Uralistica

В Кудымкаре установлен памятник П.И. Субботину-Пермяку

Памятник художнику-авангардисту, просветителю, организатору художественно-промышленных мастерских в Пермской губернии Петру Ивановичу Субботину-Пермяку установлен на площадке около здания краеведческого музея, носящего имя художника.

На торжественное открытие памятника пришли руководители города Кудымкара и Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа, представители общественности и средств массовой информации. Почетным гостем церемонии открытия памятника была Кира Григорьевна Барламова - внучка П.И. Субботина-Пермяка.

На открытии памятника выступил глава Коми-Пермяцкого округа – министр Пермского края Игорь Быкариз. Он поблагодарил всех вдохновителей и создателей памятника, особо отметил роль директора музея Елены Дуниной, которая жила этой идеей долгие годы. Глава отметил, что открытие памятника П.И. Субботину-Пермяку - важное историческое и общественно-политическое событие в жизни не только Коми-Пермяцкого округа, но и всего Пермского края. Он поздравил всех собравшихся с этим событием.

Напомним, что первый камень на месте будущего памятника был заложен 10 июля 2010 года в рамках празднования Дня города и IX фестиваля исторических городов Прикамья. Благодаря совместной работе музея, общественности, администрации Кудымкара и Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края памятник удалось установить в очень короткие сроки. Средства на установку скульптурной композиции выделило Правительство Пермского края. Пластическое решение скульптуры из серого чугуна представляет собой образ художника в виде динамично идущей фигуры на трапециевидном постаменте, выполненном в духе авангардизма 1920-30-х годов, фасадная часть которого изготовлена в технике римской мозаики и облицована мрамором красного, серого, черного цветов. Фигура идущего художника со скрещенными на груди руками отражает основные принципы, провозглашенные Субботиным-Пермяком в искусстве и жизни – постоянное движение, творческий поиск и новаторство, неуемная жажда жизни, устремленность в будущее, служение народу.

Открытие памятника П.И. Субботину-Пермяку состоялось в преддверии 125-летия со дня рождения художника и стало одним из заметных мероприятий, посвященных 5-летию образования Пермского края.

Справка

Петр Иванович Субботин-Пермяк — просветитель, российский художник-авангардист, автор более 40 картин и около 100 графических произведений, педагог, профессор декоративной живописи, посвятивший свою короткую жизнь пропаганде нового искусства в своем родном городе Кудымкар и в Пермской губернии.

П. И. Субботин-Пермяк родился 6 декабря 1886 года в селе Кудымкар Пермской губернии. В 1914 году окончил Московское Императорское Строгановское художественно-промышленное училище. После завершения учебы в течение 4 лет преподавал в училище. С 1919 года работал в Пермской губернии, где организовал художественно-производственные мастерские в Перми, Кудымкаре и Кунгуре, заложив тем самым основу художественного образования в Пермском крае.
http://minkpo.permkrai.ru/node/786

--------------------------------------

Художник, чьё имя незаслуженно забыто. Подвижник, собиратель, новатор, первым осознавший художественное значение пермской деревянной скульптуры. Первый «народный» министр культуры Прикамья.

Окончив Строгановское училище вместе с Марком Шагалом, уехал в Пермь делать мечты явью, открывая школы, мастерские, краеведческий музей. Основал Коми-пермяцкий драматический театр. И это за 36 лет, отпущенных ему судьбой!


Субботин-Пермяк Пётр Иванович (Россия, 1886 - 1923)




Петр Иванович Субботин-Пермяк родился 6 декабря 1886 года в селе Кудымкаре, Соликамского уезда, Пермской губернии в семье установщика мельниц, бывшего крепостного графа Строганова, Ивана Васильевича Субботина, и был девятым ребенком в семье.

Детство

Отец, Иван Васильевич Субботин, часто бывал в отъезде по строительству мельниц, и все заботы o детях ложились на мать, Марию Пименовну Субботину. Все девять детей были привязаны к матери, но Петя особенно. Ему казалось, что лучше его матери никого не было на свете. Эта большая любовь к матери осталась y Петра Ивановича до последних дней его жизни. Будучи студентом, он писал жене из Москвы: «Жаль мне мать. Писать бы надо ей чаще, a вот теперь совершенно некогда. Не забывай ее. Она не забывает нас. Ведь она всех нас любит, y нее вся жизнь в детях...»




Иван Васильевич и Мария Пименовна, родители художника



Мария Пименовна была неграмотной, но она могла часами перелистывать всевозможные журналы и книги. Ее привлекали в них иллюстрации. Стpacть к картинкам передалась Пете. Он собирал для матери разноцветные конфетные бумажки, пестрые наклейки c папиросных коробок и душистого мыла. Они вместе наклеивали картинки на крышки сундуков, шкатулок, и Петя находил время каждый день их перерисовывать.

Часто Петя уходил на «Красную горку», недалеко от которой стоял их дом. Случалось, задумавшись, мальчик просиживал на горе до той поры, пока над прудом не спускался туман, из которого на Петю вдруг выступал таинственный храм. Ему казалось, что снизу на гору со всех сторон поднимаются «язычники»... Впечатления детства оставили яркий след в памяти и сформировали мальчика как художника.





Реальное училище


B 1898 году Петя закончил Кудымкарскую начальную школу. Учителя посоветовали Ивану Васильевичу учить сына дальше. Отец долго колебался, но все же решил отправить Петю в Пермь, в реальное училище.

Пермь произвела на Петю большое впечатление. Он исходил ее вдоль и поперек, восторгался шумными улицами, бульварами, площадями. Река Кама манила его к своим берегам, c интересом наблюдал он за большими пассажирскими пароходами, буксирами, баржами. Петя учился c большой жадностью.

Вскоре после поступления сына в реальное училище Иван Васильевич разорился и по состоянию своего здоровья оставил работу у Строгановых. Чтобы обеспечить семью, он начал строить собственную мельницу. Но алчность строгановских прислужников помешала. Они спустили пруд, вода подмыла и разрушила постройку.
Иван Васильевич обнищал, и перестал посылать деньги сыну. Пете пришлось впервые думать о средствах для существования. Надеяться было не на кого, и он начал зарабатывать уроками рисования да пением в церковных хорах.



Евстолия


Петр обладал приятным голосом и часто выступал на ученических вечерах. На одном из таких концертов в Мариинской гимназии он познакомился c гимназисткой Толей Волковой, которую тут же привлек в свой любительский кружок. Уезжая домой на зимние каникулы, Петр впервые почувствовал, что дружба c Толей крепко вошла в его жизнь.





B последний год учебы Петр все чаще стал заходить в маленький серенький домик на Монастырской улице. По вечерам там часто собиралась молодёжь. Часто заглядывал на огонек и двоюродный брат Евстолии Вася, в будущем известный поэт Василий Каменский который оставил воспоминания o молодом Субботине-Пеpмяке:

«Это был совсем особенный человек. B первый раз я встретил его в Перми, в доме своего дядюшки Ивана Гавриловича Волкова. Он был небольшого роста, c красивым, тонким, бледным лицом и носил длинные черные волосы.
Я сейчас же, как только разговорились, узнал, что он родом из крестьян Коми-пермяцкого края, что он мечтает стать художником, a потому едет в Москву учиться в художественное Строгановское училище. Петя производил впечатление тихого, скромного, вдумчивого юноши-мечтателя. При разговоре o том, что нас всех ожидает впереди, Петя вдруг оживлялся и вдохновенно говорил, что всем надо ехать в Москву или в Петербург, где много культуры и школ, много нужно учиться, а иначе будем пpопащими и никому ненужными, бесполезными для народа, которому мы обязаны служить во имя всеобщего блага...»




Субботин-Пермяк Пётр Иванович (Россия, 1886 - 1923) «Уточки» 1906


Строгановское училище


В августе 1907 года Петр Субботин вместе с Евстолией Волковой, cтавшей его женой, приехали в Москву для поступления в Строгановское училище. Приемные экзамены прошли успeшно. Субботин одним из первых был зачислен на живописно-декоративный факультет. Была принята в училище и его жена. B Строгановском училище не знали, что Петр Иванович был женат. Евстолия училась под своей девичьей фамилией, так как директор училищa не любил, когда его студенты женились. Под разными предлогами он отчислял их из училища. Им приходилось тщательно скрывать свое семейное положение.

Через педагогов и студентов Петр Иванович находил себе разнообразную работу. Сам занимался перепиской бумаг, чертил, рисовал, давал уроки, пел в хоре. Вместе c женой писали углем портреты мелких чиновников, лабазников. Старались нарисовать их так, как они просили, «красивыми», «важными». С булочников за работу брали хлебом.

Изредка в письмах присылал им денег старший брат Субботина Александр Иванович, сам некогда бывший студентом медицинскoго института и испытавший все трудности студенческой жизни. «Правда, Толя, мы не живем еще полной жизнью, - часто говорил Субботин жене. - На нашем пути много трудностей, мы не имеем того, что нужно, но все равно жизнь хороша».

Летом 1908 года Петр Иванович и Евстолия Ивановна уезжают на летние каникулы в Кудымкар. Иван Васильевич и Мария Пименовна приняли сноху c достоинством. Прожив там все лето, сделав множество зарисовок Петр Иванович уезжает в Москву. Евстолия осталась в Перми, в отцовском доме. Учиться одновременно двоим было очень трудно, тем более, что Евстолия ожидала ребенка.




П.И.Субботин и Е.И.Субботина в селе Никольском в 1913 году


На пути к мастерству


Начался учебный год. Весь день Петр Иванович учился, а вечерами переписывал ноты, выполнял разные чертежи все это для того, чтобы добывать средства к существованию.

Петр Иванович писал жене: «Я чувствую, что перед тобой чем-то виноват. Может быть, если б не я, ты иначе построила жизнь, лучше устроилась, училась бы в художественном училище...»

Евстолия Ивановна после рождения дочери Ии в 1908 году переехала из Пеpми в Кизел, где ей предложили место преподавателя рисования и черчения. B одном из писем Евстолия Ивановна писала: «Петя, я не могу все, что чувствую на душе, выразить тебе в своих письмах. Твое волнение я понимаю. Ты Петя, не думай, не беспокойся за меня. Пойми меня, мой друг, лучше одному вначале кончить учиться, легче будет, a потом другому».




Субботин-Пермяк Пётр Иванович (Россия, 1886 - 1923) «Автопортрет» 1910-е



B 1911 году Петр Иванович на зимние каникулы приезжал в Кизел, к жене. Здесь он пробыл неделю. B день отъезда, в ожидании поезда, Петр Иванович на вокзале делал зарисовки. На улице стоял 35-градусный мороз. Вдруг он обнаружил, что забыл паспорт. Квартира от вокзала была далеко, и он что было сил побежал домой. На вокзал он возвратился запыхавшийся, бледный. B поезде почувствовал себя плохо. Этот эпизод послужил толчком к заболеванию туберкулезом легких.




Субботин-Пермяк Пётр Иванович (Россия, 1886 - 1923) «Этюд со стогом» 1911




Субботин-Пермяк Пётр Иванович (Россия, 1886 - 1923) «Дом в зелени» 1914




Субботин-Пермяк Пётр Иванович (Россия, 1886 - 1923) «Воронежская баба» 1912



Большое влияние на развитие Субботина в этот период оказала сестра K. C. Станиславского Зинаида Сергеевна Соколова. Знакомство произошло еще в первый год учебы. Зинаида Сергеевна попросила тогда директора училища прислать к ней двух способных студентов, которым она могла дать работу. Выбор пал на Петра Субботина. Через неё он получил работу по составлению орнаментов для Московского кустарного музея.

Зинаида Сергеевна помогла Петру Ивановичу устроиться в мастерскую художника К. Ф. Юона, чье творчество оказало сильное влияние на развитие Суботина как художника.

Дипломной работой Петра Ивновича Субботина на звание художника было панно «Песня Перуну», получившее на экзаменах высокую оценку.




Субботин-Пермяк Пётр Иванович (Россия, 1886 - 1923) «Песнь Перуну» 1914



B 1914 году Субботин окончил Строгановское училище и получил звание xудожника-пpaктикa-живописцa-декораторa первого разряда. Дирекция училища премировала его творческой командировкой за границу для ознакомления с Дрезденской картинной галереей, но война помешала осуществить эту поездку. Субботин был оставлен в училище в качестве преподавателя живописно декоративного факультета.



Трудное счастье


Осенью 1914 года Петр Иванович Субботин приступил к обязанностям преподавателя. Он боролся против узкого академизма в преподавании, говорил, что искусство должно быть неразрывно связано c жизнью. B своих доказательствах он опирался на творчество замечательных художников-реалистов.




Субботин-Пермяк Пётр Иванович (Россия, 1886 - 1923) «Отдых над рекой. Чаепитие» 1916



Вскоре он перевез в Москву свою семью, но жить было трудно - преподавательского заработка никогда не хватало. Повceдневныe материальные затруднения, напряженная, часто ночная работа расшатывали здоровье Субботина. B легких продолжал развиваться туберкулезный процесс. Наконец, Субботин слег. Срочно потребовалась поездка в Крым. Администрация Строгановского училища сумела отправить художника на лечение в Ялту.




Субботин-Пермяк Пётр Иванович (Россия, 1886 - 1923) «Ялта» 1916



Жизнь c каждым днем усложнялась. Материальные затруднения вынудили его отправить семью к своим старикам-родителям на Урал. Сам Петр Иванович продолжал работать, оформлять декорации, писать плакаты, создавать эскизы костюмов.




Субботин-Пермяк Пётр Иванович (Россия, 1886 - 1923) «Театр на воздухе» эскиз 1916




Субботин-Пермяк Пётр Иванович (Россия, 1886 - 1923) «Красный праздник» 1917




Субботин-Пермяк Пётр Иванович (Россия, 1886 - 1923) «Вниз по реке» 1918



Работы этих лет декоративны и праздничны, даже в их названиях передано состояние ожидания радости и счастья. Летом 1918 года художник уезжает к семье на Урал...
http://dmayburov.livejournal.com/106539.html

Просмотров: 1913

Вложения:

Ответы на эту тему форума

А Субботин-Пермяк - коми-пермяк?
А Субботин-Пермяк - коми-пермяк?

Vot tut i nachinaetsa zagadka. Ved on to Субботин, a pripisal sebe - Пермяк. Пермяк - chto eto znachit? V etom sluchae ne znachit zhitel Permi. A znachit Пермяк. No on umer v 1923 godu, kogda ''komi-permiak'' eschio takogo ne bilo, tak kak Komi-permiackij nacionalnij okrug tolko v 1925 godu sozdan. Togda chto znachit Пермяк? Mne kazhetsa eto uzhe vishe chem ''komi-permiak'', tak kak ''komi-permiak'' eto chast ''Permiakov'' - korennix zhitelej Permskogo Kraja. Mne kazhetsa napisav o sebe Пермяк on imel v vidu ''komi-permiak''. Znachit na vopros ''А Субботин-Пермяк - коми-пермяк?'' mozhno otvetit - da, on коми-пермяк.
Takie vot moi razmishlenija.
O nem mozhno pochitat takzhe:
http://visitperm.ru/info/interesting/subbotin.php

мы рады обманываться

 

самоназвание коми-пермяков как коми-пермяков и до образования Округа судя по всему существовало

 

я думаю, что "Пермяк здесь - это причастность к местной региональной идентичности, более широкой , чем города Перми, а всей пермской территории

ведь "пермяк - соленые уши" - это не о коми-пермяках, а о жителях Пермского региона, который в силу особенностей хозяйства и местных промыслов был некоторой географически выделенной единицей

пермяк - это идентичность жителя пермской колонии

ведь Пермь, как и Урал одни из наиболее успешных внутренних колоний Российской империи, там была сосредоточена добыча и производство важнейших ресурсов: Пермь - пушнина и соль, Урал - горнодобывающая промышленность

у Перми, как и Урала самосознание как особого хозяйственного региона

коми-пермяки, к сожалению, занимают периферийное место в пермской региональной идентичности

Ne soglasen Ortem, pochitaite biografiju Subbotina-Permiaka, pointeresuites pochemu komi-permiaki tak ego uvazhajut, chto dazhe pamiatnik postavili.

Nemnozhko s visoka tut napisali o komi-permiakax, a zhal. 

''коми-пермяки, к сожалению, занимают периферийное место в пермской региональной идентичности''

Ortem, ne tak vopros postavili.

Nazivaja sebia Permiak - on imel v vidu narodnost, a ne regionalnuju prinadlezhnost.

 

 

Год назад был заложен первый камень, полгода назад установлен памяьник. Здесь - видео (слайдшоу) закладки камня.

http://www.youtube.com/watch?v=op9aQQtrTc4

Закладка Памятника Субботину-Пермяку П.И.
Действие проходит в день города во внутреннем дворике окружного музея. Две инсталляции сделаны по мотивам красного периода творчества П.И.Суботина-Пермяка

 

 

Пётр Иванович Субботин-Пермяк. Рабочий (1921)

Файл:Pyotr Subbotin-Permyak. Worker (1921).jpg

 

 

Пётр Иванович Субботин-Пермяк. Вниз по реке (1918)

Файл:Pyotr Subbotin-Permyak. Down the river (1918).jpg

 

Воронежская баба. 1912.

Файл:Pyotr Subbotin-Permyak. Voronezhskaya Baba. 1912.jpg

 

 

Пётр Иванович Субботин-Пермяк. Натюрморт с булками и посудой (1921)

Файл:Pyotr Subbotin-Permyak. Still life with rolls and tea-things (1921).jpg

 

 

Петр Субботин-Пермяк - первый художник коми-пермяцкого народа

 

vniz po reke.jpgПетр Иванович Субботин-Пермяк — просветитель, российский художник-авангардист, автор более 40 картин и около 100 графических произведений, педагог, профессор декоративной живописи, посвятивший свою короткую жизнь пропаганде нового искусства в своем родном городе Кудымкари в Пермской губернии. 

П. И. Субботин-Пермяк родился 6 декабря 1886 года в России, в Кудымкаре Пермской губернии (сейчас — Коми-Пермяцкий округ Пермского края). В 1914 году окончил Московское Императорское Строгановское художественно-промышленное училище в Москве. После завершения учебы он преподавал в училище течение 4 лет. С 1919 года работал в Пермской губернии, где организовал художественно-производственные мастерские вПерми, Кудымкаре и Кунгуре.

[Представленая иллюстрация: картина Вниз по реке (1918)] 

still life.jpgЭти мастерские стали основой художественного образования в Прикамье. Среди других его заслуг – основание Национального краевого музея (Коми-Пермяцкий окружной краеведческий музей), который теперь носит его имя. Одним из главных стремлений Субботина-Пермяка стало изучение и сохранение культуры и истории коми-пермяцкого народа. Скончался Субботин-Пермяк 6 января 1923 года и похоронен в Перми на Егошихинском кладбище.

Петр Иванович Субботин-Пермяк прожил короткую жизнь, но деятельность оставила яркий след в истории культуры Пермского края. В творчестве Субботина-Пермяка отразилось своеобразие предреволюционных и первых послереволюционных лет, вобрала противоречия того времени, романтические идеалы и утопические представления, запредельный энтузиазм и веру людей той эпохи.

[Представленая иллюстрация: картина Натюрморт с булками и посудой (1921)]  

krasny prazdnik.jpgСубботин был увлечен поиском новых путей в искусстве и убежден в том, что только в борьбе можно добиться положительных результатов в «новом» искусстве. Свои представления об этом «Новом и Небывалом» он стремился воплощать в жизни — в делах, действиях. Он готовил себя к служению своему народу и Родине еще в студенческие годы. Вклад Субботина-Пермяка в культуру Пермского края можно понять и оценить, рассматривая в совокупности всю его деятельность. Художник, помимо творческого дара, обладал и блестящим талантом организатора. Он сам разработал систему и программу обучения, именно поэтому стало возможным открытие Высших курсов в глубинке, сам ездил по губернии и читал лекции, агитируя за «новое» искусство.

voronezhskaya baba.jpgАвтор жанровых картин «Песня Перуна» (дипломная работа художника, которая была отправлена на выставку в Италию), «Отдых над рекой», «Весенний праздник», «Вниз по реке», «Ау-у» и др. В 1920-е написал ряд произведений, в которых стремился воплотить свою теорию нового искусства: «Город», «Купальщицы», ряд натюрмортов, рисунков, театральных эскизов. Участник многих художественных выставок в Перми и заграницей. Его картины экспонировались в Германии, Испании, Финляндии.

Работы Субботина – Пермяка хранятся в Пермской Государственной Художественной Галерее, Коми-пермяцком окружном краеведческом музее, Доме-музее художника в Кудымкаре.

Создавая в Кудымкаре художественно-производственные мастерские, он стремился возродить народные промыслы и ремесла. Подготовил шесть альбомов с 50 образцами коми-пермяцких набоек в каждом из них. Организовал экспедиции для сбора произведений народного искусства, что явилось основой для создания в Кудымкаре музея.

   [Представленые иллюстрации: Красный праздник (1917) и Воронежская баба (1912)] 

otdyh na reke.jpgСегодня Коми-Пермяцкий государственный окружной краеведческий музей им. П.И.Субботина-Пермяка - один из самых главных культурных и краеведческих центров Коми-Пермяцкого округа, собиратель, хранитель и популяризатор самобытной культуры Коми-Пермяцкого народа. Музейное собрание насчитывает почти 70.000 экземпляров.

Основные экспозиции музея размещены в пристрое – Свято - Никольской церкви, являющейся памятником истории и культуры местного значения. В доме-музее, в котором жил художник, находится экспозиция "П.И.Субботин-Пермяк. Страницы жизни".

[Представленая иллюстрация: картина Отдых над рекой (1916)]

da zdrka.jpgВ наши дни картины коми-пермяцкого художника привлекают все больше внимания, и интерес к его творчеству возрастает. В 2009 году в Пермской художественной галерее состоялась выставка «Кудымкор – локомотив будущего». На выставке экспонировались и коми-пермяцкие набойные доски из собрания Субботина, пермская деревянная скульптура XVIII века, около 50 фотографий Кудымкара 1930-х годов из запасников Коми-Пермяцкого краеведческого музея, фильм-кинохроника и альбом рисунков, посвященный П.И.Субботину-Пермяку. Специально для выставки многие работы П.И.Субботина-Пермяка на средства пермского фонда «Новая коллекция» были заново отреставрированы. К выставке подготовлено репринтное издание главного труда художника – «О новых системах в искусстве». Также эти экспонаты будут выставляться в Москве в рамках III Московской биеннале современного искусства в арт-центре «Винзавод».

[Представленая иллюстрация: Солдат Красной Армиии, помни о своем высоком звании! (1919) Эскиз плаката ]

monument.jpegПрежде могилу Субботина-Пермяка обозначал лишь стандартный железный обелиск, чрезвычайно проржавевший, с надписью "Первый художник коми-пермяцкого народа". Затем могилу перенесли поближе к центральной аллее, но еще долгое время памятника установить не удосуживались. 6 декабря 2001, в день 115-й день рождения художника на старом Егошихинском кладбище открыли памятник художнику Субботину-Пермяку. Автор памятника, скульптор Рудольф Веденеев, выразил себя умеренно классично, без какой бы то ни было авангардной надуманности. Всего три элемента: мольберт, палитра, портретный рельеф. Конструкция установлена у самого начала аллеи, ведущей со стороны автозаправки к Всесвятской церкви.


[ Представленная иллюстрация: памятник художнику на Егошихинском кладбище в Перми] 

 

http://visitperm.ru/info/interesting/subbotin.php

 

Субботин-Пермяк


По следам художника Субботина (Пермяка) из Кудымкора

Это история о человеке-мифе — художнике Петре Ивановиче Субботине. Он родился в 1886 году в городе Кудымкоре (сегодня Кудымкар, поселок в Пермской области) и умер в 1923 году в Перми в возрасте 37 лет, но прожил эти годы с небывалым ускорением, позволившем ему воплотить в реальность практически все мечты поколения идеалистов — тех, кого называют авангардистами, футуристами, революционерами, утопистами и так далее. 
Он окончил Строгановское училище вместе с Марком Шагалом, недолго пробыв в Москве, уехал в Пермь делать мечты явью, а именно — передавать искусство народу, открывая школы и мастерские. Открыл и краеведческий музей, где впервые начал собирать предметы народного творчества, показывая их наряду со своими картинами и деревянной скульптурой. Писал трактаты и статьи, собирая вокруг себя учеников и единомышленников. Сам выпустил шесть альбомов «Набойка Пермского края». Основал Коми-пермяцкий драматический театр. Наезжая в Кунгур и Кудымкор, и там создавал мастерские, художественные школы… 


Все это можно увидеть в проекте «Кудымкор — локомотив будущего». Но выставка не исчерпывается необычайным и красочным творчеством Субботина — куратор проекта Екатерина Деготь пригласила художника Леонида Тишкова для совершения настоящего волшебства: ему надо было оживить Субботина, ввести его в наш, современный контекст. Этот мост между прошлым и будущим Тишков, которому не занимать опыта в процессах «оживления» своих персонажей — даблоидов и водолазов, — построил в виде художественного альбома. Как рассказал в интервью художник, его не остановило ни то, что он ничего не знал раньше о Субботине, ни то, что надо уезжать в незнакомый Кудымкар. 


«Я художник-интуитивист, художник-визионер, художник, работающий на гране озарения. Если совершенно невыполнимая задача ставится передо мною, я уповаю на чудо, и оно приходит, как и в этой истории», — говорит Тишков. 

— Леня, тем не менее, почему вдруг выбор пал на тебя, вас же ничего не связывает с Субботиным.

— Это предложение — принять участие в проекте, посвященном художнику Петру Субботину, — было для меня абсолютно неожиданным. Позвонила искусствовед Екатерина Деготь и пригласила в проект. Потом я в пресс-релизе прочитал, что придерживаюсь похожих с Пермяком взглядов, что, конечно, мне лестно, потому что я абсолютно влюблен в этого художника. 


— Значит, тебя пригласили, и вы сразу уехали в Кудымкар, где ты ни разу не был.


— Мы отправились с Екатериной Деготь в путешествие, оно длилось почти год, даже полтора. Прилетели в Пермь, Екатерина осталась в Пермском художественном музее работать с архивами. Меня отправили в глухие места, на родину Пермяка, в Кудымкар — это городское поселение, оно стоит в лесу, везде елки, холмы. Поехали на «Волге», ехали долго — болота, суровая тайга, был дождь, сыро, холодно, и я думал: куда я еду, что меня ждет… В местном краеведческом музее меня встретили замечательные женщины, усадили чай пить, есть пельмени и пирожки всякие, и начали так рассказывать, как будто Петр Иванович только что здесь был и просто вышел. Картины его висят в большом зале, видимо, где собрания проходили, там, по центру, — сцена, закрытая тканью, вокруг висели его ранние работы, а на сцене стоял стол с самоваром, потому что на картине у Пермяка было изображено чаепитие. 


— Что тебя поразило в его работах?


— Меня поразили даже не картины, а все вокруг, смесь этнографии и авангарда, смесь домашнего, личного отношения к этому художнику и присутствие духа времени. В этом музее были не только картины, там были предметы народного быта, зал разведчика Кузнецова — и, представляешь, его родители жили на той же улице, где я жил в детстве, через два дома, в деревне Нижние Серги. Я помню табличку на доме, что здесь родился и жил разведчик Кузнецов, и вдруг в этом музее я вижу посвященный ему зал. И это не единственное совпадение в моей биографии и в этой истории с Петром Субботиным. Например, у меня была выставка в Государственном центре современного искусства, в доме Поленова на Зоологической, и тут я узнаю, что именно там работал Субботин в Народном театре, который там находился до революции. 


— Получается, что были картины и некоторые совпадения в биографиях…


— Но и это было не все. В музее мною были обнаружены фотографии, целая коробка контролек со стеклянных негативов, которые были сделаны во время экспедиции в 30-е годы, когда ездили и снимали, как хорошо жилось коми-пермякам. На этих снимках музей — еще до пожара и там все — как было при Субботине, целый зал изделий из металла, кости, бересты, отдельные залы народных промыслов, кушаки, набойки — ткань и другие вещи, там были даже детские игрушки, и все перемешано с картинами и плакатами Субботина. И именно там я увидел, что рядом с одной из его картин висит деревянная скульптура-барельеф архангела Михаила, то есть он первым осознал художественное значение пермской деревянной скульптуры, которую после начал собирать и пропагандировать Серебренников. 


— Когда ты понял, что ты будешь делать в этом проекте?


— Чтобы лучше его представить, я попросился переночевать в доме Субботина, в музее, где он жил. Этот дом очень напоминает дом, в котором я родился и жил. Задний двор, сарай, где были найдены эскизы, которые там просто гнили. Мне Жанна Надымова, сотрудница музея, натопила печку, принесли одеяло и выписанные от руки его тексты. Я остался один на ночь в этом доме, они меня там закрыли. Печка грела мне бок, а утром сквозь тюлевые занавески пробился утренний свет, и душа Петра Ивановича присутствовала там полностью, он позволил мне рассказать историю его жизни, и я понял, что должен рассказать ее в виде альбома. 

— И сколько ты рисовал альбом?

— Потом меня откомандировали в Кунгур со словами: раз уж ты — Петр Иванович, давай туда. Я же действительно стал копировать его фотографии, полностью научился расписываться, как он, я даже волосы отрастил на его манер. В Кунгуре мне показали его художественную школу — это здание невероятно огромное, но сколько туда ехать! А он ездил — зимой на санях с лошадью, летом сплавлялся на пароходе... Я представил, какая это была самоотверженность: ему нужно было из Перми в Кунгур, оттуда — в Кудымкор, и по несколько раз в год; он закупал бумагу и краски, встречался с учениками, агитировал за искусство. Из Кунгура я вернулся в Москву, пространством и временем наполненный. 


— Меня больше всего тронул в твоем альбоме эпизод встречи Субботина с Хлебниковым и то, что Хлебников сделал его Председателем земного шара.


— Я, когда решил нарисовать первый лист, то почему-то сразу понял, что он встречался с Велимиром Хлебниковым. Ведь Хлебников очень интересовался народным искусством, шаманизмом, Уралом, а Петр мог ему рассказать о мифологии, народных истоках того творчества и о языке — он же знал коми-пермяцкий язык. И произошла эта встреча благодаря поэту Василию Каменскому, который был не только другом Субботина, но и дальним родственником его жены. И, когда Субботин учился в Строгановке, Каменский жил в Москве, у него даже есть тексты и стихи где упоминается Субботин. Это была одна тусовка, период перехода к авангарду, и Хлебников, Малевич — они начинают высказывать идеи про движение искусства в массы, что оно должно быть бесплатным, про открытие доступных домов искусства. 


— Мне кажется эти идеи витали в воздухе, такой был дух времени, — их же многие высказывали, не только Малевич и Хлебников?


— Это была царская Россия, все только созревало. Нам сейчас кажется, что это было повсеместно, но это были из ряда вон выходящие вещи, скандал. Только после революции эти идеи стали государственными, был невероятный подъем, и Субботин был вовлечен в это, он мог уехать за границу, в Париж, а он уезжает в 1918 году в Кудымкор, где голод и холод, и начинает там воплощать эту утопию. 


— Когда ты об этом так увлеченно рассказываешь, все кажется романтично-идеальным, но ты сам упомянул, что потом все было предано забвению. Тебе не казалось, что его отъезд и такое стремление слиться с народом были не столько художественной задачей, сколько одержимостью миссионерством?


— Мне кажется, сытые обеды и богатые художники — вот погибель и погибшие души. Художник должен быть пророком, потому что он видит то, чего не видят многие, и он должен это донести через невзгоды, потери, через побивание камнями. Искусство как таковое идеалистично по своей природе. Субботин много работал, сочинял трактаты, переписывал книги, резал гравюры, печатал, он сделал около десяти выпусков альбомов пермяцких набоек. Сама его жизнь является произведением искусства. Современность принесла нам понимание того, что жизнь художника зачастую есть художественный акт! Ив Кляйн (французский живописец, работал в жанре минимализма) с его прыжками из окон или занятиями дзюдо так же значительны, как и его картины, и тоже являются произведением искусства. 

— То есть ты предлагаешь рассматривать Субботина, родившегося при царской России и умершего при советской власти, как современного, актуального художника?


— Если мы будем рассматривать именно в этом контексте, то Петр Иванович Субботин окажется очень цельной фигурой художника ХХ го века, вся жизнь его является художественной акцией, посвященной искусству. Он, как и Хлебников, превратил собственную жизнь в утопическую мечту. И, конечно, у меня нет сомнений, что Хлебников сделал его Председателем земного шара. Он же был прекрасный, и подпись у него была удивительная! 
— Я завидую этой судьбе. Его судьба прекраснее и возвышеннее, чем, например, судьба его коллеги Марка Шагала, который закончил как буржуазный исписавшийся художник. Он начинал жизнь в искусстве вместе с Субботиным, но можем ли мы назвать его судьбу более счастливой, удивительной, и в конечном счете — художественной? Есть высказывание Ван Гога, что нет более художественного, чем любить людей. Шагал ведь тоже получил мандат по делам искусств и поехал в Витебск, но сдался, сбежал в Париж, где не написал больше ничего хорошего, он стал стилизатором, полюбил деньги и все переживал, что дешево продает свои картины... Художник же существует в другом пространстве и в нелинейном времени, его биографию надо рассматривать не с точки зрения того, как надо жить в мире обыкновенных людей, а с точки зрения надмирной судьбы — и тогда судьба Казимира Малевича удивительна удачно сложилась, Филонова — просто прекрасно, хотя, да, его пинали, морили голодом в блокаду — но надо рассматривать их судьбы с позиции идеального. И тогда ты поймешь, что это — фантастические удачи. 


— Как ты считаешь, сегодня возможно вернуться к идеям Субботина и воплотить их?


— Мы должны воплотить идеи Пермяка. Я понимаю, это трудно сейчас. Тогда было другое время, у Субботина был мандат, он же не просто так поехал — это была государственная политика, ему должны были дать лучшее здание, было финансирование. Конечно, хотелось бы с ним увидеться, поговорить о его жизни и творчестве! Это невозможно на первый взгляд. Но, если вспомнить философа Николая Федорова, который писал, что все мы должны сделать что-нибудь, чтобы воскресить своих отцов, то я все сделал, чтобы воскресить Петра Ивановича Субботина, и он воскрес, он вернулся. Он превращается в лучезарное тело, и оно составлено из его картин, рисунков, слов, из того, что он делал, и это счастье теперь для нас, что мы с ним общаемся. 


— После такого погружения в образ ты не захотел в Кудымкаре остаться?


— Нет, не захотел, но вот, смотри. (Показывает объявление о встрече в Нижнесергинской районной библиотеке с «художником, путешественником и нашим земляком Леонидом Тишковым»), это благодарственное письмо, там есть полочка с моими книжками. Везде, во всем мире, эстетическое чувство людей одинаково, и, если ты будешь приходить с открытым сердцем, тебя примут, поцелуют, скажут спасибо, хоть ты и будешь самым актуальным художником. Искусство возможно везде и всюду, я говорю не просто так, у меня есть опыт: Ярославль, Норильск, Ижевск, Тула — я делал в этих городах выставки, на которые приходили люди и понимали меня. Все возможно, даже если получаешь негативный опыт. У меня был случай недавно на Красноярской биеннале — похитили всю инсталляцию «Белые пятна памяти», я развесил на пустынном острове сушиться белье, которое там же собрал, а на следующий день все украли, вместе с палками и веревками. Но мы все равно должны туда возвращаться и снова возводить храмы искусства. 

Беседовала Ирина САМИНСКАЯ
18.01.2010


ПЁТР ИВАНОВИЧ СУББОТИН-ПЕРМЯК СЫН КОМИ– НАРОДА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗЕМНОГ...
http://leonidtishkov.blogspot.com/2011/09/blog-post_25.html

 

Людмила Долгина
«Надо жить радостно,
красочно, ярко»


Художник Субботин-Пермяк в России неизвестен. И это неправильно. На вопрос, почему так случилось, наверное, не ответят даже специалисты. Нет, это не местная пермская знаменитость. То, что он делал в живописи, доступно не только для понимания избранных, это – национальное достояние. Самое поразительное, что коллекция его работ в России сохранилась, она довольно обширна. И однажды, к столетию со дня рождения Субботина-Пермяка, ее собрали и показали в Пермской картинной галерее. Правда, для этого картины пришлось серьезно реставрировать, ведь они пролежали в запасниках почти полвека. 

это было событие. Притом, что в Перми публика искушенная: каких только выставок здесь не бывало, каких только шедевров местный народ не видел. Эта выставка Субботина-Пермяка, будь он жив, была бы первой в его жизни. А он умер в 36 лет от чахотки, успев сделать совсем немало во многих областях: и в живописи, и как организатор-педагог на театральном поприще, и как художник-декоратор. Он занимался возрождением народных ремесел и промыслов, заложил основы для создания музея в своем родном городе Кудымкаре. Он сознательно работал на пользу Отечества.
А когда картины Субботина-Пермяка уже в наши дни привезли в Москву в составе экспозиции «Пермь Великая» и продемонстрировали всего две или три его работы, причем в интерьере выставки, не акцентируя их, столичные знатоки просто открыли рты от восхищения. Действительно – чудо. 


 
П. И. Субботин-Пермяк. «Вниз по реке». Холст, масло. 1918 год.
П. И. Субботин-Пермяк. «Вниз по реке». Холст, масло. 1918 год

Впервые мы увидели работы Петра Ивановича Субботина-Пермяка, когда поднялись на второй этаж краеведческого музея в Кудымкаре. Музей там замечательный, и его экспонаты и история заслуживают отдельного рассказа. Но картины Субботина-Пермяка – это явление ни на что не похожее. 
Это праздник цвета, 
это экспрессия, 
ураган чувств, мыслей, эмоций. 
Это достоинство.
Это необыкновенный колорит, 
жанровое разнообразие, 
блистательные работы пейзажиста и рисовальщика. 
Это тонкое и глубокое понимание чувств другого человека, умение погрузиться в его мир.
Это цвет, тепло…
    Его картины открыты общению с миром, палитра красок которого никогда не бывает исчерпана. А еще – это общение с одаренным собеседником, с его умением находить и чувствовать гармонию, воспевать прекрасное талантом, про который говорят, что он от Бога. 
    Сначала казалось, что биография Субботина-Пермяка – типично советский продукт: мальчик из бедной семьи, девятый ребенок в семье, которому революция дала все. Но это не так. Слишком однозначно мы все еще представляем себе наше дореволюционное прошлое. Да, сын русского крестьянина – мельника из крепостных графов Строгановых Ивана Васильевича – и местной жительницы коми-пермячки Марии Пименовны. Да, девятый ребенок в семье. Но с семейной фотографии 1880-х годов на нас смотрят одухотворенные интеллигентные лица. Совсем как на фотографии семьи Ульяновых того же периода. Их мы с вами хорошо помним. 
    Родился мальчик в 1886 году, рисовал с самого детства, учился в реальном училище – Пермском, потом Вятском. К слову сказать: все дети в семье получили образование, потому как и отец, и мать работали непокладая рук. Отец был мастером по постройке мельниц, до всех технических тонкостей доходил своим умом, а мать вела хозяйство.
И нелегко ей было: даже не семеро по лавкам – девять. Но младший Петр запомнил ее ловкой, легкой, может быть, потому, что она часто пела свои коми-пермяцкие песни.   Отец тоже любил петь. И Петр с самой ранней поры ощущал родными сразу две культуры: русскую и коми-пермяцкую. Но если с первой было все ясно и благополучно, то вторая нуждалась в его личной помощи. Еще в юности он так чувствовал, а органично осознал, когда уже стал художником, закончив в Москве Строгановское художественное училище. 
    Петр Субботин уже пережил голодные годы ученичества, когда, учась в Москве, зарабатывал на себя сам, закончил Строгановку с золотой медалью и получил направление на стажировку в Германию. Но тут случилась Первая мировая война, и поездка отменилась. Дипломированный художник остался в Москве: его пригласили преподавать живопись туда, где он только недавно учился сам. И у него получилось, потому как энергия и доброжелательность, окрыленные талантом, и есть самые важнейшие качества педагога. Впрочем, у него получалось многое. 
    Еще будучи студентом Строгановского училища, Субботин профессионально изучал театральное дело, поскольку учился он и на живописно-декорационном факультете и оформлял несколько театральных спектаклей, правда, на любительской сцене в усадьбе Зинаиды Соколовой, сестры Константина Станиславского, которая покровительствовала молодой семье талантливого художника. Она и представила его брату как молодого художника коми-пермяцкого народа. Станиславский заинтересовался коми-пермяками – он даже не слышал о такой национальности. 
    Константин Сергеевич и придумал тот самый любительский театр в селе Никольском, которым впоследствии руководила его сестра Зинаида Сергеевна. А Петра Субботина попросили писать декорации и работать над костюмами для этого театра. Художник не отказался. Позже, когда Субботин-Пермяк стал преподавателем в Строгановке, а потом профессором живописи там же, он не порывал с театральной работой. В семье появились дети, и в поисках дополнительного заработка отец семейства устраивается в Дом театрального просвещения им. В. Д. Поленова, где много и направленно делалось для развития народных самодеятельных театров. Это было замечательное заведение. Работа здесь устраивала художника полностью. Он со знанием дела готовил декорации к сценам народного быта. Ему доставляло удовольствие делать макеты деревенской улицы или крестьянской избы. Еще бы, такая замечательная возможность оживить в памяти и в руках детские впечатления и со взрослой сознательной любовью воспроизвести то, что было и осталось дорого с детства. При этом образцы декораций, что разрабатывались в поленовском доме, художник старался сделать не только образно-убедительными, но и технологически простыми: так, чтобы их можно было легко использовать в деревенском театре. 
    Революцию Петр Иванович встретил с восторгом: «Теперь ясно, – пишет он, – что только этот путь – работать в искусстве для народа – будет самым надежным для меня и для всякого художника, желающего оставаться на высоте своего положения».

    Очевидно, что далеко не все моменты биографии Субботина-Пермяка известны. Вероятно, при жизни у него хватало недоброжелателей. Пример такой. Пермский художественный техникум, похоронив Субботина-Пермяка 6 января 1923 года, ничего не сделал для того, чтобы сохранить память о великом земляке. Техникум, организатором которого, по сути, явился Субботин-Пермяк, просуществовал до 1941 года, но ученики конца двадцатых и начала тридцатых годов уже ничего о художнике не знали. Его работы в основном остались в семье. Позднее большая их часть была подарена Кудымкарскому краеведческому музею. Однако они почти полвека не выставлялись и лежали в запасниках, не приспособленных для длительного хранения живописи. Только в конце шестидесятых годов прошлого века они случайно попались на глаза сотрудникам Пермской картинной галереи, и решено было их восстановить. Для реставрации потребовалось около пятнадцати лет, и к столетию художника состоялась его первая персональная выставка.

    В 1918 году он участвует в выставке 36 художников, где показывает десять своих картин на уральскую тему. Чаще всего, это пейзажи и сценки коми-пермяцкого быта. В 1919 году он поручает заказ на оформление Москвы к первой годовщине со дня образования Красной Армии. К этой работе его привлек пермяк Василий Каменский, который позже напишет: «Я выбрал Петра Ивановича Субботина-Пермяка, выбрал из всех художников Москвы как советского энтузиаста, мастера живописи ярких, радостных красок и превосходного организатора с горячим темпераментом, в то время уже популярного, живого, вездесущего человека – работника и прекрасного товарища». Эти насквозь идеологически отредактированные воспоминания Василия Каменского меж тем все равно не могут скрыть того, что он выбрал Петра Субботина не за верность партии, а за талант. За три дня Субботин сделал несколько десятков акварельных эскизов праздничного оформления центральных улиц Москвы. Эскизы были утверждены. И вот уже на огромных белых полотнах, растянутых в коридорах училища, мчатся знаменитые тачанки, шагают по земному шару могучие красноармейцы, трубачи на белых конях трубят новые песни, а Василий Каменский ходит из мастерской в мастерскую и читает стихи вдохновенному художническому люду. Композиции лаконичны, монументальны, ослепительно ярки. Позднее знатоки напишут, что «яркость, доступность, некоторая примитивизация, свойственная народной картине, – все делало субботинское оформление глубоко демократичным, открытым, увлекающим широкие народные массы».     В день первой годовщины Красной Армии московские улицы и площади были оформлены в духе новой эпохи живописными композициями Субботина-Пермяка. Успех безоговорочный, окрыляющий, открывающий для художнической деятельности в столице такие горизонты… 
    А мастер, оказывается, давно намерен уйти со столичной сцены, потому как решение вернуться на свою коми-пермяцкую родину он принял окончательно и бесповоротно.  Наверное, не все так однозначно просто, мы не все знаем, потому как биографы Субботина-Пермяка ждут серьезного пополнения своих рядов. Согласитесь, в первые годы советской власти причин для выезда из столицы в глубинку могло быть великое множество. Но в советской литературе о художнике доминирует версия о том, что он поехал возрождать свою национальную культуру. Скорее всего, так и было, но и какие-то неблагоприятные обстоятельства, повлиявшие на скорейший отъезд, могли иметь место – одно другого не исключает. Натура деятельная и позитивная в любых обстоятельствах находит точку приложения своих творческих возможностей. 
    Вера Панова, известная советская писательница, попавшая в пермские края в годы эвакуации, напишет о Субботине-Пермяке так: «Он понимал, что для народа коми наступает эра подъема и расцвета, и сейчас, как никогда, народу нужны культурные силы.  И патриот родного края Субботин летом 1919 года поехал в Кудымкар».
    Но сначала он задержался в Усолье для организации Усольского передвижного театра – тогда его именовали театральной мастерской. Пришел, увидел, победил. Делу сопутствовал успех: во вновь организованном театре увлеченные артисты стояли в очередь за право выступить перед публикой. Молодежь хлынула в мастерские, а там, между прочим, не только актерствовали, но и рисовали декорации, мастерили, клеили, строили, шили, вязали, вышивали, отпаривали, плели, ваяли. Сейчас бы сказали, что там работали прикладники: молодые строители социализма с удовольствием учились работать руками. 
     Такие же мастерские Петр Иванович Субботин-Пермяк организовал и в Кудымкаре. Там и до революции существовал небольшой драмкружок, ставивший спектакли на сцене Народного дома. Спектакли шли почти без декораций, но сохраняли свою очень немногочисленную публику. Субботин, можно сказать, создал кружок заново. Он превратил его в народный театр, базирующийся на театральных мастерских, где теория и практика театрального дела преподавалась профессионалами. Субботину удалось существенно перестроить театр, увеличить сцену, вдвое расширить зрительный зал и, конечно, обновить декорации. Занавес Субботин расписал коми-пермяцкими орнаментами. Расписаны были и стены театральных помещений. Публика теперь шла в театр семьями, компаниями и с восторгом принимала каждую премьеру. Вырученных денег хватало на приобретение костюмов и декораций, собирались средства на пополнение кудымкарской библиотеки. Очень скоро в репертуаре театра появились: «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» Гоголя, «Русалка» Пушкина, несколько пьес Островского. Ставились даже оперы: «Иван Сусанин» Глинки, «Пиковая дама» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова. 

    В кудымкарских производственных мастерских ткали пестрядь (цветную ткань пестрой окраски), кушаки и ковры, занимались резьбой по дереву, художественным шитьем, плетением из бересты и лыка, выделывали из рога гребни, расчески, пуговицы, изготовляли глиняную посуду, игрушки. Необходимые для изделий рисунки составляли из коми-пермяцких орнаментов. В марте 1920 года кудымкарские мастерские были преобразованы в высшие художественные мастерские, которые имели скульптурное, живописное и графическое отделения. Руководила кудымкарскими мастерскими жена Петра Ивановича Субботина-Пермяка Евстолия Ивановна – человек большой энергии и преданности избранному делу. Она вместе с Петром Ивановичем училась в Строгановском училище, но вынуждена была его оставить в связи с рождением детей. У Субботиных их было трое: две дочери и сын.

П. И. Субботин-Пермяк. «Вниз по реке». Холст, масло. 1918 год
П. И. Субботин-Пермяк. «Вниз по реке». Холст, масло. 1918 год

    Театр и театральные мастерские в Кудымкаре стали одной из неизменных его достопримечательностей. Можно подумать, что все делалось с помощью волшебной палочки. Сколько времени прошло? Год? Два? Не больше. А Субботин-Пермяк шагает дальше. Он уже работает в Перми. Организует, утверждает, пробивает, ходатайствует… Рисует постоянно.   Пишет каждую свободную минуту. Его деятельность как театрального художника тоже не прекращается. Сохранилась серия эскизов театральных костюмов к пьесе Василия Каменского «Степан Разин», сделанная в 1920 году для пермского театра.
    Вот как ее описывают очевидцы: «Серия состоит из шестнадцати листов, выполненных гуашью. Бумага желтая, низкого качества, похожая на оберточную, но эскизы почти
завораживают своей удивительной яркостью, достигнутой минимальными средствами. Двумя-тремя пятнами цвета художник определяет звучание образа, его сценическое бытие, даже пластику движений актера… Субботин использует самые любимые (и самые смелые) цветосочетания. В костюме негритенка сталкиваются красный, желтый, зеленый, усиленные соседством черного цвета тела. Придворный перс изображен в вишнево-зеленом с желтыми полосами халате и чалме. Многоцветие перебивают синие вспышки пояса, узоров и отстрочек…» Самому Каменскому работы Субботина очень понравились: 
     «Прекрасные рисунки, в которых ощущалась власть изысканной талантливой руки мастера… изумляет блестящий вкус и знания культурнейшего художника».
    В Перми художник работает преподавателем Пермского художественного техникума, а потом там же – заместителем директора, составляет учебные планы и программы. Все происходит впервые, и Субботин-Пермяк – «живой и неугомонный» инициатор всего. Сам он читал лекции по семидесяти четырем темам. 
    Теоретическая часть пермских и кудымкарских мастерских чрезвычайно насыщенна, условно ее можно разделить на четыре больших раздела: теория и история изобразительного искусства, искусство театра, народное искусство и фольклор, искусство пермского края. Отдельные лекции художник посвящал технике живописи, декораций и театральных костюмов, а также музееведению. Рассказывают, что совершенно удивительной была эрудиция Петра Ивановича в вопросах местной культурной традиции. Он блистательно рассказывал о памятниках архитектуры в Пермской губернии, о строгановской иконописи, о коми-пермяцком народном искусстве, кроме того, его интересовал пермяцкий быт, его история, песни, обычаи. Он ходил по деревням, ярмаркам, собирал интересные образцы орнаментов коми-пермяцких тканей, опоясок, скатертей, полотенец. Из этих материалов Субботин сделал несколько альбомов.
    Выступая на одной из учительских конференций, он говорил: «Вы, учителя, являетесь носителями культуры! Вы должны украшать свою жизнь и жизнь народных масс. В своей воспитательной работе должны пользоваться произведениями искусств, которые помогают раскрыть сущность человека, его переживания, стремления и внутренний мир. Всякий культурный человек всегда сможет воздействовать, окрылить народные массы на большие дела…»
    Он сам так и жил, и все у него получалось «без назидательности и занудства». Его вспоминают ученики: «Он был живой и обаятельный». Как много он успевал, несмотря ни на что. Между тем с 1911 года он был болен туберкулезом, а 1923 году его не стало.
    Жизнь как песня. «Надо жить радостно, красочно, ярко». Так он говорил и так он жил. Картины его описывать бесполезно – только впечатления. Они – в начале статьи. Его творчество настолько оптимистично, колоритно, красочно, энергетически емко, что его должны видеть все, кому дорого искусство, все, кто тянется к палитре, все, кто только учится понимать, что такое бесценное национальное достояние. И лишать всех нас такой возможности – противоестественно. Нельзя обкрадывать свой народ. 
Есть дом-музей художника в Кудымкаре. Но он не оборудован соответственно, и потому там нет его картин. Неужели этот человек, так много сделавший для своей малой родины, не заслужил настоящего музея в своем родном городе, неужели не заработал на охранную и пожарную сигнализацию… 
    Коми-пермяцкий мальчик, великий художник, достойный человек обязательно будет признан не только учениками и соотечественниками, но и великой страной, его Родиной.

    Из письма учеников к Субботину-Пермяку. 1 марта 1920 года
«Петр Иванович! Как тяжело без Вас, так не хватает Вашего голоса, так хочется видеть Вас.
Вы зажгли огонь в наших сердцах, который горит даже без Вас, и надеемся, что никогда не погаснет, и, если Вы нас не оставите, из нас выйдет кое-что».

 

Работа Художника-футуриста Петра Ивановича Субботина-Пермяка (фото Валерия Заровнянных).Работа Художника-футуриста Петра Ивановича Субботина-Пермяка (фото Валерия Заровнянных).Работа Художника-футуриста Петра Ивановича Субботина-Пермяка (фото Валерия Заровнянных).Работа Художника-футуриста Петра Ивановича Субботина-Пермяка (фото Валерия Заровнянных).

 

http://www.amr-museum.ru/russ/oficial/magazine/mag_10_04/n10_5.htm

 

 

http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803700828

СУББОТИН-ПЕРМЯК ПЕТР ИВАНОВИЧ (6.12.1886, Кудымкар Пермской губ. – 3.01.1923, Пермь), живописец, педагог, театральный декоратор, график, теоретик новейших течений в искусстве, деятель культуры, организатор художественно-промышленных мастерских в Перми, Кунгуре, Кудымкаре. 
В 1907 г. окончил Пермское реальное училище, в 1907-1914 гг. учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве, оставлен в нем преподавателем (1914-19). С 1919 г. отделом изобразительных искусств Наркомпроса направлен в Пермь для организации в губернии художественно-промышленных мастерских, которые были открыты в Перми, Кунгуре, Кудымкаре. Разрабатывал программы и читал курсы лекций по теории и истории искусства, технологии материалов, истории стилей и др. Написал теоретические труды «Приемы и системы нового искусства» (1920), «Кухня живописного мастерства»(1921), которые остались неизданными. Автор жанровых картин «Песня Перуна» (1914, 1917), «Отдых над рекой» (1916), «Весенний праздник» (1917), «Вниз по реке» (1918), «Ау-у» (1918) и др. В 1920-23 гг написал ряд произведений, в которых стремился воплотить свою теорию нового искусства: «Город», «Купальщицы», ряд натюрмортов, рисунков, театральных эскизов. Работы хранятся в ПГХГ, Коми-пермяцком окружном краеведческом музее, Доме-музее художника в Кудымкаре. 
Создавая в Кудымкаре художественно-производственные мастерские, стремился возродить народные промыслы и ремесла. 
Организовал экспедиции для сбора произведений народного искусства, что явилось основой для создания в Кудымкаре музея. Ходатайствовал перед Наркомпросом об открытии музея, который был открыт 30 июля 1921 г. и ныне носит его имя. 
Несколько лет собирал и копировал образцы коми-пермяцких набоек и набойные доски. Подготовил шесть альбомов с 50 образцами коми-пермяцких набоек в каждом из них (хранятся в Кудымкарском, Пермском областном краеведческом музеях, Пермской Гос. художественной галерее). 
Участник многих художественных выставок в Перми (1919-1923 гг.) Персональная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения, была открыта в Пермской художественной галерее (1986). Выставка, подготовленная А. Г. Будриной, впервые после долгого забвения, представила многогранное творчество и деятельность художника. 
В 1981 г. на родине художника был открыт мемориальный Дом-музей П. И. Субботина-Пермяка (автор концепции музея и экспозиций – А. Г. Будрина). 
Лит.: Панова В. П. И. Субботин-Пермяк. Художник коми-пермяцкого народа. Кудымкар, 1946; Серебренников Н. Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь: Кн. изд-во, 1959. 256 с.; Будрина А. Г. П. И. Субботин-Пермяк: буклет к выставке. Пермь, 1986; Казаринова Н. В. Художники Перми. Л.: Худ. РСФСР, 1987. 192 с.; Власова О. М. Художник П. И. Субботин-Пермяк. Пермь: Кн. изд-во, 1990. 117 с., [14] л. ил. (Замечательные люди Прикамья). 

Н. В. Казаринова

Выставка работ Петра Субботина-Пермяка


  • Выставка, которая открывается сегодня в галерее «Проун» в рамках Третьей биеннале современного искусства, впервые представляет столичной публике работы пермского художника начала ХХ века Петра Субботина-Пермяка.

    http://www.newstube.ru/tag/petr-subbotin-permyak

     

    Субботин-Пермяк – коми-пермякъяслöн серпасасьысь (на коми языке)

    21-07-2010

    Субботин-Пермяк – коми-пермякъяслöн серпасасьысь (на коми языке)

    Июль 10-öд лунö Кудымкарын пуктiсны из, кытчö гижисны, мый тайö местаас лоö сувтöдöма Пётр Иванович Субботин-Пермяклы памятник. Восьтiсны праздниксö ывла вылас драма театрса ворсысьяс, кодъяс петкöдлiсны Пётр Субботин олöмысь юкöн. А из гöгöрыс сылöн произведение серти вöлi вöчöмаöсь ловъя серпасъяс: 1916 во - «Ю дорын тшай юöм», 1922 во - «Краснöй Армиялöн знамя». Тайö жö серпасъясыс öшалiсны музейса залын. Куим судтаа музейын кык судтаас петкöдлicны художник-авангардистлысь 140 удж.. Медся ёна шымыртiс йöзсö сылöн бур, мича олöмö кыссьöмыс да таö ас мувывса йöзöс туйдöдöмыс. Бур кывйöн сёрнитiс Пётр Субботинлöн внучкаыс – Кира Григорьевна Барламова. Журналистъяслöн пресс-конференция вылын сёрнитiсны и сы йылысь, мый 2011-öд воö Пётр Иванович Субботинлы тырö чужöмсяньыс 125 во, да та кежлö збыль сувтöдасны музей водзö сылы памятник. Кудымкарсаяслöн Пётр Субботин йылысь висьтасьöмъяс чужтiсны меын мöвп: тöдмöдны художник-авангардистöн коми войтырöс. Öд тайö серпасасьысьыс вöлi коми мортöн и асьсö пыр шулiс, мый сiйö абу роч, а коми-пермяк, мед тöдчöны асьсö, пыр кырымасьлiс Субботин-Пермякöн.

    Пётр Иванович Субботин-Пермяк чужис 1886 вося öшым квайтöд лунö Перым муса Кудымкарын. Петя  быдмис мельник семьяын, бать-мамыс сэк Строганов графлы служитiсны. Батьыс – Иван Васильевич – бура мельничаяс вöчалiс, юрнуöдiс Строгановса мельничаяс кыпöдöмöн. Аслас бур киподтуйöн уна мича да лöсьыда уджалысь мельничаяс вöчöдiс Иньва да Обва юяс вылö. Петя Субботин семья пиас вöлi öкмысöд кагаöн. Ичöтсяньыс сы син водзын вöлi  ыджыд Кудымкарса пруд да неылын сысянь батьöн вöчöм гургысь мельнича, а веськыдвылас  шылькнитчöма вöлi лыска вöр, кодöc ыдждöдлiсны Красная горка. Танi зэв ёна радейтлiсны рытсö колльöдны Кудымкарса том йöзыс. А Петя сэк быд асыв мамыскöд – Мария Пименовнакöд – вердлiс горт дорас дзодзöг-уткаöс да вöтлывлiс найöс татчö пруд вылас. Луннас Володя вокыскöд, кодi вöлi  арöн ыджыдджык сыысь, купайтчывлiсны мельнича дорын, кöнi ю пыдöсас мичаа сярвидзисны гальки-изъяс. Тайö местаыс вокъяслы вöлi медся радейтанаöн. Петялöн батьыс пыр вöлi кыпöдалö да дзоньталö мельничаяс, а мамыс – бергöдлiс гортса уджсö челядь гöгöрыс. И сiйö быд удж бердын мичаа сьывлiс, а челядьыс öтвылысь вöсни юргана гöлöсöн мамыслысь шыладсö нюжöдлывлiсны. И татшöм сьылöмыс налы ёна кажитчывлiс. Мамыс Петялöн вöлi грамотатöм, но киö сюрöм книгаясысь да журналъясысь пыр мыйкö корсьысис, кажитчывлiс видзöдны сэтысь и серпасъяс. И татшöм корсьысьöмъясыс да книгаяссö радейтöмыс вуджис и лов вылас пиыслы – Петялы.  Батьыс сiдзжö ас удж бердас сибöдлiс пиуксö, новлöдлiс мельничаяс кыпöданiнъясö, кöнi тшупсьысьяс сьывлiсны, висьтавлiсны быдсяма тешъяссö, мойдчывлiсны. Татшöм рытъясыс ышöдлiсны зонмöс на моз жö коркö кыпöдны мельничаяс. Медся ёна радейтлiс пруд весьтын пукавны пидзöссö кыкнан кинас кутöмöн да кывзыны, кыдзи пруд весьттi лэбöны сиктса шыясыс: ыжъяслöн да мöсъялöн баксöмыс, петукъяслöн горзöмыс, понъяслöн увтöмыс. Мамыс висьтавлiс, мый пруд весьтас, кöнi сiйö радейтлiс пукавны, важöн вöлi язычникъяслöн кумирня. Зонка гожся кадö, кор лысва усян руыс гартчöмöн кайö му весьтас, збыльысь аддзывлiс туналöм храмтö. Сэк повзьöмöн уськöдчывлiс котöртны гортас. Став аддзöмъяссö чой-вокыслы серпасавлiс беддьöн муас, а сэсся карандашöн. Дыр кежлö вежöрас коли челядьдырся  олöмыс, мый нэм кежлас лои карандашöн вöчöм дона серпасъясöн: «Пермякъяс», «Кудымкарса йöр сайяс», «Гöль пермякъяс» да с.в. 

    1898 воын Петя помалiс Кудымкарса начальнöй школа и батьыслы тшöктiсны писö водзö велöдны. И Петяöс батьыс нуис Перым карö. Пиыс зэв бура сдайтiс экзаменъяс да кольччис велöдчыны реальнöй училищеö. Перым кар Петяöс шымыртic аслас ыджданас, гора шынас, уна йöзнас, да аслас альбомъясö кутiс пыртны карса серпасъяс. И тасянь карандашъястöг некор эз петавлi карö, горша пасъялiс альбомъясö радейтана да кажитчанаторъяс. Окотапырысь велöдчис Петя, но тайö кадö батьыслöн лёкмис дзоньвидзалуныс, лои сылы шыбитны Строгановъяслы медасьöмöн уджалöмсö, мельничаяс кыпöдöмсö. Батьыс заводитлiс кыпöдны аслыс мельнича, но Строгановлöн уджалысьясыс орчча прудсö писькöдiсны, медым сылысь мельничасö вöйтöмöн кылöдны. И сэк семьяыс дзикöдз рöзöритчис, но Петя велöдчöмсö эз шыбит, окотитысьясöс кутiс велöдны серпасасьны да сьывны вичкоса хорын.

    1905 воын Петя помалiс вит класс да аслас велöдыськöд мунiс Вяткаö, сэнi водзö велöдчис серпасасьны, но революция йылысь серамбана серпасъяс вöчöмысь сiйöс вöтлiсны училищесьыс. 1906 воын бöр локтö Перым карö да бура сдайтö 6-öд класс кузя экзаменъяс.

    Локтöм бöрас тöдмасис Толя Волковакöд да ёртасьöмныс налöн лунысь-лун кутiс ёнмыны, öта-мöдсö кутiсны радейтны. 1907 воын Петя помалö Перымса реальнöй училище да öтвылысь Евстолия Ивановнакöд пырö Москваса  Строгановскöй художествоа училищеö.  Олöмыс вöлi сьöкыд, колö вöлi корсьны быдлунъя нянь, кынöмпöт, дзебны велöдысьяс водзын, мый найö гозъя велöдчöны. Гöтырыскöд пыр серпасалiсны шомöн озыр йöзлысь портретъяс. Татшöм зiльöмыс мыйтакö отсавлiс том гозъялы.

    Öтчыд Петя радпырысь юöртiс гöтырыслы: «Толя, ме гижси  выль библиотекаö. Пыртi вит шайт деньга, а тöлысьнас кута сетны öти шайт да дас кöпейка. Та вылö позьö босьтны библиотекаысь 4 книга да нöшта на и журнал. Библиотекаыс зэв бур. Сэнi весиг выльторъяс позьö тöдмавны. Сэн эм Верман, Банэ, Васнецов да весиг журнал «Золотое Руно». Öнi  пыр гортö позьö босьтлыны бур книгаяс». Но коли во, колана книгаяс вылö, театръясö ветлöм вылö эз тырмыв сьöм. И бара мöдöдчисны овны Перым карö. Танi Петя юöртö, мый локтö гортас гöтыркöд, а гöтырыс эз вöв енлы эскысьöн да Петялöн бать-мамыс мырдöн тшöктiсны кыкнанныслы вичкоын пыртöдчыны да сы бöрын венчайтчыны. Та бöрын сöмын бать-мамыс радпырысь босьтiсны гöтырсö ас семьяö. Недыр кад бöрын Петя бара мöдöдчис велöдчыны Москваö, а Евстолия  кага виччысьöм вöсна кольччис Кудымкарö бать керкаас. Эз кокни вöв Петялы и öтнасöн велöдчыны Москваын, пыр думайтiс эз сöмын ас кынöмпöт вöснаыс, но и гортас кольöм семьяыс вöсна. Кага чужöм бöрас гöтырыс вуджö овны да уджавны Кизелö, кöнi кутö велöдны рисование да черчение. Бур письмöяс Толя гижö верöсыслы, ышöдö сiйöс велöдчыны да лöсьыда помавны велöдчöмсö. А верöсыс тшöкыда ыставлiс книгаяс гöтырыслы, мед водзö вермис сiйö велöдчыны. Верöс корöм серти Евстолия пырис гимназияö, сдайтiс экзамен да босьтiс черчение да рисование кузя велöдысьлысь диплом. Нимкодь вöлi верöсыслы, мый гöтырыслöн лои диплом. Волic сэк  Субботин-Пермяк Кизелö 35 градуса кöдзыд дырйи гöтырсö да кагасö видзöдлöм могысь да бöрсö мунiгас, поездö пуксьöм водзвылас казялiс, мый вунöдiс паспортсö. Поезд вöрзьытöдз ковмис ыджыд öдöн сотан кыдзыд дырйиыс котöртлыны паспортысла. Туяс висьмис. Сэксянь сiйöс босьтiс туберкулёз.

    Тöдчана отсöг  сетiс  олöмас Пётр Субботинлы Москваса художественнöй театр пуктысь К.С.Станиславскийлöн чойыс – Зинаида Сергеевна Соколова. Тöдмасисны найö сэк, кор Строгановскöй училищеысь директорыс мöдöдiс кык бур велöдчысьöс серпасавны театрса сценасö, мыйысь налы неуна кöсйисны мынтысьны. Медводдза жö сёрнисянь  том зонмыд кажитчис Зинаида Соколовалы и сiйö том гозъяöс гожöм кежлас корис овны Воронежса Никольское сиктö, кöнi аньлöн вöлi аслас мастерскöй. Танi бура дыр уджалiс, тöдмöдiс ань  найöс сьылысьяскöд, шыладтэчысьяскöд, серпасасьысьяскöд. Öта-мöд бöрся том гозъялöн чужис куим челядь: Ия, Игорь да Кира. Зинаида Соколова отсалiс и К.Ф.Юона мастерскöйö уджавны пырны. И бара ковмис Толя гöтырыслы челядьыскöд мунны Кудымкарö. 1912-1914 воясыс налöн вöлi медся бур кадöн. Никольское сиктын П.Субботин гижис портретъяс: «Воронежса ань», «Медводдза велöдысь», «Тупиковъяс» – Зинаида Соколовалысь имениесö кутысьясöс да сылысь нывсö, а сiдзжö серпасалiс вöр-васö: «Ты дорын», «Кильчö». И регыдöн сылысь серпасъяссö кутiсны мöдöдавны выставкаяс вылö: Италияö, Германияö. Строгановскöй художествоа училищеысь 23 морт пиысь водзö велöдчыны колисны сöмын вит мортöс, на пиысь и П.И.Субботинöс. Тайö училищесö Петя помалiс зарни медальöн. Козин пыдди сылы сетiсны путёвка Дрезденскöй картиннöй галереяö, но ветлыны Германияö эз удайтчы империалистическöй война заводитчöм вöсна. Кольöдiсны сiйöс училищеас велöдны студентъясöс, лои велöдысьöн. И бара вайöдö семьясö овны Москваö. Но бара жö велöдысьлöн сьöм вылö сьöкыд вöлi овны ыджыд карын. Танi сiйö 1915-1916 воясö отсалö серпасавны научнöй книга «Кремль важöн да öнi», кытчö серпасалiс рочьяслысь важся паськöмъяссö да кремльса башняяс. Помся уджъясысь, ньöти шойччытöг олöмысь другöн уськöдic кок йывсьыс важöн кöвъясьöм туберкулёз. Дыркодь П.Субботин бурдöдчис Ялтаын, а сэсся семьяыскöд овмöдчис Москва бердса  Лосиноостровская станцияö. Танi  медся бур ёртöн лои Толялöн воча вокыс – кывбуръяс гижысь В.В.Каменский. Кокни олöмыс эз ло и танi: заводитчис революция, омöль дзоньвидзалун вöсна эз вермы уджавны, быри сьöм и семьяöс ковмис бöр мöдöдны Кудымкарö. А 1918 воö локтö и ачыс Перым муö Усольеö, а сэсся и Кудымкарö, кöнi мичаа коми-пермяк серъясöн серпасалö Народнöй театрлысь залсö. Колчакъяс уськöдчан лунъясö бöр мунiс Москваö, кöнi сылы сетiсны Октябрьскöй революция кежлö серпасавны плакатъяс да сыöн мичмöдны  уличаяс. Революционнöй плакатъяс, быттьö уралса дона изъяс, мичмöдicны карса уличаястö. Но Пётр Субботинöс кыскис гортас, кытчö кöсйис восьтны ас мувывса том войтырыслы художественнöй мастерскöйяс и тайö кöсйöмыс збыльмис 1920-öд воö. Киподтуя том войтырсö корсис Юсьваысь, Куваысь, Купросысь, Недваысь, Юрлуысь. Танi гижис и научнöй уджъяс, и серпасасис, и восьтiс  музей. Гöтырыскöд чукöртiс тайö музеяс уна важ кöлуй, торйöн нин паськöм, сы дорö кыöм водздöраяс да вöньяс, кöнi вöлi чуймöдана, ас кыöм серъяс. Ёна радейтiс ассьыс чужанiнсö да гöтырыскöд кöсйис Кудымкарлы вöчны памятник «Рабочöй да крестьянка». Но 1922 вося вöльгым тöлысьö чорыда висьмис да öшым тöлысьö корис ассьыс челядьсö Перым карö, медым найö кöть öтчыд сы дырйи сувтöдасны Выль вося коз да мичмöдасны сiйöс. А 1923 вося тöвшöр коймöд лунö, кык час скрипкалысь шыяссö кывзöм бöрын, кунис синъяссö. 36 арöсöн орис олöмыс П.И.Субботин-Пермяклöн, но мый кöсйис ловъя дырйиыс, вочасöн пöртсис олöмö. Бур кывъясöн казьтывлöны сiйöс чужан мувывса  йöзыс. 600 сайö сылöн велöдчысь паськöдiсны сылысь киподтуйсö да пöртiсны сылысь кöсйöмъяссö олöмö.  Олöмыс водзö мунö велöдчысьяс пыр, кодъясöс аслас нэмöн дасьтiс велöдысь – Пётр Иванович Субботин-Пермяк.

    Снимокъясыс авторлöн. Перым - Кудымкар - Сыктывкар

     

     

     

     

     

    Автор Мария Плоскова

    http://finno-ugric-publications.com/news/601

     

    http://artru.info/ar/20451/

    http://ru-ru.facebook.com/pages/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%B1%D0%BE%D1%8...

6 лет назад, 16 декабря 2010 года в Кудымкаре около краеведческого музея состоялось торжественное открытие памятника Петру Ивановичу Субботину-Пермяку, художнику-авангардисту,просветителю, основателю национального музея.

Источник: Календарь знаменательных дат Пармы. ГКБУ Коми-Пермяцкий окружной государственный архив/сост. Надымов В.Н. - Кудымкар.

https://vk.com/kudymkar?w=wall-4221871_45687

RSS

© 2017   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования