Uralistica

Просмотров: 302

Ответы на эту тему форума

Анюшкар = Анюш Кар = Ан - Юш Кар = Хан - Ош Кар. ХанОшКар = город хана Оша.

Но город Хана Оша также должен иметь и свое название, - может оно и есть Кылас, - Кыласово городище? Ош по коми-пермяцки это медведь.

Родители назвали своего сына Ошом в честь Хана Оша. Ош был выбран памом и правил Кудынью и назвали его Кудыношом. Его сын - Кудымошин.
Родители Кудымоша - младшие родстевнники Хана Оша (из Анюшкара - Кыласова)

Как понимаю, Анюшкар был разрушен войсками Ногайской Орды.

Потомки Хана Оша расселились вокруг разрушенной столицы Иньвенской страны. Часть из них обосновывались в Кудыни - в Кудымкаре и переняли руководством города из потомков КудымОша.

Все дореволюционные жители Иньвенского края - абсолютно все - являются потомками и КудымОша и Хана Оша, но потомки Хана Оша по мужской линии сегодня носят фамилии Миханошин, Мехоношин и также некоторые другие произошедшие из их.

:)

Другие версии...

возможно город разрушен не Ногайцами, а войсками Сибирского ханства, - после распада Золотой Орды, когда новые ханства начали устанавливать свои новые границы.

Как мало мы знаем о этой средневековой войне и об этом периоде Пермского края.


Как понимаю, Анюшкар разрушен примерно в те же самые годы как и Афкул на реке Обве, - Рождественское городище. Так получается, что Анюшкар пережил свой золотой век во времена Золотой Орды. 

Может быть, археологические находки найдены 13, 14 века, но нет находок 15 века, - может потому что сами местные жители в этом веке (в 15-ом веке) разобрали все нужные вещи для себя и использовали в быту. Поэтому может нет поздних находок.

Источники пишут о стране Вису, которая находилась севернее Волжской Булгарии, так, по моему страна Вису - это страна у которой столица Афкул (Рождественское городище) на реке Обве.

Так как одна река - одна страна, поэтому окрестности Обвы это страна Вису, но мы не знаем как называлась страна по течению реки Иньвы со столицей в Анюшкаре. Возможно этот город имел название Ошкар - городище медведя, и как, по легенде о Кудымоше, - к Кудымошу прибыл князь Анюш из Анюшкара, - так может прибыл Хан Ошкара. Если так, то - имя этого хана неизвестное, - но известно что он навестил Кудымоша.

Если так, то как назвать Иньвенскую страну управляемую из Ошкара? Может Ошмаа, - Страна Медведя :)

Итак, значит не ясно кто же приехал на свадьбу к Кудымошу, он же женился на Костэ - дочерью высокомерного мансийского князя, которого имени не знаем.

Хан Ош (из Анюшкара) или Хан Ошкара?

Хан Ош пропустил родственника через свой город Анюшкар ( или Ошкар) на дальний путь к мансийским землям, то есть он не противился этому и значит не противился что бы международный вес удельного князя Оша с Кудыни повысился, ибо с браком пришел и союз между коми-пермяками Иньвенской страны и мансийскими землями - а значит, - предположительно союз с Сибирскими правителями.

Третья версия о том - кто же все таки уничтожил Анюшкар или Ошкар:

Следуя логики и читая источники, можно сделать вывод что в домонгольском периоде страна Вису, а также Иньвенская страна имели союзнические отношения с Волжской Булгарией, - эти страны не были вассальными, но имели военно - союзнические отношения, дани Булгару не платили, - но торговали и позволяли у себя селится мусульманам булгарам.

Но они, - эти две страны, стали вассальными субъектами Монголськой империи после разгрома монголами Волжской Булгарии. Третья пермяцкая страна - Чердынское княжество (Пермь Великая) была вассальная у Новгородской Республики. И, получаетсья, чти если Новгородская республика, - было такое время - признавала сюзеренитет Золотой орды, - значит и Чердынь вместе с Новгородом были вассальными землями Сарая.

Главная геополитическая катастрофа 15 века было распад Золотой Орды.


Как пишет В.В.Похлебкин, - ''Казанское ханство выделилось 1438 году из состава Золотой Орды на территории бывшей Волжско-Камской Булгарии...''

Но тогда, значит, в эту территорию Волжской Булгарии не входила Иньвенская страна и Анюшкар, они были союзниками. Получается, что Казанское ханство не охватило Иньвенского края, может Орда рассыпалась и на более мелкие образования в виде Казани, Афкула, Анюшкара. Но по инерции, дань же Иньвенского края платилась Булгарскому улусу, но не Казани; и, если, Казанское ханство наследовало Булгарский улус и выплачевамые дани, - значит не могли согласится с потерей доходов пушниной с Пермского края. А если еще выясняется, что Кудымош и Хан Ош не только породнились но и стали союзниками Сибирских правителей, - то с этим же никак не возможно согласится.

Так может быть Анюшкар разрушили войска Казанского ханства? Что по этому вопросу думают специалисты средневековой истории?

Четвертая версия

Факт тот, что граница Чердынского княжества и Русского царства по реке Каме до 1552 года где-то заканчивалось. Если смотреть которые земли дарованны царем Строгановым, - то получается те земли которые начинались вниз по Каме от реки Кондас на правой стороне Камы и р. Зырянки на левой стороны Камы. Получается что и границы до завоевания Казани там и были. Но там за границей никак не могло быть пустого места, ибо эту заграницу все равно кто-то контролировал.

Значит, предпологаю, возможно, эту границу и контролировали из Анюшкара, то есть Ошкара. Пермитин Кодаул, который упомянут в Жалованной грамоте царя Строгановым от 1558 года, подтвердил казначеям в Москве что земли там пустые и нет ухожаев некоторых, но значит они там были. Там же и сказанно, что эти земли дани Казани не платили, но признанно, что эти земли были связанны с Казанью. Там есть момент, где Кодаул подтвердил, что земли там пустые. Но опять же, - может из этой огромной територии некоторые были пустыми, а другие наоборот такими не были, например на левом берегу Камы и до Уральских гор действительно там могло быть или пусто или малозаселенно, или, там жили, но по каким то причинам люди исчезли, - или сами ушли из за войн, или убиты. Но на правом берегу Камы там никак не могло быть пусто. Возможно, в эти годы погиб город Анюшкар ( или Ошкар).

Значит, была земля, которая дани не платила Казани, значит страна Ошкара была в союзнических отношениях с Казанью, но дани им не платила, хотя платила много лет раньше.

Пермитин Кодаул был не просто так рядовой которому доверили пермяки отвезти дань царю, - значит он был ихним князем. И он не мог быть родом от Чердынских пермяков - ибо они уже давно платили дань Москве из Чердыни. Значит Кодаул как раз и есть родом из Инвеньского края, только что присоединненого к Царству после завоевания Казани 1552 года. Но вот в чем фокус, - что имя у него не пермское, а мусульманское, ибо по татарски Кодаул будет Гатаул. Записали так как услышали в Москве. И фокус еще и в том, что в грамоте он не назван татарином, а назван пермитином. Получается, коми-пермяк мусульманской веры, - ихний местный князь. Примерно также, как сейчас коми-пермяки православные, то в 16 веке знать тоже коми-пермяки, но мусульмане. Значит, правители Ошкара называли себя ханами, ибо были довольно самостоятельные по отношению к Казани.


И если так, то они участвовали во всех походах Казани, Сибирских татар против Чердыни. То есть чудь против чуди, пермяки против пермяков. Может быть отрожение этих событий и есть в легенде о Кудымоше - где сказанно как чудь против чуди шла - войска Кудымоша воевала против Юкся с реки Коса. Ибо Коса, возможно, имела отношение уже к Чердыни.

В Кудымкаре нет следов ислама 16 века, - но в Анюшкаре эти следы есть. Значит Кодаул или Гатаул как раз и есть потомок Хана Оша из Ошкара ( Анюшкара). И, значит, город Анюшкар погиб в 16 веке в каком то году в разгаре войн между Русским Царством и Казанским ханством.

Значит, Хан Ош вел осторожную игру позволяя Кудым-Ошу жениться на дочери Мансийского князя; и быть между Москвой, Казанью и Сибирью. Как бы сам союзник Казани, но его удельный князь - родственник Сибирских правителей. Если этот мансийский князь был Асыка, - то понятно, как манипуляцией продлил существование Анюшкара до самого разгрома Казанского ханства. Может это как-то повлияло что сохранился коми-пермяцкий язык в Инвеньском крае, также в крае Косы и др., а ведь в Чердыни пермяцкого языка уже давно нет.

Но это только версия событий, тут только домыслы и догадки :)

Может есть и пятая версия:)

5-ая версия:

Анюшкар разрушен сибиро-ногайскими войсками Ибрагима, Сибирского хана

Поход 1483 года и его место в истории русско-сибирских отношений — ...

Т.е. коми-пермяки Иньвенского края (Анюшкар), а также жители бассейна реки Обвы (Афкул) были данниками Сибирского хана Ибрагима (но не данниками Казани).
Деревня Майкор - что было городище Туманское на реке Иньва - возможно как то связанно со столицей Сибирского ханства городом Тюмень?

----

Ибак-хан (Сайид Ибрахим-хан, Ивак, Упак, Айбактат. Айбәк хан, Ибәк) (ум. 1495) — сибирский хан (14681495) из династии Шибанидов.

Ибак пришёл к власти в 1468 году после развала Ханства Абулхаира и образовал независимое Сибирское ханство. Возвышение Ибака началось в 1471 году после создания коалиции с казахскими властителями Кереем и Жанибеком и расправы над узбекским ханом Шайх-Хайдаром.

В 1481 году совместно с ногайскими мурзами Мусой и Ямгурчи убил хана Большой Орды Ахмата. Кочевая ставка Ахмата Орда-Базар вместе с её жителями и монетным двором была по приказу Ибака перенесена в город Чинги-Тура (Тюмень). Архангелогородская летопись сообщает:

И стоял царь Ибак 5 дней на Ахматове орде и поиде прочь, а ордобазар с собою поведе в Тюмень, не грабя[1].

В 1492 году вместе с братом Мамуком при поддержке ногайских мурз Мусы и Ямгурчи совершил поход в Поволжье, где безуспешно пытался взять Хаджи-Тархан. Скорее всего, причиной неудачи послужил отказ Крымского ханства поддержать поход. Вернулся в Сибирь в начале 1493 года, после чего утвердился в Чинги-Туре. После чего выслал посольство в Москву с князем Чюмгуром.

Предположительно убит во время мятежа знати во главе с Мухаммедом Тайбугой в 1495 году.

Ибак — Википедия (wikipedia.org)

----

6 версия:

Организатор уничтожения Анюшкара - епископ Пермский Филофей а исполнитель Андрей Мишнев с чердынцами и устюжанами - в 1481 году:

Ф.256 №308. "Список с переписных книг городов Соликамска и Чердыни с уездами, учиненных писцами Иваном Яхонтовым 7087 (1579) и Михайлом Кайсаровым с товарищи 7131 и 7132 (1623 и 1624) годов"

Анюшкар там записан как Нюшкар:

Представитель иньвеньских коми-пермяков при царе в 1558 году был Кодаул, он привез Иньвенскую дань. Так засвидетельственно в грамоте Строгановым от 1558 года. Вопрос в том из какой местности родом Кодаул?

Предпологаю, что он из местностей Анюшкара. Так можно только предпологать, но нужные более глубокие исследования от куда он родом. Следы возможных его предков можно обнаружить в селе Слудка по переписи 1710 года. Там живут Кадуловы. Является ли Кадуловы потомками представителя пермяков Кодаула, - это вопрос, - и на него можно ответить проследя все переписи 17 и 16 века.

Если, так - то возможно владения Кодаула и были в Слудке, - которая как раз есть недалеко Анюшкара, если так, - то Кодаул и есть тот который и связан с правящей фамилией Иньвенского края с центром в Анюшкаре. Если, повезет установить связь Кадуловых с Кодаулом, - тогда и выяснится где была столица Иньвенских коми-пермяков. Значит столица была или Слудка или Анюшкар. Слудка от Анюшкара - рядом.

Но эту Слудку не надо мешать со Слудкой, которая стоит на правом берегу реки Обвы при впадении ее в Каму:

Потому что была другая Слудка у реки Иньвы:

Ф.256 №308. "Список с переписных книг городов Соликамска и Чердыни с уездами, учиненных писцами Иваном Яхонтовым 7087 (1579) и Михайлом Кайсаровым с товарищи 7131 и 7132 (1623 и 1624) годов"

Эта Слудка - возле Купроса.
Может и есть так что эти обе Слудки связанны между собою как-то, кто знает?

И теперь десерт:

Перепись 1710 года:
Всего к селу Слудке 9 деревень да 10 починков ...
 
(л.197об.) Село Слутка вотчина евож имянитого человека а в ней церковь во имя Святых верховных апостолов Петра и Павла а у той церкви:
...
...
...
Во дворе просвирня вдова Федосья Леонтьева дочь Федоровская жена Ильина сына Кадулова 50 лет у нее детей (л.198об.) Иван 20 Семен 12 Никита 10 лет да дочь девка Авдотья 17 лет у Ивана жена Авдотья Иванова дочь 20 лет муж ее Федосьин уроженец тогож села крестьянской сын а у той церкви она Федосья в просвирнях с 704-го году
.....
Вот эта Слудка наверняка есть та котороя у реки Обвы, но не ясно о там зафиксированном Ильи Кадулове, - он туда просто переселился жить, - или там были владения его предков. Может быть уважаемые генeалоги возмутся занятся етим делом? Что бы установить является ли Илья Кадулов потомком представителя пермяков в Москве Кодаула? Отвечая на этот вопрос - будет возможно и установитъ столицу Иньвенских коми-пермяков 16 века. Может она была у деревни Купроса? Тогда, логично было бы понять - что князь Кодаул обозначил окрестноси Анюшкара как безлюдные места, - ибо он об этих местах сказал не как о своих владениях, - а как о чужих, о которых почему то он очень хорошо осведомлен:)

RSS

© 2023   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования