Uralistica

Сахарных Денис Михайлович
Удмуртия: миф о светлом туристическом будущем

«…на сегодняшний день представление о некой особой туристической привлекательности Удмуртии является в значительной степени необоснованным, а существование доходной отрасли въездного туризма в нашей республике — невозможным и ненужным. Разумеется, отдельные туристические проекты могут быть вполне успешными, однако их положительный опыт едва ли может быть сколько-нибудь широко обобщён».


Удмуртия: миф о светлом туристическом будущем

В настоящей работе нам хотелось бы рассмотреть достаточно популярный в среде деятелей культуры, муниципального и государственного управления Удмуртской Республики тезис о туристической привлекательности региона.
Факты. Экономика Удмуртии является рыночной в довольно слабой степени. На территории республики наблюдается повышенная концентрация объектов оборонной промышленности (тяжёлое и точное машиностроение). Эти заводы не являются объектами предпринимательской деятельности в полном смысле слова, поскольку рассчитаны на исполнение государственного заказа. Они до самого последнего времени создавали весьма значительное количество рабочих мест — разумеется, не только в сфере, непосредственно связанной с производством. Следовательно, трудоспособный субъект в Удмуртии имеет реальный и весьма высокий шанс обеспечить себя хлебом насущным, продав свой труд (т.е. став наёмным работником, а не предпринимателем).
Понятно, что такая ситуация не может не вызвать к жизни существование определённых устойчивых психологических стереотипов и душевных качеств, менее всего полезных для предпринимательской деятельности. Даже наблюдающаяся сейчас стремительная деградация оборонной промышленности едва ли приведёт в среднесрочном периоде к кардинальным изменениям в описанной выше картине, поскольку одновременно с ней набирает силу потенциально весьма ресурсоёмкая, но очень слабо развитая к настоящему времени сфера услуг.
Одним из краеугольных камней удмуртской экономики является нефтедобывающая отрасль. Помимо всего прочего, это означает отсутствие необходимости пускаться в авантюры, связанные с поиском средств, не только для отдельных лиц, но и для властей республики.
Действие вышеперечисленных факторов в Удмуртии заметно абсолютно во всём, как в городах, так и в деревне — качество жизни на селе находится в целом на стабильном среднем уровне, что особенно существенно, поскольку именно с селом увязывается усиленно популяризуемая заинтересованными лицами концепция «этнотуризма»/«экотуризма», которая якобы имеет в Удмуртии хорошие перспективы развития.
Особой потребности в доходе от приезжих туристов в Удмуртии в силу этих причин нет (доход вполне можно получить и иным, менее хлопотным способом). Но предположим, что процент лиц, склонных к экономическому предпринимательству, в силу некоторых причин в Удмуртии повысился. Имеет ли смысл для них в поисках приложения сил и средств обращаться к въездному туризму?
Удмуртия лишена каких-то из ряда вон выходящих объектов, эксплуатация которых могла бы стать основой туристического бизнеса. Ни старинных замков, ни уникальных лечебниц, ни каких-то специфических особенностей ландшафта или интересных природных аномалий в республике нет.
Но и при наличии таких объектов их эксплуатация была бы существенным образом затруднена. Россия отделена от США и стран ЕС преодолимым, но всё же неспособствующим массовому притоку туристов барьером визового режима. Получив визу, турист должен добраться до Удмуртии по возможности быстро, безопасно для жизни и имущества, и с относительным комфортом (даже если это турист-экстремал: экстрим должен начинаться в своём месте, а не в аэропорту или в вагоне поезда). Общеизвестно, что с транспортной точки зрения Ижевск является не слишком удобным городом: он расположен несколько в стороне от двух насыщенных транспортным потоком железнодорожных веток; ижевский аэропорт обладает малой пропускной способностью, весьма ограничен в географии маршрутов и не может обслуживать современные типы самолётов. Вряд ли следует ожидать, что ситуация в этом отношении может измениться даже в долгосрочном периоде.
Об отсутствии туристических достопримечательностей на удмуртской земле мы уже говорили. Нельзя ли расширить список объектов, потенциально интересных для туриста, за счёт неких, до сей поры не задействовавшихся резервов? Апологеты т.н. «эко-»/«этнотуризма» предлагают обратиться к туристическому потенциалу наших сёл.
В самом деле, неужели не обладают привлекательностью для измученного урбанизмом человека звенящие луга, просторные поля и тихие леса Удмуртии? разве не интересно было бы заезжим людям поглядеть на какой-нибудь красочный национальный праздник, скушать горячих перепечей и отведать кумышки?
Действительно, визиты заинтересованных лиц (персонально и в группах) организовывались в удмуртские деревни неоднократно и с немалым успехом. Но чего точно нельзя сделать (по крайней мере, в обозримом будущем), так это организовать на базе любования прелестями местных пасторалей значимую с экономической точки зрения доходную отрасль.
Ведь, как уже говорилось, удмуртскому селу и так есть, с чего жить (а если кому-то не повезёт, или захочется новых свершений — пожалуйста, вот они, огни больших и малых городов, где найдётся место всем). Никто и не пробовал рассчитать, какой должна быть стоимость туристических услуг на лоне природы, а ведь одними только транспортными проблемами весь список барьеров никак не ограничивается.
Туриста надо привезти, поселить (причём так, чтобы он не простыл, не был укушен клопами, не пал жертвой проклятия здешних мест — клещевого энцефалита или геморрагической лихорадки с почечным синдромом; иными словами, нужно откуда-то взять специально предназначенный для этих целей гостиничный фонд), накормить (так, чтобы он не отравился некачественной пищей), обеспечить безопасность его здоровья (значит, думаем о привлечении штата медицинских работников), имущества и жизни (понадобится полиция). Причём делать это можно будет только в централизованном порядке, поскольку инициатив снизу по уже не раз названным причинам ждать не приходится.
Какова же должна быть стоимость услуг с учётом всех потенциальных затрат и хорошо известного стремления наших предпринимателей к повышенной рентабельности?!
Но и это ещё не всё. Бабушка в монисте и с чайником кумышки, поющая заморским гостям традиционное «Кызьы меда лыктиды?» — это прекрасно, но только доехать до этой бабушки можно будет лишь ограниченное число дней в году: весной и осенью дорог во многие сельские поселения Удмуртии нет. А самое главное — турист, послушав эту бабушку, поглядев на убой свиньи (и, может быть, впервые узнав, как выглядит это животное) и обозрев специально устроенное для него моление под ёлкой, сделает в летописи своих жизненных впечатлений яркую запись… и больше сюда уже не приедет. Ещё раз отметим: Удмуртия — не южный берег Крыма, не Хургада и не Карловы Вары. Если человек приезжает сюда не отдыхать и не лечиться, а получать новые впечатления, то в следующий раз за новыми впечатлениями он поедет в другое место.
А ведь этого туриста (а если быть совсем точным — поток туристов, настолько большой, чтобы существование целой отрасли было экономически оправданным) надо ещё найти, привлечь его внимание и уговорить ехать именно в Удмуртию. Следовательно, придётся тратиться на рекламу здешних мест, иметь сеть представителей в зарубежных странах и наших субъектах федерации.
Не слишком ли много условий для реализации якобы перспективной идеи о въездном туризме в сельской Удмуртии? По нашему мнению, проекты развития «эко-»/«этнотуризма» в Удмуртии следует в наиболее мягкой форме охарактеризовать как утопические.
Что касается городов Удмуртии, то их совокупный туристический потенциал близок к нулю (что теоретически не исключает возможности возникновения его локальных экстремумов: к примеру, для возрождения города Сарапула вполне может быть использован позитивный опыт Елабуги). Туристический потенциал этих молодых, бедных на достопримечательности населённых пунктов будет, несомненно, увеличиваться по мере становления и совершенствования сферы услуг, но без продуманной градостроительной программы, с одной стороны, и без не менее масштабной и важной программы историко-культурного наполнения городской среды эволюция сферы услуг практически не окажет влияния на интересующую нас сферу туристической привлекательности.
На сегодняшний день следует констатировать, однако, отсутствие сколько-нибудь продуманного градостроительного будущего и объективную (по причине слабости местных интеллектуальных сил) невозможность осуществления комплексной программы реконструкции и популяризации исторического прошлого городов Удмуртии.
Итак, полагаем, что на сегодняшний день представление о некой особой туристической привлекательности Удмуртии является в значительной степени необоснованным, а существование доходной отрасли въездного туризма в нашей республике — невозможным и ненужным. Разумеется, отдельные туристические проекты могут быть вполне успешными, однако их положительный опыт едва ли может быть сколько-нибудь широко обобщён.

Views: 706

Replies to This Discussion

С туризмом есть проблемы практически во всей России, за исключением Питера, Москвы, "Золотого кольца", Карелию, а также окрестностей Белого моря (Хибинский полуостров - он близок к зарубежью, Соловецкие острова итд.). Еще, может быть, можно причеслить Бурятию, и городов вдоль Трансибирской магистрали. Это все малая часть России.

Главная проблема, это то, что везде в России населенные пункты выглядят слишком одинаково. Города одинаковые, где архитектура повторяется, села тоже одинаковые, построенные по русской моде (даже калиток везде красят синей краской - я как раз про этого удивлялась, когда была в России). Нет, так сказать, "своего лика". Старых нерусских селов в советском времени выравнили с бульдозерами (например, так пришлось с хантыйскими селами), и вот результат - национального колорита мало. Неинтересно. Скучно везде видеть одних и тех же построек, и даже краски (ну что у вас в России с синей краской увлеклись, от Москвы до Сибири?)

Надо начать с тем, что надо придавать местный характер и облик населенным пунктам, так, что глянув на них можно подумать "да, это именно удмуртские города или села". Еще важно, чтобы было убранство и чистота. Это все требует немало времени и много работы. Все это начинается с воспитанием местного населения бережно относится к месту, где они живут. Туристы любят тех мест, которых любят самы местные (посмотрите на Швейцарию, например). Только после исполнения этих пунктов можно думать об успешном туризме, и думать, что зделать для туристов - верховные езда на лошадей, тропинки в природе итд.
поскольку инициатив снизу по уже не раз названным причинам ждать не приходится.
да ну?! Просто этнотуризм должен основываться на желании !туриста" пожить "в среде", "пожить в сложившейся здесть" обстановке. Если его особо кормить и развлекать надо, то это не этнотурист, это человек, не понявший смысла.
Я бы вот просто пожил, как все тут, где-нибудь. Сам себе в магазин ходил и иже. Сам-по-себе. Другое дело, что должен иметься некий "куратор". И "охранник" как бы, но вот в удмуртских селениях проблемы только от шустрых русских могут иметься. Это уж точно. Нам иденег-то не надо - пообщаться по душам, вместе заборчик выправить и иже. От Денег толку что - чтоб что с ними делать? Для ОБЩЕНИЯ только они и нужны. Ну, для\ качественной и разнообразной еды еще. Книги? 0- интернет их отменил, в некотором смысле. Доказать обратное - не удолось пока никому.

Ńimšur said:
поскольку инициатив снизу по уже не раз названным причинам ждать не приходится.
да ну?! Просто этнотуризм должен основываться на желании !туриста" пожить "в среде", "пожить в сложившейся здесть" обстановке. Если его особо кормить и развлекать надо, то это не этнотурист, это человек, не понявший смысла.
если турист ищет ВНЕШНИХ впечатлений, то он... ему бы в горы иль еще куда, где ИНОПЛАНЕТЬЕ внешнее. Истинный - тот, кто в исследовании людей, культуры и языка, как путеводчика к этому.

Ńimšur said:
поскольку инициатив снизу по уже не раз названным причинам ждать не приходится.
да ну?! Просто этнотуризм должен основываться на желании !туриста" пожить "в среде", "пожить в сложившейся здесть" обстановке. Если его особо кормить и развлекать надо, то это не этнотурист, это человек, не понявший смысла.
внятный анализ, но выводы какие-то недружественные. Д.Сахарных почему-то часто занимается демистификациями в тех местах, где и мифов-то, которые надо разоблачать и нету.
да, с туризмом неважно. вывод, кажется, только нужно делать не о том, что существование туризма в республике невозможное и ненужное, а о том, что нужно улучшать качество среды и создавать инфраструктуру
Дорогой Артём,
невозможно не согласиться с вашей логикой: «в статье всё верно, только вывод плохой: автор пишет, что нету у нас туризма, а ведь это демистификация на пустом месте; а надо писать, что следует бороться с отсутствием туризма».

Целью написания данной заметки было, помимо прочего, остудить горячие головы (а таких, кто искренне верует в великие перспективы местного туризма, много), вернуть мечтателей с небес на землю, что мне, надеюсь, отчасти и удалось — во всяком случае, никаких возражений по существу сказанного в статье за прошедшие годы не появилось (первый вариант заметки вышел ещё в 2005 г., и активно обсуждался). Теоретически, конечно, в этой области можно что-либо «развивать», но в том и дело, что отрасль в масштабах Удмуртии потенциально не самая прибыльная и не самая нужная в социальном плане.

Впрочем, я, конечно, не против того, чтобы в мечтах строились некие воздушные замки: с мечтаний, зачастую утопических, начинаются все проекты, и провальные, и реальные. Но есть два вида разговоров о великих перспективах удмуртского туризма — первые ведутся, условно говоря, в курилке, а вот вторые (я о них упомянул лишь очень вскользь) ведутся среди весьма почтенной публики — гос. и муниципальных служащих, бизнесменов. Это уже люди отнюдь не мечтательные утописты.

В каком духе ведутся такие разговоры, можно понять, к примеру, из вот этой статьи: http://www.udmpravda.ru/default/article?article=1237790691

То есть, поясняю, легенда о великом потенциале местного туризма рассматривается известного рода публикой как один из четырёхсот бендеровских сравнительно честных способов отъёма денег у государственного и муниципального бюджета. Ну какие тут могут быть «дружественные выводы»? :)))
Денис: То есть, поясняю, легенда о великом потенциале местного туризма рассматривается известного рода публикой как один из четырёхсот бендеровских сравнительно честных способов отъёма денег у государственного и муниципального бюджета.
воистину. а еще + у иностранцев-туристов. как если бы он все миллионеры были. неловко от такого, ей. не по-уральски, что-ли.
Есть какая-то наивная уверенность в том, что событийный туризм имеет перспективы более реальные, нежели туризм атмосферный.

Посмотрим, что из этого получится

Приглашаем на Байгурезь. from Yumshan TV2 (Yumshan Promo) on Vimeo.

Немой человек один раз в году мог обрести дар речи....
Для этого ему надо было подняться на Гору Байгурезь по самому ее крутояру и выпить на вершине рюмку Кумышки...
Подняться, не расплескать, выпить...

Yumshan Promo, Музей истории Сибирского Тракта, Дебесское отделение "Удмурт Кенеш" представляют:

ЛЕГЕНДАрный Турнир по подъему на Гору Байгурезь с рюмкой Кумышки в руках.

24 июня 2010 года.
... И вераськины кутскоз всякой но всяко...

24 июня 2010 года.
... И вераськины кутскоз всякой но всяко...

а как раз на этот день в ижевске назначено что-то финно-угорское с вераськоном. Подозрительно назначено, ибо Байгурезь был объявлен много ранее. Саботаж.

RSS

Пусъёс

© 2020   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования