Uralistica

6 июля в 15.00 на железном мосту состоится конкурс самодеятельных этно-дизайнеров.
В конкурсе могут принять участие как любители, творческие мастерские по изготовлению костюмов, творческие коллективы, так и мастера ДПИ, национально-культурные объединения. Организаторами выступит инициативная группа проекта «Экспедиция Курегкар» и Филиал ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Кудымкаре. Заявки на участие принимаются до 1 июля 2013года по адресу:  619000, г. Кудымкар, ул. Лихачева,62, филиал ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Контактные телефоны: Овчинникова Екатерина Александровна,  педагог-организатор филиала «УдГУ»
(т. 89027940148,
e-mail: Ek-mail@yandex.ru).

Просмотров: 3077

Ответы на эту тему форума

Жительница Кудымкара бросила работу, чтобы шить национальную одежду

Вера Мехоношина видит в родной культуре огромный потенциал, а язык своего народа относит чуть ли не праязыку на Земле.

Международный день коренных народов мира отмечался 9 августа. Пермский край известен своим коренным народом – коми-пермяками, которые в большей степени населяют Коми-Пермяцкий автономный округ.

По данным последней Всероссийской переписи населения, которая проводилась в 2010 году, сегодня коми-пермяков насчитывается порядка 90 тысяч человек по всей России. Основная их часть проживает в Пермском крае (порядка 80 тысяч человек). Эта цифра значительно ниже той, что была в 2002 году (тогда было порядка 150 тысяч человек). Причины снижения весьма банальны – как правило, самобытность свойственная для сел и деревень, которые сегодня вымирают.

Тем не менее, в Коми-Пермяцком автономном округе для поддержания и развития национальной культуры стараются делать многое. Так, существует несколько национальных сообществ, которые устраивают фестивали, организуют мастер-классы и школы, обучают коми-пермяцкому языку и основам национальной кухни. Многих местных жителей удается зацепить национальным колоритом. Так, например, 27-летняя жительница Кудымкара Вера Мехоношина увлеклась созданием этнической одежды.

Сегодня девушка шьет коми-пермяцкие рубахи и сарафаны. Вера считает, что в коми-пермяцкой культуре есть огромный потенциал. А язык своего народа относит чуть ли не праязыку на Земле.

АиФ-Прикамье, Елена Истомина: – Как ты начала заниматься производством этнической одежды?

Вера Мехоношина: – Я училась по программе «Ты – предприниматель» и случайно узнала, что в Центре занятости дают субсидии на открытие своего бизнеса. Мне давно хотелось заниматься чем-то своим. Я за один день приняла решение. Уволилась с прежней работы, встала на учет в Центр занятости и за две недели написала бизнес план по открытию своего бизнеса. В результате я получила субсидию в размере 108 тысяч 800 рублей. Так я и занялась производством этнической одежды.

– Почему именно этническая одежда?

В.М.: – Этника давно была мне интересна. Я в этой сфере работала – в Коми-Пермяцком этнокультурном центре. Думаю, что в коми-пермяцкой культуре есть огромный потенциал, она уникальна, необычна. И, понимаете, мне это надо. У каждого человека есть своя жизненная миссия. Я думаю, что продвижение родной культуры – моя миссия. Почему бы нет? Для меня это важно. 

– Как давно ты интересуешься коми-пермяцкой культурой?

В.М: – Интересоваться коми-пермяцкой культурой, уважать ее я начала недавно. В школе мы ее вообще как-то не уважали. «Фу, коми-пермяки!», «Фу, коми-пермяцкое!». Интерес к родной культуре у меня появился, когда я училась в Удмуртском университете. Там мы стали изучать историю коми-пермяков, язык, и у меня ко всему этому появился интерес. Потом я занялась журналистикой, стала ездить по разным фестивалям. На них я поняла, насколько все в нашей культуре шикарно. 

Мне кажется, она уникальная. Я, конечно, не буду утверждать, что коми-пермяцкий язык – это праязык всех языков на Земле. Хотя есть люди, которые так считают. Но коми-пермяцкий язык настолько особенный, живой. На русский язык его иногда нереально перевести. Коми-пермяцкий язык – он такой сочный. 

– Ты шьешь только народные костюмы, как их шили в старину?

В.М.: – Сейчас я начала шить коми-пермяцкие рубахи и сарафаны. Чтобы приступить к этому, я работала сначала с аутентичным материалом – ходила по музею с лентой, меряла костюмы. Начав шить, я поняла, насколько коми-пермяки были творческими людьми. Правильно говорят, что голь на выдумку хитра. Раскрой коми-пермяцких костюмов уникальный. Каждый шов продуман. И самое интересное, что они при изготовлении рубах не выкидывали ни один сантиметр ткани, поскольку эту ткань сами выращивали. Они выращивали лен, обрабатывали его, ткали. Это было настолько трудоемко!

Меня очень интересует современный дизайн. В будущем я хотела бы изготавливать национальную одежду в современном стиле, сделать ее реконструкцию. Пока делаю, как делали раньше. Учусь. С детства мечтала стать дизайнером. Ходила в кружок кройки и шитья. Но за швейную машинку давно не садилась, теперь вот вспоминаю все.

http://www.perm.aif.ru/culture/person/1314795

ГОРТ. Коми-пермяцкий этнический стиль

этническая одежда, и много интересного о нашей культуре

https://vk.com/gort59

------------------------------------

----------------------------------------------------

ТКАНЫЕ ПОЯСА КОМИ-ПЕРМЯКОВ

Немало тайн, секретов, поверий хранят, казалось бы, совсем простые вещи. Вот, к примеру, пояс. Что может быть проще? А между тем, пояс - очень важный и существенный элемент одежды. В фондах Пермского областного краеведческого музея хранится коллекция тканых поясов. Некогда они бытовали у крестьян, а в некоторых селах и деревнях пожилые люди до сих пор не расстаются с ними.

Есть в коллекции пояса коренных жителей Прикамья коми-пермяков. Многое об истории народа можно узнать, изучая этот незатейливый предмет.

Тканые пояса у коми-пермяков двух видов - широкие и узкие. Широкий пояс называют кушаком или опояской, узкий - тельником, покромкой или пояском. Кушак - принадлежность мужской одежды. Его ткали шириной 6-10 см, а длина должна была соответствовать двум обхватам талии и запасу на низко спускающиеся концы. Собираясь в дорогу или на работу, мужчина туго опоясывал верхнюю одежду кушаком, затыкая за него или подвешивая к нему всевозможные рабочие, охотничьи или дорожные принадлежности. Узкие пояски носили и мужчины, и женщины: мужчины - поверх рубашки, а женщины - по сарафану. Ширина поясков от 1 до 5 см, а длина примерно полтора метра. Женскому пояску, в отличие от мужского, полагалось быть шире длиннее.

У коми-пермяков, как и у русских, и у других народов было не принято ходить без пояса. Пояс считался своеобразным оберегом от людского сглаза, от всевозможных злых духов. Думали, что если в лес пойти без пояса, закружит леший, заворожит, обязательно собьет с пути, с дороги. Если без пояса пойти к воде жди водяного с его проделками.

В старину мастерство ткать пояса переходило из поколения в поколение. Матери, тети,бабушки передавали свои навыки и умение молодым. Девочку за станок или швейку садили в 6-7 лет. Не за школьной партой, а за ткацким станком проходила она элементарный курс геометрии и арифметики. Чтобы выткать пояс в сто пятьдесят ниток шириной, необходимо было научиться считать до ста пятидесяти, выполнять арифметические действия, а во избежание кособокости и хаотичности узоров - усвоить законы геометрической симметрии и выработать в себе чувство ритма.

Тканые пояса были частью свадебного обряда. Поясков ткали много, из расчета, сколько людей будет приглашено на свадьбу. В зажиточных семьях для невесты одних только кушаков заготовляли до полусотни, да поясков раза в полтора-два больше. Большинство их расходилось на подарки во время свадьбы, меньшая часть оставалась невесте как приданое. Самыми красивыми были венчальные пояса. Их не носили постоянно, надевали только по праздникам и торжественным дням, нередко сохраняли до самой смерти. По обычаю, на умершего мужчину надевали кушак и поясок, а на женщину - поясок. В последний путь некоторые готовили специальные пояса, иные обходились поношенными. Женщины старались оставить детям по поясу собственного изготовления.

В основе рисунков коми-пермяцких поясов лежит геометрический орнамент, который складывается из прямых линий, зигзагов, квадратов, ромбов, прямоугольников, решеток, крючков и других фигур. Эти элементы орнамента тесно связаны с хозяйственной деятельностью и религиозными представлениями коми-пермяков. В эпосе о Кудым-Оше и Пере-богатыре неоднократно сообщается, что богатыри носили узорчатые рубахи и пояса. В сказках пояс спасает убегающих от бабы-яги юношей и девушек: стоило бросить его позади себя и он становился широкой и глубокой рекой, которую невозможно переплыть даже злой колдунье, а превращенного в медведя юношу в сказках коми определяли по узорноному пояску.

Поясами коми-пермяки украшали свадебные и праздничные (масленичные) поезда, наряжали обрядовые березки в Троицын день.

Создавались пояса различными способами: тканые на ниту (бичулька), на дощечках и бердышках (таб), на ткацком стане, а также вязаные крючком, плетеные на спице и на пальцах. Изготовлялись пояса в основном из шерстяной крученой многоцветной пряжи, которая составляла основу, чередуясь с льняными нитями белого или черного цвета. Утком при этом служили обычно льняные нити, по цвету соответствующие льняным нитям основы. Именно они составляли фон, на котором рельефно выделялся браный из разноцветных шерстяных нитей основы узор.

Возможно, геометрический орнамент на поясах в глубокой древности указывал на принадлежность человека к определенному роду.

Существовали специальные охранительные узоры, которые будто бы защищали людей от непогоды, помогали на охоте, на рыбалке, в сборе урожая. Тканые пояса были предметом оживленных толков и придирчивых оценок. По ним судили о невесте, о ее мастерстве и умении. И, конечно, каждая девушка, женщина стремилась выткать пояс с неповторимым узором и оригинальной расцветкой, чтобы вызвать восторг у окружающих.

Коллекция поясов в собрании краеведческого музея - это неиссякаемый источник изучения самобытной культуры народов. В такой незатейливой, простой, на первый взгляд, вещи отражен целый мир верований и представлений наших предков об окружающей природе, ее красках, ритме, движении.
http://vk.com/kudymkar?w=wall-4221871_24504

Домашний стиль: как молодые дизайнеры сделали ставку на одежду с коми-пермяцкими мотивами

«Горт» в переводе с коми-пермяцкого языка означает дом, родное место. Именно так назвала свою творческую мастерскую жительница Кудымкара Вера Мехоношина. Название это не случайно, ведь именно производством и реализацией вещей, связанных с коми-пермяцкой культурой, и занимается мастерская девушки. Впервые ее одежда с элементами народного узора появилась на одной из ярмарок столицы Коми округа в июле прошлого года.


«Если бы в начале 2014 года сказали, что я займусь производством одежды, не поверила бы! Идея появилась спонтанно, за чашкой чая с подругой, а теперь и компаньонкой, Наташей Отиновой. Хотя, предпосылки к подобной деятельности накапливались годами», - вспоминает девушка. 

Сегодня, на фоне роста интереса к родной культуре, появляются творческие мастерские по всей стране. В Коми округе мастерская по производству современной одежды в этностиле пока одна. «Наша особенность в том, что мы занимаемся продвижением коми-пермяцкой культуры и языка. Даже название мастерской - это поддержка родного языка, так сказать, одна из миссий, возложенных на наш проект», - говорит автор. 


Интересно, что еще в начале 20 века коми-пермяки сами изготавливали себе одежду – начиная от прядения, ткачества и заканчивая пошивом. Это помогло сохранить уникальную технологию браного ткачества, некогда распространенную по всему среднему Уралу. «У нас и сейчас есть мастерицы, умеющие ткать на старинных станках. С несколькими я сотрудничаю – закупаю у них браное ткачество и использую его в одежде своего производства. Это выделяет нашу одежду из массы подобной. Большинство производств украшают её вышивкой. Если удастся наладить реализацию нашей одежды, будем способствовать сохранению редкого и уникального ремесла. А позже очень хочу нанять ткачих на постоянную работу»,- рассказывает девушка. 

Второе направление проекта «Горт» – современные толстовки и футболки. Их также декорируют узорами, срисованными со старинных тканей. Если для первых моделей девушка подбирала узоры только по эстетическим соображениям, то сейчас мастер изучает значения этих символов. Поэтому, возможно, новая коллекция будет уже со смыслом. «Ведь это не просто «узорчики» в действительности, это обереги. Эти символы несут серьезную информационную нагрузку. Но, к сожалению, коми-пермяки знания о значении символики утратили. Опять же приходится обращаться к русской культуре, ведь узоры у нас общие. Я думаю, они возникли намного раньше, чем образовались наши народы»,- поясняет Вера. 



Многие модели одежды девушка берет из литературных источников – из книг о коми-пермяцком костюме, ткачестве и народной культуре. Футболки и толстовки закупаются готовые – шить их пока не выгодно, - говорит мастер. А вот рубахи, платья и сарафаны Вера шьет сама либо доверяет это дело профессиональной швее. «Раньше коми-пермяки шили преимущественно из домотканого льна и хлопка. Для сарафанов приобреталась ткань с набивным рисунком (набойка у нас местная, уникальная), которую кустарно изготавливали на нескольких небольших синильных производствах. Фабричные ткани использовали редко – рассказывает девушка.- Конечно, домоткань и сейчас можно найти, но это не дешевое удовольствие. Рубахи слишком дорогие получатся. Поэтому льны я закупаю фабричные». 

Спрос на современную одежду с этническими мотивами растет с каждым годом. «Если говорить о нашей продукции, то в первую очередь, раскупаются более доступные по цене футболки, следом идут рубахи. Современные мужские рубахи, женские туники и блузки из льна с отделкой браным ткачеством мы только начинаем шить. Посмотрим, как пойдет их реализация. Еще и платьиц, и сарафанов нашить хочется. Эскизы я уже накидала. Хочется много чего попробовать сделать. Пока мы решили не распыляться на всё и сразу», - добавляет Вера. 

Сегодня в планах мастера много идей для творчества - от создания коллекции костюмов-реконструкций народной одежды с шамшурами, кокошниками и с дубасами с набойкой до современных коллекций одежды. Отдельная тема – футболки не совсем этнические, но с коми-пермяцкими надписями. 

«Надеюсь, всё получится. Вообще мечтаю, что настанут времена, когда в национальной одежде будет ходить модно. И не только по фестивалям-праздникам, но и просто так по улице, на работу. Да хоть куда! Может, и мы этому поспособствуем», - говорит девушка.  
Татьяна Семилейская (агентство новостей ТЕКСТ). Все важные новости Перми в свободном доступе на сайте chitaitext.ru
КОМИ-ПЕРМЯЦКИЕ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕБЮТИРОВАЛИ НА ФЕСТИВАЛЕ УДМУРТСКИЙ МОДЫ «ЭЛЬ НЫЛ»

16 апреля в Ижевске проходил фестиваль удмуртской моды «Эль Ныл». На него была приглашена творческая мастерская «ГОРТ», недавно появившаяся в Кудымкаре, и специализирующаяся на создании коми-пермяцкой этнической одежды. 

Девушки представили сразу три новые коллекции одежды – «Йöв» (в переводе с коми-пермяцкого - «Молоко»), «Обереги» и «Вöр» («Лес»). Коллекция «Йöв» («Молоко») — это платья, летние сарафаны и туники из натурального молочно-белого льна, украшенные народными узорами (вытканными вручную на старинном станке), приносящими по поверьям счастье, удачу, плодородие, благополучие, обладающие обережной силой.

Эта нежная, женственная одежда разработана для женщин и девушек, которые давно мечтали о коми-пермяцкой этнической одежде – современной и стильной. Некоторые из нарядов созданы специально для беременных и кормящих мам.

В дизайне футболок от мастерской «ГОРТ» так же используются коми-пермяцкие народные узоры. Соединив народные традиции и современные технологии, девушки создали коллекции «Обереги» - народные узоры со смыслом и «Вöр», в которой представлены животные, почитаемые нашими предками: Ош (Медведь) - символ мощи, величия, «Вöрмöс» (Лось) – энергия, стремительность, сила, «Сюзь» (Филин) – мудрость, «Чöж» (Утка) – символ достатка, благополучия. 

Всего на фестивале было представлено 13 коллекций. В основном, из Удмуртии, где тема удмуртской этно-моды набирает обороты и всё более популярна, особенно в молодежной среде (самый известный брэнд «Polina Kubista»), из Перми (сумки под брендом «PARM»), Сыктывкара (шарфы и шапочки от мастерской «Югыд Арт»). Одежду от «Горт» встретили очень тепло, ведь удмурты – ближайшие родственники коми-пермяков и имеют схожий язык, культуру. А северный удмуртский народный костюм во многом идентичен с коми-пермяцким.

«Работа над одеждой в мастерской «Горт» продолжается. Мы шьем и традиционную народную одежду. Но каждый день придумываем и что-то новое. В ближайшее время появятся оригинальные принты для футболок, новые льняные платья, сарафаны, брюки и рубахи. Идеи приходят такие классные, что у самих мурашки по коже! И это только начало коми-пермяцкой этнической моды! Возможно, в скором времени и у нас, в Кудымкаре, актуально будет проведение фестивалей коми-пермяцкой моды!» — говорит руководитель мастерской «Горт» Вера Мехоношина.

Реализацией своей одежды мастерская «Горт» занимается через соц. сети. (Группы «В контакте «Горт – этнический стиль Пармы», в «Одноклассниках» — «Творческая мастерская «Горт»). Поэтому, приобрести коми-пермяцкую одежду могут не только жители Кудымкара, но и все обитатели Интернет-просторов. Сегодня одежду от «Горт» носят не только в Коми-Пермяцком округе, но и в Перми, Березниках, Сыктывкаре, Саранске, Москве. И даже в Венгрии и Израиле!

Автор: Вера Мехоношина
Фото: vk.com/udmdunne
http://vk.com/kudymkar?w=wall-4221871_30014

У мастериц Коми-Пермяцкого округа есть все шансы стать законодателями моды в этническом стиле. Тем более, что такие увлечения помогают найти себя в жизни, превратив хобби в профессию.

https://www.youtube.com/watch?t=1&v=xwhk9t6Q7L4

Наконец у нас в шоурум Kamwa появились настоящие этнорубахи для парней и мужчин. Начали от мастерской ГОРТ из Кудымкара. Рубахи сшиты из натурального льна с ручным ткачеством. Крой по образцу 19 века. Размеры рубах, внимание! 48-58! Ну и тканые пояса...Красота и Редкость для Перми! Спешите сделать подарки мужчине.

Наталия Шостина

https://www.facebook.com/shostina.n/posts/1058643530824128

ГОРТ. Этнический стиль Пармы https://vk.com/gort59

RSS

Пусъёс

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования