Uralistica

В фотогалерее мы представили рекордное на сегодня количество изображений пермского звериного стиля: более 500 изделий.

Это артефакты из музеев, а также большое количество амулетов из частных коллекций, сфотографированных на антикварных салонах Москвы, Екатеринбурга, Перми. Редакция сайта благодарит создателей форума «Домонгол», чья работа по поиску и публикации уникальных фотографий металлопластики позволила существенно пополнить галерею изображений пермского звериного стиля

http://www.perm-animal-style.ru/photo/

---------------------------------------------------------

Карта находок Пермского звериного стиля

----------------------------

Божество в окружении лосей

Одно из основных божеств бьярмов, создателей пермского зверного стиля (ПЗС). Обычно изображается в позе хозяина «руки в боки». Нередко в амулетах есть указание на его возраст — ребенок. Это видно по фигуре, лицу, по изображению тела «столбиком» словно сразу после рождения.

Манси называли это божество Светлым мальчиком, ханты Мось-хумом, Тарпыгом, Ас-тый-ики. У этого бога было множество имен. Ас-тый-ики почитался в образе семи младенцев, у хантов XIX века считалось, что его родная земля где-то за Уралом (в Предуралье).

Альви с детства отличался необычайным умом и силой, разбил сначала деревянную, затем медную и железную колыбель. Давал умные советы отцу, небесному богу. Едва выйдя из колыбели совершал подвиги, догнал и убил шестиногого лося, отрубив ему пару ног. Шкуру прибил к небу, создав созвездие Лося (наша Большая Медведица). Стал покровителем людей-лосей.

Всегда окружен небесными лосями.

Ханты говорили: есть много богов с ногами и крыльями, но только Альви «способен удлинить душу маленькой девочки (мальчика)». Способен продлить жизнь человека, послать ему удачу в делах. По некоторым интересным мансийским преданиям Светлый мальчик был создателем земли (из собственных соплей).

Альви приносили жертвы перед вступлением в брак, перед долгой дорогой, перед охотой и т.д. В цикле изображений «святое семейство» показан ребенком с четой небесных богов, своими родителями.

Сила его столь велика, что актеру, изображавшему Альви на праздниках угров, завязывали одну руку. Считалось, что если Альви будет в танце махать двумя руками, то разнесет Вселенную.

В металлопластике пермского звериного стиля часто изображается с родителями, в распространенном сюжете «святое семейство».

Божество в окружении лосиных голов. Особенность изображения - руки с четырьмя пальцами - знак оборотничества. Альви мог превращаться в зверей (горностая) и птиц (гуся). Место находки: р. Язьва VII-X вв. Пермский звериный стиль

-----------------------------------

---

----

--

----

Место находки: Пермский край, Чердынский район, с. Редикор Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Прорезная бляха с традиционным сюжетом: божество и два че-ловеколося на ящерах. Обе из клада, обнаруженного в 1929 г. (с.Редикор Чердынского р-на Пермской обл.). 120. ЧКМ-958/19 Размер: 74х37 мм Пермский звериный стиль

--------------------

Место находки: Пермский край, Чердынский район, с. Редикор Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Человеколоси и человек на головах ящеров. Из клада, обнаруженного в 1929 г. (с. Редикор Чердынского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ЧКМ-958/2 Размер: 92х47 Пермский звериный стиль

--------------------------

Место находки: Пермский край, Чердынский район, д. Подбобырка Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Государственный Эрмитаж Прорезная бляха из трех стилизованных фигур: божества и двух человеколосей, которые стоят на ящере. С жертвенного места у камня Светик по реке Колва. Сборы А.Н. Береженцева в 1894 г. (д. Подбобыка Чердынского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ГЭ-557/12 Размер: 84х42 мм Пермский звериный стиль

--------------------------

----

Альви столбиком Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей В центре выделен человек в полный рост, слева и справа от него-два человеколося на ящере. Очень распространенный сюжет. Из коллекции Теплоуховых. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). Бронза, литье, ПОКМ-11 405/25 92х45 мм Пермский звериный стиль

---------------------

Светлый мальчик Божество, которое манси называли Светлый мальчик, ханты - Альви. Посредник между людьми и высшими богами. Повелитель зверей и птиц. Одно из основных божеств. X век. Место находки - окрестности г. Березники. Бронза, литье. Размер: 54x30 мм, ЧК. Пермский звериный стиль

-----

Альви-Хоймас, божество хантов, Обский старик, хозяин рыб. Место находки: Приобье. VIII-XI вв. ЧК. Западносибирский звериный стиль

----

---

---

Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Пермский звериный стиль Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Божество в полный рост и два человеколося, стоящих по сторонам на ящере. Из коллекции Теплоуховых. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). Бронза, литье. ПОКМ-10302/66 76х48 мм

----

Место находки: Пермский край, Чердынский район, д. Сурсяки Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей В середине человек в полный рост, по сторонам два человеколося на ящере. (д. Сурсяки Чердынского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ЧКМ-987 Размер: 54х38 мм Пермский звериный стиль

--------------------

--

--

Место находки: Пермский край, Чердынский район, с. Редикор Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Прорезная бляха с традиционным сюжетом: божество и два че-ловеколося на ящерах. Обе из клада, обнаруженного в 1929 г. (с.Редикор Чердынского р-на Пермской обл.). 120. ЧКМ-958/14. 65х41 мм Пермский звериный стиль

-----------------------------------------

--

--

--

Хоймас, Обский старик. Божество хантов, хозяин рыб. Место находки: Приобье. ЧК. Западносибирский звериный стиль

-----

--

--

--

Место находки: Пермский край, Чердынский район, с. Лимеж Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей В центре изображена человеческая личина, окруженная стилизованными фигурами лосей. (с.Лимеж Чердынского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ЧКМ-3652 Размер: 72х60 мм Пермский звериный стиль

---

--

--

--

--

--

--

--------------------------------------------------------

Святое семейство

Место находки: Пермский край, Чердынский район, д. Могильникого Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Здесь несколько видоизменено обычное построение, при котором ребенок находится в центре между родителями. На пластине ребенок стоит с краю рядом с матерью. Сверху группу окаймляет небосвод из лосиных голов, снизу-ящер. Найдена в 1985 г. (д. Могильниково Чердынского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ЧКМ-4482 Размер: 52х43 мм Пермский звериный стиль

-----

Пара, прорезная бляха Место находки: Пермский край, Чердынский район, с. Редикор Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Семейные пары, стоящие на ящерах под небосводами из лосиных голов. Из клада, обнаруженного в 1929 г. (с. Редикор Чердынского р-на Пермской обл.). ЧКМ-958/22 Размер: 39х57 мм Пермский звериный стиль

------

Место находки: Пермский край, Чердынский район, с. Редикор Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Семейные пары, стоящие на ящерах под небосводами из лосиных голов. Из клада, обнаруженного в 1929 г. (с. Редикор Чердынского р-на Пермской обл.). ЧКМ-958/19 Размер: 48х41 мм Пермский звериный стиль

-----

Семейство Место находки: Пермский край, Чердынский район, д. Могильникого Материал: Бронза Датировка: X — XIII вв. Местонахождение: Государственный Исторический музей Прорезная бляха, показывающая семью-родителей и ребенка. Поздний вариант. Из раскопок А. А.Спицына в 1894 г. (д. Могильниково Чердынского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ГИМ-91 652 124 Пермский звериный стиль

--

--

Место находки: Пермский край, Чердынский район, р. Кемоль Материал: Бронза Датировка: X — XIII вв. Местонахождение: Государственный Эрмитаж Прорезная бляха с «семейным» сюжетом-родители и ребенок. Поздний вариант, (р. Кемоль, Чердынский р-н Пермской обл.). Бронза, литье (отливка дефектная). ГЭ-563/56 Размер:49х36 мм Пермский звериный стиль

-----

Место находки: Пермский край, Чердынский район Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Родители с ребенком стоят на ящере под небосводом из лосиных голов. (Чердынский р-н Пермской обл.). Бронза, литье. ЧКМ-4366 Размер: 80х47 мм Пермский звериный стиль

---

Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Пермский краевой музей Семейная пара на ящере под небосводом из лосиных голов. Из коллекции Теплоуховых. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). Бронза, литье. ПОКМ-11 405/28 Размер: 77х42 мм Пермский звериный стиль

---

Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Материал: Бронза Датировка: XII — XV вв. Местонахождение: Кабинет археологии ПГУ (коллекция Зеликмана) Фрагмент прорезной круглой бляхи с тремя человеческими фигурами. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). Бронза, литье (утрачена нижняя часть). ПГУ-коллекция М.Н.Зеликмана 110 Размер: 84х116 мм Пермский звериный стиль

---

------

Место находки: Пермский край, Чердынский район, с. Редикор Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Родители с ребенком стоят на ящере под не босводом из лосиных голов. Из клада, обнаруженного в 1929 г. (с. Редикор Чердынского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ЧКМ-958/16 Размер: 69х44 мм Пермский звериный стиль

----

---

Место находки: р.Язьва Отливка дефектная. VIII-X вв. ЧК. Размер:73х48 мм Пермский звериный стиль

------

Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Семейная пара на ящере под небосводом из лосиных голов. Из коллекции Теплоуховых. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). Бронза, литье. ПКМ-11 405/28 Размер: 77х42 мм Пермский звериный стиль

----

Место находки: Пермский край, Чердынский район, с. Редикор Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Родители с ребенком, стоящие на ящерах под небосводами из лосиных голов. Из клада, обнаруженного в 1929 г. (с. Редикор Чердынского р-на Пермской обл.). ЧКМ-958/33 Размер: 57х34 мм Пермский звериный стиль

---

Место находки: Пермский край, Чердынский район, д. Салтаново Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Родители с ребенком, стоящие на ящерах под небосводами из лосиных голов. (д.Салтаново Чердынского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ЧКМ-989 Размер: 65х39 мм Пермский звериный стиль

----

Место находки: Пермский край, Чердынский район, с. Редикор Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Родители с ребенком стоят на ящере под не босводом из лосиных голов. Из клада, обнаруженного в 1929 г. (с. Редикор Чердынского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ЧКМ-958/16 Размер: 69х44 мм Пермский звериный стиль

-----

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

-----------------------------------------------

Богини

Сложные композиции космогонического характера. Демонстрируют веру создателей пермского звериного стиля в существование трех миров и культ богинь-матерей. Большинство пластин найдено в районе Чердыни.

Композиция всегда состоит из трех частей: элемент Верхнего небесного мира — лик солнечной богини или орел, или души-птицы, или лосиные головы, далее средний уровень — сама земная богиня с людьми, человеколосями и животными, затем граница невидимого подземного мира — конь, медвежата, лоси или гибрид-ящер.

Культ богинь в пермском зверином стиле имеет более древнее происхождение, чем культ человеколосей-птиц. Древнейшие богини на ящере найдены на гляденовском костище, за несколько веков до эпохи расцвета пермского звериного стиля.

Особый вид пластин — богини с солярным знаком — кругом на лбу.

Одна из богинь — божество трех миров с тремя головами и орлами над ними. На каждой из голов видны солярные знаки.

У хантов существовал ритуал поклонения богине солнца — Санкэ. После принесения на рассвете в жертву животного (коровы) с первыми лучами солнца жрец рисовал собравшимся кровью круги на лбу. Трехголовая богиня обладает признаками богини солнца, и в то же время атрибутами богини огня. Огонь горит в трех мирах, и эта трехголовая богиня единственная существует в трех мирах сразу. Она напоминает арийского бога огня Агни с тремя головами и солярным знаком. Есть в ней черты и древнейшего божества хантов — Тарэн, богини войны и безумия.

Богиня на лошади с орлом на плечах. VII-VIII вв. Место находки:пос. Курган Чердынского р-на, Пермского края. Бронза, литье. Размер: 169х120 мм ЧКМ-1927/3 Пермский звериный стиль

------------------------

Трехголовая богиня с тремя орлами сверху. Место находки: д. Усть-Каиб Чердынского р-на. Бронза, литье. Размер: 164х90 мм. ЧКМ-1930 Пермский звериный стиль

----

Одно из ранних изображений Матери-богини Земли. Ориентировочно III – V вв. Из Скородумского клада, обнаруженного в 1976 г. Место находки: д. Скородум Ильинского р-на Пермского края Бронза, литье. Размер: 83х43 мм. ПГУ – 1253/79 Пермский звериный стиль

----

Богиня с двумя людьми на лосиных головах. Божество солнца, богиня огня. Об этом свидетельствует солярный знак на лбу. Среди современных мастеров Звериного стиля получила наименование "Богоматерь Чердынская". Место находки: впадение р.Тимшер в р. Южная Кельтма. Чердынский р-н, Пермского края. Бронза, литье. Размер: 145х63 мм ЧКМ-1929 Пермский звериный стиль

----

Богиня среди животных,птиц и змей. VII-VIII вв. На косах богини – птицы, обращенные к солнечному божеству. В руках богини – пушные звери. Змеи – реки вселенной текут от из Нижнего мира – от ящера – в Верхний. Место находки: пос. Курган Чердынского р-на, Пермского края. Бронза, литье. Размер: 164х70 мм ЧКМ-1927/4 Пермский звериный стиль

---

Богиня на медвежатах. VII-VIII вв. Богиня в окружении аистов на “духе медвежат”. Аисты – проводники душ, держат на клювах пять душ сверху. Еще одна душа на медвежатах - главный герой амулета. Душа больного в беде, она почти перешла границу между миром живых и мертвых. По приказу богини “дух медвежат” (Ем вош ики ) отправляется в виде мыши в Нижний мир и возвращает душу больному. Сюжет описан у хантов. Амулет найден под корнями трех старых елей в 1911 г. Место находки: д. Усть-Каиб, Чердынского р-на. Бронза, литье. Размер: 161х67 мм. Пермский звериный стиль

--

Крылатая богиня на пауках VII-VIII вв. Найдена вместе с тремя другими амулетами с изображением богини и обломками бронзового котла в 1957 г. Место находки: пос. Курган Чердынского р-на Пермского края. Возможно, клад был результатом жертвоприношения “семи котлов”. Семь котлов с амулетами и другими дарами зарывали в землю по кругу в качестве приношения Богине Земли. Этим кругом как бы перекрывали отверстие в Нижний мир, откуда приходили болезни и другие напасти. Ритуал сохранился у хантов. Сюжет композиции: богиня стоит на пауках, плетущих паутину, по которой должны пройти души умерших над кипящей смоляной рекой. Волны этой реки мы видим внизу композиции. Люди молят богиню, они в беде. Богиня с крыльями –первопредок рода (личина на груди) и заступница за людей перед верховным божеством. Амулет особой силы, к нему обращались, когда несчастье (эпидемия, нашествие) грозили всему народу. Бронза, литье. Размер: 157х75 мм ЧКМ-1927/1 Пермский звериный стиль

---

Богиня с медвежьей головой над тремя ликами. Богиня с крыльями стоит на ящере. ЧК. Место находки неизвестно, датировка тоже. Пермский (западносибирский?) звериный стиль

---

--

-----------------------------------------------

Всадники

Всадники в виде антропоморфной фигуры на каком-либо животном были распространены еще в гляденовской культуре — предшественнице ломоватовской. Так в Историческом музее в Москве находится несколько фигур всадников на коне и бронзовый всадник — божество на волке. В эпоху расцвета пермского звериного стилясюжет усложняется: появляются всадники на гибридах-ящерах, богини на коне и на лосе.

На лосе — небесном звере — божество движется по небосводу и наблюдает за порядком в мире.

Божество на ящере следит за порядком в круговороте душ при контакте с Нижним миром. Ящер представляет собой Нижний мир, глотающий головы-души и извергающий их для нового рождения.

Существует и космограмма, показывающая устройство мира в представлении создателей звериного стиля. Герой находится на двух ящерах, стоящих один на другом. Один из ящеров — рыба, плывет в мировой воде, а на рыбе — собака, которая держит на себе средний человеческий мир. Эта схема повторяет иранские мифы о мироустройстве, где земля держится на быке, а он, в свою очередь, стоит на огромной рыбе.

Богиня на коне-лосе. Вверху семь лосиных голов, зверь и птица – символы животного мира, которым правит богиня. Ребристая линия, знак воды окружающей землю, замыкает композицию. V-VI вв. Верхнее Прикамье. Бронза, литье. 70х93 мм. Пермский краевой музей. Пермский звериный стиль

--------------------------------------------

Божество на волке. Бронза. Место находки: окрестности г.Пермь, Гляденовское костище III-V вв. Гляденовская культура Прикамья

------------------------------------------

Космограмма Божество на двух ящерах. Космограмма показывает устройство мира: в мировой воде, которую изображает ребристая линия, плывет рыба-ящер, на рыбе стоит собака-ящер. На ящерах находится герой, сын бога, покровитель людей. X век. Схема мироустройства пришла из Ирана. По иранским мифам земля стояла на быке, который держался на огромной рыбе. Место находки - Сургут, Советский район. Бронза, литье. Размер: 85х44 мм, ЧК.

----

Полая подвеска в виде двух всадников на ящере Место находки: Республика Коми, р. Ухта Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Государственный Исторический музей Полая подвеска с объемными фигурами двух людей, сидящих на ящере. (р.Ухта Коми АССР). Бронза, литье. ГИМ-91 652 Размер: 40х122 мм Пермский звериный стиль

---

Подвеска в виде всадника на ящере Место находки: Пермский край, г. Чердынь Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Одностороннее изображение. Найдена на восточном склоне Вятского городища. (г. Чердынь Пермской обл.). Бронза, литье. ЧКМ-962/9 52 Размер: 35х67 мм Пермский звериный стиль

-----

Всадник на рыбе Место находки: Полярный Урал ЧК Пермский звериный стиль

-----

Три всадника на рыбе Место находки: Полярный Урал ЧК Пермский звериный стиль

-----------------------------

-------------------------------------------------------------

Животные. Борьба животных

Изображения животных в пермском зверином стиле условно можно разделить на три группы:
- Картины схваток животных. Изображают чаще всего атаку на медведя — эпизоды медвежьего праздника. В заключительной части праздника многие звери — ипостаси различных богов — бросались на медведя с целью отобрать у него последнюю пятую (у медведицы — четвёртую) душу — символ возрождения. Возможно многие схватки изображают шаманскую погоню за душами больных. И души, и шаманы способны были превращаться в животных.
- Гибриды. Исследователи ломоватовской культуры и пермского звериного стиля называют их ящерами. Обычно представляют собой комбинацию водных и наземных существ. Например, щуку с лапами выдры, собаку с хвостом бобра, загадочного мамонта с рогами (бьярмы считали мамонта подводным животным). Эти гибриды охраняли вход в подземный мир. Существует другая группа гибридов — комбинация воздушных и земных существ. Это крылатые человеколоси, покровители людей-лосей, полубоги. Есть еще помощники шаманов — крылатые собаки. Собаки могут видеть чуять незримых для человеческих глаз духов. Потерев такую бронзовую собаку-птицу, шаман тоже обретал магическое зрение.
- Третья группа — навершия предметов: кинжалов, ножей, посоха и ручки котлов в виде животных. Характерны для предшественников ломоватовской культуры — ананьинских племен. Ранняя история Пермского звериного стиля.

Змеи III-V вв. Место находки: Гляденовское костище, окрестности г.Пермь Государственный исторический музей Гляденовская культура Прикамья

----

Место находки: Пермский край Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Кабинет археологии ПГУ (коллекция Зеликмана) На груди человеческая личина. Очень натурально и реалистично изображено оперение. Пришивался к одежде. Найден в окрестностях деревни Кондратьева Слобода Чердынского района Пермской области в 1980 г. Бронза, литье. 6 х 8,5 см. ПГУ-1497/2

--------------

Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Кабинет археологии ПГУ (коллекция Зеликмана) Бляха, на которой представлены два ископаемых ящера друг над другом. Ящер-собака стоит на ящере-рыбе, а та плывет в мировой воде - ребристая линия снизу. Через отверстия пришивалась к одежде. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). Бронза, литье. ПГУ - коллекция М. Н. Зеликмана Размер 47х85 мм Пермский звериный стиль

----

--

Филин атакует медведя. Эпизод медвежьего праздника Место находки: Пермский край, Гайнский район, д. Плес Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Композиция из медведя, удерживающего добычу в лапах, и птицы, клюющей его сверху. Из коллекции Теплоуховых. (д. Плес Гайнского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ПОКМ-11 404/2 Размер: 53х61 мм

----

Фигура лягушки со спины Место находки: Пермский край, Добрянский район, п. Висим Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Государственный Эрмитаж Произведение отличается большой реалистичностью. Отдельная находка, (пос. Висим Добрянского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ГЭ-563/6 Размер: 84х54 мм

---

Место находки: Пермский край, Красновишерский район, с. Губдор Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Навершие рукояти в форме головы оленя с ветвистыми рогами. (с.Губдор Красновишерского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ПКМ-11 405/23 Размер: 31х73 мм Пермский звериный стиль

----

Место находки: Пермский край, Ильинский район, д. Белошейка Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Государственный Эрмитаж В центре выделяются две пары выпуклых овалов, по краям - два зверя, (д. Филатове /Белошейка/ Ильинского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ГЭ-563/53 60 Размер: 48х65 мм

----

Место находки: Пермский край, Чердынский район, д. Мало-Аниковская Материал: Бронза Датировка: X — XII вв. Местонахождение: Государственный Эрмитаж Судя по всему, неизвестный мастер, запечатлевший здесь борьбу двух животных, был талантливым художником. Ему очень хорошо удалось передать напряженность и драматизм схватки. Сборы Н. Н. Новокрещенных в 1900 г. (д. Мало-Аниковская Чердынского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ГЭ-560/45 Размер: 96х44 мм

---

Место находки: Пермский край, Добрянский район, д. Конева Материал: Бронза Датировка: VI — VIII вв. Местонахождение: Государственный Эрмитаж Полая пронизка в виде крылатого пса. Похожие отливки обнаружены во многих местах Прикамья. Пронизки надевали на нить и украшали ими костюм.Свернувшийся двухголовый пес. ГЭ-563/18. (д. Конева Добрянского р-на Пермской обл.). Бронза, литье Размер: 65х38

---

--

Навершие кинжала в виде головы волка Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Материал: Бронза Датировка: V-III вв. до н.э. Местонахождение: Государственный Эрмитаж Навершие в виде головы волка с раскрытой пастью. Отдельная находка. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). Бронза/литье. ГЭ-563/49 Размер: 21х66 мм Ананьинская культура

---

---

Лосиха с лосенком - иллюстрация мифа о Небесной охоте. Место находки: Пермский край, Чердынский район, д. Подбобырка Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Государственный Эрмитаж Бляшка, состоящая из двух лосей, стоящих один над другим. Обнаружена на жертвенном месте у камня Светик по реке Колва. Сборы А. Н. Береженцева в 1894 г. ГЭ-557/14 Размер: 26 х 35 мм Пермский звериный стиль

----

---

---

Гибрид щуки и собаки. Ящер - сторож входа в Нижний мир. Место находки: р. Язьва. VI-X вв. ЧК. Пермский звериный стиль

----

Ящер-собака. Место находки: р.Язьва VI-X вв. ЧК. Пермский звериный стиль

----------------------

Лось в виде подвески. Пермская художественная галерея. VI-X вв. Пермский звериный стиль

----

Ящерка-подвеска. Пермская художественная галерея Западносибирский звериный стиль

--------------------

Пронизка с крылатой собакой. Амулет - помощник шамана. Крылатые собаки были способны видеть и настигать невидимых духов. Место находки: р. Язьва VIII-X вв. ЧК. Пермский звериный стиль

----

-

---

---

--

--

Змея II-V вв. Гляденовская культура Прикамья

----------------------------------------------

------------------------

Кольца и браслеты

---------------------------------------------------------------------

Культовые ложки

Культовые ложки — атрибуты праздников, инструменты священнодействий. Перепутать ложки было невозможно, на них отливались изображения духов. Более всего сохранилось ложек с мордой медведя, которыми «кормили» лесного гостя — голову медведя на медвежьем празднике. Сохранилась пермская ложка с изображением остроголовой личины — главного духа подземного мира. Ему тоже приносили дары и кормили жертвенной пищей, в надежде что беды и болезни обойдут дом дарителя стороной. На культовых ложках гадали, трижды подбрасывая кверху. Если ложка падала головой кверху — ответ духов был положительный.

------------------------------------------------------------------

Личины

Просмотров: 16388

Ответы на эту тему форума

-----------------------------------------------------------------------------

Люди-птицы

Создатели пермского звериного стиля верили, что души во сне и после смерти могут превращаться в птиц. До культа человеколосей, вероятно, существовал древнейший культ людей-птиц.

Металлопластика подтверждает это предположение. Сочетание двух родовых групп или даже двух этносов с культами человеколосей и людей-птиц могло привести к сложному культу третьего порядка: людей-лосей-птиц.

---------------------------------------------------------------

Клады Пермского края

---------------------------------------------------------------

Солярные знаки

Знаки солнечной богини, символ возрождения. Предположительно, закреплялись на куклах-изображениях умерших, как символ возрождения, знак новой жизни. У хантов и манси, почти утративших к XVIII веку навыки металлургии, подобные знаки заменялись на куклах (иттарма у манси, акань у манси) сначала царской, затем советской монетой.

------------------------

Медведи на пряжках

Изображение медведя с головой, лежащей на лапах, издавна применялось для оформления поясных застежек; в мансийском язы-ке даже сохранилось одно из названий медведя — «застежечный зверь» [Чернецов, 1953].

Обычно пряжки с медведем служили в качестве оберега охотника на его поясе. В данном случае центральное изображение (медведя) могло выполнять защитную функцию: «От ударов злых сил заслоняющий дух» — один из эпитетов медведя у северных хантов. Другой эпитет, «Изобилие зверей дающий дух» [Молданов, 1999, с. 23], позволяет предполагать ношение медвежьего образа с магической целью обеспечить удачу охотника.

На пряжках часто изображался так называемый «сложный медведь»: гибрид из нескольких существ, медведь с головой быка, выдры, с телом пушного зверя. Считалось, что повелитель лесного хозяйства обладает свойствами всех лесных животных, знает их повадки и определяет успех промысла вообще. Медведь всегда изображался с четырьмя когтями, это знак оборотничества, знак возможности превращения как в других животных, так и в человека. На Вахе считали, что он «посылает» охотнику остальных зверей [Кулемзин, 1984, с. 85].

После потери второй части пряжки, первая подвешивалась за петельки во время церемонии жертвоприношения: обращаясь к ней, человек просил у родича-медведя помощи и удачи.

Медведи

Культ медведя был широко распространен на Урале. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами, защищали владельца. Существовала священная клятва: на лапе медведя.На медвежьей клятве была построена юриспруденция древней культуры. Считалось, что медведь покарает нарушителя клятвы и найдет виновных. Медвежьи головы на бляхах показывали трехчастное строение мира как по вертикали: от Верхнего мира через Средний к Нижнему; так и по горизонтали: от верховьев до низовьев рек.

Бляхи с медведем в большом количестве изготовлялись и использовались в Зауралье, найдены они и в Прикамье, ареале классического пермского звериного стиля.

Место находки: Пермский край, Гайнский район, д. Харино Материал: Бронза Датировка: V — VII вв. Местонахождение: Пермский краевой музей На торце изображен медведь. Бронза, литье. ПОКМ-11314/94. (д.Харино Гайн-ского р-на Пермской обл.) Размер: 115х42 мм Пермский звериный стиль

-----------------------------------------

Место находки: Пермский край, Лысьвенский район, р. Кын Материал: Бронза Датировка: IV — VI вв. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе. На оборотной стороне по углам-петли для пришивания к одежде. Из коллекции Теплоуховых. Найдена на реке Кын Лысьвенского района Пермской области. Бронза, литье. ПКМ-Ю302/31 Размер: 80х58 мм Пермский звериный стиль

-------------------------

Бляшка с головой медведя Место находки: Пермский край, Пермский район Материал: Бронза Датировка: III — VII вв. Местонахождение: Кабинет археологии ПГУ Голова медведя в жертвенной позе. Края украшены ложновитым орнаментом. Юго-Камское костище. Раскопки Ю. А. Полякова в 1963 г. (Пермский р-н Пермской обл.). Бронза, литье. ПГУ-912/1123 Размер: 28х26 мм Пермский звериный стиль

---------------------

Бляшка с тремя головами медведей Место находки: Пермский край, Пермский район Материал: Бронза Датировка: III — VII вв. Местонахождение: Государственный Исторический музей Три выпуклые медвежьи головы в жертвенной позе. Гляденовское костище. Из раскопок Н. Н. Новокрещенных 1896-1897 гг. (Пермский р-н Пермской обл.). Бронза, литье. ГИМ-40974/3 Размер: 20х30 мм Пермский звериный стиль

-----------------------------------------------------------------------

---

Бляха с головами медведей Место находки р.Лозьва, Свердловская обл. VII-X вв. Размер: 68х35 мм, ЧК. Пермский звериный стиль

---------------------------------------------------------

Место находки: Пермский край, Лысьвенский район Материал: Бронза Датировка: IV — VI вв. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе. Классический образец трактовки головы медведя. Из коллекции Теплоуховых. Найден в береговых осыпях реки Кын. (Лысьвенский р-н Пермской обл.). Бронза. Литье. ПКМ-11 301/1 Размер: 83х65 мм Пермский звериный стиль

-----------------------------------------

Бляха с головами медведей Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Материал: Бронза Датировка: VI — VIII вв. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Бляха с изображением шести голов медведя в жертвенной позе. Три головы внизу расположены горизонтально, а три в середине - вертикально. Возможно, такой порядок соответствовал размещению медвежьих голов на святилищах. Из коллекции Теплоуховых. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). Бронза, литье. ПКМ-10302/68 Размер: 65х39 мм Пермский звериный стиль

-------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

Орудия труда

К орудиям труда в пермском зверином стиле относятся кресала, игольницы, скребки, навершия кинжалов, посохов и т.д.

Особенностью древней магической цивилизации являлось не только прикладное, но и священное значение орудий труда и быта.

Так, например, кресала обладали целым спектром магических возможностей. Если человек наступал на след родового зверя, считалось, что он попал в беду, зверь уведет его за собой в иной мир.

Нужно было откупиться, бросить на след кресало, которое охотник постоянно носил с собой. Родовой огонь зажигали только родовым огнивом. Если род делился, кресало ломали, и молодая семья должна была зажечь огонь на новом месте частью старого инструмента. Кресалом вызывали волшебных помощников, птиц или лошадей. На большинстве кресал изображены птицы, добывшие для человека огонь, или его главные помощники-кони. В сказках разных народов сохранилась эта роль кресала-огнива (Андерсен).

Навершие кресала с двумя головами животных Место находки: р.Кама, Чердынский р-н, размер: 55х35 мм ЧК. Пермский звериный стиль

---

Навершие кресала с всадниками Место находки: Верхнее Прикамье VII-X вв. ЧК. Пермский звериный стиль

--

Навершие кресала с двумя фигурками птиц и фигурой божества Место находки: Пермский край Материал: Бронза Датировка: X в. Местонахождение: Пермский краевой музей Размер: 40х54 мм Пермский звериный стиль

--

Кресало с фигурой божества и двумя лосями-птицами Место находки: р.Кама, Чердынский р-н. IX-X вв. ЧК Размер: 60х48 мм Пермский звериный стиль

---

Место находки: Пермский край, Кудымкарский район Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Прорезное навершие кресала с изображением всадников на конях (оленях?). Из коллекции Теплоуховых. (Кудымкарский р-н Пермской обл.). Бронза, литье. ПКМ-11 300/73 Размер: 40х85 мм Пермский звериный стиль

----

Место находки неизвестно. ЧК. Предположительно Х век. Пермский звериный стиль

---

--

Бронза, литье. Место находки неизвестно. Предположительно IX-X вв. ЧК Пермский звериный стиль

--

Бронза, литье. Место находки неизвестно. Предположительно IX-X вв. ЧК Пермский звериный стиль

---

Бронзовые секиры с изображением "орлиных грифонов" Место находки: р.Пинега и Вятская (Кировская) область VIII-III вв. до н.э. Ананьинская культура

---

Птицы

Птицы играли огромную роль в жизни создателей Пермского звериного стиля. Боги могли превращаться в птиц. Земля была создана с помощью водоплавающей птицы, которая нырнула по приказу бога и досталась со дна горсть первой суши — землю.

Птицы с личиной на груди — это первопредки народа бьярмов. Существовали птицы с одной головой и с тремя — вестницы богов, летающие в трех мирах. Элементы птиц — гусиные и утиные лапки распространены на шумящих подвесках, украшениях женского костюма. Женщины носили накосные украшения с изображениями-оберегами в виде птиц. Орлы были помощниками богов и вождей, крылатые собаки — помощники шаманов.

В западносибирском зверином стиле распространены изображения гусенка — образ Мир-Сусне-Хума, покровителя людей, сына небесного бога.

Птица Карс Место находки: Пермский край Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. У манси птица носила имя Карс. Враждебное людям существо, питалась человечиной, но помогала герою-божеству Альви, который спас птенцов Карса от железной лягушки. Пермский звериный стиль. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Размер: 71х73

---------------

Место находки: Пермский край Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Крылья и хвост украшены линейным орнаментом, грудь - ромбическим. Пришивался к одежде. (с. Редикор Чердынского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. 8,3 х 5,6 см. ЧКМ-956/38 Пермский звериный стиль

--------

---

Гусь с бубенчиками. Обычно так изображался Мир-Сусне-Хума - герой-покровитель у манси. Пермский звериный стиль

---------------------

Птица-первопредок людей-лосей. Вестник небесных божеств. Место находки - р. Язьва, Красновишерский район Пермского края. VII-X вв. ЧК. Пермский звериный стиль

---------------------

Место находки: Пермский край Материал: Бронза Датировка: X — XII вв. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Оперение показано насечками. Через отверстия пришивались к одежде. Из коллекции Теплоуховых. 5,8x4 см. ПОКМ-11315/93. (д. Харино Гайнского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. Размер: 58х40 мм Пермсский звериный стиль.

----------

Трехголовая птица-первопредок людей-лосей У манси носила имя Калм. Вестник бога, дочь бога. Место находки: Пермский край, Гайнский район Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Трехголовый птицевидный идол с человеческой личиной на груди и лосиными головами на крыльях. Снизу личину охватывают мощные лапы хищной птицы. Головы птиц выступают над плоскостью пластины, что является типичным приемом в пермском зверином стиле. Из коллекции Теплоуховых. (Гайнский р-н Пермской обл.). Бронза, литье. ПОКМ-11302/1 Размер: 90х120 мм Пермский звериный стиль

---------

Схватка птицы и медведя. Эпизод медвежьего праздника. VII-X вв. Пермский краевой музей. Пермский звериный стиль

-----------

У хантов и манси птица называлась Калм. Дочь Верхнего бога, вестница бога. Три головы - пропуск в три мира. Место находки: Пермский край, Ильинский район, д. Скородум Материал: Бронза Датировка: VI — IX вв. Местонахождение: Кабинет археологии ПГУ (коллекция Зеликмана) Вытянутое туловище, крылья и хвост орнаментированы. Подвешивалась к одежде. Из Скородумского клада, обнаруженного в 1976 г. (д.Скородум Ильинского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ПГУ-1253/117 Размер: 100х53 мм Пермский звериный стиль.

---------------------

Место находки: Пермский край, Ильинский район, д. Скородум Материал: Бронза Датировка: VI — IX вв. Местонахождение: Кабинет археологии ПГУ Лебедь. Из Скородумского клада, обнаруженного в 1976 г. (д. Скородум Ильинского р-на Пермской обл.). ПГУ- 1253/110. Размер: 50х92 мм Пермский звериный стиль

---------------

Птица-предок с личиной на груди Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Материал: Бронза Датировка: VI — IX вв. Местонахождение: Кабинет археологии ПГУ (коллекция Зеликмана) Птицевидный идол с широко распахнутыми крыльями и трехперистым хвостом. На груди изображена человеческая личина, на крыльях-лосиные головы. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). Бронза, литье. ПГУ - коллекция М. Н. Зеликмана Размер: 109х97 мм Пермский звериный стиль

-----------

Место находки: Пермский край Материал: Бронза Датировка: IX — XII вв. Местонахождение: Государственный Эрмитаж Черты лица характерны для уральского антропологического типа. Приобретен В. Л. Борисовым у жителей села Нижнее Мошево в 1903 г. (Соликамский р-н Пермской обл.). Бронза, литье. 4,8 х 8,3 см. ГЭ-571/206 Пермский звериный стиль

------------

Место находки: Пермский край Материал: Бронза Датировка: XI в. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей На груди человек в полный рост. Такие совместные изображения встречаются очень часто, так как птица считалась прародительницей человека. Оперение обозначено рельефом и насечками. При помощи петель и отверстий пришивалась к одежде. Из коллекции Теплоуховых. (Гайнский р-н Пермской обл.). Бронза, литье. 5,1 х 6 см. ПОКМ 10302/24. Пермский звериный стиль

------------------

Птица-предок Место находки: Республика Коми Материал: Бронза Датировка: XIII — X вв. Местонахождение: Государственный Исторический музей Птицевидный идол с крупными прорезными крыльями, трехпе-ристым хвостом и стилизованной человеческой фигурой на груди. Отдельная находка. (р. Ухта Коми АССР). Бронза, литье. 17,5 х 14,6 см. ГИМ-91 652 Пермский (Печорский) звериный стиль

---------

Место находки: Пермский край Материал: Бронза Датировка: XI в. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей На груди человек в полный рост. Такие совместные изображения встречаются очень часто, так как птица считалась прародительницей человека. Оперение обозначено рельефом и насечками. При помощи петель и отверстий пришивалась к одежде. Из коллекции Теплоуховых. (Гайнский р-н Пермской обл.). Бронза, литье. 4,3 х 6,7 см. ПОКМ 10302/25 Пермский звериный стиль

----------

Птицы в форме "Двуглавого орла" с тремя душами-птицами внизу. Приобье. ЧК. Западносибирский звериный стиль.

------------

Изображение гуся - традиционный образ божества героя Мир-Сусне-Хума в Западной Сибири у хантов и манси. ЧК. Западносибирский звериный стиль.

-----------

---

---

Место находки: Пермский край Материал: Бронза Датировка: IX — XI вв. Размер: 105 х 99 мм Местонахождение: Пермский краевой музей Пермский звериный стиль

---

Трехголовая птица-первопредок. Пермский краевой музей V-VII вв. Пермский1 звериный стиль

-----------------------

Фигура птицы-предка Место находки: Пермский край Материал: Бронза Датировка: XI в. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей На груди человек в полный рост. Такие совместные изображения встречаются очень часто, так как птица считалась прародительницей человека. Оперение обозначено рельефом и насечками. При помощи петель и отверстий пришивалась к одежде. Из коллекции Теплоуховых. (Гайнский р-н Пермской обл.). Бронза, литье. 4,3 х 6,7 см. ПОКМ 10302/25.

---------------------

---

---

Трехголовая птица Место находки и датировка неизвестны. ЧК. Пермский звериный стиль

---------------

-----------------------------------------------------------------------------

Шумящие подвески

Человеколоси

«Люди-лоси-птицы» — самый загадочный и распространенный сюжет пермского звериного стиля.

Происхождение сложного комбинированного образа третьего порядка можно проследить по самим изображениями. Существуют изображения второго порядка: люди-лоси и люди-птицы. Образ человека с птичьим клювом и лосиной головой над человеческим лицом произошел, возможно, от слияния двух родовых групп и соответствующих культов.

Крылатый герой в виде человеколося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный-подводный мир, они находятся в земном среднем мире.

Большинство фигур человеколосей пермского звериного стиля очевидно были личными оберегами, этим и объясняется немалое количество найденных амулетов в сравнении с родовыми амулетами: богинями или птицами-первопредками.

Особо отметим ноги с раздвоенными копытцами у многих человеколосей. Мировая культура знает много таких существ: фавны, сатиры, лешие и другие языческие божества происхождением из локальных культов. Последующие эпохи, например, христианство трактует этих полуживотных существ как нечисть и превращает в чертей.

Образ человеколося — «визитная карточка» пермского звериного стиля. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует.

---

Место находки: Республика Коми, Троицко-Печорский район Местонахождение: Государственный Исторический музей Размеры 102 мм х 47 мм В центре-человеколось на ящере в обрамлении голов жертвенных животных

-------------------------

---

---

Место находки: Пермский край, Усольский Район, д. Пешково Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Государственный Эрмитаж На спине у ящера группа из семи лосиных и семи птичьих голов. Нижний выступ - остаток литника. Сборы Н. Н. Новокрещенных в 1900 г. (д. ПешковеУсольс-кого р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ГЭ-560/8 75 Размер: 60х103 мм

-----------------------

---

Место находки: Пермский край, Усольский Район, д. Пешково Материал: Бронза Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Человеколось на ящере. ПОКМ-11298/1. (д. Пешкове Усольского р-на Пермской обл.). Бронза, литье Датировка: VII — IX вв.

---

Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Кабинет археологии ПГУ (коллекция Зеликмана) Композиция состоит из двухголового ящера и человеколосей, сидящих на нем. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). Бронза, литье. ПГУ - коллекция М. Н. Зеликмана Размеры: 67 мм х 97 мм VII - VIII вв.

---

Место находки: Пермский край, Чердынский район, с. Редикор Материал: Бронза Датировка: VIII — X вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Прорезная бляха с изображением двух человеколосей (семейной пары), танцующих на ящере, Из клада, обнаруженного в 1929 г. (с. Редикор Чердынского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ЧКМ-958/1 Размер: 70х35 мм

---

Всадник на ящере Божество на ящере, означающем Нижний мир, обитель мертвых. Ящер проглатывает головы – жизни, затем они в виде зародышей – головок лосей возрождаются к новой жизни. Крылатые собаки несут души Богине, которая направит их в чрево женщин для нового рождения. Божество – крылатый человеколось - регулирует процесс смерти и возрождения. VI-VIII вв. Место находки – д. Ныргында Сарапульского района Удмуртии. Бронза, литье. 100х182 мм. Государственный Эрмитаж.

---

Материал: Бронза Место находки: Пермский край Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Размеры 56 мм х 70 мм VII - VIII вв.

-------------------

--

Место находки: Пермский край, Чердынский район Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Государственный Исторический музей Сохранились фигуры четырех человеколосей, идущих друг за другом по утиным головам. Возможно, первоначально было семь фигур. (Чердынский р-н Пермской обл.). Бронза, литье. ГИМ-91 652 Размер: 73х76 мм

-----------

Место находки: Пермский край, Чердынский район, д. Амбор Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Бляха с двумя человеколосями - семейной парой - на ящере. (д. Амбор Чердынского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ЧКМ-961/3

---

Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Кабинет археологии ПГУ (коллекция Зеликмана) Человеколось на ящере. ПГУ-коллекция М. Н. Зеликмана. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). 75х31 мм

------------------

Место находки: Пермский край, Чердынский район, с. Редикор Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Чердынский краеведческий музей Человеколось на ящере. ЧКМ-958/10. (Из клада с. Редикор Чердынского р-на Пермской обл.). 63х26 мм

----------------------

Материал: Бронза Место находки: Республика Коми, Троицко-Печорский район Местонахождение: Государственный Исторический музей Размеры 93 мм х 50 мм VII - VIII вв.

-----------------

Материал: Бронза Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Местонахождение: Кабинет археологии ПГУ (коллекция Зеликмана) Размеры 78 мм х 28 мм Человеколось на ящере. ПГУ-коллекция

-----------

Место находки: Республика Коми Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Государственный Исторический музей Основу композиции составляет свернувшийся в кольцо хищник, в центре кольца обозначе три человеческие головы, внизу-двухголовый ящер. (р. Коми АССР). Бронза, литье. ГИМ-91 652 Размер: 72 мм

------------

--

Место находки: Пермский край, Добрянский район, д. Конева Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Государственный Эрмитаж Видны контуры трех человеколосих. Идут, взявшись за руки, полусогнувшись. Возможно, первоначально было семь фигур. Найдена на городище Гарамиха. (д. Конева Добрянского р-на Пермской обл.). Бронза, литье. ГЭ-563/21 Размер: 52х42 мм

--------------

Место находки: Республика Коми, р. Ухта Материал: Бронза Датировка: VI — IX вв. Местонахождение: Государственный Эрмитаж Прорезная бляха с изображением бегущего человеколося в окружении ящера и лосиных голов. (р. Ухта Коми АССР). Бронза, литье. ГЭ-3998/5 71 Размер: 60х65 мм

-----------------

Место находки: Республика Коми, р. Ухта Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Государственный Исторический музей Ажурная бляха с летящими птицами и поднятыми вверх лосиными головами. (р.Ухта Коми АССР). Бронза, литье. ГИМ-91652 120х160 мм

---

Место находки: Республика Коми, р. Ухта Материал: Бронза Датировка: VI — IX вв. Местонахождение: Государственный Исторический музей Бляха с человеколосем на ящере и длинной рыбой вверху. (р.Ухта Коми АССР). Бронза, литье. ГИМ-91 652 Размер: 60х70 см

---

---

Человеколось с отрубленной человеческой головой в руке В левой руке держит отрубленную человеческую голову, в правой - длинный узкий меч. В фольклоре и обрядах лесных народов Урала и Сибири сохранились сюжеты человеческих жертвоприношений. Это подтверждают и амулеты Пермского звериного стиля. VIII-X вв. Место находки - р. Язьва, Красновишерский район Пермского края. Бронза, литье. Размер: 90x32 мм. ЧК.

------------------------

---

место находки р.Язьва Частная коллекция

---------------------

Человеколось в ритуальном танце Фигура умышленно разломана на несколько частей. Ящер снизу не сохранился. VIII-X вв. Место находки: окрестности - вблизи г. Березники, Пермский край. Бронза, литье. Размер: 95x40 мм, ЧК

---

Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Полусогнутая фигура человеколося на ящере окружена головами, среди которых виден какой-то зверь. Вверху заканчивается литником. Из коллекции Теплоу- ховых. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). Бронза, литье. ПОКМ-11 405/10 117х47 мм

---

Место находки: Республика Коми, р. Ухта Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Государственный Эрмитаж (р.Ухта Коми АССР). Бронза, литье. ГЭ-3998/8 размер 100х33

----

Место находки: Республика Коми, Троицко-Печорский район Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Государственный Исторический музей Крылатый человеколось стоит на ящере. (Троицко-Печорский р-н Коми АССР). Бронза, литье. ГИМ-91 652 92х67 мм

---------

Место находки: Республика Коми, р. Ухта Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Местонахождение: Государственный Эрмитаж Один из вариантов традиционного сюжета: трехликий и крылатый человеколось на ящере. (р.Ухта Коми АССР). Бронза, литье. ГЭ-3998/1 Размер: 95х45 мм

-----------

--


--------------------------------

Разное

В центре остроголовое существо - лесной дух с двумя существами - духами женского пола. Остроголовыми лесные народы изображали менквов - лесных великанов, враждебных людям. Менквам приносили дары, чтобы они не трогали людей. X век. Место находки - река Язьва, Верхнее Прикамье. Бронза, литье. Размер: 58x30 мм, ЧК.

--------------

---

Изображение божества, стоящего на звере (волке?) с раскрытой пастью. Серебро. Считается первым изображением богини на звере. Место находки: окрестности г. Пермь, Гляденовское костище, ГИМ Гляденовская культура

------------

Фигуры близнецов. Бронза. Место находки: окрестности г.Пермь, Гляденовское костище Гляденовская культура Исторический музей

---

Фигуры близнецов. Бронза. Место находки: окрестности г.Пермь, Гляденовское костище Гляденовская культура Исторический музей

---

Фигуры близнецов на ящере Место находки: неизвестно ЧК. Пермский звериный стиль

---

--

Место находки: Зауралье. Предположительно, воин со щитом. Западносибирский стиль. ЧК.

---

--

Фигура человека. Бронза. Место находки: окрестности г.Пермь, Гляденовское костище Гляденовская культура

---

Фигура человека. Бронза. Место находки: окрестности г.Пермь, Гляденовское костище Гляденовская культура

---

--

----------------------------------

Звериный стиль Приобья и Сибири

некоторые остроголовые похоже просто в шлемах . Теи более у югры были найдены островерхие шлемы .

2. Прикамские шлемы, кон. IV - V вв.    Итак, рассмотрим  подробнее шлемы, происходящие из бассейнов рек Камы и Вятки - не как ступеньку этого процесса, а скорее как лестничную площадку - на которую открываются двери очень разных квартир.  Для погребального инвентаря мазунинской и азелинской культур, занимавших в IV-V вв. территорию камско-вятского междуречья, оружие не было свойственно. Однако здесь в общей сложности их найдено 18 экземпляров шлемов в погребениях восьми могильников: Тюм-Тюм , Худяковском , Суворовском , Тураевском , Тарасовском , Нивском , Первомайском, Кудашевском .   Их классификация, анализ сопутствующего им погребального обряда и инвентаря приведены в статье Р. Д. Голдиной и С.Р. Волкова "Шлемы Тарасовского могильника" . Авторы разделяют шлемы на три категории:  решетчатые, клепаные и сварные, причем не очень понятно, что из себя представляет последняя, самая многочисленная, категория. С рефератом этой статьи и комментариями к нему С. Бадаева  можно ознакомиться по ссылке: http://badaew.narod.ru/goldina.htm.   Общие положения про шпангенхельмы вообще и место шлемов Тарасовского могильника среди них собраны в посте http://den-king.livejournal.com/21809.html  2.1. Каркасные и псевдокаркасные шлемы  1. Железный шлем из погр. 6 Тарасовского могильника (м., 17-20 лет) имеет форму, близкую к полусферической, небольшой наносник, крепящиеся на шарнирах небольшие железные нащечники. Бармица отсутствует. Купол шлема склепан из различного размера прямоугольных и трапецевидных пластин , то есть, насколько можно судить исходя из единственного опубликованного рисунка, этот шлем можно отнести ко второй группе позднеримских шлемов (т. е. бандхельмам, собранным из сегментов) - правда, не к самым шикарным его образцам (см. венец, склепанный из чего пришлось). Стоит обратить внимание также и на декоративное надбровье. Высота 13,5 см, диаметр у основания 19,5 см. Шлем был найден в ногах погребенного. Р. Д. Голдина писала об его аналогичности шлему из Концепшт (Молдавия) , однако вряд ли эту аналогию можно назвать слишком близкой - учитывая сфероконическую форму, высоту купола и наличие гребня у последнего.   []  2. Погр. 1685 Тарасовского могильника - М., 25-30 лет. Плохая сохранность. Сохранился обод, с двумя рядами заклепок с крупными бронзовыми полусферическими голосками. Железные нащечники. Похож, возможно, на 1784. Шлем в изголовье.  3. Погр. 1784 Тарасовского могильника - пол и возраст неопределимы. Был найден справа у черепа. Шлем железный, возможно - цельнокованый. Сфероконический. 19,5 х 20,5, высота - 17,5. С внешней стороны он был полностью покрыт тонкой серебряной фольгой. "Вдоль диаметральных осей, перекрещиваясь на вершине под прямым углом, проходят две узкие полоски золотой фольги, каждая из которых приклепана к корпусу двумя рядами бронзовых заклепок с большими полусферическими головками. Такой же двойной ряд заклепок проходит по нижнему краю шлема, причем нижний ряд крепит выведенный на лицевую сторону край кожаного подшлемника". Нет наносника или нащечников, но есть кольчужная бармица . Вероятно, этот шлем является подражанием сасанидским шлемам V в. - см., например, экземпляры, хранящиеся в Метрополитен или в Брюсселе. Характерно, что на прикамском экземпляре полосы золотой фольги несут исключительно декоративную функцию (что ставит под сомнение вопрос о получении этого шлекма в результате торговой операции).   []   (В приложении - цветная иллюстрация.)    []   Сасанидский шлем, V в. Метрополитен.    4. Тураевский могильник курган VII 1а. Костяк плохой сохранности. У изголовья - шлем. 20 х 15 см. "Верхняя часть изготовлена из цельнокованой железной пластины, к которой снизу при помощи частого ряда заклепок с медными головками диаметром 6-7 см приделана железная полоса шириной 5 см. Спереди полоса имела наносник. По оси шлема приклепана толстая серебряная полоса с М-образными вырезами. Этакая же пластина, но с узором в виде вырезанных пирамидок, украшает и нижнюю часть шлема" . По бокам нижней полосы - обоймы, бармица длиной 18-20 см.нашита на толстую кожу. Кон. 4 - нач. 5 вв. Формой - бандхельм - этот шлем похож на Вендель XIV. И, по некоторой иронии, шлем из Тураевского могильника вписывается в пустующую ячейку классификации Греты Арвидссон - его можно было бы отнести к группе А 2.  В скобках отметим, что половинки позднеримского шлема из Аугсбурга были скреплены при помощи серебряной обшивки. Возможно, следы такого же способа крепления имеет и шлем из Дёрне (Голландия).    []    5. Худяковский могильник, погр. 88. Одно из самых богатых погребений Худяковского могильника. Шлем сфероконический, с высокой тульей, состоящей из полос. Сверху заканчивается полусшерическим навершием. Имеется защита лица: наносник и окуляриум, то есть полумаска!   В принципе, это единственная известная нам полумаска, которую можно было бы назвать одним из прототипов вендельских окуляров. К сожалению, шлем недостаточно подробно описан и слишком схематично нарисован, чтобы можно было делать далекоидущие выводы. Неизвестно, как эта полумаска крепилась к шлему. Яйцеобразная форма и ярусное строение купола с поперечными обручами уводит нас в мир сарматских древностей (хут. Городской, граффити из Дура Европос и т.п.).    []    6. Суворовский 30. Верхняя часть шлема выкована из целой железной пластины, укрепленной крест-накрест медными заклепками. Изнутри к этой части, внизу, прикреплен медный обод, по нижнему краю которого пущена железная полоса, переходящая спереди в наносник. Сзади к шлему на двух петельках подвешена серебряная пластина, которая крепила шлем к одежде или панцирю - или что-то к шлему. Одновременно эта пластина прикрывала шею сзади. По бокам шлема на двух петельках подвешивались пластины бармицы. На самой ранней иллюстрации у Геннинга есть окуляр.    []      Суворовский 20. Остатки шлема и серебряных обкладок (аналогичный Тураевскому 7/1 а?). Судя по антропологическому материалу, владелец шлема обладал более выраженными монголоидными чертами (низкий нос, широкие скулы), чем в среднем по могильнику.     К этой же категории, скорее всего, отноясятся шлемы из следующих погребений: Первомайский 9, Кудашевский 5, 7, 10, 24; Тураевский 5/1 а, 8/1 а.  Здесь мы видим две основные тенденции: полусферические шлемы - т.н. черепники (высота до 15 см) и сфероконические, или яйцеообразные (от 15 см). Можно предположить, что первая тенденция имеет западное происхождение, а вторая - восточное (сасанидское или сарматское, напрямую или опосредованно).    2.2. Ажурные шлемы    1. Шлем из погр. 782. Тарасовского могильника. В статье "Шлемы Тарасовского могильника" это погребение называется женским , а в публикации памятника - мужским . Железный шлем с нащечниками и бронзовыми накладками 20 х 13,5 см. Состоит из узких железных вертикальных пластин. Наверху находится пластина круглой (?) формы. К ободу шлема была приклепана узкая бронзовая пластина с насечками по краям. Шлем в ногах. Аналоги неизвестны (сарматские древности, шлем у хут. Городецкий?). По мнению С. Бадаева, подобные шлемы могли являться местнфыми подражаниями описанным ниже ажурным шлемам.   []    2. Нивский 80. Шлем собран из 32 железных пластин шириной 1,0-1,2 см. Высота - 17 см. Диаметр - 21 см. Каркас: обод (ширина 1,6 см) и две перекрещивающиеся полосы. Каждый из четырех секторов, образованных перекрещивающимися полосами, заполнялся вначале одной длинной полосой, затем по обе стороны от нее крепились полосы короче, и в последнюю очередь между всеми просветами одного сектора вставлялись еще четыре коротких полосы. Все заклепки на шлеме медные. Сверху шлем представлял собою многолучевую розетку. Снизу к шлему на медных заклепках прикреплена железная петля. Возможно, у шлема были накладки - в погребение найдены железные и бронзовые изогнутые пластины с остатками заклепок .  3. Суворовский 27. Шлем собран из 32 железных пластин шириной более 1 см. Высота 16 см, d у основания - 21 см. Основа - обод и две перекрещивающиеся полосы. Все остальные полосы имеют раздвоенные концы. "На одной половине обода находились четыре отверстия, куда прикреплялись особые двух- и трехзвеньевые прутики, удерживававшие пластины бармицы, защищавшей лицо и шею.  Внутри шлема сохранились куски шерстяной ткани и кожи..." . О находках пластинчатой бармицы подробнее ничего не говорится, но если это так, то еще одно вендельское "ноу-хау" обрело свои протоформы.   []      К этой же категории, возможно, относятся шлемы Тюм-Тюм 36, Нивский 10.   Ближайшую аналогию им представляет ажурный бронзовый шлем из погр. 6 у ст. Тбилисская. Он имеет каркас из обруча и трех бронзовых полос одинаковой длины (40 см), соединенных в центре железной заклепкой и образующих шестилучевую фигуру . "К каждому сектору прикреплены три полосы с верхними раздвоенными концами - одна длинная, две короткие". По бокам шлема - по две петельки с остатками железного стержня внутри. Здесь, вероятно, крепились нащечники. Сзади обруча - длинные витые проволочки с петлями на концах (по три пары), скрепленные внизу между собой насечками с тремя петельками. Шлем из погр. 6 у ст. Тбилисская датируется второй половиной II - первой половиной III вв. н. э.    []   Тбилисская, 6.  А. М. Хазанов вслед за М. И. Ростовцевым выводит подобные шлемы с территории Ирана. Автор комментария ко второму изданию "Очерков военного дела сарматов", А. В. Симоненко, предлагает пока "ограничиться констатацией существования типа" . И. А. Бажан и О. А. Гей в своей статье "К вопросу о датировке "Прикамских" ажурных шлемов" уверенно относят их к "кругу "сармато-парфянских" шлемов" и считают переходным этапом "от цельнометаллических античных шлемов к составным средневековым" , занижая дату до второй половины II - первой половины III вв. н. э.  Но посмотрим на западные аналогии. Первым решетчатым шлемом, попавшим в поле зрения археологии, был серебряный шлем из Торсберг, Дания. Шлем происходит из болотистой местности в Шлезвиг-Голштейн (южной части Ютландии). Был найден в ходе раскопок 1858-1861 гг., в торфянике, вместе с другими находками (оружием, конской упряжью, одеждой, фрагментами тканей, украшениями, монетами, золотом, орудиями труда, частями телег, сельскохозяйственными инструментами).  Серебряный шлем украшен вдавлениями и "жемчужинами" и представляет собой черепник, состоящий из перекрещивающихся полос. Возможно, имеет юго-восточное происхождение (такого мнения придерживались и А. Альфёльди , и Й. Бренстед ). К шлему прилагалась маска, однако неизвестно, могли ли они использоваться вместе.   []    Там же был найден бронзовый шлем, от которого сохранились только широкая продольная полоса каркаса и большая часть защиты шеи. Орнамент из розеток и венков указывает на него римское происхождение.  Возможно, шлем украшали маленькие бронзовые накладки. Шлем датируется III в. н.э.  Возможно, это шлем сарматский - но, вроде бы, привычка топить ценности в болоте - чисто германская черта.      Узкий крестовой каркас ажурных шлемов из Суворовского могильника 27, Нивского 80 и, по всей видимости, Тюм-Тюм 36 аналогичен внутреннему крестовому каркасу шлема из Концешт. Внешний крестовой каркас имеет ажурный шлем Вальсгерде 6. Нельхя также забывать и о шлемах, состоящих из только крестового каркаса - например, Бенти-Гренж (Англия).    Среди шлемов вендельского периода ажурными деталями, как уже говорилось выше, обладают три шлема: Ультуна, Вальсгерде 6 и Вальсгерде 5. Ближе всего к прикамским образцам стоит шлем из погребения Вальсгерде 6, состоящий из венца, внешнего крестового каркаса и четырех секторов, заполненных Y-образными пластинами. Вальсгерде 5 представляет собой синтез бандхельма второго типа и ажурного шлема.       3. Лесной мир  Так, возвращаясь к аналогии про лестничную площадку, сколько же выходит на нее дверей и кто живет в квартирах?   Большинство исследователей сходятся во мнении, что некрополи в бассейнах Южной Камы и Вятки оставлены некой немногочисленной группой пришлого населения, в той или иной степени ассимилированной местным населением, и считают возможным "скорее предположить ее европейское, нежели азиатское происхождение" .   На основании аналогий с причерноморским материалом (например, пряслица и удила из Тураевского могильника), В. Ф. Геннинг предполагает связь этого населения с черняховской культурой . Сходной точки зрения придерживается и Р. Д. Голдина, связывающая воинские захоронения на территории прикамских могильников с "мигрантами-черняховцами" . Исследовательница выделяет две волны пришлого "юго-западного" населения: III- начала IV вв. и кон. IV - нач. V вв . Вторая волдна миграции, возможно, связана с нашествием гуннов.   В этих погребениях содержатся различные типы наступательного и защитного вооружения, не имеющего прототипов в местном материале. Преимущественно мужские, богатые на оружие ("на каждое мужское захоронение приходилось 13,5 единицы оружия", отмечает Голдина ) и прочий инвентарь (в т.ч. конские уздечки). Размеры ям больше, чем в местных некрополях. Курганные насыпи в некоторых случаях не фиксируются (Азелинский и Суворовский могильники).  Голдина вспоминает цитату из готского историка Иордана о короле Германарихе: "Немало древних писателей сравнгивали его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов" . М. Б. Щукин отмечал, что, "если верить Иордану, Германарих оперировал где-то в глубинках лесной зоны Восточной Европы" - что имело стратегический смысл для готского короля, если вспомнить о Балто-Волжском торговом пути, по которому в Европу шли серебро с Востока и пушнина из Прикамья .  Р. Д. Голдина находит и другое объяснение возможного "интереса" германского и степного населения к лесному миру. Причиной его могло стать нашествие гуннов, вытеснивших это условно германское население с занимаемых им ранее мест.  Трудно судить, насколько европейское происхождение имели прикамские шлемы. Собственно, кроме Тар. 6 и Тураевского 7/1 а, в которых чудится нечто римское (римско-германское), остальные шлемы вполне могли быть заимствованы непосредственно у аланов - вместе с головами, их носившими, или отдельно, в качестве трофеев или платы за что-либо. Такая версия кажется даже в чем-то более правдоподобной.    Но для нас очень интересно вот что. Что бы не происходило в Прикамье на рубеже IV и V вв., оно во многом повторилось через 200 лет, на другой окраине Европы.  М. Б. Щукин считал, что начало вендельского периода в Скандинавии не может не быть связано с возвращением части готов, изгнанных из Римской империи, на историческую прародину. Вот и еще один сквозный мотив, развивать который мешает только одно незначительно обстоятельство - ни в Прикамье, ни в Скандинавии нет типичных для готов шпангенхельмов. Местные формы шлемов выходят непосредственно из синтеза позднеримских и сарматских шлемов, совершившегося, по-видимому, в смешенном германо-сарматском (военном) обществе.    Выводы.  В докладе предпринята попытка проследить основные тенденции развития европейских шлемов IV-VII вв. и определить место шлемов из бассейнов Южной Камы и Вятки в этом круге древностей. Автор приходит к выводу, что в V в. н.э. обозначились две традиции развития шлемов, которые можно условно обозначить как "центральную" и "периферийную". Первая представлена каркасными сфероконическими высокими (> 15 см) шлемами, с 4 или 6 подтреугольными или миндалевидными сегментами. Это классические шпангенхельмы типа Бальденхайм и т.п. Можно с уверенностью говорить об их восточном (сасанидском и/или сарматском) происхождении.  Шлемы, относящиеся к "периферийной" традиции, ближе к позднеримским экземплярам - с низким куполом (высота 13-15 см), внутренним или внешним крестовым каркасом, склепанные из двух частей - цельнокованных или же сложносоставных. Однако с этими шлемами связаны и такие своеобразные восточные детали, отсутствующие у шпангенхельмов, как декоративные надбровья, полумаски, бармицы из пластин на шарнирах. В серии встречаются ажурные шлемы.  Учитывая исключительность находок шлемов, следует обратить внимание, что серии шлемов, обладающих сходными признаками, в V в. встречаются в Прикамье, в VI в. - в Англии (Саттон Ху, Бенти Гренж), а в кон. VI - нач. VII вв. - в Средней Швеции. Кажется возможным предположить если не сходные исторические условия, то хотя бы миграции более или менее тождественных групп населения. Традиционно (Геннинг, Голдина, Щукин и др.) эти группы населения связываются с готами и черняховской культурой. Но тогда остается вопрос, почему же готы, носители "центральной" традиции, приносили с собой на переферию ойкумены другой, "периферийный" набор шлемов? Возможно, имеет смысл предположить более интенсивное влияние сарматских и сармато-германских смешанных групп.

Красиво. А что можно сказать об изменении символики с течением времени?
Как то менялись персонажи на амулетах?
Может быть можно проследить изменения в религии с течением времени?
Какой период времени охватывает вот эта подборка?

Сложные и конкретные вопросы, не знаю может ответы можно найти где-то в многочисленных статьях о пермском зверином стиле, очень хороший сайт , там собранно много статьей разных авторов с разными мнениями http://www.perm-animal-style.ru/science/
Кажется средневековая Пермь (Биармия) была империей (как и Византия) если сравнить вот это:) 


---


Maxim Ryabchikov сказал(а):

Красиво. А что можно сказать об изменении символики с течением времени?
Как то менялись персонажи на амулетах?
Может быть можно проследить изменения в религии с течением времени?
Какой период времени охватывает вот эта подборка?

а можно сравнить с империей Хеттов у них ещё ранее этот символ есть .

Как я и думал - на картинках с сетчятым продолговатым хвостом это не ящер и не рыба , это бобер .

 cheremis, Найденно в Марийской деревни Удмуртии - в д. Ныргында Каракулинского района. Ваши предки с этим сваязанны? Если да, то как?

Всадник на ящере Божество на ящере, означающем Нижний мир, обитель мертвых. Ящер проглатывает головы – жизни, затем они в виде зародышей – головок лосей возрождаются к новой жизни. Крылатые собаки несут души Богине, которая направит их в чрево женщин для нового рождения. Божество – крылатый человеколось - регулирует процесс смерти и возрождения. VI-VIII вв. Место находки – д. Ныргында Сарапульского района Удмуртии. Бронза, литье. 100х182 мм. Государственный Эрмитаж.

-------------------------------------------------

Удмуртия с древности до 18 века
31.01.2013 14:18

 

Древняя бронзовая бляха, обнаруженная в Ныргынде

Ныргында - деревня в южной части Каракулинского района Удмуртии, где сделано несколько интересных археологических открытий. Это, в первую очередь, ныргындинская стоянка бронзового века, относящаяся к концу второго тысячелетия до нашей эры. Здесь обнаружен наконечник стрелы подтреугольной формы, имеющий выемку у основания и выполненный из зеленоватого сланца, а также несколько фрагментов керамики.

К более поздней эпохе относится ныргындинский могильник пьяноборской культуры, распространенной в конце 1 тысячелетия до н.э. - первой половине 1 тысячелетия н.э. в Нижнем Прикамье и в бассейне Вятки.

Обнаруженная здесь же, в Ныргынде, ажурная бронзовая бляха датируется VI-VIII веками нашей эры и представляет собой замечательный образец древнего искусства. На ней изображены животные. Внизу - подобная крокодилу рептилия с семью проглоченными рыбами в животе, пожирающая некое существо (возможно, моллюска или рыбу). Над змеем изображены головы лосей, а еще выше - 3 птицы, чем-то напоминающие доисторических крылатых рептилий - птеродактилей. В самом центре бляхи под головой лося можно различить человеческое лицо.

Судя по всему, это изображение символизирует представления о нахождении человека в центре мироздания, а звери олицетворяют водную стихию, сушу и небо.

http://udmurt-history.ru/udmurtiya-s-drevnosti-do-18-veka/archeolog...

---

http://www.myudm.ru/node/41437

никак не связаны . Это же бронзовый век . Только через пермских финнов . Отец же у меня удмурт . Марийцы в тех краях поздние насельники . Марийскую прародину видят на Ветлуге . А так рядом с удмуртской деревней отца знаменитый Кузьминский могильник - в котором нашли фигурку человека-орла и с которого нарисовали герб Удмуртии . В нём даже остатки византийского шёлка нашли . Охото что-то купить металлоискатель и походить по заброшенной деревне откуда бабушка родом - там ни одного дома не осталось . Зато оттуда раскулаченный прадед .

RSS

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования