Uralistica

10 вопросов эрзянского фонда «Руця». Заочное интервью номинанта Эрзя народа в номинации «Эрзянь раськень ялга-2014» («Друг Эрзя народа-2014») - Мирославы Копинец.

10 вопросов эрзянского фонда «Руця».

Заочное интервью номинанта Эрзя народа в номинации «Эрзянь раськень ялга-2014» («Друг Эрзя народа-2014») -  Мирославы Копинец.

Мирослава Копинец: певица, русинка, исполнила и записала в 2014 году четыре современных песни на эрзянском языке «Ратор чирева», «Яла эйсэть учан», «Иля симне, ялгай, а ванькс лисьмапрясто», «Весь весе опаня». Живёт в г. Ужгород, Украина.

 

1.Эрзя. Каким чувством проникнуто для Вас это слово?

 

Эрзя – это человек Живущий, Любящий жизнь, Любящий Мир, любящий Творца.

 

2. История Эрзя-народа. Из истории Эрзя народа какое событие кажется Вам самым значимым для Эрзян?

 

Раськень Озкс — древний национальный праздник эрзянского народа. В переводе с эрзянского языка на русский — народное (родовое) моление. (По-эрзянски «раське» —народ, родня, «озномс» — молиться, «озкс» — моление.) Кроме молений предкам и торжественной части, на Раськень Озкс эрзяне решают текущие вопросы и планируют перспективное развитие своего народа. В 1629 году Раськень Озкс был запрещён царским указом. Праздник был возрождён в 1999 году, и с тех пор проводится в селе Чукалы Большеигнатовского района Мордовии. Основанием выбора для места послужила легенда, что на этом месте были захоронены около 11 тысяч воинов- эрзян после битвы с ногайцами, захороненных в братской могиле. Идея возрождения Раськень Озкса принадлежит эрзянскому Инязору Кшуманцянь Пиргужу. Поддержали организацию Озкса творческие коллективы «Ламзурь» и мужской фольклорный коллектив «Торама». Главными организаторами ритуалов были первая Озава — Маризь Кемаль, и первый Озатя — Йовлань Оло. Раськень Озкс оказывает мощное воздействие на возрождение Эрзя народа, эрзянской культуры, веры и чувства единства эрзя народа.

3. Историческая Страна Эрзян. Как Вы считаете, какое место по значимости занимает центральное место в стране Эрзян?

 

Места расселения эрзи: Мордовия, Нижегородская, Пензенская, Рязанская, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская и Оренбургская области, а также Татарстан. Известно, что эрзяне основали город Обран ош, на месте которого сейчас стоит Нижний Новгород. Эрзянская традиция называет город на месте будущего Нижнего Новгорода именем Обран Ош. Эти сведения подтверждаются и археологией и записями путешественников и географическими картами того времени.Великое переселение народов затронуло и эрзян, которые под давлением славян, двигавшихся с юго-запада, были вынуждены оставить Эрзянь ("Старая Рязань". Обосновавшись между Окой и Сурой, под защитой дремучих лесов, эрзяне строят новый центр, который является уже столицей протогосударства, что следует из его названия — Эрзямас (Арзамас) — от Эрзянь Мастор — "Страна Эрзи".

  4. Эрзянский язык. В чём заключается ценность Эрзянского языка для каждого эрзи?

Эрзянский язык несет в себе энергетическую силу предков, это родной язык. Разговаривая на нем, каждый эрзя усиливает свою энергетику, делает свою жизнь более счастливой, ибо признает роль своих предков в своем появлении на свет. Не было бы предков, не было бы меня. Разговаривать на родном, материнском языке - это правильно, так людей создал Творец. Он заповедал беречь все родное. 

 

5.Эрзянское литературное искусство. Какие книги, Вы считаете, должен прочитать и знать каждый эрзя?

 

В1994 году, произошло огромное событие в истории Эрзя народа, был издан его героический эпос – «Масторава».
Великая книга Эрзя народа, впервые изданная на песенно-звучном эрзянском языке в 1994 году, разошлась по рукам эрзян, всех, кого интересует язык, культура, история, мифология нашего народа. «Масторава» - это гуманитарное открытие рубежа 20-21 веков. «Масторава» - свидетельство огромного интеллектуального потенциала эрзянского народа, способного выдвигать рунопевцев мирового значения. Эрзянский героический эпос «Масторава», героический эпос Эрзи  формировался как многосюжетное и многогеройное повествование с циклизацией произведений вокруг знакового персонажа – социального демиурга, что содержало предпосылки появления эпопеи с возможностью ее перевоплощения в книжную форму, когда  возникли необходимые условия для этого: появление развитой письменной литературы и высокого уровня научных исследований по фольклору и истории народа.

 Произведения эрзянского поэта и писателя Числава Журавлёва:  «Сёксень цецят» («Осенние цветы»), Саранск, 1991, «Овто латко» («Медвежий овраг») Саранск, 1993, «Каргонь вайгель» («Голос журавля»), Саранск, 1995, «Валдо ойме» («Светлая душа»), Саранск, 1996, «Арсемат ды ёжот» («Мысли и чувства»), Саранск, 1999 г. I том, «Вечкемань теште» («Звезда любви»), Саранск, 2000 г. II том, «Кемемань валдо» («Свет надежды»). Саранск, 2001 г. III том, «Арсемань пакся» («Поле раздумий»), Саранск, 2003 г., «Седеень вайгель» («Голос сердца»), Саранск, 2004 г., «Каргинеть» («Журавлики»), Саранск, 2007, «Эрямонь юр» («Основа жизни») Саранск, 2011, «Кочказь произведеният» («Избранное»). Саранск, 2012.

Произведения Маризь Кемаль (Раисы Степановны Кемайкиной): Разговор со Степаном Эрьзей, Раськень сыргозтема моро (Эрзянская "Марсельеза)

6. Эрзяне. Кто из эрзян внёс самый большой вклад в сохранение Эрзя  народа, как этноса?

 

ТЮШТЯ — центральный герой эрзянского героического эпоса, сын бога грома и войны Пурьгинепаза и земной девушки Литовы. Имеет мифологическую и собственно историческую атрибуцию, соединяет космогонический миф о сотворении мира с эпическими песнями и сказаниями. Имя Тюштя — наименование общественной должности. Оно означает «инязоро» — великий хозяин, правитель, вносящий в жизнь людей и общества разум, порядок, закон, необходимую форму и содержание. Изображается как демиург, творец эрзянского раннефеодального общества. Образ Тюшти сформировался на поздней стадии военной демократии и в первые века феодализма. Время его деятельности — эпоха образования эрзянского этноса и период начала русской колонизации.

 ПУРГАЗ — выдающийся эрзянский государственный и военный деятель периода средневековья, князь (инязор) Эрзянь Мастор-«Пургасовой Руси», национальный герой. Даты рождения и смерти неизвестны. В январе 1229 года эрзянские отряды под командованием Пургаза нанесли удар объединённому войску русских князей.

Баюш Разгельдеев - организовал сопротивление ногайцам в 1612 году.

Герои Эрзя народа - Алена Арзамасская, Акай Боляев, Кузьма Алексеев.

Просветители и деятели Эрзя народа:

 ЮРТОВ Авксентий (Арсентий) Филиппович — просветитель, педагог, переводчик, учёный, первый представитель эрзянского народа, профессионально занимавшийся изучением его культуры и истории.

ВАСИЛЬЕВ Тимофей Васильевич — советский работник, один из организаторов эрзяно-мокшанской автономии, дипломат.

 КУЛДУРКАЕВ Яков Яковлевич — эрзянский поэт.  

ЭРЬЗЯ (НЕФЁДОВ) Степан Дмитриевич — выдающийся скульптор.Великий Степан Эрьзя не случайно сделал своей фамилией имя своего народа эрзя.

 РЯБОВ Анатолий Павлович — лингвист, плодотворно работал над созданием единых норм эрзянского литературного языка. педагог, общественный деятель, профессор.

Влади́мир Ива́нович Рома́шкин (Йовлань Оло), значительный деятель эрзянского культурного возрождения конца XX века, фольклорист, музыкант, кинодокументалист.

НАДЬКИН Дмитрий Тимофеевич — эрзянский лингвист, общественный деятель, доктор филологических наук, профессор.

Числав Журавлев – поэт и писатель.

 

7. Будущее Эрзя народа . Что  должен сделать каждый Эрзя для сохранения и развития нации?

Каждый Эрзя должен знать историю своего народа, язык, культуру, читать литературу на эрзянском, говорить и писать на эрзянском, принимать участие в национальных праздниках, участвовать в работе эрзянских общественных организаций. Учить детей и родственников разговаривать на эрзянскком, дружить и тесно общаться с остальными людьми, идентифицирующими себя как Эрзя, а также пытаться просвещатиь и других, предки которых были эрзя. Любить все эрзянское, ценить все эрзянское. Знать историю своего народа. Понимать настоящее и волноваться за будущее эрзянского народа.

 

8. Традиции Эрзя народа. Какая традиция, по -Вашему, показывает лучше всех сущность Эрзя, как этноса?

Вплоть до XX века у эрзян существовали две формы семьи: большая патриархальная и малая индивидуальная. Большая семья охватывала несколько поколений потомков по мужской линии вместе с их женами, причем все они жили вместе одним двором, сообща обрабатывали свои поля, питались и одевались из общих запасов. Число членов семьи иногда доходило до нескольких десятков человек. Главой патриархальной семьи является самый старый человек (покштя), блюститель всего хозяйственного уклада, а его жена занята "чисто женскими делами". Большое значение для дальнейшей судьбы новорожденного имел выбор счастливого имени. Жители села помнили, что имя - это характер, а характер - это судьба. 

 Общественные моления совершались за селом, у ручья или родника, чаще на опушке леса под берёзой, вязом, дубом, липой или сосной . В одних озксах участвовали только мужчины, в других — женщины. Были и совместные моления. Основным моментом всех озксов являлось жертвоприношение. За день до озкса ходили в баню, надевали чистое бельё. В дни наиболее важных озксов работать считалось грехом ( пежеть). Озксы не имели точной календарной даты проведения и были связаны с началом, серединой или завершением тех или иных работ. Озксы, связанные с земледелием, занимали среди прочих ведущее место. Значительная часть озксов была посвящена животноводству, пчеловодству. Во время зимнего солнцестояния отмечался праздник Коляды (Калядань чи). Накануне Нового года пекли орешки (пештть), жарили поросёнка, гуся или курицу. Вечером устраивали озксы. Хозяйка, подняв над головой каравай хлеба, молила Нороваву, чтобы уродился хлеб. Взяв чашку с орешками, обращалась к Виряве с просьбой о хорошем урожае орехов. Держа в руках жареного поросёнка, просила Кудаву о приплоде скота. Молодые парни, нарядившись в вывернутые шубы и шапки, с вениками в руках ходили по домам и собирали орешки; вениками хлестали тех, кто говорил что-то неприятное. Весенне- летний цикл озксов открывался в начале апреля молением первого выгона скота ( ливтема-совавтома озкс). В конце деревни, на выгоне, собирались все жители. Туда же пригоняли скот. Очаги в домах в этот день заливали водой. На месте моления трением сухих деревянных брусков добывали новый огонь (од толонь чи - «день молодого огня») и разводили костёр; от него каждый хозяин брал в горшок угли и поддерживал их в горнушке целый год, до следующего озкса. Здесь же расчищали специальную яму, делали на столбах помост, покрывали его дёрном. Во время моления на середину помоста ставили горшок с новым огнём и под ним 3 раза прогоняли скот. Перед началом сева проводили моление о сохе (сабан озкс).  

 

Моление в конце апреля — начале мая посвящалось Нороваве, на нём приносили в жертву кур . Моления о лошадях (алаша озкс) и коровах (скал озкс), проводившиеся в начале июня, должны были привлечь внимание соответствующих покровителей и обеспечить сохранность и размножение домашних животных. Одним из самых торжественных и многолюдных летних молений был общинный праздник села, проводившийся в конце июня в течение 3 дней. Первые 2 дня молились Нишкепазу о здоровье сельчан и урожае хлебов, в последний — о здоровье солдат, находившихся на военной службе. Завершив молитвы, не расходились до позднего вечера. Старшие пили общественное пиво, молодёжь устраивала игры. Перед сенокосом (начало июля) праздновали луговой озкс. (лайме озкс —  эрзянское), на котором резали 2 овец и просили верховного бога помочь скосить сено, сметать его в стога, чтобы оно пошло на здоровье скоту. Озкс, приуроченный к началу прополки полей (пакся эмежень кочкамо озкс); заботам об урожае посвящался озкс, на котором в жертву Нороваве приносили быка (букань озкс). Когда созревали хлеба (август), обращалась к Вармаве с просьбой не погубить урожай (варма озкс). С окончанием полевых работ проводили реве озкс. Всё село собиралось в поле. Несли с собой брагу, пироги, хлеб, соль, ложки, чашки. На общинные деньги покупали лучшую овцу, её мясо варили в больших котлах. На этом озксе благодарили Нишкепаза и других покровителей сред за хороший и вовремя собранный урожай. 

 

Семейные моления ограничивались рамками семьи, проводились обычно хозяйкой. В обед выносили на гумно ведро пива, варёного петуха и другую еду, благодарили  за то, что хлеб не сгорел во время сушки, просили и впредь его беречь. Выпивали и съедали принесенное и возвращались домой. Глубокой осенью проводилось моление в честь Кудавы (Кудавань озкс). Резали овцу, варили брагу, готовили разную пищу. Перед иконами зажигали свечу, на стол ставили полный горшок каши и другую еду. Обычно хозяйка дома обращалась к Нишкепазу с просьбой об урожае, прибавлении детей, скота. Закончив молитву, хозяйка брала понемногу от каждого кушанья, складывала на горбушке хлеба на божницу Нишкепазу, затем с 2—3 членами семьи спускалась в подпол с кушаньями. Там они раскладывали обрядовую пищу и повторяли ту же молитву, что и в избе, обращаясь к божеству дома. Поднявшись из подпола, все садились обедать. Иногда моление в подполе (сэдь алкс озкс) проводилось в качестве самостоятельного семейного обряда. В конце октября — начале ноября заканчивался выпас скота на лугах. Скот размещался на зимовку в конюшнях, хлевах, овчарнях — во дворе, покровительницей которого считалась Кардазава. Посередине двора ставили стол, покрытый белой скатертью, на нём расставляли разные кушанья. Произнеся молитву о сохранении и приумножении скота, оставляли куски пищи во дворе и возвращались в дом обедать. При частых заболеваниях в семье и болезни домашнего скота проводили ночное моление (вень озкс), в котором просили Кудаву выгнать болезни из дома и со двора. Чтобы задобрить божество, хозяйка пекла большой пирог, ставила на него 40 свечей, с жаром в горшке обходила с домочадцами дом и двор, прося Кудаву оградить семью и домашнюю живность от нечистой силы. В случае пожаров, эпидемий, эпизоотий, других бедствий люди собирались на чрезвычайные озксы и просили божества и главного бога отвести беду. 

 

 Раськень Озкс — древний национальный праздник эрзянского народа. В переводе с эрзянского языка на русский — всенародное  моление. (По-эрзянски «раське» — народ, родня, «озномс» — молиться, «озкс» — моление.) Начинается праздник с традиционной молитвы предкам. На вершине кургана была зажжена восковая родовая свеча весом более 400 кг, и звучит  обращение предводителя эрзян. Участники обряда повторяют слова молитвы и поднимают руки вверх. Далее собравшиеся принимают участие в обряде обновления Маара. Каждый из участников обряда в память о погибших предках высыпает горсть земли, привезенной им со своей родины. По ходу солнца вокруг священного кургана провожают лошадь с запряженной сохой. Лошадь у эрзян считается священным животным — согласно древним легендам это животное было подарено людям верховным богом Инешкипазом. В соответствии с древними традициями, кроме молений предкам и торжественной части, на эрзяне решают текущие вопросы и планируют перспективы развитие этноса.

 

Традиционные эрзянские имена в большой степени связаны с природой, с тем миром, который окружал людей, с их эмоциями, и потому их список бесконечен. Имена давались при рождении, и для многих других народов их смысл может быть весьма необычным. Появился малыш на свет в лесу — получил имя Виряс (владелец леса), родился во время уборки урожая — Паксют (хозяин поля), был долгожданным в семье — Вечкуш (любимый), и так далее. В современных эрзянских селах сохранилась подобная традиция, но встречается она все реже и реже: после крещения малышей называют уже другими именами, а эрзянские используют только в разговорах между собой, в семейном общении. Сейчас многие эрзяне сами берут себе национальные имена. 

 повседневной жизни 

 

По моему мнению,лучше всего показывает сущность народа как этноса традиция давать детям - своим потомкам эрзянские имена. 

 

 9. Дети, внуки Эрзян. Должен ли каждый эрзя растить детей и внуков своих Эрзянами?

Каждый Эрзя должен растить потомков Эрзянами. Это святое задание и предназначение, это правильно.Тогда народ Эрзя не исчезнет, а приумножится и станет сильным

 10. Эрзяне. Какую  черту характера Эрзянского человека, считаете, самой ценной?

Ценнейшая черта характера человека, чья национальность Эрзя - это Любовь, способность любить во всех проявлениях чистой Божественной любви, желание развивать и умножать любовь к Творцу, природе, своим близким  и своему народу. Эта черта порождает и другие - неравнодушие к дальнейшей судьбе родного народа, чувство собственного достоинства за свой народ Эрзя, чувство трепетного уважения к  своей семье и к своим традициям, желание учиться и развиваться  в изучении и продвижении родного языка, желание творить во имя родного народа, понимание красоты и ценности культуры предков.

Просмотров: 738

Эта запись блога закрыта для комментариев

Комментарий от: Erush Vezhai, Февраль 1, 2015 в 12:04pm

«Весь весе опаня…»

http://www.youtube.com/watch?v=iNjtKi3xGEI

http://www.youtube.com/watch?v=4RvqGbjraIQ


Весь весе опаня, седеем соланя,
Ковось менельга уи.
Кода вечкевиксэм юты икелевам,
Оймем ливтямо туи.

Озатан мартонзо аштеме вальмало,
Седеем токнозь токны!
Варштак, седей пельксэм, ашола панарсо
Панжтыця лёмзёркс уды.

Тон иля пеле, тонь ашине пильгинеть
Росас а начтавить ней,
Кандтан мон, лембинем, кедь лангсо кудо видьс,
Кадык тикшеськак сэрей…

Тон иля пеле, монь марто а экшендят,
Ушосонть лембе, паро…
Кунсолык седеем талныця токноманть –
Марят вечкемань моро.

------------
Erüshonj Vezhai
«Нiч яка мiсячна, зоряна, ясная» ukrajinqenj rasjken moronjt sedämonzo koräva.

2003 ije, umarjkov, 30 chi. Polärnoi oshso.

Кода теевсь-арсевсь те морось?

Монень вечкевить украинань моротне. Койсэм сынь а беряньстэ ладить эрзянь келентеньгак. Мазый седямолувост, мазыйть валост. Вейкесь эйстэст - «Нiч яка мiсячна, зоряна, ясная», конань валонзо сёрмадынзе Михайло Старицкий. 2003 иестэ мон, кода маштынь, ютавтыя те мазый моронть эрзянь кельс. Нама, эрьва кельстэ кельс ютавтовксось – те пачк аламодо полавтовкст. Секскак те морось аволь валсто валс ютавтовкс. Эйсэнзэ ванстовсь смустезэ, потмо ёжозо, оймезэ. Ули мезе ванстозь, ули мезе полавтозь. Паро те, эли аволь? Виде те, эли аволь? Тень ансяк шказо невтьсы…

 Кемень иеть неть валтнэ, эрзянь кельс ютавтовксось, кода меремс, удость сёрмадома паргосом. Монсь морамо а маштан, эрзянь морыцятнень эйстэ эрян васоло, ды та-кода виськс тень  ульнесь киньгак вешемс морамонзо: пелинь, мерить –«Эсь прянзо шны….»

Ды лиссь эрямосом истямо тев…

Ардынек Боляень Сыресь марто Мадьяронь Масторов, Шиофок ошов, финнэнь-угрань раськень Инекужов, невтеме тосо эрзянь раськенть ды эрзянь раськекоцтонть. Мон васня Мурман ошсто ливтинь Киев ошов коштвенчсэ. Тосто озынек Сыресень бусозонзо ды сыргинек седе тов. Львов ошонь маласо бусонок колавсь. Савсь сонзэ кадомс а покш ошкесэ.  Учинек Киев-Вена рейсэнь бусонть ды эйсэнзэ ардынек седе тов. Чивалгома икеле пачкодинек Ужгород видьс. Тосо вакссом чаво таркас озась аволь сэрейне од авине. Кортась кортнимень вельде ванькс украинань кельсэ.

   Ардомсто кортазевинек мартонзо. Сон раськень коряс ульнесь русинка. Тевензэ коряс ардсь Венав, Австрия Масторов. Кода ки лангсо эрси, теевинек содавиксэкс. Ёвтызе лемензэ – Мирослава. Мон сонзэ кевкстнинь русинэнь раськень коряс, мейсэ явить русинтнэ украинецтнэнь эйстэ. Сон теде паро мельсэ ёвтнесь. Минь Сыресь марто ёвтнинек тензэ эрзянь раськеденть. Аваломанесь ёвтнесь эстедензэ, келя сон пек вечки морамо раськень морот. Минь максынек тензэ ноутбук вельде кунсоломс зярыя эрзянь морот. Эрзянь моротне мелезэнзэ тусть. Мерьсь: - «Эрзянь келесь чевтестэ ды мазыйстэ гайги». Будапештсэ минь лисинек. Ульнесь талай ве. Лисемстэ казинек Мирославанень седямо плаштине эрзянь моронь марто.

Ютась шка. Сюлмавинь Мирославань марто Интернет вельде. Эсь визделгалемам трокст эскельдинь ды кевкстия, а морасы ва сон монь валом коряс «Весь весе опаня» моронть? Сон васня кавтолдозевсь, васняяк сень кис – кода сонензэ ёвтавить-а ёвтавить эрзянь валтнэ? Кемекстыя сонзэ, келя, карматано Сыресь марто лездамо… Алтась Мирослава морамозо моронть эрзянь кельсэ.

Лездынек тензэ. Ды, койсэм, тевесь лиссь… Мирослава вадрясто морызе моронть эрзякс. Мон теинь, кода маштынь, аволь покш эриванмо-видео коряванзо. Путынек моронть Интернетс. Аламодо пелилинь, кода вастсызь моронть эрзятне?.... Морыцясь аволь эрзя…. Сюконямот эрзятненень, сюдома-сялдома мельть-валт зярс арасть… Лисни а стяко путынек Мирослава марто превенек, виенек, маштоманок… Кунсолодо ды ванодо, эрзят, паро мельсэ… Кадык те моросонтькак ванстови минек эрзянь культурась, эрзянь келесь. Сюконямот тень кис тонетькак, Мирослава!

Эрюш Вежай

Полярной ош, якшамков, 2014 ие.

Комментарий от: Erush Vezhai, Февраль 1, 2015 в 11:57am

Ей понравились эрзянские народные песни. Это был первый интерес. В эрзянских Интернет группах завязались контакты. В том числе творческие. Появился проект: исполнить песни на эрзянском. Первый проект был - "Весь весе опаня". Эрзяне приняли её хорошо. Большинство отзывов были положительными. Песня была выложена на эрзянских сайтах и в эрзянских группах. Учитывая положительную реакцию слушателей, проект был продолжен. Были записаны песни "Яла эйсэть учан" и "Иля симне, ялгай, а ванькс лисьмапрясто". Сотрудничество продолжилось записью очень мощной песни "Ратор чирева". А знакомство эрзян с Мирославой Копинец было случайным. Двое эрзян ехали в Шиофок, чтобы представить Эрзя народ на 6-м ФУ Конгрессе, который отказался иметь на Конгрессе делегацию Эрзя народа. В одном автобусе оказались эрзяне, ехавшие в Будапешт, и Мирослава, ехавшая далее в Вену. Мирославе был подарен диск с эрзянскими народными песнями. В остальном помог Интернет и интерес к эрзянской культуре.

Комментарий от: Ortem, Январь 31, 2015 в 11:39pm

как она вообще стала с эрзянами сотрудничать? и в связи с чем?

Комментарий от: Erush Vezhai, Январь 31, 2015 в 11:03pm

С помощью Интернета.

Комментарий от: Ortem, Январь 31, 2015 в 9:58pm

как Мирослава оказалась связанной с эрзянской культурой?

Пусъёс

© 2019   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования