Uralistica

Пермская деревянная скульптура («Пермские боги») / Perm wooden sculpture


 (700x467, 98Kb)


00hrc9z6 (699x484, 122 Kb)
 (699x482, 140Kb)
 (699x466, 113Kb)
 (699x466, 96Kb)
 (700x466, 131Kb)
00hrpqtk (700x700, 216 Kb)
 (496x698, 170Kb)
00hrrc07 (699x466, 145 Kb)
 (466x699, 166Kb)
00hrz8qt (466x699, 89 Kb)
 (699x466, 115Kb)
 (699x462, 93Kb)

 

 (700x525, 47Kb)

 

http://northural.ru/article/permskaya_derevyannaya_skulptu/

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура — фигура сидящего Христа

Фигура сидящего Христа

Про богатство Северного Урала сказано немало. Есть на Урале природные ресурсы и богатства недр. Очень красивая природа, умеренный климат. Вот только об одном «ресурсе» как-то не принято говорить и упоминать вслух. Это — люди…

За Северным Уралом прочно закрепилась слава каторжного края, куда издревле ссылались представители самого «подлого» сословия — воры, убийцы и насильники. За этими «деревьями не видят леса» и забывают, что было на Урале и коренное население со своей богатой и самобытной культурой; что приезжие и ссыльные люди ассимилировались с местными, обживались и укоренялись на новом месте.

Все это стало причиной уникального сплава культур и народов, которое мы наблюдаем сейчас на Урале вообще, и на Северном Урале в частности. Наиболее ярко это отразилось в творчестве. Так популярная во всем мире пермская деревянная скульптура наиболее ярко отразила это явление.

 

Пермская деревянная скульптура — звериный стиль

Образцы бляшек
звериного стиля

Пермская деревянная скульптура, в том виде, в каком мы знаем ее сейчас, появилась  не на пустом месте. На Урале издревле был распространен так называемый пермский звериный стиль в производстве бронзовых и медных пластин с вырезанными фигурами священных животных, мифических существ и человека. Трудно сказать, какую функцию они выполняли в большей степени — эстетическую или сакральную.

 

Кроме того, у местных народов, с их верой в духов и развитым пантеоном местных языческих богов, было принято изображать божеств и духов в виде деревянных кумиров и идолов. Сейчас уже невозможно сказать какова была детализация и искусство изображения этих деревянных кумиров, но можно догадаться, что делалось это на очень высоком художественном уровне. В последующем, это не могло не отразиться уже на пермской деревянной скульптурехристианского характера.  

Интересен один факт,
связанный с деревянными скульптурами Христа

Дело в том, что канонически церковью строго запрещалось объемное (трехмерное) изображение Христа. В 1722 и 1767 годах Святейший синод строжайше запретил объемное изображение Иисуса — разрешалось только иконическое «плоское». В истории России были два факта объемного изображения фигуры и лица Иисуса Христа. Т.е. в двух случаях были сделаны исключения: первый — на саркофаге со святыми мощами в Киево-Печерской лавре, а второй… на Северном Урале!

Надо оговориться, что церковники разрешили вырезать из дерева не самого Христа, а только святых, но до наших времен уцелели и христовы скульптуры. Уникально в этих фигурах все: техника исполнения, позы, сюжеты, а главное лицо Христа. Дело в том, что коренным населением Северного Урала были коми-пермяки и ханты-манси (вогулы), а они относятся к азиатскому типу с характерными чертами лица.

Наверное, мастера тоже были представителями местного населения, т.к. черты лица Иисуса явно азиатские. До сих пор в г. Чердыни, в музее истории религии и веры можно увидеть Христа с ярко выраженными азиатскими скулами и глазами!

Пермская деревянная скульптура — Саваоф

Пермская деревянная скульптура — Саваоф

Само понятие пермской деревянной скульптуры — явление отнюдь не монолитное и не однообразное. Как любое другое живое явление она росла, развивалась и менялась на протяжении всего времени. Так, можно в самой пермской деревянной скульптуре выделить разные направления и стили: барокко, классицизм и реализм, наивысшим достижением которого можно считать образы страдающего Христа — распятого или сидящего в темнице. Понятно, что причастность к этим художественным течениям связана с более общими и масштабными движениями в храмовом искусстве.

Деревянная скульптура, как явление генетически родное и свойственное уральской культуре (в том числе и христианской), не могло остаться в стороне и не могло не меняться. Влияние барокко выразилось в развитии формы в пространстве. В пермской деревянной скульптуре барочная пространственность явила себя прежде всего как освоение скульптурой иконостаса. Но в большей степени барокко сказалось на развитии декоративной резьбы. Интересны собранные в галерее Царские врата ХVIII-ХIХ веков с богатейшими «травными» орнаментами, обильной позолотой и живописными вставками. Искусным исполнением отличается и огромный барочный иконостас из Пыскорского монастыря с двухслойной резьбой и роскошной листовой позолотой.

Пермская деревянная скульптура — фигура Христа узника

Христос в темнице

Очевидно, что уральские мастера вложили в пермскуюдеревянную скульптуру всю свою душу, профессиональное мастерство, свои самые сокровенные мысли и чувства. Поэтому шедевры пермской деревянной резьбы отличаются человечностью и обаянием, глубинными чертами самобытной культуры Северного Урала.

На сегодня мало образцов деревянной скульптуры сохранилось на местах: в самой Чердыни, Соликамске (в той же Воскресенской церкви или в Святотроицком мужском монастыре), Покче или в других деревнях и поселках. Большинство скульптур было вывезено в центральные музеи и хранилища России.

В коллекции Пермской художественной галереи хранится около 370 резн...Пермская деревянная скульптура широко известна в нашей стране и за рубежом. Она выставлялась в крупнейших музеях России — Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее.

Побывала во Франции (Париж), Бельгии (Брюссель), Японии (Осака), получила приглашение в США и Германию. Каждый год по экспозициям, где представлена пермская деревянная скульптура проходит более ста тысяч зрителей. Многие издалека приезжают в Пермь, чтобы увидеть знаменитую коллекцию деревянной скульптуры.

 

http://www.gallery.permonline.ru/collection/2/f1.htm

http://www.youtube.com/watch?v=pXMkutPNzxY

http://religion.ng.ru/photo/2009-03-18/7_perm.html

http://www.sculpture.permonline.ru/index.htm

http://www.visitperm.ru/info/interesting/derev_skulptura.php

http://www.pravmir.ru/xristos-v-temnice-permskaya-derevyannaya-skul...

http://northural.ru/article/permskaya_derevyannaya_skulptu/

 -------------------------

В Пермской художественной галерее произошло историческое событие: впервые вышел в свет каталог полной коллекции Деревянной скульптуры. 
Сотрудники галереи и коллектив авторов работали над каталогом около 20 лет. 
Книга-альбом, выпущенная московским издательством Арт-Волхонка, содержит полное описание коллекции и много иллюстраций. 
Репортаж с презентации.























http://senat-perm.livejournal.com/892820.html

 --------------------

Деревянные скульптуры http://www.youtube.com/watch?v=mr6R9hIzXYI

----

Просмотров: 3712

Ответы на эту тему форума

Пермская деревянная скульптура

Барадулин В.А. - Народная роспись по дереву | Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу

Барадулин В.А.
Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу
[1982, PDF, RUS]

http://www.perunica.ru/tradicii/4692-baradulin-va-narodnaya-rospis-...

Барадулин В.А. - Народная роспись по дереву | Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу

Год: 1987
Автор: Барадулин В.А.
Жанр: Альбом. Народное искусство.
Издательство: Пермь: Пермское книжное издательство
ISBN: нет
Серия: Искусство Прикамья
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 190

Описание: "На мозаичном фоне центров русской народной росписи выделяется своей целостностью живописный стиль прикамского домового письма. Мастера-профессионалы, работая в составе бродячих артелей, размещали на дверях и стенах дома, на мебели изображения сказочных птиц и зверей, цветущих и плодоносящих растений. Они тонко чувствовали и точно выражали в своих работах поэтически-сказочное миропонимание пермских крестьян, долго сохранявших в быту архаические черты. Собранные воедино материалы многолетних изысканий и исследований дают представление о широком распространении в народном быту Прикамья живописного начала, о зарождении и развитии здесь самобытной художественной культуры, уходящей корнями в древнерусское искусство. Произведения крестьянских живописцев могут полноправно стоять рядом с пермской деревянной скульптурой и другими видами искусства, прославившими Прикамье." М. В. Алпатов

"В альбоме представлены коллекции архитектурно- этнографического музея «Хохловка», Березниковского краеведческого музея, Государственного музея этнографии народов СССР, Государственного ордена Ленина Эрмитажа, Ильинского районного краеведческого музея, Кунгурского краеведческого музея, Музея народного искусства, Пермской государственной художественной галереи, Пермского областного краеведческого музея, Соликамского краеведческого музея, Усольского народного архитектурно- этнографического музея, Чердынского краеведческого музея имени А. С. Пушкина."

http://www.perunica.ru/tradicii/4692-baradulin-va-narodnaya-rospis-...

http://www.perunica.ru/tradicii/page/3/

В Перми издан каталог "пермских деревянных богов"

Пермский Иисус. Фото: Игорь Карнаухов

В Перми презентовали каталог-альбом "Пермская деревянная скульптура в собрании Пермской государственной художественной галереи", сообщает "Российская газета".

Том большого формата толщиной более 400 страниц гладкой белой бумаги представляет собой главное, самое большое и фундаментальное исследование по теме пермской деревянной скульптуры. Несмотря на роскошный "подарочный" внешний вид, это издание прежде всего - научно-исследовательское. Теоретическое содержание составили статьи доктора исторических наук Георгия Чагина (Пермский госуниверситет), Василия Пуцко (Калуга), Никандра Мальцева (Русский музей, Санкт-Петербург) и других авторитетных исследователей. Тираж - 1000 экземпляров.

Путь этой книги к читателю сильно затянулся. От начала подготовки до появления тома из печати прошло более 30 лет. Над каталогом начали работать еще в конце 1970-х годов. Первый вариант был подготовлен к печати еще в 1998-м. Сдан в типографию в 2007-м. Издательство, готовившее книгу, за это время было переучреждено заново. На издание пошли средства двух грантов президента России. Отчаявшись уже когда-нибудь увидеть результаты своего труда, в 2011 году автор-составитель искусствовед Ольга Власова издала "предварительный" вариант каталога, в значительно более скромном виде, за счет личных средств. Тем не менее, каталог-альбом пришел к читателю.

- Впервые за 90 лет существования коллекции Пермской галереи мы получили наиболее полное, максимально информативное и самое богато иллюстрированное издание по коллекции пермской деревянной скульптуры, - комментировала автор.

- Увы, все то время, что книга пролежала в столе, наука о деревянной скульптуре стояла на месте, - считает ее коллега искусствовед Александр Доминяк. - В то время книга должна была быть в распоряжении специалистов, и они могли бы уже с ней работать, вести и развивать дальнейшие исследования…

*** Пермская деревянная скульптура, или "пермские боги" - это поистине уникальная коллекция, не имеющая аналогов в мире. Первые сохранившиеся до наших дней памятники датированы XIV-XV веками. Наиболее ярко и полно деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII-XIX веках. Наряду с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства входила в художественные ансамбли церквей и часовен.

Местные язычники, даже приняв православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и святых, по сути продолжая поклоняться деревянным идолам. Несмотря на запреты деревянных религиозных скульптур церковными властями, "деревянные боги" на протяжении нескольких веков множились в церквях Урала, где жили коми-пермяки. Вопреки указам сверху местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянные скульптуры и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами.

Главные черты пермской деревянной скульптуры - монументальность художественных решений, незаурядная образность, высокое мастерство, с которым выполнены резные изображения, и большая эмоциональность. Тем не менее, большинство самобытных народных резчиков остались анонимами. Однако в истории осталось, например, имя крестьянина из деревни Габова (ныне Карагайский район) Никона Кирьянова. Для деревенской часовни он вырезал примерно 500 деревянных скульптур, создав наивный по форме, но высокий по духовному содержанию ансамбль. Выделяется также "шакшерская школа” (конец ХVIII - первая половина ХIХ века), характерная для чердынских поселений. Ее образцы отличаются как бы гофрированными поверхностями.

В собрании Пермской государственной художественной галереи насчитывается более 330 экспонатов, состоящих из 600 с лишним фигур, в основном ХVIII - начала ХХ века. Коллекция сложилась в двадцатые-сороковые годы XX века во время экспедиций по северу Пермского края. Начинал эту работу Александр Сыропятов (1882-1954), продолжил основатель Пермской галереи Николай Серебренников (1900-1966).

*** Более подробно о пермской деревянной скульптуре можно узнать на сайте www.sculpture.permonline.ru

http://finugor.ru/node/41264

Фото из книги 1928 года "Пермская деревянная скульптура" 

vziato s http://chirkunov.livejournal.com/228011.html

Уральские мастера по-своему понимали Евангелие. И запрет православной церкви на скульптурное изображение Христа и святых — не дрогнув, нарушали. Не по ереси — по незнанию. Наивное сакральное искусство — в буквальном смысле вытащенное из погребов и подвалов сельских церквей искусствоведом Николаем Серебренниковым. С его подачи чуть менее века назад мир узнал о пермской деревянной скульптуре. Теперь иностранные туристы, прибыв в Пермь, первым делом отправляются в Художественную галерею — и выходят оттуда очарованными: это же old wooden sculpture of Perm!

Вырезанные из дерева боги, ангелы и апостолы сумели, несмотря на хрупкость материала, пережить многое. В разное время держали они удар и от атеистически настроенной советской власти, и от родной православной церкви (та усмотрела в «идолах» языческое наследие). И это только в основной экспозиции Пермской художественной галереи скульптура смотрится относительно целой и невредимой. В запасниках — припрятаны до поры объекты, которым повезло меньше.

Почти у каждого «запасного» за плечами своя, совершенно человеческая драма. Есть, например, два ангела, которые были сделаны одним мастером, но разлучились почти на восемьдесят лет и встретились только в Пермской галерее. Участь других скульптур еще печальнее — деревянные святые утрачивали конечности, пальцы и нимбы, лишались уникальной авторской росписи, покрывались трещинами от неправильного хранения. В Галерее их пытаются спасти.

Этой осенью (2010 г. – О.К.) пермская деревянная скульптура отправится на международную выставку в Лион. И вполне возможно, что в музейную экспозицию на замену «гастролерам» попадет несколько скульптур из фонда. Вообще, это прецедент: то, что хранится в запасниках, очень редко оказывается доступным для широкой аудитории. Тем ценнее возможность сюда заглянуть — «Соли» это удалось.

Автор: Иван Козлов
















http://blog.religiopolis.org/kopilov/2012/06/29/%D1%85%D1%80%D0%B8%...

Иисус в темнице (в музее церковной старины г. Тотьма, Вологодская область):

Тотьма

http://venividi.ru/node/16611

Тотемское барокко http://vilenia.livejournal.com/1473.html?thread=23745

михаил терентьевич лемясев сказал(а):

Конечно, это искусство. На него можно и нужно смотреть. Но оно -  не каноническое для нас. Что значит по-своему понимать Евангелие??? Почему вдруг появилось данное явление в определённо данном регионе??? Почему её так много??? Существует не одна теория объяснения сего... Обращает на себя внимание некое старательное уподобление скульптур иконе... Создаётся впечатление об агрессивном происхождении этого искусства под влиянием западной конфессии... 

 

Может стиль деревянной скульптуры в Пермь принесли Строгановы с Тотьмы Вологодской земли? Ибо там и особенный архитектурный стиль называемый Тотемским барокком?

''Почти весь соляной бизнес Тотьмы был сосредоточен в руках Строгановых, которые контролировали весь бизнес этого региона (Тотьма-Великий Устюг-Сольвычегодск). Тотемские Строгановы, как и их родня в Сольвычегодске, активно вели богатое строительство в т.ч. и храмов. Именно они и дали начало своеобразному стилю оформления храмов - Тотемскому барокко, которое состоит, в основном, в каменном орнаменте внешних стен (картуши). Картуш — это характерное для стиля барокко украшение в виде щита или полуразвернутого свитка для помещения подписей, икон, гербов. Тотемские картуш и отличаются от обычных (лепных, резных или рисованных). Они являются не внутренним, а внешним элементом убранства храмов и представляют собой часть кладки стены, как правило, выступающую на треть кирпича и обрамленную многопрофильным валиком кирпичного набора.''

http://www.myrusland.ru/cities_144.htm

михаил терентьевич лемясев сказал(а):

Конечно, это искусство. На него можно и нужно смотреть. Но оно -  не каноническое для нас. Что значит по-своему понимать Евангелие??? Почему вдруг появилось данное явление в определённо данном регионе??? Почему её так много??? Существует не одна теория объяснения сего... Обращает на себя внимание некое старательное уподобление скульптур иконе... Создаётся впечатление об агрессивном происхождении этого искусства под влиянием западной конфессии... 

 

В Московском государственном музее "Дом Бурганова" накануне состоялась презентация альбома-каталога "Русская скульптура XVI - XIX веков. Тотьма". Это уже третье издание проекта, посвященного русской сакральной пластике, задуманного и осуществляемого действительным членом Российской академии художеств, исследователем русского искусства Марией Александровной Бургановой.

Два предыдущих издания были посвящены религиозной пластики Сольвычегодска и Великого Устюга. Новый альбом представляет еще одно собрание церковной скульптуры Русского Севера, которое по праву может быть названо выдающимся и значимым. Коллекция Тотемского музейного объединения включает скульптуру иконостасов, статуарную и мелкую пластику. Большинство произведений благодаря новому изданию публикуется впервые.

Особенностью альбома-каталога является его многоуровневая структура: прекрасные иллюстрации, научный аппарат и популярные тексты с разъяснением особенностей иконографии и художественных образов. Издание адресовано как специалистам музейного дела, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей культуры и искусства России.

Тотьма - один из древнейших городов России, первое упоминание о котором относится к 1137 году. Он считался одним из богатейших на Русском Севере. Из небольшого укрепленного поселения, пережившего набеги татар и разорения, он превратился в один из крупнейших торговых и культурных центров. Основой богатства стала здесь торговля солью и пушниной. В XVIII веке местные купцы, используя политические связи, экономические преимущества и личную инициативу, формируют новый образ Тотьмы как крупного международного центра и базы зарубежных экспедиций.

Тотемские предприниматели обустраивают земли Алецутских островов и Аляски. Осваивая новые территории, они дошли до Сан-Франциско. Самой южной точкой Русской Америки стало основанное уроженцем Тотьмы Иваном Кусковым знаменитое поселение Форт-Росс. Экономический расцвет и международные связи стали фундаментом для бурного строительства. Только во второй половине XVIII века в Тотьме было построено более десяти каменных церквей, хотя численность населения в этот период едва достигала 4500 человек.

Образцом для местных строителей стала новая российская столица - Санкт-Петербург, формировавшийся по градостроительным и культурным форматам общеевропейского пространства. Активно развивавшаяся Тотьма живо восприняла новые архитектурные и художественные концепции. Храмы украшались скульптурой по столичному образцу. Тотемские высокие многоярусные соборы, изумительно красивые и стройные по пропорциям, позволили даже ввести в среде историков искусства специальный термин "тотемское барокко".

Трагические события российской истории не пощадили северный город. Сегодня его положение мало чем отличается от общей для российских провинциальных городов ситуации. Люди, трудящиеся там на ниве культуры, сделали все для них возможное, чтобы, несмотря на практически полную утрату церковных интерьеров и иконостасов тотемских храмов, сохранить часть пластического наследия. Как отмечает автор альбома Мария Бурганова, это впечатляющее собрание скульптуры отличается столь ярко выраженным художественным образом, что позволяет говорить о тотемской школе скульптуры как художественном явлении.

Участники презентации альбома-каталога с благодарностью говорили о научном и человеческом подвиге коллектива, готовившего издание. Мария Бурганова оказала музейному объединению города неоценимую помощь, систематизировав экспонаты и проведя научную каталогизацию собрания.

По словам директора Тотемского музейного объединения Юлии Ерыкаловой, "каталог скульптуры тотемских храмов открывает новую страницу в истории Тотьмы и Русского Севера и является значимым вкладом в свод отечественного искусства и культуры".

Искренняя благодарность была выражена Альберту и Елене Ледовских, а также музею классического и современного искусства "Бурганов-Центр", благодаря участию и финансовой поддержке которых стало возможным издание альбома.

В Московском государственном музее "Дом Бурганова" состоялась презентация альбома-каталога "Русская скульптура XVI-XIX веков. Тотьма"

Новый альбом - уже третье издание проекта, посвященного русской сакральной пластике, задуманного и осуществляемого действительным членом Российской академии художеств, исследователем русского искусства Марией Александровной Бургановой

Новый альбом - уже третье издание проекта, посвященного русской сакральной пластике, задуманного и осуществляемого действительным членом Российской академии художеств, исследователем русского искусства Марией Александровной Бургановой

-

Тотемские высокие многоярусные соборы, изумительно красивые и стройные по пропорциям позволили даже ввести в среде историков искусства специальный термин "тотемское барокко"

Тотемские высокие многоярусные соборы, изумительно красивые и стройные по пропорциям позволили даже ввести в среде историков искусства специальный термин "тотемское барокко"

-

Херувим из иконостаса Воскресенской Шехбухтской церкви Шуйской волости тотемского уезда. Кон. XVII - нач. XVIII в.

Херувим из иконостаса Воскресенской Шехбухтской церкви Шуйской волости тотемского уезда. Кон. XVII - нач. XVIII в.

--

Христос в темнице. XVIII-XIX вв.

Христос в темнице. XVIII-XIX вв.

--

Ангел из Благовещенской Усть-Толшменской церкви Тотемского уезда. XVIII век

Ангел из Благовещенской Усть-Толшменской церкви Тотемского уезда. XVIII век

-

Архангел Михаил, попирающий сатану. Из Входоиерусалимской церкви Тотьмы. Посл. четверть XVIII века

Архангел Михаил, попирающий сатану. Из Входоиерусалимской церкви Тотьмы. Посл. четверть XVIII века

http://newsru.com/religy/18oct2013/album.html

RSS

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования