Uralistica

''Они главные-то пермяки были...'' ''От одного рода велись деревни раньше....'' ''Помяни, Господи, чудака....'' 
Старообрядчество у коми-пермяков. Староверы зюздинские и язвинские коми-пермяки. Хорошо написанно:
http://journal.iea.ras.ru/online/2007/EOO2007_2b.pdf

Спасибо Ortem.
http://uralistica.com/group/lektorij/forum/topics/staroobryadchestv...

-------------------------

------------

-----

Старообрядцы: зюздинские и афанасьевские

Согласно М.Ф. Формаковскому, история раскольничества в Зюздинском крае насчитывает 180 лет. 


Протоиерей Михаил Фёдорович Формаковский (1833–1881) написал статью "Раскол в северной полосе Глазовского уезда (Из отчета за 1879 г.)" о том, как расколоучители "заражали" православных зюздинцев и извлекали их из недр православия. Статья интересна и тем, что в ней немало внимания уделено этнографическому описанию, поскольку священники во второй половине 19-го века занимались этнографией и географией тех местностей, где они служили, в связи с чем они оставили много прелюбопытных зарисовок.


Фото: Афанасьевская старообрядческая церковь http://rpsc.ru/news/novosti-mitropolii/osvyaschenie-hrama-v-sele-af...
Итак, протоиерей пишет:

В северной полосе Глазовского уезда раскол разделяется на две половины: к первой из них относятся раскольники беспоповщинской секты, ко второй – поповщинской. Расколом беспоповщинской заражены приходы: Кулигинский, Гординский и Карсовайской: поповщинской – Зюздино-Афанасьевский, Зюздино-Христорождественский и Зюздино-Воскресенский приходы.
Местность, занимаемая приходами Зюздино-Афанасьевским, Зюздино-Христорожденственским и Зюздино-Воскресенским, заселена пермяками. До тридцатых годов текущего столетия в северной полосе Глазовского не было раскола. Появление его в этой местности надобно отнести у 1832 году. Пермяки, населявшие и населяющие северный край Глазовского уезда, по обращении своем в христианство, все состояли в православии. Как одно из финских племен, пермяцкое племя имело свой язык, свои обычаи и нравы, свою религию. но, затертое русью, перемешавшееся с другими племенами, племя пермяцкое, не имея письменной речи, не сохранило своей первобытной религии, не оставило памятников о первобытном состоянии предков своих. Удержался только язык пермяцкий, и то в незначительной части пермяков. В Харинской волости и дальше до границы Пермской губернии, пермяки говорят на своем языке, но переселившиеся с берегов Камы по направлению к реке Чепце пермяки, за исключением стариков, забыли свое родное наречие, и все говорят по-русски, немного коверкая слова. Совершенно обруселое, племя пермяцкое сохранило в себе только свой тип, неразвитость, неповоротливость, какую-то детскую наивность и больше ничего. Не спрашивайте пермяка, почему его зовут, и он себя зовет – он не знает; тем более не спрашивайте его, откуда произошло пермяцкое племя, какую оно имело религию, чем оно отличалось от других финских выходцев – все забыто. Пермяк современный именует себя русским и слышать не хочет, что он происхождения нерусского.
К этому детски-наивному племени, пользуясь его доверчивостью к русскому человеку, его неразвитостью, его безыскусственной простотой, подбился всерастлевающий русский раскол. Явились расколоучители из Пермской губернии на верховья Камы с целью просвещать малоразвитое племя пермяцкое и, не встретив противодействия, положили первые семена раскола. Таким образом бредни раскола пущены в массу пермяков и увлекли многих из пермяцкого племени в заблуждение. К 1832 году можно отнести начало раскола беспоповщинской секты, которым заражены приходы Карсовайский, Гординский и Кулигинский; раскол же поповщинской секты, гнездящийся в приходах Зюздино-Афанасьевском, Зюздино-Христорождественском и Зюздино-Воскресенском, появился гораздо позже, именно в 1850.Первым расколоучителем беспоповщинской секты был некто Иларион Егоров, крестьянин Пермской губернии Сепычской волости, деревни Гришинской – он прибыл в пределы тогда Верхо-Камского, а ныне Карсовайского прихода; жил тут довольно продолжительное время и успел приобрести себе верных последователей в лице крестьян починка Гришинского Григория Димитрова Макарова и починка Тебеньковского Стефана Назарова Тебенькова. Этих первых своих последователей Иларион, оставляя своими преемниками и самостоятельными деятелями по распространению раскола, поставил в наставники и руководители оставленного им раскола. Достойные своего учителя ученики не ударили себя в грязь лицом: тогда же распространили раскол в починках Яговском, Сизевском и Деминском.
Приходы Карсовайский, Гординский и Кулигинский смежны между собой. В означенном 1832 году получил заразу раскола приход Карсовайский и почти единовременно с ним приход Кулигинский; а на приход Гординский влияли уже раскольники Карсовайские и Кулигинские. Но появление раскола в кулигинском приходе имеет свою историю. Кулигинский приход граничит с Сепычским приходом, а этот последний издавна раскольнический. Кулигинский приход заражен расколом Сепычскими раскольниками. К довершению зла, в Кулигинском в 1837 году из Казани появилась раскольница, по происхождению крестьянка, с мужем чиновником. Чиновник индифферентно относился к религии и безмятежно доживал свои дни в деревне, на родине своей жены; но жена его с силою распространяла раскол в родной местности. Ея пагубная деятельность имела последствием то, что православные целыми деревнями пошли в раскол, и теперь там, где не было ни одной души раскола, нет ни одной души православной. Благодаря влиянию поименованных лиц и сил обстоятельст того времени, в приходах Кулигинском, Гординском и Карсовайском крепко обосновался и глубоко пустил свои корни раскол беспоповщинской секты, Даниловского согласия.
До 1844-46 годов, как видно из церковных документов, особенно сильного распространения раскола не было. Те из православных, которых успели расколоучители сбить с толку и совратить в раскол, остались раскольниками, а дальнейшее распространение раскола, как заметно из рассказов стариков, было остановлено светской властью. 
В 1861-1864 годах в расколе заметно стало движение. Почуяв что-то в воздухе, раскольники с силою устремились на православие и многих христиан исторгли из недр Церкви Христовой.
В 1864 году в Карсовайский приход опять явился Пермский пропагандист Иларион Егоров, тот самый расколоучитель, который положил первые семена раскола в этой местности. Его появление в виде уже старца, украшенного сединами и умудренного опытом житейским, произвело большое влияние на народ и сопровождалось значительным отпадением православных в раскол. В одном Карсовайском приходе в означенном году уклонилось из православия в раскол до 500 человек мужеска пола и женска.
Во вторичное посещение Карсовайской местности, Иларион, чтобы гарантировать раскол от Никонианства, поставил наставником крестьянина деревни Тарасятской Бориса Шмырина. Шмырин оказался ярым фанатиком и сильным расколоучителем. За распространение раскола его посадили в тюрьму; но тюрьма не только не укротила фанатика, а напротив, придала ему больше энергии и мужества, а в последователях его возбудила больше преданности и уважения к нему, как будто к мученику за веру. К этому примешалось еще обстоятельство такого рода: Шмырин во время своего заключения упал с лестницы, повредил себе ноги и остался хромым на всю жизнь. Когда он был освобожден из тюрьмы и возвратился в место своего жительства, раскольники приняли его как мученика, за веру пострадавшего, и влияние на православие стало сильнее, чем было раньше. Раскол в Карсовайском приходе распространялся до тех пор, пока не поступил на этот приход ныне заведывающий оным священник Стефан Дернов. Со времени поступления о. Дернова и во все его управление приходом случаев отпадения из православия в приход не было ни одного. 
Той порой, пока в Кулигинском, Гординском и Карсовайском приходах действовали расколоучители-беспоповцы, на окраине уезда, в северо-восточной части Зюздино-Воскресенского прихода совершилось другое зло. Там, вдали от города, от властей, от надзора, близ самой границы Пермской губернии явились раскольнические монахи и, пользуясь пустынностью места и удобствами для пропаганды, построили скит и открыли свою миссию. Это было в 1850-м году. С того времени по настоящее, т.е. в течение тридцати лет, эти монахи работали во вред православию и только ныне в текущем 1880-м году, января 25 дня, трое из них пойманы полициею. Как пустынники, в одеждах иноческих, они бродили по деревням, развращали народ, привлекали в свой скит, на домах отправляли службу, требы и все, в чем нуждается христианин. Пойманные лжемонахи оказались беглецами: один из крестьян Б-ой волости деревни Р-ой; в 1850 году он был принят в военную службу и тогда же бежал в скит. О других двух проводится расследование, до окончания которого нельзя с достоверностью сказать, кто они. Но достоверно то, что не три пойманные монаха составляли персонал пустынников, а их было до 25-и, как предполагают православные того края. Значит источник зла хотя открыт, но далеко не прекращен. Монахи, разбежавшиеся после поимки своих сподвижников за границу Пермской губернии, само собой, возвратятся в свой скит и снова будут пропагандировать. Но в данном случае и то хорошо, что теперь известно стало, кем распространен и держится раскол и против кого вести борьбу. 

А теперь перенесемся в наши дни. 


Фото:Прихожане церкви в день освящения храма http://rpsc.ru/news/novosti-mitropolii/osvyaschenie-hrama-v-sele-af...
27 декабря 2009 в неделю святых праотец Преосвященнейший митрополит Корнилий освятил храм во имя святых верховных апостол Петра и Павла в селе Афанасьево Кировской области на реке Каме, где издревле проживало много старообрядцев. Из окрестных селений люди съезжались в районный центр - так в Афанасьево образовалась большая старообрядческая община. Церковь расположена на высоком месте в окружении частных домов в одном из микрорайонов поселка. Прихожанка церкви св. апостолов Петра и Павла Нина Серова пишет: "Это был поистине незабываемый праздник. Теперь афанасьевцам не надо всякий раз ездить за многие километры в другой район, чтобы помолиться, поставить свечу, причаститься Святых Христовых Даров. Сбываются чаяния православных христиан староверов". Митрополит Корнелий удостоил особой благодарности за усердие в строительстве старосту общины Л.Н. Чераневу, строителя В.Г. Порубова, а также В.Т. Гудовскихhttp://kirovold.ru/content.php?page=xjwbupyn_rus&id=37.
http://avomarba.livejournal.com/67803.html
--


Просмотров: 647

Вложения:

© 2021   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования