Uralistica

Древний охотничий промысловый календарь. Найден на территории Республики Коми. Это солнечный календарь, в котором отсчет ведется со дня весеннего равноденствия. Вместо месяцев - 9 периодов того или иного промыслового зверя. Хотите вычислить свое тотемное животное? 
Вычисляется по дате рождения. 
В году 9 периодов. 
с 22.03 период медведя 
с 28.04 период оленя 
с 03.06 период горностая 
с 05.07 период росомахи 
с 10.08 период лося 
с 05.10 период выдры 
с 20.12 период лисицы 
с 25.01 период белки 
с 22.02 период куницы

Коми промысловый календарь

Практически всем жителям нашей Республики известно замысловатое кольцо, ставшее популярным в последнее время. Однако что это такое и что же на нем изображено, знают немногие. В этой статье мы исправим такое положение дел. 

    Откуда это?

    Коми промысловый календарь – случайная находка в селе Сторожевск (Корткеросский район). Артефакт был найден на берегу реки Вычегды в 1975 году Латкиным Н.А. – обычным жителем, а не историком-энтузиастом, как зачастую считается. Плоское бронзовое кольцо было передано археологу Климу Королеву для изучения. Датировали находку концом первого – началом второго тысячелетия нашей эры. 

 

      Сыктывкарский этнограф Николай Конаков по зооморфным изображениям, насечкам и круглым знакам (которые он счел солярными) интерпретировал находку как древний коми календарь. Основная масса ученых с подобной интерпретацией согласилась, и сегодня бронзовое кольцо принято называть коми промысловым календарем охотника.

   

Коми промысловый календарь  

И что все это значит? 

      И все же, как можно отсчитывать дни по этому календарю и как ориентироваться во времени? Обычным современным людям, оторванным от природы, было бы сложно расшифровать значения, поэтому свою трактовку нам дали ученые.

 

  Девять  промысловых животных соответствуют девяти месяцам древних коми. Дни отсчитываются на календаре против движения часовой стрелки, а отчет велся по кругу на внешней стороне.

 

Новый год отсчитывали с 21 марта (дата весеннего равноденствия).

      Расшифровка месяцев с изображениями зверей-символов:

 

      Первый месяц - «месяц медведя» - с 22 марта по 27 апреля.

 Это медведь. Честное слово!

 

      Второй - «месяц оленя» - с 28 апреля по 2 июня.

Олень. Серьезно, олень

 

      Третий - «месяц горностая» - с 3 июня по 4 июля.

 Горностай. Кто его знает, может похож

 

      Четвёртый - «месяц росомахи» - с 5 июля по 9 августа.

 Россомаха

 

      Пятый - «месяц лося» - с 10 августа по 4 октября.

День осеннего равноденствия (23 сентября) обозначен небольшой солнцевидная зарубка вблизи морды лося 

 Лось. Явно похож

 

      Шестой месяц - «месяц выдры» - продолжался с 05 октября по 19 декабря.

 Выдра

    

      Седьмой - «месяц лисицы» - с 20 декабря по 24 января.

На хвосте лисы можно увидеть засечку, которая обозначает день зимнего солнцестояния.

 

Лиса

 

      Хозяйка восьмого месяца - белка - с 25 января по 21 февраля.

 Белка

 

      Зверем девятого месяца была куница.  Её время с 22 февраля по 21 марта.

 куница

    

   Коми промысловый календарь помимо отсчета времени имел еще одну важную функцию. Он напоминал охотникам на кого нельзя охотиться в конкретный момент времени. Так, если охотник вышел на промысел в начале апреля, то ему строжайше запрещалось бить «хозяина месяца» - горностая, ведь именно в это время в северном ареале самки горностая рожают и начинают выкармливать своих детенышей.

 

     Вот так календарь не только указывал на конкретный день года, но и поддерживал популяцию промысловых животных и баланс между человеком и природой. 

http://northgifts.ru/stati/kultura/komi-promyslovyy-kalendar/

------

Недавно в Сыктывкаре, в Центре коми культуры, открылась выставка «С древнейших времен до наших дней», посвященная традиционным коми календарям. Мастер Игорь Андриянов представил свои реконструкции нескольких древних металлических и деревянных календарей, по которым отмеряли дни и ночи наши предки. На выставке можно сравнить их с карельским и ненецким календарями, также реконструированными мастером-историком.

 

Круг зверей

Наверное, самым распространенным и узнаваемым коми календарем является круглый металлический промысловый календарь, который сейчас активно используется для оформления различных изданий и культурных мероприятий. В частности, его можно увидеть на пластиковых карточках одного из банков республики.

История этого календаря такова. В 1975 году на берегу Вычегды, в районе села Сторожевск, было найдено местными жителями и передано археологу Климу Королеву бронзовое плоское кольцо. Находка датируется концом первого – началом второго тысячелетия нашей эры.

На кольце, в едином круге, фигурки девяти различных животных. Согласно исследованиям этнографа Николая Конакова в солнечном календаре древних коми год начинался со дня весеннего равноденствия, поэтому 21 марта отмечено особым значком на внешнем ободе кольца-календаря.

Была выявлена продолжительность каждого из девяти периодов-месяцев, обозначенных на календаре с помощью зооморфных символов. Отсчет велся против часовой стрелки с помощью косых насечек – «недель», каждая из которых соответствовала промежутку времени в четверо суток. В основу деления года на периоды («месяцы») положены годичные биологические ритмы промысловых животных: период медведя – 22.03-27.04, период оленя – 28.04-02.06, период горностая – 03.06-04.07, период росомахи – 05.07-09.08, период лося – 10.08-04.10, период выдры – 05.10-19.12, период лисицы – 20.12-24.01, период белки – 25.01-21.02, период куницы – 22.02-21.03.

По мнению специалистов, в выделении этих периодов был заложен особый сакральный смысл, доступный лишь ограниченному кругу лиц – жрецам. Любопытно, что в Верхнем Прикамье, где проживали коми-пермяки, найдены еще несколько чудских бляшек, подобных вычегодскому календарю. Календарь-кольцо отыскался всего один, но еще два предмета подковообразной формы похожи на него по стилю. Это тоже плоские бронзовые кольца, на которых по кругу изображены фигурки зверей. Олицетворяют они уже не месяцы, а времена года. Символом осени является выдра, зимы – бобр, весны – белка, а лета – два волка или собаки.

В конце XIX века в деревне Маскаль Кочевского района Пермского края обнаружили бронзовое плоское кольцо, представляющее собой древний коми-пермяцкий календарь.

древний коми-пермяцкий календарь

Предполагается, что оно изготовлено в X-XII веках. На календаре изображены бобр, выдра, белка и два волка, символизирующие разные времена года. При этом бобр и выдра двигаются в одну сторону, белка и волки – в другую. Кроме этого, на кольцо нанесены еще 53 насечки и две округлые розетки. Эти 55 знаков соответствуют 55 суткам – времени оборота Луны вокруг Земли. Насечки расположены в строгом соответствии с фигурами животных. Видимо, на кольце существует два календаря: лунный и солнечный. Более того, лунное исчисление времени представлено в двух вариантах: по реальному обороту Луны вокруг Земли и по фазам Луны, что обеспечивало очень высокую точность отслеживания времени.

Игорь Андриянов представил зрителям как классический вычегодский диск, так и нечто похожее на подкову. По мнению мастера, эта древняя штучка также вполне могла иметь то же назначение, что и календарь-диск.

Любопытно, что несомненное сходство с коми календарем-диском имеют практически все древние календари. Также на дисках отсчитывали время древние народы майя, китайцы, славяне. Да и привычный зодиак (греч. zun – животное, diakos – колесо) тоже имеет много общего с вычегодским диском.

Пу святси

Более поздняя форма коми календаря – это так называемые охотничьи календари «пу святси» («деревянные святцы»). Именно их и называли в дореволюционной историографии «зырянскими календарями».

– Для счета времени по юлианскому календарю коми зыряне издавна использовали так называемый «охотничий» деревянный резной календарь «пас» или «пу святси», – рассказал Игорь Андриянов. – Существует предание, что этот календарь был придуман или принесен святителем Стефаном Пермским, крестителем предков коми – Перми Вычегодской.

Этот календарь представляет собой сужающийся к концам деревянный брусок с двенадцатью полуребрами (по числу месяцев), на которые нанесены насечки, означающие дни. Общее количество насечек – 365 – соответствует количеству дней в году. Соответствующие дням церковные праздники обозначались на плоских сторонах бруска специальными значками – «пасами». Некоторые старинные календари содержали свыше сорока пасов. Чтобы отметить прошедшие дни, насечки заклеивали воском или лиственничной смолой. Несмотря на простоту в изготовлении, пу святси имелись далеко не у каждого: владеть ими имели право лишь главы больших семей и вожаки промысловых артелей, которые и следили за ходом времени.

Помимо охотничьего календаря, мастер реконструкции представил публике четырехгранный деревянный календарь для «стационарного» домашнего использования. Его оригинал найден в Визинге. Длина оригинала – 104 сантиметра. На двух смежных гранях календаря расположены отметки в виде насечек, означающих дни и месяцы. На примыкающих к ним гранях напротив дней, соответствующих церковным праздникам юлианского календаря, поставлены дополнительные насечки.

Первая публикация о деревянных календарях появилась в 1852 году в журнале «Московитянин». Статья называлась «Сельский деревянный календарь». Ее автор нашел такой календарь в сибирской глубинке, в деревне, расположенной на реке Лене. В 1876 году российский ученый Павел Савваитов опубликовал свой труд о зырянских деревянных календарях. Они были распространены большей частью в Вологодской и Архангельской губерниях и относились к временам язычества.

В позапрошлом веке деревянные или костяные святцы были известны не только на севере Европейской России, но и в Сибири, на Дальнем Востоке. Пользовались ими различные народы: русские, карелы, долганы, якуты, эвенки и другие. В Государственном историческом музее в Москве имеется много деревянных или костяных календарей. Они имеют 6, 4 или 3 боковые грани, представляют собой дощечки или круги, как у якутов-скотоводов.

В 1927 году на Камчатке, в районе реки Пенжины, был найден эвенкийский календарь под названием «ивассы». Он имеет форму дощечки с ручкой. На дощечке выполнено 12 рядов отверстий – по числу месяцев. Всего таких отверстий 366. Год начинался с 1 сентября, каждые три месяца были отделены перегородками. Дни отмечались двумя колышками – дневным и недельным, которые вставляли в соответствующие отверстия.

Другой костяной эвенкийский календарь представляет собой палочку с шестью боковыми гранями, изготовленную из кости мамонта. Каждая грань соответствует двум месяцам, а зарубки – неделям и дням. В отделе этно-графии Русского музея мне как-то попался на глаза костяной календарь, почти полная копия коми деревянных его собратьев. Только изготовлен он где-то на Дальнем Востоке.

Карельские дощечки

Были свои календари и у родственных нам народов. Игорь Андриянов изготовил два календаря, не имеющих отношения к коми традиции. Это деревянный календарь из Карелии с указанием основных православных праздников по юлианскому стилю. Состоит он не из одного бруска, а из шести дощечек, каждая сторона которых содержит насечки по количеству дней одного месяца. Над некоторыми насечками имеются значки, означающие церковные праздники. На оригинале календаря год начинается с 1 сентября. Календари такого типа характерны для прибалтийско-финских народов. Представленная копия переделана под современный григорианский стиль.

Еще одним экспонатом выставки стал ненецкий деревянный календарь. Согласно традиции год у ненцев делился на два периода – летний год и зимний год. Поэтому календарь составлял половину обычного календарного года. Это примерно 26 недель. Систему семидневного деления недель ненцы заимствовали у коми. На календаре отмечались только дни недели. Обычные дни обозначались простой зарубкой, воскресные – круглым углублением или значком Х. Зарубка прошедшего дня срезалась острым ножом, объединяя его с предыдущим. Таким образом, календарь являлся «разовым».

http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/39072

----

промысловый календарь

Н.Д. Конаков © 1990

Работа по установлению стиля древнекоми промыслового календаря позволила идентифицировать его даты с датами ныне принятого календаря. Была выявлена продолжительность каждого из 9 периодов ("месяцев"), обозначенных на календаре с помощью зооморфных символов. Обнаруженная при этом неравная продолжительность периодов не вызывает особого удивления, поскольку она была характерна для систем времяисчисления у многих народов. Н.В. Брагинская отмечает: "Упорядоченный календарь-принадлежность цивилизации. Наиболее примитивные календари чаще всего оперируют неравными периодами" (Мифы народов мира. Том I, М., 1987, c.612). В то же время вопрос о причинах выбора конкретных дат начала и окончания сезонов требует дополнительного анализа.

По всей видимости, в выделении именно этих дат был заложен особый сакральный смысл, доступный лишь ограниченному кругу лиц. Уникальность вычегодской находки свидетельствует о том, что календарные изображения не являлись предметами массовой культуры, а если и тиражировались, то в весьма лимитированном количестве. Логично предположить, что функции "службы времени" у древних коми исполнялись представителяго календаря, опираясь на биологические ритмы животных, остальное, "непосвященное" население. При этом, по всей видимости , у древних коми использовались в качестве ориентиров во в ре мени и другие циклические события в окружающем мире.

В коми фольклоре можно выделить такие календарные приметы , которые отражали взаимосвязь природных сезонных явлений, наблюдения за животным и растительным миром без жесткой привязки их к конкретным датам (или праздникам) юлианского (церковного) календаря. Эти приметы представляют особый интерес, благодаря им достаточно легко можно определить те периодические явления окружающей живой и неживой природы, на которые коми народ обращал особое внимание. Несомнен но, что до распространения юлианской системы они также состав ляли основу коми народного календаря. Из сезонных природных явлений и периодических явлений в развитии живой природы в приметах выделены: ледоход и ледостав, весеннее и осеннее половодье, выпадение снега, прилет и отлет птиц, начало и окончание кукования кукушки, цветение растений, появление сережек у ивы и листьев у деревьев, созревание ягод, "пляски" комаров-толкунцов, листопад и др.

Эти календарные знания были доступны практически каждому и ничуть не сакрализировались. Но биологические ритмы животных и другие сезонные события и изменения в живом окружающем мире не имеют жесткой привязки к конкретным датам, а варьируют год от года в более или менее широких временных рамках. Следовательно, они могут служить лишь приблизительными вехами при ориентировке во времени. По всей видимости, именно приблизительность таких календарных знаний была причиной их профанации, в то время как к сакральной сфере относилось лишь точное календарное время. В.Я. Лыткин отмечал, что "еще в недалеком прошлом простой народ год не расчленял на месяцы, а вел счет времени по праздникам (церковным - Н.Д.) ". Данное сообщение показьюает, что у народа коми было как бы два календаря, две системы ориентировки во времени: по народным приметам ~ общеизвестная и доступная каждому и по праздничным датам церковного календаря - более точная, но известная в полном объеме уже лишь узкому кругу лиц. Остальное население пользовалось только периодически сообщаемыми ему сведениями о наступлении тех или иных праздников. Сами по себе эти системы в народном быту не подразумевали непрерывного отсчета времени, использовались лишь временные "вехи" - церковные праздники или же периодические события в окружающей природе.

Такая же дискретная система ориентировки во времени была характерна в прошлом и для русского населения. Н.А.Миненко, анализируя социальные функции календарных обычаев и обрядов в сибирской деревне первой половины XIX в� отмечает, что "календарньге праздники являлись неким ориентиром в потоке времени. И это была еще одна их функция. Праздник выступал в качестве вехи, которая позволяла крестьянину выделять в годовом цикле определенные периоды, интервалы" (Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск, 1987 C.18)

Можно предположить аналогичное сосуществование двух календарных систем с приблизительной и конкретной ориентировкой во времени и у древних коми. Причем вторая система, зафиксированная на изображении промыслового календаря, использовалась в первую очередь для определения точных дат календарных языческих празднеств, и владели ей в полном объеме лишь специально обученные представители жреческой касты. Впоследствии именно эта система ориентировки во времени была заменена церковным календарем. Ее знатоки и интерпретаторы - языческие жрецы исчезли в процессе христианизации. Тем не менее отдельные сведения об этой календарной системе (зачастую в синкретизированном с христианской календарной обрядностью виде) сохранялись в народном быту коми до недавнего времени. Изображение промыслового календаря, в котором древние календарные знания и представления народа коми нашли вещественное воплощение, позволяет связать воедино эти разрозненные сведения и хотя бы частично реконструировать в первоначальном виде их суть.

Статья опубликована в работе: Н.Д. Конаков "Календарная символикауральского язычества (бинарный зооморфный код)." Сыктывкар, 1990. С.7-10.

http://www.komi.com/folk/komi/229.htm

----

Важ календар
древний календарь
В 1975 г. на берегу р.Вычегды было найдено бронзовое плоское кольцо с девятью фигурками различных животных, расположенными по кругу. Дешифровка изображений на кольце показала, что к.-з. В.к. был солнечный. Год начинался с дня весеннего равноденствия. Дата 21 марта отмечена значком на внешнем ободе кольца. В основу деления года на периоды ("месяцы") положены годичные биологические ритмы промысловых животных.

Период медведя продолжался с конца марта до конца апреля. В конце марта-апреле медведи покидают берлогу. В период оленя (кон. апреля - нач. июня) происходит отёл как у домашнего, так и у дикого северного оленя. Период горностая длился с начала июня по начало июля. На июнь месяц приходится активизация хищнической деятельности этого зверька в связи с переходом на мясную пищу подросшего молодняка. С начала июля по начало августа "хозяйкой" периода является росомаха. В это время начинается кочевая жизнь самок с подросшим молодняком. Период лося продолжался с начала августа по начало октября. В это время происходит гон диких копытных. 23 сентября наблюдается осеннее равноденствие, символом которого на В.к. служит солярный знак, изображённый под мордой лося (точнее лосихи). Период выдры длился с начала октября до середины декабря. У к.-з., как и у ряда других народов, выдра считалась представителем нижнего мира, ипостасью водяного духа, поэтому ей досталось олицетворение периода поздней осени, когда на севере самая длинная ночь. Период лисицы охватывал промежуток года с середины декабря до конца января. На начало "месяца" лисицы приходится дата зимнего солнцестояния. На В.к. она отмечена значком на внешнем ободе и зарубкой на хвосте зверя. "Месяц" белки продолжался с конца января по конец февраля. В конце января-феврале на севере спадают морозы, у белок начинается гон. Завершал годовой цикл период куницы, он длился с конца февраля до конца марта. В этот период у зверька наблюдается весеннее оживление ("ложный гон"). Солярный знак под изображением куницы указывает на конечную дату этого периода cвязанную с весенней фазой солнца.

По всей видимости, в выделении именно этих периодов и дней был заложен особый сакральный смысл, доступный лишь ограниченному кругу лиц. Уникальность вычегодской находки свидетельствует о том, что изображения В.к. не являлись предметами массовой культуры, а если и тиражировались, то в весьма лимитированном количестве. Логично предположить, что функции "службы времени" исполнялись представителями языческого жреческого сословия. На В.к. с помощью солярных символов обозначены лишь две солнечные фазы (весеннее и осеннее равноденствия). Их противопоставление друг другу дублируется направлением движения животных, символизирующих периоды, в которые наблюдаются эти фазы (медведь и лось), и, в целом, делением года на два противопоставленные друг другу сезона: производительный (сезон охоты) и непроизводительный (выводковый сезон). Аналогичное деление года на сезоны не по смене погоды, а по чередованию хозяйственных занятий было характерно и для других народов.

В верхнем Прикамье, где искони проживали к.-п., были найдены два изображения В.к., отлитых в одной или же идентичных формах (хранятся в Пермском государственном университете и Сольвычегодском краеведческом музее). Внешне они напоминают верхневычегодскую находку: плоское бронзовое кольцо, на котором по кругу изображены фигурки зверей, но олицетворяют они уже не периоды ("месяцы), а времена года. Год начинается с осенней солнечной фазы, обозначенной солярным знаком. Отчёт идёт по часовой стрелке. Символом осени является также выдра, зимы - бобр, весны - белка, а лета - две собаки, бегущие одна за другой ("гончие псы"). Помимо осенней фазы отмечена лишь ещё одна - летнее солнцестояние: ухо первой из собак является одновременно и насечкой, обозначающей неделю, в которую происходит это событие.

Все три изображения В.к. являются случайными находками, что затрудняет их точную датировку. Тем не менее, судя по ряду косвенных свидетельств (особенности художественного стиля, качеству отливки и т. д.), можно предположить, что В.к., найденный на Вычегде, имеет более древнее происхождение.

Лит.: Конаков 1987, он же 1990.

http://www.komi.com/folk/komi/371.htm

---

Коми-Пермяцкие промысловые охотничьи постройки  http://uralistica.com/group/komipermians/forum/topics/2161342:Topic...

---

В Сыктывкаре установили бронзовый промысловый календарь древних коми 

Двухметровый круг с изображенными на нем промысловыми животными занял место рядом с парковкой возле городского ЦУМа, а не в детском сквере, как планировалось, сообщает ИА "КомиОнлайн".

Фигуру, которую изготовили на заводе в Нижнем Тагиле, поставили днем 25 декабря. Копия календаря в 17 раз превышает оригинал и весит более 300 килограммов.

Скульптура представляет из себя круг с изображенными на нем медведем, оленем, горностаем, росомахой, лосем, выдрой, лисицей, белкой и куницей. Позже оборудуют информационный стенд с историей находки, названиями животных и пояснениями об охотничьих циклах.

По данным этнографов, древний промысловый календарь — это солнечный календарь, в котором отсчет ведется со дня весеннего равноденствия. Он также напоминал охотникам, на кого нельзя охотиться в конкретный момент времени. На нем девять промысловых животных соответствуют девяти месяцам древних коми. Дни отсчитываются на календаре против движения часовой стрелки, а отчет ведется по кругу на внешней стороне.

*** Бронзовый календарь Ванвиздинской археологической культуры конца первого — начала второго тысячелетия нашей эры найден в 1975 году на берегу Вычегды в районе села Сторожевск местным жителем и передан руководителю археологической экспедиции, работавшей в том районе, — Климу Королеву.

В 1987 году этнограф Николай Конаков предложил вариант расшифровки символов этой находки как древнего промыслового календаря (которая на сегодня является общепринятой).

Согласно расшифровке Н.Конакова, в солнечном календаре древних коми год начинался со дня весеннего равноденствия (он отмечен особым значком на внешнем ободе кольца-календаря). Отсчет велся против часовой стрелки с помощью косых насечек — «недель», каждая из которых соответствовала промежутку времени в четверо суток. В основу деления года на периоды («месяцы») положены годичные биологические ритмы промысловых животных: период медведя — 22.03 — 27.04, период оленя — 28.04 — 02.06, период горностая — 03.06 — 04.07, период росомахи — 05.07 — 09.08, период лося — 10.08 — 04.10, период выдры — 05.10 — 19.12, период лисицы — 20.12 — 24.01, период белки — 25.01 — 21.02, период куницы — 22.02 — 21.03.

http://finugor.ru/node/43208

http://www.youtube.com/watch?v=tL8fXqksup8

---------

МАГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ КОМИ

Археологические раскопки на территории Пермского края и соседних регионов позволили обнаружить ученым существование кольцевого календаря, который свидетельствует о впечатляющих календарно-астрономических знаниях древних коми-пермяков. Помимо этого, предполагают, что календарь играл важную магическую функцию и хранит в себе немало тайн. 

Новый год у древних коми-пермяков начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия. Всего в году было девять "месяцев", каждому из которых покровительствовало какое-либо промысловое животное. Календарь коми как магический предмет представляет собой бронзовое плоское кольцо с фигурками животных, расположенных по кругу. Такие кольца-календари были не у всех, а только у самых влиятельных колдунов, умевших использовать их силу. Движение времени на календаре направлялось против часовой стрелки.

Самый первый месяц — "месяц медведя" — продолжался с конца марта до конца апреля (21.03-30.04). С конца апреля до начала июня (1.05-3.06) - "месяц оленя", затем, до начала июля (4.06-5.07), - "месяц горностая". С начала июля по начало августа (6.06-5.08) - "месяц росомахи". Затем, по самое начало октября (6.08-5.10), хозяином календаря является лось.

23 сентября наступает осеннее равноденствие, что на календаре отмечено солнцевидным значком вблизи морды лося. С начала октября до середины декабря (6.10-6.12) продолжается период выдры. Затем наступает "месяц лисицы" - до конца января (7.12-25.01). На лисьем хвосте есть "зарубка", символизирующая зимнее солнцестояние. "Месяц белки" продолжался с конца января по конец февраля (26.01-20.02), потом начинался последний месяц в году - куницы (21.02-20.03).

Существует и описание и несколько иного кольца, изображающего 5 различных животных. В конце XIX века в деревне Маскаль Кочёвского района было обнаружено бронзовое плоское кольцо, представляющее собой древний коми-пермяцкий календарь. Предполагается, что оно изготовлено в X-XII веках. Учёные спорят и выдвигают разные версии использования календаря. Наиболее убедительную трактовку предложил новосибирский археолог Владимир Ларичев. На календаре изображены бобр, выдра, белка и два волка. При этом бобр и выдра двигаются в одну сторону, белка и волки - в другую. Кроме этого, на кольцо нанесены ещё 53 насечки и 2 округлые розетки. Эти 55 знаков соответствуют 55 суткам - времени оборота Луны вокруг Земли. 

Насечки расположены в строгом соответствии с фигурами животных. Ларичев пришёл к заключению, что на кольце существует целых два календаря: лунный и солнечный. Более того, лунное счисление времени представлено в двух вариантах: по реальному обороту Луны вокруг Земли и по фазам Луны, что обеспечивало очень высокую точность отслеживания времени. Сейчас уже нет никого, кто мог бы объяснить, как использовать в магических целях этот удивительный прибор — кольцеобразный календарь коми.

Источник
http://vk.com/kudymkar?w=wall-4221871_14660
---
-

В.Е. Ларичев

 

 

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КАЛЕНДАРИ ФИННО-УГРОВ[1]

 

 

 

I. Važ Kalendar финно-угров северо-востока европейской России

(реконструкция систем счисления времени эпохи средневековья)

 

 

                                                                                                          Мудрее всего Время,

                                                                                                          Ибо оно объясняет Все.

                                                                                                                                 Фалес

 

 

Вводные замечания. Предметы искусства, совмещенные со знаковыми записями календарно-астрономического содержания, относятся к высоко информационно насыщенным источникам изучения интеллектуальной и духовной сфер жизни аборигенного населения севера Евразии. Они появляются на раннем этапе верхнего палеолита (» 34–24 000 лет назад – сыйская и мальтинская культуры Сибири; поселение Сунгирь – на севере европейской России; см.: [Ларичев, 1983; 1984; 1993; 1999а и б; 2000]), остаются примечательными изделиями художественного творчества времени раннего и позднего средневековья [Ларичев, 2001а и б; Ларичев, Новиков, 2000] и сохраняются вплоть до этнографической современности [Мазин, Пеньков, 1999].

Столь настойчивое (на протяжении сотен веков!) следование одним и тем же информационным традициям объясняется просто – в такого рода предметах искусства запечатлевались фундаментальные, не подлежащие забвению сведения о временных и пространственных представлениях созидателей культур дописьменной истории человечества. То, что зачастую воспринимается археологами в качестве образцов художественного творчества или культово-обрядовых, символического (вотивного) стиля предметов, представляет собой, в реальности, подобие канонизированных, священного характера «сочинений», в которых посредством образов и знаков фиксировалось наиболее сущностное и потаенное (сакральное) из всего познанного в Природе и человеке, во взаимоотношениях людей и окружающего мира (временные ритмы хозяйственных и культово-обрядовых действ; системы естественнонаучных и религиозных представлений).

Столь высоко значимые объекты заслуживают интерпретаций в первую очередь. Им нет цены при прямой нацеленности поиска на глубинную разработку темы, сложнее которой в археологии нет – чем были особо примечательны мышление, мировоззрение и духовное бытие предков? У подавляющего большинства иных предметов материальной культуры, которые изучают специалисты по древностям, именно такой ресурс информационного контекста четко не просматривается.

Методические установки. Доказательность «прочтений» информационной составляющей предметов архаического художественного творчества – главная проблема археологического искусствоведения. Она, думаю, останется нерешенной, пока специалисты, занимаясь интерпретациями фигур животных и знаков, образующих строчки записей, не выйдут в истолкованиях того и другого за рамки тривиальных этнографических и мифолого-космологических сопоставлений. Желанную меру доказательности семантическим реконструкциям может обеспечить лишь неординарный подход, а именно – взгляд на определенного вида предмет искусства под календарно-астрономическим углом зрения. Резон принятия на вооружение столь экзотического методического подхода (часто вызывающего мрачную подозрительность, а то и резко негодующие протесты авторитетов) определяется тем, что итоговые выводы такой направленности поиска подкрепляются самыми весомыми аргументами – числами. Убедительнее их трудно вообразить что-либо иное, если гуманитарий озабочен точностью своих умозаключений.

Оптимальность использования методических установок астроархеологии и палеокалендаристики демонстрируется далее на примере анализа знаковых элементов предмета искусства коми эпохи средневековья.

Источник. Предварительные оценки значимости его. В качестве объекта исследования изберем вещь эффектную и хорошо известную в кругах археологов и этнографов (см.: [Конаков, 1990], там же список литературы) – плоское бронзовое кольцо с девятью зооморфными изображениями и двумя «розетками» на лицевой поверхности, а также насечками на внешнем и внутреннем ободах изделия. Кольцо это было обнаружено местным жителем на левом берегу р. Вычегды, поблизости от святилища Джуджыд Яг («Высокий Бор») и села Сторожевска Корткеросского района республики Коми (рис. 1).

Первое описание находки с идентификацией фигур животных и оценкой предназначения ее («культовый предмет, связанный с охотничьими обрядами») опубликовал К.С.Королев. Он же предложил календарно-астрономическую интерпретацию гладкой и зубчатой «розеток» (соответственно, «лунарный» и «солярный» знаки). Насечки К.С.Королев воспринял как элементы орнамента. Кольцо он датировал I тыс. н. э. 

 

 

 

Рис. 1.

 

В последующем Н.Д. Конаков уточнил семантику знаков. Обе «розетки» он определил как солярные символы, из коих гладкая олицетворяла осеннее равноденствие, азубчатая – равноденствие весеннее. В целом кольцо с девятью фигурами животных было воспринято им образцом средневекового солнечного календаря, счисление дней в котором велось лишь по насечкам внешнего обода. Каждая из насечек отражала, по его мнению, четырехдневку, а отсчет по ним велся против часовой стрелки «от особого значка на внешнем ободе», определяющем весеннее равноденствие (не ясно, однако, о каком именно значке идет речь). Совместив с насечками внешнего обода фигуры животных, Н.Д. Конаков назвал календарь промысловым, ибо усмотрел в нем отражение сезонных ритмов жизни таежных зверей. Отдельные периоды года составляли, по его не совсем понятным расчетам, циклы от 28 до 76 суток. Главные выводы он подкрепил обширными этнографическими и археологическими аналогиями и сопоставлениями.

Отдав должное прозорливым догадкам К.С. Королева и Н.Д. Конакова, представим иной вариант «прочтения» знакового текста кольца с учетом всех без исключения знаков. Каждый из них примем символом 1 суток, а выводы обоснуем аргументами предельно убедительными – числами и связанными с ними календарно-астрономического стиля соображениями.

Презентация знаковых записей кольца (см. рис. 2). Текст составляют следующие подразделения:

 

 

Рис. 2

 

1 – знаковая запись на внешнем ободе; ее образуют однообразного вида насечки, округлый знак з и разделители авгде, ж (идея Н.Д.Конакова); разделители рассекают запись на 6 четко обособленных числовых блоков – 6 ® 22 ® 16 ® 8 ® 19 ® 18 (с учетом з); всего знаков, связанных с внешним ободом, 89;

2 – знаковая запись на внутреннем ободе; ее образуют того же вида насечки; всего их

78;

3 – знаковая запись на лицевой поверхности кольца; насечки здесь миниатюрные, а связаны они с небольшим кругом, который был назван К.С.Королевым зубчатой «розеткой»; всего насечек на ней 10

Общее количество знаков на внешнем и внутреннем ободах кольца, с учетом насечек зубчатой «розетки», 89 + 78 + 10 = 177

Своеобразным знаком воспринимается гладкая «розетка», лишенная насечек (она размещается на лицевой поверхности ниже головы лося). «Розетка», видимо, символизирует число 1.

К особой категории знаков относятся 9 фигур животных, размещенных по кругу лицевой поверхности кольца:

I – лиса; II – выдра; III – лось; IV – росомаха; V – горностай; VI – олень; VII – медведь; VIII – куница; IX белка.

Заслуживают внимания особенности композиционного размещения фигур животных:

а – одна пара противостоит другой (выдра и лось – росомахе и горностаю);

б – пара животных противостоит одному животному (куница и белка – лисе);

в – одно животное противостоит другому (олень – медведю).

Отдельные, особо заметные части тел животных, а также весьма примечательные детали их четко соотносятся с насечками.

Календарно-астрономический подтекст знаковой записи на внешнем ободе кольца. Гипотеза о календарной содержательности орнаментального по виду текста возникает сразу же по выяснении количества насечек на внешнем ободе кольца – 89

Это число чрезвычайно высоко календарно и астрономически значимо, ибо оно

а – точно определяет длительность в сутках совершенно определенного астрономического сезона – осеннего, который ограничен двумя кардинальными моментами солнечного года, а именно – днем осеннего равноденствия, определяющем его начало, и днем зимнего солнцестояния, завершающем цикл;

б – точно определяет длительность в сутках трех синодических лунных месяцев, т.е. 1/4 лунного года –

                        89 сут. : 29,5306 сут. = 3,0138 » 3 син. лун. мес.

и трех с четвертью сидерических (звездных!) лунных месяцев –

                        89 сут. : 27,32 сут. – 3,2576 » 3¼ сид. лун. мес.

Важность изложенного определяет следующее:

безупречная в точности оценка знаков на внешнем ободе как записи календарно-астрономического содержания лишает основания разговоры об орнаментальном предназначении насечек («эстетический аспект предмета искусства»);

фиксация на внешнем ободе именно того астрономического сезона, который мог точно отслеживаться по канонам как солнечного, так и лунного счисления времени (в последнем случае в двух вариантах – по фазам (синодический период обращения ночного светила) и на фоне зодиакальных созвездий (сидерический (реальный) оборот Луны вокруг Земли), позволяет высказать предположение о том, что средневековый календарист придавал особое значение осеннему астрономическому сезону, а значит, и двум кардинальным моментам солнечного года – осеннему равноденствию и зимнему солнцестоянию;

возможность обеспечить высокую точность отслеживания времени именно в осенний астрономический сезон, быть может, предопределяла выбор его в качестве первого сезона года, а значит, и выбор в качестве дня новогодия осеннее равноденствие (при сохранении, разумеется, главного резона – производственного, связанного с началом промысла).

Такого рода выводы требуют дополнительных подтверждений. Предъявляя их, усилим сначала правильность заключения о календарно астрономической значимости все той же записи на внешнем ободе кольца. Для этого установим календарную рациональность рассечения ее разделителями на 6 числовых блоков

                        6 ® 22 ® 16 ® 8 ® 19 ® 18

Оценивая эти числа, заметим, что половина их кратна синодическому обороту Луны –

                        22 сут. : 29,5306 сут. = 0,7449 » 3/4 син. лун. мес.

                        8 сут. : 29,5306 сут. = 0,2709 » 1/4 син. лун. мес.

                        19 сут. : 29,5306 сут. = 0,6437 » 2/3 син. лун. мес.,

а одно сидерическому –

                        18 сут. : 27,32 сут. = 0,6588 » 2/3 сид. лун. мес.

Календарная рациональность подразделения записи на внешнем ободе кольца на 6 разновеликих частей проявляется, помимо того, при объединении их по три и суммировании знаков в каждой из троицы:

                        6 ® 22 ® 16 = 44

                        8 ® 19 ® 18 = 45

Числа эти высоко календарно значимы, ибо предоставляют синодические лунные периоды полуторамесячной длительности, один из которых чуть не достигает финала такого цикла, –

                        44 сут. : 29, 5306 сут. = 1,4899 » 1 ½ син. лун. мес.,

а другой, компенсируя недостачу, чуть превосходит его рубеж –

                        45 сут. : 29,5306 сут. = 1,5238 » 1 ½ син. лун. мес.

Календарная рациональность подразделений записи налицо, ибо и большая часть из 6 малых числовых блоков, и группировка их по три одинаково убедительно раскрывают нацеленность разработчика средневековой календарной системы на счисление времени по Луне. Обособленные блоки внешней записи позволяли прогнозировать появление Луны на небосводе в определенной фазе, а первая троица блоков по завершении счисления ее знаков определяла межсезонье – половинный рубеж осеннего астрономического сезона  8 ноября современной системы счисления, т.е. календарный момент, » одинаково удаленный от осеннего равноденствия и зимнего солнцестояния). Фиксировала это межсезонье фаза Луны противоположная фазе начала счисления (положим, если счисление начиналось с первого серпа народившейся Луны, то » через 45 дней, в межсезонье, на небосклоне появлялась полная Луна). Ясно, что при завершении счисления знаков второй троицы блоков, окончание самого сезона определяла фаза, противоположная полнолунию (близкая новолунию).

Итак, расшифровка всей знаковой записи внешнего обода кольца подтвердила гипотезу о календарном характере ее. Теперь осталось убедиться в правильности восприятия этого текста в качестве осеннего астрономического сезона, а с ним и оправданности принятия за новогодие осеннего равноденствия. Ответ на тот и другой вопрос сокрыт, конечно же, в знаковых записях на внутреннем ободе и звездчатой «розетке». Знаки эти, как можно догадываться, представляют вторую часть календарной системы, зафиксированной на «предмете искусства». От продолжительности периода времени, который они, знаки те, отражают, как раз и зависит выбор варианта возможного ответа, а с ним и порядка считывания трех основных подразделений календарной системы

                                   89; 78; 10

Календарно-астрономический подтекст знаковых записей на внутреннем ободе и звездчатой «розетке». На ободе размещено 78 знаков. Это число кратно синодическомуобороту Луны:

                                   78 сут. : 29,5306 сут. = 2,6413 » 2 2/3 син. лун. мес.

На звездчатой «розетке» размещено 10 знаков. Это число кратно как синодическому, так и сидерическому оборотам Луны:

                                   10 сут. : 29,5306 сут. = 0,3384 » 1/3 син. лун. мес.

                                   10 сут. : 27,32 сут. = 0,3660 » 1/3 сид. лун. мес.

Суммирование 78 и 10 знаков даст число, близкое количеству знаков на внешнем ободе кольца

                                   78 + 10 = 88,

а значит, близкого, но с меньшей точностью соответствия, синодическому обороту ночного светила –

                                   88 сут. : 29,5306 сут. = 2,9799 » 3 син. лун. мес.

и близкого, но с меньшей точностью, соответствия длительности осеннего астрономического сезона.

Тут уместно вновь подчеркнуть основополагающий факт – близкого, но отнюдь не должного соответствия, что позволяет прийти к следующему заключению:

запись на внутреннем ободе и звездчатой «розетке» не отражает с желанной точностью сезонный цикл.

Отсюда следуют кардинальной важности выводы:

поскольку запись на внешнем ободе кольца с идеальной, по существу, точностью определяет продолжительность сезона, то по знакам именно ее начиналось счисление года;

первым сезоном года был осенний астрономический сезон, а новогодие приходилось на осеннее равноденствие.

Реконструкция системы счисления времени по Луне в течение полугодия и года. Расшифровка знаковых записей кольца, представленная на предшествующих страницах, предельно упрощает решение такой задачи. Оно, решение это, очевидно в рациональности и элементарной простоте:

проход сначала по знакам внешнего обода, определяющих длительность осеннего астрономического сезона, а затем по знакам внутреннего обода и звездчатой «розетки» выведет на календарно высоко значимый рубеж, определяющий финал лунного полугодия –

                                   89 сут. + 88 сут. = 177 » 177,1835 сут.

Ясно, что двукратный проход по тем же записям и в той же последовательности выведет на календарно высоко значимый рубеж, определяющий финал лунного года –

                                   (89 сут. + 88 сут.) ´ 2 = 354 » 354,367 сут.

Внимательный читатель, очевидно, заметил, что незадействованным в «прочтениях» остался один знак – гладкая «розетка» (к), воплощение числа 1. Этот знак был, с наибольшей вероятностью, факультативным, а подключался он к счету в конце второго прохода по записям 89 ® 78 ® 10, увеличивая продолжительность лунного года до

                                   354 сут. + 1 сут. (к) = 355 сут.

Оптимальность такой операции определяют четыре обстоятельства:

1 – при одноразовом подключении к счету факультативного знака к финал лунного года придется на сутки возможного повтора затмения (согласно расчетам современных астрономов, затмения повторяются на 355-356 сутки после затмения предшествующего);

2 – такое соображение позволяет оценить в том же ключе завершение лунного полугодия на 177-е сутки, т.е. в конце первого прохода по записям 89 ® 78 ® 10; этот рубеж, конечно же, определит последний из десяти знаков зубчатой «розетки», ибо согласно расчетам современных астрономов затмение может повториться на 177-178 сутки после затмения предшествующего; выходит, насечки «розетки» есть исключительного значения знаки, по которым отслеживались сутки кануна затмения и самого затмения в середине лунного года (» на 177-й день); теперь становится понятным – почему эти 10 знаков, связанные с зубчатой «розеткой», календарист выделил особо, разместив их на лицевой поверхности кольца; в эти дни он, трепетно отслеживая фазовое состояние Луны, рассчитывал возможность наступления затмения, самого страшного из небесных явлений;

3 – изложенное в первых двух пунктах позволяет оценить календарь кольца Вычегды как лунную счетную систему, четко ориентированную, помимо прочего, на предсказание (расчет!) времени затмений; умение жрецов предсказывать затмения поддерживало их авторитет на весьма высоком уровне и, естественно, в значительной мере усиливало влияние на соплеменников;

4 – подключение к счетной системе факультативного знака к позволяет прояснить самую захватывающе интересную проблему – взаимосвязи календарных насечек на внешнем и внутреннем ободах с деталями верхнего и нижнего контуров тел 9 животных, размещенных на лицевой поверхности кольца, т.е. в пространстве между записями.

Эту задачу можно, однако, решить только при условии точного выбора знака, с которого начинался отсчет времени.

 

 

 

Рис. 3

 

Выявление знака, с которого начинался отсчет времени, и знаков, определяющих поворотные рубежи сезонов и межсезоний. Проигрыш вариантов выбора знака, с которого начинался отсчет нового года, позволил принять за таковой насечку б внешнего обода кольца (см. рис. 3). Знак этот размещается левее острого, треугольной формы, уха лисы и разделителя а.

Если так оно и было, то знак б определял сутки осеннего равноденствия, а финальный знак внешнего обода, на котором завершался отсчет всех 89 знаков записи при считывании ее по часовой стрелке, определял зимнее солнцестояние (напомню, вследствие важности момента, именно 89 суток, 3 лунных месяца, разделяют осеннее равноденствие и зимнее солнцестояние, два из четырех кардинальных моментов тропического года). Этот знак окончания первого сезона размещается правее разделителя а и уха лисы.

Особого вида знак з, размещенный чуть ниже носа лисы, призван был, видимо, напомнить календаристу о приближении особо важного рубежа, а с ним и должной фазы Луны (двух дней новолуния, т.е. поры невидимости ночного светила, если год начался с неомении, т.е. с появления на небосклоне серпа «новорожденного» месяца).

Далее установим знак, который фиксировал весьма важный момент первого цикла года – межсезонье, т.е. сутки, » равно удаленные от осеннего равноденствия и зимнего солнцестояния (» 8 ноября). Тут срабатывает период, определяемый количеством знаков первых трех блоков записи (первая «троица»; см. рис. 2)

                                               6 ® 22 ® 16 = 44,

близкий продолжительности полутора синодических лунных месяцев. Межсезонье определит с наибольшей точностью знак, размещенный правее разделителя д и вертикально ориентированной линии затылка горностая (очень заметная позиция!). Знак этот зафиксирует 45-е сутки от начала счисления и красивейшую фазу Луны – полнолуние.Календарно это как раз и придется » на 8 ноября современного счисления времени.

По завершении счисления знаков на внешнем ободе кольца начиналось счисление знаков на ободе внутреннем. Проигрыш вариантов выбора знака, с которого стартовал отсчет времени очередного астрономического сезона, зимнего, позволил принять за таковой насечку, расположенную между передних ног лисы (см. на рис. 3 – «начало отсчета»). Если так оно и было, то половинный рубеж цикла (межсезонье!) приходился на знак, расположенный как раз ниже острых когтей передней ноги все того же животного – горностая. То будут опять 45-е сутки от начала счисления зимнего астрономического сезона, а определять этот момент (» 5 февраля современного счисления времени) будет снова полнолуние, поскольку начало отсчета зимы знаменовалось появлением на небосклоне серпа «новорожденного» месяца (ведь предшествующий, осенний астрономический сезон завершался двумя сутками новолуния (см. рис. 3) и, значит, на знак между ног лисы должны были прийтись сутки неомении, т.е. первого серпа).

Окончание зимнего астрономического сезона определяли (по завершении счисления 78 насечек внутреннего обода кольца) 10 знаков зубчатой «розетки» (см. рис. 3). Поскольку последний из этих знаков определял рубеж наступления очередного астрономического сезона – весеннего равноденствия (177 сутки от начала счисления), то это обстоятельство вновь демонстрирует исключительную значимость как самой зубчатой «розетки», так и связанных с нею 10 миниатюрных насечек. Видимо, недаром эта часть текста была размещена на столь заметной позиции – вне насечек ободов, на лицевой поверхности кольца, между фигурами куницы и белки. Избранный ход счисления знакового текста, когда на «розетку» пришлись сутки, близкие весеннему равноденствию, позволяет сделать вывод, что этот момент тропического года почитался как особо великий в календарной (а значит, и культово-ритуальной) практике. Вероятно, сакральные соображения предопределили «запрятанность» (скрытость) десяти знаков «розетки» в структурах текста (они считывались не в начале, а в конце полугодия и за 6 месяцев до окончания года).

При отслеживании времени второго полугодия считывание знаков велось в той же последовательности – сначала по знакам внешнего обвода, а затем внутреннего. Результаты, в предельно кратком изложении, можно свести к следующему:

1 – на знак, расположенный правее разделителя д и вертикальной линии затылка горностая придется » 6 мая (межсезонье; сутки, равно удаленные от весеннего равноденствия и летнего солнцестояния);

2 – на знак, расположенный правее разделителя д и уха лисы – летнее солнцестояние;

3 – на знак, расположенный ниже острых когтей передней ноги горностая, придется » 8 августа (межсезонье; сутки, равно удаленные от летнего солнцестояния и осеннего равноденствия).

Что касается осеннего равноденствия, то из-за отставания лунного счета времени от счета времени по Солнцу (отставание за год составит » 11 суток), этот момент не будет определяться насечкой б, расположенной левее разделителя аЕго определит одиннадцатая от знака б насечка, на которую указывает нижний острый коготь выдры. Ясно, что и остальные рубежи сезонов и межсезоний сдвинутся на 11 знаков по часовой стрелке и я предоставляю читателю возможность самому установить эти позиции и сопоставить соответствующие знаки с деталями фигур животных.

Это обстоятельство приоткрывает завесу над тайной соотнесенности фигур животных со знаками календарного текста и ясно намекает на то, как должна раскрываться эта тайна. Решение задачи сделать заметными позиции знаков, определяющих осеннее равноденствие и прочие кардинальные моменты второго лунного года) не может не восхитить рациональностью и остроумием.

Детализируем этот захватывающе увлекательный сюжет лишь в плане «стыковки» знаков записей на внешнем и внутреннем ободах кольца с фазами Луны.

Взаимосвязь фаз Луны со знаками и деталями тел животных. При отслеживании времени в течение лунного года по записям на ободах и на зубчатой «розетке» фазы Луны окажутся примечательным образом соотнесенными со знаками, а через них и с определенными частями тел животных, примыкающих к внешней и внутренней окраинам кольца. О рубежах сезонов и межсезоний речь уже шла. Остальные фазы на внешнем ободе соотносятся так:

1 – четверть растущей Луны определяет знак, расположенный левее разделителя в, в зоне «перехлеста» хвостов лисы и выдры;

2 – полнолуние определяют знаки, близкие насечкам на туловище выдры;

3 – четверть умирающей Луны определяет знак, близкий к затылку выдры;

4 – новолуние определяет знак, близкий вертикальной линии затылка лося, а серп умирающей Луны – знак над холкой животного, где размещаются три насечки;

5 – четверть растущей Луны определяет знак, расположенный непосредственно за вертикальной линией затылка росомахи;

6 – четверть умирающей Луны определяет знак, расположенный правее разделителя е, над крупом оленя;

7 – серп умирающей Луны и новолуние определяют знаки, расположенные напротив морды оленя;

8 – серп возрожденной Луны определяет знак, расположенный напротив конца морды медведя;

9 – четверть растущей Луны определяют насечки, расположенные над центром спины медведя;

10 – полнолуние определяет знак, расположенный чуть правее острого выступа уха куницы.

Фазы Луны на внутреннем ободе кольца соотносятся со знаками и частями тел животных так:

1 – четверть растущей Луны определяет знак, расположенный напротив выставленной вперед задней ноги лисы;

2 – полнолуние определяет знак, расположенный напротив правой задней ноги выдры;

3 – четверть умирающей Луны определяет знак, близкий затылку выдры;

4 – новолуние определяют знаки, близкие передним ногам лося;

5 – четверть растущей Луны определяет знак, расположенный ниже передней ноги росомахи;

6 – полнолуние определяет знак, расположенный ниже передней ноги горностая;

7 – четверть умирающей Луны определяет знак, близкий отставленной назад передней ноги оленя;

8 – новолуние определяют знаки, расположенные левее задних ног медведя и куницы;

9 – четверть растущей Луны определяет знак, близкий звездчатой «розетке»;

10 – полнолуние определяет знак, расположенный выше конца морды лисы и ее выставленной вперед передней ноги;

11 – четверть умирающей Луны и новолуние отслеживались по знакам звездчатой «розетки», расположенной выше головы куницы.

Реконструкция счисления времени по Солнцу. Ясно, что для сохранения позиций фаз в счетной системе время следовало считать по Луне в течение трех лет, а затем вводить в календарь интеркалярий, близкий продолжительности одного синодического лунного месяца. Формула была, видимо, такой:

                                   355 сут. + 355 сут. + 355 сут. = 1065 сут.

К этому трехлетнему периоду подключался интеркалярий, который считывался по 31 знаку внешнего обода – от б до знака, расположенного левее вертикальной линии затылка лося (см. рис. 3):

                                   1065 сут. + 31 сут. = 1096 сут.

Такое число суток с достаточной степенью точности отражает продолжительность трех солнечных лет

                                   1096 сут. : 365,242 сут. = 3,0007501 года

и позволяет опять начать считывание очередного лунного трехлетия » с фазы первого дня видимости серпа (неомение), который вновь определял осеннее равноденствие.

Связь окончания интеркаляции с головой лося есть, возможно, намек на необходимость принести в жертву это животное по случаю столь знаменательного события (выравнивания двух времен – лунного и солнечного).

Краткое заключениеНа бронзовом кольце Вычегды зафиксирована оригинальная, высокой точности система счисления времени по Луне в течение 3-х лет (свидетельство обширности астрономических знаний жречества средневековых коми и совершенство их математики, позволяющей оперировать дробными числами, вычислять средние величины лунных периодов и прочее). Она, видимо, предполагала выравнивание лунного счета времени с временем солнечным посредством интеркалярия, близкого продолжительности синодического месяца. Особую ценность этому календарю придает четкая взаимосвязь счетных знаков времени и фаз Луны с фигурами животных. Это обстоятельство открывает заманчивые перспективы успешной (доказательной!) разработки проблемы семантики образов животных, воплощенных в художественном творчестве финно-угров эпохи средневековья Севера восточной части России и Запада ее азиатского региона (бронзовое анималистическое литье; наскальные изображения и прочее).

Это, однако, сюжет для другого изыскания.

 

 

Список литературы

 

Конаков Н.Д. Промысловый календарь в мировоззрении древних коми // Мировоззрение финно-угорских народов. – Новосибирск: Издательство «Наука». Сибирское отделение, 1990. – С. 103–120.

Ларичев В.Е. Лунно-солнечная календарная система верхнепалеолитического человека Сибири (опыт расшифровки спирального орнамента ачинского ритуально-символического жезла. – Новосибирск, 1983. – 22 с.

Ларичев В.Е. Скульптурное изображение женщины и лунно-солнечный календарь поселения Малая Сыя (семантика образа и реконструкция способа счисления времени на раннем этапе верхнего палеолита Сибири) // Известия Сибирского отделения АН СССР. Серия истории, филологии и философии. – 1984. – № 3. – Вып. 1. – С. 20–31.

Ларичев В.Е. Ачинский «жезл» и его знаковая система // Исследования памятников древних культур Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск, 1987. – С. 92–101.

Ларичев В.Е. Лунные и солнечные календари древнекаменного века // Календарь в культуре народов Мира. – М.: «Наука». Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – С. 38–69.

Ларичев В.Е. Звездные боги: Слово о великих художниках – созерцателях Неба, мудрецах и кудесниках. – Новосибирск: Научно-издательский центр ОИГГМ СО РАН, Издательство Новосибирского университета, 1999а. – 354 с.

Ларичев В.Е. Заря астрологии: Зодиак троглодитов, Луна, Солнце и «блуждающие звезды». – Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 1999б. – 318 с.

Ларичев В.Е. Жертвы Времени (насильственная смерть в астральных культах палеолита Евразии) // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: культура, наука, образование. –2001а. – № 3. – С. 3–11.

Ларичев В.Е. Ритмы лунного времени (реконструкция календарной системы эпохи раннего средневековья Томского Приобья) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2001б. – С. 354–360.

Ларичев В.Е., Новиков А.В. Календари и космограмма из погребения средневекового воина (реконструкция систем счисления времени и пространственных представлений обитателей Новосибирского Приобья начала II тысячелетия нашей эры // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2000. – С. – 324–331.

Мазин А.И., Пеньков А.В. К этноастрономической интерпретации числовых структур эвенкийской шаманской атрибутики // Археология Северо-Восточной Азии. Астроархеология. Палеометрология. – Новосибирск: Издательство «Наука». Сибирское предприятие РАН, 1999. – С. 200–214.

 


 

II. Važ Kalendar финно-угров севера Приуралья

(реконструкция систем счисления времени эпохи средневековья и

семантика анималистических образов)

 

 

                                                                                                          Всё познаётся,

                                                                                                          Посредством числа.

                                                                                                                                 Пифагор

 

 

Вводные замечания. Постановка проблемы и методика исследования.

В докладе представлен один из сюжетов исследовательской программы, нацеленной на решение проблемы сохранения информационных традиций в древнем искусстве. Достоверные интерпретации образов и знаков его обеспечивает в этой программе естественнонаучного разряда методика, призванная свести до возможно более низкого уровня субъективность семантических реконструкций, примечательных для традиционного археологического искусствоведения. Решение столь фундаментальной задачи обеспечивает число, неотразимый по силе аргумент, подтверждающий точность и достоверность итогов гуманитарной направленности поиска.

Рис.1. Календарный диск из Северного Предуралья (по Н.Д. Конакову)

 

Средневековые предметы искусства, в коих числовые («орнаментальные») знаковые записи и такого же рода записи, четко сопряженные с анималистическими образами, занимают в исследовании одно из ключевых мест (Ларичев, 2001; 2002аб; Ларичев, Новиков, 2000; Larichev, 2002, а и в). Они, в частности, позволяют определить верхнюю хронологическую границу использования жречеством древних культур этой своеобразной образно-знаковой письменности, корни которой, как удалось выяснить, уходят в глубины нижнего (ашель), среднего (мустье) и верхнего палеолита (Ларичев, 1989; 1993а и б; 1999).

Источник.

Представляю очередной средневековый образец такой «письменности» – Važ Kalendar, обнаруженный на севере Приуралья (Верхнее Прикамье). Известны лишь два идентичных (возможно, отлитых в одной форме) экземпляра таких изделий. Один из них хранится в археологическом музее Пермского государственного университета (рис. 1), а второй – в Сольвычегодском краеведческом музее (Конаков, 1990; 1999). Объект изучения представляет собой отлитое из бронзы плоское кольцо, по краю которого размещаются подпрямоугольные насечки, а на широкой плоскости – 5 фигур животных (бобер, выдра, белка и два волка), а также два округлых знака – малый, вытянуто-овальный, и крупный, округлый, типа «розетки», с зубчатыми выступами по периметру.

Презентация знаковых записей и образов.

1 – краевые, подпрямоугольных очертаний насечки; они составляют основную часть текста, размещенного в пределах кольца; знаки эти объединены в блоки, которые четко отделены друг от друга хвостами животных (см. на рис. 2 хвосты бобра и белки) и знаками, совмещенными с хвостами обоих волков и головой второго волка (см. тот же рис.):

15 ® 8 ® 7 ® 10 ® 3 ® 10;

всего насечек

15 + 8 + 7 + 10 + 3 + 10 = 53;

2 – особого вида знаки, размещенные в пространстве между головами первого волка и бобра (рис. 2 а и б):

1 + 1 = 2;

3 – фигуры животных, два из которых двигаются в одну сторону (бобр и выдра), а три – в другую (белка и два волка):

2 + 3 = 5

Всего знаков и образов

53 + 2 + 5 = 60

Рис. 2. Числовые блоки диска.

 

Календарно-астрономический контекст знаково-образных записей.

Общее количество знаков (60), близкое продолжительности двух синодических лунных месяцев (29,5306 сут. ґ 2 = 59,0612 » 60 сут.), подтверждает гипотезу Н.Д. Конакова о том, что кольцо представляет собою календарь. Он использовался коми-пермяками в начале I тыс. н.э.

Подкрепим идею Н.Д. Конакова календарно-астрономическим тестированием каждой группы насечек в отдельности, приняв каждый знак за символ 1 суток:

15 сут. (знаки над бобром) : 29,5306 сут. = 0,5079 » Ѕ син. лун. мес.

8 сут. (знаки над выдрой) : 29,5306 сут. = 0,2709 » ј син. лун мес.;

7 сут. (знаки над белкой) : 29,5306 сут. = 0,2370 » ј син. лун мес.;

7 сут. : 27,32 сут. = 0,2562 » 1/ сид. лун. мес.;

10 сут. (знаки над волком) : 29,5306 сут. = 0,3386 » ? син. лун мес.;

это и цикл, близкий половине эпохи лунного затмения (» 11 сут.)

3 сут. – максимальное количество суток невидимости Луны (новолуние); такое же количество суток наблюдается каждая фаза Луны невооруженным глазом;

10 сут. (знаки над собакой) : 29,5306 сут. = 0,3386 » ? син. лун мес.;

такое количество суток определяет » половину длительности эпохи лунного затмения, когда при полнолунии может случиться лунное затмение;

7 сут. (2 округл. зн. и 5 животн.) : 29,5306 сут. = 0,2370 » ј син. лун мес.;

7 сут. : 27,32 сут. = 0,2562 » ј сид. лун. мес.

53 сут. (все насечки) : 29,5306 сут. = 1,7947 » 1 4/5 син. лун мес.

55 сут. (все насеч. и 2 округл. зн.) : 27,32 сут. = 2,0131 » 2 сид. лун. мес.

Тестирование подтверждает календарный характер числовых знаковых записей кольца, обеспечивая тем самым законность начала реконструкции систем счисления времени.

Реконструкция сидерического лунного календаря.

 

Рис. 3. Реконструкция системы счисления времени по Луне.

 

Считывать следует все знаки на окраине кольца (53 насечки), а также вытянуто-овальный знак (1) и «розетку» на поверхности его:

53 + 1 + 1 = 55

Поскольку это число кратно сидерическому обороту Луны

55 сут. : 27,32 сут. = 2,0113 сид. лун. мес.,

то по этой круговой знаковой записи можно считывать так называемый «звездный год», т.е. 12 сидерических лунных месяцев:

55 сут. ґ 6 = 330 сут.;

330 сут. : 27,32 сут. = 12,0790 сид. лун. мес.

Превышение легко ликвидировать при следующем условии – если при последнем круговом считывании знаков не принимать в расчет вытянуто-овальной фигуры «розетку», то получим почти идеальное соответствие:

(55 сут. ґ 5) + 53 сут. = 328 сут.

328 сут. : 27,32 сут. = 12,0058 сид. лун. мес.

Реконструкция синодического лунного календаря.

Подыскивая наиболее рациональный вариант, подключим к числу насечек малый вытянуто овальный знак (на рис. 2 и 3 литера а):

53 + 1 = 54

Такое число суток с допустимой точностью отражает длительность двух драконических (затменных!) месяцев, отражающих периодичность смещения Луны относительно узлов ее орбиты (т.е. точек пересечения пути Луны с эклиптикой, затменным путем Солнца средь звезд, и близко продолжительности двух сидерических месяцев (смещение Луны на фоне звезд):

54 сут. : 27,2122 сут. = 1,9844 » 2 драк. лун. мес.;

54 сут. : 27,32 сут. = 1,9765 » 2 сид. лун. мес.

Если же, продолжая далее реконструкцию, подключить к полученному числу в качестве своеобразных счетных знаков 5 фигур животных, то получим число, фундаментально значимое в древней календаристике, ибо оно отражает количество суток в двух синодических лунных месяцах, кратных количеству месяцев в лунном году:

54 + 5 = 59;

59 сут. : 29,5306 сут. = 1,9979 » 2 син. лун мес.,

что и означает очевидное – при шестикратном проходе по всем (за исключением б) знакам кольца получим количество месяцев в лунном году –

син. лун мес. ґ 6 = 12 син. лун мес.

На рис. 3 представлен конечный результат реконструкции – совмещение фаз Луны двухмесячного синодического цикла с определенными насечками, если за начальный знак отсчета принять первую насечку над головой бобра, определив ее как знак суток полнолуния. В таком случае, знак № 8 над горбом спины бобра определит четверть умирающей Луны; последний знак строчки над бобром (№ 15) определит сутки первого дня невидимости Луны (новолуние); единичный знак № 16 над выдрой – второй день невидимости); знак № 17, совмещенный со спиной выдры – день появления на небосводе «молодого» месяца (неомения); конец строки над выдрой (№ 22) – четверть народившейся Луны; знак перед хвостом второго волка (№ 30) – полнолуние; знак, совмещенный с хвостом второго волка (№ 31), – ущерб диска Луны (появление «печати смерти» на лике ночного светила, в календарной мифологии – страшная ночь начала умирания Луны); знак над горбом второго волка, размещенный между линиями в и г (№ 37), – четверть «умирающей» Луны; знак,совмещенный с хвостом первого волка (№ 44) – новолуние, из чего следует, что на предшествующие 3 знака придутся дни исчезновения серпа Луны с небосвода, а на последующее –появление первого серпа; знак, размещенный между ушами первого волка (№ 52) – четверть народившейся Луны.

Заключительная часть двухмесячного цикла в особенности эффектна – сутки приближения очередного полнолуния символизировались знаком а и фигурами 5 животных!

Как можно убедиться, фазы Луны оказались приуроченными к весьма заметным знакам. Следовательно, группировка насечек и размещение строчек записей над контурами тел животных нацеливались на одно и то же – максимально облегчить тому, кто отслеживал течение лунного времени, предсказание суток, когда Луна обретет вид особо значимой фазы. Все они перечислены выше и представлены на рис. 3. Животные олицетворяют собой изменения ликов ночного светила. Все это однозначно подтверждает правильность интуитивной догадки Н.Д. Конакова об использовании кольца в качестве календаря, по которому с исключительной точностью отслеживалось время двухмесячными циклами (своего рода сезоны?) в течение лунного года.

В заключение остается изложить соображения рациональности счисления времени двухмесячными лунными циклами;

1 – они позволяли точно фиксировать 1/3 и 2/3 лунного года (59 сут. ґ 2 = 118 сут.; 59 сут. ґ 4 = 236 сут.), т.е. моменты, обычно играющие важную роль в культово-обрядовой деятельности жречества;

2 – они позволяли точно фиксировать 1/2 лунного года (59 сут ґ 3 = 177 сут.), когда ожидался повтор лунного затмения, которое наблюдалось полгода назад (по данным современной астрономии лунное затмение может повторится на 177–178 день); поскольку эти дни олицетворяет первый волк (177 сут.) и первый знак записи над бобром (178 сут), что соответствующим образом следует оценивать и роль этих животных в явлении, которое наблюдалось в Небе – они, в случае затмения, считались ответственными за исчезновение ночного светила в неурочные часы (выходит, волк и бобр выступают в роли мифического «небесного дракона», страшного поглотителя светил);

3 – они позволяли точно фиксировать сутки окончания лунного года (59 сут. ґ 6 = 354 сут.); поскольку в последующие 2-ое суток счисления очередного лунного года (от начала счета то будут 355 и 356 сут.) тоже случался повтор лунного затмения (по данным современной астрономии лунное затмение может повториться на 355–356 сут.), то Луну на сей раз мог поглотить бобер (на два первых знака, размещенных над головой животного как раз и придутся 355–356-е сутки); следовательно, семантика бобра как северной ипостаси «небесного дракона» подтверждается.

Реконструкция солнечного календаря.

Учитывая рациональность сохранения связи позиций фаз Луны с одними и теми же знаками записи, детально представленных в ходе реконструкции лунного календаря, можно предположить, что календарист верховья Камы считывал время в течение 3-х лунных лет подряд по установленной схеме, а затем вводил в счетную систему интеркалярий – 34 дополнительных дня (так поступали обычно творцы архаических счетных систем начиная с эпохи палеолита). И ясно почему они так делали: именно на 34 дня отставало к окончанию лунного трехлетия время лунное (фазовое) от времени солнечного (сезонного):

(354 сут. ґ 3) + 34 сут. = 1096 сут.;

1096 сут. : 365,242 сут. = 3,000750 солн. лет,

с ошибкой (превышение) » ј сут.

Есть ли, однако, в счетной системе пермского календаря четко выделенный блок из 34 знаков? Такой, четко ограниченный очень заметными знаками блок имеется, а рациональность использования для интеркаляции именно его можно подтвердить неотразимой силы календарно-астрономическими соображениями.

Интеркалярий длительностью 34 сут. считывался от знака над хвостом первого волка (он совмещен с хвостом!) и до знака, размещенного перед поднятым вверх хвостом белки (своего рода «шлагбаум», как бы призывающий прекратить счет суток интеркалярия!) (см. рис. 4). А теперь предъявлю доказательства правильности такого шага. А все дело в том, что 34 сут. высоко календарно-астрономически значимое число потому, что оно отражает длительность так называемой эпохи солнечного затмения. Это весьма характерный период представляют собою время сближения Солнца с узлом лунной орбиты (точка пересечения пути ночного светила с эклиптикой), когда может случиться одно или два солнечных затмения (в течение 34 сут. Луна может дважды оказаться в фазе новолуния). Период этот подразделяется на два цикла – 17 сут. Солнце приближается к узлу, а затем в течение 17 суток удаляется от него. Так вот, 17-е сутки (время вхождения дневного светила в узел) определяет знак записи, размещенной около начала подтреугольного выступа спины бобра. Этот знак и делит пополам текст интеркалярия, в течение которого по окончании лунного трехлетия могло ожидаться солнечное затмение.

Когда Солнце приближается к узлу, то полное затмение светила оказывается неотвратимым. В этой связи и обратим внимание на знак б, в сторону которого нацелились «пермские драконы» – волк с одной стороны, а бобр – с другой. Ведь этот знак имеет вид закрытого невидимой Луной диска Солнца, оконтуренного зубчатой коронойобычная приполном солнечном затмении картина в месте «черного провала Неба». Так оказывается раскрытой семантика «зубчатой розетки». В считывании 34 сут. эта розетка не принималась в расчет (литера б).

 

 

Рис. 4. Реконструкция системы счисления времени по Луне и Солнцу

с указанием особо важных знаков и связанных с ними периодов.

 

В заключение следует заметить, что согласно астрономическим канонам полное солнечное затмение может случиться в течение 11 дней до подхода дневного светила к узлу лунной орбиты (от знака над литерой е первого волка до знака ж) и в те же 11 дней после выхода его из узла (знаки от ж до первого знака, совмещенного с горбом выдры), случись в одном из этих дней новолуние. За пределами этих временных границ (т.е. левее знака над литерой е и левее первого знака, совмещенного с горбом выдры) солнечное затмение бывало частным или полутеневым, которое не могло фиксироваться глазом. Запись интеркалярия из 34 знаков наглядно отражает все эти детали.

Краткие итоги

Изложенное, возможно, покажется трудным для восприятия археологом-искусствоведом. Но простого варианта повествования в рамках цели заявленного сюжета нет и быть не может по определению. Ведь речь в докладе шла о доказательных реконструкциях фундаментальной значимости аспектов средневековой культуры бесписьменных финно-угров европейской части Отечества до прихода в Прикамье русских, обладающих письменностью. Речь шла о расшифровке знаково-образных записей, связанных с познаниями в области астрономии и счета времени аборигенов северного края Европы и о восстановлении их астральной мифологии. Так отчего же быть простым интерпретациям всего этого, запечатленного не привычными для глаза литерами, образующими слова, а числовыми рядами знаков и анималистическими фигурами?

Изложенное позволяет сделать следующий вывод: уровень календарно-астрономической науки средневекового жречества коми-зырян был впечатляюще высок, а его астральная мифология символически глубокой, изящной, остроумной и многозначной. Из этого и следует исходить, оценивая в целом мощь и своеобразие культур народов европейского севера России.

 

 

Список литературы

 

Конаков Н.Д. Промысловый календарь в мировоззрении древних коми // Мировоззрение финно-угорских народов. – Новосибирск: Издательство «Наука». Сибирское отделение. – 1990. – С. 103–120.

Конаков Н.Д. Важ календар // Энциклопедия уральских мифологий. Том 1. Мифология коми. – Москва–Сыктывкар: Издательство ДИК. – 1999. – С. 97–98.

Ларичев В.Е. Мудрость Змеи: Первобытный человек, Луна и Солнце. – Новосибирск: Наука СО. – 1989а. – С. 27–52.

Ларичев В.Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный Дракон.– Новосибирск: Наука ВО, 1993а. – 285 с.

Ларичев В.Е. Лунные и солнечные календари древнекаменного века // Календарь в культуре народов Мира. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – С. 38–69.

Ларичев В.Е. Лунные и лунно-солнечные календари эпохи ашеля и мустье (к проблеме истоков палеоастрономии) // Археология Северо-Восточной Азии. Астроархеология. Палеометрология. – Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН. – 1999. – С.186–200.

Ларичев В.Е. Ритмы лунного Времени (реконструкция календарной системы эпохи раннего средневековья Томского Приобья) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН. – 2001. – С. 354–360.

Ларичев В.Е. Время и зооморфные образы в календарных системах финно-угров Западной Сибири и Приуралья (эпоха раннего средневековья). В печати. – 2002а.

Ларичев В.Е. Važ Kalendar финно-угров северо-востока европейской России (реконструкция систем счисления времени эпохи средневековья). – В печати. – 2002б.

Ларичев В.Е., Новиков А.В. Календари и космограмма из погребения средневекового воина (реконструкция систем счисления времени и пространственных представлений обитателей Новосибирского Приобья начала II тысячелетия н.э.) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2000. – С. 324–331.

Larichev V.V. Time and Zoomorphous Images in Calendar System of the Ugro-Finish People of Western Siberia and the Cis-Ural Area (the Early Middle Ages). In press. – 2002a.

Larichev V.Ye. Važ Kalendar of Finno-Ugrians of the Wort-East of Europian Russia (Reconstruction of the Scales of the Time Notation of the Midieval Epoch). In press. – 2002 b.

 

 

Институт археологии и этнографии СО РАН,

Новосибирск

 

http://www.sati.archaeology.nsc.ru/sibirica/pub/Data/LARYCH/?html=L...---

Ученый из Ижевска оставил древних коми без календаря 18+

Находка из Корткеросского района Коми

Изображение на найденном в 1975 году в Корткеросском районе Коми бронзовом кольце, известное как «древнекоми промысловый календарь», вовсе не является календарем. Об этом заявил на конференции «Устные и письменные традиции народов Севера: памяти К.Ф. Жакова и А.К. Микушева», проходившей в Сыктывкаре 19-20 мая, доктор исторических наук, один из крупнейших финно-угроведов Европы Владимир Напольских.

В своем докладе «К генезису так называемых «древнекоми промысловых календарей» ученый заявил, что надо с осторожностью относиться к интерпретации находки плоского кольца с зооморфными изображениями как календаря древних коми. Именно таким образом интерпретировал в свое время этот артефакт известный этнограф из Сыктывкара Николай Конаков, который расшифровал символы на бронзовом диске. Эту находку относят приблизительно к концу I - началу II тысячелетия нашей эры.

В пользу своей версии В.Напольских привел несколько аргументов, в частности, отсутствие лунных месяцев, движение изображений животных против солнца, произвольность в интерпретации изображений и соотнесения этих изображений с месяцами.

В пользу того, что это изображение не является календарем, говорит, по мнению ученого, и тот факт, что отсутствуют археологические находки других подобных «календарей». Хотя сам же назвал два аналогичных кольца из соседнего с республикой Верхнего Прикамья, однако  на них изображены животные в другом порядке и движение идет против солнца. Это говорит о том, по его мнению, что, скорее всего, эти диски не являются календарями, ведь получается, что на них в отличие от известного «древнекоми календаря» представлен другой набор промысловых сезонов.

Находка из Верхнего Прикамья. Хранится в музее археологии Пермского университета

Однако ученого заинтересовала другая проблема, а именно: как могли появиться эти «календари», откуда пришла эта традиция изображения животных по кругу на плоском диске. В результате сравнения различных находок и изображений В.Напольских сделал вывод о том, что эта традиция, скорее всего, пришла из степей. То есть так называемый «древнекоми промысловый календарь» и аналогичные ему находки появились в результате развития местного пермского звериного стиля под иранским влиянием. Как только прекращается степное влияние на эти территории, традиция этих кольцевых изображений исчезает, о ней забывают, а календарь у коми появляется только с приходом христианства.

http://finugor.ru/node/17812

---

Просмотров: 16694

Ответы на эту тему форума

СЕГОДНЯ КОМИ-ПЕРМЯКИ ВСТРЕЧАЮТ НОВЫЙ ГОД

Жители Коми-Пермяцкого округа встречают Новый год. У древних коми-пермяков он начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия. 

Новый год отметили праздничным концертом и лекцией в Больше-Кочинском музее этнографии и фольклора про древний календарь коми-пермяков.

«Всего в году было девять “месяцев”, каждому из которых покровительствовало какое-либо промысловое животное. Самый первый месяц – “месяц медведя”. В это время пробуждаются медведи, – рассказал 59.ru директор музея Василий Гагарин. – Коми-пермяки в период солнцеворота делают дома уборку, готовят сур-пиво, лепят пельмени. В этот день принято убирать из дома в чулан валенки, шубы, зимние шапки. Вечером топится баня: надо смыть “зимний пот”, зимние болезни. После бани – праздничный стол».

В этот день определяли, какой будет весна. Для этого смотрели на сосульки: если они маленькие и часто падают – весна будет ранней, а если большие и длинные – затяжной.

http://vk.com/kudymkar?w=wall-4221871_38316

--------------

Новый год по древнему календарю коми-пермяки встречали 21 марта – в день весеннего равноденствия. Всего в году у коми-пермяков было девять «месяцев», каждому из которых покровительствовало какое-либо промысловое животное. Первый месяц — «месяц медведя» (21.03 - 30.04). Второй месяц – «месяц оленя» (1.05 - 3.06). Третий месяц – «месяц горностая» (4.06 - 5.07). Четвертый месяц - «месяц росомахи» (6.06 - 5.08). Пятый месяц — «месяц лося» (6.08 - 5.10). Шестой месяц — «месяц выдры» (6.10 - 6.12). Седьмой месяц — «месяц лисицы» (7.12 - 25.01). Восьмой месяц — «месяц белки» (26.01 - 20.02). Девятый месяц — «месяц куницы» (21.02 - 20.03)

http://oldrusuvenir.ru/statji/drevnij-komi-promislovij-kalendar.htm

Vasily Gagarin

RSS

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования