Uralistica

Необходимо выработать адекватный теологический язык для описания марийской религии, чтобы не возникало вопросов, почему марийская религия должна считаться монотеистической при условии наличия в марийском пантеоне помиом верховного бога Ош Кугу Юмо, ещё 9 богов. каков их статус? на мой взгляд, "ипостась" - это не совсем корректный термин в данном отношении. В христианстве существует богатая традиция рассуждения о том, что собой представляют три лика Троицы, в марийской религии этой традиции (пока) нет, а просто экстраполировать христианскую терминологию на самобытный материал, по-моему, не совсем правомерно и, в конечном счёте, может привести к некорректному пониманию марийской религии.
А что Вы думаете на этот счёт?

I think that there is need to be constructed a special teological language for describing special characteristics of Mari traditional religion. Until this special language is not constructed, we will have uncorrect understanding of Mari religion. Leaders of Mari religion acclaim that their religion has monotheistical character, but how we need to understand existing of 9 gods besifde the main god, Osh Kugu Yumo, in Mari's pantheon? Are they hypostasises of Osh kugu Yumo, the main god, like a persons of the Holy Trinity in christianity? Christian theology has a rich tradition of discussions about the status of persons of the Holy Trinity, but the Mari religion doesn't have such a teological traditon (yet). Extrapolation of christian terminology to the specifical material of Mari religion isn't correct at all, in my opinion. so, what do you think about this problem?

Просмотров: 734

Ответы на эту тему форума

Не вижу смысла в монотеизме (мне кажется его поиск в тенгрианстве и родноверии это комплексы по отнашению к аврамическим религиям , от комплексов стоит избавляться) .
Есть, или по крайней мере было, марийское язычество, исконное. и есть так называемая МАРИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ - то, во что оно перевоплотилось после христианизации.
Я думаю, создание или выявление теологического языка необходимо не только из-за вопроса о том, является ли она монотеистической. Это нужно для простого описания, например, марийских языческих обрядов. Те же марийские слова, легко переводящиеся на другие языки, при рассказе об обрядах переводятся по-другому, иначе нас просто не правильно поймут. Но для этого нужно очень хорошо разбираться в марийском язычестве во всех её проявлениях, потому как даже проводимые в наши дни обряды иногда различаются в разных регионах.
что, касается монотеизма, то мне кажется нельзя проводить параллели между поклонением Богу, Святому и стихиям природы. Мари поклоняются стихиям природы: воде, огню, ветру. И ОШ КУГУ ЮМО, возможно , это НЕБО. хотя иногда свтречается его изображение: совершенно белый старик в белой одежде, с седыми белыми волосами и длинной , но не густой, бородой.
А где можно вообще поподробнее узнать о нюансах марийской религии?
философский комментарий к основоположениям марийской традиционной религии
http://choshuzh.pbworks.com/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1...
философский комментарий

На основе этого интервью в №1 за 2007 год в газете "Марийский мир" с Александром Таныгиным, верховным жрецом (Онаенг) марийской традиционной религии, мои друзья, Александр Писарев и Дмитрий Ткаченко как-то раз оставили свои комментарии по поводу формулировок основоположений марийской традиционной религии.

материал интервью
- Александр Иванович, как Вы чувствуете себя лидером язычников?
- Во-первых, мы не язычники! Мы поклоняемся одному богу: его имя - Тунг Ош Кугу Юмо. По-русски его имя - Единый Светлый Великий Бог.
- Как так? А как же разные боги, моления в лесу, жертвоприношения?
- Наша вера уже очень старая. И ещё задолго до того, как появилось христианство, марийцы почитали многих богов, известных под именем Юмо. Но при этом Кугу Юмо всегда признавался Главным или Верховным Богом. Тунг Ош Кугу Юмо считается вечным, всемогущим, вездесущим, всеведущим, и всеправедным Богом. Он выступает в образе девяти божеств-ипостасей. Эти божества условно можно подразделить на три группы, каждая из которых отвечает за: спокойствие, процветание и наделение энергией всего живого - бог светлого мира (Туня Юмо), животворящий бог (Илян Юмо), божество творческой энергии (Агавайрем Юмо); милость, праведность и согласие - бог судьбы и предопределения жизни (Пуршо Юмо), всемилостивый бог (Кугу Серлагыш Юмо), бог согласия и примирения (Мер Юмо); всеблагость, возрождение и неиссякаемость жизни - богиня рождения (Шочын Ава), богиня земли (Мланде Ава), богиня изобилия (Перке Ава).
- А как выглядит Кугу Юмо? Есть ли у марийцев его изображения, иконы?
- Божества природы в народных верованиях, за редким исключением, не наделялись человекоподобными чертами. в нашем представлении все божества, все окружающее в мире и сам человек являются частью единого Бога (Тунг Ош Кугу Юмо), его образом. Бог - в каждом из нас.
- А как Вы относитесь к Христу?
- Иисус Христос имеет земное происхождение: его родила женщина. Поэтому для приверженцев традиционной марийской религии он является одним из святых.
- Христианская церковь часто призывает к терпению на этом свете для достижения рая на том. Как у вас с этим?
- Традиционная марийская религия - это религия свободных людей. У нас нет понятия "раб", пусть даже это и раб божий. Если взглянуть в историю, христианство возникло, когда появилось расслоение на богатых и бедных, когда появилось имущество и власть, которые надо было охранять и защищать. Отсюда и призывы терпеть, подчёркивание бедности как добродетели и и рабства, как образа жизни.
- В вашей вере есть понятия "рай" и "ад"? Куда попадает человек после смерти?
- Человека постоянно окружает энергия. Она может быть положительной, если человек хороший и делает добрые дела. Или отрицательной. После смерти душа человека отсоединяется от тела. Соответственно, дух с положительной энрегией поднимается кверху. к небу, а с отрицательной - вниз, к центру земли.
- То есть, по сути, получается аналогия с православными понятиями "рай" и "ад". Так?
- По сути да.

Комментарии Александра Писарева
(комментарий был в дан форме предложения вопросов к Александру Таныгину)

Верховный жрец, по-моему, свою языческую систему пытается сделать подобной христианской, я имею ввиду ипостаси и то, что Христа они включили в свой список святых (можно еще о святых спросить). Теоретически, у них бы должно быть свое именование «ипостаси», иначе получается, что имя для важной части «анатомии» своего Бога они нашли только познакомившись с христианством (либо заимствовав из него эту часть). Он сказал, что до христианства марийцы почитали многих богов, значит, со временем, возможно и под влиянием христианства, они стали только ипостасями одного Бога. Нужно уточнить, как они поклоняются (кому храмы, ритуалы) и кому именно, а еще их рассказы о Богах/боге. Там может быть сюжет с конфликтом богов – тогда какие же они ипостаси? Если есть такой – надо спросить жреца как это объяснить. Еще спросить о других божественных существах и тварях.

Все боги в общем-то хорошие, то есть нет богов грома, войны, смерти, темного мира, болезней, засухи и т.д. Кто тогда отвечает за все эти вещи, и что является источником зла в мире?

Природа и человек – части Бога как его образы. Получается, что пантеизм. Надо уточнить, что значит «образы Бога» - что-то типа отражения, или как созданные через Его идею, или просто подобные (каждая часть подобна целому)/ Еще было бы хорошо, чтобы он рассказал о сотворении мира и человека и отношениях Бога/богов к человеку.

Энергия, которую копит душа при жизни, - что-то типа кармы, банковского счета грехов. Тогда суд не нужен – все решается сразу и автоматически – нужно ли вмещательство Бога/богов или само происходит? Что происходит в центре земли и на небе?

Если Бог всеправедный, всемогущий, то проблемы те же, что и у христиан – откуда зло, если Он всеправеден, откуда свобода воли (она есть?), если он всемогущ?
Когда будет открытое учебное заведение, специализированное под нужды марийской традиционной религии?
По рассказам матери в традиционная религия марийцев богата образами, былинами, правилами, ритуалами. Целая философия мировозрения формировалась на протяжении многих веков, это отношения между людьми и отношения к объектам природы. Есть "Словарь марийской философии" где хорошо описаны основные образы и очерки к ним, советую почитать.
Сегодня прзадник "Черта" поминание предков, зажигаются самодельные подобия свечей, сделанные вручную имеющие одноименное название с праздником "черта", готовят блины, откладывают для предков угощения, тем самым оказывая им дань памяти и уважение...
Марийская традиционная религия в какой-то части существует в виде тайных знаний, доступных лишь жрецам. Чаще жрецами становятся по наследству и знания передаются от жреца к жрецу. Уже не первую сотню лет сторонние исслелователи исследуют религию и многое перестало быть тайным, многое, но не все. Поэтому создавать теологический язык людям со стороны некорректно, а жрецы не все хотят предавать гласности.
К тому же марийская религия открытая. Она серьезно трансформировалась и не только под влиянием христианства, это было и раньше. К примеру, в разных молельных общинах была разная иерархия между богами, отличались религиозные практики. Это может найти отражение и в терминологии.
Для сравнения можно привести пример иудаизма. Текст торы переписывался переписчиком, если в нем допускалась ошибка хотя бы в одной букве - лист пергамента сжигался и переписывался заново. В результате за тысячу лет существования разрозненных общин иудеев в разных концах света текст торы сохранился неизменным везде.
Это религия основаная на священном тексте. Авраамические религии опираются на тексты, в этом их схожесть.
Я думаю марийская религия не должна подражать такого рода религиям. Сейчас есть попытки создать священные тексты, остановить время, остановить развитие религии, зафиксировать традицию. Только зачем? Это не проистекает из характера марийской религии.
Марийская религия это смесь философии и магических практик, она допускает импровизацию, творчество, общение с богами и духами природы. В этом она близка скорее буддизму, не столько в части конкретных практик, сколько по философии.
У христиан случилось важное событие 2 000 лет назад, когда они обрели священные тексты и собственно бога, и с тех пор они сохраняют обретенное, взглядом мысленно обращаются к этому времени и ждут второго пришествия. При этом боги совершенно недоступны.
У мариской религии все не так. Все близко, природа, духи и боги всегда рядом, доступны для общения и даже взаимодействия. В этом близость с восточными религиями.
Моя знакомая сейчас учится в Непале в монастыре, там существует своя разработанная система теологического образования. То есть там учат своей религиозной философии, это не священные тексты в понимании христиан или мусульман, это скорее учебники.
В такой форме тексты и терминология, конечно, необходимы.

RSS

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования