Uralistica

В 1778 г. чердынским купцам удалось в период весеннего паводка доставить прямо в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар) несколько судов с хлебом, которые прошли по Южной Кельтме в Северную Кельтму. Так была обнаружена уникальная река Джурич, единственная текущая одновременно в два моря: в верховьях через Северную Двину — в Белое, в низовьях через Каму — в Каспийское. Но соединяла оба моря Джурич только в особо полноводные периоды.

По указу Екатерины II (с подачи Василия Татищева) были проведены изыскания и в 1785 г. составлен проект канала, на постоянной основе соединявшего Северную Кельтму с рекой Джурич. Канал длиной 17 километров, названный Северо-Екатерининским, рыли с перерывами 37 лет (до 1822 года), потратив на это 400 тысяч рублей. В результате путь от Камы до притоков Северной Двины составлял чуть меньше 400 вёрст.

Проработал канал всего 25 лет, после чего стал быстро мелеть и был заброшен. В настоящее время его глубина составляет всего несколько десятков сантиметров, а ширина незаросшей части русла от одного до трёх метров. Периодически предпринимались попытки восстановить канал. Последняя попытка пришлась на 70-е годы двадцатого века, когда для углубления дна применили ядерные взрывы.

(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%BC%...)

Краткая история Северо-Екатерининского канала

История зарождения, строительства, функционирования и закрытия Северо-Екатерининского канала полна драматизма и загадок.

Идея соединения бассейна реки Камы и Северной Двины зародилась ещё при Петре Первом, когда основатель Перми и Екатеринбурга В. Н. Татищев в 1722 г., а позднее в 1724 г. генерал де Генин изложили царю мысль о строительстве судоходного канала для переброски через него кратчайшим путём жизненно необходимых хлеба, железа и массу других грузов с Урала и Сибири до Архангельска и далее в страны Северной Европы. Но болезнь и смерть императора, череда дворцовых переворотов оставили донесение без движения.

Практические шаги по строительству канала начались лишь с царствования Екатерины Второй. По её указу в 1781 г. на место стройки была отправлена комиссия из инженеров для изысканий и составления проекта канала. Через четыре года она завершила работу и представила проект.

В 1786 г. на будущем «Екатерининском канале» приступили к земляным работам. Проходили они в трудных условиях.

Место строительства представляло собой сплошное царство лесов и непроходимых болот. Безлюдье. Зимы крайне суровые, продолжительностью от 6 до 7 месяцев. Лето короткое и дождливое. Летом местами этот край совершенно недоступен.

Разразившаяся через два года война с Турцией и Швецией заставила на 15 лет прекратить работы. Возобновили их только в 1803 г., но уже в царствование Александра Первого.

Отечественная война 1812 г. вновь заставила остановить работу до 1818 г. За это время была завершена выемка грунта, но за 6 лет вынужденного простоя канал подвергся сильным естественным разрушениям.

Наконец, в 1822 г., преодолев огромные трудности, строительство было закончено и канал открыли для плавания судов. Таким образом его строили 36 лет, израсходовав более 1 млн. рублей. Кто строил, как и какими силами пока неизвестно. Мы очень мало знаем.

Длина его составила 18 км., ширина по дну 8 метров, действовали 3 деревянных шлюза.

Первоначально, особенно в первые 6 лет, грузопоток через канал бойко развивался. Но после открытия новых водных путей, развития шоссийных и железных дорог на северо-западе страны, грузооборот через канал стал уменьшаться, в 1831 г. — заметно, а в 1833 г. резко пал и постепенно утратил значение.

Ненадлежащий уход за водной системой, отсутствие средств на ремонтные работы, разрушение гидротехнических устройств — всё это привело к тому, что в 1838 г. канал был официально упразднён, просуществовав всего 16 лет.

Вопрос о необходимости работы поднимался не раз. Через правительство его будировали в 70-е80-е90-е гг. 19 века, однако положительных результатов не было. Наконец, в 1915 г. Вологодский губернатор, осмотрев весь водный путь, отметил исключительно военное значение канала (шла первая мировая война). За возрождение канала выступили земские собрания, в том числе и Пермская губерния. И сдвиг произошёл. Изыскали денежные средства, к восстановительным работам решено было приступить в 1916 г. К сожалению события октября 1917 г. прервали начавшийся процесс. Но канал существует до сих пор. Начинается он в д. Канава и по нему можно перебраться с Вычегды на Каму.

И сегодня он поражает своим величием и красотой тех, кто оказался здесь, вызывая любовь и восхищение рукотворным творением наших предков.

http://www.komi-permarchiv.ru/index.php?page=kratkaya-istoriya-seve...

--------------------------------

Северо-екатерининский канал:

http://www.youtube.com/watch?v=ZUrtxbVF6C0

http://www.youtube.com/watch?v=sQwCk6ATb3Q

----------------------------------------------

В годы правления Екатерины II Российская Империя переживала бурный экономический рост. Заселение южных регионов, развитие промышленности на Урале, начало активного освоения богатств Сибири — всё это потребовало новых путей сообщения, которые могли бы связать новые производственные центры с торговыми портами на Балтике и Белом море.

Мощности построенной при Петре I Вышневолоцкой водной системы на волго-балтийском пути было уже недостаточно. Поэтому началось проектирование нового комплекса судоходных шлюзов и каналов, который впоследствии получит название Мариинской водной системы, и сохранит статус одного из важнейших транспортных коридоров России вплоть до наших дней.

В те же годы возникла идея связать судоходным путём Астрахань и Архангельск. Древний путь между этими городами проходил следующим образом: суда поднимались из Волги по Каме и Южной Кельтме до реки Джурич, откуда по девятнадцатикилометровому волоку перетаскивались в Северную Кельтму, приток Вычегды, впадающей в Северную Двину.

Но в XVIII веке тоннаж судов увеличился, что сделало невозможным использование сухопутного участка. Грузы между реками пришлось возить на подводах, резко увеличилась стоимость их доставки. Поэтому было решено прорыть канал между Джуричем и Южной Кельтмой.

Новый водный путь, как и сам канал, название "Северо-Екатерининский" получили в честь Екатерины II. Строительство началось в 1785 году и велось с перерывами в течение тридцати шести лет. Много сил для его прокладки отдал талантливый инженер Карл Фёдорович Модерах, бывший в 1804-1811 годах Пермским и Вятским генерал-губернатором. Последующей страницей в его биографии стало восстановление Москвы, разрушенной наполеоновским нашествием.

Поражают воображение объёмы работ и трудозатрат: канал полностью прорыт вручную. Кроме того, необходимо было постоянно чистить реки, которые он соединял: Джурич, а также Северная и Южная Кельтма в ширину достигают не более десяти метров каждая. Чтобы сделать их судоходными, требовались титанические усилия в глухих лесах, полных гнуса.

Открытый в 1822 году водный путь задумывался как эффективный транспортный коридор доставки сибирских и южных товаров в Архангельский порт. По каналу, бывшему в то время самым протяжённым в России, прошло более шестидесяти судов, гружённых мукой, солью, другими видами продовольствия и мануфактурой. Однако уже в 1838 году он был закрыт по экономическим причинам, хотя судоходство по нему продолжалось ещё девять лет.

В настоящее время канал разрушен. Русло обмелело, берега поросли лесом и обвалились так, что в некоторых местах он похож на ров с водой шириной несколько метров. Весной, в половодье, канал используется местными жителями для сообщения на моторных лодках. Здесь много бобровых плотин: благодаря этому благородному зверю поддерживается уровень воды. Сохранились остатки рукотворных шлюзов и гидротехнических сооружений: морёные брёвна, лежащие уже двести лет в воде, свидетельствуют о высоком качестве выполненных работ.

http://culture.ru/atlas/object/1603

-----------------------------------------

Историческая справка.

 

Северо-Екатерининский канал, 1786-1788; 1803-1812; 1818-1822 гг.

Усть-Куломский район Республики Коми - Чердынский район Пермского края

 

Первые предположения о возможности соединения Волжско-Камского и Двино-Вычегодского бассейнов рассматривались во времена правления Петра I. Уже тогда был составлен проект соединения рек Северной и Южной Кельтмы, что позволило бы реализовать поставленную задачу и использовать канал как торговый водный путь, связывающий бассейны рек Вычегды и Камы. Осуществление проекта началось в 1786 году в царствование императрицы Екатерины II, по ее именному указу. Стоимость работ исчислялась 400 тыс. рублей. Работы велись силами коми крестьян. При строительстве возникло поселение - деревня Канава. В 1788 г. работы были прекращены по случаю войны с Турцией и возобновлены через 15 лет по Указу Александра I. В 1812 г. выемка земли под канал была закон-чена, но начавшаяся Отечественная война заморозила строительство на 6 лет. В 1818 г. было принято решение о возобновлении строительства и в 1822 году канал был сдан в эксплуатацию.

На канале располагались следующие гидротехнические сооружения: однокамерный деревянный шлюз в честь святого Николая Чудотворца при р. Джурич; водоспуск во имя святого Константина на соединении канала и р. Северная Кельтма; однокамерный деревянный шлюз во имя святого Александра в 7 верстах от водоспуска; шлюз в честь святой Екатерины в двух верстах ниже. При этих сооружениях были построены караульные дома, а при северном устье канала –церковь во имя святой великомученицы Екатерины.

В первый же год по Северо-Екатерининскому каналу (протяженно-стью 16 верст 322 сажени) прошло 48 судов с грузом. Однако канал оказался неудобным для судоходства и торговли, отдельные попытки его реконструкции не увенчались успехом, финансирование поддержания его в рабочем состоянии прекратилось и к 1838 г. он был закрыт.

В конце XIX в. предпринимались попытки устройства работ по возобновлению судоходства по каналу, в частности в связи с растущим интересом к ухтинской нефти. В летние сезоны 1896, 1898 и 1899 гг. силами крестьян Усть-Немской волости Кирилла Паршукова и Александра Игнатова, нанятых Усть-Сысольским земством, была произведена расчистка берегов канала от растущего ивняка и очистка дна от мусора. Работы по расчистке были признаны удовлетворительными, а проезд через канал на малых судах вполне удобен. Тем не менее, поддерживать канал в рабочем состоянии земству оказалось не по силам. Не осуществились и планы по возрождению канала, которые вынашивались в 1920-х гг. в среде коми краеведов и советских хозяйственных деятелей.

Описание памятника. Канал проложен в широкой (до 20 м) лесной просеке на границе Усть-Куломского района Республики Коми и Чердынского района Пермского края и соединяет прямой линией р. Северную Кельтму (приток Вычегды) в районе д. Канава и р. Джурич - приблизительно в 26 км от ее впадения в р. Каму. Представляет собой прямую, обвалованную со стороны берегов водную нить длиной около 17,7 км с остатками деревянных гидротехнических сооружений (шлюзов, водосбросов). Дно канала заилено и заросло травой, ширина протоки от 3-4 м до 1 м.

Памятник гидротехнического искусства, представляющий смелое для конца ХVIII - начала ХIХ вв. в инженерно-техническом плане решение, воплощенное в реальность колоссальным трудом тысяч людей. Как природный объект искусственного происхождения, который соединяет между собой регионы России и связывает через себя бассейны рек Северной Двины, Вычегды, Камы и Волги в единую водную цепь Белого и Каспийского морей, в гидрогеографическом значении Северо-Екатерининский канал - уникальное явление.

http://mincult.rkomi.ru/page/7215/

-------------------------------------

Одним из рукотворных исторических объектов в Коми крае, имеющих значительное историческое значение, является Северо-Екатерининский канал.

В свое время он был призван воплотить мечту многих поколений северян о соединении бассейнов великих рек – Северной Двины и Волги. Идея осталась незавершенной. А сегодня этот водный объект уже теряет и очертания канала.

Тем не менее шанс сделать это место привлекательным для туристов еще остается.

В 1771 году по указу Екатерины II впервые была снаряжена комиссия для изысканий и составления проекта соединения Камского и Северо-Двинского бассейнов. В 1785 году она представила проект соединения притока реки Вычегды – Северной Кельтмы с рекой Дзюредзем, впадающей в Каму притоком Южной Кельтмы.

Работы по прорытию канала начались в 1788 году. Его длина по проекту была определена в 16 верст 322 сажени, а стоимость – в 400 тысяч рублей. В 1788 году из-за войн с Турцией и Швецией работы были прекращены, а деньги, оставшиеся неизрасходованными по смете, переданы на военные нужды.

В 1803 году работы возобновились, но уже с возведением не каменных стенок, как предполагалось раньше, а деревянных шлюзов. Это поручалось осуществить Департаменту водных коммуникаций.

В начале 1812 года выемку грунта завершили, но из-за наполеоновского нашествия строительство снова приостановили. За шесть лет вынужденного простоя ложе канала в некоторых местах испортили весенние половодья.

В 1816 году инженер Деволант вновь поднял вопрос о пользе канала, и в 1818 году снова приступили к работе. Наконец в 1823 году канал был сдан в строй.

Ко времени сдачи его в эксплуатацию возвели три однокамерных деревянных шлюза, один водоспуск, караульные и офицерские дома, церковь, больницу, оружейную контору и другие постройки. Но дни, как говорится, канала уже были сочтены.

После введения в строй водной системы имени герцога А.Вюртембергского, соединившей реку Шексну с Кубенским озером и открывшей водный путь с Волжского бассейна в Северо-Двинский, Екатерининский канал стал понемногу разрушаться. А в 1838 году его окончательно закрыли.

В 1855 году в Вологодских губернских ведомостях Евгений Кичин опубликовал статью «Об основании города Усть-Сысольска». Он описал церемонию присвоения статуса города Усть-Сысольску, произошедшую 10 сентября 1780 года в доме купца Суханова. Здесь же он отметил: «Особенно замечания достойно еще то, что ныне уже обветшавшее строение несколько лет ранее было лучшею и главною квартирою для инженерных чиновников при открытии Северо-Екатерининского канала, по коему работы начались в 1768 году, а кончились совершенно в 1821 году. Здесь провел три зимы с 1785 года инженерный полковник Петр Корнильевич Фон-Сухтелен, после бывший Российским посланником при Шведском дворе». Так переплелись история нашего края с судьбой некогда известнейшего в России человека.

Настоящее имя графа П.К.Сухтелена, голландского дворянина, шведа по национальности, – Жан-Пьер (Яан Питер Ван Зухтелен). Он родился 2 августа 1751 года в Голландии, в городе Греве в семье инженера. Здесь окончил латинскую школу, затем математическое отделение Гронингенского университета. Служил в голландской армии, участвовал в англо-голландских войнах 1773-74 и 1778-79 годов.

В Голландии стояли не лучшие времена, и многие жители страны искали счастья на чужбине. 
4 июля 1783 года из подполковников голландских инженерных войск Сухтелена приняли на инженерную службу в русскую армию тем же чином и определили в экспедицию водных коммуникаций для осмотра и строительства каналов и шлюзов Вышневолоцкой системы. С этого времени он и стал именоваться Петром Корнильевичем. Летом 1785 года Сухтелен осматривал каналы Вышневолоцкой системы. И в том же году принял участие в строительстве знаменитого Аничкова моста в Петербурге. Позже голландец строил и другие объекты, примыкавшие к рекам и каналам города на Неве.

После чего по поручению императрицы Екатерины II его попросили составить проект соединения Каспийского моря с Белым посредством канала между Камой и Двиною.

О роли Сухтелена в строительстве Екатерининского канала можно судить по переписке Екатерины II и ярославского генерал-губернатора Алексея Петровича Мельгунова. По предложению губернатора, хотя скорее всего Сухтелена, уже имевшего опыт  подобного строительства, создали специальную комиссию. Помимо Сухтелена и инженер-майора Князева в нее вошел губернский землемер капитан Харламов. За лето 1786 года были проведены значительные работы, вырублен лес, очищены от валежника обе Кельтмы, начаты земляные работы. За время проведения работ незначительно изменился и первоначальный проект канала: было предложено соединить Северную Кельтму с рекой Джурич, что сделало канал короче с 19 верст до 16 с лишним.

Во время строительства канала на нем образовалась значительная колония в две тысячи человек. Соорудили церковь и кабак. Последний весьма усердно посещался народом, приходившим за сотни верст от Уральского хребта. Впрочем, едва ли можно было обойтись без этого увеселительного заведения при 38 градусах зимой. Других же удовольствий там не существовало, и люди, по выражению одного офицера, «умирали от скуки и губительной стужи».

В 1788 году выдачу средств на нужды канала из-за войны с Турцией приостановили. Работы возобновились лишь в 1803 году. Кроме Сухтелена и инженер-полковника Харламова, в число руководителей стройки тогда был включен пермский губернатор Модерах. Можно предположить, что Сухтелен в это время смог осуществлять лишь теоретическое руководство, поскольку его служебные обязанности стали очень многообразными.

...... http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/18220

http://vk.com/album-14173287_101301627

---

Просмотров: 4728

Ответы на эту тему форума

Схема водяных магистралей предположенных Междуведомственной комиссией для составления плана работ по улучшению и развитию водяных сообщений Империи. 1909 год.
Прорисовка 2008 года с современной Единой глубоководной системой и её межбассейновыми соединениями. Показаны альтернативные варианты межбассейновых соединений и направлений на магистралях 1 класса. На Северном Урале это проекты и каналы соединения рек: Кама — Вычегда, Вычегда — Печора, Кама — Печора, Илыч — Сев. Сосьва

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%BC%...

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%BC%...

RSS

Пусъёс

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования