Uralistica

ЧУДСКАЯ ТАЙНА

Сколько времени прошло с той далекой поры, вряд ли кто вспомнит. Нет уже давным-давно свидетелей той давней истории. Только остались у людей в памяти названия полей да лесов, ручьев, урочищ, и все с одним названием - чудское.

Говорят, что от Варяжского моря и до синих гор Каменного пояса жил когда-то многолюдный народ. Волосом он был светел, глаза, что твои реки и озёра, синь и только, роста не малого. Проще говоря -чудь. Разным промыслом занимался тот народ: кто охотился, кто рыбу ловил. Бабы и ребятишки - те чаще в лес по грибы да по ягоды ходили. Морошку собирали, что твой орех, крупнющую.

Счастливо, говорят, жил народ-то, много дичине бил, а хозяина тайги - медведя, дак того и совсем не трогал, считали они, что от медвежьего рода произошли. Предки, значит.
Все бы ничего, да только позарились на их житье-бытье злые соседи. Что ни год, то набеги. Бабы да ребятишки в лес ходить стали бояться. Мужики чаще на битву, чем на охоту ходить стали.
Придумали они тогда для себя убежища. Вырыли огромные ямы, накатили поверх них вековые ели да сосны, а чтоб не завалило их, сделали крепкие подпорки из кедра.
Как только враги подойдут к чудской земле, мужики за копья и луки хватаются, а бабы с ребятишками да стариками в ямы схороняются. Так и спасались они не единожды от нашествия незваных соседей.

Но вот однажды пришла силища темная, заполонила она чудскую землю, кончаются уже силы у защитников, и порешили они тогда вот что.
- Уйдем под землю, и как полезут вороги, выбьем кедровые подпорки и похороним себя заживо, да и врагов покалечим бессчетно.
С той далекой поры, как пойдешь по нашей земле да увидишь земляной провал, знай, чудской народ там схоронен. Рабской жизни не захотел он и погиб до единого.

А люди в чудских местах стали находить с той поры разные медные и бронзовые бляшки, да чаще всего с медведем. То он на задних лапах стоит, то солнце в руках держит, а то просто медвежья морда покажется. Чудские то вещицы. Медвежьего рода людей.

zel-veter/article/view/8

 http://www.samolen.ru/pages/14/2167/

--

О происхождении коми-пермяков

''Коми-пермяки утверждают свое мифологическое происхождение от древнего народа, именовавшего себя чудью.''

Коми-пермяков как самостоятельный народ наука открыла  относительно  недавно – во  2-ой половине 20 века. До этого времени их называли пермяками. Ученые 19 века, изучавшие Урал, называли их иноверцами, подчеркивая их иную, нежели христианскую веру.

Коми-пермяки – одна из ветвей финно-угорских народов. Точнее, одна из трех ветвей народов коми: помимо коми-пермяков существуют еще коми-зыряне и коми-язьвинцы.
Коми-пермяки утверждают свое мифологическое происхождение от древнего народа, именовавшего себя чудью. О чуди упоминается в древних летописях, а в народе передается немало легенд о чудских кладах. Так, широко бытует легенда о золотой дуге, которую чудь схоронила на месте своего городища Курегкар («кар» по коми-пермяцки означает «городище»). И время от времени находятся  охотники найти эту золотую дугу. Правда, местные жители смеются, говоря, что, если эта дуга и существует, то лежит она так глубоко, что до нее невозможно добраться. Сколько времени прошло с тех времен, когда чудь схоронила свои сокровища, уйдя под землю, на месте Курегкара вырос густой лес.
Другая легенда  о том, как чудские вожди, находившиеся в Птичьем городище («курег» означает птицу или курицу), поняв, что им не под силу остановить врага, который шел, захватывая земли Пармы (от этого слова происходит название пермских земель, «парма» – высокое место), в лесах которых жила чудь, приняли решение уйти под землю. Предположительно, врагами этими были монголо-татары. Народ, который не захотел стать плененным, сохранил свою свободу, уйдя под землю.
Поселения коми-пермяков – и жилые, и уже отживающие  -  стоят на местах поселений древних людей. По словам Василия Ивановича Гагарина, краеведа, учителя истории, основателя местного музея этнографии и фольклора, эти поселения появились во времена палеолита. Недалеко от Большекочинского поселения и деревни Борино археологи нашли останки древних животных. А кроме того, здесь очень часто и в большом количестве находят бронзовые предметы пермского звериного стиля.
Кстати, на видеопортале «ФИННОУГРОвидение» размещён новый фильм «Коми-пермяки. По заветам Кудым-Оша».
Фильм рассказывает о традиционных ремеслах коми-пермяков, их языческих верованиях, дошедших до наших дней. В него вошли обрядовые сцены, воспроизводящие обычаи народного летнего календаря. Рассказывается здесь и о двух знаменитых городищах – Изъюре и Курегкаре.

dalee - http://gazetaparma.ru/2012/06/07/%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%...

 --------------------------------------------------------

 

''Народное предание повествует, что на всех городищах жили сильные чучкие люди. Между собой они жили в мире и согласии, и нередко пользовались единым орудием для домашнего обихода, например, перебрасывали с одного городища на другое, иногда верст на 30 и более, одну «балду» (тяжелуюдеревянную тюльку, служащую для раскалывания дров.'' ...... http://avomarba.livejournal.com/49880.html#cutid1

----------------------------------

 

Велопутешествие на Курегкар (Осень 2012) http://www.youtube.com/watch?v=wgHvR09tdH0&feature=share&li...

http://dmayburov.livejournal.com/85491.html

--------------------------

 

Из округа нелегально вывозят сокровища.
Недалеко от села Большая Коча расположено Чудское городище, официально называемое Курегкаром. Именно там, по легенде, чудь ушла под землю со своими сокровищами. Местные жители называют это место по-другому - Курикар, что более соответствует правде. Городище находится среди полей на горе и издалека напоминает птичье гнездо. Разорить его пытаются каждый год.
Огромный валун темного, почти черного цвета лежит у подножия Курегкара. Жители близлежащих деревень говорят, что он был здесь всегда, и называют его священным. Сбоку от этого молчаливого стража кто-то оставил аккуратную горку из пяти потемневших от влаги сигарет. Перед ним - горсть монет и чье-то дешевое, металлическое кольцо. Прежде чем зайти в Чудское городище, камню преподносят дар. Иначе, поговаривают, в лесу можно и заплутать.
На Курегкар ведет узенькая тропинка, по обе стороны которой растет крупная темно-синяя черника. В июне тропу проложил директор болыие-кочинского музея этнографии и фольклора Василий Гагарин. Вместе со школьниками он обрезал кустарники, утоптал траву, расставил указатели. В лесу нельзя громко разговаривать, смеяться и петь песни. Стоит гробовая и жуткая тишина. Только как-то неприветливо гудит ветер, да занудливо звенят комары. - Смотрите, что делают-то? - показывает на огромную выкопанную яму глубиной в метр на вершине городища Василий Иванович. - Сокровища кто-то искал. Прямо под основание копали. И как не боятся? По словам историка, впервые эти ямы появились на Курегкаре лет десять назад. Каждую весну их становится больше. Бороться с черными копателями очень сложно. Ситуация, по словам Василия Ивановича, схожа с самогонщиками - пока есть спрос, копать не перестанут. 
Официальные раскопки Камская археологическая экспедиция проводила в Чудском городище в 1981 году. Тогда, по воспоминаниям местных жителей, вывозили из городища много закрытых деревянных ящиков. Но что было внутри, не знает никто. В том же году памятник архитектуры был законсервирован, поскольку ученые не смогли подвезти необходимую для раскопок технику.
В местном музее из Курегкара есть только четыре случайные находки - элементы украшений Пермского звериного стиля да наконечник копья. Самая ценная - амулет человек-лось. Этот потемневший драгоценный оберег размером с ладонь нашел ученик Василия Ивановича Юрий Гагарин во время сенокоса у подножия городища.
- Я уже не раз поднимал вопрос на всяческих финно-угорских конференциях о том, чтобы все предметы, обнаруженные в земле Пармы, оставались в музеяхКоми-Пермяцкого округа. Но меня никто не слышит. В Пермской художественной галерее находятся две деревянные фигуры Иисуса Христа из Большой Кочи, в Питере в Эрмитаже - два серебряных блюда из Мартыновки, а у нас в музее - пусто, - сетует Василий Гагарин. 
Несколько десятилетий назад склоны горы Курегкара были голыми. Деревья там не росли. Бабушки из близлежащих деревень вспоминают, что вечерами на вершине мелькали какие-то огоньки. Они до сих пор верят, что это была чудь. Сокровища свои охраняла. Тогда что-то найти в земле считалось у коми-пермяков плохим знаком. Сейчас охотников за сокровищами преданиями не напугаешь. Ничего не значит для них и закон.

Курегкар является памятником археологии, датируемым 6-8 вв. Городище занимает около одного гектара, имеет форму круга. По имеющимся данным, там располагался гарнизон, частокол, святилище с идолами и, возможно, казна. Старожилы рассказывают, что в Чудском городище находился глубокий-преглубокий колодец. Кинешь камень, и не слышно всплеска. По легенде, при последней осаде крепости чудские люди, понимая, что осилить врага они не могут, сбросили все свое сокровище в этот колодец. После чего прыгнули туда сами и завалили его.

Комментарии
Елена Дунина, директор Коми-Пермяцкого окружного краеведческого музея им. П.И. Субботина-Пермяка:
- Как на севере, так и на юге округа черные археологи хорошо копают. Эту проблему должна решать муниципальная власть, так как она хозяин территории. Но, к сожалению, она не предпринимает ничего, никогда не предпринимала и не будет предпринимать. Чиновники могут только вести разговоры, что с их земли вывозят ценности. Когда округ существовал как отдельная территориальная единица, мы пытались что-то сделать, как-то решить проблему, готовили постановления, отправляли их в районы. Но я не помню ни одного прецедента, когда бы кого-нибудь из черных копателей поймали и наказали. Это большая проблема для нас.
Алексей Пыстогов, глава Кочевского района:
- Я впервые от вас слышу, что в нашем районе существует проблема с черными копателями. Завтра я поеду в Большую Кочу на праздник "Турун вежан лун" и спрошу об этом директора музея этнографии и фольклора Василия Гагарина. Если такая проблема есть, ее нужно решать.

Газеты.Районные.Парма-Новости (Коми-Пермяцкий округ) / 2011-08-03

 http://www.media-office.ru/?go=2476466&pass=1ee7699325c7b112f21...

--------------------------------

Проведение съемок в Коми-Пермяцком округе в рамках реализации проекта "Поддержка и развитие видеопортала "ФИННОУГРОвидение" (4-6 июля 2011 года, Коми-Пермяцкий округ Пермского края): Городище Курегкар. Здесь жила чудь

http://www.finnougoria.ru/photo/2281/24418/

Slide Show: http://www.finnougoria.ru/photo/2281/24418/slide_show/

Городище Курегкар. Здесь жила чудь

Городище Курегкар. Здесь жила чудь

Мастер Наталья Белова : "Этому станку более двухсот лет"

Мастер Наталья Белова : "Этому станку более двухсот лет"

Народный мастер Пермского края Сергей Зубов

Народный мастер Пермского края Сергей Зубов

Таксидермист Константин Пономарёв за работой
Таксидермист Константин Пономарёв за работой
 
Обряд у священного источника Проня-ключ
Обряд у священного источника Проня-ключ
Старинная забава
Старинная забава
 
Перед костром
Перед костром
------------------------------------------

В минувшие выходные на территории Кочевского района (Коми-Пермяцкий округ) телекомпании ТВ-3 снимала фильм о чуди. Он должен выйти на экраны в сентябре. Съемки проходили в 8 км от села Большая Коча на древнем городище Курегкар, который является археологическим памятником 

Телекомпания ТВ-3 снимала фильм в Коми округе.

Считается, что в Птичьем городище («кар» по коми-пермяцки означает «городище», «курег» — птицу или курицу, ) жили чуди — мифологические предки современных коми-пермяков. По одной из легенд, когда на них напали враги, чуди все свои многочисленные сокровища захоронили в колодец. А сами, не желая сдаваться врагам, ушли под землю — захоронили себя живьем в землянках, подрубив сваи.

Как сообщили в Больше-Кочинском школьном музее этнографии и фольклора, в фильме будет показан обряд водосвятия, который местное население ежегодно проводит на Курегкаре. «Вода освящается с помощью камня, пробитого насквозь молнией. По легенде, Бог однажды поразил молнией нечисть (ящерицу), лежащую на этом камне. Обычно он хранится в музее. Во время обряда сквозь камень льют воду, люди освященную воду пьют и умываются ею», — рассказали в музее.

Текст подготовила Евгения Каверина

Просмотров: 2962

Пусъёс

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования