Uralistica

Фрагмент выставки "Набойка Пермяцкого края"

Выставка набойки

Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка примет участие в Межрегиональном празднике обрядовых культур финно-угорских народов «ЧУДный карнавал-2013». В этот раз музей вывозит на обозрение одну из самых уникальных коллекций. Выставка называется «Набойка пермяцкого края» и знакомит посетителей с традиционным видом декоративно-прикладного искусства, способом украшения тканей при помощи досок с рельефным узором. На ней будут представлены более 50 предметов из фондов музея: набойные доски, ткани, одежда, альбомы П.И.Субботина-Пермяка с образцами набивных рисунков. Для всех желающих будет проводиться мастер-класс по набойному ремеслу.
Жители Пермского края смогут посетить её 20 июля 2013 года в с. Пешнигорт Кудымкарского района.

http://komiperm.ru/museum-news/Vystavka-Nabojka-permjackogo-kraja-2...

---

Набойки

Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка третий год подряд принимает участие на ярмарке народных промыслов, организуемых на базе выставочного центра «Пермская ярмарка» г.Перми. В этот раз музей вывозит на обозрение одну из самых уникальных коллекций. Выставка называется «Набойка пермяцкого края» и знакомит посетителей с традиционным видом декоративно-прикладного искусства, способом украшения тканей при помощи досок с рельефным узором. На ней будут представлены более 50 предметов из фондов музея: набойные доски, ткани, одежда, альбомы П.И.Субботина-Пермяка с образцами набивных рисунков. Для детей будет проводиться мастер-класс.
Жители Перми и Пермского края смогут посетить её с 1 по 6 марта 2012 года по адресу: г. Пермь, Бульвар Гагарина, 65, выставочный центр «Пермская ярмарка».

Обращаться по тел.: (34260) 4-59-48- хранитель фондов Епишина Валентина Ивановна

http://komiperm.ru/museum-news/Vystavki-Nabojka-permjackogo-kraja

----

Набойки

Выставка

12 июня 2012 года ГКБУК «Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка» второй раз примет участие в IV фестивале современного искусства «Живая Пермь». На этот раз будет представлен выставочный проект «Набойка Пермяцкого края», который познакомит посетителей с традиционным видом декоративно-прикладного искусства, способом украшения тканей при помощи досок с рельефным узором. На выставке будут представлены более 50 предметов из уникальной коллекции музея: набойные доски, ткани, одежда, альбомы П. И. Субботина-Пермяка с образцами набивных рисунков. Для всех желающих будут проведены мастер-классы.
Жители и гости Перми смогут посетить выставку в сквере Пермского Дома народного творчества по адресу: г. Пермь, ул. Советской Армии, 4. Начало работы в 11-30 час.

http://komiperm.ru/museum-news/Vystavka-Nabojka-Permjackogo-kraja

-----

Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина

http://vk.com/subbotinpermyak

http://www.subbotin-permyak.com

----

Marina Belavina:

''Шамшура связана с волосами, значение самих орнаментов надо соотносить с их обережной двусторонней функцией по отношению именно к волосам женщины. Двусторонней - то есть, должна быть защита как для самой владелицы кос, так и для окружающих от действия силы, соотносимой с женскими волосами.''

Amina Akhmerova:

''Есть много книг,например:"Текстильный орнамент коми" Г.Климов;"Традиционный костюм народов Прикамья" М.Г.Морозова; "Коми-пермяцкий национальный костюм"Г.Н.Чагин,В.В.Климов,Л.В.Караваева. В основном я полагаюсь на них.Но ходила ещё в пермский музей и там мне из старых книг делали распечатки.Тогда я изучала как изготовить шамшуру.Но нигде нет описание и смысл узоров.В основном на них изображены сердечки в различных вариациях и колличествах.Но есть просто ромбы из черных ниток,есть узоры из пуговиц.Кто побогаче могли себе позволить бисер и стеклярус.''

http://vk.com/topic-1430074_23249415

---

В Коми-Пермяцком этнокультурном центре состоялись курсы по кубовой набойке

Как сообщает Коми-Пермяцкий этнокультурный центр, с 20 по 22 августа на базе Центра проходили уникальные курсы по кубовой набойке - искусству украшения ткани при помощи резных деревянных форм. Мастер-класс, который проводила Екатерина Кондратьева из г. Санкт-Петербург, оказался настолько востребован, что желающих научиться кубовой набойке пришло гораздо больше, чем предполагалось.

В первый день мастер познакомила участников курсов с  историей древнего ремесла и особенностями технологии, рассказала вдохновляющую легенду про куб и индиго – известный на весь мир натуральный растительный краситель, который имеет многовековую историю и высоко ценится за стойкость, яркость и красоту синего цвета.

В последующие два дня только что полученные знания удалось применить на практике. Участники курсов выбрали доски с рисунком, измерили ткань и учились печатать резервирующим составом (вапой). Мастер подготовила краситель к последующей работе (запустила куб) и раскрыла тонкости этого процесса. После этого участники приступили непосредственно к окрашиванию ткани, сравнили старинные и современные методы, получили  долгожданные изделия. Нужно добавить, что окрашивание ткани с помощью кубовой набойки – очень долгий и трудоемкий процесс. Из-за вредных (ядовитых) компонентов красителя этим делом в старину занимались только мужчины. Для создания даже маленького платка уходило не менее одних суток.

Участники остались в полном восхищении от курсов, на которых царила дружественная атмосфера. Они пришли к выводу, что это ремесло нужно возрождать, обучать ему молодое поколение, чтобы дать новую жизнь коми-пермяцкой набойке как важной части национальной культуры.

По итогам курсов будет собран видеоматериал для пополнения библиотеки и видеотеки этнокультурного центра.

Курсы прошли в рамках реализации проекта-победителя  Всероссийского конкурса проектов «Культурная мозаика малых городов и сел» «От льна-долгунца до полотна» при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Просмотров: 1852

Ответы на эту тему форума

Кудымкар. Коми-пермяцкая кубовая набойка.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКСПОНАТА

Кокошник. Конец 19 века.

Кокошник - символ замужества. Под них женщины укладывали волосы и сверху прикрывали платком, чтобы их не было видно. Форма кокошника — полусферическая. Он имел твердый околыш-очелье и задок из куска яркой собранной материи. Наиболее традиционно околыш украшался жемчугом, перламутром, кручеными серебряными и золотыми нитями, бисером и красивыми пуговицами. 
На примере кокошников прослеживается связь коми-пермяков и русских Северного Прикамья. Как известно, кокошники такого же вида, как у коми-пермяков, носили русские. Существует предположение, что коми-пермяки заимствовали их у русских. Но если это так, то процесс заимствования не был механическим. Коми-пермяцкие кокошники приобрели отличительные черты: более пологий лицевой околыш, наличие острых углов, почти отсутствие сплошного золотого шитья, при ношении нахождение лицевой стороны не в вертикальном положении, как у русских, а в наклонном.
Кокошники уже в начале XX в. были выходящими из употребления. Взамен их получили широкое распространение моршни — шапочки из тонкой материи. Поверх их женщины все чаще носили платки, шали.

http://vk.com/kudymkar?w=wall-4221871_37468

В Кудымкаре открылась выставка "Узоры Пармы"

В Кудымкаре открылась выставка "Узоры Пармы"

29 февраля 2016 в 10:10

В Кудымкаре на базе Коми-Пермяцкого этнокультурного центра открылась выставка декоративно-прикладного творчества "Пармалöн серрез" (Узоры Пармы).

В открытии приняли участие учащиеся детской школы искусств города Кудымкара и Коми-Пермяцкого политехнического техникума.  Собравшихся поприветствовал начальник отдела этнокультурного развития министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Виталий Баяндин.

Возраст участников выставки от 7 до 18 лет. В экспозицию вошли 195 работ от 184 авторов из разных районов Коми-Пермяцкого округа. Участвующие в конкурсе работы, будут оцениваться в следующих номинациях:  "Бисероплетение и вышивка бисером", "Ручное ткачество и вышивка", "Художественная обработка дерева".

В Коми-Пермяцком этнокультурном центре выставка "Узоры Пармы" проходит уже четвертый год.  Как рассказали в оргкомитете конкурса, мероприятие направлено на обеспечение преемственности поколений на основе сохранения, развития и популяризации национальных традиций, а также на развитие детского и юношеского  декоративно-прикладного  творчества в традициях национальных культур народов, проживающих в Пермском крае.

Торжественное закрытие выставки и награждение победителей конкурса состоится 7 апреля.  

http://nazaccent.ru/content/19617-v-kudymkare-otkrylas-vystavka-uzo...

Возрождение ремесла набойки по ткани

 

Еще в начале двадцатого века в России можно было найти синильные мастерские, где создавались по истине шедевры народного ремесла – ткани цвета индиго с разнообразными узорами, наносимыми вручную с помощью набойных досок.

Несколько мастерских работали и на территории Пермской губернии.

 

 

Лӧз дубас (Синий сарафан) - это то, с чем у многих сегодня ассоциируется коми-пермяцкий народный костюм. По фестивалям-праздникам такие еще можно увидеть "живьём" - на бабушках и девушках из фольклорных ансамблей. Ах, какие у них красвые сарафаны! Душа радуется!

 

Однако сарафаны, которым по 120 - 200 лет, изношены до дыр, а новых шить не из чего.

 

 

Я - Вера Мехоношина. Полтора года назад организовала творческую мастерскую «Горт» в нашем славном городке Кудымкар, столице Коми-Пермяцкого округа.

"Горт" в переводе с коми-пермяцкого языка означает "дом", "родное место".

Сохранением и развитием родной коми-пермяцкой культуры мы и стараемся заниматься. А для этого шьем народные рубахи, сарафаны, порты.

 

 

Создаем современную одежду с народными узорами либо с элементами старинного кроя. В пошиве одежды истользуем узоры, сотканные вручную, тем самым поддерживая сохранение ремесла браного ткачества.

Наша коллекция льняных платьев "Йӧв" (Молоко) стала участницей показов мод, в разных городах. В том числе, фестиваля "Камва. Мода - 2015"

 

 

Набойка - это новое направление работы нашей мастерской. Пока осваиваем верховую набойку. Получаются красивые ткани и юбки из них. Однако рисунок на всех изделиях практически один и тот же - рабочих досок 4 штуки. Развитие производства останавливает ограниченность в ресурсах. Набойные доски, красители, ткани стоят не дёшево.

 

 

Ускорить процесс развития производства тканей с ручной набойкой решилась из-за необходимости сшить костюмы для народного ансамбля "Журавушка". Уже несколько лет ансамбль перебивается дряхлыми "пинжаками с карманАми" и прочими поеденными молью нарядами, с чужого плеча.

 

 

А ведь уровень ансамбля растет, и хочется, в конце концов одевать нормальные костюмы. При чём, не "клюквенные", стилизованные, а такие, как наши бабушки носили - настоящие. 

Вот мы и решили с участницами ансамбля шить себе костюмы сами, и набивать дубасы сами. 

 

 На что нужны деньги?

- на набойные доски

- на ткань для сарафанов

- на краску

 

Кроме того, средства пойдут на:

- налоги и сборы

- покрытие затрат, связанных с продвижением проекта

- обеспечение акций проекта

 

Что даст реализация проекта?

 

Ансамбль "Журавушка" получит народные сарафаны.

 

Творческая мастерская "Горт" получит копии набойных досок, некогда распространенных на территории Коми-Пермяцкого округа.

 

Вы сможете:

- увидеть целую коллекцию современной одежды из тканей с набойкой;

- приобрести ткани с набойкой;

- приобрести реконструированные народные сарафаны;

- приобрести современную одежду с набойкой.

 

Мы вместе - поспособствуем возвращению в нашу жизнь забытого ремесла - Набойки.

 

Давайте сохранять и развивать родную культуру вместе!

https://planeta.ru/campaigns/gort

ГОРОДСКАЯ АФИША

Что: Семинар по набойке
Где: Этноцентр
Когда: 9-10 апреля

http://vk.com/kudymkar?z=photo-4221871_408802114%2Falbum-4221871_00...

В этнокультурном центре открылась выставка «ПАРМАЛÖН СЕРРЕЗ»

25 февраля 2016 года в Коми-Пермяцком этнокультурном центре состоялось открытие выставки детских и юношеских работ декоративно-прикладного творчества «Пармалöн серрез» (Узоры Пармы). Участниками церемонии открытия стали учащиеся детской школы искусств г. Кудымкара и Коми-Пермяцкого политехнического техникума, руководители и работники этнокультурного центра, представители СМИ и Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа.

Ведущие церемонии, начальник отдела образовательной деятельности Гуляева В.Н. и методист отдела Лунегова О.М., рассказали, что выставка детских работ «Узоры Пармы» проходит в Коми-Пермяцком этнокультурном центре уже четвертый год.На нынешний конкурс поступило 195 работ от 184 участников из г. Кудымкара и всех районов Коми-Пермяцкого округа. Работы представлены в трех ежегодных номинациях («Бисероплетение и вышивка бисером», «Ручное ткачество и вышивка», «Художественная обработка дерева»), а также в номинации «Вышивка», введенной в этом году впервые.

Выставка будет работать более месяца. Торжественное закрытие выставки и награждение победителей конкурса состоится 7 апреля 2016 года.

http://minkpo.permkrai.ru/node/2435

ПРАЗДНИК ТРАДИЦИОННЫХ КОСТЮМОВ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ СОСТОИТСЯ В КУДЫМКАРЕ

10 июня в Коми-Пермяцком этнокультурном центре состоится краевой праздник традиционных костюмов народов Пермского края «Узоры Прикамья». 

По словам организаторов, программа праздника включает Семинар «Сохранение традиционного костюма в современном мире», выставку народных костюмов из фондов музеев Пермского края, выставку-продажу изделий мастеров декоративно-прикладного искусства, мастер-классы мастеров народных промыслов и ремесел, этнографический кинотеатр, фотосессию в национальном костюме.В рамках праздника состоится краевой конкурс-выставка «Кукла в национальном костюме».

Кроме того, гостей ждут мастер-классы: изготовление традиционных элементов национальных костюмов народов Пермского края (головных уборов, обуви, украшений); изготовление кукол-оберегов; искусство набойки, набойка из подручных материалов; мастерство коллажа; ткачество и плетение поясов разными способами; современные декоративные панно.

Начало мероприятий в 12:00, адрес Этноцентра: г. Кудымкар, ул. Студенческая, д. 9.

http://vk.com/kudymkar?w=wall-4221871_40507

Экспозиция «Набойные доски»

Доска для набойки тканей. Кон. XIX – нач. ХХвв.

Мастер неизвестен;
дерево, металл; 
столярная работа, ковка металла; 
16 х 17 х 3,7см 
Поступила в 1920-е гг. от П.И. Субботина-Пермяка из д.Сеполь Кочевского р-на;
КПОКМ № 1113/1 
Доска прямоугольной формы, двухслойная. На лицевой стороне доски для нанесения узора вбиты металлические штыри. Узор в виде ромбов с точечными сторонами и с точкой в центре. 
Использовалась для набивания полотна для дубасов.

http://togeo.ru/main/kudimkarkraevedmuseum/expositions/komi-permjac...

----

Доска для набойки тканей. Кон. XIX – нач. ХХвв.

Мастер неизвестен;
дерево, металл; 
столярная работа, ковка металла; 
15 х 15 х 4,5см 
Поступила в 1920-е гг. от П.И.Субботина-Пермяка из г.Кудымкар; 
КПОКМ № 1113/3
Доска прямоугольной формы, трехслойная, с пазами для рук. На лицевой части доски вы-бран фон: рельефный узор в виде чередова-ния трилистников с точечным узором (метал-лические штыри) у стебелька. 
Использовалась для набивания полотна для дубасов и фартуков.

http://togeo.ru/main/kudimkarkraevedmuseum/expositions/komi-permjac...

--------------------

Доска для набойки тканей. Кон. XIX – нач. ХХ вв.

Мастер неизвестен; 
дерево, металл; 
столярная работа, ковка металла; 
15 х 15 х 13см 
Поступила в 1920-е гг. от П.И.Субботина-Пермяка из с.Ошиб Кудымкарского р-на; 
КПОКМ № 1113/4
Доска четырехугольной формы, двухслойная. Верхний слой меньшего размера, с продоль-ными выемками для пальцев рук. На лицевой стороне доски вырезан растительный орна-мент за счет выемки фона и вбивания метал-лических пластин и штырей. Узор в виде по-лос из ромбов среди точечных дорожек, чере-дующийся с волнообразной пластинкой в об-рамлении лепестково-точечного узора. 3.    Доска для набойки тканей. Кон. XIX – нач. ХХ вв.

http://togeo.ru/main/kudimkarkraevedmuseum/expositions/komi-permjac...

--------------

Доска для набойки тканей. Кон. XIX – нач. ХХ вв.

Мастер неизвестен;
дерево, металл, кожа; 
резьба, ковка; 
16,5 х 16,5 х 22см 
Поступила в 1920-е гг. от П.И. Субботина-Пермяка; КПОКМ № 1113/42
Доска сегментной формы, выполнена из цельного куска дерева. На тыльной стороне для удобного захвата прибита на 2 гвоздя ко-жаная полоска. Рисунок выполнен из деревян-ных, металлических шпилек и металлических пластинок. По рабочей поверхности доски вы-полнен узор: от угла до середины расходятся веером прямые и точечные линии, которые упираются в двойную дугообразную полосу из полукругов с точечными розетками внутри. По краю линия из 4 дуг, составленная точечными и прямыми линиями, с бутонами в каждой ду-ге. 
Доску использовали для набивания рисунка на углах скатертей.

----

Доска для набойки тканей. Кон. XIX – нач. ХХ вв.

Мастер А.Скрябин, д.Пыстогово Кочевского р-на;
дерево, металл; 
столярная работа, ковка металла; 
14 х 14 х 5,5см 
Поступила в 1920-е гг. от П.И.Субботина-Пермяка; КПОКМ № 1113/6
Доска сегментной формы. Выполнена из цельного куска дерева с продольным клином. Узор составлен из трех частей: 1-я выполнена из трех полукруглых двойных точечных линий, третья линия с металлической пластинкой по-середине. Между первой и второй линиями четыре металлические пластинки, идущие в виде лучей. Между второй и третьей линиями расположены четыре листочка из деревянных шпилек, разделенные точечными линиями. Вторая часть вверху отделена двухслойной точечной полосой. Она выполнена из веточек. Между ними вверху листочки, обрамленные точками. Третья верхняя часть выполнена из волнообразной двойной точечной линии, в промежутках волн с одной стороны четыре кружочка, обрамленные точками, с другой стороны пять отдельных лепестков. 
Доску использовали для набивания рисунка на углах скатертей.

----

Доска для набойки тканей. Кон. XIX – нач. ХХ вв.

Мастер А.Скрябин, д. Пыстогово Кочевского р-на;
дерево, металл;
столярная работа, ковка металла; 
25 х 7 х 4,7см 
Поступила в 1920-е гг. от П.И.Субботина-Пермяка; КПОКМ № 1113/8
Доска прямоугольной формы, двухслойная, с пазами для рук. Узор набит медными пла-стинками, шпильками и деревянными колыш-ками. По краю идет полоса из точек в один ряд, по другому две подобные полосы и по-лоса из точечных же треугольничков. В центре орнаментальная полоса вьющейся ветки с че-тырьмя 6-лепестковыми цветками, украшен-ными с одной стороны 3-лепестковой веточ-кой, с другой – вытянутым листочком. Между цветками на ветке семь лепестков, обрамлен-ных точками. 
Этим узором украшали нижний бордюр на тка-нях для дубасов, скатертей, полотенец.

---

Доска для набойки тканей. Кон. XIX – нач. ХХ вв.

Мастер неизвестен;
дерево, металл; 
плоско-выемчатая резьба; 
14,5 х 14,3 х 4,7см 
Поступила в 1920-е гг. от П.И.Субботина-Пермяка; КПОКМ № 1113/20
Набойная доска прямоугольной формы, трех-слойная, с продольными выемками по всем сторонам для пальцев рук. На лицевой части доски рельефный узор в виде повторяющихся 8-лепестковых цветочков с двумя листочками на стебельке. 
Использовалась для набивания полотна для дубасов.

----

Доска для набойки тканей. Кон. XIX – нач. ХХ вв.

Мастер неизвестен;
дерево, металл; 
столярная работа, ковка металла; 
21 х 14 х 4,8см 
Поступила в 1920-е гг. от П.И. Субботина-Пермяка из с.Белоево Кудымкарского р-на;
КПОКМ № 1113/14
Доска ромбовиднойной формы, двухслойная, с углубленными пазами для рук на верхней час-ти. По полю медными пластинами, шпильками и деревянными колышками набит узор с вос-точным мотивом из двух овальных «огурцов» с веточками внутри. По бокам левого «огурца» вверху две раздвоенные веточки, внизу две шестиугольные звезды. Под «огурцами» два развернувшихся узких листа.

-----

Доска для набойки тканей. Кон. XIX – нач. ХХ вв.

Мастер А.Скрябин, д.Пыстогова Кочевского р-на;
дерево, металл; 
столярная работа, ковка металла; 
15,5 х 15 х 4см 
Поступила в 1920-е гг. от П.И.Субботина-Пермяка; КПОКМ № 1113/16
Доска прямоугольной формы, двухслойная, с углубленными пазами для рук. На лицевой части доски набит медными шпильками и де-ревянными колышками рельефный узор в ви-де чередования точечного цветка с тремя ле-пестками сбоку. 
Использовалась для набивания полотна для дубасов.

----

http://togeo.ru/main/kudimkarkraevedmuseum/expositions/komi-permjac...

Коми-пермяцкая национальная одежда

Коми-пермяцкая национальная одежда

Комплектование коллекции одежды коми-пермяков восходит к рубежу 1910-х – началу 1920-х гг. Первым собирателем ее был П. И. Субботин-Пермяк (1886–1923), когда он возглавлял созданную им в Кудымкаре художественную мастерскую. Предметы декоративно-прикладного искусства и быта он расценивал как явление, на основе которого должно развиваться новое искусство народа.

ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ

Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка известен как музей истории и культуры коми-пермяков. Чрезвычайно важно, что в его наименовании запечатлено новое и прежнее название народа. Коренное население Пермского края издавна именовало себя пермяками. Как ощущение связи с корнями народа, первый профессиональный художник коми-пермяцкого народа и один из основателей музея П. И. Субботин взял это слово в качестве дополнения к своей настоящей фамилии. Вскоре, как только на карте России появился национальный округ (1925), «Национальный краевой музей» в Кудымкаре, основанный 30 июля 1921 г., получил наименование, которое соответствовало новому названию народа, принятому в связи с получением национального статуса. В 1945 г. музею было присвоено имя П. И. Субботина-Пермяка.

Самый значительный вклад П. И. Субботин-Пермяк внес в изучение искусства узорных (набивных) тканей. Он и его ученики выявили более 500 образцов набойки, представив их в рисунках, а также и в подлинных предметах – в образцах тканей и деревянных досок, с помощью которых создавались художественные ткани.

Дальнейшее пополнение коллекции продолжилось силами научных сотрудников музея с целью создания постоянной экспозиции. Большую собирательскую работу провела Е. И. Субботина, руководившая музеем с 1923 по 1928 гг. Ее результатом стало создание в 1926 г. одной из первых экспозиций музея «Искусство пермяка».

 

В 1930-е – 1950-е гг. фонд народной одежды увеличился за счет научных экспедиций Г. А. Нечаева, А. Г. Анисимова, Ф. П. Будкевича и единичных даров жителей округа: П. М. Ярковой (д. Прудор Кудымкарского района), В. Ф. Боталовой (д. Савина Юсьвинского района), С. А. Сурановой (с. Кочево), А. Ф. Кониной (д. Дубровка Юрлинского района), П. Р. Мизовой (д. Верх-Лупья Гайнского района), П. В. Поповой (с. Коса), Н. М. Кургановой (с. Коса) и др.

 

Источником поступлений в конце 1950-х – 1960-е гг. стали выезды передвижного музея по районам округа. Сотрудники музея  побывали во многих отдаленных деревнях и селах, занимаясь сбором экспонатов. Так поступила в музей коллекция одежды охотников северных коми-пермяков, головные уборы, отдельные предметы женского костюма и пояса.

 

Большой вклад в музейное собрание внесла В. В. Кривощекова, заведующая фондами с 1975 по 1995 годы. Занимаясь изучением и научной обработкой коллекции одежды с большим знанием и умением,  она дополнила ее не только отдельными вещами, но  и цельными комплексами. Ей удалось сформировать полные костюмы праздничной одежды северных и южных коми-пермяков конца XIX – начала ХХ в., свадебный женский костюм первой половины ХХ в., а также существенно дополнить собрание поясов, обуви,  пестряди.

 

Накопление коллекции народной одежды шло за счет приобретения предметов от мастеров ручного ткачества, создавших их в 1960-е – 1990-е гг.:  А. И. Корепиной, А. Е. Климовой, М. В. Орловой, А. П. Цыбиной, А. Е. Шумковой, Н. И. Бражкиной, Л. В. Гусельниковой, Г. Н. Казанцевой и др.

 

Обогащалась коллекция одежды  различным иллюстративным материалом. В музее хранятся фотографические изображения коми-пермяков в национальных костюмах, датируемые концом XIX – начала ХХ в., а также работы современных фотохудожников М. В. Егорова, Ю. И. Сыстерова, Г. И. Цуканова, созданные во время  фольклорных праздников и фестивалей. По подбору графических материалов одной из лучших выглядит серия зарисовок П. И. Субботина-Пермяка, выполненная в начале ХХ в. в  Кудымкаре и  Пожве. Лучшим примером служит графика современных художников А. В. Мошева и В. Н. Онькова.

 

В настоящее время собрание одежды пополняется путем  закупа, отдель-ных даров и ежегодных историко-этнографических экспедиций по районам округа (руководитель Л. В. Караваева). За последние пять лет в кол-лекцию поступило более 150 предметов народной одежды. Наибольший интерес из них представляют юбки середины ХХ в., ситцевые сарафаны 1930-х – 1970-х гг., кожаная обувь: бахилы, коты, сапоги и женские ботинки начала ХХ в.

 

 Сейчас коллекция коми-пермяцкого костюма состоит более чем из 1300 предметов. Самыми многочисленными являются коллекции: тканые пояса – более 400, сарафаны – 120, женские рубахи – 90, мужские рубахи – 75, фартуки – 55, верхняя одежда – 50, обувь – 80, холстов – 150 и др.

 

Большая часть этих предметов изготовлена во второй половине  XIX – начале ХХ в. Предметов, имеющих более раннее происхождение, немного: кокошники и шамшуры, вышитые серебряными и золотными нитями, головные полотенца. Поздние предметы в собрании относятся к концу ХХ в., среди которых наибольший интерес представляют тканые пояса Г. А. Казанцевой – лучшей мастерицы г. Кудымкара.

 

Уникальной является коллекция набойных досок, основанная П. И. Субботиным-Пермяком. В ней более 200 досок, которые использовались мастерами в конце XIX – начале ХХ в. (см. о них ниже).

 

Таким образом, Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка является обладателем значительных и разнообразных предметов коми-пермяцкого национального костюма. Они лучше всего освещают национальный костюм северных и южных коми-пермяков, чем тех групп коми-пермяков, которые живут за пределами округа.

 

Предметы из коллекции одежды экспонируются в постоянной экспозиции музея и на выставках в Кудымкаре, Перми, Кирове, Москве. Единичные предметы коллекции опубликованы в сборниках, альбомах и научно-популярных изданиях, однако большая часть их ждет своих исследователей.

 

                                              Л. В. Караваева, главный хранитель КПКМ

http://togeo.ru/main/kudimkarkraevedmuseum/expositions/komi-permjac...

Коми-Пермяцкий  краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка располагает интересной коллекцией набойных досок, в которой насчитывается около 200 предметов. Первым начал заниматься изучением набойного (набивного) промысла в нашем крае уроженец с. Кудымкарского, выпускник Московского художественно-промышленного училища, а затем его преподаватель П. И. Субботин-Пермяк. С 1916 г., приезжая на родину, он все свободное время занимался сбором материала, связанного с орнаментикой пермяцкого края, разнообразие которой в большом количестве встречалось на изделиях домашнего производства.
Первые 100 набойных досок он сдал в музей при Кудымкарских художественно-промышленных мастерских в 1920 г. В 1921 г. Петр Иванович писал, что «...в музее имеется до 230 досок, 250 образцов лоскутов и до 80 рисунков, взятых с досок у разных местных мастеров-синильщиков».
Собранный материал П. И. Субботин-Пермяк изучил, систематизировал и описал в  альбомах, которые сегодня хранятся в фондах музея. В них представлено более 570 неповторимых образцов набойки, собранных в селах и деревнях Коми-Пермяцкого края. В сопроводительном тексте раскрываются особенности  развития набивного производства в нашем крае и даются описания рисунков на тканях.
В книге поступлений за 1930 г. зафиксирован прием 181 доски от В. В. Тютюковой – первого директора музея. В 1934 г. были приняты еще 54 доски. К сожалению, в книгах не отмечено, от кого и откуда они поступили. Но от сотрудников музея известно, что эти доски тоже принадлежали П. И. Субботину-Пермяку. Из музея при художественно-промышленных мастерских, открытых П. И. Субботиным-Пермяком, предметы в краеведческий музей сдавались частями.
Кроме того, набойные доски находились у родственников П. И. Субботина-Пермяка и учащихся художественно-промышленных мастерских. Владельцев коллекций, вероятно, останавливал в передаче их в музейное собрание тот факт, что музей размещался в холодных, неприспособленных помещениях, к тому же тогда не был налажен правильный учет предметов. Последний прием набойных досок отмечен в книгах поступлений в 1968 г. Тогда в музей поступили две доски от А. И. Калашниковой  из с. Кува Кудымкарского района.
В настоящее время проводится инвентаризация и научная обработка коллекции.
*    *    *
Центрами набойного ремесла в Коми-Пермяцком крае были крупные села: Кудымкар, Пешнигорт, Белоево, Верх-Иньва, Карпово, Ошиб, Тимино, Юрла, Коса. В мастерской красильщика насчитывалось до 500–800 набойных досок.
Они изготавливались чаще всего из  березы, реже – липы и ели. Толщина досок составляет от 4 до 9 см. Есть доски круглой, треугольной и валикообразной формы. Состоят они из одного – трех  рядов дощечек, плотно скрепленных деревянными гвоздями. Поздние доски скреплены металлическими гвоздями. Для удобства набивания тканей с оборотной стороны досок сделаны углубления или прикреплен ремешок. Для того, чтобы доски не коробило от сырости,  некоторые из них с задней стороны скреплены клином. Рисунок на набойных досках выполнен из деревянных и металлических шпилек высотой 2–3 мм, иногда пластинок, дающих в набойке линию. Встречаются доски, целиком вырезанные из дерева.
Наносили (набивали) рисунки на толстый изгребный  и тонкий льняной холст вручную, предварительно окунув доску в краску. Холсты перед этим синили, то есть окрашивали преимущественно в  синий цвет. В  коллекции музея  встречаются ткани с темно-синим,  редко зеленоватым фоном. При создании рисунка исполь-зовали от одной до пяти досок. Из набивных тканей шили сарафаны – дубасы, юбки, фартуки, скатерти. Цветовая гамма этих изделий ограничивается несколькими интенсивными цветами – зеленым, оранжевым, желтым, красным. В музейной коллекции имеются зипуны, шабуры, женские головные уборы и рубахи с набивной тканью на подкладах.
 В рисунках набойки нашли отклик окружающая природа, животный и растительный мир, узоры вышивки, деревянной резьбы домов; проявилась и творческая  фантазия мастеров-красильщиков (синильщиков). Для коми-пермяцкой набойки характерен геометрический орнамент простой композиции. Растительный орнамент составляют цветки-розетки, цветы и листья на ветках, стебли с бутонами. Часто по кайме ткани изображены птицы, ветки или целое дерево. Также для набивных рисунков характерен мелкий узор, мягкий по колориту и ярко-пестрый по общему впечатлению. Есть набойки местных мастеров, рисунки которых взяты с русских набоек, а в некоторых чувствуется татарское и восточное влияние. Много в коллекции привозных русских набоек с орнаментами русских полотенец, кокошников, шелковых полушалков, косынок, фабричных тканей, есть элементы декоративного шитья в стиле ампир.
П. И. Субботин-Пермяк в сопроводительных записях к альбомам отмечает:  «Красильное набивное производство занимает у пермяков самое исключительное положение. Мастера-набойщики есть в таких пунктах, как Кудымкар, Пешнигорт, Белоево, Юрла, Коса и в целом ряде других сел пермяцкого края». В подписях к набойкам он называет мастеров, у которых они были взяты: А. Скрябин из д. Пыстогово Кочевской волости Чердынского уезда (ныне Кочевский район), Пичугин, Постников,  В. Неволин из с. Нердва Соликамского уезда (ныне Карагайский район), С. И. Кольчурин из с. Ошиб  Соликамского уезда (ныне Кудымкарский район)  и др.
Набивной промысел развивался на территории Коми-Пермяцкого края в XVIII – первой четверти  XX вв. Мастера привнесли в него свои черты, свой вкус, свое видение прекрасного в жизни человека. 
В 1930-е гг. на территории Коми-Пермяцкого края набивные ткани были полностью вытеснены фабричными тканями. Благодаря энтузиазму П. И. Субботина-Пермяка, его помощников и труду музейных сотрудников удалось сохранить отдельные образцы набойных досок и набивных тканей. Они, как и альбомы с рисунками набивных тканей, в настоящее время представляют несомненный интерес для воссоздания истории развития национальной культуры коми-пермяков.
                                                             
                                  В. И. Епишина, научный сотрудник отдела фондов КПКМ

http://togeo.ru/main/kudimkarkraevedmuseum/expositions/komi-permjac...

Коми-пермяцкая национальная одежда : 

Костюм

Одежда коми-пермяков была в значительной степени однотипна с одеждой русского населения Северного Прикамья. Но в конце XIX – начале XX в. костюм русских подвергся  существенной трансформации, а костюм коми-пермяков во многом остался неизменным. Поэтому вполне правильно считать, что коми-пермяки были хранителями традиционных национальных форм одежды как собственно своей, так и русской. 
   Участие в этногенезе коми-пермяков разных локальных этнических групп (в  рамках родановской культуры IX–XV вв.),  особенности этнической истории и контакты с другими народами способствовали  своеобразию одежды не только вообще, т.е. в рамках всего народа, но и в пределах  территорий проживания определенных групп коми-пермяков. Особенно наглядно своеобразие одежды наблюдается у северных и южных коми-пермяков.   Дадим характеристику тех видов одежды, которые позволяют увидеть ее характерные черты и в целом особенности этнокультурного развития коми-пермяков.

http://togeo.ru/main/kudimkarkraevedmuseum/expositions/komi-permjac...

Ткани

Одежду шили в основном из тканей собственного производства. Льняную однотонную ткань называли холстом, а узорную клетчатую – пестрядью. Сохранившиеся образцы пестряди позволяют предположить, что размеры и цвета клеток у разных групп коми-пермяков различались. Северные коми-пермяки предпочитали более яркую расцветку, чем южные. Но этот важный вопрос еще не разработан в литературе.
   Ткань с продольно полосатым рисунком называлась кéжью, кéжевой, а крашеный холст –  крашениной. Окрашивали холст настоем трав, коры и железа, позднее – анилиновыми красителями. Холст с набивным узором, полученный при помощи специальных резных досок,  называли набойкой, набивным. Узор выполнялся масляной краской по одноцветному холсту. В ряде сел и деревень действовали кустарные заведения, которые назывались синильными, а мастера синильщиками, так как окрашивание холста производилось синей краской. 
   Бранью называли материал, геометрические узоры которого получали на ткацком станке с применением специальных   дощечек – бральниц, образующих дополнительный зев для выполнения узора.  Но браное ткачество имело ограниченное распространение, особенно у северных коми-пермяков. 
   Шерстяная крашеная ткань домашнего производства называлась сукном, пониточиной, а некрашеная – сермягой.  Конопляную ткань, которая была грубее льняной, простой народ использовал для рабочих запонов. 
   Готовые ткани коми-пермяки стали приобретать поздно. Дорогие ткани были доступны состоятельным людям, особенно тем, кто был связан с ярмарочной торговлей и отхожими промыслами. Приобретали в основном хлопчатобумажные материи – сатин, ситец, кумач, шелковые –  атлас, китайка, камка, тафта,  а также некоторые виды сукна.

http://togeo.ru/main/kudimkarkraevedmuseum/expositions/komi-permjac...

--

Холст (пестрядь) – сера дöра. I пол. ХХ в.


Мастер М.Ф.Тотьмянина, д. Остапово Кудымкарского района;
льняная нить;
ручное ткачество;
220 х 44см
Поступил 19.03.1964 г. от М.Ф.Тотьмяниной;
КПОКМ № 2081
Выткан на ткацком стане домашними нитками саржевым перепле-тением. Узор в виде чередования голубых и синих полос. 
Использовался для изготовления мужских штанов (вешьян дöра).

--

Холст (пестрядь). 1925-1927 гг.

Мастер М.Ф.Тотьмянина, д.Остапово Кудымкарского района;
х/б нить, льняная нить;
ручное ткачество;
240 х 44см
Поступил 22.01.1966 г. от М.Ф.Тотьмяниной;
КПОКМ 2424/2
Выткан из белых льняных и х/б ниток тонкого прядения полотняным переплетением. Узор: чередование синих широких полос с 4-мя белыми прожилками с красными, зелеными, желтыми полосками различной ширины.
Использовался для фартуков, юбок, подстилок, скатертей (юбкаэз, шебрассэз, öннэз понда дöра).

---

Холст (пестрядь). 1960 г.

Мастер Е.М.Попова, с. Коса;
льняная нить;
ручное ткачество;
110 х 39см
Поступил в 1960 г. от Е.М.Поповой;
КПОКМ № 1465
Выткан из льняных ниток саржевым переплетением. Узор: чередо-вание красных и синих полос в белую прожилку.
Использовался на фартуки и мешки.

----

Холст (пестрядь). Нач. ХХ в.

Мастер Е.П.Коньшина, д. Ганино Кудымкарского района;
льняная нить;
ручное ткачество;
490 х 42см
Поступил 24.10.1965 г. от Е.П.Коньшиной;
КПОКМ № 2190/2
Выткан из грубых льняных нитей полотняным переплетением. Узор: чередование крупных зеленых квадратов с желтым контуром по краям по нити основы с крупными черными квадратами с двумя голубыми прожилками. 
Использовался для шитья юбок, скатертей, подстилок.

---

Холст (пестрядь). 1930-е гг.

Мастер А.Ф.Чугаева, д. Васюково Кудымкарского района;
льняная нить;
ручное ткачество;
500 х 48см
Поступил в августе 1986 г. от А.Ф.Чугаевой;
КПОКМ № 4333/26
Выткан из грубых льняных нитей черного, белого и красного цве-тов. Узор в виде клеток среднего размера, состоящих из красных квадратов, обведенных двойной белой полоской, и черных, распо-ложенных по углам красных.
Использовался для скатертей, полотенец (пызан, чышкöт дöра ).

---

Холст (пестрядь). I пол. ХХ в.

Мастер А.Д.Мельчакова, д. Пож Юрлинского района;
льняная нить;
ручное ткачество;
96 х 42см
Поступил 08.12.2003 г. от В.И.Епишиной;
КПОКМ № 4961/2
Выткан из разноцветных льняных ниток полотняным переплетени-ем. Узор: крупная красная клетка, заключенная в полосы зеленого цвета, внутри которой пропущены тонкие белые и черные широкие полосы.
Использовался для скатертей, юбок.

---

Холст (пестрядь). I пол. ХХ в.

Мастер А.Д.Мельчакова, д. Пож Юрлинского района;
льняная нить;
ручное ткачество;
94 х 45см
Поступил 08.12.2003 г. от В.И.Епишиной;
КПОКМ № 4961/1
Выткан из тонких льняных ниток полотняным переплетением. Узор в виде средних квадратов ярко-красного цвета, разделенных между собой черными и желтыми полосами.
Использовался для скатертей, юбок.

---

Холст (пестрядь). 1965 г.

Мастер И.Г.Климова, г. Кудымкар;
льняная нить;
ручное ткачество;
100 х 46см
Поступил 03.12.1965 г. от И.Г.Климовой;
КПОКМ № 2400
Выткан из домашних льняных ниток в малиново-черную сплошную мелкую клетку. Переплетение нитей полотняное, плотное. 
Использовался для изготовления праздничных рубах (йöрнöс дöра).

---

Холст (пестрядь). Кон. XIX в.

Мастер неизвестен;
льняная нить;
ручное ткачество;
200 х 43см
Поступил 10.05.1960 г. от И.Я.Федосеевой, д. Чураки Косинского района;
КПОКМ № 1559
Выткан из домашних льняных ниток в сплошную красную и белую мелкую двойную контурную клетку плотного полотняного перепле-тения. 
Использовался для рубах, становин (йöрнöс, мыг дöра).

---

Холст (пестрядь). Кон.XIX – нач. ХХ в.

Мастер неизвестен;
льняная нить;
ручное ткачество;
310 х 43см
Поступил 12.02.1965 г. от А.А.Подъяновой, г. Кудымкар;
КПОКМ № 2238/2
Выткан из грубых домашних льняных ниток плотного саржевого пе-реплетения в черную и голубую полоску. 
Использовался для изготовления мужских штанов.

---

Холст (пестрядь). Нач. ХХ в.

Мастер К.В.Рискова, г. Кудымкар; 
льняная нить, х/б нить;
ручное ткачество;
2,64 х 44см
Поступил 27.06.1973 от К.В.Рисковой;
КПОКМ № 3672/4
Выткан из домашних черных, голубых, красных льняных и белых х/б ниток. Переплетение нитей плотное, полотняное. Узор: на чер-ном фоне крупные белые двойные контурные клетки, в них сплош-ные красные и голубые прямоугольники. 
Использовался для юбок, скатертей.

--

Холст (пестрядь). Нач. ХХ в.

Мастер У.Д.Кривощекова, д. Ивучево Юсьвинского района;
льняная нить;
ручное ткачество;
81 х 41см
Поступил 16.08.2004 г. от У.Д.Кривощековой;
КПОКМ № 5011/24
Выткан из тонких льняных нитей полотняным переплетением. Узор: мелкая 1х1 см клетка темно-синего цвета, по которой пропущены красные полоски. 
Использовался для изготовления нижних рубах, скатертей.

http://togeo.ru/main/kudimkarkraevedmuseum/expositions/komi-permjac...

RSS

Пусъёс

© 2017   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования