Людмила Николаевна Вавилина, кöда кöркö öктöм сьылісь чукöрсö.

«Лымдорчача» бура мыччаліс асьсö: öтік бытшöм айка да мича инькаэз сьылісö-йöктісö, гажöтісö-серöмтöтісö локтöм гöссесö.

Бытшöм, шоныт кыввез вöлісö висьталöмöсь юбиляррезлö, а зэв тöдчана мам кыв дынö да мам му дынö радейтöм йылісь баитісö быдöнныс. «Лымдорчача» донтö коми-пермяккезлісь традицияэз, видзсьö крепыта ны вуджжез бердö. Öнняся коллективöн юралісь Вера Петровна Мелехина пым сьöлöмöн пуктö колана пайсö эта уджö.

Коми-Пермяцкöй округлöн делоэз сьöрті Министерствоись уджаліссез сетісö коллективлö козиннэз да вежалуналісö, кöсйисö уна-уна год овны, зорамны, гажöтны Парма оліссесö.

http://www.minkpo.permkrai.ru/node/1772

28 марта в Кочевском районном Доме культуры состоялся юбилейный вечер, посвященный 35-летию фольклорного ансамбля «Лымдорчача» (руководитель Вера Мелехина).

         С солидной датой участников и ветеранов коллектива поздравили главы Кочевского района и Кочевского поселения Алексей Пыстогов и Александр Павлов, депутаты Земского Собрания, бывшие и нынешние руководители управления культуры района, творческие коллективы Кочевского района, а также народный ансамбль «Бичир» из д. Кекур Кудымкарского района. Теплые слова в адрес фольклорного коллектива прозвучали из уст его основателя Людмилы Вавилиной. Людмила Николаевна рассказала много интересного о первых годах существования ансамбля.  

         Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа отметило коллектив фольклорного ансамбля «Лымдорчача» Кочевского РДК Благодарственным письмом главы Коми-Пермяцкого округа – министра Пермского края. Эта награда стала признанием  значительного вклада коллектива в  сохранение, популяризацию и развитие самобытной национальной культуры коми-пермяцкого народа. Руководителю ансамбля Вере Мелехиной был также торжественно вручен членский билет Пермской краевой общественной организации Союза писателей России.

http://www.minkpo.permkrai.ru/node/1773

Комментарий от: Артур, Март 13, 2014 в 8:40pm

Комментарий от: Артур, Февраль 27, 2014 в 11:15pm

Комментарий от: Артур, Февраль 17, 2014 в 11:25pm

«Косинцы – первöй отир», – с рождения знакомые слова, так и идем по жизни, Косинцы – первые люди. Во всем. В желаниях и возможностях, в амбициях и реалии, в творчестве и быту. Я люблю косинский народ.
Название «Коса» восходит к пра-языку, я считаю коми язык архетипическим, глубинным. Может быть, лингвистам удастся найти общие корни в китайском, японском языках и санскрите или доселе неведанных, или совсем забытых языках. Ведь Инь – на многих наречиях – женщина, Зон – сын, Шондi – солнце, а Ва – это Ва, понятно и без перевода. Даже в древних сказаниях, древнем коми-пермяцком эпосе про Перу-Богатыря имя героя «Пера» созвучно Перуну (громовержцу древних русичей). ''

.... далее - http://gazetaparma.ru/2014/02/13/%D0%B8%D0%B7-%D0%B3%D0%BB%D1%83%D0...

----------------

--------

Ылӧса кань

Кыдзкӧ пантасьӧ туй вылын тӧдса мужик. Кичуннезыс каттьӧмась бинттэзӧн. Юала: «Мый лоис? Натьтӧ, код увьят кынталін чуннезтӧ?»
-  Да эг кынт, соті киэзӧс.
- Кӧр нӧ ештін сотны, гортӧ неделяэзӧн он лонтлы, сё кочегаркаэзӧт шатласян, картыэзӧн орсан, чифирсӧ вырскан. Поди каньыт да поныт кулісӧ ни кӧдзытыс да тшыгыс вылӧ.
- Каньыс увья и киэзӧс соті. Но этӧ мӧдӧтчид висьтася, а ӧні сетлы меным сто руб, покмелитчыны да табак вылӧ.
Мужикыс менчим не ӧтпырись ни сто рубнас корлывліс, долгыс ыджыт ни кайис, ме и шуа:
- А кӧр нӧ мӧдан вештісьны?
А сія меным паныт:
- Да вештіся, вештіся. Вот пестӧ ваясӧ, локта, поткӧта, тэча поленичаӧ, долгӧ менам и оз ло. Мужикыс том, но некӧр эз гӧтрасьлы, некытӧн оз уджав, «шабашкаэзӧн» только олӧ, пенсияӧдз эшӧ дыр. Да веськыта кӧ висьтавны, мужикыс абу и нач умӧль – видзӧ огореч, кужӧ и пусьыны, и пӧжасьны. А кыдз гӧрдззисьӧ! И кепись-носкисӧ, шапкаэз, паголеткиэз, шарффез, свитеррез кужӧ гӧрдззыны. Мукӧд инькася бытшӧмжыка гӧрдззӧ. Мамыс сійӧ велӧтіс учӧтсянь. Кула пӧ дак, поди, гӧрдззисяннат и вердчыны пондан, а юны кӧ лэдзчисян, дак уна зырымтӧ гырдзза бердат каттян метӧг.
Вайисӧ меным пес. Локтіс мужикыс, да не ӧтнас. Вайӧтіс сьӧрас дружокӧс, мед чожажыкӧн пессӧ поткӧтны да рытнас бӧра ни юыштны. Пуксьӧті пызан сайӧ, верді, юкталі (тӧда эд, тшыг), ачым ордчӧн пукси. «Но инӧ висьтась, кыдз киэзтӧ сотін. Кодувья жӧ эд?» А сія и шуӧ: «Кодувья дак ладно бы, а то эд нач вӧлі садь». Но кывзы. Эта вотӧдз юи недель кык, горӧс эг лонтлы. А сэсся садяси ни да пыртлі пес, сюйи горӧ, ӧзті симӧт, ачым пукала, курита да горбиодзас шонтіся. Эг и казяв, кыдз лонтӧм ни горсис чеччӧвтіс каньӧ. А сэсся бӧр кинитчис горас. Недыр мыйись петіс горсис, а пиннезас видзӧ голяӧттяс каньпиянокӧс, ме одзӧ пуктіс каньпиянсӧ, ачыс бӧра шыльк только горас пырис, гӧныс чиж только вывсис сотчис. Ме баралі, мый нӧ эта эттшӧмыс? А каньыс бӧра петкӧтіс эшӧ ӧтік каньпиянокӧс. Ме сэк вежӧрті, мый каньӧ менам кӧдзытсяняс дзебсисис горӧ да сэтчин и пияліс. Чожа резі ваӧн пессэзсӧ, кыскалі горсис (сэк и соті чуннезӧс). Дзар кери горыс пытшкӧ, а сэтчин эшӧ угӧлас кыка. Кыскалі нійӧ, пукті каньыс дынӧ коробкаӧ. Кыкыс вӧрӧтчӧны, кошшӧны мамныслісь няня, а мӧд кыкыс озӧ вӧрӧтчӧ, пӧдісӧ, натьтӧ, тшынас. Ӧні менам не ӧтік, а куим кань. Том и эм эшӧ каньӧ, первуись пияліс, но кытшӧм ылӧса вӧлӧм, да и биись эз повзьы. Каньыс тай морт ылӧса вӧлӧм!
Вӧлі бы каньыс морт, дак сылӧ медаль бы коліс сетны! Вот кинсянь колӧ велӧтчыны, кыдз ассит питӧ донтны. А то мукӧд мамыс оз ешты кагасӧ чужтыны, ӧні жӧ чапкӧ свалкаӧ, кодувья вунӧтӧ ассис кага ӧтӧрӧ бимороз вылӧ, а то эшӧ нарошно пӧдналасӧ кӧдзыт баняӧ да гидйӧ, мед челядь эзӧ корӧ не юны, не сёйны. Кыдз эта бӧрсянь эттшӧм отирсӧ мамӧн да айӧн шуны? Не весь тай шуӧны, кагаысся донажыкыс пӧ нем абу. Колӧ бы этӧ тӧдны быд мамлӧ да айлӧ!

Нина Томская,
Кӧч посад.

http://gazetaparma.ru/2014/02/13/%D1%8B%D0%BB%D3%A7%D1%81%D0%B0-%D0...

 
 
 

Uralistica News

Пусъёс

© 2014   Created by Ortem.

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования