Uralistica

Коми-Пермяцкий округ – центр финно-угорской культуры в Пермском крае, где сохранились язык, верования, обряды, традиции, искусство, под влиянием которых формировался национальный характер народа.

В силу недостаточности информации о культурном ландшафте округа, слабо развитой  инфраструктуры, отсутствия системы управления в сфере туризма на местном уровне и партнерства между музеями и туристскими организациями, инвестиций – он оказался в стороне от популярных туристско-экскурсионных маршрутов, хотя природное и историко-культурное наследие региона – богатый материал для развития культурного туризма. Немалые культурные ресурсы – ботанические и водные памятники природы, археологии, истории, культуры, почитаемые места, замечательные люди, национальная кухня (пельмени с разной начинкой, картофельные кулиги, крупяные шанежки, пироги с «пистиками» - весенними побегами полевого хвоща,  ягодами, овощами, пиво и брага), богатая обрядовая культура с ярким отражением отголосков языческой религии («кабала», «культ старых», «быкобой», «обряд смены травы», календарные праздники, вера в лешего, водяного, чудов, колдунов…), народные герои Кудым-Ош,  Пера-богатырь –  вызывают огромный интерес у приезжих туристов.

Каждый район округа интересен и уникален. Кудымкар – единственный город в округе, издавна сложившийся  исторический, административный, культурный центр. Неповторимый облик городу придают городище, Свято-Никольская церковь, парк им. И. Я. Кривощекова, памятники Кудым-Ошу и художнику П. И. Субботину-Пермяку. В Кудымкаре сосредоточены все центры по сохранению и развитию коми-пермяцкой культуры: Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка – хранитель истории с древнейших времен; далеко за пределами края известен Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького; высокий уровень исполнительского мастерства отличает профессиональный ансамбль «Шондыбан»; большую работу по организации фестивалей проводит Коми-Пермяцкий этнокультурный Центр. В Кудымкаре с 2007г. ежегодно в начале июня проводится праздник «Акань»  (Кукла), с 2009г. в день города 10 июля – «Чудный карнавал».

В Кудымкарском районе в 40 км от Кудымкара находится комплекс «Строгановская окраина» с примыкающим сосновым бором, связанный с деятельностью графа С. Г. Строганова. Села Егва, В.-Иньва, Пешнигорт – родина  многих коми-пермяцких  писателей, авторов национальных учебников, место культовых памятников, почитаемых мест «Проня-ключ», «Дема-ключ». В д. Кекур, близ города, работает фольклорный коллектив «Бичир» (Искра), в репертуаре которого все календарные праздники с песнями, играми. В урочище Сухой Лог увековечено место расстрела жертв политических репрессий. В с. Белоево проживает мастер-керамист И. И. Канюков, в изделиях которого оживают древние пластические традиции. Село В.-Юсьва стало местом ежегодного проведения праздника «Ай да, рыжик!».

Юрлинский район почти полностью заселен русским населением. Елово-пихтовые леса, разнообразный животный и растительный мир, красивый ландшафт, памятники архитектуры и музей истории района – главные примечательности района.

Бережно сохраняют обычаи и традиции в их аутентичной форме в Кочевском районе: возрождены обряды «Турун вежан лун» (День смены травы), «Быкобой», по особому празднуется Троица (Строча). Незабываемые воспоминания оставляют деревянные «чуды» Е. Ф. Утробина из д. Пармайлово.  Этнографические коллективы д. Кукушка, «Мича асыв» представляют культуру коми-пермяков в России и за границей. Посещаемым местом является урочище Таркэмыс, где бежит ключ со «святой водой». Наиболее известны районный музей этнографии и быта, музей истории спецпереселенцев и жертв политических репрессий в с. Юксеево.

Косинский район славится лесными и речными богатствами, гордится многими известными людьми, родившимися здесь. Сохранившиеся обряды поминовения «старых», лошадиный праздник «Гаврилов день» вызывают неподдельный интерес.

Единственным сохранившимся памятником деревянного зодчества в Гайнском районе является церковь Св. Николая (1910) в д. Монастырь в 40 км от пос. Гайны. Содержательными экспозициями располагает Гайнский краеведческий музей им. А. Я. Созонова. Имеются условия для сплавов по рекам Весляна, Тимшер, походов на озера Нахты и Адово, изобилие грибов и ягод, отличные рыбалка и охота. В урочище Пармаяг поставлен крест на месте крещения коми-пермяков Стефаном Пермским. Масштабно проходит праздник «В гостях у Перы-богатыря», в Керосе возрожден Сабантуй.

Юсьвинский район известен находками палеолита по берегам Камского водохранилища. В центральном селе Юсьва работает музей истории и культуры района. Примечательные культовые сооружения находятся в селах Архангельское, Купрос, поселках Майкор и Пожва. В истории Пожвы, колыбели отечественного паровозо- и пароходостроения, заметный след оставили Строгановы и Всеволожские. Архитектурный комплекс 18-19 веков составляют доменные цеха, плотина, усадьба заводовладельца князя Львова, Свято-Троицкая церковь в классическом стиле. Много интересного хранят библиотека-музей им. П. М. Казанцева, музей Пожвинского машиностроительного завода. Район – родина многих ученых. С 1995г. в с. Архангельском проводится праздник первого снопа «Зажинки».

Современная Парма – это неповторимая по красоте, экологически чистая природа; сохранившаяся самобытная культура, мировоззрение и традиции, соединившие в себе язычество и христианство, вобравшие многовековой практический опыт. Парма приглашает и ждет гостей.

http://www.subbotin-permyak.com/index.php?id=60&L=emeyblpue

-----

Ежегодные события

Межрегиональный фестиваль куклы «Акань» - 1-4 июня, г. Кудымкар

Фестиваль обрядовых культур «Гаврилов день» - 26 июля, д. Бачманово Косинского района

Праздник «Сабантуй» - июль, п. Керос Гайнского района

Праздник уборки первого снопа «Зажинки» - август, с. Архангельское Юсьвинского района

Праздник «В гостях у Перы-богатыря» - август, с. Гайны

Праздник «Ай, да рыжик!» - сентябрь, с. В-Юсьва Кудымкарского района

http://www.subbotin-permyak.com/index.php?id=61

-----------

На территории Коми-Пермяцкого округа насчитывается более 30 общественных, школьных, муниципальных музеев разного профиля, которые отражают в своих коллекциях и экспозициях историю своих учреждений, культуру и быт коми-пермяцкого и русского народов. Среди них 6 муниципальных музеев, функционирующих во всех районах Коми-Пермяцкого округа:

Гайнский краеведческий музей им. А. Я. Созонова

619650, Пермский край, п. Гайны

ул. Дзержинского, 37а

тел./факс (8-34245) 2-10-83, e-mail:muse.elena2010@yandex.ru

Директор Степанова Елена Григорьевна

 

Музей истории Юрлинского района

619200, Пермский край, с. Юрла

ул. Гагарина, 18

тел. (8-34294) 2-13-66

Заведующий музеем Бахматов Анатолий Андреевич

 

Кочевский музей этнографии и быта

619320, Пермский край, с. Кочево

ул. Титова, 3

тел. (8-34293) 9-19-87

Заведующая музеем Микитюк Лариса Федоровна

Кувинский краеведческий музей «Исток»

619558, Пермский край, с. Кува

ул.  Ленина, 1  

тел./факс (34260) 3-16-48, e-mail: ice iiiii@mail.ru

Директор Тебеньков Денис Анатольевич

 

Косинский этнографический  музей

619430, Пермский край, с. Коса

ул. Мира, 11

тел./факс (8-34298) 2-22-90, 2-16-45 – районный отдел культуры

e-mailkocamuseum@mail.ru

Заведующий Мартынов Михаил Егорович

 

Юсьвинский музей истории и культуры

619170, Пермский край, с. Юсьва

ул. Красноармейская, 16 

тел. (8-34246) 2-83-83 

Заведующая музеем Щекина Валентина Николаевна

http://www.subbotin-permyak.com/index.php?id=62

----------

г. Кудымкар (код связи 34 260)

Объекты общественного питания:

1.Кафе «Блюз» - 48 посадочных мест  (далее – п. м.), ул. Лихачева, 52. Тел. 4-49-32,

 4-85-85

2. Кафе «Глюкоза». Тел. 4-53-70

3. Кафе «Янтарь» - 50 п. м., ул. 50 лет Октября, 12. тел. 4-57-91

4. Кафе-клуб «Метелица» -70 п. м., ул. Революционная, 15а. Тел. 4-65-35, 4-81-67

5. Столовая (предприятие общественного питания Коми-Пермяцкого окрпотребсоюза) - 60 п. м., ул. М. Горького, 19. Тел. 4-58-38

6. Столовая, ул. 50 лет Октября, 30. Тел. 4-59-87

7. Кафе «RED-bar» - 20 п. м., ул. Свердлова, 117

Гостиницы:

1. Гостиница «Парма» - 60 мест, ул. 50 лет Октября, 42. Тел. 4-59-97 (стоимость проживания в сутки от 1000 до 2000 руб.)

2. Комнаты отдыха автовокзала – 16 мест, ул. Калинина, 65 (работают с 17 до 10 час., 260 руб. за место в сутки). Тел. 4-11-66, 4-12-66-диспетчер

с. Кува Кудымкарского района (код связи 34 260)

Дом отдыха с сентября по апрель, лагерь отдыха для детей с мая по август – 96 мест (корпуса на 15 чел., санузел, душ). Стоимость проживания в сутки 200 руб., питание 250 руб. Мангал, котелок, лыжи, снегоход, бильярд предлагаются напрокат. Услуги автобуса ПАЗ из г. Кудымкара 2800 руб., из города и обратно 3000 руб. Тел. (34260) 3-55-36, 4-54-67 – бухгалтерия в Кудымкаре.

с. Юрла

1. Закусочная ООО «Спутник» - 46 п. м.,  ул. Октябрьская, 46

2. Кафе-бар «Люкс» - 66 п. м., ул. Гагарина, 7

с. Кочево

1. Столовая Кочевского райпо – 36 п. м.,  ул. Калинина, 14

2. ООО «Новак» - 20 п.м.,  ул.А. Хомяковой, 24

3. Закусочная ООО «Топаз» - 40 п. м., п. Октябрьский

с. Юксеево

Столовая Кочевского райпо – 24 п. м., с. Юксеево

п. Гайны

1. Столовая ООО «Барс» - 20 п. м.,  ул. Дзержинского, 29

2. Закусочная ООО «Грация» - 20 п. м., ул. Коммунистическая, 5

3. Закусочная ООО «Надежда»,  п.У-Весляна Гайнского района

4. Закусочная ИП Дорошенко, п. Серебрянка Гайнского района

Гостиницы:

1. Гостиница «ИП Созонов А.Г.» -15 мест,  ул. Дзержинского, 59

2. Гостиница Верхнекамской сплавконторы – 6 мест, п. Харино Гайнского района

с. Юсьва

1. Столовая Юсьвинского райпо –  60 п. м., ул. Советская, 12

2. Закусочная «ИП Руденко М.М.» – 23 п. м.,  ул. Советская, 3

3. Закусочная «ИП Распопова М.Н», ул. Пионерская, 12

п. Майкор

1. Закусочная Майкорского рабкоопа - 24 п. м., ул. Ленина, 83

2. Закусочная «ИП Кривощекова Н.А.» – 20 п. м., ул. Ленина, 69

п. Пожва

1. Закусочная Пожвинского рабкоопа – 120 п. м., ул. Судомеханическая, 11

2. Закусочная Пожвинского рабкоопа – 36 п. м.,  ул  Ленина, 59 

http://www.subbotin-permyak.com/index.php?id=63

----

-------

Все эти условия – идеальное место для отдыха:

  • семейного (сельский и экотуризм);
  • молодежного (экстремального) – сплавы по рекам Весляна и Тимшер, походы  на озера Нахты и  Адово;
  • культурно-исторического (историко-архитектурные комплексы  «Пожва», «Кудымкар- центр национальной культуры», «Строгановская окраина»;
  •  этнотуризма – «Кочево - Пармайлово»,   «Юсьва - Чинагорт».
---------
---------------------------------------------

Этнотуризм

Коми-Пермяцкий этнокультурный центр принял участие в выставке «Туризм и Отдых-2011», проходившей с 14-го по 17-ое апреля в выставочном центре «Пермская ярмарка».
На выставке были представлены туристические ресурсы Гайнского, Кочёвского, Юсьвинского и Кудымкарского районов. Сегодня здесь ведется разработка туристических маршрутов. Так, Гайнский район предлагает маршруты к озёрам Адово и Нахты, сплавы по рекам Утьва, Весляна, Кама и Тимшор. Кочёвский делает ставку на событийный туризм, Юсьвинский и Кудымкарский районы -- на обрядовые праздники, такие как «Зажинки» в селе Архангельском или Троицкие гуляния у Прони-ключа под Самково. Многие посетители выставки интересовались временем проведения фестивалей «Уральский валенок» и «Акань» в Кудымкаре, «Ай да Рыжик!» в Верх-Юсьве. Задавались вопросы о коллективных турпоездках в округ для студентов и школьников.
Этнокультурный центр стал единственным представителем Коми-Пермяцкого округа на выставке «Туризм и Отдых- 2011» и был отмечен дипломом «за профессиональное представление возможностей внутреннего туристического продукта Пермского края».
Дмитрий Никитин.
---------------------------------------------------

Кудымкар - единственный коми-пермяцкий город. Ученые считают предшественником современного Кудымкара древнее Кудымкарское городище - Изъюр («Красная горка»), которое было основано в VII веке на левом берегу реки Кува. Обнаружить это самое высокое место в городской черте вполне можно и сейчас. Обязательно сходите туда и полюбуйтесь открывающейся панорамой окрестностей.

 

Автор фотографий - nufka7777777

 

   С этой смотровой горки совсем чуть-чуть пройти до Коми-Пермяцкого национального музея им. П.И. Субботина-Пермяка. Он открыт в доме, где в 1908-1923 гг. проживал сам Петр Субботин-Пермяк, который и основал краеведческий музей. Сам он, безусловно, самый знаменитый коми-пермяк – является известнейшим художником-авангардистом начала XX века, был профессором живописи, краеведом. В помещениях музея много памятный вещей, посвященных его жизни и творчеству. Особое внимание советуем уделить этнографической коллекции: на полках лежат набивные дубасы (своеобразные сарафаны), тканные из шерсти и льна пояса и другие элементы традиционного коми-пермяцкого костюма, набойные деревянные доски для ткани, прялки, веретена, сундуки, украшенные резьбой, знаменитой обвинской и кунгурской росписью, изделия берестяного промысла. Здесь же вы сможете увидеть предметы знаменитого пермского звериного стиля, культовую деревянную скульптуру, сасанидское серебро VII-VIII вв.

 

Автор фотографий - info-vestned

 

Автор фотографий - info-vestned

 

Автор фотографий - info-vestned

 

Автор фотографий - info-vestned

 

   Далее рекомендуем отправиться к церкви Святого Николая Чудотворца (построена в 1795-1800 годах), которая считается первым каменным зданием Кудымкара (ул. Советская, 33). В 1892 году ученый и известный картограф Иван Яковлевич Кривощеков предусмотрительно высадил вокруг церкви саженцы лесных и садовых растений. Больше века сад стоит неприкосновенным – первый кудымкарский парк назван в честь своего создателя и является любимым местом отдыха горожан.

 

Автор фотографий - info-vestned

 

Автор фотографий - info-vestned

 

Автор фотографий - Olga*

 

   Конечно же, у коренного населения есть своя, более живописная версия о создании города. По преданию, Кудымкар был основан в стародавние времена вождем чудского племени Кудым-Ошем, главным героем коми-пермяцкого эпоса, который был сыном колдуньи и медведя. Богатырь до сих пор «охраняет покой» своего города: в 2008 году на центральной площади столицы была установлена каменная скульптура «Сказание о Кудым-Оше». Вождь коми-пермяков держит в руке жезл - символ пама (главы рода), а сопровождают его сова и медведь. Считается, что нужно прикоснуться к лицу Кудым-Оша и получить частицу его мудрости и силы. А в 2011 году картинка с легендарным богатырем появилось на одной из кудымкарских пятиэтажек. На переднем фасаде нарисованы огромные колосья, но если взглянуть на дом с торца, они трансформируются в портрет Кудым-Оша. Автор изображения - пермский стрит-арт художник Александр Жунев.

 

   

Автор фотографий - Елена

 

Автор фотографий - Елена

 

   Кстати, местные жители - отличные мастера-резчики. Сегодня город украшает забавный деревянный памятник работы Владимира Москалева (изготовлен в 2009 году) - Крокодил Гена и Чебурашка (ул. Лихачева, 52).

 

Автор фотографий - Елена

 

   Еще один национальный промысел, которым славен Кудымкар - пимокатный. Пимы (они же валенки) уже более семи десятков лет успешно производят в пимокатном цехе. Сюда обязательно стоит зайти, чтобы собственными глазами увидеть буквально «домашний» процесс создания вяленых изделий на почти самодельном оборудовании-ровеснике цеха: «трепалках», «чесалках» и молотковой машине. В небольшом цехе старательно трудятся около десятка мастеров – у всех солидный опыт работы и они с радостью расскажу много интересного. Шерсть для пимов здесь закупают в Башкирии или даже получают от самих горожан. В месяц из рук работников кудымкарского пимокатного цеха выходит 200-300 пар добротных валенок. Купить их можно прямо в магазине при цехе.

 

Автор фотографий - zaikaa

 

Автор фотографий - zaikaa

 

   Нельзя обойти вниманием и коми-пермяцкую кухню. Непременно попробуйте блюда из грибов - белых, груздей и рыжиков, пельмени и пирожки с пистиками, супы из пистиков и пикана. Из напитков вам предложат «Ырош» (овсяный квас), который замечательно подходит к ароматным жареными пельменям (с медвежатиной и другими необычными начинками). А к пирожкам-посикунчикам здесь принято подавать вкуснейший клюквенный соус.

   Стоит подробнее рассказать об окрестных достопримечательностях. В центре села Верх-Юсьва (11 км от Кудымкара), около целебного родника, в 2010 году в ходе традиционного фестиваля «Ай да Рыжик!» был установлен большой памятник рыжику.

   В 35 км (около 20 км от Кудымкара - сначала на север, потом по указателю налево) – старинное село Кува, которое возникло еще в середине XIX при чугунолитейном заводе. Здесь отлично сохранилось здание заводоуправления на берегу пруда (недавно реконструирован), на втором этаже располагается краеведческий музей «Исток». В его экспозиции представлены предметы крестьянского быта, продукция местного завода, занятная коллекция зеркал (контакты ниже).

   В километре от Кувы находится деревня Важ-Пашня. В конце позапрошлого века здесь был заложен роскошный парк в честь графини Софьи Строгановой. Местные жители рассказывают, что некоторые деревья специально высажены так, что с высоты читается «Софья». Хотя поверить в это сложно - кругом ровные ряды сосен, елей и берез, хотя можно развлечься, пытаясь угадать, какие деревья выбиваются из общей схемы.

   Не обделено достопримечательностями и село Пешнигорт (8 км от Кудымкара) – здесь процветает дендрарий, созданный энтузиастом-лесоводом Анатолием Нешатаевым и учениками сельской школы. В учебных теплицах выращивается необычная для этих широт растительность - вяз, ильм, дуб, барбарис, голубая ель. А в школьном дворе на горке созданы кедровый и лиственничный боры, заложена дубовая роща. Отсюда сверху открывается великолепная панорама на Пешнигорт, реку Иньву и окрестности.

 

Автор фотографий - Permian

 

   Контакты:

   Коми-Пермяцкий национальный музей им. П. И. Субботина-Пермяка (адрес: Россия, Пермский край, Кудымкар, ул. 8 Марта, 27. Тел.: 8 (34260) 45-09-1, 9.00-18.00, кроме пн).

   Кудымкарский пимокатный цех (адрес: Россия, Пермский край, Кудымкар, ул. Калинина, 102. Тел.: 8 (34260) 4-21-32, экскурсии бесплатно).

   Краеведческий музей «Исток» (адрес: Россия, Пермский край, Кудымкар, ул. Ленина, 1. Тел.: 8 (34260) 3-16-48, пн-пт 10.00-16.00, сб-вс по заявкам).

 

   Как добраться:

   Выезжаем из нее по Западному обходу (автотрасса Р242) и двигаемся по маршруту: Пермь - Краснокамск - Нытва - Карагай – Кудымкар. Можно добраться сюда и на поезде, тогда стоит выходить в Менделеево на одноименной станции и 100 км ехать по дороге на автобусе либо попутке.

http://nashural.ru/Goroda_i_sela/kudymkar.htm

Просмотров: 2926

Ответы на эту тему форума

17 причин влюбиться в Коми-Пермяцкий округ

1.ПЕРВЫЙ СРЕДИ НАЦИОНАЛЬНЫХ, ИЛИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛЮКСЕМБУРГ

Коми-пермяки - коренное население Прикамья. Один из финно-угорских народов Приуралья. К финно-уграм относятся также - венгры, финны, эстонцы, карелы, удмурты, мордва, ханты, манси, марийцы и т.д.

До 20-х годов называли себя просто пермяками, а также пермячами, пермянами. Сейчас используется этноним «коми-пермяки». 

От предков коми-пермяков - и знаменитый пермский звериный стиль, и деревянные боги.

Территория в древние времена именовалась в разных источниках как «Пермь Великая». Сейчас свою землю коми-пермяки называют "Пармой".

В 1472 году территория расселения коми-пермяков, Пермь Великая, вошла в состав Русского государства.

В этом году Коми-Пермяцкому округу - 90 лет. Он стал первым среди национальных округов РСФСР. Территория, населенная коми-пермяками, в особый национальный округ была выделена 26 февраля 1925-го года. Более 60% населения в нем коми-пермяки.

Через несколько десятков лет он снова стал первым. Первым кто потерял свою «автономность» - 1 декабря 2005 года Коми-Пермяцкий автономный округ перестал быть отдельным субъектом Федерации и вошел в состав Пермского края.

В состав округа входят 6 муниципальных районов и один город Кудымкар - столица Коми-Пермяцкого округа.

Площадь Коми округа - 32,9 тыс. кв. км, плотность - 4 человека на 1 кв. км.

Территориально округ превосходит такие государства, как Бельгия, Албания, Люксембург и занимает пятую часть всей территории Пермского края.

Для сравнения, площадь государства Люксембург - 2600 кв. км, плотность - 171 человек на 1 кв. км.
Все население округа составляет около 112 тысяч человек.

Пермские боги - один из главных символов Пермского края.
Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

2.КАКОЕ ПЛЕМЯ ДАЛО НАЗВАНИЕ МОСКВЕ?

Лысьва, Нытва, Гайва, Юсьва, Сылва, Усьва, Койва, Кама… Посмотрите на карту Пермского края - там много коми топонимов. Особо - оканчивающихся на «ва».

Часто повторяющееся «ва» - это «вода». Вы можете сказать, откуда «Москва»? А любой школьник в Коми-Пермяцком округе знает. По одной из многочисленных гипотез (скептики, специально для вас акцентируем - многочисленных гипотез), дали имя Москве финно-угры, в переводе на коми Москва - «коровья вода» (мöс - корова, ва - вода). Непоэтично и неблагозвучно, считаете? А Оксфорд на свое название не жалуется, в переводе он звучит как «бычий брод».

3. ПРО ЧУДСКИХ БОГАТЫРЕЙ И ЧУДЬ

Чудью коми-пермяки называют своих предков. На древней Руси так называли финно-угорские племена, к которым относятся и коми-пермяки, потому что у них «чудной язык».

Сохранились предания о чудских князьях и богатырях. О Юксе, Пуксе, Чадзе и Баче. (Их имена сохранились в названии населенных пунктов - Юксеево, Чазево, Бачманово и Пуксиб). И других.

В округе бытуют предания, как языческая чудь не захотела принять христианство и заживо похоронила себя - люди вырыли там, где жили, большие ямы, поверх - настил на бревнах, а затем все - старики, дети, женщины, мужчины - в эту яму спустились и столбы срубили. Старухи до сих пор ходят и кладут поклоны на их предполагаемые могилы, поминают "важсяэсо" (древних).

«При Стефане Пермском трудно нашим пришлось. Верили они в своих богов. Поэтому многие сами на себя руки наложили - захоронили себя в земле» (С.А.Салтанов, д. Чазево Косинского района).

По другой версии, чудь ушла под землю, опасаясь потерять свободу, и теперь живет там.

Но бывают другие чуды - мифологизированные существа. Как эльфы и гномы. Внешне чуды - карлики, ниже травы. Правда, когда они жили, небо было низко и можно было до него рукой дотянуться.

Коми-пермяки с чудами-де живут мирно и нередко друг дружке помогают. Иногда, правда, чуд, со скуки любит пошалить, но все же приносит больше пользы, чем вреда. Разновидностей чудов очень много: картачуд (чуд из хлева), керкучуд (из дома), банячуд (из бани), вэрчуд (из леса) и так далее. Поэтому даже внешне они отличаются друг от друга.

Здешние края, вообще, благодатное место для кладоискателей всех мастей. Черные археологи ищут «чудские клады» тех далеких времен - украшения пермского звериного стиля, посуду из иранского серебра. А местные, даже если находят какие-то артефакты, не трогают - если взять, можно гнев предков на себя вызвать.

4. КУДЫМКАР – ГОРОД КУДЫМ-ОША

В Коми округе только один город - это его столица Кудымкар, где живет чуть больше 30 тысяч человек.

Пару лет назад в Кудымкаре младенца родители назвали Кудымом - в честь героя коми-пермяцкого эпоса. Вдруг мальчику с этим именем будет проще жить, и он достигнет большой славы, подумали родители. Всякий мальчуган в Коми округе знает легенды о могучем Кудым-оше, основателе столицы округа - Кудымкара.

«... В древние времена, в прежние века, когда Иньва текла по другим местам, когда искала себе дорогу попрямее, жил-был крепкий, сильный народ, темноволосый, с кипучей кровью, а звали его чудь. Жила чудь в глуши лесной, но одолели их там злые враги, не стало от них покоя. И сказал тогда вождь племен, чудской пам Кудым-Ош: «Прекрасны наши места, да стоят далеко от Ойпеля, потому и не может он нас защитить. А сделаем-ка мы себе новые землянки на красной каменной горе (Изъюр) перед глазами Ойпеля да под его крылья, может, он защитит нас, как тетерев своих тетеревят, как мать маленького ребёнка».

Так на Красной горке, по преданиям – священном месте, где жил супруг Зарни Ань (Золотой Бабы), грозный бог северных ветров Ойпель, появилось городище Кудымкар. Много добрых дел сделал Кудым-Ош («ош» в переводе с коми – медведь) для своего народа, не зря коми-пермяки считают его своим защитником.

При нем бурно развивалась торговля, стали выращивать хлеб, благодаря ему у коми-пермяков появилось железо, налаживались связи с другими народами. Прожил он сто лет «да еще полстолька, и только потом к нему смерть пришла».

Подозвал он своих людей и сказал: «Когда я умру, положите меня в гроб, сделанный из кедра, окуйте его железным обручем, крепко закройте, чтобы ни одной капли воды туда не попало. А я посплю, сколько мне понадобится, и снова проснусь... Еще лучше вам устрою жизнь. Но и вы не живите впустую, ищите дорогу к своему счастью…»

Долго ждали люди, когда Кудым-Ош проснется и сделает их жизнь счастливее. И вот он вернулся …в виде скульптуры.

Ирина МОЛОКОТИНА
Кудым-Ош в центре Кудымкара.
Фото: Ирина МОЛОКОТИНА

Предания о Кудым-Оше автор проекта, скульптор Валентина Ракишева слышала с детства (она жила на Красной горке), – в том самом месте, где Кудым-Ош основал поселение. Она пыталась рисовать его чуть ли не с трехлетнего возраста. Под руководством Ракишевой трудилась целая группа, в которую вошли коллеги по институту – скульпторы Иван Сторожев, Вячеслав Просвирнов и архитектор Дмитрий Елимбаев. В процессе работы над памятником при переработке гипсовой модели перед отливкой подключился скульптор из Нижнего Тагила Владимир Павленко (пермяки знают его по анималистической фигуре медведя напротив Органного зала в центре Перми). Отливали Кудым-Оша мастера из Нижнего Тагила под руководством известного литейщика Владимира Митряева. Творческая группа трудилась над скульптурной композицией ровно девять месяцев.

А рядом появился портрет героя национального эпоса размером с пятиэтажный дом.

Ирина МОЛОКОТИНА
Автор работы - пермский художник Александр Жунев.
Фото: Ирина МОЛОКОТИНА

5. ЛЕШИЕ

Охотники и сегодня оставляют в лесу кабалу лешему - прошение на бересте и гостинец - пироги ли, цигарку, чтобы он, яг-морт (лесной человек), не вредничал. А пастухи и местные – чтоб помог им заплутавшую в лесу корову найти или козу.Практически вся нечистая сила в округе незлобливая и добродушная. Даже покойники возвращаются в мир живых не для мести, а, как правило, для того, чтобы оберегать живых и предупреждать их об опасности. Коми-пермяки – миролюбивы и дружелюбны, и философия по поводу всякой там нечисти соответствующая: если никого не обидишь, то и тебя не обидят.

6. ЧОЧКОМ МОРТ

В деревнях Коми округа не раз видели снежного человека. Да не одного. Целыми семьями, с маленькими дитятками видели! Кемерово, которое все пытается оттянуть на себя одеяло и объявляет себя родиной снежного человека, и не снилось такое количество йети.
Двухметровые мохнатые существа, по рассказам жителей Коми округа, передвигаются на четвереньках.

Коми-пермяки называют его «чочком морт», в переводе - «белый человек». Живут они «рядом» уже давно.

Еще в 1907 году в селе Архангельском Юсьвинского района известный этнограф Василий Налимов зафиксировал «феномен снежного человека».

Увидеть его можно и недалеко от цивилизации - города Кудымкара, показывается он и в дальних северных районах. В последний раз мохнатого зверя видели несколько лет назад в деревнях Мижуево и Серва Кудымкарского района. О снежном человеке судачат как о непутевом соседе: «Дак опять заявился. Идем в баню, а он - шасть по огороду».

Фото: Википедия

Замечают на территории Коми округа «белых людей» многие. В основном летом, в жару: кто - во время сенокоса, кто - собирая грибы и ягоды. Поговорят в деревнях, поговорят, да и забудут. Подумаешь, велика важность - «чочком морттэз». Не пакостят, не гадят. Ну, живут рядом и пусть живут, места много, всем хватит.

7. БЫКОБОЙ, ИНЬ ВЕЖАН ЛУН, ЗАЖИНКИ

В Коми округе свои праздники. Говорят, раньше был такой праздник - инь вежан лун (День смены жены), который отмечался в начале января. Менялись женами на день, неделю, а случалось, что и на всю жизнь. Менялись чаще семьи, где по каким-то причинам не было детей. Демографические проблемы решались просто и эффективно. Эту байку особо любят рассказывать коми-пермяцкие мужики. Ученые же этот праздник считают красивой легендой.

Скорее всего, это погрешности перевода. Инь вежан лун можно перевести и как «День смены жены», и как «День святой жены». Смысл прямо противоположный.

Максим КИМЕРЛИНГ
Фото: Максим КИМЕРЛИНГ

В Большой Коче в Кочевском районе проводится «Быкобой» (правда, не каждый год). Исстари повелось, что быков (бывало, по 100 голов) приносили в жертву, на сакральных местах, у речек, их закалывали и разделывали. А кровь - в реку (чтобы рыба ловилась, вода считалась священной, помогающей от всех болезней, и многие люди умывались ею) и на поля (чтобы урожай был). Мясо варили в больших котлах и устраивали общую трапезу.

Праздник первого снопа празднуют в Юсьвинском районе. Называется он зажинки – это символ начала жатвы. Зажинки проводят в начале августа, когда на полях созрела рожь и пшеница.

8. СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

На территории Коми округа святых источников - несколько десятков. По мнению местных жителей, вода из них очищает и является сакральной, живой. Многие верят, что «вежа ва (святая вода) излечивает от болезней.

9. БАБКИ-ИКОТНИЦЫ

Коми округ - мистический край. «Пермский край - страна чудес», писал этнограф, философ, писатель Каллистрат Жаков.

Через дом здесь живут бабки, в которых водятся икотки (бестелесные существа, вместе с водой или квасом вселяющиеся в человека, могут предсказывать или лечить).

У икоток есть даже свои имена - Егорка, Пашка, Клавдия Ивановна… Внутри человека икотка может жить годами.

- Мне самой неудобно, - рассказывала нам одна бабушка, в которой жила икотка. – Как начну неожиданно материться мужским басом. Грех один. А иногда песни поет ни с того ни с сего.

Ей еще повезло – ее икотка, которую она зовет Елизаветой Ивановной (саму бабку иначе зовут), может находить потерянные вещи и пропавших людей, видеть будущее. Сама бабушка, правда, этим не особенно довольна – валом к ней валят за помощью люди со всех окрестностей, житья нет.

Об икотке известно издавна. Чужаки икотниц и икотников опасались как колдунов, они якобы могут разные болезни напускать. Еще в 1606 г. в Перми поданы были две челобитные жалобы: «...оба челобитчика сделали извет, один — на крестьянина Тренку Талева, что тот напустил икоту на его жену, а другой — на посадского Семейку Ведерника, который будто бы напустил икоту на его товарища по торговле; обвиняемых пытали и кинули в тюрьму». Примечательно, что особо распространена икотка на территории Коми округа и Республики Коми.

10. КАМЕННЫЙ ГОСТЬ, ИЛИ ОШИБСКИЙ МЕТЕОРИТ

Откуда и как появился этот камень в селе Ошиб Кудымкарского района - точно уже никто не помнит. Находится он в местечке Галялог (Каменный лог) в 4 км в северо-западном направлении от села. Дойти до камня можно только по лесным и луговым тропам.

Но, сказывают, якобы упал с неба. Поэтому и называют его «ен из» - с переводе с коми-пермяцкого - небесный камень, посланный богом.

Видать его, мол, можно было за 3-4 версты - настолько он был огромный.

Часть села судачит - не частица ли это Тунгусского метеорита, грохнувшего в глухой сибирской тайге в 1909 году. Да не, еще раньше каменюка эта появилась, - утверждает другая часть.

Но то, что камень тот - необыкновенный, чудной - верят все.
Местная молодежь раньше якобы даже устраивала вокруг камня танцы и пляски. Сельские поклонялись каменюке и оставляли ему жертвы-подарки - еду и питье.

Пытались не раз его выкопать, но не могли. Сейчас каменный гость все больше и больше уходит под землю.

К востоку от камня - большое количество лунок, которые не зарастают ни мхом, ни травой.

В нескольких метрах от него - еще один камень, чуть меньше. На сколе его крапинки серебристого цвета и бурые прожилки. Говорят, не только впечатлительные дамочки, но и матерые мужики иной раз здесь теряют сознание и не понимают - где они и какой нынче год.

Сейчас территория вокруг камня благоустроена: местные поставили столик, скамейки.
Говорят, ученые даже исследовали кусочек камня, и вовсе это даже не метеорит. Но попробуй местным докажи.

11. ПЕЛЬМЕНИ, КАША ИЗ ПИСТИКА И ДИЧЬ В КЛЮКВЕННОМ СОУСЕ

У других народов - манты, равиоли, вареники, хинкали, чучвара… А здесь пельмени. Самые вкусные пельмени в Коми округе. «Пельнянь» - слово коми-пермяцкое: «пель» - ухо, «нянь» - хлеб, в переводе - хлебное ухо.

Начинки для пельменей - самые разные - из мяса, грибов, редьки, картошки, рыбы.

Как правило, на кухне собирается вся семья и лепит пельмени - с шутками, прибаутками, с песнями старинными. Сделают пельмени целую уймищу и на мороз (или в холодильник). И можно месяцами есть - ничего им не сделается.

Виталий КОКШАРОВ
Пельмени. В переводе "хлебное ушко".
Фото: Виталий КОКШАРОВ

А потом все лакомятся и ждут, кому же попадется «счастливый пельмень».

В один слепленный пельмень закладывают «сюрприз» - необычную начинку: перец, монетку, могут просто пересолить. Кому попадется, тому - счастье.

Пельмень просто из теста - к счастью, с зеленью - к хорошему урожаю, сладкий - к любви, с монеткой - богатство (главное, зуб не сломать).

Если сезон, то можете отведать в кудымкарских кафе мясо глухаря, рябчика, тетерева, кабана, лося, медведя.

Пистики.

А вы умеете готовить блюда из пистиков? Пистик - молодой полевой хвощ, он богат витаминами.

Еще при возвращении в 1797-м из якутской ссылки через пермскую землю Радищев писал, что «малые ребята собирают в полях пистики, из которых народ печет пироги ввиду бедности».

Сейчас вроде и не особо бедные времена, а народ себе в лакомом удовольствии не отказывает.

Собирают пистик по весне. Его солят на зиму и круглый год готовят из него национальные блюда. Ах, какие же из него вкусные получаются пироги! А каша - пальчики оближешь. Рецепт? А вы приезжайте в округ, накормят.

Марина СИЗОВА
В Коми округе в Верх-Юсьве отмечают праздник "Ай-да, рыжик".
Фото: Марина СИЗОВА

12. КОМИ-ПЕРМЯЦКАЯ ФЛЕЙТА - ПöЛЯНЫ

До конца XIX века многие коми-пермяки умели играть на пöлянах, иначе называемых коми-пермяцкими флейтами. В настоящее время живая традиция игры на них почти исчезла.

Пöляны – коми-пермяцкие национальные инструменты, наподобие флейты. Название происходит от слова "пöльтны" – "дуть". Играли на пöлянах, как правило, женщины и дети. Инструмент представляет собой особый набор (от шести до десяти штук) трубчатых стеблей растения, которое коми-пермяки называют "пикан" (обычно он произрастает в болотистых местах).

Пöляны лишь на первый взгляд кажутся простыми и неказистыми. На самом деле они требуют сильного дыхания.

Анна Григорьевна Петрова, жительница села Юксеево Кочёвского района Коми округа, – одна из немногих, кто сегодня умеет извлекать красивые мелодии из этого, на первый взгляд простейшего, духового инструмента.
Ее этому научила мама - Антонида Сизова.
Фото: Иван САВЕЛЬЕВ

Собирают материал для пöлянов с начала августа до 15 сентября. Раньше этого времени стебли пикана еще тонкие и ломкие, а позже растение гниет.

Трубочки вырезаются разной длины (5-10 см) и выстраиваются в ряд таким образом, что напоминают "миниатюрный органчик" или губную гармошку. Как правило, они не скреплены между собой, и требуется ловкость и гибкость пальцев, чтобы их удержать. Прежде чем начать играть, трубочки подбирают по нотам. Иногда на это уходит несколько дней.

Особо были известны сестры Сизовы. Их "звезда" взошла в 50-е годы. Три сестры – Антонида, Ираида и Елена – пели народные песни и играли на пöлянах. Исколесили всю Россию, неоднократно давали концерты за рубежом, становились дипломантами и лауреатами всесоюзных конкурсов. Коллектив не дотянул до своего творческого 40-летия лишь три месяца – распался со смертью одной из них.

13. АДОВО ОЗЕРО

На севере Коми округа в Гайнском районе находится уникальный природный памятник - Адово озеро.

Из-за каких-то геологических процессов (иные утверждают, что у озера вообще два дна), чаще по весне, вода начинает сильно шуметь, бурлить, подниматься куполом.

Сверху озеро похоже на яйцо. Площадь - около 4 квадратных километров, глубина – 5 - 6 метров.

Адово озеро хранит много тайн.
Фото: фонды МБУК "Гайнский краеведческий музей".

Легенд, связанных с озером, и их вариаций - как звезд на небе в безоблачную ночь. Одна из них гласит, что когда знаменитый герой коми-пермяцкого эпоса Пера-богатырь боролся с водяным - вакулем, он его якобы со злости забросил именно в это озеро. А поскольку мифологические герои не умирают, то вакуль периодически напоминает о себе, пакостя потихоньку людям. Одна старушка говорила, что в озере живет щука – «неш-ш-шадно большая!» Хвостом, как говорит, махнет, и лодку с мужиками переворачивает.

Почему щука, понятно. У финно-угорских народов она считалась тотемным первопредком. В древние времена ее даже не употребляли в пищу, это считалось большим грехом.

А вот еще одна легенда: когда бог летел по небу с мешком, где у него была собрана нечистая сила, над Адовым озером мешок будто бы порвался, и все черти выпали, теперь озеро кишмя-кишит ими.

Кому черти мерещатся, кому - лохнесские чудовища, а иные видят в этом гиблом месте озерную красавицу-русалку. Выходит она в чём мать родила на зеленый островок, заманивает рыбаков и туристов. И, как полагается во всех подобных историях про коварных баб, после встречи с ней в живых никого не остается.

По другим легендам, еще раньше, при крещении земель, всех язычников, не захотевших принять христианство, утопили в водах этого озера.

Есть рассказы, что многочисленные разбойники, грабящие купеческие суда в верховьях Камы, бросали бочки с награбленным золотом на хранение в Адово озеро. Позже, при дележе, они поубивали друг друга, а всякое место, где погибло много людей, считается нехорошим, гибельным.

Одна из современных страшных историй Адова озера такая: якобы местные видели самолеты, которые сбрасывали в озеро зеленые контейнеры с радиоактивными отходами.

Кто знает, может, местные просто хотят отпугнуть толпы любопытствующих туристов, готовых поехать к чёрту на кулички? Ну, чтобы те им не докучали.

Как добраться?

Озеро находится в 500 километрах от Перми. Ехать нужно из Перми через Кудымкар до поселка Гайны, дальше на север в сторону поселка Сейва, оттуда по старой узкоколейной дороге к Адовому озеру. Дорога сложная - через разрушенные мосты и болота. Можно добраться на УРАЛе или КамАЗе. Зимой к берегу озера проще проехать на снегоходах.

14. КУДЫМКАРСКИЙ ТЕАТР - ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ РОССИИ

Театр для Коми округа больше, чем театр. Редкий город на 30 тысяч населения имеет собственный храм Мельпомены, в котором играют выпускники московских, питерских театральных училищ и институтов (при столичных вузах создавались национальные студии, где коми-пермяки обучались лицедейству). А Кудымкар имеет. Местный драмтеатр имеет кучу наград, он считается одним из самых лучших провинциальных театров России.

А еще он в России самый скандальный.

Со дня своего основания, с 1931 года, театр располагался в старом, не раз перекраивавшемся, деревянном помещении.

Марина СИЗОВА
Старое здание театра.
Фото: Марина СИЗОВА

О новом здании коми-пермяки мечтали давно. Начали строить его в 2002 году, еще до объединения Коми округа и Пермской области. Одно из условий, которые выдвинул и, по сути, выторговал округ при объединении, - достроить театр.
Коми-пермяки опасались - вдруг деньги на строительство после объединения выделяться не будут: раньше средства поступали из федеральной казны, а если объединятся два региона, обязательства по стройке будут возложены на край, в котором лоббировать интересы Коми округа некому. Не замрет ли стройка?

Проект был настолько шикарный, что краевые власти грозились расстрелять проектантов за неуемные аппетиты и расточительство. Зал выполнялся по лучшим мировым стандартам. Звуковое оборудование известной американской фирмы MEYER SOUND: ее услуги могут себе позволить только избранные - такие как Диснеевская студия звукозаписи, Королевский театр в Англии, Государственный Кремлевский дворец. За право строить здание дрались лучшие строительные организации, покровительствуемые VIP-персонами. В конкурсе на дизайн здания участвовали европейские фирмы. Депутаты краевого Законодательного собрания устраивали публичные порки друг другу только при одном упоминании о стройке. А папки по уголовным и арбитражным делам пухли как на дрожжах. И все это вокруг строительства театра в городке с тридцатью тыщами душ.

Театр строили очень долго, сдали в прошлом году «под ключ». Потом снова закрыли из-за недоделок. Сейчас он работает. Однако, по словам актеров, в халатно построенном здании рушатся потолки, сыпется штукатурка…

Алексей ЖУРАВЛЕВ
Новое здание Кудымкарского драмтеатра.
Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

15. МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОЙ СКУЛЬПТУРЫ ЕГОРА УТРОБИНА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

В деревню Пармайлово приезжают туристы со всей России и из зарубежья.

Местный мастер-самоучка Егор Утробин в одиночку возвел целый музей под открытым небом.

"Пьяные пармайловские мужики, возвращающиеся домой с магазина».
Фото: Марина СИЗОВА

Резьбой по дереву Егор был увлечен сызмальства. Лес тянул к себе Егорушку, маня тайнами, он словно придавал ему силушку, так же как былинному Илье Муромцу помогала родная земля.

Работавший трактористом в местном совхозе Егор, вечером, после работы то одно заковыристое сухое дерево из лесу тащил к себе домой, то другое.

Чудилось что-то Егорушке в извилистых, скрюченных, изогнутых ветвях - «здесь нос и руки уже есть, а тут ноги», словно сама природа подсказывала ему сюжеты. Так в небольшой усадьбе Утробиных стали жить лешие и другая нечисть. Жена такое соседство вначале приняла в штыки: вот еще, не хватало такого уродства на огороде и в доме, а потом смирилась - лишь бы не пил, как другие мужики. Соседи вначале посмеивались, а потом зауважали Егора.


На нем Егор возвел в одиночку и на свои деньги сказочный терем, вокруг него посадил деревья, населив лес языческими чудищами. Сейчас в утробинском лесу живет около полусотни персонажей: здесь и черти, и лешие, и «пьяные пармайловские мужики, возвращающиеся домой с магазина», и русские богатыри.Вскоре тесно стало лешим в огороде у мастера, и рядом с домом местная администрация выделила ему гектар земли.

Самая большая фигура - шестиметрового роста то ли леший, то ли другой какой герой коми-пермяцкого эпоса - возвышается над лесами, над деревней, над дорогой и словно трясет крестом, кажется, что с насмешкой: как легко на этой земле уживается православие и язычество, сплетаясь-переплетаясь так, что непонятно, где одно, а где другое.

Как добраться:

от Перми до столицы Коми округа - Кудымкара - 200 км, от Кудымкара до Юксеево - около 130 км, от Юксеево (отворот на Косу) до Пармайлово (музей стоит по левую сторону дороги, даже если захочешь, мимо не проедешь) - 5 км. Итого: 335 км.

За просмотр плату не берут.

16. СРЕДИ КОМИ-ПЕРМЯКОВ - 14 ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Среди уроженцев Коми-Пермяцкого округа 14 героев Советского Союза. На маленький Коми округ 14 героев - это много.

17. ОДНИ ИЗ ПЕРВЫХ РОССИЙСКИХ ТЕПЛОХОДОВ И ПАРОХОДОВ ПОСТРОЕНЫ В ПОЖВЕ

Первый пароход в России «Елизавета» был построен немцем Карлом Бердом в Санкт-Петербурге в 1815 году. Через год, в 1816-м году, был построен собственно русский пароход на заводе Пожва на Каме.Пожвинский завод считается и одним из пионеров в области русского паровозостроения.

Еще в 1828 году на заводе английским механиком Петром Эдуардовичем Тетом была изготовлена небольшая действующая модель «Моделка на паровую машину с делижанцом медная малая». Модель этого паровоза экспонируется в отделе истории русской культуры Эрмитажа в Петербурге. Под ней надпись: «Модель первого русского паровоза. Пожвинский завод. 1828 год». На следующий год на заводе была изготовлена «вторая модель паровая без делижанцу».

В 1839 году в Пожве был создан паровоз «Пермяк», экспонировавшийся на III Петербургской промышленной выставке и получивший медаль как «Первый русский паровоз». Русская пресса называла его «венцом гениальности».

И всё же про «Пермяка» правильнее было бы добавить: первый русский паровоз широкой колеи. Действительно первым российским считается всё-таки паровоз, построенный в 1834 году на Нижнетагильских заводах братьями Черепановыми.

Хотя как знать, если бы не большой пожар, случившийся на пожвинском заводе в 1833 году, который нанёс огромный ущерб предприятию и остановил на долгое время работу по изготовлению паровозов, «пионерство» могло бы принадлежать пермякам.

Гонки на пневмоходах в Пожве. Больше 30 лет назад пожевлянин Павел Михайлович Суханов сконструировал первый вездеход на шинах низкого давления.
фото: Иван САВЕЛЬЕВ

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИЗ ИСТОРИИ ОКРУГА

КАРАВАННЫЙ БУНТ КОМИ КРЕСТЬЯН,
ИЛИ КАКОЙ ИЗ ПЕРМСКИХ ГУБЕРНАТОРОВ САМЫЙ ВРЕДНЕЙШИЙ

Весной 1862 года весь Лондон говорил о зверствах в Пермской губернии.

Журнал «Колокол» в мае опубликовал статью «Сечение и убийство крестьян в Пермской губернии» Александра Герцена. Тогдашнего пермского губернатора Лошкарева он назвал «одним из самых вреднейших губернаторов».

Речь в статье шла о караванном бунте. Весной 1861 года, после объявления царского Манифеста об отмене крепостного права, вспыхнуло восстание крестьян в Егве, Верх-Иньве, Кудымкаре. Которые отказывались идти на посылочные работы по сплаву соляного и железных караванов.

Пермский губернатор Лошкарев направил в Иньвенский округ военную команду из 200 солдат и 5 офицеров под командованием майора фон Тальберга.

На сходе крестьяне отказались принять «приговор повиноваться». Солдаты по приказу командира дали два залпа. Толпа разбежалась, остались раненые и убитые.

Всего было арестовано 200 человек, из которых 61 – переданы военно-полевому суду. Всех высекли розгами и отправили в тюрьму на 2-3 года. Вожаки получили по 300 ударов шпицрутенами и были отправлены на каторжные работы сроком на 5 лет.

Сведения о расстреле егвинских крестьян власти тщательно скрывали, но все равно они стали известны в России и за границей.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ РАЗВЕДЧИК ЖЕНИЛСЯ В КОМИ ОКРУГЕ

Советский спецагент мирового класса Николай Кузнецов несколько лет прожил в Кудымкаре и именно здесь его завербовали в разведчики. Кузнецов родился в деревне Зырянка Пермской губернии (ныне - Талицкий район Свердловской области).

- Николай - имя, под которым его знает весь мир, Кузнецов приобрел на коми-пермяцкой земле. До 1931 года он был по паспорту Никанор Кузнецов, - говорит краевед Владимир Гладышев. - И первую свою агентурную кличку - «Кулик» - будущий легендарный разведчик получил также здесь, в Кудымкаре. Случилось это в 1932 году, когда он был завербован окружным отделом Объединенного Государственного Политического Управления (ОГПУ).

Здесь он, по словам Гладышева, получил первый опыт - из-за его «докладов» в органы «иных уж нет, а те далече» - кого-то отправляли в лагеря мотать нехилые сроки, кого-то сразу в расход - на расстрел.

- В своих командировках по округу Коля Кузнецов выдавал себя то за кулака-лишенца, то за учителя-эсера. К языкам он всегда был склонным, выучил коми, называл себя «кочевским парнем», - рассказывает Гладышев.

В окрестностях Кудымкара в советские годы деревья посадили так, что с верху можно прочитать фамилию разведчика.

В Кудымкаре Кузнецов женился - в первый и последний раз.

На медсестре. Правда, молодые прожили вместе всего пару месяцев.


Недавно деревню около Кудымкара назвали Кузнецово - в честь легендарного разведчика. А еще раньше посадили лесополосу - сверху, с вертолета или самолета, можно прочитать его фамилию.

КАК ФАШИСТКИЙ ДЕСАНТ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ СГИНУЛ В КОМИ ТАЙГЕ

В феврале 1944 года 7 диверсантов (по одним данным, трое - белоэмигранты, а четверо - завербованные красноармейцы, по другим, четверо из них были немцами) высадились в Юрлинском районе, в местечке, называемом «гиблым лесом».

Это был немецкий проект «УЛЬМ» - операция по уничтожению оборонной промышленности Урала, в котором предусматривались широкомасштабные диверсии против военных и металлургических заводов. Высадиться диверсанты должны были недалеко от Кизела, но по непонятным причинам десантировались в коми тайге.

Сброшенных на парашютах диверсантов разбросало по тайге в радиусе нескольких километров.

Один из них погиб от обморожения - он застрял на дереве, запутавшись в стропах парашюта.

Командир группы не смог двигаться после жесткого приземления, в итоге отморозил ноги и после безуспешной попытки отравиться застрелился. Еще один тоже сильно обморозился в ту ночь и тоже застрелился.

У четвертого диверсанта началась гангрена опять же обмороженных конечностей, и, чтобы он не мучился, его прикончили. Оставшиеся трое блуждали по тайге, пока их не поймали сотрудники НКВД. Все трое были осуждены на 8-15 лет.

Виталий КОКШАРОВ


Фото: Виталий КОКШАРОВ

http://www.kp.ru/daily/26349/3231267/

В селе Кува Коми-Пермяцкого округа открыли этнопарк

22 октября в живописном сосновом бору около с. Кува Коми-Пермяцкого округа Пермского края торжественно открылся сказочный этнопарк "Гажа яг", созданный в рамках реализации одноименного проекта Кувинского загородного лагеря. В течение 2-х месяцев здесь построили лесную кладовку, колодец желаний, домик Бабы-Яги, изготовили скамейки и более 10 деревянных скульптур по мотивам коми-пермяцкого и русского фольклора.

Первыми посетителями этнопарка стали учащиеся Кувинской школы и жители села, представители администрации Белоевского поселения, администрации Кудымкарского района, Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа, СМИ. Организаторы провели для них интерактивную экскурсию, в ходе которой дети и взрослые побывали в гостях у Софьи-травницы и Бабы-Яги, посетили Заячью поляну и Медвежий угол, познакомились с охотничьими традициями и обрядами коми-пермяков, поиграли в коми-пермяцкие и русские народные игры, отведали чай из местных лекарственных трав. Затем в одном из корпусов Кувинского загородного лагеря для участников мероприятия провели мастер-классы по прядению на традиционных прялках, приготовлению пельменей из сухих грибов, изготовлению сувенирных валенок из войлока и нанесению узоров на ткань (набойка). Специальные гости праздника Надежда и Алексей Мусатовы исполнили для участников мероприятия коми-пермяцкие и русские народные песни и частушки.

Отметим, что создание сказочного этнопарка "Гажа яг" стало возможным благодаря гранту из краевого бюджета, выделенному Кувинскому загородному лагерю как победителю конкурса этнокультурных проектов. Конкурс проведен Министерством по делам Коми-Пермяцкого округа в рамках государственной программы Пермского края "Обеспечение взаимодействия общества и власти" (подпрограмма "Реализация государственной национальной политики в Пермском крае").

Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края 

http://www.finnougoria.ru/news/42911/

Пермские ученые разработали проект огромного природного парка в долине Усьвы, Вишеры и Чусовой 

Пермские ученые разработали проект огромного природного парка в долине Усьвы, Вишеры и Чусовой
Фото: Михаил Самарин
Сейчас проект ожидает согласования на региональном и федеральном уровнях. Согласно плану парк охватит три территории общей площадью 126 тыс. гектаров.

Пермский университет подготовил проект краевого природного парка, который объединит долины трех рек сообщает пресс-служба ПГНИУ. Сейчас проект ожидает согласования на региональном и федеральном уровнях.

В Министерстве природных ресурсов Пермского края идеей заинтересовались в 2012 году, после этого географам пермского университета удалось получить грант на создание проекта.

Проект создан учеными кафедры биогеоценологии и охраны природы географического факультета. Согласно разработанному плану парк охватит три территории общей площадью 126 тыс. гектаров — долины рек Вишеры, Усьвы и Чусовой.

На сегодняшний день по подсчетам ученых туристический поток на этих реках составляет свыше 33 тыс. человек в год, при этом на стихийно проложенных маршрутах географы фиксируют колоссальное бытовое загрязнение.

«За этими территориями никто не следит, их не благоустраивают. Но опасность уничтожения природных объектов есть даже в местах, которые находятся под присмотром. Например, Каменный город ежедневно посещают около 200 человек. При этом сам природный памятник состоит из песчаника, который быстро разрушается. Если уже сейчас не регламентировать туристический поток, то в скором времени этот природный объект может просто исчезнуть», — отмечает заведующий кафедрой биогеоценологии и охраны природы ПГНИУ, доктор географических наук, профессор Сергей Бузмаков.

Основные задачи парка — сохранение природы и повышение туристической привлекательности Пермского края на федеральном и международном уровнях. В проекте представлены экологические исследования территорий, описание местной флоры и фауны, туристических троп. Также запланировано благоустройство специальных стоянок для туристов.

Возможно, чтобы благоустроить парк, за его посещение в перспективе будет взиматься плата с туристов, уточнил путешественник, доцент кафедры туризма географического факультета Андрей Королёв.

В этом направлении пермские ученые работают уже более десяти лет. За основу был взят зарубежный опыт создания природных парков в Коста-Рике, Аргентине, Бразилии и Эквадоре.

http://properm.ru/news/society/121456/?vkpp

оз. Адово, 12-15 августа 2015 г., отчет.

Попытаюсь написать, как это было), полный фотоотчет по ссылке: https://vk.com/album-39753537_219479175
Как вы уже поняли маршрут пройден, три участника, Влад, Тимофей и я). Вместе уже ходили, напряжения по сборам и подготовке особого не было.
Запланировали выезд в среду, 12-го утром, но после планы скорректировали, выехали из Кудымкара в 15:00, в Гайнах были в 18 с небольшим, оставили машину, упаковались, выехали из Гайн в 19 с небольшим.

https://vk.com/topic-39753537_33137508

Гайны-Пельмин Бор-оз. Адово-Сёйва-Гайны
12-15 августа 2015 г., 3 участника, 248 км, полн. подъем 1745 м. - https://vk.com/album-39753537_219479175

Гостиница Парма http://xn--80aaajza4aehomfn3d.xn--p1ai/

ИЗДАН ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КОМИ-ПЕРМЯЦКОМУ ОКРУГУ

В Министерстве по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края состоялась презентация печатного издания «По Коми-Пермяцкому округу. Краткий путеводитель». Ее участниками стали представители молодежи округа и местных СМИ, Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа (заказчика) и ООО «Лига ТОС» (исполнителя). 

О том, как создавалась книга и что она из себя представляет, собравшимся рассказали начальник отдела этнокультурного развития Министерства Виталий Баяндин и директор ООО «Лига ТОС» Екатерина Дмитриева. Они сообщили, что путеводитель включает в себя краткую информацию о Коми-Пермяцком округе, а также сведения о природе, истории, культуре и достопримечательностях всех районов округа и города Кудымкара. Хорошая бумага, качественная печать и около полусотни красочных фотографий позволили сделать издание ярким и наглядным. О том, что это действительно так, участники презентации могли убедиться лично, полистав путеводитель. По мнению создателей книги, путеводитель будет интересен как жителям Пармы, так и гостям округа. 

Екатерина Валерьевна рассказала также о том, что в рамках выполнения государственного контракта возглавляемая ею организация создала сайт о туристических ресурсах Коми-Пермяцкого округа http://komiokrug.wixsite.com/2016 

На сайте размещена информация об округе, его природе, истории и достопримечательностях. Среди материалов сайта можно найти и электронную версию книги в формате PDF. Идея создания такого сайта была признана лучшей этнокультурной инициативой на первом (обучающем) этапе Молодежного этнокультурного форума «Найди себя здесь», который состоялся в мае 2016 года на базе Кувинского загородного лагеря. В течение лета и осени эта инициатива была реализована (второй этап форума). А презентация сайта и печатного издания стала завершающим этапом молодежного этнокультурного форума. 

Молодежный этнокультурный форум «Найди себя здесь» был организован на средства Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края в рамках реализации государственной программы Пермского края «Обеспечение взаимодействия общества и власти» (подпрограмма «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае»). 

Источник: minkpo.permkrai.ru

http://komiokrug.wixsite.com/2016

RSS

Пусъёс

© 2017   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования