Эрзянь раськенть мазычинь шкинемазо. = Эрзянское искусство

  • Erush Vezhai

    Тейсынек, ялгат?

  • Вирень Инзейне

  • Erush Vezhai

    Те Раськень Штатолось-2013.

  • Вирень Инзейне

  • Вирень Инзейне

  • Анге

  • Анге

  • Анге

    Женщине без пулая нельзя было показываться на людях: она считалась неодетой. Даже во время жатвы, в жару она не снимала пулая. Зато зимой в нём было тепло. Он охранял от женских простудных заболеваний. Пулай впервые надевали девочке в 14 лет, в момент полового созревания. С этого момента она могла быть засватана. Пулай нёс и защитные функции. Считалось, дурной глаз запутается в чёрных нитях и не сможет сделать женщину бесплодной. Тяжёлый пулай, весом доходящий до пуда, укреплял торс, округлял бёдра и икры ног. Благодаря этому элементу одежды, эрзянки были стройнее и грациознее. Иностранные путешественники подчёркивали, что среди эрзянок совсем не было сутулых и горбящихся.

  • Анге

    Многосоставная, с обилием различных украшений, разнообразием вышивки эрзянская одежда была неповторимо колоритна и красочна. Украшая ее, мастерицы собирали и сохраняли многовековой опыт вышивальных традиций, отбирали лучшие орнаментальные мотивы.

  • Анге

    Веками формировавшийся образ мира воплотился в присущих только эрзянскому народу знаковой системе, орнаментальных композициях. Орнаментальные мотивы возникли как ассоциации с явлениями окружающей природы, с растениями, плодами, животными. Это образы коня, уток, цветущей ветви, восходящие к языческой древности, культу деревьев и воды, культу природы, частью которой чувствовал себя человек.

  • Анге

    Часто на разных предметах весь орнамент состоит из одних только зигзагов, кругов, волнистых линий, в другом случае – розеток, квадратов, ромбов, происхождение которых восходит к древним родовым знакам.

  • Анге

    Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Эрзянская рубаха (панар) сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 см. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой - сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе до конца не зашивались на 12-15 см.

  • Анге

    Каждый знак декора в прошлом был осмыслен и сообщал о связях человеческой жизни с миром божественным и загробным. Круг в эрзянской этно-знаковой символике использовался как символ солнца, луны, колеса, кольца. Треугольник символизировал завершение, женское начало. Квадрат – порядок, истину, справедливость, мужское начало

  • Анге

    Наиболее часто встречающиеся  знаки - это восьмиконечная звезда или розетка. Существуют всевозможные вариации и их разновидности. Только в вышивке можно насчитать около десяти вариантов.

  • Анге

    Праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд эрзянок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия. Самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов.

  • Анге

     Традиционная эрзянская одежда, которую готовили зимними вечерами, не только передавалась по наследству, но изредка отдельные ее элементы (особенно пулай, пулокаркс, головные уборы панго, сорока, вязаные узорные чулки, лапти-семерички и т. д.) изготовлялись на заказ или на продажу.

  • Анге

    Особым разнообразием выделялась вышивка эрзян. Это женские и мужские рубахи, пояса и кушаки, головные уборы и даже обувь. В базарные дни в качестве товара фигурировала праздничная кожаная обувь — коты. Это были ботинки на невысоком каблуке с вязаным верхом.

    21:13

    Верх обычно вязался из хорошей цветной шерсти и нередко фигурно украшался сукном. В некоторых селах данный вид обуви надевался молодой девушке на свадьбу и назывался венчарками. И еще один любопытный факт: в начале XX века в Карсунском уезде отмечено изготовление валенок, расшитых узорами.

  • Анге

    Эрзянский женский костюм состоит из четырёх частей: длинной верхней рубашки с вышивкой и лентами (викшнезь ланга панар), под неё одевается еще одна рубашка с вышивкой (викшнезь алга панар), юбки и поясного украшения эрзянок – пулая.

  • Анге

    Эрзянь раськень оршамопелесь сехте парсте ванставсь Рав чирева эриця раськетнень эйстэ. Сонзэ эйсэ ламо кевкстемат, конатнень лангс оштё апак муе ёвтамот.

  • Ortem

    паро группась!

  • Анге

  • Анге

    Кедь лангсо кирдян бабань каркссо. Сон кедьсэ кодазень. Монень ведьгемень иеть. А зняро сонензэ? Ванан таркат-таркат  каладсь, сурензэ менькшнесть. Зярыяксть мон сонзэ некшни?! Авам таргилизе карксонть горобиясто таго кода лиякс, а истя кода лият оршамопельтнень. Кодамо сон монень неявиль мазый! Ды сон видеяк истямо ульнесь. Ведьгемень иетне сэвизь мазычинзэ.                            Максылиизе монень токшемс ды путылизе мекев тарказонзо.               Седе мейле ламо мезе мазый некшнинь ды стувтыя бабань карксонзо. Ютась шкась. Авамгак колмо иеть уш арась.. Ансяк ней чарькудевить авань потмоёжонзо, карксонь таргамсто горобиясто. Мелем покш-ламо содамс сынст эрямодонть. Ды ват зыянось! А кинь кевкстемс.

  • Анге

    А. Баргов. Воскресный день.А. Баргов . Болдинская осень.

  • Анге

    Анатолий Николаевич  Баргов,  заслуженный художник  Республики Мордовия, председатель Союза художников   Республики  Мордовия

    А.Н. Баргов родился 22 июля 1955 года в  г.   Магнитогорске, детство и юность провел в селах Андреевка и Б.  Игнатово   Большеигнатовского района РМ. Окончил Ичалковское  педагогическое  училище (1974),  Чувашский государственный педагогический  институт  имени И. Я. Яковлева (1991, художественно-графический   факультет,  мастерская Народного художника России Р. Ф. Федорова), в 1995  году   принят в члены Союза художников России. С 2004 года — заслуженный   художник  Республики Мордовия. Произведения хранятся в Мордовском   республиканском музее  изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи,   частных российских и зарубежных  коллекциях.

  • Анге

    "Ведява". Пурескина Алёна.​

  • Анге

    Блеснул солнечный луч, и на месте птички оказалась высокая статная женщина с длинными, закрывающими почти всю ее, шелковистыми волосами зеленоватого цвета. Это хозяйка воды Ведява покинула свое речное обиталище, чтобы немножко погреться на теплом летнем солнышке. Она опустилась на песок и стала расчесывать свои красивые, отливающие серебром волосы.

    Ведява – добрая, она помогает влюбленным, загоняет рыбешку в рыбацкие сети, посылает дождь на поля в засуху. Но не стоит ее сердить. Достаточно водной хозяйке обидеться, как изменится не только ее нрав, но и облик.

  • Анге

  • Анге

    Вот они - современные эрзяночки!

  • Erush Vezhai

    Пек паро путовкст теят, Анге сазорнэм!

  • Анге

    Сюкпря, Эрюш леляй! Паряк, оштё миньденек башка кияк несазо эрзянь мазычинть!

  • Анге

    Сценический костюм по мотивам эрзянской вышивки
  • Анге

    Праздничный костюм девушки - эрзянки.

    Начало ХХ века,. с.Вышелей Городищенского уезда Пензенской губ.( ныне Городищенский район Пензенской обл.)
  • Анге

    Каждый народ многолик, имеет свою духовную и самобытную культуру. Каждый народ словно цветочек на поле цивилизации в этом мире. Мы хотим показать истинную философию, духовность эрзянского народа.Пострадавшего от колонизации русскими и насильственной христианизацией .кровавой ,когда большая часть эрзян была уничтожена христианами.Несмотря на 600 летнюю экспансию русской культуры православия народ сохранил свою самобытность, духовность.....

  • Анге

  • Анге

    Как и у других народов есть у эрзи и свои былинные богатыри. Например князь Пургас. В легендах он с переменным успехом бился с русскими князьями Ярославом, Всеволодом и Юрием. В 'Киевской начальной летописи' под 1103 сообщается: 'Того же лета бился Ярослав с Мордвою месяца марта в 4 день и побежден бысть Ярослав'. Эти строки свидетельствуют о наличии у эрзи хорошей военной организации. Летописец княжество Пургаса назвал Русью – ПУРГАСОВОЙ РУСЬЮ, ибо оно по своему государственно-политическому статусу и этническому составу населения было подобно другим Русским княжествам. Русь, по «Повести временных лет», собирательное понятие, обозначившее все те народы, которые в 882 году участвовали в походе Олега на Киев. В их числе, кроме варягов, кривичей и славян, были и близкие эрзе финские племена – чудь, весь, меря, которые затем обрусели: «… и были у него (Олега) варяги, и славяне, и прочие, прозывавшиеся Русью».

  • Анге

    Эрзянка Дарья Учватова в конкурсе "Звезда Севера".

  • Анге

  • Анге

  • Анге

  • Анге

  • Анге

  • Анге

  • Анге

    Те весе монь ды мон чачинь тесэ!