Uralistica

Когда-то рязанскую берёзу воспевал в своих стихах Сергей Есенин. Ныне это дерево включено в туристический бренд региона, и действительно, берёза по-прежнему является объектом созерцания и источником вдохновения для многих местных жителей, безымянных рязанских поэтов. Нет сомнения, что в таком искажённом виде дошёл до нас через века дохристианский культ поклонения деревьям. Свой "берёзовый край", как теперь выясняется, есть и в Скопинском районе Рязанщины. Сегодня тут преобладает лесостепь, но было время, когда эти просторы занимали обширные леса.

В восьми километрах от Скопина, между речкой Старый Келец и её притоком Ерзовкой, есть село с интересным названием Новые Кельцы. По скудной официальной версии, этот населённый пункт является «правопреемником» деревни Келецкие Выселки, основанной несколько столетий тому назад переселенцами из Кельцев Старых (село Старые Кельцы ныне в черте г.Скопина, де-факто входит в один из микрорайонов райцентра). Больше ничего особо и не сообщается, а расспрашивать о чём-то более конкретном и подробном среднестатистический человек сегодня почему-то не приучен.

Между тем, топоним "кельцы" уже давно привлёк внимание местных историков, часть из них настаивает на его финно-угорском происхождении. Например, в 20 веке краеведом Н.Н. Левошиным было высказано мнение о связи этого названия с эрзянским словом "келе" ("ширина"). Возможно, что он прав, однако к ещё более интересным выводам можно придти, пересматривая старые карты. 

Например, сохранился план генерального межевания Скопинского уезда за 1790 год. Мы видим, что часть Келецких Выселок стоит на "берёзовом верху". Относительно ручья, который когда-то делил село почти пополам, а сегодня превратился в небольшое болото, пересыхающее в летний период, есть сведения в книжке «Гидронимия бассейна Оки» (Г.П. Смолицкая, 1976 г.), в которой он указан как ржавец под названием "Березовец".

Многие уже, наверно, догадались, к чему я подвожу - в мокшанском языке есть слово "Келу" - это, соответственно, "Берёза". А в эрзянском - "Килей". Совпадение или всё-таки нет?

Относительно окончания «лец» Левошин говорит, что это последствие русификации. Спорить не будем, но выскажем также предположение о том, что «лец» - это, возможно, искажённое «лей» - «река». Кстати, в Мордовии есть речка Келя (приток Пьяны).

Вообще, если двигаться дальше по "Скопинской Атлантиде", можно встретить на своём пути целый ряд топонимов и гидронимов, напрашивающихся на то, чтобы их переосмыслили через финно-угорскую призму.

Конечно, обычное сходство названий ещё ни о чём не говорит, и данное явление следует рассматривать в совокупности с другими факторами. 

Просмотров: 798

Комментарий

Вы должны быть участником Uralistica, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в Uralistica

Комментарий от: Ержан, Октябрь 16, 2015 в 1:10pm

 http://www.stihi.ru/2015/10/09/9178

Мёд на язык и усы

Вот и экватор – середина  пути  между  полюсами
 Холода и жары. Не считая припева весны. 
Держит  Октябрь  коромысло с ведрами - временами
Года, -  Зимой и Летом.  Недаром по знаку  - Весы.

Октябрь паритетен. Но и авторитетен,  когда выводит
Из равновесия поэтов, сдвигая их ритмику снов,
Ломая размеры, будоража их  тиши да глади-води,
Взрывом осенних красок, зажигая на поиски слов.

Ломать  не строить. Но он строить и жить помогает,
Избавляя от злых иллюзий, как добрый холодный душ.
Вдохновлять, оживлять  – эту миссию не проморгает
ГрАбарь*-Октябарь,  -  гробовщик и спаситель душ.

Мёд  на язык и усы – Весы – любость и контроверза.
Ведь, рожденный осенним хулиганским волшебным днем,
Небоглазый Есенин – русский поэт и великий эрзя, - 
Неспроста был душою с октябрьско-дерзким огнем.

Можно испытывать страстно к любому времени года зависть,
Но на карму опасно намагничивать этого чувства следы.
Хорошо любоваться, как яблони дают цвет, а потом и завязь,
Но есть время - собирать камни  и, конечно же,  чудо-плоды.

Прелости привкус – лишь пряный оттенок, когда в расцвете
Все прелести спелости в авангардной палитре  дней.
Amor est virtus – Любовь это сила!  Октябрь в ответе
За  эту реплику  в  театре  света,  осени,  и теней 

*
*Происходит от польск. grabarz «гробовщик; могильщик», далее из нем. Graber «землекоп»
Комментарий от: Андрей Серёгин, Сентябрь 5, 2014 в 12:43pm

Мне тут подкинули карту мира Фра Мауро из библиотеки Ватикана.

очень интересно на эту карту посмотреть!

Кстати, да.

Комментарий от: Ortem, Сентябрь 5, 2014 в 12:24pm

Из последних работ по теме - книга ткаченко - вовсю пользовался работой кузнецова считавшего Мерю марийцами

это не последние работы. Вы Хелимского читали? А Саарикиви?

Комментарий от: Ortem, Сентябрь 5, 2014 в 12:24pm

Мне тут подкинули карту мира Фра Мауро из библиотеки Ватикана.

очень интересно на эту карту посмотреть!

Комментарий от: cheremis, Сентябрь 5, 2014 в 11:35am
Ветлужские княжества черемис совпадают с легендарной меровией да и бегство язычников из под ростова к черемисам проскакивает в церковных преданиях . Ничего из пальца высасывать и не надо как в случае с мордвой
Комментарий от: cheremis, Сентябрь 5, 2014 в 11:24am
Из последних работ по теме - книга ткаченко - вовсю пользовался работой кузнецова считавшего Мерю марийцами
Комментарий от: cheremis, Сентябрь 5, 2014 в 11:10am
Чья это версия? Википедию смотрел - все исследования о ближайшем родстве либо о тождестве
Комментарий от: Ortem, Сентябрь 5, 2014 в 10:40am

Марийцев считают наиболее близким к мере этносом а то и отождествляют

Черемис, да разные это этносы, разные

последняя версия, что меря скорее говорили на прибалтийско-финском языке, чем на волжско-финском

Комментарий от: cheremis, Сентябрь 5, 2014 в 10:16am
Марийцев считают наиболее близким к мере этносом а то и отождествляют
Комментарий от: Андрей Серёгин, Сентябрь 5, 2014 в 9:56am

Cheremis,  юго-восток Московской и север Рязанской чем-то схожи топонимически, помимо Шатуры, есть много всяких "ур" (видимо, обозначение водоёма) - село Ерахтур, озеро Кендур и т.п. Говорят также и о мещёрском происхождении.

Пусъёс

© 2017   Created by Ortem.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования