Uralistica

Original photo : http://gnomizpermi.livejournal.com/2558.html?thread=1278

http://komiperm.ru/rakurs/POD-KOLESAMI-INTEGRATSII

Просмотров: 4319

Ответы на эту тему форума

ну факты. а дальше то что? вот так без особых смыслов и живем. может мы на макроуровне ничего исправить не можем, но микроуровень никто не отменял. А Дима Никитин- большой молодец. очень хочется не констатации фактов, а решений и действий.
diskusija na etu temu v uralistice takzhe v : http://uralistica.ning.com/profiles/blogs/k-5i-letiyu-sozdaniya
Министр Игорь Быкариз признает неудачи первой пятилетки Пермского края

На совете с главами всех районов 11 ноября министр Игорь Быкариз дает отчет о «новой» жизни округа в составе Пермского края. До сих пор нет ответа на простой вопрос: «Что же такое особый статус»? Как, впрочем, и нет принятой программы социально-экономического развития округа.
- Переходный период оказался не таким легким, как ожидалось, - с места в карьер признает глава округа – министр Игорь Быкариз. - Культура хромает. На данный момент краевой принцип сохранения и развития национальной культуры выполняется только на уровне сохранения. Язык русифицируется, в школах от него отказываются. Часов учебных не хватает. А еще – денег.
- Нужна субвенция на изучение родного языка, - решает глава Кочевского района Александр Хомяков.
- Да, да, да, - слышится со всех сторон – поскольку в зале присутствуют педагоги.
Министр обнадеживает: несколько раз по этому поводу разговаривали с министром образования Пермского края Николаем Карпушиным. И он, вроде, готов на это пойти. Не такие уж великие деньги.
Зато доходы муниципальных образований, как следует из отчета, выросли в 2,6 раза по сравнению с 2005 годом. В 2009 году в округе родилось на 37% больше людей, а умерло на 20% меньше.
- А есть ли программа социально-экономического развития округа? – интересуется депутат Законодательного собрания Пермского края Станислав Черепанов. – Я ее не видел.
- Такая программа еще по краю не принята. Будем работать, – отвечает Игорь Яковлевич.
- По закону у нас переходный период заканчивается в 2010 году. Я считаю, что как минимум до 2015 года он должен быть продлен, - не унимается Станислав Сергеевич. – Вы будете ходатайствовать о том, чтобы его продлили?
- Кто, как не Вы можете выступать с законодательной инициативой? – вежливо подсказывает министр. - Будем совместно работать.
Интересует собравшихся и пресловутый особый статус:
- Что же он такое, - спрашивают из зала.
- Этот вопрос не совсем раскрыт, - признается министр. По его словам, вопрос прорабатывает специальная группа. Что за группа и кто в нее входит, почему-то никто не уточняет. – Движемся, может, и не так быстро, как хотелось бы, но движемся.
Нелегко все оказалось с лесом – нет, по словам министра, реальной господдержки для организации бизнеса на нашей территории. И дорог лесовозных нет – не придет инвестор. За пять лет в округе построено 65 километров дорог. Это примерно ОТКУДА И ДОКУДА? Но два муниципалитета (КАКИЕ?) до сих пор без дорог с твердым покрытием.
Тут вспоминают про кризис. По словам министра, на 2011 год денег на дороги запланировано в десять раз меньше, чем в 2010.
- Пеняем на кризис, - объясняет Игорь Яковлевич. – Но ведь когда-то он закончится.
- Мы только разбитые дороги имеем от того, что лес вывозят, - негодует глава Гайнского района Николай Останин. – Люди вынуждены за 30-40 километров в лес ходить, чтобы дрова заготовить – кругом все арендовано. Живем в лесу – зайти не можем. Дайте леса району – мы за ними будем следить. Кто угодно работает – Латыши, Литовцы, Саратовцы – только не наши.
- Деятельность агентства природопользования непрозрачна, - вторит Станислав Черепанов. – До аукционов не допускают умышленно. Мы покупаем сырье по завышенным ценам – в пять-семь раз. Не доверяет бизнес власти, боится вкладываться.
Игорь Быкариз признает, что лес стал площадкой для спекуляций. Потому что Лесной кодекс оказался не таким эффективным, как ожидалось.
А приоритетами для бизнеса в округе министр Игорь Быкариз видит все те же туризм и ремесленничество. Но и по этому вопросу, оказывается, нет пока слаженной работы всех районов. Продвижения нет.
http://www.parmanews.ru/?p=1961
Объединением коми-пермяки подписали себе приговор: полное слияние и ассимиляция с основной массой населения России. Ждать от власти нечего.
Ждать от власти нечего. A i ne nado zhdat, mnogoe zavisit i ot zhitelej komi-permiackogo okruga, nu posmotrim... mne kazhetsa vozmozhno protivostojat asimiliacii.
Вторник, 20 февраля 2001 г. 18:05
Коми-Пермяцкий автономный округ может объединиться с Пермской областью

Заместитель председателя законодательного собрания Коми-Пермяцкого автономного округа Владимир Старцев полагает, что в случае проведения референдума подавляющее большинство населения округа выскажется за объединение с Пермской областью, передает НТВ со ссылкой на "Интерфакс".

Старцев сказал, что доходы населения в округе по сравнению с соседними регионами как минимум в два раза ниже. "По уровню жизни мы находимся на 88 месте в России. За нами только Чечня, но там есть на то объективные причины", - подчеркнул он. По словам Старцева, в объединении с Пермской областью жители округа видят путь к решению своих проблем.

Ранее губернатор Пермской области Юрий Трутнев заявил, что сейчас идет юридическая проработка вопроса объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
http://newsru.com/russia/20feb2001/komi.html




Среда, 18 декабря 2002 г. 11:11
В России может появиться новый субъект - Пармская область

Власти Коми-Пермяцкого автономного округа предлагают в случае объединения с Пермской областью назвать новый субъект РФ Пармской областью или Коми-Пермяцкой областью.

Столицей нового субъекта администрация Коми-Пермяцкого округа предлагает сделать город Кудымкар, сообщает газета "Пермский обозреватель".

Как заявил кандидат исторических наук Борис Поварницын, вполне возможно, такие требования выдвигаются намеренно, с той целью, чтобы Пермская область отказалась от проекта объединения.

Заместитель губернатора Пермской области Николай Яшин прокомментировал инициативы чиновников Коми-округа лаконично: любые предложения должны иметь технико-экономические обоснования, если их нет - предложения не перспективны.
http://newsru.com/russia/18dec2002/okrug.html
Глава администрации КПАО и губернатор Пермской области подписали договор "О согласованных действия по образованию нового субъекта РФ"
16:32 | 17/ 02/ 2003

Глава администрации Коми-Пермяцкого автономного округа /КПАО/ Геннадий Савельев и губернатор Пермской области Юрий Трутнев в понедельник подписали ряд документов, касающихся объединения этих двух субъектов Российской Федерации. Об этом РИА "Новости" сообщил пресс-секретарь главы КПАО Евгений Клещин.

В частности, по его словам, главы регионов подписали договор "О согласованных действиях по образованию нового субъекта РФ путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа", меморандум "Об образовании нового субъекта РФ путем объединения Пермской области и КПАО", письмо депутатов Законодательных собраний области и округа к президенту России Владимиру Путину, а также протокол разногласий.

Как отметил собеседник агентства, подписание этих документов не является "объединяющим актом": речь идет только о регламенте дальнейших действий.

По словам Клещина, на этом этапе существует единственное разногласие. Оно касается принятия устава нового субъекта, законов о выборах и статусе органов государственной власти. "Пермская область настаивает на принятии этих законов до истечения сроков полномочий законодательных собраний области и округа. А Коми-Пермяцкий округ считает целесообразным принять эти законы тогда, когда будет сформирован представительный орган власти нового региона", - пояснил пресс-секретарь.

По словам Евгения Клещина, при успешном развитии событий референдум об объединении пройдет в декабре 2003 года, одновременно с выборами в Государственную думу. При этом пресс-секретарь подчеркнул, что глава КПАО Геннадий Савельев высказывается за проведение референдума в другие сроки. Свою позицию он аргументирует тем, что "населению накануне выборов сложно будет разобраться с документами, объясняющими важность объединения двух регионов". Кроме того, проведение референдума в другое время позволит избежать "манипуляций на тему объединения со стороны кандидатов в депутаты Госдумы", считает Савельев.

До референдума - ориентировочно до 1 июля этого года - должны быть разработаны проекты Устава нового субъекта Федерации, проект его социально-экономического развития и др. Разработкой документов, как ожидается, должна будет заниматься специальная трехсторонняя рабочая группа, в состав которой войдут представители российского правительства и органов власти объединяющихся регионов.
http://volga.rian.ru/politics/20030217/78810.html



Пятница, 14 февраля 2003 г. 17:28
Пермская область и Коми-Пермяцкий АО попросили Путина объединить их в один субъект федерации

Пермская область и Коми-Пермяцкий округ обратились к президенту РФ Владимиру Путину с предложением создать единый субъект федерации. В четверг депутаты Законодательного Собрания Пермской области поддержали идею объединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области. Этот вопрос был вынесен на обсуждение внеочередного заседания областного парламента.

Пермские законотворцы утвердили текст письма к президенту России и единогласно проголосовали за направление этого письма, в котором высказаны предложения по объединению области и округа. На заседании присутствовали 31 депутат из 40 избранных. В работе заседания принял участие губернатор Пермской области Юрий Трутнев, который после голосования поблагодарил депутатов за поддержку идеи объединения.

Как сообщил депутатам заместитель губернатора Николая Яшин, совместной рабочей группой разработаны 2 документа - Договор "О согласованных действиях по образованию нового субъекта РФ путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" и Меморандум "Об образовании нового субъекта РФ путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа".

В договоре описываются действия области и округа, а в меморандуме оговариваются вопросы, в которых принимает участие и федеральный центр. Как ожидается, договор и меморандум будут подписаны руководством области и округа в понедельник в Кудымкаре (столица КПАО).

Область и округ просят президента РФ подключить к работе по объединению администрацию президента и правительство РФ, сообщает "Новый Регион". Как отметил Николай Яшин у области и округа есть еще много вопросов по которым предстоит договорится. Скорость процесса объединения будет зависеть от позиции Кремля. При успешном развитии событий, возможно референдум об объединении пройдет в декабре 2003 года, одновременно с думскими выборами.

Письмо властей Пермской области и Коми-Пермяцкого АО президенту РФ Владимиру Путину

Президенту Российской Федерации В.В.Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители органов государственной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, исходя из принципов исторического и территориального единства народов прикамского Предуралья, считая необходимым дальнейшее развитие экономического потенциала региона, заботясь о повышении благосостояния населения и сохранения национальных культур, приняли решение обратиться к Вам с предложением о возможности создания нового субъекта Российской Федерации, путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

С этой целью 17 февраля 2003 года подписаны Договор "О согласованных действиях по образованию нового субъекта Российской Федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" (приложение 1) и Меморандум "Об образовании нового субъекта Российской Федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" (приложение 2). В Меморандуме изложено наше совместное видение путей решение тех вопросов, связанных с процессом создания нового субъекта Российской Федерации, которые являются либо предметами совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, либо предметами исключительного ведения Российской Федерации.

Считаем, что статусом будущего субъекта Российской Федерации, образуемого путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, должна быть - область. Новая область должна стать правопреемником Пермской области Коми-Пермяцкого автономного округа, а ее территория - располагаться в границах наших нынешних субъектов Российской Федерации. При этом название нового субъекта Российской Федерации должно по возможности отражать исторические, социо-культурные, географические особенности данной территории.

Предполагается сохранить в рамках нового субъекта Коми-Пермяцкий округ как особую административно-территориальную единицу (автономный округ без статуса субъекта Федерации с наличием исполнительного и представительного органов власти). Согласованный нами подход к объединению не предполагает досрочного прекращения полномочий высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти и Законодательных Собраний объединяемых субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что для проработки всех вопросов, вытекающих из Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации", нам необходима практическая помощь и содействие в согласовании большого круга вопросов с федеральными органами власти, просим Вас дать соответствующие распоряжения Администрации Президента Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

При успешной совместной работе мы могли бы подготовить проекты всех необходимых документов до 1 июля 2003 года. После чего, с нашей точки зрения, возможно было бы поставить вопрос о проведении референдумов по объединению области и автономного округа одновременно с датой выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, т.е. в декабре 2003 года.

Нам представляется также целесообразным создать рабочий орган по подготовке конкретных материалов и документов с участием федеральных органов власти, органов государственной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

Приложение 1 - текст Договора "О согласованных действиях по образованию нового субъекта Российской Федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа".
Приложение 2 - текст Меморандума "Об образовании нового субъекта Российской Федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа".
От Пермской области губернатор Ю.П.Трутнев
От Коми-Пермяцкого автономного округа Глава администрации Г.П.Савельев
Председатель Законодательного Собрания области Н.А.Девяткин
Председатель Законодательного Собрания округа В.А.Ваньков.
http://newsru.com/russia/14feb2003/perm_united.html#1
Четверг, 5 июня 2003 г. 14:36
В Российской Федерации появится новый субъект - Пермский край

На внеочередном заседании Законодательного собрания Пермской области в четверг депутаты единогласно поддержали объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

Согласно принятым документам, в результате объединения области и округа получится новый субъект РФ - Пермский край. Как сообщил вице-губернатор Николай Яшин, до конца 2005 года бюджеты Пермской области и Коми-округа будут формироваться в обычном режиме.

В декабре 2005 года будет избран губернатор Пермского края, который до конца 2006 года организует исполнение бюджетов области и округа раздельно по каждой территории. Первый губернатор края будет избираться на 5 лет.

Выборы депутатов Законодательного собрания Пермского края пройдут в 2006 году. На единый бюджет Пермский край перейдет с 2008 года, сообщает "Новый регион". Коми-Пермяцкий АО получит в рамках края особый статус, сохранит свои герб, флаг и прочую символику.

Как ранее сообщал NEWSru.com, в феврале этого года Пермская область и Коми-Пермяцкий округ обратились к президенту РФ Владимиру Путину с предложением создать единый субъект федерации. Пермские законотворцы утвердили текст письма к президенту России и единогласно проголосовали за направление этого письма, в котором высказаны предложения по объединению области и округа.

Совместной рабочей группой были разработаны 2 документа - Договор "О согласованных действиях по образованию нового субъекта РФ путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" и Меморандум "Об образовании нового субъекта РФ путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа". В договоре описываются действия области и округа, а в меморандуме оговариваются вопросы, в которых принимает участие и федеральный центр.

Область и округ просят президента РФ подключить к работе по объединению администрацию президента и правительство РФ. Скорость процесса объединения будет зависеть от позиции Кремля.
http://newsru.com/russia/05jun2003/new_subject_rus.html


Воскресенье, 7 декабря 2003 г. 17:50
Референдум по вопросу объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО состоялся

Референдум по вопросу объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа можно считать состоявшимся. Явка избирателей в обоих регионах превысила необходимый 50-процентный барьер.

Как сообщили "Интерфаксу" в избиркоме Пермской области, на 18:00 по местному времени проголосовали 1 099 312 жителей региона, или 55,73% от общего числа зарегистрированных избирателей.

Жители двух регионов области отвечают на вопрос: "Согласны ли Вы, чтобы Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в новый субъект Федерации, в составе которого КомиПермяцкий округ будут являться административно территориальной единицей с особым статусом, определяемым уставом края в соответствии с законодательством РФ?"

Слияние Коми-Пермяцкого автономного округа с Пермской областью потребует внесения изменений в Конституцию РФ, считает руководитель Центра политических технологий Игорь Бунин.

"Для этого потребуется поддержка двух третей депутатов Госдумы, но это изменение настолько формальны, что без труда наберут необходимые голоса", - заявил Бунин накануне в интервью "Интерфаксу".
http://newsru.com/russia/07dec2003/ref.html
МИЛЬЧАКОВ МИХАИЛ, МГУ
Объединение Пермской области и КПАО: политические, экономические, социальные конфликты
В 2001 г. президентом был подписан Федеральный Конституционный закон №6 «О порядке принятии в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», который дал зелёный свет преобразованиям в сфере административно-территориального устройства. И, как известно, именно Пермский край стал первым реализованным проектом начавшейся объединительной кампании.

Коми-Пермяцкий национальный округ был образован в 1925 г. на территории традиционного проживания коми-пермяков, составлявших тогда и сейчас основную часть ее населения. С тех пор границы Коми-Пермяцкий округа оставались неизменными, как и его площадь - 33 тыс.кв.км. Первоначально округ входил в состав Уральской области, а после ее разукрупнения в 1938 г. в состав Пермской области. В 1977 г., с принятием очередной советской конституции Коми-Пермяцкий округ получил статус автономного. А с 1991 г., в период начала процесса ельцинской «суверенизации» его руководство провозгласило фактический выход территории из бюджетного пространства Пермской области. Данный факт был закреплен Конституцией 1993 г., когда КПАО стал полноправным субъектом Российской Федерации. С того же времени Пермская область пополнила число так называемых сложносоставных регионов 1.

1 - Климов А.А. Особенности обоснования процесса укрупнения российских регионов.
Референдум по вопросу объединения состоялся в декабре 2003 г. За объединение в Пермской области проголосовало 84% избирателей, в округе - 90%. Явка на референдум по области составила 62%, по округу - 66%. В марте 2004 г. президент подписывает Федеральный Конституционный закон №1 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». В результате первого декабря 2005 г. на политической карте России появился новый субъект.

Разночтения в оценках данного направления региональной политики являются свидетельством неоднозначности процесса преобразований, который по-разному видится с позиций регионов и Федерального Центра, затрагивает интересы бизнеса и национальных элит.

На примере образования Пермского края имеет смысл рассмотреть наиболее острые политические, экономические и социальные противоречия, с которыми возможно придётся столкнуться в ходе дальнейшего проведения реформы АТУ.

Политические проблемы
На подготовительном этапе объединения в округе была создана коллегия политических партий «За объединение Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области», в которую вошли «Единая Россия» и представители СПС. Объединение активно поддерживал депутат Государственной Думы от Коми-Пермяцкого автономного округа Андрей Аркадьевич Климов.

Непосредственными исполнителями федерального плана были заместитель руководителя администрации, глава межведомственной рабочей группы Владислав Юрьевич Сурков, бывший губернатор Пермской области Юрий Петрович Трутнев, с марта 2004 г. сменивший его Олег Анатольевич Чиркунов.

Вместе с тем, появилось оппозиционное движение «О будущности округа», которое выступило против форсирования объединительного процесса, требовало для жителей округа более весомых финансовых гарантий, конкретизации понятия особый статус, а также увеличения представительства в законодательном органе края до 6-8 человек. Оппозиционное крыло возглавил экс-спикер окружного Законодательного собрания Иван Васильевич Четин. В.Ю. Сурков заверил, что такие гарантии будут прописаны в федеральном конституционном законе о создании нового субъекта федерации, однако многие заверения выполнены не были.

Кроме того, необходимо отметить недобросовестное проведение агитационной деятельности накануне референдума с привлечением административного ресурса. По данному факту Пермский региональный правозащитный центр и Пермская гражданская палата потребовали от прокурора Пермской области привлечь к уголовной ответственности всех должностных лиц, причастных к массовым нарушениям прав человека и избирательных прав граждан. Более того, некоторые представители общественности собирались оспорить итоги референдума в суде. Бывший губернатор Ю.П. Трутнев публично признал, что перед референдумом нарушались права человека.

Впоследствии наибольшее количество споров вызвали два ключевых вопроса:

1. Сущность особого статуса и структура власти на территории Коми-округа.

В рамках обсуждения особого статуса предлагались следующие варианты:

Округ как ассоциация муниципальных районов бывшей автономии.
Округ как единое муниципальное образование. В рамках данного подхода рассматривались различные вариации: с сохранением районного и поселенческого уровней, с сохранением исключительно поселений. Также предлагалось укрупнить сельские поселения, отнести большинство территорий округа к территориям с низкой плотностью населения.
Консервация нынешней двухзвенной системы (поселение и район) с введением представительства губернатора на территории округа.
Таким образом, основное противоречие заключается в том, что 131 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» вводит двухуровневую систему, а Федеральный Конституционный закон №1 регламентирует создание дополнительного окружного уровня. Кроме того, в обращении к президенту (февраль 2003 г.) фиксировалось: «сохранить Коми-Пермяцкий округ как особую административно-территориальную единицу с наличием представительных и исполнительных органов власти». В итоге, вероятнее всего, будет принят вариант создания в круге территориального подразделения органов государственной власти Пермского края. Окончательно закрепить форму особого статуса предполагается в Уставе Пермского края.

2. Норма представительства округа в Законодательном Собрании Пермского края.

До образования нового субъекта управление Коми-округом осуществлялось администрацией и представительным органом в составе 15 депутатов. Соответственно, в Федеральном собрании автономия была представлена 4 голосами. В Законодательном собрании Пермской области, состоявшем из 40 человек, округ представляли 2 депутата.

12 апреля 2006 г. президент подписал Федеральный Конституционный закон №1, согласно которому на территории Пермского края вводилась новая система формирования выборных органов власти. В соответствии с новыми правилами, Законодательное собрание Пермского края первого созыва избирается сроком на 5 лет и состоит из 60 депутатов, при этом:

28 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории Пермского края, за исключением территории Коми-Пермяцкого округа;
2 депутата избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории Коми-Пермяцкого округа;
30 депутатов избираются по единому краевому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями.
Таким образом, новый закон вводит единое краевое законодательное собрание с сокращением нормы представительства для Коми-округа. При этом не выполненным остаётся положение Соглашения между Пермской областью и Коми-Пермяцким автономным округом о правовом положении Коми-Пермяцкого округа в составе Пермского края, которое предусматривало создание окружной Думы с 20 мандатами.

Отмечу, что в декабре 2005 г. главой округа был назначен Валерий Баяндин. В 2006г. на территории края работали два парламента - области и округа. Выборы в Законодательное собрание Пермского края прошли в декабре 2006 года. Завершить процесс формирования высших органов власти планируется к 31 января 2007 г. По проекту Устава Пермского края предполагается в системе краевых исполнительных органов государственной власти создать администрацию Коми-Пермяцкого округа.

Экономические проблемы
К числу экономических проблем относятся:

1. Дифференциация округа и «материнской» территории по уровню экономического развития.

Объединяющиеся регионы полярны по экономическому положению. Пермская область входила в число регионов - лидеров по объему ВРП, промышленному производству и природно-ресурсному потенциалу. Здесь открыто более 200 месторождений нефти и газа, на неё приходится 1/4 мировых запасов калийных солей, сосредоточены месторождения хрома и алмазов.

Наибольшую ценность в округе представляют лесные ресурсы, кроме того, имеются запасы торфа, охры и песчано-гравийных смесей. По этой причине округ с точки зрения обеспеченности сырьём будет интересен, по большому счёту, только региональным лесопромышленным компаниям, в частности «Соликамскбумпрому».

2 - В 2004 г. объём валового регионального продукта Пермской области составил 280,4 млрд. руб., ВРП на душу населения – 100,5 тыс. руб. В 2004 г. ВРП Коми-Пермяцкого автономного округа составил 4,01 млрд. руб., ВРП на душу населения – 30,2 тыс. руб.
В 2004 г. душевой ВРП Пермской области превышал окружной в 3 раза 2. Если в отраслевой структуре ВРП Пермской области преобладала доля промышленности (43,4%), то в округе доминировал первичный сектор (24,1%). Промышленность Пермской области отличается большей диверсификацией: здесь представлены такие отрасли, как нефтепереработка, горная и нефтехимия, машиностроение, целлюлозно-бумажная промышленность и цветная металлургия. На территории области осуществляют хозяйственную деятельность такие мощные контрагенты, как «ЛУКойл», «Сильвинит», «Ависма – титано-магниевый комбинат». Экономическая ситуация наиболее благоприятна в областном центре, крупных промышленных узлах Соликамске и Березниках, в городах энергетики (Добрянка, Чайковский) и нефтедобывающих районах.

К основным отраслям промышленности округа относятся лесная и пищевая. Главным промышленным центром является город Кудымкар.

Кризис 90-х гг. в большей степени отразился на экономике округа ввиду того, что область подтянули экспортоориентированные отрасли и значительно более высокий промышленный потенциал. Запрет молевого сплава леса из-за роста транспортных издержек сделал окружную древесину не конкурентоспособной, Пермская область не могла компенсировать округу все необходимые расходы на поддержание его социальных объектов. Вскоре это привело к развалу системы лесозаготовок, её объёмы упали в 5 раз. В результате к 2003 г. уровень рентабельности активов организаций в промышленности по области составил 12%, по округу -9%.

Таким образом, рассчитывать на крупные финансовые вливания со стороны региональных бизнес-структур не приходиться ввиду слабой освоенности Коми-округа и недостаточного развития инфраструктуры. К тому же не стоит забывать, что и в самой Пермской области немало проблемных городов и районов. Остро стоит вопрос низкой эффективность старых металлургических предприятий, прекращения добычи угля в Кизеловском бассейне, угрозы резкого ухудшения экологической обстановки в г. Березники. Это может породить конфликт интересов при распределении средств на поддержку депрессивных территорий. При такой ситуации инвестиционная политика компаний во многом будет определяться участием государства в развитии транспортных коммуникаций и инфраструктуры на территории округа.

2. Неудовлетворительные результаты реализации программы по развитию инфраструктуры округа, принятой накануне референдума.

Первая попытка государства завершилась неудачей. Подписанный президентом в ноябре 2003 г. Указ №1283 «О мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области» предусматривал осуществить в 2003-2006 гг. комплекс мер по газификации округа и развитию его транспортной инфраструктуры. В результате построенный газоотвод Очер-Кудымкар так и не был запущен в эксплуатацию ввиду отсутствия компрессорной станции, а средства, выделенные на строительство мостового перехода через р. Кама в районе Весляны на севере округа, не были освоены по назначению.

Помимо этого, меморандум об образовании нового субъекта, подписанный в феврале 2003 г. предусматривал реализацию комплексной целевой программы по ускоренному развитию инфраструктуры округа до 2015 г., в том числе: строительство железной дороги Сыктывкар-Кудымкар-Григорьевское, развитие окружной сети автодорог, модернизацию кудымкарского аэропорта.

3. Необходимость сохранения более высокой бюджетной обеспеченности для жителей округа.

При объединении двух субъектов остро встают вопросы межбюджетных отношений, ибо Пермская область - регион-донор, а округ - реципиент. При этом актуализируется проблема сохранения более высокой бюджетной обеспеченности жителям округа. Если бюджет области в 2004 г. дотировался лишь на 6%, то федеральная финансовая помощь у округа составляла 80%. Вместе с тем, окружная бюджетная обеспеченность была выше в 1,3 раза.

Переход области и округа в единое бюджетное пространство может привести к тому, что нынешняя область не сможет без существенных потерь для других своих территорий обеспечить сложившийся уровень бюджетной обеспеченности в округе. Это обстоятельство может существенно сказаться на снижении достигнутого уровня жизни населения объединяемых регионов. 3

3 - Климов А.А. Особенности обоснования процесса укрупнения российских регионов.
Замечу, что предусмотрены и существенные особенности бюджетного трансфертирования на 2006-2008 гг. Предусмотрено, что до конца 2008 г. Пермский край в виде финансовой поддержки из федерального бюджета будет получать денежные средства в размере не ниже уровня, сложившегося в 2006 г. по Пермской области и Коми-Пермяцкому округу вместе взятым.

Социальные проблемы
В социальной сфере имеют место такие проблемные вопросы, как:

1. Неравенство округа и области по степени напряжённости демографической обстановки и по ряду ключевых социальных индикаторов.

Коми-округ является одним из самых неблагополучных регионов в плане демографической ситуации. В 2003 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении в округе составляла всего 57 лет (87 место в стране). На 2004 г. коэффициент естественного прироста был -11,0‰, коэффициент младенческой смертности 17,2‰.

Население округа выживает в основном за счет самозанятости и занятости в бюджетном секторе, поэтому уровень безработицы не так высок, хотя доходы населения остаются низкими. Типичного для всей страны роста занятости в торговле (более чем в два раза) в округе не произошло - слишком мал платежеспособный спрос, поэтому население выживает за счет работы в личном подсобном хозяйстве и сбора дикоросов. Доходы населения Коми-округа почти троекратно отстают от областных, а уровень бедности в 2003 г. составил 64,3%. Кроме того, низкий уровень образования занятых, крайне неблагополучные показатели здоровья и высокий уровень насилия из-за массового алкоголизма и маргинализации населения выделяют округ даже по сравнению с депрессивными районами области.

2. Потенциальное сокращение доходов населения и рост безработицы в связи с ликвидацией федеральных структур на территории округа.

Управляющий делами администрации округа Сергей Дитятьев в случае объединения округа с Пермской областью прогнозировал сокращение чиновников федеральных и окружных управленческих структур Коми-Пермяцкого автономного округа на 2/3. «Простая» ликвидация (без компенсационных мер) органов власти может привести к появлению в городе Кудымкар нескольких тысяч безработных. Это может вызвать настоящую социальную катастрофу местного масштаба.

3. Сохранение национальной культуры коми-пермяцкого народа.

Коми-Пермяцкий автономный округ - один из двух автономных округов России с преобладанием титульного населения (59%). Этнические проблемы для Прикамья нехарактерны, однако уровень жизни титульного населения округа намного ниже, так как оно в основном сельское. Изначально при разработке нормативно-правовой базы закладывались положения по развитию и сохранению культуры коми-пермяцкого народа. Например, в разделе 5 меморандума фиксировалось требование принять федеральную программу по развитию культуры, языка и национального своеобразия населения. Однако до сих пор такой программный документ отсутствует. Отмечу, что в проекте Устава Пермского края решение этого вопроса переходит в сферу ответственности краевых органов государственной власти, которые «оказывают содействие развитию народного творчества, культуры и языка, а также создают условия для удовлетворения культурно-национальных потребностей проживающих на территории края национальных меньшинств; обеспечивают осуществление государственной политики в области культуры и искусства с учётом региональных особенностей».

* * *
По итогам исследования ситуации в Пермском крае можно констатировать следующее:

Создание Пермского края в формате «сильный регион помогает слабому» не решает проблемы социально-экономической отсталости округа, а низводит её с федерального уровня на региональный и муниципальный.
Во многом ситуация будет определяться наличием финансовой поддержки Федерального Центра.
Национальная элита проявила слабость политической воли и не смогла обеспечить должного представительства в едином представительном органе и более детально проработать план по социально-экономическому развитию округа.
http://geoconflict.narod.ru/texts/milchakov.html
Приветствую вас, друзья!

Спасибо за внимание, проявленное к моей статье.
Если вас заинтересовала эта тематика, можно сравнить Коми-округ с другими объединившимися регионами:
http://www.shu.ru/pages/mag/RI_2007_05(15).pdf
"Мильчаков М.В. Объединение регионов: анализ современной практики
использования трансформации административно-территориального деления
в решении социально-экономических и политических задач"
Привет, Михаил!
спасибо!
хотел открыть страничку http://www.shu.ru/pages/mag/RI_2007_05(15).pdf но пока не открывается...
Артур, скопируй всю ссылку (http://www.shu.ru/pages/mag/RI_2007_05(15).pdf) в строку браузера, всё откроется.

RSS

Пусъёс

© 2018   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования