Uralistica

Золота́я ба́ба (коми Зарни анькоми-пермяцк. Зарни иньхант. Сорни най) — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири, поэтому в Сибири Золотую Бабу иначе называют Сиби́рский фарао́н.

Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавских сагах. В 1023 году викинги, которых вел знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища Юмалы и тайно проникнуть в него. Пораженные викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землей.

О поклонении населения древнекоми Золотой бабе упоминается в русских летописях в связи с сообщением о смерти Стефана Пермского(1396 год). Более подробные известия о Золотой бабе появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В «Сочинении о двух Сарматиях» (1517 год) М.Меховский помещает идола за Вяткой «при проникновении в Скифию». У последующих авторов (С.Герберштейн1549 годА.Гваньини1578 годД.Флетчер,1591 год) Золотая баба находится уже вблизи устья Оби.

В описаниях идола Золотой бабы говорится об:

  • о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок — внук (С.Герберштейн);
  • об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок — внук (А.Гваньини);
  • о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д.Флетчер).

Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba) имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI в. в нижнем течении Оби.

В работах русских учёных XVIII века. (Г. Ф. МиллерИ. И. Лепехин) появляется сообщение о том, что Золотая баба — древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками коми.

В пирамиду, которая была давным-давно построена посадили фараона (не следует путать с фараоном в Египте), назвали его Золотой Бабой и покланялись ему. Иначе Золотую Бабу в пирамиде называли Сибирским фараоном и когда прощали, называли фараона Золотой бабкой.

http://earth-chronicles.ru/news/2013-09-28-51833

В литературе

Главный герой романа Александра Бушкова «След пираньи», Кирилл Мазур, в попытках выбраться из тайги со своей американской напарницей случайно набредает на пещеру, где хранится Золотая Баба. После недолгих размышлений Мазур решает оставить легендарную статую на месте, однако, все равно едва не становится жертвой стражников статуи.

Вокруг мифа о Золотой бабе крутится значительная часть повествования исторического романа Алексея Иванова «Сердце Пармы». В попытке найти и украсть культовую статую, а также в попытке отвоевать ее обратно гибнут и/или сходят с ума некоторые герои произведения. Другим участникам, наоборот, клятва завладеть идолом (или защитить его) дарует долгую жизнь, которая не может оборваться до тех пор, пока обещание не будет исполнено.

Повесть Эрнста Бутина «Золотой огонь Югры» рассказывает о ликвидации остатков кулацко-эсеровской банды, ведущей охоту за «Сорни най», во время борьбы за установление Советской власти в Западной Сибири. В приключенческой повести Юрия Курочкина"Легенда о Золотой Бабе", автор использует литературный сюжет как средство исторического исследования легенд о Золотой Бабе, привлекая богатый краеведческий материал.

[править]В кино

[править]В музейных экспозициях

В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша» (Тюменская область) есть экспозиция, посвященная легенде о Золотой бабе. Согласно Кунгурской летописи, знаменитый хантыйский идол находился четыре века назад в Демьянском городке (территория Уватского района) и таинственно исчез оттуда после взятия городка ермаковскими казаками под предводительством атамана Брязги. В центре зала представлена реконструкция жертвенника со стоящей над ним фигурой Золотой бабы, воспроизведенной в соответствии с рисунками летописца С. У. Ремезова и покрытой настоящим золотом.

Республика Коми. Энциклопедия.- Т.1.- Сыктывкар, 1997.- С.464

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D...


Золотая баба — художественный фильм.

На севере Урала в непроходимых лесах православной России проживает одна из малых ее народностей — вогулы, сохранившие обряды и обычаи своих предков. Как и любой народ, вогулы имеют свою историю, свои традиции и богов, главным из которых считается золотая богиня, покровительница вогулов. Когда-то давно, много веков назад она стояла на вершине горы, и любой мог прийти и просить ее помощи. Но прошли годы, и опасение за сохранность богини, а сделана она была из чистого золота, заставила вогулов спрятать ее от посторонних глаз. Легенды о «золотой бабе» живы в этих краях и по сей день, много охотников погибло, пытаясь ее отыскать. Тобольский губернатор, узнав о дружбе крепостного Ивана с вогулами, отправляет его в тайгу на поиски золотой богини, а в обмен на нее обещает вернуть ему невесту Анну и дать свободу… Дело происходит в XVIII веке, на территории Среднего Урала. Фильм снимался в том числе на территорииТобольска.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D...


Золотая баба, где твоя Родина?

Золотая Баба. Истуканы.

В конце четырнадцатого столетия нашей эры, крестители всея Руси в своей непримиримой борьбе с язычеством столкнулись со странным явлением. Оказалось, что многие представители «диких» приволжских и уральских племен поклоняются не только деревянным божкам, но и некоему таинственному идолу из чистого золота.

В летописях того времени упоминается загадочная скульптура женщины, которую «неверные» почитали больше жизни. Но что это за статуя? Каковые ее корни? Где ее родина? Эти вопросы до сих тревожат умы многих ученых и исследователей любителей. По сей день строятся самые невероятные версии.

Все исследователи, пытавшиеся разгадать тайну языческого божества, отмечают, что идолица была той еще путешественницей. Маршруты странствия статуи порой приобретают самые фантастичные очертания. Одно точно, некая скульптура, отлитая из золота, в XIV веке находилась на севере современного Пермского края, где-то в районе Чердыни. Об этом мы узнаем из Никоновской летописи с отсылкой на Стефана Великопермского — епископа, прибывшего в те края крестить пермян и зырян.

У историков есть некоторые сомнения насчет точного изложения действительности в этом документе. Дело в том, что летопись составлялась много позже самих событий. К таковым относят и упоминание о Стефане. В древних бумагах он называется святым, но канонизирован он был только в 1549 году.

Но о Золотой бабе сообщается и в более ранних Софийской и Новгородской летописях, где рассказывается о кончине святителя Стефана.

«Живяше посреди неверных человек, ни бога знающих, ни закона ведающих, молящихся идолам, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и волхвам, и древью», — упоминают древние источники в 1398 году.

Более поздние упоминания об истукане относят нас то за каменный пояс Уральских гор, то еще дальше за Обь. Но откуда взялась скульптура из благородного металла в Верхнекамье?

А баба то не золотая!

Есть предположение, что где-то в окрестностях древней Чердыни (Пермский край) или Усть-Выма (республика Коми) идола отлили пермские и зырянские (коми) язычники. Но о месторождениях золота тогда там никто вроде бы и не слыхивал.

Большинство найденных в тех краях археологических артефактов из золота и серебра, по утверждениям ученых, имеют восточное происхождение. О том, что Пермь Великая вела активную торговлю с Ираном, говорят многие источники. Да и опять же некоторые находки (бляшки с изображением диковинных для севера животных) подтверждают факт сотрудничества с востоком.

Вырезанное из дерева изображение Золотой Бабы.А может статуя была вовсе не золотой? Некоторые авторы статей о Золотой бабе, ссылаются на древнескандинавские саги. В последних действительно можно найти описания походов на Биармию (древнюю страну, простирающуюся предположительно от Архангельска до Уральских гор). И в сказаниях этих действительно упоминается некое капище с идолом. Идол в сагах был деревянным.

Один из таких походов описывается в Саге об Олаве Святом, написанной исландским хевдингом Снорри Стурлусоном в 1220-1230 годах. Путешествие викингов Карли, Гуннстейна и Торера Собаки произошло примерно в 1020-1030-х годах.

«Когда они приплыли в Страну Бьярмов, они пристали у торжища, и начали торг. Все те, у кого было, чем платить, накупили вдоволь товара. Торир накупил много беличьего, бобрового и собольего меха. Когда торг кончился, они отправились вниз по реке Вине».

Но уже когда по Северной Двине они вышли в море, Торер сообщил своим товарищам, что знает еще одно место, где можно неплохо разжиться. Викинг стал в красках рассказывать о каких-то курганах, хранящих несметные сокровища. К сожалению, в саге весьма скудно описывается маршрут их следования. Можно только догадываться, что по морю они прошли либо до реки Мезень, либо до Печоры (республика Коми), проплыв по которым вскоре пристали к берегам и пошли пешком.

«Сначала они шли по равнине, потом начались большие леса. …Они вышли на большую поляну. Середина поляны была огорожена высоким частоколом. Ворота в нем были заперты… Торир подошел к частоколу, всадил повыше свою секиру, подтянулся, перелез через частокол и оказался с одной стороны ворот, а Карли тоже перебрался через частокол и оказался с другой стороны ворот. Торир и Карли одновременно подошли к воротам, вынули засов и открыли их. Тут все бросились внутрь. Торир сказал:

— Здесь внутри ограды есть курган. В нем золото и серебро перемешано с землей. В ограде стоит также бог бьярмов, который называется Йомали. Пусть никто не смеет его грабить».

Ограбив капище, норвежцы поспешили обратно. Но Торер все не возвращался. Карли вернулся за ним и увидел, что тот отобрал у Йомали серебряную чашу с монетами. Тогда и он тоже решил снять с идола огромное ожерелье.

«Карли поднял секиру и рассек нитку, на которой оно держалось. Но удар был таким сильным, что у Йомали голова слетела с плеч. При этом раздался такой грохот, что всем он показался чудом. Карли взял ожерелье, и они бросились бежать».

И нигде не говорится о том, что идол был золотым. Напротив, тот факт, что голова легко отлетела от туловища, свидетельствует о том, что скульптура была вырезана из дерева. Да и не стали бы викинги оставлять идола из чистого золота. В других скандинавских сагах идол вообще описывается как «старик, вырубленный из дерева».

Неизвестно также, была ли богиня, названная на финский манер тождественна пермской Зарни-Ань или вогульской Сорни-Най. Но многие исследователи, говоря о Золотой бабе, почему-то ссылаются и на скандинавские источники в числе прочих.

Римская Юнона

Если все же допустить, что зыряне, пермяки и вогуличи поклонялись идолу из желтого метала, но самим отлить ее было не из чего, то откуда и как оказалась статуя в этих краях? Есть версия, что Золотая баба — это статуя Юноны, вывезенная из Рима во время его падения.

Такой гипотезы придерживался Юлий Помпоний Лет (1428 — 1497) — исследователь древних летописей и путешественник. В своих «Комментариях к Флору», написанных им около 1480 года он говорит, что во взятии Рима в 410 году наряду с готами, вероятно, участвовали и войска угров (предки мадьяр, манси и хантов), жившие в то время в Югорской земле: «Угры приходили вместе с готами в Рим и участвовали в разгроме его Аларихом... На обратном пути часть их осела в Паннонии (в районе современной Венгрии, Югославии, Австрии) и образовала там могущественное государство, часть вернулась на родину, к Ледовитому океану, и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняется как божествам».

А что вполне правдоподобно. А если учесть то, что современные венгры действительно официально считаются потомками угров, то более чем правдоподобно. Историки, правда, придерживаются мнения, что угры ни с кем не воевали, а пришли в Европу по Средне-русской равнине через Украину в конце IX века. Но зачем одним надо было идти на запад, в то время как другие прекрасно жили на Урале? Неужели в своем походе они не встретили сопротивления и почти сразу благополучно образовали новое Венгерское государство? Разве Европа к тому времени не была поделена?

В римских и византийских хрониках IV и V веков за авторством Аммиана Марцеллина и Приска Панийского также упоминаются племена гуннов, время от времени совершавших набеги на Рим. К V веку относятся упоминания о вожде гуннов Аттиле. А народ гуннов образовался, по мнению ученых, в результате смешения на Приуралье угорских и тюркских племен. В 452 году гунны были разбиты, после чего как в воду канули. Может, ушли обратно на Урал? И разве не могли они 40 годами раньше туда же свести добытые в боях богатства вместе с некоей золотой статуей?

Тибеткая Гуаньинь

Наряду с версией западного происхождения идолицы, есть версия о восточных корнях богини. Якобы, золотая баба — это Гуаньинь, попавшая в Пермь Великую и за Урал из Тибета. Сторонники этой версии в доказательство своей теории почему-то прокладывают возможные маршруты в низовья Оби и на Ямал, забывая о том, что в тех краях идол стали искать уже в конце XV-XVI веках.

Основные аргументы приверженцев этой гипотезы просты и бесхитростны. Первое — Золотая баба родом из Тибета, потому что исследователи отыскали несколько возможных маршрутов от Тибета до Ямала. Это обоснование появилось более сотни лет назад, благодаря исследователю М. К. Сидорову. Второе — описание Золотой бабы российскими и западными историками и путешественниками XIV-XIX веков совпадают с обликом тибетской богини милосердия (Алексеев А. «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей». Иркутск, 1941). Тот факт, что никто из охотников за идолом ее не видел, нисколько не смущает сторонников восточной теории.

Возможно, речь идет просто о разных скульптурах. Мол, у пермяков была одна — римская. У хантов с якутов — тибетская. Но представители восточной теории основываются на свидетельствах искателей приключений, вдохновленных на подвиги как раз с подачи летописных сведений о Стефане Пермском.

Еще в качестве доказательств приводятся какие-то будто бы схожие свойства тибетской скульптуры с золотой бабой. Барон Сигизмунд Герберштейн, посол германского императора в Москву, в XVI веке писал о том, что в внутри Золотой бабы, возможно, установлены какие-то трубы, при попадании ветра в них статуя издает различные звуки.

О «поющей» статуе упоминается в некоторых якутских легендах. А богослужение с участием скульптуры Гуаньинь тоже будто бы было связано с игрой некоей трубы.

Золотая богородица

Есть еще одна фантастичная версия. Идолом пермских, зырянских, и мансийских язычников служила статуя золотой богородицы или Мадонны. Если это была Мадонна, то где ее родина? Вероятно в Европе. Но зачем бы стали вогулы поклоняться христианскому символу? Думается, что к XIV-XV веку они все же имели хотя бы смутное представление о сути вражеской религии, которой всячески противились.

Если это богородица, то почему в виде скульптуры из золота, а не в виде иконы. И почему в Сибирской летописи, на которую ссылается М. Косарев, богиня хантов и манси — хоть и с младенцем, но нагая? И главное, что делала эта «богородица» в Перми Великой. По версии того же Косарева, скульптуру завезли туда первые крестители, установили в одной из построенных церквей. А святилище потом разорили вогулы, совершавшие частые набеги на пермяков.

Но первым крестителем был Стефан, благодаря которому и заварилась вся эта каша, ведь упоминал он незнакомый ему идол. Зачем бы манси стали поклоняться тому, что по их логике следовало бы уничтожить? Впрочем, противоречия переполняют каждую из гипотез. Может, и не было никакой бабы?

Борис ВОРОБЬЕВ

Где она, Золотая Баба?

Прошло уже более тысячи лет с той поры, как в исторических документах появились свидетельства о так называемой Золотой Бабе, языческом идоле народов, населявших огромную территорию, границы которой начинались от Северной Двины, доходили до северо-западных склонов Уральских гор и которая в разные времена называлась по-разному - Биармией, Югорской землей. Великой Пермью. Упомянутые же документы - это исландские и скандинавские саги, повествующие о походах викингов, вознамерившихся захватить Золотую Бабу в 820, 918и 1023 гг. К тем далеким событиям мы и обратимся, но сначала введем читателей в курс дела.

Ипостаси

За 1000-летие Золотая Баба проделала причудливый путь от берегов Северной Двины до берегов Оби и на этом пути, словно мифический Протей, принимающий в момент опасности различные обличья, меняла и свой внешний вид, и имена. Юмала, Золотая Баба, Золотая Старуха, Калтась, Гуаньинь, Дьес Эмигет (Медная Статуя), Сорни Най (Золотая Владычица), Сорни Эква (Золотая Женщина), Злата Майя - вот сколько имен имел золотой идол, неизвестно откуда появившийся на капищах древней Биармии, Югры и Перми и неизвестно куда исчезнувший, как полагают, в конце XVI в. Даже всем известная по сказам Павла Бажова Хозяйка Медной горы имела, оказывается, и другое прозвание - Золотая Баба!

Как она выглядела

О ней написано немало статей и книг, а ученые-картографы средних веков имели обыкновение украшать изображением идола свои карты. И везде Золотая Баба рисовалась по-разному. У польского ученого Матвея Меховского, написавшего в 1517 г. "Трактат о двух Сарматиях", она изображена в виде стоящей женской статуи; на карте А.Вида (1542) это - женщина с рогом изобилия, а у австрийца Зигмунда фон Герберштейна (1549) - Минерва с копьем в руках. На другой его карте, изданной в 1557 г., Золотая Баба напоминает сидящую Мадонну с ребенком на руках. Англичанин Дженкинсон (1542) также изображал Золотую Бабу в виде Мадонны, но уже с двумя детьми. Итальянские писатели (Юлий Помпоний Лет и Александр Гваньини), считавшие, что Золотая Баба попала в Югорскую землю из Италии, отождествляли ее с богиней Юноной, которая вместе с Юпитером и Минервой входила в так называемую капитолийскую триаду, то есть в тройку главных римских богов. Юпитер в ней был богом грома и молний, Минерва покровительствовала искусству и ремеслу, а Юнона являлась богиней брака, материнства и женской производительной силы, а кроме того,- женой Юпитера.

Рис. 1. Фрагмент карты Московии А.Дженкинсона (1S42).

Рис. 2. Фрагмент карты С.Герберштейна (1556).

Но были и другие представления о внешнем виде Золотой Бабы. Например, те исследователи, которые придерживались мнения, что Золотая Баба - это тибетская богиня бессмертия Гуаньинь, предпочитали ее изображение, где она выражает извечную суть бодхисатвы (буквально - "существо, стремящееся к просветлению") Авалокитешвары, одного из высших существ, достойных со временем достичь степени Будды. Золотая Баба, хранившаяся в Белогорском мольбище на Иртыше, представляла собой нагую женщину с ребенком - "нага с сыном на стуле седящая", как повествует о том сибирская Кунгурская летопись. Таким образом, Золотая Баба "пряталась" не только под разными именами, но и под различными обличиями.

Исторические свидетельства

Норманнские саги, с которых мы начали свой рассказ, представляли, как известно, героические сказания, не имевшие авторства. То был плод коллективного народного творчества, что сближает их с русскими былинами, а потому не все сведения саг (и былин тоже) нужно принимать на веру. Гораздо правдивее в этом смысле труды, которые подписаны. Первым таким, где говорилось о Золотой Бабе, считается сочинение основателя Римской академии Юлия Помпония Лета (1428 - 1497) "Комментарии к Флору" (другое название - "Лекции по Флору"), написанное около 1480 г. Лет был интереснейший человек, гуманист, знаток античных рукописей и к тому же большой оригинал. На одном из римских холмов, Квирннале, у него имелся небольшой домик, в котором он, с чалмой на голове и в старинных римских котурнах, изучал чужие труды и писал свои и из которого время от времени исчезал, чтобы объявиться то в устье древнего Танаиса (Дона), то на берегах Черного моря, где собирал сведения о жителях этих мест. Настоящее имя Лета - Сабин, но во времена его жизни ученые, поэты и писатели, как правило, придумывали себе псевдонимы, и он последовал их примеру. Так вот: рассуждая в своих "Комментариях" о взятии Рима в 410 г. вестготами во главе с Аларихом, Лет сообщает, что среди этого разноплеменного войска были угры (предки мадьяр, манси и хантов), которые жили в то время в Югорской земле. "Угры приходили вместе с готами в Рим, пишет Лет, - и участвовали в разгроме его Аларихом... На обратном пути часть их осела в Паннонии (на приграничных территориях современных Венгрии, Югославии, Австрии.- Б.В.) и образовала там могущественное государство, часть вернулась на родину, к Ледовитому океану, и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняется как божествам". Следующее сообщение о Золотой Бабе относится к 1517 г. и принадлежит польскому историку и географу Матвею Меховскому (1457 - 1523). Он происходил из города Мехова (отсюда и его фамилия), но большую часть жизни провел в Кракове, где в тиши своей огромной библиотеки изучал географию Московии. В 1517 г. краковский издатель Иоганн Галлер выпустил его труд "Трактат о двух Сарматиях", в котором есть такие слова: "За областью, называемой Вяткой, по дороге в Скифию стоит большой идол Золотая Баба... Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему"... Резонен вопрос: где Меховский брал материалы для своей книги? Ведь он, в отличие от Юлия Лета, страстного путешественника, практически не покидал дома, являя собой классический тип кабинетного ученого. Ларчик открывался просто: в то время, когда он писал свое сочинение, в Кракове, в польском плену, находились некоторые русские военачальники, такие, как Иван Пронский, Дмитрий Булгаков, Иван Челяднин. Незадолго до этого прошла русскопольская война, и хотя в ходе ее Москва присоединила к себе веком ранее потерянный Смоленск, в 1514 г. русская армия потерпела поражение под Оршей, тогда и были взяты в плен названные воеводы Василия III. И вот теперь они сидели в цепях в краковской тюрьме, и Матвей Меховский, являвшийся каноником церкви святого Флориана и членом городского совета, регулярно посещал их и слушал их воспоминания о Короле, Югре и Перми, в покорении которых они принимали самое деятельное участие. В краковской же тюрьме начал свои поиски по истории Московии и еще один автор сообщения о Золотой Бабе - австрийский барон Зигмунд фон Герберштейн (1486 - 1566). В 1517 г. он прибыл в Москву в качестве посла, но перед этим добился свидания с Иваном Челядниным, рассказавшим ему, как отыскать на Москве Семена Курбского, который был в 1499 - 1501 гг. одним из предводителей московской рати, посланной на завоевание Югорской земли. Обосновавшись в Москве, Герберштейн, человек образованный и любознательный, занимался, как и все дипломаты всех времен и народов, не только своей непосредственной работой, но и собираниями сведений о стране пребывания. За время жизни в русской столице он изучил язык московитов, что позволило ему читать в подлиннике различные документы, в том числе и русские летописи. Тогда же, по-видимому, в его руки попал "Указатель пути в Печору, Югру и к реке Оби", составленный в промежутке между 1500 и 1517 гг. участниками похода Курбского. Второй раз барон побывал в Москве в 1526 г. и снова в роли посла. Собранный им материал был настолько богат, что он приступил к написанию книги о Московии, которую и выпустил в 1549 г. Она называлась "Записки о московитских делах", и к ней прилагалась карта Московии, составленная также им и долгое время служившая верой и правдой всем, кто интересовался загадочной Великой Татарией, как называли в то время Московское государство в Западной Европе. Среди прочих достопримечательностей карты была одна, тотчас привлекавшая внимание: неподалеку от того места, где река Обь впадала в Ледовитый океан (фламандский картограф Герард Меркатор называл его "Океан Семизвездья"), помещалось изображение женщины, сопровождаемое надписью латинскими буквами: SLATA ВАВА. А в тексте самих "Записок" находились удивительные сведения: "За Обью, у Золотой Бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосьва, Березва и Данадым, которые все берут начало из горы Камень Большого Пояса и соединенных с ней скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой Бабы, называются данниками князя Московского. Золотая Баба, то есть Золотая Старуха, есть идол у устьев Оби, в области Обдоре. Рассказывают, что этот идол Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, и что там уже снова виден другой ребенок, который, говорят, ее внук. (По типу матрешки.- Б.В.). Кроме того, уверяют, что там поставлены какие-то инструменты, которые издают постоянный звук вроде трубного. Если это так, то, по моему мнению, ветры сильно и постоянно дуют в эти инструменты". Перечень свидетельств о Золотой Бабе можно продолжить, но мы ограничимся лишь одним, которое нельзя опустить изза его важности, поскольку это свидетельство является первым, зафиксированным в русских летописях. Оно относится к 1398 г., содержится в новгородской Софийской летописи, где говорится о смерти епископа Стефана Пермского (ок. 1345 - 1396), первосвятителя языческих народов, населявших с незапамятных времен древнюю Биармию и позднейшую Великую Пермь. В средние века эти народы были известны под именами пермь, вогулы, югра, остяки.

Рис. 3. Статуэтка Авалокитешвары (Гуаньинь), найденная в районе Чердыни на Северном Урале. Рис. 4. Изображение Авемокипшаяры. Монголия. бронза, ХVII в.

Личность епископа слишком неординарна, чтобы умолчать о нем в нашем рассказе или ограничиться кратким упоминанием. Стефан родился в Великом Устюге и прозывался там Стефаном Храпом. Устюг в то время был крупным торговым городом и, занимая выгодное географическое положение у места впадения в реку Сухону ее притока Юга (откуда и пошло его название - Усть-Юг, то есть устье Юга), привлекал на свои торжища выходцев с Печоры и Вычегды, Ижмы и Верхней Мезени. Именно на этих торгах Стефан и встречался не раз с аборигенами Великой Перми, что, в конце концов, резко изменило всю его жизнь: ревностный христианин, он решил нести свет православия в земли северных язычников, а кроме того, обучить их грамоте. Поглощенный этой мыслью, Стефан потратил несколько лет на изобретение азбуки коми-зыряно-пермяцкого языка и, вооруженный ею, отправился на северовосточную окраину тогдашней Московии крестить и просвещать тамошние народы. Дело это было поистине смертельное, поскольку язычники не хотели ни менять веру, ни учиться новой грамоте, обходясь по старинке системой бытовых меток и знаков и яростно сопротивляясь намерениям Стефана. Но его бесстрашие ломило горы и подчиняло ему самые непокорные сердца. Он вступал в диспуты с местными волхвами, вызывал их на Божий суд, когда истины ради приходилось испытывать себя огнем и водой, и повсюду сокрушал топором языческие деревянные кумиры. Последнее было особенно опасно, и, будь на месте Стефана другой человек, с ним бы давно расправились, но фанатичная уверенность в своей правоте и абсолютное бесстрашие помогли миссионеру преодолеть все преграды. Стефан прожил среди пермяков 17 лет, что было настоящим подвигом, ибо, как писалось в летописи, он жил "посреди неверных человек, ни Бога знающих, ни закона водящих, молящеся идолам, огню, и воде, и камню, и Золотой Бабе, и волхвам, и древью". Как видим, в тексте упомянута Золотая Баба, и у нас возникает резонный вопрос: откуда летописец получил сведения о ней? Ответ здесь, вероятнее всего, будет таким: либо от самого Стефана, либо от людей, коим он рассказывал о кумире пермяков. То и другое в одинаковой степени возможно, поскольку, несмотря на удаленность Перми от Московского княжества, миссионер-просветитель побывал в Москве в 1383 г. Здесь он был принят и обласкан Дмитрием Донским, и уж, конечно, в разговоре с ним и с его окружением не мог не рассказать о чудесах и дивностях Пермской земли, в том числе и о Золотой Бабе. Так что в данном случае у нас почти нет сомнений об источнике информации летописца; как, впрочем, нет их и тогда, когда заходит спор о том, видел ли Стефан Пермский самолично Золотую Бабу. Некоторые исследователи, опираясь на факт его беседы с великим князем московским и владимирским, склонны думать, что видел; нам же такое утверждение кажется весьма сомнительным. Конечно, он горел желанием добраться до главного кумира Пермской земли, но - говорим об этом со всей ответственностью - не преуспел в своем предприятии. Не менее горячо ему воспрепятствовали в том пермские волхвы, которые перепрятывали своего идола, едва лишь епископ оказывался в опасной близости от него. Вот, пожалуй, главные источники, к которым обращаются все, кто по мере своих сил пытается разгадать тайны Золотой Бабы. А их-то, тайн, в 1000-летней истории идола более чем достаточно.

Ее приключения

Точно установлено, что в IX-XII вв. скандинавские викинги не только воевали с племенами страны, называемой ими Биармией, но и торговали с ними, попадая на тамошние торжища через Белое море и Северную Двину. И что они знали о существовании в биармийских лесах капища золотого истукана, которому поклонялись аборигены. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в головах многих викингов жила снедающая их мечта - отыскать и захватить Юмалу, как называют божество древненорвежские саги. Об этом рассказывается, по крайней мере, в трех из них, но особенно подробно - в "Снорри", повествующей о том, как в 1023 г. норвежские викинги во главе с Ториром Собакой, личностью исторической, предприняли попытку похитить Юмалу. С превеликим трудом им удалось добраться до идола, на коленях у которого стояла золотая чаша, полная серебра, а на шее висела массивная золотая цепь. Тори? Собака завладел чашей, а один из его воинов прельстился цепью. Чтобы снять ее, он ударил идола топором по шее, отрубив ему голову. Произведенный шум встревожил храмовую стражу, и викингам пришлось бежать. Они едва пробились к берегу, где стояли их суда, и Юмала, хотя и обезглавленная, осталась на своем исконном месте. И пребывала на нем до прихода в Пермскую землю святителя Стефана, после чего исчезла бесследно. Само имя Юмала ничего загадочного в себе не заключает. Это общее наименование божества, сверхъестественного существа в финно-угорской мифологии. Попытку обнаружить Золотую Бабу предприняли в конце XV в. московские воеводы Семен Курбский и Петр Ушатый. К тому времени уже было известно, что идола перенесли на азиатскую часть континента, и поэтому, как только Курбский и Ушатый во главе четырехтысячной лыжной рати перевалили через Урал, они сразу стали искать его капище. Было захвачено много югорских населенных пунктов и обыскано немало потаенных мест, но ни идола, ни храмовых сокровищ найти не удалось. Следующая глава в истории Золотой Бабы открывается почти через сто лет после похода Курбского и Ушатого - в 1582 г., в период покорения казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем Сибири. Глава, надо сказать, неожиданная, поскольку именно тогда отыскался след главного божества Пермяцко-Югорской земли. Осенью указанного года казаки, штурмуя три дня без всякого успеха так называемый Демьянский городок в низовьях Иртыша, уже было хотели отложить приступ, но тут объявился некий перебежчик, поведавший о том, что в городке находится идол, сделанный из чистого золота. Едва услышав это, предводитель казаков есаул Богдан Брязга приказал забыть о всяком отступлении и продолжить штурм. В конце концов, городок был взят, но желанного трофея в нем - увы! - не оказалось. И не потому, что перебежчик сообщил заведомую неправду, а по другой причине: как ни держали казаки осаду, служители кумира ухитрились неведомо каким путем выбраться из окружения и унести его с собой. Брязга с отрядом бросился по следам исчезнувшего идола, и в мае 1583 г. они оказались на Оби, в местности, называемой Белогорьем, где находилось мольбище Золотой Бабы. Оно было священно для аборигенов - остяков, к тому же защищено своего рода заклятьем, согласно которому всякий, нарушивший покой великой богини, должен был умереть, но казаки презрели все запреты и обыскали мольбище до самого последнего закутка, однако Золотой Бабы так и не нашли. Она вновь исчезла каким-то таинственным образом. А когда казаки возвращались из похода, то попали в засаду и погибли все до единого. Уж не сбылось ли заклятье?.. Но через некоторое время пропавший из Белогорья идол объявился в бассейне реки Конды, левого притока Иртыша, и к его капищу вновь потянулись все окрестные племена, неся божеству богатые подношения в виде соболиных шкурок и заморскихтканей, приобретенных на торжищах обширной Пермяцко-Югорской земли. В начале XVIII в. еще один миссионер, Григорий Новицкий, пытался найти Золотую Бабу, но и его усилия ни к чему не привели. Однако он собрал интересные сведения о святилище, где тайно хранился кумир и куда имели право входить лишь вождь племени и шаман. Через сто лет следы Золотой Бабы вроде бы обнаружились на реке Северная Сосьва, впадающей в Обь с левой стороны; сейчас же, по прикидкам исследователей, местопребывание идола отодвинуто еще дальше - на Таймыр, в горы Путорана, которые и на исходе нашего века являются загадочным "белым пятном".

Итак, если проследить "миграцию" Золотой Бабы за тысячу лет, то окажется, что она проделала поистине фантастический маршрут от берегов Северной Двины до берегов Оби. Причины такого перемещения понятны, если принять распространенную точку зрения, что ее приходилось все время спасать либо от грабителейнорманнов, либо от воинствующих христианских проповедников, и все же напрашивается вопрос; а не о разных ли божествах идет речь и можно ли отождествить Юмалу XI в. и Золотую Бабу XIV-XVI вв.? Вспомним сообщение Лета - ведь он говорил о нескольких статуях, унесенных уграми из Рима. Мне лично ближе его предположение, хотя, если отказать Золотой Бабе в монополии на исключительность, романтическая, а местами и трагическая, ее история заметно потускнеет. Но даже и при таком варианте все равно остается неясным главное: что же это за идол и где его родина? Все без исключения описания Золотой Бабы подводят нас лишь к одному выводу: кумир не является произведением мастеров древней Перми, поскольку, во-первых, по своему облику резко отличался от языческих божеств северных народов, к коим относились и югра, и вогулы, и остяки; а во-вторых, создание подобной металлической скульптуры было невозможно изза отсутствия у югорских племен соответствующей технологии. Поговорим о том подробнее. Почему, спрашивается, языческая Юмала, принесенная, согласно Лету, из Рима, так разительно была непохожа на языческих же истуканов северян? Ответим: все дело в канонах, и, говоря об этом, необходимо, прежде всего, отметить тот факт, что языческие идолы, будь то славянские, скандинавские или сибирские, отличались довольно примитивной формой и грубой отделкой. Даже кумиры, возведенные на киевских холмах князем Владимиром, еще язычником, изображавшие главных славянских богов - Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Самаргла и Мокошь, были далеки, судя по описаниям, от эстетического совершенства. Что же говорить о "болванах" древних северных народов, если все они ("болваны") делались, словно нарочно, уродливыми, со свирепым выражением лиц и страшным оскалом.

Рис. 6. Славянские идолы.

И в том, согласитесь, видится определенная тенденция, но чем она была вызвана? Ведь древние греки и римляне тоже исповедовали язычество и тоже ставили повсюду изображения своих богов, но какие! Скульптуры Поликлета и фидия, коими украшались храмы, до сих пор являются образцами для художников и ваятелей всего мира, тогда как истуканы славянязычников и северных племен никак не потворствуют художественному вкусу. Еще раз спросим: почему? Как ни странно, убедительного ответа на этот счет нет. Таковы были требования к изображению божества, говорят искусствоведы. Не исключено, что именно все так и обстояло, иначе придется признать отсутствие у наших пращуров вкуса и умения, чего, конечно же, сделать невозможно. Славянские мастера создали множество шедевров, среди которых, например, храм Световида, существовавший до 1168 г. на острове Рюген. В означенный год его сжег датский король Вольдемар 1, но еще раньше его посетил датский же хронист-летописец Саксон Грамматик (1140 - ОК.1208), который был потрясен архитектурой и убранством храма, назвав его "опус эллегантиссимус". Не менее восторженный отзыв о славянских языческих кумирнях оставил и писатель Х в. Аль-Масуди, но и его оценка и оценка Саксона Грамматика относились к облику лишь кумирен, но не стоявших в них кумиров, которые хотим мы этого или нет - не вызывали прилива высоких чувств, чего, быть может, и добивались их создатели. В свете сказанного Золотая Баба никак не подходит под категорию языческих идолов, хотя именно так и называет ее историческая традиция. Это, скорее всего, скульптурное изображение высокой художественной пробы, роднящей его с произведениями эпохи эллинизма. По крайней мере, ни в одном из описаний Золотой Бабы ни слова не говорится о ее уродстве; наоборот, все источники в один голос подчеркивают изящество и красоту кумира. Не подтверждает ли это взгляды тех исследователей, которые считают, что родиной Золотой Бабы является не земля древней Перми, а некая другая, где художественные каноны были прямо противоположны вкусам и представлениям югорских мастеров? Но что в таком случае представляла из себя Золотая Баба? Судя по описаниям - металлическое (золотое? медное?) изваяние женщины, изготовленное, по-видимому, методом художественного литья. У племен, обитающих на территории Биармии, Перми и Югры, такой технологии не было, о чем мы уже говорили. А вот в языческих Греции и Риме литые изображения божеств являлись нормой жизни. И не только литые, но и так называемые хризоэлефантинные, то есть изготовленные из слоновой кости и покрытые золотыми пластинами. Такой, например, была статуя Зевса (ее основу, правда, наравне со слоновой костью, составляли и деревянные части), изготовленная Фидием и находившаяся в храме города Олимпии. Она являлась одним из семи чудес света и после разделения Римской империи на Западную и Восточную оказалась в Константинополе, где и сгорела во время пожара во дворце императора Феодосия II.

Рис. 7. Московсхое государство и подмастмыв ему земли. Пунктиром указан предполагаемый маршрут эвакуации Золотой Бабы.

Вряд ли Золотая Баба была хризозлефантинной, скорее всего, повторяем, литой, но уже одно это не позволяет считать ее делом рук югорских умельцев. Идол попал в Югру явно со стороны. Но вот откуда? Одну точку зрения мы уже знаем - из Рима. Однако есть и другая гипотеза, согласно которой Золотая Баба имеет восточное происхождение. Впервые об этом сказано в книге английского историка Д.Бэддли "Россия, Монголия, Китай", изданной в Лондоне в 1919 г. Именно он впервые отождествил Золотую Бабу с тибетской богиней бессмертия Гуаньинь. О том, что она есть лишь форма выражения извечной сути бодхисатвы Авапокитешвары, мы уже говорили, а теперь вспомним о любопытной детали в записках Герберштейна. Рассказывая о Золотой Бабе, он сообщал: "...этот идол есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, и что там уже снова виден другой ребенок, который, говорят, ее внук". Деталь поистине замечательная, поскольку точно такую же мы находим в изваянии Авалокитешвары, находящемся в одном из храмов Лхасы. Его создание относится к 650 г. н.э., когда во внутрь этой бирюзовой скульптуры была вставлена сандаловая статуэтка того же божества. Но, как говорит предание, царю, по чьему приказу был выстроен храм, сделанного показалось мало, а потому он вместе с двумя любимыми женами проник внутрь изваяния Авалокитешвары и чудесным образом навеки слился с ним. Интересно писал по этому поводу знаток наших древностей, поэт Сергей Марков: "Если Золотая Баба по своему происхождению как-то связана с Гуаньинь, то пребывание мнимого "ребенка" в ее утробе в особом объяснении не нуждается. Изучение буддийских статуй подтвердило, что изваяния зачастую содержали в себе идолов меньших размеров. Попади северный истукан под беспощадную секиру Стефана Пермского - и из недр Золотой Бабы, возможно, выпал бы ее двойник, малая Баба с крошечным ребенком на руках..." И еще одно совпадение, и снова связанное с текстом Герберштейна. Помните, он упоминал о каких-то инструментах, установленных то ли в самой Золотой Бабе, то ли рядом с ней и издающих трубные звуки? Оказывается, аналог этому имеется и в Тибете, и опять-таки в храме, где установлена статуя Гуаньинь. Когда перед ней происходило богослужение, обязательно трубили в трубу, сделанную из белой раковины, называемой дун-кар. Такие раковины тогда можно было перечесть по пальцам, ибо, в отличие от обыкновенных, они завиты по часовой стрелке. Это делает их чрезвычайно редкими и очень дорогими тибетцы приравнивали дун-кары по стоимости к алмазам. Как, каким путем буддийское божество (если поставить знак равенства между Золотой Бабой и Гуаньинь) могло проникнуть из Тибета в низовья Оби и даже на Ямал? Сто с лишним лет назад знаток русского Севера М.К.Сидоров доказал, что такие пути имелись. Он лично обследовал некоторые из них и пришел к выводу: добраться из Тибета до устья Оби можно было по рекам, которые приводили к озеру Зайсан, где находилась караванная стоянка купцов из Восточного Туркестана и Китая. Именно по этому маршруту тибетская богиня Гуаньинь и могла попасть в земли нынешних хантов и манси, то есть к тем остякам и вогулам, которые так упорно скрывали Золотую Богиню от казаков Ермака.

P.S. Попытки разгадать тайны Золотой Бабы продолжаются и в наши дни. Одну из них предпринял житель г.Никель, что в Мурманской области, Николай Андреевич Зайцев. С его версией я познакомился лет пять назад, когда работал в издательстве "Мысль" составителем ежегодника "На суше и на море". Зайцев был нашим постоянным автором и однажды прислал очень любопытный материал, касающийся Золотой Бабы. Очерк планировалось напечатать в 1993 г., но "перестройщики" развалили ежегодник (основанный, кстати, нашими выдающимися фантастами и учеными - Иваном Ефремовым и Александром Казанцевым), и его материалы остались невостребованными. И вот, пользуясь случаем, я хочу вкратце сказать об его гипотезе и надеюсь, что он не предъявит мне никаких претензий по этому поводу. Суть дела: изучая мифы якутского народа (олонхо), Николай Зайцев пришел к выводу, что одно из главных лиц якутского языческого пантеона, Дьес Эмигет, или Медная Идолица, поразительно напоминает нашу Золотую Бабу. Проследив путь, пройденный героем эпоса Нюргуном Боотуром, и "привязав" его к современной карте, он с удивлением обнаружил, что "резиденция" Дьес Эмигет находилась, оказывается, на Северном Урале, а если точнее - на западном берегу Обской губы! Два похожих идола в одном и том же краю? Так не бывает, и Николай Зайцев делает смелое предположение: Золотая Баба и Дьес Эмигет - это, скорее всего, одно и то же божество. А затем идет еще дальше, выдвигая совершенно оригинальную версию о внешнем облике Золотой Бабы. Он полагает, что она представляла из себя... колокол. К сожалению, из-за нехватки места мы не можем привести здесь все его выкладки и рассуждения, а потому просто знакомим читателей с еще одной точкой зрения о Золотой Бабе.

P.P.S. Последние сведения о Золотой Бабе получены летом 1990 г Их доставила этнографическая экспедиция Института мировой литературы РАН, побывавшая в Ханты-Мансийском автономном округе. Там и по сию пору живет небольшое количество так называемых казымских (северных) хантов, и, по местным преданиям, именно их род отвечал за ее неприкосновенность. Но в 1933 г. до этих краев докатились волны раскулачивания, а поскольку казымские ханты считались зажиточными, да к тому же являлись хранителями идола, органы НКВД арестовали казымского шамана и выведали у него путь к святилищу. Однако ханты, защищая его, оказали работникам спецслужб вооруженное сопротивление. Погибло четверо чекистов. Репрессии последовали незамедлительно: практически все взрослые мужчины клана были уничтожены, а дети, старики и женщины вымерли за зиму, поскольку ходить на охоту и добывать пропитание было не с чем - ружья племени спецслужбы конфисковали. Оставшиеся в живых казымские ханты и до сих пор с неохотой рассказывают о событиях тех лет и просят не называть их фамилии. Что же касается Золотой Бабы, хранившейся в святилище, то она исчезла. Весьма вероятно (если она была золотой), что ее переплавили. Однако членов экспедиции удивила одна деталь: в краеведческом музее Ханты-Мансийска они увидели много прекрасно сохранившихся вещей, на которые не имелось паспорта. Выяснилось, что вещи поступили из хранилища местного управления КГБ. В связи с этим возникает последний вопрос: если Золотая Баба была не золотая, не пребывает ли она и ныне в каком-нибудь спецхране?..


Читать полностью: http://readr.ru/boris-vorobev-gde-ona-zolotaya-baba.html?page=2##ix...

http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/45377/


http://kp.ru/daily/24168/380191/

Золотая баба: идол или топоним http://uralistica.com/profiles/blog/show?id=2161342%3ABlogPost%3A15...


:)

----

КУДА ИСЧЕЗЛА "ЗОЛОТАЯ БАБА"?

Что такое Пермь Великая - название племени, географический термин или название государства? Каждый читатель, наверное, сам для себя сделал вывод. Мнение автора: к середине ХУ века в Верхнем Прикамье сложилось государственное объединение - Пермь Великая.
А сейчас перейдём к вопросу, о котором легенд, преданий, гипотез больше, чем во всех прочитанных Вами шести рассказах. Имя "герою" этого вопроса - "Золотая баба". Сколько поразительных событий, сколько страстей, кровавых трагедий связано с ней. И сколько тайн!
Вопросы, вопросы. Откуда взялось это одно из чудес света? Почему её так самоотверженно хранили люди? Где взяли эти бесхитростные радушные и добрые охотники и рыболовы столько упрямства и ловкости, чтобы из века в век сохранять свою святыню от жадных рук? Что это за божество и куда оно исчезло?
Самое первое упоминание о Золотой бабе, как предположительно, содержится в скандинавских сагах. В 1023 году викинги, которых вёл знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию. На р.Двине им удалось узнать местонахождение святилища Юмалы и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.
Сведения о Золотой бабе есть и в русских летописях. Софийская новгородская летопись /I398 г./, сообщая о кончине св. Стефана Пермского, не преминула упомянуть о ней: "Живяше посреди неверных человек, ни бога знающих, ни закона ведающих, молящихся идолам, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и волхвам, и древью". Сообщает о ней и новгородская повесть "О человецех незнаемых в полунощных странах". Там рассказывается, что северные люди одеваются в звериные шкуры, ездят на собаках и оленях и поклоняются дереву, красному знамени /?/, камню иссечённому, Золотой бабе. Как видим, в Х1У веке идол уже был на Вычегде, но как он выглядел - летописцы, вероятно, не сочли нужным сообщить.
В 1501 году митрополит Симон в послании Великопермскому князю Матвею Михайловичу и всем пермичам, людям большим и меньшим, упрекает их в том, что они поклоняются Золотой бабе и Войпелю болвану. С Вычегды идол переместился в Верхнее Прикамье.
В западноевропейской литературе ХУ1-ХУП веков рассказы о Золотой бабе приобрели большую известность. Редкий автор, говоря о Московии, не упоминал о ней. Впервые об этом божестве сообщил в 1517 г. в "Трактате о двух Сарматиях" ректор Краковского университета М.Меховский. Это была книга о малоизвестном государстве Московском. В ней М.Меховский поведал миру, что за "областью именуемой Вятка по дороге в Скифию стоит большой идол Золотая баба, что в переводе означает -золотая старуха. Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему, и никто, проходя поблизости и гоня зверя на охоте, не минует идола с пустыми руками, без приношения; даже если у него нет ценного дара, то он бросает в жертву идолу хотя бы шкурку или вырванную из одежды шерстину и, благоговейно склонившись, проходит мимо".
Подробное описание Золотой бабы оставил австрийский посол в Московии барон Сигизмунд Герберштейн. Собственная любознательность побудила его заняться собиранием сведений о стране, которая была почти не известна миру. В своих "Записках о Московии", вышедших в 1549 году, о Золотой бабе он сообщал следующее: "Золотая баба есть идол, находящийся при устье Оби, в области Обдоре, на более дальнем берегу... Этот идол есть статуя в виде некоей старухи, которая держит в утробе сына и будто, там уже опять виден ребёнок, про которого говорят, что это её внук. Кроме того будто бы она там поставила некие инструменты, которые издают постоянно звук наподобии труб". На карте С.Герберштейн впервые поместил изображение Золотой бабы в виде статуи женщины с копьём или жезлом в руке, короной на голове.
Вслед за С.Герберштейном почти все стали помещать Золотую бабу близ устья Оби. Правда, изображали её по-разному: литовский картограф А.Вид /1545 г./ в виде статуи обнажённой женщины с распущенными волосами, стоящей на пьедестале с большим рогом изобилия; на карте С.Мюнстера, учёного монаха-францисканца /1544 г./, ребёнок превратился в дубинку; на карте Джекинсона /1562 г./ изображена обнажённая женщина на троне с двумя детьми на руках.
Кстати, не все считали, что божество наготовлено из золота. Так, итальянец А.Гваньини в "Описании Европейской Сарматии" /1578 г./ написал: "В этой Обдорской области около устья реки Оби находится некий древний истукан, высеченный из камня, который москвитяне называют Золотой бабой. Это подобие старой женщины, держащей ребёнка на руках и подле себя имеющую другого ребёнка, которого называют её внуком. Этому истукану обдорцы, угричи, вогуличи, а также и другие соседние племена воздают культ почитания, жертвуют идолу самые дорогие и высокоценные собольи меха... закалывают в жертву ему отборнейших оленей, кровью которых мажут рот и глаза и прочие члены изображения. Сырые же внутренности жертвы пожирают, и во время жертвоприношения колдун вопрошает истукана, что им надо делать и куда кочевать; истукан же /странно сказать/ обычно даёт вопрошающим верные ответы и предсказывает истинный исход их дел".
Легенда о Золотой бабе, очевидно, не давала покоя и дружинникам Ермака во время знаменитого похода за Урал. Вот что сообщает Сибирская Кунгурская/ летопись С.Ремезова. 5 марта 1582 года Ермак послал отряд под началом атамана Ивана Брязги вниз по Иртышу. Дойдя до с.Белогорье на р.Оби ниже устья Иртыша, отряд штурмом взял городище Нимъян, в котором казацкий лазутчик видел моленье Золотой бабе. После взятия городка, несмотря на упорные поиски, казаки её не нашли.
Трудно сказать, откуда узнал разжалованный полковник а потом миссионер Григорий Новицкий, что Золотая баба находится в районе р.Конды.
В 1712 году он начал энергично её разыскивать. Девять лет скитался по Конде. И, вероятно, не подозревал, что за ним из-за дремучих елей следят чьи-то зоркие глаза. Наверняка он был близко от места, где хранилось божество, так как его убили люди, оберегающие святыню. И осталась в ризнице митрополита недописанной книга г.Новицкого "Описание о народе остяцком".
Среди тайной переписки Тобольской консистории хранится донос, датированный 1757 годом, на крещёных хантов - Сергея Шергу, Ивана Колываева и Алексея Пангля из Шаплинских юрт. Они приносили жертвы тщательно скрываемому идолу - "шайтану". Были они своеобразными уполномоченными по сбору дани для Золотой бабы. В 1904 году писатель К.Д.Носилов на Конде нашёл слепого старика манси Савву, который сообщил ему, что Золотая баба через их леса была перенесена верными людьми на север, эа Обь /р.Казым или р.Таз/ и что она выглядела следущим образом: "Голая баба и только. Сидит. Нос есть, глаза есть, всё есть, всё сделано, как быть бабе".
Самые свежие сведения были собраны мансийским писателем Юваном Шесталовым. В книге "Тайна Сорни Най" он пишет, что в 1936 году манси Даниид Сургучёв предложил приёмщику рыбы Антону Кадулину заглянуть в "шаманский амбарчик". Он сказал, что старики привезли самого главного сильного "золотого идола". Данила рассказал Антону о шаманах Золотой бабы. Тот заинтересовался и стал расспрашивать однофамильца Даниила - Григория Сургучёва. Люди говорили, что он один из главных хранителей Золотой бабы. Но Григорий твердо сказал, что божество спрятано на острове среди гиблых топей, и никому не отыскать туда дороги.
Старики Сургучёвы скончались и вместе с ними, казалось, ушла тайна безвестного островка, где зарыта или завалена хворостом Золотая баба. Но на Конде нашёлся школьник Алексей Сургучёв, который написал письмо в редакцию "Комсомольской правды". Он сообщал, что его отец видел древнюю статую как раз там, куда указывали дорожники, Сибирская летопись, "Описание о народе остяцком" Г.Новицкого. То, что видел отец Алексея - это огромная статуя изображающая женщину, видимо каменная, что само по себе удивительно - кругом на тысячи километров нет таких скульптур. Она ли называлась Золотой бабой или где--то рядом была спрятана настоящая золотая статуя - неизвестно, так как дока никому из учёных не удалось побывать в этих местах, которые почти недоступны летом из-за дикой тайги и болот. Зимой же надо идти на лыжах без дороги и легко пройди мимо. Говорят, что большая статуя сейчас повалена.
И это далеко не все сведения о Золотой бабе. Очень многие пытались найти это божество и даже выискивали места, где она хранилась, но вместо Золотой бабы видели там идолов другого облика: гусей, деревянных кукол и пр.
Сведений о Золотой бабе очень много. Легенды перестают быть неправдоподобной сказкой, и невольно возникают вопросы. Откуда же появилось это золотое божество? Кто создал его, какой народ? И куда исчезло оно? Будет ли когда-нибудь разгадано таинственное исчезновение золотого идола? И, наконец, где искать этот легендарный клад?
Один из современных энтузиастов-исследователей легенд о Золотой бабе Лев Теплов высказал любопытное предположение, что "Золотую бабу унесли из горящего разграбленного Рима и это была золотая античная статуя". Он приводит слова римского историка Юлия Поннония Лэта, который в своём труде "Комментария к Флоре" писал:: "Угры приходили вместе с готами в Рим и участвовали в разгроме его Алларихом (Это было в 410 году. Алларих - король вестготов). На обратном пути часть их осела в Паннонии и образовала там могущественное государство, а часть вернулась на Родину, к Ледовитому океану, и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесённые из Рима, которым поклоняются как божествам".
А.Баков в статье "Христианская история Урала" -сообщает следующее: "Когда угры, предки венгров, переселились в Паннонию, то им явилось чудо. В День Рождества Христова пошёл ледяной град и образовал фигуру девы, держащую младенца в венце.
Затем изображение младенца начало постепенно уменьшаться и ко Дню Обрезания Иисуса совсем растаяло. Образ же Богоматери, казалось, сделанной изо льда, не удалось растопить даже на костре. И тогда всё воинство угорское обратилось в христиансво. Образ же Богоматери был отвезён на Урал. У ног его возносили первые уральские христиане молитву Господу, Богородице, святым и ангелам. Язычники же поклонялись самому образу и прозвали его Золотой бабой".
Близкую мысль можно найти у Михова, признававшего Золотую бабу глиняной позолоченной статуей Мадонны, завезённой на север русскими. И.Н.Смирнов называл её коми-пермяцким божеством, М.Л.Лебедев - коми--зырянским, Н.С.Трубецкой - вогульской богиней Куалтысь, А.Н.Соболевский видел в Золотой бабе влияние культа древнеиндийского божества подземного мира Иомы. Какой огромный разброс мнений: от Индии и Рима до небесного чуда!
Пытались найти Золотую бабу во многих местах: на Вычегде, Уральских горах, Оби, Конде и в других местах. Журнал "Вокруг света" в I960 году поместил статью об этом таинственно исчезнувшем божестве. Одним из авторов статьи был уже упомянутый нами Л.Теплов. Статья заканчивалась так: "Но если немного продолжить по карте путь, который проделала Золотая баба аримпасов, убегая от новой жизни, неумолимо наступающей на её дикие владения, то линия упрется в место, которое, кажется, самой природой приготовлено для сокрытия кладов. Это мрачные безжизненные горы Путорана на Таймыре, за нынешним индустриальным Норильском. Там до сих пор есть места, где не ступала нога человека. И, может быть, там в пещере, которую уже никто из живых людей не помнит, вместе со своими трубами на истлевших мехах лежит гигантская драгоценная матрёшка - безмолвный свидетель тысячелетней истории нашей земли, игрушка мрака, который ушёл навсегда.
Чтобы разобраться со всеми этими вопросами, начнём с того, что же это было за божество и с чем оно было связано. Анализируя различные сведения, можно прийти к выводу, что это - божество, связанное с водой, подземным и верхним мирами. Наиболее близки ему по значению удмуртская богиня Кылдысин и мансийская Калтась. Это великие матери-прародительницы. От них пошло всё живое на земле, да и сами земля и небо. Космо-гонические мифы коми сообщают, что Зарни инь /Золотая баба/ является прародительницей Ена /божество верхнего мира/ и Куля /божество нижнего мира/, иногда солнца и луны.
А мы с Вами помним, что рядом с Золотой бабой изображались сын и внук или, в крайнем случае, сын и муж. И об этом можно узнать в мифах. У Ена был сын Войпель, один из самых почитаемых богов коми. По одной из легенд Войпель /Пера/ взял в жены Заринь /по коми "зарни" - золото, а "инь" - женщина/, и от этого брака пошёл коми народ. Всё" сошлось. Если рядом с Золотой бабой изображались Ен и Войпель, то, с одной стороны, это сын и внук, а с другой - сын и муж.
Нет ничего удивительного в том, что легенды о Золотой бабе связывали и, с коми, и с угорскими народами. Когда-то в далёком прошлом это был единый народ или родственные народы, и самый древний миф о сотворении мира /земли, неба я всего живого/ должен быть у них одинаков, что и есть на самом деле.
Чтобы ответить на вопрос можно ли найти Золотую бабу, нужно выяснить, как она выглядела. "Да это же известно, -воскликнет нетерпеливый читатель женщина с одним или двумя детьми, мужчинами". Но внимательный читатель, наверняка, отметил для себя, что наиболее подробные описания изображения сделаны иностранцами, которые не только не видели Золотую бабу, но большинство из них никогда даже не были в России. Русские же летописи о внешнем виде практически ничего не сообщают.
Но поиски ответа на этот вопрос - не такое уж безнадежное дело. Мы выяснили, что Зарни инь по коми-пермяцкой мифологии - Великая мать-прародительница. Эти же мифы так рисуют сотворение мира. Вначале была только вода, безбрежный океан Саридзь. По нему плавала утка. Из снесённого ею яйца образовалось: из верхней части - небо, из нижней - подземное царство, а центр - земля. Что же получается? Что утка и есть Зарни инь? Даже не верится. Но в одном из преданий она прямо названа уткой - "Матерь солнца, мать луны - та божья утка".
Но почему именно утка стала образом для Великой матери-прародительницы, олицетворяющей Вселенную? Я думаю, это объясняется тем, что утка умеет летать по воздуху - верхнему миру. Представители среднего мира ходят по земле, нижнего - ныряют под воду.
И поиски Золотой бабы не были бесплодными. Вспомните, иногда на святилищах находили изображение гуся - это же древнейший символ Золотой бабы. Правда, те, кто искал, ждали другого. Наверное, с течением времени зооморфный образ главной богиня стал антропоморфным. Так, вероятно, появилось изображение женщины с двумя мужчинами на предметах пермского звериного стиля. Не исключено, что в позднее время крупные изображения этого идола изготовлялись из дерева или другого материала. Но вряд ли они дошли до нашего времени.

http://goroda.pochta.ru/Gorod_baba.htm

---

Я говорил с некоторыми из них и узнал, что они признают единого Бога, олицетворяя его, однако, предметами, особенно для них нужными или полезными. Так, они поклоняются солнцу, оленю, лосю и пр. Но что касается до рассказа о золотой или яге-бабе (о которой случалось мне читать В некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи), дающей, на вопросы жреца, прорицательные ответы об успехе предприятий и о будущем, то я убедился, что это пустая басня. Только в области Обдорской со стороны моря, близ устья большой реки Оби, есть скала, которая от природы (впрочем, отчасти с помощью воображения) имеет вид женщины в лохмотьях с ребенком на руках (так точно, как скала близ Норд-Капа представляет собой монаха). На этом месте, обыкновенно, собираются обдорские самоеды, по причине его удобства для рыбной ловли, и действительно иногда (по своему обычаю) колдуют и гадают о хорошем или дурном успехе своих путешествий, рыбной ловли, охоты и т.п.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/flet/02.php

К вопросу о бабе-яге: коми-пермяцкий ответ http://uralistica.com/group/komipermians/forum/topics/2161342:Topic...

Просмотров: 3263

Ответы на эту тему форума

фильм ''Золотая Баба'' http://www.youtube.com/watch?v=MyWfjOt02XQ

интересненько

''В легендах северных народов сохранилось описание того, как в XVII веке от Оби до Енисея прошел сильный военный отряд хантов. В войске были одни мужчины. Но они не вели боевых действий, не обращали внимания на местных жителей, двигались вперед с какой-то неведомой целью. А перейдя Енисей как раз в районе Путорана, остановились и остались жить, набрав женщин из местных племен. Если предположить, что именно они, ханты, спасали от казаков Золотую бабу, то они же и исхитрились спрятать реликвию где-то в укромных уголках плато. Но как они могли это сделать, не имея горного опыта, не зная территории? Чужой, кстати, - здесь хозяйничали эвенки. Такое можно было сделать только в тандеме. Лишь эвенки могли быть проводниками, помощниками и подсказчиками. Современные норильские исследователи этого вопроса, который у нас отчасти табуирован, считают, что ныне именно эвенки, даже не сознавая всей важности реликвии, в строжайшей тайне хранят Золотую бабу в самом сердце плато. «Дикие» эвенки. Они сами обрекли себя на добровольное изгнание.''

http://kp.ru/daily/24168/380191/

Luhta, может знаеш куда Золотая Баба исчезла? говорят что ханты ее спрятали в Ямале?

RSS

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования