Uralistica

ПЕРА В СТАТУСЕ ЛЕГИОНЕРА
Коми округ утрачивает собственные бренды
В среду, 25-го мая, на лентах информационных агентств появилось сообщение о том, что глава Республики Коми Вячеслав Гайзер назвал героя коми-пермяцких легенд и преданий Перу-богатыря в качестве основного претендента, способного олицетворять возглавляемый им регион, на «Сказочной карте России».
Социальный проект под таким названием стартовал в ноябре прошлого года. Он объединяет информацию о музеях, усадьбах и резиденциях героев народных сказок и былин. Изначально автор идеи Алексей Козловский «поселил» на карте тех персонажей, которые еще до появления проекта «прописались» в регионах. Например, Деда Мороза с Вологодчины и Курочку Рябу из Ярославской области. Затем уже сами регионы стали предлагать своих героев для карты. Так, губернатор Кировской области Никита Белых оформил «прописку» на Вятке для Кикиморы и Домового, ульяновский губернатор Сергей Морозов предложил свой регион в качестве малой родины Колобка.
А Вячеслав Гайзер желает «приютить» у себя коми-пермяцкого Перу-богатыря.
-- Я считаю, что персонажем, который может достойно представлять сказочный мир Коми может быть Пера-богатырь. Он является олицетворением мужского начала, причем известен не только в нашей республике, - отметил глава региона в интервью порталу FINNOUGR.RU, на котором сейчас идет Интернет-голосование. Среди восьми предложенных сказочных персонажей у Перы-богатыря одна из ведущих позиций.
«Фишка в том, что наш сосед, Пермский край, еще не забил товарища Перу в качестве своего символа. Чего мы телимся? Надо забивать героя!» -- вторят главе республики, участвующие в голосовании блогеры из Коми, несмотря на робкие протесты местных филологов и этнографов, считающих Перу «хоть и достойным, но все же чужим героем».
В Коми округе (а по легенде Пера и дочь солнца Зарань были прародителями коми-пермяцкого народа -- авт.), особенно в Гайнском районе, где, говорят, и родился чудо-богатырь, новость о его «переезде в качестве легионера» в соседнюю республику восприняли по-разному. Но в основном отрицательно.
Юрий Савельев, бывший главный ветврач Гайнского района, а ныне владелец частной гостиницы и создатель сайта «Пера маа -- земля Перы» считает, что легендарный богатырь все-таки должен оставаться брендом самого северного района бывшей автономии.
-- По преданиям, родиной Перы-богатыря считается Верхняя Лупья, чаще всего называют местом его рождения деревню Мэдгорт. В народе верят, что именно в окрестностях этой деревни и находится могила героя, -- говорит Юрий Анатольевич, планируя нынешним летом отправиться на поиски места возможного захоронения Перы-богатыря.
-- Не отдадим Перу! -- вторит редактор районной газеты «Наше время» Галина Лунегова.
Весьма решительно настроен и глава Гайнского района Николай Останин, в течение двух лет пробивавший идею проведения межмуниципального фестиваля «В гостях у Перы-богатыря», прошедшего впервые в октябре прошлого года.
-- Пера может быть брендом только Гайнского района! -- уверен Останин. -- Я готов доказывать это в любых инстанциях. То, что сейчас его присваивают совершенно чужой территории -- это плохо! Просто воруют нашу идею.
Зав. сектором истории и культуры коми-пермяцкого народа Пермского научного центра УрО РАН Александр Савельев, напротив, считает, что никто ни у кого ничего не ворует.
Просто у коми-пермяков и коми-зырян одни и те же мифические герои, и культуры народов во многом схожи.
-- И потом, не надо забывать, что те самые пермяне, которых сейчас принято называть коми-зырянами, в свое время жили и на севере нашего округа, так что они вполне заслуженно могут считать Перу-богатыря и своим героем, -- отмечает ученый.
-- Все дело в нашей нерасторопности, -- по-своему комментирует ситуацию начальник отдела этнокультурного развития министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Татьяна Климова, -- а борьба за бренды нынче идет нешуточная, поскольку за этим следует и поток туристов, и привлечение инвестиций в развитие региона.
Дмитрий Никитин.

http://kudymkar.org/rakurs/PERA-V-STATUSE-LEGIONERA

-------------------------

В гостях у Перы:

http://gazetaparma.ru/2012/07/19/%D0%B2-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D1...

Прекрасное утро играет солнечными лучами. Понедельник, 9 июля. Дожидаюсь своих гостей на трассе у деревни Мечкор, что вблизи села Белоево. Одиннадцать часов. А вот и долгожданная иномарка с гостями. Это всем известные люди округа – А.М. Кривощеков, бывший преподаватель истории, заядлый краевед, и врач высшей категории, офтальмолог В.П. Гребнев. Их объединяет многое, но главное – страсть и азарт к различным путешествиям по историческим местам. А что же их нынче привело в Мечкор?

Немногим известно, что в Кудымкарском районе есть загадочное озеро, которое носит имя исторического героя Пармы – Перы-богатыря (в свое время была публикация в газете «Парма»). Узнав об этом, мои гости загорелись желанием побывать там. Даже были сделаны снимки с воздуха, но они практически ничего не дали. А попасть туда можно несколькими путями: через кузьвинский перекресток, через деревню Пруддор, что расположена у Белоево, и Мечкор. Предыдущие два пути мне малоизвестны. Тем более, с распадом колхозов поля заросли, исчезли пути-дорожки. Попасть отсюда на Пера ты (озеро Перы) – задача не из легких. А через Мечкор провести их мне намного проще, т.к. именно в этом месте в свое время мои родители имели сенокосные угодья, и бывать там самому приходилось частенько.

Итак, мы отправились в путь. И сразу же столкнулись с первой проблемой: через деревню на машине с низкой посадкой не проехать, ибо благоустройством населенного пункта никто не занимается. Решаем проблему иначе: по полям через деревню Минядын дорога лучше. Заезжаем в Мечкор. Кажись, приехали. Дальше – а это порядка трех километров – также невозможно проехать. Выход один: пешком куда проще. Да и, возможно, интересней. Главное – есть время и что показать.

Начинаю знакомить своих гостей с окрестностями. На берегу Кувы, на небольшой возвышенности когда-то стояла небольшая часовня в деревянном исполнении. А вот и мост через реку. Здесь в былые времена находилась плотина, которая держала уровень воды в пруду, площадь которого составляла более двухсот гектаров. Здесь же стояла мельница и электростанция, возведенная в годы войны. И еще показываю место, где река Мечкор впадает в Куву. А чуть поодаль была животноводческая ферма, огромные четыре корпуса в кирпичном исполнении. Все растащили, помогали в этом даже некоторые бывшие чиновники. Сейчас на их месте лишь молоденькие стройные осинки да березки. И непроходимый бурьян.

А мельницы, пруда, электростанции сейчас тоже нет, они приказали долго жить в 50-ые годы, когда была запущена КАМГЭС.

Теперь несколько слов еще об одном историческом факте. Показываю сохранившуюся дамбу с километр длиной, которая сохраняла гладь пруда. Поговаривают, будто строительный материал возили сюда аж с Кувинского чугуноплавильного завода.

И снова в путь. По дороге делюсь рассказом о происхождении своей деревни. Ученые выдвигают разные версии, но мне ближе следующая: Мечкор. Если разделить слово на слоги, то вторая часть «кор» или «кар» означает жилище, поселение, городище. А как расшифровать первую? В исторических документах существует следующее толкование. Слово «метш» (а жители называют свою деревню именно Метшкэр) в удмуртском языке означает крутой, обрывистый берег. Именно на таком месте раскинулась на добрые два километра наша деревушка. Здесь проживают в основном Отиновы. А среди удмуртов эта фамилия широко распространена.

За разговорами мы добрались до реки Кувы. Моста нет. Переходим вброд. Еще порядка семисот метров, и мы окажемся на историческом месте. Но сколько мы еще затратим времени – одному Богу известно. И это понятно – ни дороги, ни тропинок нет. Хозяйничают здесь сейчас лишь сохатые да нечистая сила.

Последний раз я бывал здесь года четыре назад, собирал по просьбе сестры лекарственные травы. До сих пор помню это неприятное ощущение, что за тобой кто-то наблюдает. По спине мурашки, на душе непонятная тревога и желание поскорее отсюда выбраться. Родители говорили, что здесь живет лешак. Ни вечером, ни даже днем не хотел бы я здесь оказаться один. Кругом болотистые места, кочки, заросли, трава в рост человека.

С трудом, но мы достигаем своей цели. Вот то самое место, таинственное и загадочное.

Пера ты (озеро Перы) по форме напоминает продолговатую подкову, твердая почва в середине составляет 80 соток. Помню точно, потому что нам ее выделяли для покоса. В 30-40 метрах протекает река Кува.

В былые времена открытых мест было намного больше, они были шире, сейчас же все зарастает кустарником, травой, мхом. Шириной оно местами достигает десяти-двенадцати метров. Вода темного цвета. А глубина? Трудно определить. По воспоминаниям старожилов, здесь когда-то провалилась буренка. Но поиски никаких результатов не дали, пробовали определить глубину – шести-семиметровые жерди ушли в никуда.

Добавлю, здесь водятся серебристые караси, а смельчаки иногда заготавливают даже мох. К тому же знающие толк в растительности собирают лечебные травы, которые якобы исцеляют от тяжелых недугов.

А в принципе, ничего удивительного. Еще один загадочный уголок нашей малоизученной природы. Манит же к себе, скорее всего, историческое название, ведь озеро носит имя легендарного героя коми-пермяков.

Что ж, пора устроить небольшой отдых. А мои гости все не угомонятся, снимают на фотоаппарат и видеокамеру.

Обратная дорога заняла у нас меньше времени. Просто подвернулся УАЗ, и шофер любезно согласился подбросить нас до деревни.

Попрощавшись, мы расстались с усталыми попутчиками. Но связи прерывать не намерены. К тому же есть еще места, которые манят к себе своей неизведанностью.

А к этому походу могу добавить лишь одно: гости мои остались довольны. А Артур Михайлович, наверное, вдвойне: ведь он сделал к своему юбилею – восьмидесятилетию – еще один подарок. И правда, где еще так отдохнешь на природе, да и к тому же с пользой для души?

P.S. Видать, крепко зацепила эта история моих знакомых, потому как через день они снова приехали в Мечкор. Оказывается, решили побывать в деревне Першино.

Эта заброшенная деревушка – а в народе ее называют Перша – находится в четырех километрах от большой дороги. Правда, жителей осталось мало, проживают в 12 домах и о происхождении названия своей малой родины мало что знают. Хотя опять же некоторые ученые утверждают, что Першина скорее всего исходит от слова Пера. Возможно, они правы, ведь озеро Перы расположено вблизи от этого населенного пункта. И хотя ценных данных нам не удалось зафиксировать, тем не менее, поездка опять же оставила незабываемые впечатления.

Василий Кольчурин.

---------------------------------------------------------

Суровый хранитель лесов, сказочный охотник  – Пера-богатырь. 

Гайны встречают гостей

У каждого народа есть свой легендарный герой, о котором пишут сказания, прославляя его имя в веках.  Есть такой герой и на гайнской земле. Суровый хранитель лесов, сказочный охотник  – Пера-богатырь. Народные гуляния в честь этого богатыря проводятся уже третий год подряд, каждый раз собирая в своих хлебосольных владениях гостей со всего округа.
Гайны встретили нас ярким августовским солнцем и холодным северным ветром, поднимающим легкую волну на красавице-Каме, представшей перед нашими глазами во всем своем великолепии. Прогулявшись по высокому берегу, полюбовавшись на огромный якорь, являющийся одной из достопримечательностей этого поселка, мы отправились к местному Дому культуры, где уже полным ходом шли приготовления к фестивалю народного творчества «На земле Перы».


Чаще всего люди выбирали оберег на здравие

У калитки гостей встречает приветливая девушка в национальной одежде. Открыто улыбаясь, она предлагает приложить ладонь к «камню Перы» и загадать желание, которое непременно сбудется. А еще нужно взять оберег на удачу, здравие, любовь или богатство. Каждый выбирает сам, какой именно оберег ему нужен.


«Пера-богатырские забавы».

Постепенно поляна возле ДК заполняется людьми, начинается праздник. На свежем воздухе проходят «Пера-богатырские забавы» – четыре команды удальцов соревнуются в силе и ловкости. Чего только не пришлось им вынести, чтобы дойти до победного финиша: и канат перетягивать, и  ядро метать, и колесо тележное, 20-килограммовое, поднимать, и с двумя огромными шинами на плечах бегать. Поистине, чтобы со всеми этими заданиями справиться, сила нужна богатырская.


Особым гостем фестиваля «На земле Перы» стал глава Коми-Пермяцкого округа Виктор Рычков

А тем временем в концертном зале ДК в самом разгаре конкурс исполнителей народной песни, значимость которого подчеркнул сам Виктор Рычков, министр Коми-Пермяцкого округа, специально приехавший на праздник.  Задорно отплясывает на сцене ансамбль «Раздолье» из соседнего поселка Кебраты, звонкой трелью несутся над залом песни коллектива «Камушка» из Гайн, стройное многоголосье выводят гости из Юсьвы – ансамбль «Рябинушка». Вперемежку звучат лирические песни и веселые плясовые. Причем, звучат они как на коми-пермяцком, так и на русском языках.
Интереснейшую экскурсию проводит хранительница музея Ольга Эйрих. Увлеченно рассказывает она слушателям легенду о Пере-богатыре, покоренным когда-то красотой древней Пармы. Проводит их по залам, знакомя с экспозициями, ничуть не уступающими Коми-Пермяцкому краеведческому музею. А возле музея посетителей встречает целая компания деревянных чудов с забавными мордочками. Здесь тоже можно послушать интересные легенды, полюбоваться на избушку на курьих ножках, сфотографироваться с рогатым чертенком. А если музей обойти, то глазам предстает старинный тепловоз, последний не только в районе, но и в округе.
Продолжается праздник посещением одного из семи чудес Гайнского района – урочища  Пернаяг, затаившегося в красивейших гайнских лесах.


Священный источник на Пернаяге угостил чистейшей водой.

Белые мшаники, высоченные сосны, в изобилии растущие грибы и ягоды, лениво катящая свои волны по песчаным берегам Кама – все это создает неповторимую атмосферу тишины и умиротворения. Из отвесного склона бежит ручеек священного источника, к которому сразу же выстраивается очередь из желающих угоститься ключевой водой, да и с собой набрать хоть немножко. Однако к источнику можно спуститься, лишь пройдя через обрядовую поляну и приняв участие в краеведческой игре «Пера маа».
А на песке уже вовсю пылают костры,  варится уха. Со всех сторон доносятся веселые песни – люди отдыхают от мирских забот. Рассекая водную гладь, плывет по Каме катер, прокатиться на котором от желающих просто нет отбоя. Бурлит вода, свежий ветер дышит в лицо, с криками носятся чайки над рекой  -  вот оно, счастье.
Заканчивается этот необычный день вновь возле ДК, где вручают дипломы и награды участникам фестиваля, устроив целый гала-концерт из лучших номеров, показанных ими ранее. И здесь гостей праздника ждет еще один сюрприз -  выступление кудымкарской группы «Добры молодцы».
Что и говорить, удался фестиваль на славу, причем, удалось не только душой отдохнуть, но и много нового о родной культуре узнать. А это и есть главная цель подобных праздников – привить людям любовь к национальному творчеству, возродить его из небытия.

Юлия Корякина

... http://gazetaparma.ru/2012/08/21/%D0%BD%D0%B0-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0...

--------------

Праздник Перы-богатыря

http://gazetaparma.ru/2013/08/29/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%...

Как прославляют своего эпического героя жители Гайнского района

Перу-богатыря возвратили песнями и плясками.

«ОЧЕНЬ давно тёмные леса росли на месте наших деревень. Населял в те старые годы нашу землю чудский народ. Землю не робили, коров да лошадей не разводили, а пропитание находили на реках да в лесах. Не знали ни ружей, ни пороха, с луком и стрелами лесовали, слопцы на зверей ставили. Найдут в лесу тусяпу, запарят, согнут в дугу, завяжут лосиным сухожилием – вот и оружие готово. Славились на охоте среди чуди два брата – Пера и Мизя. Жильё своё Пера и Мизя имели по лесной реке Лупье, что течёт в Каму, на парме, у самой деревни Мэдгорт. Стоит та парма высоко у Лупьи-реки, и виден с неё во все стороны лесной край». 
В четвертый раз в п. Гайны прошел фестиваль «На земле Перы». Этот эпический коми-пермяцкий герой с каждым годом становится всё популярнее среди своих потомков. По преданиям Пера родился в д. Мэдгорт Кебратского поселения на реке Лупья. Поэтому его стоит называть не иначе как символом всего района. О нем сложено немало легенд, известно немало фактов его силы, мудрости и ловкости.
На большой поляне возле Дома культуры развернулось представление, со всех поселений Гайского и соседних районов — Косинского и Кочевского – приехали творческие коллективы. В ярких красочных костюмах, в коронах они воспевали родную землю, деревню, коми-пермяков. Ярким моментом стало выступление двух очаровательных девчушек из детского сада. В их исполнении прозвучала незатейливая широко известная песня «Басёк нывка» в новой аранжировке. Отрадно, что коми-пермяцкая речь стала звучать в многонациональном районе все чаще. Двухголосые исполнительницы без акцента раскрыли сущность песни «Паськыт гажа улича».
- Откуда вы так хорошо знаете коми-пермяцкий?
- Но мы ведь живем среди коми-пермяков, знаем несколько слов, вот и песню запомнили. Я родом из Курской области, поэтому, приезжая на родину, меня встречают со словами: «Опять коми-зырянка приехала», — делятся улыбчивые женщины.
О Пере песен пока не сложено, но мастера декоративно – прикладного искусства этот образ активно используют в своих изделиях. Лик Перы вырезают из бересты, с его изображением рисуют картины и гравюры.
«ПЕРА обладал богатырской силой. Не было сильнее богатыря среди чудского народа. Кинуть стопудовый камень за десять вёрст для Перы было ребяческой забавой. Пера-то с Мизей ещё маленькими ребятами перекидывались большими камнями, как шариками. С пармы на парму камни-то бросали, кто дальше бросит».
Потомки Перы так же сильны и мощны, свою выносливость они продемонстрировали в конкурсе богатырей. Молодежь соревновалась в перекатывании колес, поднятии тяжестей, а потом поселенческие команды искали ту самую Золотую бабу, о которой также сложено немало легенд. Как оказалось, не перевелись еще богатыри на земле Перы – все участники показали закалку в силовых конкурсах.
Возрожденный бренд Гайнского района местные власти намерены использовать и в туристической индустрии. Для этого в районе создана муниципальная программа.
- Мы строим гостевые домики, базы, – перечисляет глава района Владимир Исаев. – Есть заинтересованность местного населения разработать маршруты с навигаторами. Будет создано турпредприятие, сейчас собираем документы. Будем развивать различные виды активного отдыха: сплав, рыбалку, охоту, уже подключаем охотхозяйства. Мы готовы рекламировать себя в других регионах. Герой Пера олицетворяет Гайнский район. Пера-богатырь ни на кого не надеялся, все делал своими руками, вот и жители стараются  пропитание добывать себе сами. Основным доходом являются лес, дикоросы. Сейчас самое время собирать бруснику, клюкву, ловить дичь. В этом Гайнский район выгодно отличается от других. Почему бы туристов не вовлечь в это увлекательное и полезное дело?
Немаловажным  в познании местности для туристов будет и посещение районного краеведческого музея. Здесь развернулся целый парк деревянных скульптур, рассказывающих о жизни и быте предков – жителей Гайн. С белками и зайцами соседствуют леший, водяной и кикимора. Эти герои коми сказок неразрывно связаны с жизнью Перы-богатыря.
«ВОЗЛЕ одной деревни очень лютый леший завёлся, всем в деревне досаждал, охотиться не давал, скотину воровал. Решили позвать на помощь Перу-богатыря. Пера рассердился, взял своё оружие, встал на лыжи и пошёл в тот лес, где леший хозяйничал. К ночи пришёл леший огромный, голова выше леса.- Ты что это на мою тропу пришёл, жалкий человек? Может, силой хочешь помериться? Встал Пера во весь свой огромный рост. Увидел леший, какой перед ним богатырь, и решил хитростью Перу одолеть, давай, говорит, сейчас спать ляжем, а утром будем силами мериться. Вскоре леший захрапел так, что посыпалась хвоя. Пера положил на своё место толстое бревно и прикрыл своей одеждой, а сам спрятался за могучей сосной. В полночь леший проснулся, встал, взял своё копьё и положил остриё в огонь, а когда оно раскалилось докрасна, схватил копьё, прыгнул через костёр и вонзил копьё в бревно, укрытое одеждой. Тут вышел Пера из-за сосны, натянул свой тугой лук и пустил стрелу в грудь лешего. Убил злодея».
По словам экскурсовода Ольги Голевой, связь Перы и Гайнского района на самом деле существует. Он здесь родился, жил, помогал людям. Это реальная личность. Была экспедиция на родину Перы в Мэдгорт, там действительно из поколения в поколение передаются сказы про его существование, и помнят его потомков. Есть даже место его захоронения. То, что он обладал богатой силой, свидетельствует камень на реке Лупья. Когда вода сходит, камень обнажается.
«УВИДЕЛ однажды Пера большую галю, что лежала у их селения, велика была галя, больше избы величиной, схватил её и хотел на другой берег Лупьи-реки перекинуть, да сорвалось галя-то, прямо в Лупью-реку  упала. Лежит галя поныне на дне Лупьи-реки близ старой деревни Мэдгорт. Большущий-пребольшущий камень-то, всю реку перегородил. Да глубока Лупья-река, скрыла она холодными водами ту галю. Только летом, когда вода спадёт, можно её увидеть».
Гости фестиваля могли посетить одно из красивейших мест района – урочище Пернаяг. По преданиям, святой Стефан Пермский крестил здесь коми-пермяков. Во время спора св. Стефан «вымолил» людям источник живой воды, с этой поры источник на урочище считается святым. Многие верят, что эта вода излечивает от болезней. Веселое времяпровождение на урочище сопровождалось вкусным ужином – ухой из свежей камской рыбы и чая с травами. Желающие смогли полюбоваться красотами и местными пейзажами, катаясь на катере по Каме.
В целом фестиваль показал, что жителям Гайнского района есть чем гордиться. А своего знаменитого предка они не забывают, а еще больше воспевают в своих делах и поступках.

Ирина Дульцева.

----

Велика и широка земля Гайнская, и живут в ней люди с давних пор. И жил-был когда-то в этих местах человек, которого звали Пера. Жил он не богато, зато был очень силён и могуч. За это прозвали его люди  Пера-богатырь. Всех злодеев, всех врагов одолевал Пера-богатырь, помогал слабым.   Далеко шла слава про его дела и дошла до наших дней.
31 октября в здании Гайнского краеведческого музея им. А.Я. Созонова состоится открытие новой экспозиции «Пера и его потомки».  Каждого, кто придет  в этот день в музей,  встретит сам Пера-богатырь. В парке деревянных скульптур гости услышат легенды и предания из уст сказительницы   и  героев коми-пермяцкого эпоса, выступление детского фольклорного коллектива д/с «Камушка». В ходе торжественного открытия экспозиции пройдет тематическая экскурсия «Набойка пермяцкого края» из фондов Коми-Пермяцкого государственного  музея им. П.И. Субботина-Пермяка и  дегустация блюд коми-пермяцкой кухни. Всех, кого заинтересовала эта информация, ждут 31 октября в 11:00 ч. в Гайнском краеведческом музее
Поддержка этого проекта была осуществлена Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, администрацией Гайнского муниципального района.

http://gazetaparma.ru/2013/10/28/%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D1%81%D1%82%D1...

---

31 октября в 11 часов в здании Гайнского краеведческого музея им. А.Я. Созонова состоится открытие новой экспозиции «Пера и его потомки». Ее создание стало возможным благодаря победе в конкурсе музейного дела, проводимом по инициативе краевого Министерства культуры. 

«Пера и его потомки» - это целостная экспозиция, посвященная истории, культуре, быту коренных жителей Гайнского района и жизни легендарного Перы-богатыря. 

Нынешняя выставка стала продолжением работы Гайнского музея по популяризации имени героя коми-пермяцкого эпоса Перы-богатыря. Цикл мероприятий в этом направлении музей начал в 2009 году, разработав образовательную программу для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Знакомство с героями-коми-пермяцкого эпоса». В 2010 году музей выиграл грант Министерства Пермского края по делам Коми-Пермяцкого округа на строительство парка деревянных скульптур. Проект был успешно реализован, парк открыт в октябре 2010 года. На сегодняшний день тема о героях коми-пермяцких легенд, одна из самых запрашиваемых и на территории парка проводятся тематические экскурсии, мероприятия, лекции. 

В рамках реализации нынешнего проекта «Пера и его потомки» в здании музея пройдут мероприятия: 

• «Пера-богатырь встречает гостей»; 

• «Легенды и предания» — их участники события услышат из уст сказительницы в парке деревянных скульптур с героями коми-пермяцкого эпоса; 

• выступление детского фольклорного коллектива д/с «Камушка»; 

• торжественное открытие экспозиции «Пера и его потомки»; 

• тематическая экскурсия «Набойка пермяцкого края» из фондов Коми-пермяцкого государственного музея им. П.И. Субботина-Пермяка; 

• дегустация блюд коми-пермяцкой кухни. 

http://vk.com/kudymkar?w=wall-4221871_10560

--------------

Коми-Зыряне признали себя потомками Коми-Пермяков http://uralistica.com/group/komipermians/forum/topics/2161342:Topic...

----

9 августа на урочище Лугдын Гайнского муниципального района прошел фестиваль «На земле Перы». Фестиваль собрал участников со всех уголков Коми-Пермяцкого округа, открыл мир древней истории Гайнской земли и показал её красоты.

С приветственным словом на открытии выступили глава Гайнского муниципального района Владимир Исаев и ведущий специалист отдела этнокультурного развития Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края Алексей Радкевич.

Более двадцати творческих коллективов выступили на сцене с танцевальными и вокальными номерами. Кроме того, на фестивале проводился спортивный конкурс «Пера-богатырские забавы», по итогам которого выбрали сильнейших богатырей округа. Все участники соревнований получили дипломы и памятные призы. На фестивале каждый мог абсолютно бесплатно попробовать чай из трав и отведать ухи, приготовленной из камской рыбы. Также на протяжении всего мероприятия была организована выставка-продажа изделий декоративно-прикладного творчества. Помимо этого, у участников фестиваля была возможность прокатиться на пароме по реке Кама. Таким насыщенным прошел день чествования славного богатыря Пера на священной земле – «Пера маа».

 

Поддержка фестиваля осуществлена Администрацией губернатора Пермского края, Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края», ГКБУК «Коми-Пермяцкий этнокультурный центр» в рамках реализации государственной программы «Обеспечение взаимодействия общества и власти» подпрограммы «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае».

http://www.minkpo.permkrai.ru/node/1931

Просмотров: 2447

Ответы на эту тему форума

Очень примечательная ситуация. У несколько граней

- сказочные и мифологические символы для россиян не пустой звук, и даже сам Глава Республики Коми имеет свое мнение насчет символа от Коми для проекта "Сказочная карта России"

- мифологические персонажи - серьёзный повод для дискуссий что в Коми-Пермяцком округе, что в Коми Республике (поважнее, пожалуй, социално-экономических вопросов)

- объявляя традиционного коми-пермяцкого геря Пера символом от Республики Коми, В. Гайзер продолжает популярную у коми концепцию того, что они вместе с коми-пермякам составляют единый народ, разделенный географически - и поэтому коми-пермяцкий герой это и общекоми герой, а республика Коми в такой перспективе видится метрополией всех коми.

- "деление" и перетягивание героя хотя и создает хоть какие-то обсуждения, в частности, этноидентификационных символов и национальных брендов, может наполнить зырянско-пермяцкие отношения неприятными и совершенно ненужными обвинениями в адрес друг друга (главным образом в адрес зырян со стороны пермяков) - хотя для обоих групп важнее обретение понимания и сближение друг с другом

 

-- Не отдадим Перу! -- вторит редактор районной газеты «Наше время» Галина Лунегова.


не за то воюют коми-пермяки, со своими же кровными братьями зырянами

МИЯН ПАРМА. В ПЕРМИ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА ГЕРОЕВ КОМИ-ПЕРМЯЦКИХ ЛЕГЕНД

Герои коми-пермяцких легенд — в краевой столице. В пермской арт-резиденции открывается выставка-гостиная. Она будет оформлена арт-объектами на темы уральского фольклора. На этой же площадке пройдут концерты национальных коллективов прикамского севера. Повод — 90-летие Коми-Пермяцкого округа.

RSS

Пусъёс

© 2018   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования