Uralistica

Эшъёс-бӧлякъёс! Муско улосын но Мускоын улӥсь удмуртъёслы нимаз удмурт вӧсяськон та аре ортчытыны медӥськом.

Мае ӵектоды?

Кызьы та вӧсяськонэз шонер радъяно?

Кинэ шор вӧсясе ӧтёно?

Кыӵе арама быръёно со понна?

Кыӵе нуналэ та вӧсяськонмес радъяны дэмласькоды?

Тау.

Views: 1223

Replies to This Discussion

Важное значение придавалось обряду "виль" (новый, новина). В этот день жертвовали барана, гуся, утку или петуха, с поля приносили колосья ржи, овса, ячменя, с огорода — стручки гороха, листья капусты, клали их на стол и совершали "куяськон" (поминовение умерших). Пучок из колосьев подвешивали в семейной куа, окунали колосья в суп, освящали их молитвой, прося хорошего урожая. Пекли хлеб из свежего помола, табани (лепешки), варили кашу и сезьпызь (овсяный кисель). Помимо семейного моления в куа, ночью проводили моление в Луде, где принимали участие только мужчины. Это моление всю ночь сопровождалось игрой на гуслях. Приносили в жертву барана, варили суп с картошкой нового урожая, поминали умерших, благодарили их за заботу и участие. Возвращались в деревню под звон колокольчиков и пели "вӧсь гур" (напев моления): "Осто но осто, добрая моя инву (букв.: небесная вода)! Доброго года-времени ниспослал бы ты, мой Инмар!" (По возвращении в деревню все ходили друг к другу в гости, угощали яствами из нового урожая. Старались непременно пригласить (или даже заманить) к себе в дом человека, считающегося счастливым, приносящим удачу и счастье [Первухин 1888, II: 82-83].
До проведения "виль" нельзя было есть новый хлеб, овощи. Это была своего рода "жертва первинок", т. е. в основе своей не что иное, как обрядовое снятие табу [Токарев 1965]. После жатвы нужно было благодарить богов за урожай. Эти моления с благодарственными жертвоприношениями богам удмурты устраивали каждый год независимо от того, какой был урожай.

В.Е. Владыкин. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижкар, 1994. С. 324
(текст в свою очередь взят из Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инород-
цев Глазовского уезда: В 5-ти эск.— Вятка, 1888—1890.— Эск. I.— 105 с.
Эск. И.— 141 е.; Эск. III.— 83 е.; Эск. IV.— 84 е.; Эск.V.— 68 с.)

Схема удмуртского моления / по Н.Маторину

источник: В.Е. Владыкин. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижкар, 1994. 

 

 

 

 

 

 

Священная роща удмуртов Луд (д. Варклет-Бодья Агрызского р-на Татарстана, 1978)

источник: В.Е. Владыкин. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижкар, 1994. 

Священная роща удмуртов Луд в д. Кузебаево Алнашского р-на Удмуртии, 1981

источник: В.Е. Владыкин. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижкар, 1994. 

Вӧсь усьтон  туж ӟеч уж. Кулэ валаны созэ- та ужпум шудон ӧвӧл шуыса. Нырысь ик кулэ луоз Тӧро Вӧсясь быръйыны, со бере Вӧсь  инты ескерыны.  Быръёно сыӵе инты , кытӥ адямиос, машинаос уг ветло. Чылкыт инты луыны кулэ. Вӧзаз ошмес яке шур мед луоз. Вӧсь инты вырын яке яр вылын кулэ. Нюр инты медаз лу. Шурлэн Шунды жужан палаз луысал ке , туж умой луысал. Таосыз ваньзэ шӧдьтзм -лэсттэм бере Вӧсь устыны кулэ.  Та вань ужез ужано мунчо яке душ пырем бере.

RSS

© 2023   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования