Uralistica

Этнографические материалы второй половины ХІХ в. довольно убедительно свидетельствуют о том, что белорусские крестьяне, как православного исповедания, так и католики, не имели сформированной национальной самотождественности. Более того, они часто сознательно уклонялись от ответа на вопрос о их национальной принадлежности, упрямо называя себя здешними. Этот феномен тутэйшасці, или сознательное отклонение от выразительной национальной самоидентификации в значительной степени был рожден стремлением крестьян избежать потенциальных конфликтов на религиозной и этнической почве, а потому особенно выразительно проявился именно на просторах конфессионального православно-католического пограничья. Как заметил Р.Радик, на территории Восточной Белоруссии случаев здешней самоидентификации исследователями не зафиксировано

 

http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=983

Просмотров: 1790

Ответы на эту тему форума

В 1840 году царским правительством впервые на землях Литвы вводится название Беларусь и вместо этнонима литвины начинает насаждаться название беларусы с целью русификации. Отсюда и этот феномен "тутэйшасци", тутэйшы-здешний. Ещё после войны никто из крестьян например Минщины не называл себя беларусами, а только литвинами или тутэйшыми.

1. Топонимика Беларуси - балтская и не славянская, следует что предки белорусов - балтские племена(в том числе кривичи (Крева))
2. Как обьяснить что в Беларуси живут литовцы разговаривающие по литовски с древних времен - В западной Беларуси. То же самое и в Польше - там остались пока недоасимилированные литовцы. Факт что и в Беларуси и в Польши до сих пор говорят по литовски свидетельствует что это литовский язык и никак не жемайтский; и територии вокруг этих литовских островков есть те територии где недавно все по литовски разговаривали.
3. Имена князей Литвы - литовские а не славянские. Во времена Гедимина, Витовта и других литвины (белорусы) были православными и поэтому никак не могли носить языческих дохристианских литовских имен. Факт что князи носили языческие дохристианские литовские имена доказывают что они литовцы.
4. Польские, Немецкие источники свидетельствует о литовском языке. Беларусские фальсификаторы отрицают литовский язык как таковой.
5. Миндовг при заходе на трон не контролировал всей територии нынешней Беларуси, это тоже самое как сказать что он не контролировал територию Жемайтии.
6. Стандарт современного литовского языка - это диалект взят из говора Ужнемуне - то есть исторической части бывших ятвагов - это только доказывает что диалект ятвагов как бы тот же самый как в Упите, Биржай - что не является Жемайтией. Литовец сложно поймет Жемайтскую речь в Телшяй и Плунге. То есть речь Литовского языка отличается от речи Жемайтского.
7. Прусские племена завоеванные германскими крестоносцами - балтские как сегодня принято сказать, также как и литовские племена, это императив и этого доказывать даже не надо. Ибо небо синее, а беларусы спорять - нет, не синее а зеленое.
8. Невозможно дискутировать с теми которые испытывают ненависть к литовцем, ибо можно подискутировать и на литовском языке а не по русски, но проблема что беларусы не изучают литовского; из этого можно сказать что не зачем с русскими спорить по русски. Когда выучите литовский язык - тогда по литовски и поговорим.

http://uralistica.com/forum/topics/2?xg_source=activity

На границу между летувисами финоуграми и беларусами индоевропейцами посмотрите, соответственно валдайско -верхнеднепровский антропологический комплекс и балтийский антропологический комплекс, какие балты? Беларусы-литвины и летувисы-жямайты относыятся к разным расам.

До 1840г. именно тот язык который называется сейчас беларуским назывался тогда литовским.

Впрочем, вот здесь что не все точки над і поставлены?

ОТВЕТЫ ПАТРИОТАМ ЛЕТУВЫ-ЖЕМАЙТИИ
ОТ ПАТРИОТА БЕЛАРУСА-ЛИТВИНА ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ВКЛ

http://dodontitikaka.narod.ru/otveti_patriotam_letuvi-zhemaitii

Артур said:

1. Топонимика Беларуси - балтская и не славянская, следует что предки белорусов - балтские племена(в том числе кривичи (Крева))



Артур said:

1. Топонимика Беларуси - балтская и не славянская, следует что предки белорусов - балтские племена(в том числе кривичи (Крева))

Топоніміка в Беларусі-Літве далеко не только балтская или финоугорская, до прихода на эти земли полабских славян название которых Лютва трансформировалось в Литва, кстати беларуская(см. выше -литоўская) мова это и есть ни что иное как язык этих славян частично носящий следы допалабского финоугорского населения этой земли. 

С чего вы взяли что кривичи некие балты(тэрмин 19 века), на територии Германии есть город Кривич, его герб кстати Погоня. У потомков кривичей по анализам днк превалирует индоевропейская кровь в отличии от балтов у которых финоугорская.


2. Как обьяснить что в Беларуси живут литовцы разговаривающие по литовски с древних времен - В западной Беларуси. То же самое и в Польше - там остались пока недоасимилированные литовцы. Факт что и в Беларуси и в Польши до сих пор говорят по литовски свидетельствует что это литовский язык и никак не жемайтский; и територии вокруг этих литовских островков есть те територии где недавно все по литовски разговаривали.

Литовцами вы стали называться только в 19 веке, а до этого нет. Литва это славяне, об этом говорят  и жемайты .

 ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЙ ЭТНОНИМ «ЛИТВИНЫ»

 [Tarptautinė baltistų konferencija – Международная конференция балтистов.

 Vilnius – Вильнюс,

Цитата:

Я - жемайт. И не надо нас, жемайтов причислять к литвинам - славянам.

 

 Цитата:

 Южные украинцы называли литвинами белорусов

 

 Цитата:

 Различные ареалы охватывает территория, называемая Литвой в письменных памятниках и документах XII—XIX вв.: Великое княжество Литовское; Понёманье и Минщина; только Понеманъе; западная часть современной Минской области с прилегающими: частями Гродненской и Брестской областей.

 

 Цитата:

географическая область Литва в восточнославянском ареале в наибольшей степени относится к северо-западу Белоруссии, но распространяется и на всю Белоруссию


3. Имена князей Литвы - литовские а не славянские. Во времена Гедимина, Витовта и других литвины (белорусы) были православными и поэтому никак не могли носить языческих дохристианских литовских имен. Факт что князи носили языческие дохристианские литовские имена доказывают что они литовцы.

В те времена никаких беларусов на этих землях небыло и вы об этом знаете, были литвины, те самые лютичи из полабья название которых трансформировалось в Литву. Какие полабцы были христиане тоже известно, всю свою историю воевали с христианами, потом только приняли христианство. Имена вами приведеные это дохристианские имена предков беларусов -лютичей-литвинов.


4. Польские, Немецкие источники свидетельствует о литовском языке. Беларусские фальсификаторы отрицают литовский язык как таковой.

Я вам привёл достаточно источников которые говорят что в те времена вы с Литвой только рядом находились, в источниках написано литовский и ваш жамойтский языки разные, литовский это славянский язык. Вот карта из которой видно что такое Литва -это сегодняшняя Беларусь +Вилеский край.


5. Миндовг при заходе на трон не контролировал всей територии нынешней Беларуси, это тоже самое как сказать что он не контролировал територию Жемайтии.

При чём Миндовг к вашим предкам прибалтам, он был индоевропеец, пришол на эти територии из Прусии, с тех територий откуда пришли на наши земли и другие балтийские славяне.


6. Стандарт современного литовского языка - это диалект взят из говора Ужнемуне - то есть исторической части бывших ятвагов - это только доказывает что диалект ятвагов как бы тот же самый как в Упите, Биржай - что не является Жемайтией. Литовец сложно поймет Жемайтскую речь в Телшяй и Плунге. То есть речь Литовского языка отличается от речи Жемайтского.

Ятвяги жили на територии Беларуси  в Брестской области и являются одними из предков сегодняшних беларусов на вашей територии их небыло.


7. Прусские племена завоеванные германскими крестоносцами - балтские как сегодня принято сказать, также как и литовские племена, это императив и этого доказывать даже не надо. Ибо небо синее, а беларусы спорять - нет, не синее а зеленое.

Только это утверждение идёт вразрез с антропологией и генетикой, ничего что вы финоугры, а прусы были индоевропейцами? 


8. Невозможно дискутировать с теми которые испытывают ненависть к литовцем, ибо можно подискутировать и на литовском языке а не по русски, но проблема что беларусы не изучают литовского; из этого можно сказать что не зачем с русскими спорить по русски. Когда выучите литовский язык - тогда по литовски и поговорим.

К нынешним летувисам я ничего такого не испытываю, только к тем которые на Виленщине во время войны проводили этнические чистки. -сжигали беларуские деревни, а также к тем кто после войны проводил полномасштабный этноцид против всего беларуского. Или считаете что когда против вас чтото подобноен кто то делал то ой как плохо, а когда вы так делали то это хорошо?

http://uralistica.com/forum/topics/2?xg_source=activity



Артур said:

Вот ещё одна карта для понимания что такое историческая Литва, а что нет.

В пятницу в Каунасе начал свою работу второй международный конгресс исследователей Беларуси. Планируется участие порядка 300 ученых, это будет крупнейший конгресс белорусских исследователей вне пределов Беларуси за последние 15 лет.

Читать полностью: http://ru.delfi.lt/news/live/v-kaunase-prohodit-kongress-issledovat...

В Витебске установят памятник литовскому князю Ольгерду, а не Александру Невскому

Власти Белоруссии приняли решение установить памятник литовскому князю Ольгерду - правителю Великого княжества Литовского, известного завоевательными походами на Москву. Конная скульптурная композиция будет установлена в центре города, сообщил 27 декабря на пресс-конференции в Витебске председатель Витебского горисполкома Виктор Николайкин.

По словам чиновника, проект памятника прошел все процедуры согласования, обсуждается лишь вопрос стоимости скульптурной композиции. По словам витебского градоначальника, установка памятника литовскому князю запланирована к июню 2013 года - ко Дню города.

Отношение жителей города и интеллигенции Белоруссии к установлению памятника литовскому князю Ольгерду в Витебске неоднозначное - ряд НГО и вузовских преподавателей считают данную идею крайне неудачной. Согласно ранее озвученным планам, памятник должен быть установлен напротив православного собора, а у Ольгерда с православной церковью были весьма непростые отношения.

Период правления Ольгерда отмечен не только походами на Москву, но и гонениями на христиан, в частности - мученической смертью трёх виленских святых, особо почитаемых в Белоруссии. По мнению представителей русских организаций Белоруссии, установка памятника литовскому князю Ольгерду является демонстративным вызовом не только России, но и Русской православной церкви.

По мнению экспертов, идея установки памятника литовскому князю Ольгерду именно в Витебске и именно напротив православного храма исходила от представителей части интеллигенции Белоруссии, мучимой русофобскими комплексами. Власти Витебска предпочитают не акцентировать внимание на войнах Ольгерда с Московским княжеством, обращая внимание на то, что литовский князь был князем витебским - после женитьбы на витебской княгине Марии Ярославне. Кроме того, Ольгерд успешно защищал свои владения от крестоносцев и татар, на основании чего госидеологи Белоруссии вписали его имя в историю "тысячелетней белорусской государственности".

Одновременно с проектом памятника великому князю литовскому Ольгерду властями рассматривались проекты установки памятников княгине Ольге и Александру Невскому. На протяжении ряда лет в белорусских прозападных СМИ велась кампания критики властей города Витебска за планы установки памятников Александру Невскому и княгине Ольге, а также "затягивание" вопроса с установкой памятника князю Ольгерду. По мнению экспертов, не столько сами памятники, сколько выдающиеся деятели Древнерусского государства (Киевской Руси) вызывают резкую неприязнь у сторонников "литвинства".

По словам витебского писателя и руководителя общественной организации "Русский дом" Андрея Геращенко, вопрос об установке данных памятников обсуждался в 2009 году во время визита в г.Витебск патриарха Кирилла: глава РПЦ обсуждал данный вопрос с председателем витебского облисполкома Александром Косинцом и "Косинец обещал патриарху установить эти памятники" - т.е. "святым православной церкви - князю Александру Невскому и княгине Ольге, основавшей по преданию наш город".

Обещания витебских чиновников, судя по заявлениям мэра Витебска 27 декабря, мало что стоят. На состоявшейся сегодня пресс-конференции Николайкин подчеркнул: памятник Ольгерду установлен будет, а никакие иные проекты памятников выдающимся деятелям, оставившим след в истории города, в ближайшее время рассматриваться не будут. Тем самым чиновник обозначил вполне ясное отношение госидеологов Белоруссии к символам и таким личностям, как княгиня Ольга и Александр Невский.

Отметим, Минкультуры Белоруссии инициировало установку памятников великим князьям литовским, а также восстановление родовых имений польско-литовской знати, представители которой позиционируются как "белорусские" правители. В декабре 2011 года Минкультуры Белоруссии объявило конкурс на создание эскизных проектов памятника Миндовгу - основателю и первому князю Великого княжества Литовского. В ходе состоявшегося 16 ноября под председательством министра культуры Белоруссии Павла Латушко заседания жюри конкурса на создание эскизных проектов памятника великому князю Литовскому Миндовгу в Новогрудке, объявленного министерством культуры в конце сентября, были утверждены кандидатуры скульпторов. До этого, в 2008 году в Могилёве был установлен памятник Папе римскому Иоанну Павлу II (Каролю Войтыле), а в 2010 году - памятник князю ВКЛ Витовту в деревне Пелеса Вороновского района Гродненской области.

В последние годы власти Белоруссии осуществляли ряд мероприятий, охарактеризованных белорусскими экспертами как "политика мягкой белорусизации", в реализации которой играет особую роль Минкультуры Белоруссии. Особое внимание уделяется снижению употребления русского языка во всех сферах жизни общества и государства за счёт расширения использования другого государственного языка - Минкультуры реализует соответствующий протокол поручений президента (в Белоруссии два государственных языка - русский и белорусский). В течение последних лет в республике повсеместно были заменены указатели населённых пунктов, улиц и даже схемы метро - таковые переведены на "беларускую мову" с транскрипцией на чешской латинице (по рекомендации Академии наук Белоруссии).

В 2012 году в рамках утверждённой 6 января Совмином госпрограммы "Замки Белоруссии" планируется восстановление нескольких замков литовских князей и польских магнатов. Минкультуры Белоруссии уделяет особое внимание восстановлению памятников, напоминающих о временах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, а также переводу с русского на белорусский язык всего делопроизводства в госучреждениях.

Как сообщало ИА REGNUM, 10 января 2012 года Александр Лукашенко заявил о наличии "белорусской цивилизации". Спустя более погугода, 16 октября на пресс-конференции в Минске Лукашенко заявил: "Белорус - это русский со знаком качества. И когда я говорю "белорус", "русский" - я не имею в виду национальность. Я имею в виду советский народ, как его раньше называли". В ноябре Белтелерадиокомпания презентовала "неделю Радзивиллов" - цикл программ, посвященных литовско-польскому аристократическому роду. В восстановленном дворце Радзивиллов в Несвиже 10 ноября был проведен бал с участием российских шоуменов.

Напомним, к юбилею 200-летия Отечественной войны 1812 года в Белоруссии из официальной историографии был изъят данный термин, а значение юбилея всячески принижалось в государственных СМИ. Представители официального Минска подчёркнуто игнорируют термин "Отечественная война 1812 года", предпочитая "война 1812 года" и "события 1812 года на белорусских землях". За год власти Белоруссии организовали лишь одно научное мероприятие, достойное юбилейной даты - международную конференцию 23-24 ноября в Белгосуниверситете, где было снова заявлено о том, что Отечественная война 1812 года не является Отечественной для белорусов. В ноябре власти Белоруссии приняли активное участие в чествовании наполеоновских солдат, погибших при переправе через Березину.

http://xn--c1adwdmv.xn--p1ai/news/fd-abroad/belarus/1609471.html

--------------------------------------------------------------------------

Шесть аргументов в пользу установки памятника князю Ольгерду в Витебске

В Витебске планируется установить памятник князю Ольгерду, основателю витебских замков. Монументальный всадник призван пропагандировать историю родной страны и древнего города на Двине. На данный проект получено согласие главы государства. Однако недавно в интернете появились публикации не согласных с установкой памятника князю, воевавшему с русским соседом. Попробуем разобраться вместе, сообщает «Народное слова».

Аргумент первый. Муж государственный

Ольгерд был одним из успешных великих князей литовских, русских и жемойтских. Родился в 1296 году. После смерти его отца Гедимина княжество оказалось разделенным между семью сыновьями и братом. Каждый был самостоятельным, и никто из них не пользовался старшинством, но вскоре Ольгерд и Кейстут взяли на себя руководство в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском (ВКЛ), и причиной тому послужила угроза вторжения ливонских рыцарей.

Как известно, первой столицей ВКЛ был город Новогрудок. До конца XVIII века современные белорусские земли называли Литвой, а предков-белорусов – литвинами.

Около 1318 года Ольгерд женился на дочери витебского князя Марии Ярославне, которая была русской, как и ее отец. Нигде не указывается, что они относили себя к литвинам, называли себя русинами. 
Ольгерд был дважды женат, второй раз – на русской княжне из Твери Ульяне Александровне.

В 1341 году вместе с братом Кейстутом Ольгерд был приглашен псковичами для защиты их земель от ливонских рыцарей. От княжения в Пскове отказался, оставив там своего сына Андрея.

За годы правления  Ольгерда территория княжества увеличилась практически в два раза.

Аргумент второй. Патриот и гражданин

Ольгерд все действия направлял на то, чтобы максимально расширить пределы своего княжества, усилить влияние в Новгородской, Псковской и Смоленской землях. Более значительного влияния Ольгерду удалось добиться в Смоленске. Явившись защитником смоленского князя Ивана Александровича, действовал вместе с ним. Сын Ивана, Святослав, со смоленской ратью сопровождал Ольгерда в походах против крестоносцев. В Новгороде даже оформилась партия сторонников Ольгерда. Данью уважения стало размещение скульптурного изображения князя среди фигур государственных деятелей Руси на памятнике «Тысячелетие России», установленном в Великом Новгороде еще в 1862 году.

Таким образом, Ольгерд был одним из тех, кто боролся за объединение  земель в одно государство.

 – Князь Ольгерд многое сделал для Витебска, – говорит витебский археолог, кандидат исторических наук Татьяна Бубенько. –  Этот памятник – еще один шаг к объединению народов. Ведь именно Ольгерд первым одержал крупную победу над татарами на Синих Водах в 1362 году, положив начало освобождению восточнославянских народов от ордынского господства. Витебск объединяет народы через культуру, международный фестиваль искусств «Славянский базар». Поэтому установка памятника князю в нашем городе станет важным и символичным событием.

Аргумент третий. Признак европейского города

Современному Витебску не хватает монументальных скульптурных композиций. Однако сегодня мы являемся свидетелями масштабных преобразований в развитии инфраструктуры областного центра. Витебск достойно представлен в ряду европейских городов, привлекательных для международного туризма. Разрабатывая новый архитектурный и художественный облик города на Двине, специалисты учитывали все нюансы, в том числе и тот, что скульптура всадника считается признаком европейского города. В Киеве на Софийской площади – Богдан Хмельницкий на коне, во Львове – основатель города князь Даниил Галицкий, в Петербурге – медный всадник Петр І, в Варшаве – бронзовый князь Понятовский, в Риме – Марк Аврелий.

Полоцк по наличию памятников историческим деятелям и даже букве белорусского алфавита обошел Витебск. В 2007 г. в Полоцке тоже появился всадник – Всеслав Брячиславич (Чародей), который княжил с 1044 по 1101 год и существенно расширил земли Полоцкого княжества. Кстати, полочане собирали деньги на этот памятник, как говорится, всем миром. Помогали спонсоры, проводили субботники. И сегодня это одна из достопримечательностей древнего Полоцка, откуда зарождалась белорусская государственность.

Аргумент четвертый. Почитай историю

Витебску не повезло: после Великой Отечественной войны в городе практически не осталось уцелевших зданий, а ведь они умеют хранить историю и могут рассказать о многом.

Территория исторического центра Витебска формировалась как система трех замков. И сегодня о древней Замковой горе напоминает улица Замковая, ведущая от Кировского моста к площади Свободы и Летнему амфитеатру. Но еще два столетия назад в центре Витебска возвышался крутой холм, похожий на усеченную пирамиду. Первые археологические исследования древнего Витебска были выполнены именно на Замковой горе в конце ХІХ века. Верхний замок обустраивался вдоль устья Витьбы, в нем были общественные здания: приказ, двор воеводы, а также Михайловская церковь. Нижний замок примыкал к Верхнему северной частью. На его территории стоит Благовещенская церковь. Возведение каменного оборонительного пояса вокруг города началось в І половине XIV века – в годы правления князя Ольгерда. В 1984 г. археологи нашли остатки фундамента одной оборонительной башни. Более чем через 20 лет на этом месте воссоздана стилизованная средневековая башня Духовской круглик, которая органично вписалась в современную архитектуру главной сцены «Славянского базара в Витебске». Ни одна экскурсия по городу теперь не обходится без посещения этого исторического объекта центра культуры «Витебск». Первый вопрос, который задают туристы, – откуда такое странное название. Да, фундамент имел четыре угла, а башенный верх – восемь, вот и круглая. Духовской – потому что напротив Свято-Духовской церкви, которая стояла на том месте, где теперь возвышается башенка Витебского облисполкома. В экспозиции выставочного зала Духовского круглика есть портреты, написанные художником Игорем Дуровым, князя Ольгерда и княгини Ульяны, основателей витебских замков.

Сегодня по улице Суворова, бывшей Узгорской, проходит один из туристических маршрутов. И вполне уместно, что памятник Ольгерду будет установлен на берегу Витьбы, где семь столетий назад стояли стены оборонительного замка.

Аргумент пятый. По закону борьбы противоположностей

Историю жизни и деятельности Ольгерда сегодня каждый трактует в свою пользу и, что особенно неприятно, использует как мощнейший инструмент пропаганды вражды и раздора. Дескать, «литвин в русском городе»… Одни историки ссылаются на летописи Быховца и Густынскую, свидетельствующие, что Ольгерд принял православие и православное имя Александр еще до женитьбы на Марии Ярославне, то есть до 1318 года. Другие – на «Ливонские хроники», по которым похороны Ольгерда были совершены по языческому обряду. В московских редакциях «Жития Виленских мучеников» значится и такой факт: по настоянию двора Ольгерд обрек на смерть трех придворных литвинов, обращенных в христианство, – Антония, Иоанна и Евстафия, будущих святых. При Ольгерде строились православные храмы: два в Витебске, один в Вильне во имя святой мученицы Параскевы (Пятницкая церковь). Великое княжество Литовское было полиэтничным и поликонфессиональным государственным образованием, включало наряду с литовскими землями обширные восточнославянские территории. (В течение XIV века в его состав вошли Киев, Полоцк, Туров, Брянск, Смоленск, Луцк, Владимир-Волынский.). Вполне понятно, что в XIV веке земли Восточной Европы находились на распутье этнокультурного пограничья, где пересекались интересы различных государств и религиозных традиций. По закону единства и борьбы противоположностей любой объект мы воспринимаем как сложное образование, которое может содержать несовместимые элементы. Однако цивилизованные отношения в обществе предполагают внимательное отношение ко всем противоречиям, чтобы впоследствии находить пути их разрешения.

Аргумент шестой. Не забывайте корней своих

 Никто не делает из князя Ольгерда героическую личность, равно как не следует лепить из него дьявола. История требует прежде всего уважительного отношения. Пренебрежение к ней, забвение ведет к духовной нищете. Знание своей истории, уважение к ней, напротив, делают нас богаче, а значит, и свободнее в своем выборе. Белорусы всегда отличались толерантностью, веротерпимостью, умением жить в ладу с окружающими людьми и природой. Давайте хранить традиции, возрождая национальное самосознание, и ценить то, что ценили наши предки. Каждая эпоха на определенном отрезке времени взращивала своих сыновей, которые приносили своей земле и народу несомненную пользу. Среди восточно-славянских народов белорусы отличаются наибольшим упорством в повседневном труде, привычкой добиваться успехов собственными силами, стараниями и глубинной привязанностью к малой родине. Разве это не является нашим национальным достоянием?

Светлана Дединкина

http://www.tio.by/news/20649

------------------------------------------------

Памятник злодею России и мучителю христиан собираются установить в Витебске?

О планах установления в Витебске монумента литовскому князю Ольгерду уже не раз писалось в СМИ. В некоторых сообщениях Ольгерд, со ссылкой на анонимных «историков», подаётся как «выдающийся политик и государственный деятель», деятельность которого способствовала «расширению влияния православной церкви». Утверждается также, что «эффектная фигура князя Ольгерда укрепит авторитет нашего города». Читая подобное, поневоле задумаешься, чего здесь больше: невежества или лукавства? Конечно, представления об «эффектности» бронзовых изваяний – это, как говорится, дело вкуса (хорошего или плохого). Кому то и известная фигура брюссельского мальчика кажется, наверное, эффектной. Но, Ольгерд, далеко не «писающий мальчик» и установление ему памятника, отнюдь не невинная забава, направленная на развлечение праздношатающихся туристов. Вот факты, которые красноречиво характеризуют деятельность литовского князя, говорят, что называется, сами за себя.

 

1. Ольгерд – агрессор, а не созидатель. Он убивал мирных жителей, жёг города и сёла, истязал пленных, грабил церкви. Смыслом и главным делом всей жизни Ольгерда была война. Это был типичный языческий князь, проводивший время в походах со своей дружиной. Он воевал беспрестанно и со всеми. С родным братом, которого, нарушив волю отца, сверг с великокняжеского престола, с немцами, с поляками, с татарами, а больше всех – с русскими, причем, в основном, с мирным населением. Н.М.Карамзин говорит об Ольгерде: «сей литовский Государь, более двадцати лет воюя непрестанно с Немецким Орденом, с Поляками, Россиянами, купил славу Героя кровью бесчисленного множества людей и пеплом городов: равнодушно смотрел на изнурение своих подданных… (Ольгерд) опустошил Херсон, умертвил большую часть его жителей, и похитил церковные сокровища: с того времени, как вероятно, опустел сей древний город» (История государства Российского т. 5, М., Наука,1993, с. 13-14). И о «российских подвигах» литовского князя: «свирепствовал в Российских владениях: не уступая монголам в жестокости, хватал безоружных в плен, жёг города:… истязал пленников… Хвастался тем, что Россия долго не забудет сделанных им в ней опустошений. (Там же, с. 15). Далее Карамзин пишет, что народ русский имел «причину ненавидеть его (Ольгерда), как жестокого злодея России» (Там же, с, 17). Знание этих фактов, естественным образом, приводит к вопросу, – что такие «подвиги» и такая «слава» отвечает духу и менталитету белорусского народа? Кого, какие качества, хотят воспитывать на примере таких деятелей?

 

2. Ольгерд – жестокий злодей России. Воевавший, кстати, в основном хитростью и коварством, предававший союзников, о чём имеются летописные свидетельства. И, опять же, нельзя не спросить, что, кто-то считает это примером достойным подражания? Зачем витебские чиновники от культуры собираются ставить памятник жестокому злодею России? Это, что – «отдельное спасибо» за ту всестороннюю поддержку, которую все последние годы, Россия оказывает нашей республике и её руководству? Не говоря уже о том общем, что есть в исторической памяти и судьбе, культуре белорусов и русских.

 

3. Князь Ольгерд не имеет никакого отношения к белорусскому народу. По своему происхождению и культуре – он литовец-язычник и как исторический деятель принадлежит литовскому народу. Это не наш «герой». Поэтому ничего, кроме недоумения, не может вызвать принудительная «белорусизация» Ольгерда представляющая собой не что иное, как жалкую и унизительную, холопскую по сути своей, попытку «приобщиться» к чужой традиции, к чужой, и к тому же весьма сомнительной, «славе».

 

Да, Ольгерд наездами бывал в Витебске, но нет ни одного безусловно установленного объективного факта благотворной для нашего города деятельности литовского князя. Ольгерд получил древнерусский Витебск в качестве приданного за своей женой, дочерью полоцкого князя, и превратил его в военный форпост для захватнических набегов на русские земли. Всё, что он делал в Витебске, фактически было подчинено именно этой цели. Собственно созидательной деятельностью, никаким строительством, помимо военного, Ольгерд не занимался. Более того, даже те военные укрепления (замки) которые были построены при нём, были построены его женой (второй) – тверской княжной Юлианией. Вот летописные свидетельства: «Замок этот (Верхний) и башни построила из камня сама эта княгиня, в то время, когда Ольгерд находился на войне с Пруссами ; эта же княгиня построила также и те палаты, которые теперь в развалинах» (Витебская старина. Т.1.Сост. А. Сапунов. Витебск,1883. С.618). Так что если ставить памятник тому кто построил древние замки Витебска, то это должен быть памятник Юлиании, а не Ольгерду. Говоря о древних Витебских замках в целом тот же источник отмечает: «Переходя к описанию Замков, я должен сказать, что о них также сохранилось мало сведений, да и те, что сохранились, неполны и часто неясны» (Там же).

 

4. И, наконец, самое чудовищное. Ольгерд – жестокий мучитель христиан. Церковь наша помнит святых мучеников литовских (Память 27.04. н. ст.). Ольгерд, как известно, был язычником, затем, по некоторым сведениям, принял христианство «но сделал это из житейских расчётов, желая завладеть княжеством Витебским, принадлежавшим русской княгине Марии Ярославне, на которой Ольгерд и женился с этой целью. Когда умерла его супруга христианка, Ольгерд оставил христианство и снова стал язычником» (Жития святых. Св. Димитрия Ростовского. Месяц Апрель. М., 1992, с. 211). Язычником литовский князь оставался до конца своих дней и, согласно летописному свидетельству, был похоронен по языческому обряду: «при его (Ольгерда) похоронах сообразно литовскому суеверию было совершено торжественное шествие с сожжением разных вещей и 18 боевых коней» (Белоруссия в эпоху феодализма. Сборник документов и материалов. Т. 1. Мн., 1959, с. 88).

 

Но Ольгерд был не просто вероотступником. Отказавшись от принятого «из житейских расчётов» христианства, он стал его жестоким гонителем. Церковь чтит память святых мучеников литовских Антония, Иоанна и Евстафия умученных Ольгердом. О мучении св. Евстафия в Житиях святых Св. Димитрия Ростовского сказано: « он (Ольгерд) повелел лить в уста мученику самую холодную воду (в это время стояла суровая зима), разбили и раздробили кости на ногах, на ступенях и голенях, содрали волосы с головы вместе с кожей и обрезали нос и уши», после повесили (Жития святых, с. 217). Таковы были дела Ольгерда по отношению к православным и вере христианской.

 

Остаётся только спросить, известны ли эти факты участникам, недавно прошедшего в Витебске круглого стола на котором была поддержана идея установления памятника литовскому князю? Судя по публикациям в местной прессе – нет. Иначе, наверное, читателю не сообщали бы о том, что правление Ольгерда способствовало «расширению влияния православной церкви». Впрочем приходится иногда убеждаться, что есть люди для которых воистину нет ничего святого, цинизм которых, при уверенности в собственной безнаказанности, беспределен. Ведь чем, если не кощунством и верхом цинизма стало бы установление памятника Ольгерду напротив Воскресенской церкви? «Удачнее» места трудно найти. Действительно, толпы туристов привлечь можно и показывать им: посмотрите направо – Храм православный (восстановленный в наши дни), а прямо напротив, посмотрите налево – памятник мучителю христиан (установленный тогда же). Где ещё такое увидишь? Настоящий апофеоз «памяркоунасци». Куда там брюссельскому мальчику. Вот только добавит ли такая «достопримечательность» авторитета городу, и такая «памяркоунасць» уважения к его жителям.

 

И это только один из вопросов, закономерно возникающих в свете вышеизложенных фактов. Есть и другие, и не менее важные.

 

1. Задумывались ли инициаторы установления памятника Ольгерду о том, что такое чествование злодея России и мучителя христиан может быть оскорбительным для религиозных чувств верующих и национальных чувств этнических русских, граждан РБ. Даже если и те, и другие, составляют меньшинство, они – такие же граждане, как и все остальные, Белоруссия их родной дом. Почему кто-то считает позволительным наносить им монументальное оскорбление? Или этот кто-то рассчитывает на невежество и безразличие обывателей? Но такие расчеты недостойны настоящей власти и свидетельствовали бы лишь о том, что власть не уважает ни граждан, ни самое себя. Да и расчеты эти вряд ли оправдаются. Это сегодня большинство действительно не знает фактов, но если памятник Ольгерду будет установлен, люди узнают правду и тогда не все, очевидно, останутся безразличными. Не говоря уже о том, как памятник «злодею России» будут воспринимать гости из России на том же «Славянском базаре», просто туристы, о привлечении которых сегодня так пекутся.

 

2. Ещё один вопрос. Кто составляет основную массу «общественности», агитирующей за установление памятника Ольгерду, достаточно хорошо известно – это националистическая оппозиция. Ярким примером является статья в самозваной Народной Воле (Монументальная показуха № от 30.04. – 04.05. 2010), где даются прямо-таки удивительные по своей самоуверенной наглости, оскорбительные и хамские по сути, характеристики витебской (и не только) власти. В то же время лейтмотивом статьи является тезис – главное, чтобы был установлен памятник Ольгерду. Возникает вопрос, что власть собирается потакать подобной наглости и хамству? Но националистическая оппозиция никогда не сменит гнев на милость, и всуе останутся попытки угодить ей. Они будут истолкованы лишь как проявление слабости власти, и повод требовать от неё дальнейших «подвижек». А ведь эта оппозиция действительно не имеет поддержки в белорусском народе и, в особенности, в Витебске. Два-три «мастака», да историка-краеведа, чья «любовь к родному краю» замешана на холопских комплексах и ненависти к русской культуре, полтора «пережаренных» журналиста, и для экспрессивности, один-два экземпляра типа «городской дурачок», а по совместительству – профессиональный революционер-националист, – вот и вся «ударная сила».

 

Спрашивается, установив памятник Ольгерду, городские власти, что, хотят создать знаковое «сакральное» место для националистических сборищ? Соорудить, так сказать, трибуну, вдохновляющую, на митинговые «подвиги»? В этой связи стоит задуматься – не является ли установка этого памятника, чем-то вроде установки мины замедленного действия, способной «взорвать» спокойствие в городе? И не только в городе. Необходимо отдавать отчёт в том, что установление памятника Ольгерду не может способствовать укреплению единства белорусского народа. Напротив, в перспективе, может привести только к его расколу. Подтверждением этого является ситуация на Украине, где для одной части народа героем является Б. Хмельницкий, а для другой И. Мазепа, а то и С. Бандера. Именно в этом и заключается, прежде всего, слабость нынешней украинской государственности и угроза суверенитету Украины. А «воспитание» из части белорусов поклонников Ольгерда будет означать не что иное как «украинизацию» нашего общества, и, тем самым, угрозу национальному суверенитету РБ, подлинное основание которого, – в общих ценностях, морально-политическом единстве народа.

 

Это если говорить о внутриполитических последствиях. Что касается внешнеполитических, то хочется спросить, у нас, что, кто-то хочет оскорбить российский политический класс и/или насмешить литовский? Так для решения, по меньшей мере, второй задачи, уже сделано более чем достаточно. Или кому-то не дают покоя лавры депутатов Львовского горсовета «прославившихся» своими антирусскими националистическими акциями? Хотя до памятника «злодею России» не додумались даже во Львове. А может кто-то надеется, что чествование литовского князя поможет «войти в Европу»? Но жестокий язычник Ольгерд, со своей ненасытной, направленной против всех соседей агрессивностью, имеет мало отношения к европейской культуре. Не случайно, даже в Литве ему по сей день нет памятника.

 

Единственно возможные ощутимые внешнеполитические последствия появления бронзового Ольгерда в нашем городе могут быть только отрицательными. Возведение такого монумента в Белоруссии, даст возможность российским СМИ в любой нужный момент (ведь памятник всегда налицо) представить нынешнее руководство РБ как антироссийское, антирусское и антиправославное. Причём не только в глазах «болотной» интеллигенции, но и для широких слоёв народа, не говоря уже о православной общественности. И тут вряд ли помогут слова о братстве, взаимоуважении, стремлении к равноправным отношениям и т.п. Спрашивается, кому и зачем это может быть нужно?

 

Наступление вышеназванных последствий установления в Витебске памятника литовскому князю Ольгерду представляется достаточно очевидным. Неясно только одно, – мотивы тех витебских чиновников от культуры, которые поддерживают эту идею.

http://imperiya.by/authorsanalytics19-12460.html

--------------------------------------------------------

"Памятник мучителю христиан оскорбляет весь белорусский народ": открытое письмо Александру Лукашенко

На протяжении последних лет власти Белоруссии прилагают большие усилия в деле популяризации польско-литовского наследия и презентации его как "белорусского". По всей республике за счёт средств республиканского и местного бюджетов восстанавливаются имения представителей польско-литовской знати, устанавливаются памятники им. Одним из таковых является памятник правителю Великого княжества Литовского Ольгерду, известному завоевательными походами на Москву и неоднозначным отношением к православию. По планам Витебского горисполкома, конная скульптурная композиция будет установлена в центре города рядом с православным храмом к 26 июня 2013 года. Представители русских организаций Белоруссии неоднократно констатировали: установка памятника Ольгерду является демонстративным вызовом не только России, но и Православной церкви. Тем не менее, городские и республиканские власти намерены довести начатое дело до конца, в связи с чем представители белорусской общественности обратились с открытым письмом к Александру Лукашенко. Текст данного письма поступил 13 мая в редакцию ИА REGNUM и публикуется с сохранением орфорграфии и пунктуации оригинала.

"Открытое письмо Президенту Республики Беларусь А.Г.Лукашенко

Глубокоуважаемый Александр Григорьевич!

Обращаемся к Вам, как граждане Республики Беларусь, представители различных общественных организаций. Мы обеспокоенны планами установки в городе Витебске памятника литовскому князю Ольгерду. Ольгерд не имеет отношения к белорусскому народу. Он агрессор и вероотступник, а также захватчик, беспрестанно воевавший со всеми соседями, разрушавший города и убивавший мирных жителей. Как жестокий злодей России памятен он в русской истории. Недобрый страшный след оставил Ольгерд и в истории христианства. Православная церковь чтит память (27 апреля) святых мучеников литовских, подвергнутых мучительной смерти по его приказу.

В свете этих непреложных фактов, закономерно возникает вопрос: какими мотивами руководствуются инициаторы установки памятника, какие цели преследуют? Подумал ли кто-нибудь о том, что установка памятника злодею Руси и мучителю христиан может быть оскорбительной для граждан Республики Беларусь - не только русских по национальности и не только православных по вероисповеданию? Тем более что статую Ольгерда, словно в насмешку, собираются устанавливать прямо напротив православной церкви Воскресенья.

Мы полагаем, что попытки героизации подобных деятелей могут привести только к расколу общества, духовному и морально-политическому разделению народа Белоруссии. Как понимать слова государственного гимна Республики Беларусь "Мы, беларусы - мiрныя людзi,..." и установку памятника завоевателю, оставившему кровавый след в истории, ставшему примером беспринципности и агрессии?

Жители Витебска, общественные организации нашего города неоднократно обращались в различные инстанции, в том числе в Витебский облисполком, Администрацию Президента Республики Беларусь с обращениями, в которых выражали свою обеспокоенность планами установки памятника Ольгерду. Однако все эти обращения остались без ответа по существу. Не было проведено и сколько-нибудь широкого общественного обсуждения проекта установки данного монумента.

В сложившейся ситуации мы обращаемся к Вам с надеждой на Ваше взвешенное решение, мудрое слово Президента Республики Беларусь, гаранта единства нашего народа и нашей государственности, гаранта прав граждан Республики Беларусь. Мы исходим из того, что Ваши неоднократные заявления о братстве белорусов и русских, о союзнических отношениях с Российской Федерацией, Ваша позиция уважения и поддержки христианских ценностей являются совершенно искренними. Считаем, что установка памятников деятелям, чья роль в истории неоднозначна и вызывает негативные оценки значительной части общества, может явить пример необдуманного шага, провоцирующего конфликт. Полагаем, что так думает большинство граждан Республики Беларусь".

http://www.regnum.ru/news/polit/1657935.html

----------------------------------------------------------

Памятники Ольгерду и Ольге в Витебске

Мнение Алеся Белого.

Оригинал взят у lucynka_org в Памятники Ольгерду и Ольге в Витебске
если памятник Ольгерду будет поставлен, а Ольге - нет, то это будет означать серьёзную победу ярмола-лицьвинизьма. Балта-крыўскі Альгерд станет как бы основателем Витебска, самой главной его символической фигурой. Предыдущих 400 лет истории, русско-православных - как не бывало. Для латинян ничего хорошего в этом тоже нет, ведь Ольгерд не был и католиком, а именно язычником. Тот его исторический профиль, которому ставят памятник в Витебске, идеально отражает чаяния сьвядомых националистов, в духе Талаки: князь времён адраджэнска-беларускага паганскага рыцарства, не русин и не литвин-католик, прямое попадание в вену. Примерно как Тарзан в "Анастасии Слуцкой", даже лучше. Авраамизм капут. Дух дзядзьки Миколы веселится в Валхалле или как она там у них называется.

Аргумент о том, что пребывание Ольги в Витебске недостоверно, не выдерживает критики. В любом случае, - это особо и давно почитаемая витеблянами русская православная святая. Папа Ян Павел II тоже никогда в РБ не бывал, а памятники ему стоят. С таким же основанием завхозовско-прапорщицкие криптосьвядомыя идеологи могут запретить в РБ культ католических святых Роха, Мартина, Франциска, Антония и т.д., у них ведь и подавно не было "белорусской прописки".

Cначала - памятник Ольге, или равновеликой фигуре древнерусского периода, и только потом - все остальные. И уж лучше Андрею Ольгердовичу, чем самому Ольгерду.
----
От себя. Также считаю, что памятник Ольгерду может быть установлен только одновременно с (или позже) памятником княгине Ольге. В дополнение к словам Белого, нужно отметить, что несмотря на спорную научную достоверность известий о ней, как об основательнице Витебска, легенде о ней не менее четверти тысячелетия. Предание само по себ

Какая церковь такие и святые. Речь о той самой Ольге которая по историческим источникам отдавала приказы людей живьём в землю закапывать и истребила большую часть древлян, предков беларусов которые кстати были по летописям, -"...рекомые Литва". Киев и Полоцк враждовали, вели войны, теперь беларусам оказывается "надо" памятник той которая их предков уничтожала? Бред сивой кобылы что называется.

Что касается памятника литовскому князю Альгерду, так от того что нас литвинов в беларусов кремлёвские  политтехнологи 19 века  переименовали этот князь никогда нестанет Альгирдасом, потому как для этого у предков самогитов-жамойтов нет ни единого исторического источника. 

Что касается Белого, так он лобирует пропаганду своих летувисских хозяев которые ему деньги за это платят.

интересная лекция о взаимопонимании двух народов вышедших из ВКЛ и о том какие пути возможны при решении возникших проблем написания исторических рассказов. Лекция историка Рустиса Камунтавичуса http://www.youtube.com/watch?v=uIwP_-4ldKM

Царская Россиия , куда входила Самогития и ВКЛ после оккупации 1795 года, решилась на реформу по раскрепощению крестьян Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года. Так польские и литовские помещики утратили власть на тягловыми людьми (жмудами) на территории самогитии. Из них создали основу молодой нации новолитовцев после очередного мятежа по воссозданию речи посполитой 1863-1864 годов. Население речи посполитой разбили на части в виде новолитовцев (жмудь) и белоруссов (литвины). И тем и другим забили голову новой национальной и религиозной идеей, в т.ч. через польскоязычные источники.

Население Виленщины говорило на разных языках. В Вильне говорили на польском, еврейском и беларуской мове. Был там незначительный процент и калбоса. В Виленской области в фольварках говорили на польском ,а в деревнях на беларуской мове и немного на калбос. Простолюдины не любили как поляков из-за долгого угнетения помещиками, так и царизм с насаждением руской веры и языка москвы. Городское население было более изменчиво, т.е. либо съезжало в польшу, либо меняло язык. А деревенские чаще сохраняли язык и веру. Но на великолитве (РБ) уже с 1839 года униатов-литвинов загнали в московскую патриархию. Так они и остались в православии. Из этих сделали белоруссов. Калбосящих тяжело было перевести в рускую веру, т.к. те языка проповедей совсем не понимали, а попы учить жмудский калбос не стали бы. Так всех калбосящих отделили и сделали из них новолитовцев - малый народ, не способный к глобальной смуте и отторжению от России.

Балтский этногенез беларусов. Интервью с Валентином Седовым (1993 г.)

Источник: газета «Літаратура і мастацтва», 30.04.1993

С Валентином Седовым беседовали Алеся Сёмуха и Юрий Василевский.

Не секрет, что гуманитарная наука Советской Белоруссии существовала в пределах, определенных идеологическими догмами. И хотя эти догмы были нам, белорусам, в свое время навязаны, но прижились в нашем политическом климате, и даже начали приносить ядовитые плоды — национальный и духовный нигилизм. Прежде всего, это выражалось в гуманитарной науке.
Взять хотя бы печальную судьбу, что постигла «теорию балтского субстрата», которая наиболее завершенно была сформулирована в 60-х — начале 70-х годов, когда по всему Советскому Союзу, не исключая и Беларусь, прокатилась волна травли так называемых «националистов».
Это теория ставила под сомнение славянскую «чистоту» происхождения белорусов, а значит, и само существование единой древнерусской народности, из которой якобы выделились россияне, украинцы и белорусы. Что, в свою очередь, затрагивало политические доктрины, построенные на основе этнически обусловленного единства восточных славян.
Поэтому и не удивительно, что в тогдашней Академии наук БССР теория балтского субстрата была принята в штыки.
«Политические амбиции преобладали над научными фактами», — так считает автор этой теории, доктор археологии Валентин Седов. Разговор наших корреспондентов с известным ученым состоялась в Москве, где тот живет и работает.

- Скажите, пожалуйста, каким образом вы, казалось бы, далекий от Беларуси московский ученый, пришли к теории «балтского субстрата», теории, которая полностью изменила прежнее представление о происхождении белорусов?

- В аспирантские годы я работал над темой «кривичи и славяне», и мне выпало заниматься курганами.
Из результатов раскопок в Беларуси и Смоленской области видно, что эти земли отличаются от Киевщины, Новгородчины, Волыни, Польши отдельным типом украшений, которые можно сопоставить со древнелитовскими и дренелатышскими типами (нагрудные, горловые бусы, гривны на шею, культовые змеи).
Наиболее они сохранились натерритории современных Литвы и Латвии, наименее в Беларуси и Смоленской области. В то время как на Владимирщине, в Подмосковье, на Киевщине, на Волыни таких украшений нет вообще.
Изучая погребальный обряд, я заметил, что в Беларуси и на Смоленщине вместе с западной ориентацией погребений славян, хоронивших в языческие времена мужчин лицом на восток, встречается значительное количество курганов с восточной ориентацией (в Латгалии и Жемайтии таких курганов раскопано несколько сотен).
Нам хорошо известны финно-угорская, иранская, балтская гидронимика, чтобы сделать вывод, что названия рек Беларуси и Смоленской области в большинстве балтского происхождения.

- Расскажите, пожалуйста, в чем суть вашей теории?

- На основании археологических данных можно утверждать, что с конца бронзового и на протяжении железного века на территории от юго-восточного побережья Балтийского моря до верховьев Дона, включая весь бассейн Оки, и от Поднепровья до Киевщины жили балты.
Сначала они пользовались единым балтским языком. Потом этот ареал распался на три части: Западные, Восточные и Днепровские балты. С середины I тысячелетия начинается сильная миграция славян. Возникает вопрос: подвинули славяне балтов? Курганные материалы свидетельствуют, что нет.
Балты участвовали в этногенезе этих славянских племен, вошли в их состав, приняли язык, а точнее, его различные диалекты.
Балтийские элементы в Беларуси и Смоленской области проявляются прежде всего в гидронимике и диалектологии, а также в палеоантропологии.
Позже Беларусь составила основу Великого Княжества Литовского и таким образом отмежевалась от псковских, новгородских и московских земель. И формирование белорусов проходило на основе балтского субстрата. Археологически это легко проследить.

- Когда и где вы впервые выступили со своей теорией?

- Первый раз я выступил в начале 60-х годов на археологической конференции в Минске. И сразу же мою теорию не приняли. Как мне казалось, из-за каких-то политических мотивов. Против наиболее резко выступил тогда Горбунов.
Когда-то при Сталине он был Председателем Совета Министров Беларуси, а при Хрущеве его сделали секретарем отделения гуманитарных наук АН БССР. Естественно, он был очень далек от всех этих проблем. Самым серьезным его аргументом было: «Мы били готов и балтов сюда НЕ пускали».
Видимо, тогдашнее руководство хотело, чтобы белорусы были «наиболее чистом славянском племенем», а не «балтским субстратом».
Поляки, которые были тогда на конференции, пригласили меня выступить в Польше. В 1966 году я читал доклад о «балтском субстрате» в этногенезе белорусов в Варшаве и в Белорусском научном обществе в Белостоке.
В 1970-м вышла моя книга «Славяне Верхнего Поднепровье и Подвинья». Еще раньше, в 1967-м и 69-м, этой же теме я посвятил статьи в журнале «Советская этнография».

- Кажется, после первой публикации и разгорелась на страницах журнала дискуссия?

- Да. На страницах «Советской этнографии» моими оппонентами выступили Жучкевич, М. Гринблат, Третьяков, Хабургаев, кажется, Бондарчик и другие. Согласно им, этногенез белорусов нужно рассматривать на основе древнерусской народности, а никак не балтского субстрата. Во второй моей публикации я дал ответ на все приведенные аргументы. А белорусы-то всё шумели, были недовольны. Мне даже говорили, что при рассмотрении моей докторской работы в Высшей Аттестационной Комиссии в Москве белорусы выступали против утверждения моей работы, мол, моя точка зрения политически вредна. Но меня поддержали другие ученые, доказывая, что научная точка зрения автора имеет право на существование. После диссертации я написал книгу. Все рецензии были положительные. Несмотря на некоторые отзывы, принципиально никто против балтского субстрата не высказался. В книжке я представил карты, антропологические таблицы, измерения, из которых очевидно, что, например, погребения X-XIII веков с восточной ориентацией имеют один антропологический тип, с западной — другой.

- Все-таки какие аргументы выставляли ваши оппоненты?

- Например, почему балтские украшения не остались в обиходе до XVIII века (до этнографического времени)? Но до этнографического времени не дошли не только балтские, но и славянские украшения. Минуло почти тысячелетие, а украшения быстро меняются, это же — мода.
Также не сохранилась восточная ориентация части погребений, главным образом из-за распространения христианского похоронного обычая.
Мне кажется, что в той полемике для моих оппонентов главным были идеи, а не факты. Дискуссии со мной вели не археологи, а этнографы, историки. Неоднократно критиковал теорию балтского субстрата Абецедарский. Пожалуй единственным археологом, участвовавшим в дискуссии, был член-корреспондент АН БССР, ленинградский ученый Третьяков. Он один из первых выступил против моей теории, но через 4-5 лет издал книгу, где писал о балтским субстрате в Беларуси. Соглашался с моими взглядами и белорусский археолог Алексей Митрофанов, соглашался, но открыто не поддерживал. В кабинете дополнял мои факты, добавлял данные своих раскопок, а он их проводил непосредственно в Беларуси, я же — в Смоленской области, и обобщал накопленный за несколько десятилетий археологический материал. Но открыто поддержать меня не хотел, говорил, что я выступлю и уеду в Москву, а ему тут оставаться.

- Как в такой атмосфере дошло до подготовки конференции?

- Точно не знаю, но, говорят, по инициативе отдела науки ЦК КПБ. Предстояла конференция, специально посвященная вопросу этногенеза белорусов.
Я получил приглашение, дал согласие и прислал тезисы. На конференции должны были выступить лингвисты, этнографы, антропологи, археологи. Короче, затея была масштабная. Она должна была состояться где-то в 1973 году. Но организаторы, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР решили на пленарные заседания выставить только доклады противников теории балтского субстрата, а на более мелкие, секционные, где, кстати, основательной дискуссии быть не может, — поклонников. Это было не совсем приемлемо, так как терялся научный смысл дискуссии. Даже руководство моего института в Москве сомневалась, стоит ли ехать на такую ​​конференцию, которая должна быть не совсем научной по характеру. Но я решил все же ехать.
За два месяца до конференции в том же журнале «Советская этнография» с очень критической в мой адрес статьей выступила сотрудница моего же института в Москве Соловьева. В статье были собраны все возможные аргументы против моей теории. На аргументах Соловьевой строили свою критику многие мои научные оппоненты. Из этой статьи, по моему мнению, следовало лишь то, что фактов в пользу теории балтского субстрата так много, что оспорить их нельзя, разве только замалчивать. Судя по тезисам, которые выпустили накануне планируемой конференции, противники (например, лингвист Филин) строили свою критику на аргументах Соловьевой. Я дал ответ, показал, что в этой статье много путаницы, человек просто не разобрался, автор много чего перепутала.
И вот, буквально за несколько дней до открытия, конференцию отменяют. Слышал я, что и тезисы, за исключением отдельных экземпляров, были истреблены. Сохранили их некоторые ученые, в некоторых библиотеках есть.

- Что изменилось во взглядах науки на проблему этногенеза белорусов? Каково сегодняшнее состояние теории?

- В науке бывает так, что появляются новые научные данные, которые полностью опровергают либо принципиально меняют прежний научный взгляд. Что касается этногенеза белорусов, то фактов в пользу теории настолько богато, что иная точка зрения может держаться, как я уже говорил, только на незнании или замалчивании. 70-е и 80-е годы дали новые факты. Приведу лишь несколько примеров. Издал две книги украинский языковед Непокупный. Одна называется «Балты — ближайшие родичи славян», во второй исследуются балтские элементы в припятском Полесье, где он доказывает, что, на основании гидронимических и лингвистических данных, балты доходили до северной Волыни. Непокупный зафиксировал ряд балтизмов. Выявить балтизмы удалось и при анализе письменных источников XVII-XVIII веков. В 1990 году в Пскове состоялось очередное заседание научного семинара по истории Пскова и псковской земли. С докладом «Балтизмы в белорусском языке» выступил каунасский языковед Римша, который насчитал в белорусском языке несколько сотен балтизмов, хотя, безусловно, какая-то часть их может быть оспорена. Что касается самой Беларуси, так в 70-х и 80-х годах вновь каких-либо дискуссий не возникало. Но при разработке научных проблем подобная точка зрения проводится. Можно упомянуть и недавнюю защиту докторской диссертации Владимиром Богомольниковым (Гомельский университет). Он работает на ограниченном регионе и не трогает теорию балтского субстрата, но указывает, что балты являются компонентой этногенеза радимичей. Подчеркивается, что этногенез мог развиваться в разные стороны. В результате мог победить любой из элементов. Такие примеры науке известны… Так, славянское племя кривичей поселилось в восточной Латгалии, но на этой территории постепенно ассимилировалось и стало латгалам. Прибалтийские финны на Новгородской земле и славяне-кривичи составили основу новгородцев.
Наконец, и я дальше разрабатывал теорию в своей книге «Восточные славяне в VI-XIII веках», вышедшей в Москве в 1982-м году.

- Как вы оцениваете тот факт, что в изданной АН БССР в 1985 году книге «Этнография белорусов» теория балтского субстрата однозначно характеризуется как научно необоснованная? В изданной в 1989 году энциклопедии (!?) «Этнография Беларуси» вообще не упоминается ни теория, ни ваше имя? Это незнание или замалчивание?

- На проблему этногенеза белорусов до сих пор существуют различные взгляды, кстати, не всегда обоснованные. Но для науки полезно было бы поставить все точки над «и». Может, стоило бы провести конференцию… Мне думается, что после неё теория балтского субстрата победит. Может, следовало бы издать научный сборник «Этногенез белорусов», где будут приведены различные точки зрения. Пока же существуют две параллельных взгляда: «белорусский» и тот, который, по моему мнению, можно назвать научным. Я уверен, что в науке будущее за последним…

Перевод с бел. — Tverzha.ru

http://tverzha.ru/archives/2294

В настоящее время в Интернете можно найти много сайтов на которых изложены версии oб ВКЛ как белорусском государстве. Особенно активно ведется пропаганда так называемого литвинизма, в которой история ВКЛ изложена как литвино-белоруская.
Наша цель - собрать разбросанные по интернету, именно, литовские аргументы, а не белорусские, и добавить к ним другие аргументы из разных источников.

http://www.litviny.net/

RSS

Пусъёс

© 2018   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования